Сообщение о сборнике гоголя миргород

Обновлено: 04.05.2024

Ибо подлинная правда жизни она в том чтобы передать в первую очередь реальность как бы глазами участников событий, глазами людей того времени и того круга, который рассматривается и которому данное произведение адресовано как к главным читателям. А мир окружающий нас это не просто набор форм и цветов, он в первую очередь свод наших представлений и предрассудков и представлений и предрассудков окружающих нас людей. И для того чтобы понять сущность николаевской эпохи, сущность нахождения в историческом тупике, о котором пишут сегодня различные авторы, нужно в первую очередь рассмотреть ту мифологию которая тогда царила на просторах страны. Только она выразительница подлинных, а не вынутых на показ, чувств и переживаний общества того времени. Но для того чтобы дать описание этих подлинных, но часто скрытых сторон человеческого мышления нужен огромный дар писателя и мыслителя.

Сразу бросаются в глаза полярность, диалектичность представленных в сборнике по содержанию повестей. Проза жизни обязательно идет вместе с героическим и фантастическим повествованием. Рассказу о нежной привязанности супругов, которая была сильнее страсти, больше дружбы, противостоит история ненависти, которая стала смыслом жизни. Повести о бесстрашии и героизму, противостоит повесть колдовстве и трусости. Всё на свете уравновешивается. Всё приходит в гармонию, как бы говорит нам Гоголь. Мир напоминает странное зеркало, в котором в сотнях отображений перемешивается смешное и страшное, святое и грешное.

Действительно, давайте вспомним, кто в тот исторический период времени, был основным потребителем продуктов литературного творчества, к кому обращался своими произведениями Гоголь? Ответ известен. Основным его читателем было Дворянство. Основной правящий класс того времени.

И вот именно это взаимоотношение, этот начавшийся конфликт между женским началом во власти с её мужской частью и есть подлинное наполнение данных великих книг. Роман Софьи и Чацкого собственно банален, хоть вроде и полностью законен, и вызвать к себе никакого внимания сам по себе не мог бы, как сюжет для драматического произведения. Но вот роман Софьи и Молчалина, это что-то новенькое, доселе невиданное, но при этом еще и отвратительное для мира читающей публики той современности и потому вызывающее болезненную реакцию и сильный интерес у читателя. И этот материал дается еще и в столкновении, в конфликте с подлинным, фактически законным владельцем прав на Софью Чацким, человеком, которого общество величает неким новым явлением, поборником чего-то светлого и доброго. И вообще воспринимает как своего в доску, рукопожатного человека.

Где справедливость – как бы вопрошает автор? Сегодня хам в постели у Софьи, а завтра он всем завладеет! И вот в итоге поделом наказанная хамолюбка Софья, отправляется к радости читателя практически в ссылку. В деревню, к бабке, в глушь, в Саратов. Зло наказано, а герой мчится к новым приключениям.

Или так. Предположим, как это могло выглядеть в сегодняшних реалиях. Три друга – сын генерала Тиберий, сын епископа Халява, и сын кавказского банкира Мехмет Брут выехали развеяться за город и там что-то заплутали в пути. Кстати вот вам и три пути, откуда идет угроза прихода грядущего хама. Тоталитаризм и полицейское государство - грядущий хам в форме, власть церкви - грядущий хам как уничтожитель всякой мысли и всякой науки, и чужеродный элемент, (они приживутся, а потом нас всех и вырежут). Кому, какой хам милее? Интересно всё это. Вот тебе почти тот же набор грядущих хамов. Получается, что и нынешний народ - пишущий и читающий в социальных сетях в очень большой степени близок к господам Чацкому и князю Григорию из пьесы "Горе от ума". И им так и хочется, продекламировать слова Скалозуба - Я князь Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам. Действительно. Шумим, брат шумим! Время проходит, а тема хама грядущего живее всех.

Но пора уж вернуться непосредственно к произведению Гоголя. Итак.
Три бурсака оказываются поздней ночью в гостях на хуторе, где их встретила пожилая женщина. Хозяйка хутора ведет себя в полном соответствии с обычаями и порядками того времени, она даже укладывает спать трёх как бы случайных гостей строго по ранжиру: отпрыска аристократов Тиберия в хате, богослова Халяву в келье, хама Хому - в хлеву. И через некоторое время она приходит к одному из гостей, но заметим при этом, она не пошла, ни к кому из своих более именитых гостей. Нет. Ведьма направилась именно к Хоме Бруту в хлев. И здесь она, используя свои волшебные чары, взнуздала Хому и стала на нем скакать как на лихом скакуне. Казалось, что ведьма всесильна! Но и Хома Брут, ни лыком шит! Он подбирает на ходу заклинания и молитвы кои знает в великом множестве и вот уже ведьма начинает падать с него. Знание сила! Вот что значит учить холопов! А философ, воспользовавшись удобным моментом, скинул её и избил до смерти поленом. А ведьма по самую свою смерть не сдавалась и хотела победить взбунтовавшегося под нею хама. Но не смогла ничего сделать с вооруженным грамотой рабом. В бессильном отчаянии она вскричала - Не могу больше! И тут только Хома увидел подлинный образ ведьмы – прекрасной панночки, и испугавшись сбежал с того места и бросил её умирать без помощи и причастия. Итак, зло хамолюства здесь тоже наказано. И даже более жестоко, хотя, по сути, точно также или почти, так же как и в случае с Софьей, руками самого хама. Но…Но вернемся непосредственно к нечистой силе. Чем она сильна? В чем её суть? В страхе!

Но что порождает страх? Страх порождает привязанность и вина, то есть ощущение греховности. И не будем забывать еще, что страх еще и основа основ любой власти. Ибо нет власти, которая хотя бы кем-то не воспринималась, как страшная и не ужасная. Если власть такова, то она быстро погибает, и исчезает из этого мира. Но страх внушаемый властью не есть стопроцентно реальная физическая величина пропорциональная количеству тюрем, казней и палачей. Нет. Подлинная власть всегда стремится быть властительницей не только тел, но и душ.

И в этом смысле сотник и его дочь, прекрасная панночка, и есть некое земное отображение идеальной, безграничной власти. Сотник может истребить любого днем, а дочь его ночью любого заездить до смерти. И бежать некуда, да и жаловаться некому их холопам, да и Хоме Бруту тоже. Поскольку перед тобой вся власть - с одной стороны полностью одобренная церковью власть сотника, перед которым готов преклоняться сам ректор академии, с другой стороны та же власть, но уже бесовская его дочери, но то же полностью законная и неотрывная от совокупной власти.

Самое интересное - лишившись дочери, сотник как будто лишается зрения, его власть отныне не полна, он если не становится самозванцем, то всё равно власть его теряет ореол всесилия. И не забудем, что панская власть здесь не просто противостоят неизвестному безродному пройдохе, нет, противостоит ей сам грядущий хам, собственной персоной. И роль панночки в этом противостоянии невозможно переоценить. Она настоящая принцесса, и она должна уметь видеть и чувствовать окружающий мир, лучше, чем кто-то. Она не должна быть погружена в себя, она должна увидеть и почувствовать то, что не сможет увидеть глаз мужчины, и уметь прочувствовать то, что не сможет просчитать ум мужчины. Тогда она настоящая принцесса! Но столкнувшись с силой хама, побежденная этой силой, панночка теряет свой дар, а вместе с ней теряет защиту и весь строй, весь правящий класс.

И вот заметим, что три ночи ведьма не может увидеть своего убийцу. Сила пришедшего хама столь велика, что панночка - принцесса в битве уже лишилась этого своего основного дара - видения. И вот она три ночи бьется ради того чтобы вернуть себе силу и наконец снова получить возможность увидеть своего врага. Но всё напрасно. И вот она уже в отчаянии обращается к порождению подземного мрака демону гномов Вию с просьбой о помощи. И не удержавшись, Хома взглянул в глаза демону Вию, и тот сразу закричал – Вижу. И тут же видение вернулось к нечистой силе, и она кинулась рвать Хому на части. Только время её видения и власти уже прошло, захваченная встающим солнцем нечисть передохла вся, а саму церковь как полностью потерявший сакральность объект пришлось закрыть и оставить, заколоченной навсегда. Но Хома?

А Хома исчез. Никто не сказал что он погиб. Может, вышел из церкви под шумок, да и пошел, куда глаза глядят, дальше от данного места и прочих неприятностей.

Ну что ж пора видимо подвести некий итог сказанному. Панночка и сотник, Софья и Фамусов, Чацкий и Скалозуб, и князь Федор это люди одного класса – паны. И тут им в противопоставление предъявлены два типа грядущих хамов, Хома и Молчалин. Конфликт Чацкий - Фамусов, старый панский век и новый тот же панский, но якобы прогрессивный век дан в противопоставлении с совершенно невозможным, оскорбительным для панства миром, где Софья любит Молчалина, а Молчалин относится к ней как к некой не совсем отвратной, но условности на пути к своему благополучию.

И Гоголь вслед за Грибоедовым показал, что самая большая опасность для дворян это кухаркины дети, которые овладели грамотою, которые прилагают неимоверные усилия для того чтобы проложить себе дорогу в жизни, коих не запугаешь и не устрашишь барским великолепием и барской жестокостью. Ибо народ этот незаконнорожденный брат барчука, а фактически человек без роду и племени. И народ этот готов всё взять в свои руки. А сила волшебная женская разглядеть его не может, как врага, ибо он этот грядущий хам есть, и подлинный будущий властитель и он же кровный брат и жених и потому и не может с ним ничего поделать панночка, и потребна ей помощь подземного демона Вия. Вий это соблазн. И не удержался Хома – соблазнился и был тут же обнаружен. Раз не может сама система увидеть свой изъян и своего врага, то она вынуждена обратиться к некому внешнему объекту. Вий в этом смысле синоним тайной полиции и иностранной интервенции. Но никакая власть не может жить, опираясь только на полицию и интервентов, она обречена, погибнуть при третьем крике петуха вся.

Я это к тому, что персонажи сии – суть определенные стихии собой олицетворяют, а не просто так из пустого каприза так поименованы Гоголем. И если мы посмотрим на то, чем занимаются герои в повести, то отметим, что папаша Тарас – это действительное живое выражение смуты. Он везде, как только появляется, сразу же создает мятеж, революцию, бунт и беспорядок. Человек – майдан. Как только старый Тарас появился в Сечи, сразу же стал подбивать народ к войне, к восстанию. Как не сопротивлялись руководители Сечи, пытаясь сохранить мир, но смута-Тарас все же поджег огонь войны. И полилась кровь рекой. Об этой особенности существа главного героя Гоголь в первом издании сказал намного более прямо, чем позже в отредактированном варианте повести. Сравните. Редакция 1835, часть І:

Причем сам Гоголь, похоже, понимал, что так будет и поэтому спрятал ряд намёков на настоящее своё виденье той истории, о которой рассказывает его повесть. И эти намеки следует искать в неких несуразностях, которые должны броситься в глаза. Рассмотрим эти несуразности. "Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст". Пуд равнялся 49 фунтам (около 16,38 кг). Так что выходит, что Тарас Бульба весил больше 320 килограмм! Невероятный для нормального человека вес.

Я, конечно, и сам дядька солидный, но мне до такого веса далеко. Видал так же я казаков на Кубани в годы своей студенческой юности, у которых кулак был больше моей головы, но все же и им такой вес явно был недоступен. Так что тут явная несуразица. Потом. Старшему сыну Тараса Бульбы 22 года, а у него пробивается первый пушок. В наше время у парней пушок пробивается в 14-16 лет! Опять несуразица! Народ смеется, Гоголь заврался – с таким ожирением Тарас Бульба с кровати встать бы не смог. А сынок его страдал поздним развитием. Действительно, всё это весьма потешно. Потом вроде события описываются в повести первой половины 17 века, бунт, который подавил гетман Николай Потоцкий, они хорошо известны, о них прямо говорится в повести. А Тараса Бульбу Гоголь между тем называет человеком 15 века. С чего бы это? Так что странного много в повести.

Есть и другой. И связан он с Ноем и его сынами Хамом и Симом. Согласно Библии, Хам повёл себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя. Отец проклял Хама, и проклятие Ноя пало на потомство его. С тех пор якобы пошло неравенство. Рабы и люди низкого происхождения считались потомками Хама и несли на себе проклятие Ноя. А дворяне и прочие благородные господа считались потомками благородного и верного сына Ноя Сима. Так что в некотором смысле Андрей, предав отца, стал хамом. То есть вновь возникла цепь взаимоотношений панночка - хам. Это с символической стороны истории. Кроме того, раз отец Россия, то сыновья Украина и Белоруссия. Андрий-Украина с его связью с панской Польшей и вообще Европой, и Остап-Белоруссия верный отцу Тарасу-России. Тоже еще один слой смыслов.

Почему так произошло? Почему у стариков помещиков всё процветало, всё плодилось и росло, а у наследника, который начал всё нумеровать и пытаться над всем установить контроль всё загнулось? А государственная опека совсем крест положила хозяйству. Почему? Тут не так просто ответить. Можно много чего написать, но я отмечу одно. В хозяйстве четы Товстогубов ставилась целью жизнь сама по себе жизнь. Старики не преследовали никаких особых целей. Они просто жили. Их жизнь называли пустой, или идилличной литературные критики, но вся их жизнь это труд. Не контроль, не слежка, не преследование воров и тунеядцев, а созидательный труд каждый день и этот труд и создавал столько богатств, что их расхитить сил не хватало у жителей деревни. Так и живут богатые и цивилизованные страны, без лишних затей и экстравагантностей.

Читайте также: