Сообщение о шумерской клинописи

Обновлено: 04.07.2024


Ссылки и комментарии:

[1] Надписи с Бехистунской скалы, которая находится в Иране.
[2] Керам К., Боги, гробницы, ученые. – М., 1994. – с.183
[3] Там же, с.184
[4] Там же, с.184 - 185
[5] Там же, с.185
[6] Овчинникова А. Легенды и мифы Древнего Востока. – Ростов н/Д; СПб., 2006. – с. 155
[7] Керам К., Боги, гробницы, ученые, указ. соч. – с. 190
[8] Холм Кюнджик - археологический памятник на правом берегу реки Тигр. Это остатки города Ниневии - крупнейшего центра Ассирийской империи.

Прочла с интересом.
Но в последнем абзаце, думается, следует изменить написание слова. В большинстве монографий и словарей речь идёт именно о городище "Куюнджик", что на левом берегу реки Тигр,напротив современного иракского города Мосул. Именно там Лэйярд и Кемпбелл-Томпсон вели свои раскопки.

Мой покойный друг- ассириец

Отец друга-ассирийца владел клинописью

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Старейшая из известных систем письма – клинопись (т.е. клинообразное письмо, англ. cuneiform от латинского cuneus 'клин') возникла не позже 3100 до н.э. и находилась в употреблении примерно до начала нашей эры [!]. Сначала клинописное письмо было в ходу у шумеров – народа с высокоразвитой культурой, но с неизвестными этническими и языковыми корнями. Шумеры жили в Месопотамии, в южной части долины между реками Тигр и Евфрат, т.е. на юге нынешнего Ирака. Этот народ вместе с египтянами был первоначинателем цивилизации и первым создателем письменности вообще.

К сожалению, "мы еще не можем читать самые древние, написанные в конце IV и начале IIІ тысячелетия до н. э. многочисленные документы шумеров [!]. Прочтены только более поздние шумерские тексты" (И. Дьяконов). Шумеры сперва писали вертикальными столбцами, позднее — строками, слева направо.

Вскоре политическая власть в стране плавно перешла к аккадцам – народу, говорившему на одном из семитских языков и известному также под именем вавилонян и ассирийцев. Аккадцы многое переняли у шумеров, в том числе и письменность, которую стали использовать для записи своего собственного языка. Вавилоняне и ассирийцы распространили свою культуру и политическое влияние на весь Ближний Восток, так что бытовавшая у них клинопись была позаимствована и другими народами, с которыми они соприкасались. Ее использовали для записи своих собственных языков хетты в Анатолии, хурриты, жившие на территории современной Сирии и северного Ирака, эламцы на западе Ирана и урартцы в Армении.

Клинописные записи производились по большей части на специальных глиняных дощечках. Знаки наносились на дощечки с помощью тростниковой палочки, которую поворачивали под определенным углом и вдавливали одним из трех ее краев во влажную глину. Получавшиеся таким образом знаки имели характерный клинообразный вид, что и дало клинописи ее название. Дощечки с нанесенными на них знаками далее высушивались на солнце, а сравнительно небольшая их часть – в основном предназначавшиеся для библиотек копии литературных текстов – обжигались в печи. На этих дощечках содержатся записи самого различного характера.

Здесь представлены системы письменности, которыми написаны тексты как на шумерском языке, так и языках, носители которых позаимствовали шумерское письмо для записи своей речи. Это:

  1. пиктографический шрифт (Урук, Джемдет Наср, Архаический Ур), типологически близкий к раннему эламскому;
  2. клинопись в её основных вариантах — классической шумерской и различных видах аккадской: старовавилонской, средневавилонской, среднеассирийской и значительно упрощённой новоассирийской и нововавилонской.

Разделы страницы о протоклинописи и клинописях:

    (древнейшие пиктографии)
    • Расшифровка клинописи
    • Развитие клинописи
    • Эламская клинопись
    • Клинописи хеттской Малой Азии
    • Хуррито-урартские клинописи
    • Древнеперсидская клинопись
    • Угаритский клинописный алфавит - см. Первые семитские алфавиты

    Возможные истоки протошумерского письма (древнейшие пиктографии)

    Пиктография культуры Винча (тэртерийские таблички, дунайское протописьмо)

    Древнебалканская культура Винча (V—III тысячелетия до н.э.) считается первой протоцивилизацией Европы. Ее укрепленные поселения с домами-мазанками распространяются по всей территории Греции, а также в Сербии, Болгарии, Венгрии и Румынии [Балканы и Трансильвания].

    Носители культуры Винча умели плавить медь, занимались земледелием, скотоводством и охотой, а также создали свою религию и даже протописьменность, которая пока не расшифрована. Первая табличка с пиктограммами обнаружена в 1961 году в поселке Тэртэрия в Трансильвании. Сейчас известно до 1000 глиняных и деревянных объектов с пиктограммами ("тэртерийские таблички"). Эти таблички напоминают более поздние шумерские. Пиктограммы, напоминающие животных или ветки деревьев, перемежаются с абстрактными символами вроде крестов, свастик и шевронов.

    Справедливости ради, нужно сказать, что еще в конце XIX века археолог-самоучка Зофья Торм (1832-1899), дочь венгерского историка, проводя раскопки в своих владениях в Хуннедоаре, в Трансильвании, нашла предметы, похожие на шумерские. Среди них были даже таблички с "клинописью". Торма устроила музей и выпустила книгу, в которой доказывала родство венгерского языка с шумерским. Тогда на эту находку не обратили внимание.

    (Prehistory.It). (Prehistory.It).

    Поскольку прототипы шумерских знаков найдены в трипольской культуре (в орнаменте горшков), а первые шумерские тексты, возможно, написаны на индоевропейском языке - может быть и "винчанский" язык - индоевропейский?

    Родственные или производные пиктографии

    Шумерское письмо родилось из древней пиктографии, истоки которой могут быть и не в Древнем Междуречье. Вероятно, были родственные и дочрние пиктографические системы, например, петроглифы Ингушетии. Возможно, и китайские пиктограммы в родстве с шумерскими. Если так, то пиктографические надписи должны обнаружитья и на промежуточных территориях между Дальним и Ближним Востоком - на Центральном Востоке, в первую очередь, в Средней Азии, где были не только протоиндские, но и, наверное, шумерские колонии ("Бухара" - шумерские топоним). Жаркутанские пиктограммы эту гипотезу подтверждают (см. ниже).

    Пиктографии Центральной Азии

    Жаркутанские пиктограммы

    Знаки жаркутанской пиктографии

    Свидетельства упрощенного письма были найдены на археологических памятниках Сурхандарьинской области, относящихся к периоду Бактрийской государственности (5-6 века до н.э.).

    Письмо Древней Месопотамии (протоклинопись)

    Пример шумерского рисуночного письма
    (C) Lawrence Lo (Ancient Scripts)

    Протошумерское (допотопное?) рисуночное письмо

    Табличка из Киша с рисуночным письмом

    Все надписи даже на самых ранних из известных нам глиняных дощечек представляют собой образцы настоящей письменности словесно-слогового типа. В археологических слоях, расположенных ниже тех, где были найдены самые ранние глиняные дощечки, вообще не обнаружено видимых следов какой-либо письменности или протописьменности. Однако облик знаков, содержащихся на самых ранних дощечках, обнаруженных в городище Варка (древний Урук) на юге Вавилонии и опубликованных в 1936 А.Фалькенштейном, весьма отличен от более поздних клинописных знаков. Первые внешне являются несомненными пиктограммами, в которых легко узнаются рисунки голов и других частей тела человека и животных, рисунки птиц, рыб, растений, кувшинов, солнца, звезд и т.д. Эти изображения, часто называемые протошумерскими иероглифами или протоклинописью, наносились на глину путем проведения по ней острием палочки – вместо выдавливания в ней клинообразных значков, как это стали делать позже. Другие знаки к тому времени уже утеряли какой бы то ни было рисуночный характер, который, возможно, был присущ им до этого.

    Прошло еще немного времени, и вскоре уже все знаки клинописи утратили пиктографический характер. Ранние знаки, в которых угадываются рисунки, все носят очень незамысловатый характер; предметы воспроизведены в них самым экономичным образом, почти без деталей.

    То, как звучали знаки клинописи, определяется на основании различных данных. Сами древние народы составляли списки знаков и словари, где содержатся полезные для нас ключи. Древние греки записывали звучание, которое они слышали, с помощью букв своего алфавита. Очень важно также, что аккадский язык близкородствен другим семитским языкам – таким, как арабский и иврит, на которых говорят и поныне. Все это помогает установить звучания многих знаков, а из них, равно как и из других признаков, можно вывести произношение большинства шумерских слов.

    Шумерская иероглифическая письменность

    Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало 1000. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием.

    Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов — омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметься до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.

    В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведению непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, логограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумерское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-логограммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чтение знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’

    Как видим, знаки тождественны аккадским (отсутствуют только esh и 'a). Взяты ли они напрямую из аккадского письма или через промежуточную хаттскую клинопись? Как и в аккадской клинописи, на письме не передаются фонемы V или W.

    Согласная Ca Ce Ci Cu aC eC iC uC
    (Только гласная) a e i u
    K
    G
    ka
    ga
    ke, ki
    ge, gi
    ku
    gu
    ag, ak, aq? (нет eg, ek) ig, ik, iq? ug, uk
    Q qa qe, qi qu (нет aq) (нет eq) (нет iq) (нет uq)
    P
    B
    pa
    ba
    pe, pi
    be, bi
    bu, pu ab, ap eb, ep, ib, ip ub, up
    T
    D
    ta
    da
    te
    (нет de)
    ti
    di
    tu
    du
    ad, at ed, et, id, it ud, ut
    M ma me mi mu am (нет em) im um
    N na ne ni nu an en in un
    S sa se, si su
    as, az, ass
    (нет es)
    is, iz, iss
    (нет us)
    Z za ze, zi zu (нет ez) (нет uz)
    SS ssa sse, ssi ssu (нет ess) (нет uss)
    SH sha she shi shu ash (нет esh) ish ush
    H ha he, hi hu ah (нет eh, ih) uh
    L la le, li lu al el il ul
    R ra re, ri ru ar (нет er) ir ur
    Y ya (нет ye, yi) (нет yu) (нет ay) (нет ey, iy) (нет uy)

    Ресурсы с корпусами хеттских клинописных текстов:

    Хуррито-урартские клинописи

    Клинописные системы неаккадского происхождения

    Ряд клинописных систем не являются по-происхождению месопотамскими. Они произошли от собственных рисуночных письменных систем, преобразованных в клинопись для написания на глиняных табличках. Это, в первую очередь, относится к угаритскому алфавиту. Так же это может относится к эламской и древнеперсидской клинописям.

    Древнеперсидская клинопись

    Древнеперси́дская кли́нопись — наиболее молодая из клинописных форм письма. Хотя знаки внешне напоминают аккадскую или шумерскую клинопись, сходство лишь внешнее — по происхождению это совершенно оригинальная письменность. Вероятно, клинопись персов была создана искусственно около 520 года до н. э. для создания монументальных надписей ахеменидских царей, в первую очередь — грандиозной Бехистунской надписи Дария I. Все надписи относятся к эпохе Ахеменидов - царей Древней Персии. Наиболее известной является эта самая трёхъязычная монументальная надпись на Бехистунской скале — на древнеперсидском, аккадском и эламском языках.

    Письменность состоит из 41 знака — 36 фонограмм и 5 логограмм, а также включает 1 словоразделительный знак.

    Дешифрована в XIX в. немецким учителем Г. Ф. Гротефендом и английским дипломатом Г. К. Роулинсоном.

    Одни считают, что персидско-ахеменидское письмо нововавилонского происхождения. Другие полагают, что древнеперсидские клинописные знаки не похожи на аккадские. [Может быть прообразом послужила собственная рисуночная письменность? И интересно, связана ли она с угаритским клинописным алфавитом?]

    Шумерская клинопись – часть того немногочисленного наследия, что осталось после этой древнейшей цивилизации. К сожалению, большинство архитектурных памятников было утрачено. Остались только глиняные таблички с уникальными письменами, на которых писали шумеры – клинопись. Долгое время она оставалась неразгаданной тайной, однако стараниями ученых у человечества теперь есть данные о том, что представляла собой цивилизация Междуречья.

    Шумеры: кто они такие

    шумеры клинопись

    Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине рек Тигр и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

    Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

    Язык шумеров

    Шумерский язык – весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

    Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

    возникновение клинописи шумеров

    К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

    Эволюция клинописи

    Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

    Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками – токенами. Один токен – один предмет.

    С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе – остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

    Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы).

    как появилась клинопись у шумеров

    Следующий этап – фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как – расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

    Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

    Клинопись: основные принципы

    Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было идеографическое письмо.

    На начертание во многом повлиял материал, на котором писали – глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия – район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские берестяные грамоты или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

    шумерская клинопись

    Зарождение слогового письма

    возникновение клинописи

    Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

    Расшифровка и значение для других языков

    Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная Бехистунская надпись позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

    Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.

    Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.

    Шумерская клинопись

    Шумерская клинопись

    Шумерский для простых смертных — Введение

    Если вы читаете эту статью, то у вас, вероятно, уже есть некоторые основания для изучения шумерского языка. Но во всяком случае давайте кое о чём поговорим.

    Шумерская грамматика — очень сложная тема. Когда мы начинаем изучать язык без носителей, с малым количеством источников, некоторые из которых написаны людьми, для которых шумерский не был родным языком, то, конечно, возникнет много трудностей. Однако, храбрые учёные собрали и восстановили приблизительную грамматику этого давно забытого языка. Изучение шумерского также усложняется системой письменности — клинопись очень трудна для запоминания и написания.


    Автор рисунка — dariatkachoff
    Однако, если вы всё же набрались смелости и решили изучать шумерский язык, то это доставит вам большое удовольствие. Для путешествия в глубь времен, когда человеческая цивилизация находилась только на начальной стадии развития, шумерский язык очень поможет. Возможно, с изучением шумерского немного изменится ваше мировоззрение, как это бывает с любым другим иностранным языком. Данный курс призван познакомить читателя с основами шумерского языка в понятной и простой форме.

    Самое главное — помнить, что шумеры не хотели запутать нас. Они хотели, чтобы то, что они писали, нашли мы. Шумеры хотели передать свои литературные достижения и наследие другим поколениями. Так что, когда вы будете читать шумерскую табличку, помните: она хочет быть прочитанной. Для этого требуется много усилий, но наградой будет знакомство с мыслями шумеров, которые, как и мы, мечтали и творили.

    Происхождение и развитие письменности



    Пиктограммы шумерского языка могут изображать всю часть показываемого объекта либо его часть, либо абстрактные вещи, но всё же отдалённо имеющие связь с некой идеей.

    Когда шумеры стали писать не пером, а угловатой палочкой для клинописи, они задались вопросом: а как нам создавать новые знаки для слов? Одним из способов образования новых клинописных знаков был метод gunû-мазков или šeššig-штрихов, названный так аккадскими писцами. Сравните два знака ниже. К первому знаку saĝ ‘голова’ были добавлены штрихи в области рта, так, образовался новый знак ka ‘рот’ (SAĜ-gunû).



    Ещё одним способом образования новых знаков является комбинирование двух или трех знаков в один, например:



    Ещё новые знаки можно образовать путём комбинирования одного внутри другого и объединением в лигатуру, но об этом речь пойдет ниже.

    Правила транслитерации и произношение

    Шумерский словоформы пишутся латинскими строчными буквами. Используется несколько особых символов:

    Важным пунктом развития шумерского языка был принцип поливалентности, то есть объединение множества значений в одном знаке с разным произношением. Например:

    ka ‘рот’ можно также прочитать, как kìri ‘нос’, zú ‘зуб’ или inim ‘слово’;
    pa ‘ветвь’ можно также прочитать, как ĝidri ‘скипетр’, sìg ‘бить’ или ugula ‘мастер’;
    utu ‘солнце’ можно также прочитать, как ud ‘свет, день, время’, babbar ‘яркий, белый’ или àh ‘высохший’;
    Шумерский язык имеет большое количество омонимов — слов, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения и пишутся разными знаками. Отсюда растёт предположение, что шумерский имел богатую тоновую систему (как в китайском) и много гортанных и придыхательных звуков, но доказать или опровергнуть это мы никогда не сможем. Посмотрим на пример: эти три слова читаются одинаково: du.



    В некоторых версиях транслитерации диакритика заменяется на цифры 2 и 3:

    Заглавные буквы или буквы верхнего регистра (капс) в транслитерации шумерского языка используется:


    ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR)
    Когда точное произношение неизвестно или непонятно. Например, в фразе a-SIS ‘солоноватая вода’ произношение второго знака точно учёным неизвестно: sis или ses?
    Для разложения логограммы на компоненты. Например, слово ugnim ‘армия’ передается пятью знаками: ugnim (KI.KUŠ.LU.ÚB.ĜAR).
    Детерминативы, то есть непроизносимые знаки, которые определяют категорию понятий, к которой относится слово, пишут над строкой. Детерминативы могут располагаться перед и после корня. Например, вот так ставятся детерминативы ki ‘земля, место’ и diĝir (d) ‘божество’: Urim5ki ‘город Ур’, dInanna — ‘имя богини Инанны’. Обо всех детерминативах мы поговорим в отдельном уроке. Помните, что детерминативы не произносятся!

    Частично или полностью разрушенные знаки могут быть указаны с помощью квадратных скобок, например, lu[gal] или [lugal]. Места, в которых древний писец клинописью ошибся (да-да, шумеры тоже делали ошибки на письме), обозначаются скобками. Если же писец два раза написал по ошибке один и тот же знак, он обозначается в двойных > скобках.

    Каждый знак на письме отделяется дефисом в шумерских словоформах, однако сейчас многие учёные не присоединяют дефисом прилагательные.

    an-ki ‘небо и земля’ = ‘мир, вселенная’
    dumu-tur или dumu tur ‘ребёнок и маленький’ = ‘маленький ребёнок’
    Когда один знак пишется внутри, над или под другим это передается через символ ‘x’ с использованием заглавных букв. Например:


    KAxA KA times A = nag ‘пить’ (KA ‘рот’, A ‘вода’)
    Если два знака находятся близко друг к другу, особенно если они имеют несколько общих клиньев, то перед вами шумерская лигатура. Связь частей лигатур показывают знаком плюс ‘+’, хотя некоторые учёные используют точку:


    После Второй мировой войны шумерологи стали больше использовать короткую версию, которой до сих пор отдают предпочтение большинство ученых. Тем не менее, нужно просто научиться комфортно обходится с двумя версиями каждого знака. Достаточно лишь узнать короткое чтение вместе с его ауслаутом, например du10(g), ku5(dr), и т. д.

    Поэтому запомните: слово, у которого есть ауслаут, но за ним не следует гласная, произносится без ауслаута.

    Полностью разработанная шумерская система письма использует логограммы (знаки слов или идей), слоговые знаки (звуковые значения, полученные из знаков слов) и детерминативы.

    Многие шумерские логограммы пишутся одним знаком, например, a ‘вода’. Другие логограммы пишутся двумя или большим количеством знаков, представляющих из себя идеи, соединённые вместе, чтобы создать новую идею.

    KAxA > naĝ ‘пить’ (комбинация KA ‘рот’ и A ‘вода’).

    Такие составные логограммы следует отличать от сложных слов, которые состоят из двух или более логограмм:

    Слоговые знаки используются в основном для написания грамматических элементов, а также для слов, для которых не существовало подходящей логограммы. Зачастую, это значит, что слово было заимствованно в шумерский из другого языка. Например, sa-tu ‘гора’ из аккадского šadû.

    Тексты на диалекте шумерского языка, эмесале, имеют большой процент слов, написанных слоговой клинописью. Например, на эмесале шумерское kalam ‘народ’ пишется ka-na-áĝ тремя слоговыми знаками. Иногда встречаются тексты, полностью записанные слоговой клинописью, но это, как правило, находят на окраинах распространения шумерской культуры и языка.

    Итак, любой шумерский знак можно интерпретировать тремя способами:

    Как одно или более логографическое значение, каждое со своим произношением. Необходимо развить такое чувство, чтобы уметь определять основное значение любого шумерского слова, и каким образом оно может быть использовано, чтобы передать ряд других идей и смыслов, для которых современные языки используют различные слова.
    Как детерминатив.
    Как слоговой знак.


    Например, знак AN может означать:

    логограмма ‘небо’;
    логограмма ‘высокое место’;
    логограмма ‘имя бога Ану’;
    логограмма diĝir ‘божество, бог’;
    детерминатив d для категории ‘божества’, например, как в den.líl ‘(бог) Энлиль’;
    слоговой знак an, как в предложении mu-na-an-šúm ‘он дал это ему’;
    слоговой знак am6

    "Покажите им, на что вы способны. Украдите у них надежду, как тень крадёт свет. Тогда покажитесь сами. Инструмент никогда не меняется, дети мои… Оружие всегда одно и то же. Страх." Конрад Керз ©

    Читайте также: