Сообщение о сибири 7 класс по родной литературе

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Солженицын А.И. Колокол Углича.jpg

Выбранный для просмотра документ А. И. Солженицын. Колокол Углича..docx

Тип урока: урок открытия знаний.

Образовательная: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына;

научить на основе непосредственных впечатлений от прочтения произведений делать их комплексный анализ, рассматривая проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающая: совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы .

Воспитательная: работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения .

Оборудование: тетрадь, ИКТ, раздаточный материал.

Планируемые результаты

Метапредметные

Научиться опреде­ лять тему и идею произведения, анализировать художественные средства выразительности.

Познавательные: уметь осмысленно чи­ тать и объяснять значение прочитанного .

Регулятивные: выполнять учебные дей­ ствия в речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Формирование мотивации к са мосовершенство­ ванию

Оборудование: учебник, мультимедийная доска, тетрадь.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по композиции, содержанию и художественным особенностям.

3. Мотивация и целеполагание.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.

Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника – в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот – я и в Угличе, в храме Димитрияна-крови. И колокол, хоть и двадцатипудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают – ударить.

Я – бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины – к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая – и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.

В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа – то колокол возвещал общий страх за Русь.

Те раскатные колокольные удары – клич великой Беды – и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол – где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная – лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.

· Определить тему и основную мысль произведения.

· Назвать лексические средства выразительности.

· Вспомнить из истории, что такое Смута, какие периоды Смуты можно выделить.

· Как вы считаете какой период Смуты автор называет Третьим, каковы его предпосылки?

6. Первичное закрепление. Работа над идейно-художественным содержанием.

Таким образом, устаревшая, высокая и даже окказиональная лексика придают тексту оттенок торжественности, патетичности. Автор стремится максимально ярко, эмоционально передать смысл происходящего, опираясь на исконное значение корня. Это позволяет увидеть не только конкретное событие, но, прежде всего, высокие духовные категории.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

О Сибири пишут, как об огромной территории с самобытными народами, могучими реками и непроходимой тайгой. Мало кто помнит, что вторая часть романа Даниеля Дефо о Робинзоне Крузо рассказывает о путешествии главного героя по Сибири. Там ему противостоят язычники, а кочевники хотят его убить. Русские писатели посвятили этому краю немало произведений. О самых известных из них мы расскажем вам в этой статье.

В этом романе-эпопее описываются поиски золота, происходившие в сибирских краях на стыке 19-20-х веков. Главными героями книги стали богатые промышленники Громовы. Во время сочинения романа Шишков принял участие в экспедиции, посетил Енисейскую и Иркутскую губернии. Многим реальным сибирским деревням и городам он дал в своем романе другие названия. Крайск на самом деле является Туруханском, Почуйский – Чечуйском, а Подволочная – Подволошино. Угрюм-реку автор списал с Нижней Тунгуски.

В своем произведении Василий Макарович описал Алтай двадцатых годов минувшего века. Дяде и племяннику Родионовым дали задание открыть школу в глухой сибирской деревушке. Но в реальности родственники являются сотрудниками НКВД. Родионовы прибыли сюда бороться с местной бандой, к которой имеют отношение зажиточные крестьяне Любавины.

Во время Великой Отечественной войны в отдаленную от цивилизации таежную деревню на реке Ангара к жене с фронта возвращается дезертир.

Действие всех рассказов, включенных в этот сборник, происходит в Сибири. У главных героев книги – сложные судьбы. Все они живут в окружении первозданной природы. Цель одних персонажей — сохранить эту красоту, но есть и те, которые занимаются разорением и опустошением родной земли, что приводит к разрушению их душ.

Освоение Западной Сибири началось в конце 16 века при Иване Грозном. Последующий век характеризовался проникновением землепроходцев и промышленников, а также представителей царской власти. Здесь были основаны поселения и крепости в первой половине 17 века. В 1637 году создан Сибирский приказ, Сибирь поделена на 19 уездов.

Освоение Сибири сопровождалось покорением племен и народов, населявших эту территорию. Коренными народами Западной Сибири являются эвенки, ненцы, ханты, манси, якуты, буряты, чукчи и ительмены. Это были немногочисленные народы, которые развивались обособленно, поэтому имели разный уровень социального развития, отличную культуру и язык. Они находились на уровне родоплеменного строя. Основными занятиями у местных жителей были скотоводство, охота и земледелие. Местное население должно было выплачивать дань (ясак). Обычно это были меха, это приносило хороший доход в царскую казну. Это сопровождалось насилием и грабежами.

После завоевания Сибири Ермаком процесс колонизации шел очень быстро. Этому способствовало удобное расположение сибирских рек и их притоков, которые в своих верховьях очень близко друг к другу проходят.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Средняя общеобразовательная школа № 9"

Автор: Рыбак Юлия

Куйбышевский район,г. Куйбышев

Лопатова Юлия Михайловна,

Учитель английского языка.

Я живу в Новосибирской области и могу с уверенностью сказать, что Сибирь – это не дикий необузданный край, Сибирь – территория живописных пейзажей и неожиданных находок.

От исторического памятника перейду к памятнику природному. В 70 км к востоку от города Новосибирска, в Тогучинском районе и окрестностях посёлка Горный находится уникальное место — Буготакские сопки. Они - форпост, преддверие гигантского горного массива Центральной Азии. С вершины сопки Большой уже видны на горизонте очертания Салаирского кряжа - самого северного отрога Алтае-Саянской горной системы. На небольших по площади Буготакских сопках встречается около 300 видов растений. Узкая граница между лесом и степью проходит по гребню холмов. Северные склоны сопок заняты осиново-берёзовыми лесами с густым травостоем. В начале лета на склонах сопок цветут ирисы-касатики, одноцветная фиалка, благоухают кустарники спиреи. На сухих южных склонах, среди камней, обычный шиповник превратился в настоящее карликовое деревце бонсаи. Сейчас сопки взяты под охрану государства, они получили статус памятника природы. Каждая сопка - своеобразный микрозаповедник, где обитают редкие насекомые и растения, многие из них занесены в Красную книгу. Есть надежда, что уникальный природный комплекс Буготакских сопок сохранится и для будущих поколений.

Подумать только, каждый день мы проходим и проезжаем мимо прекраснейших и интересных мест, даже не подозревая об этом. Занятые своими рутинными делами, люди постоянно забывают о том, насколько велик и разнообразен мир вокруг, а ведь стоит только поднять голову и оглядеться по сторонам – природа и история оживут и покажут свои богатства. Хочется закончить пожеланием: люди, отрывайтесь хоть иногда от забот и наслаждайтесь красотой родной земли!


-75%

Читайте также: