Сообщение о сервисных роботов

Обновлено: 04.07.2024

Современная жизнь невозможна без автоматических устройств. Они помогают человеку справляться с рутиной. Однако большая часть из них работает под указкой человека, выполняя задачи после заданной программы. Ими нужно управлять. Но есть и исключения. Это бытовые роботы. Они могут справляться с поставленной задачей с минимальным надзором со стороны пользователя.

Бытовой робот

Основное отличие бытового робота от остальной техники в доме – это автономность работы. То есть автоматика устройства должна сама просчитывать алгоритмы и действия, а не работать по команде пользователя. Кибернетическая система выполняет операции, которые относятся к умственной или физической деятельности человека.

Бытовые роботы являются ответвлением сервисной робототехники. Проще говоря, они призваны помогать людям в решение рутинных задач. Автономные бытовые роботы должны удовлетворять нескольким требованиям:

  • иметь один или несколько приводных механизмов (шасси), которые можно запрограммировать по двум и более осям;
  • располагать датчиками ориентира в пространстве (инфракрасные сенсоры, лидары, камеры и проч.);
  • выполнять одну или несколько функций по удовлетворению бытовых или личных нужд человека.

Некоторые модели могут иметь средства коммуникации с пользователем: камеру для определения лица человека, микрофон и динамик для голосового управления, различные манипуляторы для тактильного взаимодействия. Продвинутые девайсы имеют выход в домашнюю или глобальную сеть.

Специалисты компании ResearchAndMarkets подсчитали, что объем продаж и обслуживания бытовых роботов достиг отметки $3,02 млрд. Это данные исследователей за 2018 год. Аналитики посчитали, что за 2018 год было продано 10,3 млн единиц бытовых роботов. На конец 2019 года общий объем продаж всех сервисных роботов составил порядка $17 млрд. Эксперты прогнозируют бурный рост продаж. Они отмечают, что к 2024 году будет продано более 41,4 млн единиц бытовой робототехники.

Популярные роботы для домашнего хозяйства

Бытовые роботы – это механизмы, которые призваны помогать человеку в решении повседневных задач. Их можно разбить на три условные группы:

1. Помощники в быту. Сюда можно отнести автономные: пылесосы, газонокосилки, снегоуборщики, мойщики окон и стекол, чистильщики бассейнов и проч.

Робот-пылесос, газонокосильщик и мойщик стекол

фото Робот-пылесос

фото робота газонокосильщика

фото робота мойщика окна

2. Для развлечения и охраны. Всевозможные электронные питомцы (собаки, змеи, пауки), которые могут не только развлекать пользователя, но и выполнять охранную функцию. В продвинутых версиях ставят умные камеры, которые отправляют изображение или видео прямиком на смартфон владельца. Одна из самых известных моделей: Sony Aibo.

Sony Aibo

3. Продвинутые помощники. К этому классу относятся последние модели человекоподобных роботов. Они носят вещи, выполняют несложные задачи по дому, охраняют жилище в отсутствии домочадцев. Например, ASIMO (Honda) или Nao (Aldebaran Robotics).

фото робота ASIMO

Интересно! В 2008 году японская фирма Cynerdyne выпустила гуманоидоподобного робота-девочку Repliee R-1. Ее закупили для нужд домов престарелых. Робот будет помогать пожилым людям выполнять бытовые задачи – подносить еду и медикаменты.

Умный дом – тоже робот?

Здесь нужно понимать, что существует две трактовки данного термина – на западный и на российский лад. За границей под умным домом понимают совокупность приборов, которые призваны решать рутинные (бытовые) задачи человека. Автоматические двери и окна, лампочки, бытовая техника, датчики и сенсоры, системы микроклимата, бытовые роботы – все это разные компоненты единой системы (Smart House) дома или отдельно взятой квартиры.

Примерная схема работы умного дома

схема умного дома

Преимущества и недостатки роботов для дома

Бытовые роботы, как и любая техника, имеют свои плюсы и минусы.

  1. Автономность. Чаще всего робота не нужно подзаряжать. Он сам отправит себя на док-станцию при низком заряде батареи.
  2. Скорость работы. В большинстве случаев устройство выполняет поставленную задачу быстрее и лучше, чем человек.
  3. Обучение и запоминание. Современные модели способны быстро переучиваться и подстраиваться под новые условия или окружение.
  4. Удобное взаимодействие. Управлять роботом можно через смартфон с помощью приложения или голосового помощника.
  5. Малые габариты. Например, современные модели роботов-пылесосов могут легко разместиться в углу комнаты, занимая площадь в 0,2 кв. м.

Построение карты жилища роботом пылесосом

остроение карты жилища роботом пылесосом

Но у них есть и свои недостатки:

Несмотря на все этим минусы, бытовые роботы появляются в домах и квартирах все чаще. Причиной такому успеху становится постоянное обновление программной и аппаратной части устройств. Возможно, очень скоро роботы начнут выполнять рутинные дела по дому даже лучше, чем человек.

Интересно! В середине 2020 года компания Xiaomi Youpin выпустила робот-пылесос iRobot Roomba i7 с функцией самостоятельной очистки. Девайс самостоятельно транспортирует сор и грязь в специальный контейнер, который находится на док-станции. Производитель заверяет, что емкость резервуара можно не чистить сроком до 2 месяцев.

iRobot Roomba i7 на док-станции

Бытовые роботы развиваются семимильными шагами. Это подтверждается статистикой продаж данной техники. Они экономят время и снимают часть забот и хлопот по дому с плеч домочадцев. При этом стоимость бытового робота незначительно выше, если сравнивать с аналоговой техникой по схожим техническим характеристикам.

Согласно отчету Национальной Ассоциации участников рынка робототехники, в 2018 году объем отечественного рынка робототехнических систем оценивался в 7,5 млрд рублей, и из них только 2,5 млрд приходится на промышленных роботов.

Их подключение к всевозможным задачам на производствах — от нефтехимии до автопрома — уже стало привычным. Между тем, распространение и популярность стали получать и так называемые сервисные роботы: они участвуют в повседневной жизни человека и способны совершать полезную работу, которая не относится к промышленным процессам. В 2019 году, по данным Research and Markets, объем мирового рынка сервисных роботов превысил $17 млрд.

Типов сервисных роботов очень много, ведь к ним относят практически все виды автоматизации процессов за пределами заводов и цехов, но обычно их делят на роботов для домашнего и профессионального использования. К первым относят, например, развлекательных роботов, а во вторую категорию включают и медицинских роботов, и научных, и военных, и роботов-сиделок.

Робот-пылесос

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда роботы выгоднее людей

Главное отличие домашних роботов от профессиональных заключается в том, что на вторых владелец может зарабатывать. Получается, что робот и приносит прибыль, выполняя свои задачи, и экономит деньги бизнеса. Конечно, чтобы запустить робота, необходимо вложить определенные средства на его покупку, установку, техническое сопровождение — и все равно использовать его будет выгоднее, чем дешевый человеческий труд.

Уже сейчас в интернете можно найти массу калькуляторов, которые примерно рассчитают прибыль от роботизации. Разберемся, из чего формируется экономия.

Человеческий ресурс — это, вопреки стереотипу, дорого и зачастую непредсказуемо. Компания Microsoft собрала в один роботизированный портал работу с отчетами, финансами, налогами и сократила объемы работ на 150 тысяч часов за квартал.

Если говорить о действующих сотрудниках, то за год из 210 рабочих дней 60 могут уходить на отпуск, больничные и прогулы. Кроме того, обычно человек работает 40 часов в неделю, в то время как робот способен работать 24/7.

Компания Deloitte так сформулировала выгоды от автоматизации:

Скриншот

Работа, выполненная человеком, всегда предполагает возможность ошибки. Робот же действует в соответствии с программой и совершает все действия одинаково, что исключает влияние на бизнес-процессы таких факторов, как ухудшение здоровья, усталость или невнимательность. Уже сейчас роботы заменяют человека там, где нужно повторять рутинные, низкоквалифицированные и длительные процессы, тем самым создавая существенную экономию.

Лесли Уилкокс, профессор Лондонской школы экономики, в интервью компании McKinsey рассказала о результатах своего исследования, в котором опросили 16 компаний, недавно роботизировавших свой бизнес. Главным преимуществом оказалось быстрое возвращение инвестированных средств, от 30% до 200% за первый год.

В то же время компания Bain сообщает, что, по их данным, средний срок окупаемости роботов составляет от 13 до 18 месяцев:

Скриншот

Рассмотрим ситуацию, как роботизация может влиять на работу отеля. Допустим, новый постоялец попадает в фойе, где его встречает робот-портье, который может выполнять функции охранника. На фронтдеске гостя приветствует робот-ресепшионист, его номер обслуживает робот-уборщик, а в ресторане еду приносит робот-официант (после того, как робот-кулинар сделает кофе и приготовит простое блюдо вроде омлета).

Если вспомнить, что сотрудники отеля обычно работают в три смены, то можно подсчитать, что пять роботов заменят как минимум 15 человек (но мы помним, что ни официанты, ни уборщики не работают по одному — обычно их целая смена).

Некоторые компании не просто автоматизируют процессы, а придумывают креативные решения, чтобы удовлетворить клиентов и даже предугадать их запросы. В 2013–2014 годах американская сеть отелей эконом-класса Red Roof Inn начала использовать прогнозы погоды и открытую информацию о полетах, чтобы определять, каким постояльцам придется столкнуться с отменой рейса. Основываясь на этом анализе, Red Roof Inn таргетировала маркетинговую кампанию на мобильные устройства пользователей, находящихся в регионах с неблагоприятной погодной обстановкой, и увидели значительное увеличение количества клиентов.

Робот

Фото: Miriam Doerr Martin Frommherz/Shutterstock

Как подготовить бизнес к внедрению робота

Стоит иметь в виду, что на сайте компаний-производителей вы даже не найдете цену робота: она будет рассчитываться уже в зависимости от выполняемой задачи.

Главное — это внедрить робота в существующую систему, а не менять под него отработанные процессы. Не нужно пересматривать стандарты строительства и размещения из-за габаритов робота — нужно выбирать робота с такими габаритами, чтобы он без проблем передвигался в уже существующих условиях.

Помимо работы с пространством, где робот будет оперировать, необходимо проводить работу с персоналом внутри компании. Люди все еще боятся взаимодействовать с роботами: их считают бездушными машинами, которые могут причинить вред. Поэтому нужно объяснять и показывать, что сервисные роботы значительно отличаются от промышленных.

С последними необходимо четкое соблюдение техники безопасности и в форс-мажорных ситуациях они и вправду могут причинить человеку вред. Сервисные роботы созданы для работы с людьми. По сути, они выполняют те же привычные функции, которыми заняты пылесосы или кофемашины.

Робот

Значительную часть успеха при внедрении робота определяет удачный выбор интегратора. Первым делом при выборе такой компании необходимо обратить внимание на ее сотрудников.

Среди них должны быть специалисты по машинному обучению, искусственному интеллекту, компьютерному зрению и лингвистике.

В компании должны быть налажены процессы жизненного цикла программного обеспечения согласно стандарту ISO 12207. При соблюдении этих условий интеграторы смогут помочь своим клиентам решить конкретные задачи по роботизации бизнес-процессов.

Процесс внедрения может занять какое-то время. Роботизация в одном крупном банке длилась пять месяцев, но несмотря на долгий срок, итоги были настолько успешными, что заказчик начал автоматизацию еще 60 процессов. При этом более простые задачи могут быть роботизированы за 1–2 месяца.

После того как робот включен в процессы, надо оценить успешность их выполнения. Сделать это можно уже в течение недели после установки робота — даже через такой короткий срок будут видны скорость выполнения процессов и первые результаты работы. При этом нет особой необходимости учитывать сторонние факторы, такие как сезонность: робот статичен с точки зрения норм выполнения труда и будет отрабатывать одни и те же действия вне зависимости от, например, загрузки гостиницы.

Последние 130 лет появлялось большое количество неинтересных низкоквалифицированных работ. С роботизацией не исчезнут рабочие места, исчезнут их части — наименее интересные, а у людей будет возможность реализовывать свои способности более креативно.

Также вырастет запрос рынка в людях, способных не только создавать роботов, но и работать в связке с ними, сопровождать технически. Появятся новые рабочие места, и они будут интереснее, потому что рутинные процессы как раз-таки возьмут на себя роботы.

Если на предприятиях давно используются роботы, то почему же их так мало в наших домах? Максимум — это робот пылесос и набор бытовой техники, которая даже неспособна сама загрузить в себя белье или посуду. Такие роботы совсем не похожи на тех, что показывают в кино.

Первый шаг

Одним из первых шагов в направлении робослуг был Shakey, созданный в Стэнфорде. Задачей было создать робота с искусственным интеллектом, способного обучаться и познавать мир самостоятельно. Робота оснастили большим количеством сенсоров, позволявших видеть и чувствовать объекты вокруг. Проект совместил в себе достижения в области робототехники, визуального распознавания объектов и распознавания речи. По сути, он был первым роботом, способным рассуждать.

image

image

image

В 1966 году в СССР Борис Гришин, преподаватель техникума из Калуги, представил Автоматического радиоэлектронного секретаря. Этот многофункциональный робот отвечал на звонки, приветствовал гостей, наливал и подавал напитки, перемещался по квартире и следил за температурой в ней… Близко к идеалу.

image

image

Газонокосильщик

Задолго до появления Roomba и большого количества других роботов-пылесосов был MowBot. Эта газонокосилка была автоматической, работала от аккумуляторов и могла на одном заряде привести в порядок около 7000 квадратных футов травы. Она не была такой уж умной — умела только поменять направление в заданном периметре. Но это ведь был 1969 год.

image

image

Зато не сам!

Робот Arok вовсе не был автономным — им управлял его создатель, Бен Скора. Тем не менее, робот подавал напитки, выгуливал собаку и выносил мусор. Робот-муж какой-то получается. Этот робот был разработан в 1975 году.

image

image

Раз пошла такая пьянка

Предназначение Drink Caddy 1 — развозить напитки гостям. Управлялся удаленно. Следующая версия, DC2, имела уже аудио-видео систему в корпусе и камеру. Один из первых покупателей этой штуки — Хью Хефнер, о чем рассказывает статья в New York Times от 1982 года.

image

Игрушки для взрослых

В восьмидесятых было создано много маленьких роботов. Один из них — Omnibot 2000, выпущенный в 1984 году. Роботом можно было управлять удаленно, но также он мог быть запрограммирован, например, наливать напитки. Запись производилась на магнитную пленку.

image

image

Робот в доме!

Если бы у вас в конце 1980-х и начале 1990-х были лишние 8 тысяч долларов, и вы жили не в СССР, то вы могли позволить себе подобного R2D2 робота. Робот ростом 86 помогал с домашней работой. Мозгом SynPet Newton был 16-битный микрокомпьютер.

image

Honda

Среди самых известных человекоподобных роботов можно назвать Asimo от корпорации Honda. Первая версия была представлена в 2000 году. Имя робота — сокращение от Advanced Step in Innovative MObility. Его рост — около 130 см, вес — в районе 50 кг.

image

В 2014 году в апреле была представлена новая версия Asimo.

image

Пылесосы наступают

Первый робот-пылесос от Roomba появился в 2002 году. Он автономный — просто ездит по квартире и убирается.

Ничего интересного. Просто кот в костюме акулы преследует утенка.

Копание в грязном белье

Personal Robot 2 от Willow Garage может быть отличным служащим в прачечной.

Помощник

Компания PAL Robotics из Барселоны разрабатывает роботов для сервиса с 2004 года. В 2012 вышел их первый коммерческий робот — REEM-A. Он может не только таскать чемоданы, но и быть хабом для телеприсутствия и информационным киоском.

image

REEM-C решили наградить ногами.

Больше кавая!

Пока американские роботы откровенно пугают, в Японии делают милые создания вроде Pepper. Он может читать эмоции и соответственно реагировать на них в беседе.

image

Ох, рано встает охрана

Робот-охранник от стартапа Knightscope весит 135 кг, а его рост — около полутора метров. Он может сообщать о нарушениях периметра, используя WiFi или мобильную связь. Вот только оружия у него нет.

image

Главный советчик

Домашний робот JIBO собрал на Indiegogo 2 287 609 долларов вместо сотни тысяч, которые были нужны, став одним из десяти наиболее популярных стартапов на Indiegogo. Его предназначение — разговаривать с людьми, напоминать о полезностях, делать фото и давать советы.

Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.


Сервисные роботы классифицируются в соответствии с личным или профессиональным использованием. Они имеют много форм и структур, а также области применения.

Особенности сервисных роботов
Выполнение обслуживания
Нет специально обученного оператора
Часто низкая или неструктурированная среда

Типы
Широко распространено возможное применение роботов для оказания помощи людям. В настоящее время есть несколько основных категорий, в которые попадают эти роботы.

внутренний
Внутренние роботы выполняют задачи, которые люди регулярно выполняют в непромышленных условиях, например, в домах людей, таких как чистка полов, кошение газона и обслуживание бассейна. Люди с ограниченными возможностями, а также люди, которые старше, вскоре могут использовать сервисные роботы, чтобы помочь им жить самостоятельно. Также возможно использование определенных роботов в качестве помощников или дворецких.

Автономные научные роботы выполняют задачи, которые люди могут найти трудно или невозможно, от глубокого моря до космического пространства. Отверстие Woods Hole Sentry может опускаться до 4500 метров и позволяет получить более высокую полезную нагрузку, поскольку для этого не требуется вспомогательное судно или кислород и другие объекты, требуемые пилотируемыми судами человека. Роботы в космосе включают марсоходов, которые могли бы выполнять выборку и фотографию в суровых условиях атмосферы на Марсе.

Логистика
Мобильные автономные системы для перевозки различных грузов между районами и предназначены для безопасной работы в среде с людьми.

Осмотр, техническое обслуживание и очистка
Инспекция в труднодоступных местах из-за ограничений, температур или соображений безопасности. Мобильные контрольные платформы могут выполнять монотонные и повторяющиеся операции автономно или дистанционно управляться оператором.

Безопасность и защита
Сервисные роботы могут получить доступ к опасным условиям и поддерживать миссии для оказания необходимой помощи.

Примеры:
AMIGO
Уход-О-бот
PatrolBot
CoroBot
Гита
ADAM SGV
Роллин ‘Джастин
пособник
CyberMotion
Roomba
Санбот (робот)
ЖЕЛАНИЕ

Читайте также: