Сообщение о серебряном веке русской поэзии декаданс в русской литературе рубежа 19 20 вв

Обновлено: 30.06.2024

Европоцентризм был порожден твердой уверенностью в том, что именно Европа является средоточием религиозной, политической и культурной жизни человечества. Следовательно, историческая миссия европейцев заключается в воспитании, образовании и вразумлении представителей остальных частей света. Эволюционизм Чарльза Дарвина утверждал прогрессивное развитие всех организмов на планете Земля. Наконец, позитивизм Огюста Конта предложил концепцию трех последовательных стадий интеллектуального развития чело­ве­чества: теологическую (с опорой на религиозные представления), метафи­зи­ческую (с опорой на абстрактные философские понятия) и высшую — науч­ную. Разум, прогресс, наука — вот ключи, с помощью которых типичный европей­ский человек XIX века надеялся найти пути ко всеобщему счастью людей.

Эволюцию мироощущения европейца того времени можно описать с помощью простой метафоры. Вот ребенок сидит в уютной, хорошо освещенной комнате. Потом некто берет и раздвигает стены на несколько метров, а освещения не прибавляет. Теперь ребенка уже не успокаивает привычный свет лампы, потому что со всех сторон его обступает пугающая темнота неизвестности. Парадокс: расширение знаний европейцев об окружающем мире привело не к окончательному и бесповоротному торжеству разума, а к серьезным сомнениям в его всесокрушительной объясняющей силе.

Язык привычного искусства не мог адекватно выразить слом европейского мироощущения рубежа столетий. За решение этой задачи отважно взялись молодые западные художники (в самом широком смысле этого слова). Они напряженно искали новый язык, который позволил бы полноправно говорить от лица новой эпохи. Таких художников искусствоведы и критики и назвали модернистами — от французского слова moderne — современный.

Самых эстетически смелых, эпатажных модернистов называли авангардистами (от французского avant-garde — передовой отряд). Искусство такого типа всегда содержит элементы вызова, эстетической провокации. Зритель, читатель или слушатель авангардистского произведения обязательно должен почувствовать себя неуютно, ведь автор сознательно разрушает его привычные представления о том, что такое искусство.

Теперь возвратимся к началу нашего разговора: что значило для русских модер­­нистов догнать европейскую культуру? Каким образом ее можно было догнать? А это значило добиться решения двух задач. Первая задача: совре­мен­ная западная культура должна была стать частью русской культуры. Вторая задача: современная русская культура должна была стать частью западной.

Остановимся на первой задаче. Она предполагала поэтапное решение. Началь­ный этап состоял в знакомстве русских модернистов с образцами нового запад­ного искусства. Например, Валерий Брюсов увлеченно читал французских сим­волистов, а русские живописцы-дебютанты подробно изучали картины Клода Моне и Пабло Пикассо. При этом русский художник, поэт, композитор или режиссер мог выехать для знакомства с новейшим европейским искус­ством во Францию, Италию или Германию, а мог увидеть картину, прочитать стихо­творение, прослушать симфонию и посмотреть спектакль в Петербурге или Москве. В обоих случаях решающую роль часто играл меценат, как правило культурный купец или промышленник.

Второй этап состоял в усвоении русским художником поэтики образцов за­падного искусства. Причем способы усвоения были весьма разнообразными. Порой результатом становилось подражание или даже имитация. Скажем, некоторые картины молодого Петра Кончаловского почти рабски воспроиз­водили манеру Сезанна, Гогена и других французских мастеров. Но чаще усво­ение новой поэтики совершалось через вариацию или перевод на русский язык.

Теперь пришла пора ответить на вопрос, который, вероятно, уже возник у слу­шателей этой лекции. Чем эпоха отечественного модернизма в интере­сующем нас сейчас аспекте радикально отличается от предшест­вующих периодов рус­ского искусства? Ведь русская культура стремилась догнать европейскую как минимум с петровских времен, да и через три стадии знакомства одной культуры с образцами другой проходили художники всех народов и времен.

Ответ на этот вопрос будет простым: в эпоху русского модернизма отечест­венной культуре удалось-таки догнать западную, причем сразу в нескольких видах искусства. Конечно же, этот прорыв был подготовлен международным успехом нашей прозы в домодернистский период. Переводы произведений Тургенева, Достоевского и Льва Толстого покорили западного читателя и пока­зали ему, с культурой какого масштаба он имеет дело. Также следует упомя­нуть о триумфальных гастролях композитора Петра Чайковского в 1891 году в Соединенных Штатах Америки.

Но именно в первой четверти ХХ века влияние русской культуры на западную достигло своего пика, а сфера этого влияния была значительно расширена. К романам Тургенева, Достоевского и Толстого прибавились пьесы Чехова — их славу в Европе без натяжки можно сравнить со славой пьес Шекспира. В музыке достоянием не только русской, но и мировой культуры стали имена Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского, а чуть позднее — Сергея Прокофье­ва. В театральных школах Запада до сих пор изучают систему Станиславского, а также смелые эксперименты Всеволода Мейерхольда. Хотя замечательная русская живопись XIX столетия недостаточно известна на Западе, лучшие галереи мира украшены полотнами Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича. Вацлав Нижинский, Леонид Мясин и Анна Павлова положили начало долгой мировой славе русского балета.

Отвергая все общечеловеческие императивы, сомневаясь в общепризнанных правилах, в том числе и религиозных догматах, декаденты безбоязненно экспериментировали во всех областях человеческого духа. В некотором смысле своей радикальностью и смелостью культурная революция Серебряного века подготовила духовную почву революции социальной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 7 Декаданс (Упадок)

Глава 7 Декаданс (Упадок) Упорен в нас порок, раскаянье — притворно, За все сторицею себе воздать спеша, Опять путем греха, смеясь, скользит душа, Слезами трусости омыв свой путь позорный. Шарль Бодлер 1Когда счастливое младенчество, шаловливое детство, озорное отрочество

2. Вымирающие виды: прибалтийский декаданс

Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX вв. Русская поэзия Серебряного века МБОУ СОШ № 30 Ананьева Г.Н.

Повторение. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература 19 века (романтизм, реализм).

Хронология. Эпоха безвременья – 80-90-е годы 19 века. Серебряный век 1917год 20 века – идеалогизация всей жизни.

Новое в поэзии рубежа веков. От поэтизации природы к поэтизации города От социальных мотивов к мотивам творческого самоопределения и самоутверждения; От исторической конкретики к вечным темам жизни и смерти, любви, мук творчества; Активизация ролевой лирики, театрализация

Основные направления Символизм Акмеизм Футуризм

Символизм СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый

Поэты акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв и А.Ахматова, В Кузьмин, О.Мандельштам

Футуризм в живописи

Основоположники футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература серебряного века Декаденты

Описание презентации по отдельным слайдам:

Литература серебряного века Декаденты

Литература серебряного века Декаденты

Декадентство в литературе возникло во Франции в середине 1860-х годов XIX ве.

Черты декадентства мы найдем в произведениях бельгийцев М. Метерли́нка и Э.

Черты декадентства мы найдем в произведениях бельгийцев М. Метерли́нка и Э. Верхарна

… в произведениях норвежцев Г. Ибсена и К. Гамсуна

… в произведениях норвежцев Г. Ибсена и К. Гамсуна

… в произведениях О. Уайльда – английского поэта и драматурга и др.

… в произведениях О. Уайльда – английского поэта и драматурга и др.

Литература русского декадентства В России декадентство возникает примерно в к.

Литература русского декадентства В России декадентство возникает примерно в конце 80-х годов XIX века. Расцвета своего достигает в 1890-е годы XIX века, но целостным течением декадентство просуществовало в России только примерно 10 лет. Черты декадентства (декаденты ратовали за создание новых форм в искусстве, которые бы соответствовали сложному, кризисному мироощущению современного человека) останутся в литературе и потом, более того, черты декаданса есть и в современной культуре.

Русские декаденты Развитие декадентства в России связано, прежде всего, с тво.

Русские декаденты Развитие декадентства в России связано, прежде всего, с творчеством таких писателей, как Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус,

Валерий Брюсов (в своем художественном творчестве), Николай Минский, Федор С.

Валерий Брюсов (в своем художественном творчестве), Николай Минский, Федор Сологуб,

Иннокентий Анненский, Нина Петровская, Надежда Львова, Эллис (в один из перио.

Иннокентий Анненский, Нина Петровская, Надежда Львова, Эллис (в один из периодов своего творчества) и др.

О терминологии Следует помнить, что всех поэтов - творцов нового искусства -.

Философские истоки декадентства В наибольшей степени на декадентов повлияла ф.

Особенности декадентского мировоззрения Декадентство было отмечено настроения.

Особенности декадентского мировоззрения Декадентство было отмечено настроениями упадочничества, безнадежности, отвращения к реальной жизни и/или страха перед ней, поэтам-декадентам свойственен пессимизм, крайний индивидуализм, скепсис, утрата моральных ценностей, элитарность, богемность. Декаденты не верят ни в Бога, ни в объективность человеческого разума, ни в истинную дружбу, ни в длительные любовные отношения… В основе декадентского мировоззрения лежит мысль о непознаваемости мира. Критерий познания для них – только внутренний духовный опыт: неуловимые ощущения и прозрения (быть может, подсказанные Дьяволом, которого они не отрицают), сны, галлюцинации, состояние бреда, спиритические опыты, гипнотические состояния и прочее. Многие поэты-декаденты умирали молодыми: кто совершал самоубийство, кто умирал от передозировки наркотиков…

Синдром рубежа веков В такие периоды обычно обостряются апокалипсические наст.

Об отношении к искусству Декаденты ставили искусство выше жизни, выше морали.

В живописи декадентские тенденции ярче всего проявились в творчестве М. Врубе.

В живописи декадентские тенденции ярче всего проявились в творчестве М. Врубеля.





Отражение декадентского мироощущения в поэзии декадентов Для произведений дек.

Декадентский герой Декадентский герой мог быть двух типов. Первый – сверхчело.

Декадентский герой Второй вариант декадентского лирического героя (он более р.

Декадентский герой В этих стихотворениях изображается человек - тонкой душевн.

Ключевые темы стихотворений поэтов-декадентов тема отчужденности от земной жи.

Вместо заключения… Искусство декаданса воплотило в себе изысканный пессимизм.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Серебряный век русской поэзии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Символизм — первое модернистское направление в европейской литературе. Он зародился во Франции в 1870-е годы. Первыми поэтами-символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. В России символизм стал самым значительным модернистским направ — лением.

Читайте также: