Сообщение о самосвале 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

На большинстве строительных площадок необходимо привозить такие материалы, как гравий, песок и засыпные грунты, а также выносить отходы: старые кирпичи и выкопанный грунт.

Они отличаются крепким и надежным кузовом с открытыми воротами на одном конце и гидравлическим подъемником на другом. Самосвалы обычно используются для транспортировки сыпучих материалов, которые не могут перевозиться на грузовике с открытым кузовом.

Как только грузовик-самосвал приезжает в нужную точку проведения работ, задний затвор открывается и кузов освобождается от содержимого. Переднюю часть открытого кузова поднимает гидравлический подъемник. Самосвалы бывают разных размеров, форм и видов.

Данный вид техники различается по:

  • типу и направлению выгрузки;
  • типу кузова;
  • грузоподъемности.

Самосвал способен очень быстро осуществлять разгрузку, что является его неоспоримым преимуществом перед многими видами спецтехники.

  • карьерные (внедорожные);
  • саморазгружающиеся автомобили для подземных работ;
  • думпкары (вагоны-самосвалы);
  • скреперы (самосвалы, которые могут осуществлять самостоятельную загрузку);
  • сочлененные самосвалы (обладают повышенной маневренностью).

Саморазгружаемые грузовики могут быть как сравнительно небольшими, так и очень габаритными.

Самые интересные факты о современных самосвалах

Самосвалы являются уникальной спецтехникой. Их нельзя сравнить ни с обычными автомобилями, ни с грузовыми. Современный KAMAZ-6580 имеет ресурс в 1 миллион километров и способен запускаться в сорокоградусной мороз. Он весит 15 тонн, а его грузоподъемность составляет 25 тонн. Машина оснащена 16-ступенчатой коробкой передач. Данный самосвал является достойнейшим представителем данного вида техники.

Рекордсмен Книги рекордов Гиннеса

Карьерные самосвалы БелАЗ являются одними из самых больших. БелАЗ-75710 заслуживает особого внимания. Цена одной покрышки этого уникального автомобиля составляет порядка 42000 долларов США. Шины самосвала весят около 5000 кг, а перевозить он может грузы весом 450 тонн. Расход топлива — 1300 литров на 100 км. Каждый из шести двигателей этого огромного авто весит 6 тонн. БелАЗ-75710 входит в Книгу рекордов Гиннесса как самый габаритный грузовик.

Масштаб такого большого грузовика сложно представить. Этот БелАЗ похож на небольшой трехэтажный дом с трехметровыми колесами. Самый большой самосвал в мире имеет обычную двухосную установку, но с четырьмя колесами на каждой оси. Радиус поворота составляет 20 метров, а разгоняться машина может до 64 км/ч.

Современные самосвалы отличаются наличием продвинутых опций, способны самостоятельно парковаться и даже предсказывать опасные ситуации.

Несмотря на неказистое название и устрашающий вид, эта спецтехника может быть комфортной и стильной. Но на первое место в самосвалах все же выходят продуманные решения. Сегодня разрабатываются саморазгружающиеся машины, работающие дистанционно.

История самосвала

Родиной самосвала является Германия. А принадлежит идея изобретения подобного вида транспорта братьям Мейллер. Первые самосвалы имели ручной привод от лебедки. Позже он был заменен на механический. В 1920 году появились первые саморазгружающиеся автомобили с гидравлическим приводом. В Советском Союзе самосвалы начали производить в 1935 году.

Различия в каждом типе самосвала варьируются в зависимости от типа материала, который нужно будет перевезти и сбросить. Для каждого материала и специфики работы необходима своя гидравлика. Самосвалы с более короткой колесной базой способны маневрировать более высокой грузоподъемностью.

Самосвалы фото. История самосвала. Виды самосвалов.

Самосвалы.

Самосвал - это саморазгружающийся автомобиль (прицеп, полуприцеп), использующий для разгрузки наклон кузова либо грузового отсека, либо устройства принудительной разгрузки (толкатели, шнеки и др.).

Благодаря изобретению самосвала тяжелый ручной труд при перевозках грунтов, полезных ископаемых, и других грузов, был заменен работой машин.

История самосвала.

Древнейшим прообразом самосвала была тачка, конструктивная сущность которой заключается в совместном использовании колеса и кузова для транспортировки грузов.

Позднее, уже в начале второго тысячелетия нашей эры в Европе появились самосваливающие подвижные и поворотые повозки, прообразом для которых стала тачка Конфуция.

Изобретатели самосвала.

В 1850 году, баварец Лоренц Мейллер, основал мастерскую по изготовлению инструментов. Обладая техническими и инженерными дарованиями, Лоренц Мейллер начинает производить мостовые пролеты для небольших городков Германии.

В 1890 году Лоренц Мейллер, вместе с братом Францем, осваивает выпуск типографских прессов, от небольших до самых мощных для того времени.

В конце 19-го столетия Франц Мейллер изобретает винтовой домкрат, с помощью которого становится возможным поднимать тяжелые строительные конструкции и даже целые здания.

Через некоторое время Мейллер приступили к производству барабанов и других механизмов, используемых в стационарных механических бетоносмесителях. Наблюдая за процессом ручной разгрузки телег, доставляющих компоненты строительной смеси к бетономешалке, братья задумались над идеей создания опрокидывающегося кузова.

К тому времени, в Германии, грузовой автотранспорт начал повсеместно вытеснять гужевой, и в 1904 году братья Мейллер сконструировали и запустили в производство саморазгружающиеся кузова.

Самосвалы фото. История самосвала. Виды самосвалов. На фотографии первый самосвал Мейллер, с механическим приводом кузова.

На фотографии первый самосвал Мейллер,

с механическим приводом кузова.

Поначалу саморагружающие машины имели ручной привод от лебедки и устанавливались на шасси грузовиков от компании Даймлер.

Со временем ручной привод саморагружающихся машин был заменен на механический и конструкция самосвалов продолжила развиваться и совершенствоваться.

Самосвалы фото. История самосвала. Виды самосвалов. На фотографии один из первых самосвалов 1920-х годов, с гидравлическим приводом - Bussing.

На фотографии один из первых самосвалов 1920-х годов,

с гидравлическим приводом - Bussing.

На территории Советского Союза первые самосвалы начали производить в 1935 году на Ярославском автозаводе.

Самосвалы фото. История самосвала. Виды самосвалов. На фотографии самосвал ЯС-1.

На фотографии самосвал ЯС-1.

Современные самосвалы. Виды самосвалов.

Самосвалы имеют следующую классификацию:

- Тип выгрузки: принудительная или с помощью наклона.

- Направление выгрузки: универсальная выгрузка - во все стороны, вбок или назад.

- Тип кузова: платформа, съезжающая платформа, бункер, съезжающий бункер.

По месту работы и назначению самосвалы разделяют на:

Дорожные самосвалы.

Самосвалы фото. История самосвала. Виды самосвалов. Дорожные самосвалы.

Дорожные самосвалы - это самосвалы, предназначенные для дорог общего пользования. Относительно низкая проходимость дорожных самосвалов ограничивает возможность их применения в строительных и карьерных работах.

Дорожные самосвалы используются в строительстве, ремонте, коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, а также при добыче полезных ископаемых. Обычно они имеют от 2 до 4 осей и грузоподъёмность в пределах 40 тонн. Однако встречается и более внушительная техника, так, например, европейские GINAF и Terberg, китайский Shacman выпускают 5-осные дорожные самосвалы, а американские производители (Freightliner, Kenworth, Western Star) выпускают и 7-осные дорожные самосвалы. Конструкция таких многоосных машин позволяет поднимать (поджимать) до четырёх осей и передвигаться на осях сохранивших контакт с поверхностью.

Внедорожные (карьерные) самосвалы.

Самосвалы фото. История самосвала. Внедорожные (карьерные) самосвалы. Карьерные (внедорожные) самосвалы

Карьерные (внедорожные) самосвалы используются для перевозки грунтов и полезных ископаемых на карьерах, рудниках и мощных месторождениях (открытого и закрытого типа).

Из-за габаритов и веса эксплуатация карьерных самосвалов на дорогах общего пользования не представляется возможной и запрещается. Крупные модели карьерных самосвалов доставляются до места работы по частям и собираются уже на месте.

Наиболее целесообразной для тяжёлых самосвалов признана схема с двумя осями с задним или полным приводом и разгрузкой кузова назад. В 1970-е годы пытались использовать трёхосные самосвалы, как например Terex Titan и WABCO 3200B, но такие схемы в карьерах не прижились.

На современных сверхтяжёлых самосвалах обычно применяется гибридная силовая установка - дизельный двигатель приводит в действие генератор переменного тока, который питает тяговые электродвигатели, вращающие колёса. Тормозная система - также совмещённое действие гидравлики и электромоторов, которые в режиме торможения вырабатывают энергию.

Наибольшая экономическая эффективность тяжелых и мощных карьерных самосвалов достигается при использовании в паре с гидравлическим или тросовым экскаватором, осуществляющим загрузку за 3-5 циклов.

В сентябре 2013 года на испытательном полигоне Белорусского автомобильного завода был представлен самосвал БелАЗ-75710, который способен перевозить 450 т полезного груза.

Сочлененные самосвалы.

Самосвалы фото. История самосвала. Сочлененные самосвалы. Сочленённый самосвал, или землевоз

Сочленённый самосвал, или землевоз - это специализированная машина высокой проходимости, предназначенная для перевозки больших объёмов сыпучих материалов и используемая в качестве альтернативы автосамосвалам на работах в условиях бездорожья. Сочлененные самосвалы применяется при больших объемах земляных работ (строительство дорог, на угольных и рудных карьерах и т. п.), и где требуется повышенная проходимость и манёвренность.

Трёхосные модели сочленённых самосвалов имеют шесть ведущих колёс. Современные модели сочленённых самосвалов оснащаются выключателем межколёсного дифференциала.

Самосвалы компании Hydrema имеют поворотный механизм кузова, это даёт возможность разгружаться, не только назад, но и в любую из боковых сторон.

Бывают сочленённые самосвалы и на гусеничном ходу.

Самосвалы фото. История самосвала. Сочлененные самосвалы. Сочленённый самосвал на гусеницах, сочленённый самосвал на гусеницном ходу

Самосвалы. История самосвала. Виды самосвалов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Карьерные самосвалы крупнейших производителей. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Первый карьерный самосвал Год - 1930 Грузоподъемность – 8 тонн Фирма - Euclid Crane and Hoist Company

предназначение Карьерные самосвалы используются на открытой разработке полезных ископаемых Служат для транспортировки из карьеров руды или угля по специально проложенным дорогам Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова

103347 103358 103351 103370 103367 103362 103348 103368 103360 103369 103365 103353 103356 103346 103343 103350 103357 103364 103342 103359 103366 103354 103361 103371 103344 103355 103349 103363 103352 103345

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях



Автосамосвалами (автомобилями-самосвалами и автопоездами-самосвалами) называются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки различных грузов и их выгрузки с помощью опрокидывающегося кузова.
Кузов (платформа), шарнирно укрепленный на раме, может наклоняться назад или на боковую сторону на угол 45–60°.

Основными грузами, перевозимыми автосамосвалами, являются сыпучие (навалочные), насыпные, полужидкие (растворы) и скальные грузы, а также грузы, не требующие осторожности при разгрузке.

Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда составляют около четверти эксплуатируемых грузовиков, а их суммарная грузоподъемность около трети грузоподъемности всех, находящихся в эксплуатации грузовых автомобилей.

Автосамосвалы могут быть классифицированы по 7 основным признакам (рис. 1):

  • а) по назначению – строительные, сельскохозяйственные, карьерные, узкоспециализированные;
  • б) по направлению разгрузки кузова (платформы) – заднее, боковое одностороннее, боковое двухстороннее, трехстороннее;
  • в) по грузоподъемности – малой – до 2 т, средней – 2–7 т, большой – 7–14 т, особо большой (большегрузные) – свыше 14 т;
  • г) по типу транспортного звена – автомобиль-самосвал, автопоезд-самосвал, прицеп-самосвал, полуприцеп-самосвал;
  • д) по приспособленности к типу дорог – для всех видов дорог, для дорог ограниченного использования (для дорог с нагрузкой на мост не более 100 кН);
  • е) по проходимости – внедорожные большегрузные (типа БелАЗ), внедорожные высокой проходимости (4×4, 6×6 и др.),
  • дорожные обычной и повышенной проходимости (4×2 или 6×4);
  • ж) по приспособленности для работы с прицепом – одиночный самосвал, самосвал-тягач.

Классификация автосамосвалов

Рисунок 1 – Классификация автосамосвалов

Автосамосвалы изготавливают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и отличаются от них формой и длиной грузового кузова, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.

Наиболее распространены автосамосвалы строительной группы (рис. 2).

Строительные самосвалы служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и др.), строительных растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и других различных строительных грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).

Строительные самосвалы предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и поэтому имеют колесную формулу 4×2 или 6×4. Они могут быть оснащены бензиновыми двигателями или дизелями и имеют относительно высокие максимальные скорости движения (70…90 км/ч). Их грузоподъемность составляет 2,25…12 т, вместимость грузового кузова 2…7,2 м3, опрокидывание кузова – преимущественно заднее, угол подъема кузова при разгрузке 48…60°, а время его подъема и опускания 15…20 с.

Строительные самосвалы

Рисунок 2 – Строительные самосвалы

В России выпускается целый ряд моделей строительных самосвалов и их модификаций, выполненных на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и др.

Новые строительные самосвалы, по сравнению с ранее выпущенными, имеют повышенную грузоподъемность и больший объем грузового кузова, более мощные двигатели и повышенные тяговоскоростные свойства.

Сельскохозяйственные самосвалы (рис. 3) служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов (удобрения, корма, зерно, силос, кукуруза, овощи, картофель, свёкла и др.). Эти самосвалы могут быть также использованы для различных хозяйственных и строительных работ.

Сельскохозяйственные самосвалы

Рисунок 3 – Сельскохозяйственные самосвалы

Сельскохозяйственные самосвалы работают в тяжелых дорожных условиях. При перевозке сельскохозяйственных грузов их пробег вне дорог составляет почти половину суммарного пробега.

Сельскохозяйственные самосвалы отличаются от строительных самосвалов большими объемами грузовых кузовов и трехсторонним направлением разгрузки. Кроме того, сельскохозяйственные самосвалы дополнительно оборудуются надставными бортами, которые увеличивают вместимость кузовов в 1,5 – 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно легковесных и малоплотных (плотность менее 1 т/м3) сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъемность. При перевозке сыпучих грузов (зерно, удобрения и др.) для предотвращения выдувания их из кузова сельскохозяйственные самосвалы оснащают тентами.

Грузоподъемность сельскохозяйственных самосвалов 2,4…5,5 т, вместимость кузова 4,3…6 м3 (с надставными бортами 6,7…12,5 м3), угол подъема кузова при разгрузке 48…58°, время подъема и опускания кузова 15 с.

В России выпускается целый ряд моделей сельскохозяйственных самосвалов, выполненных на базе шасси грузовых автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и др.

Карьерные самосвалы (рис. 4) используют на открытых горных выработках. Эти самосвалы, как правило, особо большой грузоподъемности, с дизельным двигателем, работающим на экологически чистом топливе для предотвращения загазованности углубленных карьеров.

Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный уголь и др.). Они служат для работы вне дорог, и их движение по дорогам с асфальтовым покрытием недопустимо из-за больших осевых нагрузок и удельных давлений колес на поверхность дороги.

Карьерные самосвалы

Рисунок 4 – Карьерные самосвалы

Карьерные самосвалы обычно имеют колесную формулу 4×2, укороченную базу, дизельные двигатели большой мощности (300…1700 кВт), автоматические трансмиссии (гидромеханические, электрические), гидропневматические подвески, одно- и двухместные кабины. Все это обеспечивает им повышенные тяговоскоростные свойства (максимальные скорости 50…60 км/ч), высокую маневренность и плавность хода, а также хорошие условия для работы водителей.

Эти самосвалы обладают хорошей проходимостью благодаря большому дорожному просвету (500…700 мм), большому диаметру (1,5…2,5 м) и значительной ширине колес (0,5 м и более); грузоподъемность карьерных самосвалов 30…180 т, вместимость грузового кузова 15… 70 м3, опрокидывание кузова – заднее, угол подъема кузова 50…55°, а время его подъема 22…25 с. Боковое опрокидывание грузового кузова на карьерных самосвалах не применяется вследствие недостаточной их поперечной устойчивости при разгрузке.

Карьерными также являются самосвалы марки БелАЗ (рис. 5), которые выпускаются в республике Беларусь.

Карьерный самосвал БелАЗ

Рисунок 5 – Карьерный самосвал БелАЗ

Узкоспециализированные самосвалы (рис. 6) применяют для перевозки только одного определенного вида груза (бетоновозы, цементовозы, минераловозы, зерновозы).

Чаще всего разгрузка таких самосвалов производится назад. Выпускаются самосвалы с предварительным подъемом груза (выгрузка на железнодорожный состав).

Кузова могут быть съемными (сменными) и саморазгружающимися. Последние предназначены для работы в пределах стройплощадки. Центр тяжести груженого кузова у них располагается за опорой кузова (в направлении его разгрузки). После отпирания запора (замка), удерживающего задний борт кузова, он опрокидывается под действием момента с плечом от центра тяжести до опоры. Центр тяжести пустого кузова находится перед опорой. Поэтому, после сползания груза, кузов стремится опуститься в исходное горизонтальное положение.

Узкоспециализированные самосвалы

Рисунок 6 – Узкоспециализированные самосвалы












Известные производители


Устройство автосамосвалов

Автомобиль-самосвал состоит из шасси грузового автомобиля с кабиной и самосвальной установки.

Самосвальная установка включает (рис. 7 и рис. 8): грузовой кузов, надрамник и гидравлический подъемный механизм (гидравлическое опрокидывающее устройство).

Кузов предназначен для размещения груза, а форма и размеры кузова соответствуют специфике груза. При конструировании кузова учитывается фактор максимальной универсальности для перевозки различных грузов. Кузова могут оснащаться съемными уплотнителями бортов для исключения потерь груза при его перевозке, тентом для укрытия грузов от выдувания, съемными надставными бортами для лучшего использования грузоподъемности шасси.

Грузовой кузов и надрамник самосвалов КамАЗ

Рисунок 7 – Грузовой кузов (а) и надрамник (б) самосвалов КамАЗ: 1 – боковина; 2 – козырек; 3, 6 – борта; 4, 7, 14, 15 – усилители; 5 – стойка; 8 – основание; 9, 11 – опоры; 10, 13, 16, 19 – поперечины; 12 – лонжерон; 17 – кронштейн; 18 – рама

Кузов самосвала

Рисунок 8 – Кузов самосвала: 1 – продольная балка; 2 – упорная штанга; 3 – ось опрокидывания; 4 – цапфа; 5 – запорный крюк; 6 – ось подвески заднего борта; 7 – тяга

Кузов является наиболее трудоемкой, металлоемкой и быстро изнашиваемой частью самосвальной установки. Он может быть без открывающихся бортов и с открывающимися (откидывающимися) бортами.

Кузова с открывающимися бортами имеют ручные или дистанционно управляемые запоры. Для механической фиксации кузова в поднятом положении он может оснащаться упором.

Надрамник представляет собой сварную конструкцию и предназначен для установки на шасси автомобиля кузова и других узлов самосвальной установки (гидроцилиндра, оси опрокидывания и др.). Он состоит из двух продольных лонжеронов швеллерного сечения, закрепляемых на раме автомобиля, и поперечных балок.

На различных автомобилях-самосвалах надрамники аналогичны и отличаются лишь по типу профилей лонжеронов и поперечных балок, их размером и расположению отдельных элементов.

Подъемный механизм предназначен для обеспечения разгрузки кузова самосвала путем его наклона (опрокидывания) и последующего возвращения в исходное (транспортное) положение. Он также обеспечивает фиксацию кузова в любом промежуточном положении при его подъеме и опускании.

На автомобилях-самосвалах наибольшее распространение получили гидравлические подъемные механизмы, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля через коробку передач. Эти механизмы компактны, надежны, безопасны в работе, обладают плавностью и быстротой действия, имеют большой срок службы.

Отгадайте загадку:

Шёл старик и попукивал. Чем старик попукивал? Показать ответ>>

Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. Показать ответ>>

Шерлок Холмс шел по улице.И вдруг он увидел мертвую женщину лежащую на земле. Он подошел, открыл ее сумку и достал телефон. В тел. книге он нашел номер ее мужа. Он позвонил. Говорит: — Срочно приезжайте сюда. Ваша жена умерла. И через некоторое время муж приезжает. Он смотрит на жену и говорит: — О, милая что с тобой случилось. И потом приезжает полиция. Шерлок показывает пальцем на мужа женщины и говорит: — Арестуйте этого человека. Это он убил ее. Вопрос: Почему Шерлок так подумал? Показать ответ>>

Кузова автосамосвалов

Грузовые кузова самосвалов обычно изготавливают цельнометаллическими – сварными из листовой стали – и усиливают стойками. Иногда их делают из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу самосвала, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке, улучшить очищаемость при разгрузке, а также за счет снижения полной массы самосвала уменьшить сопротивление качению и расход топлива.

В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную форму (рис. 9): прямоугольную, корытообразную, полуэллиптическую, ковшовую, совковую. Кроме того кузова бывают с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны), без открывающихся бортов и без задних бортов (рис. 10).

Одним из наиболее простых по конструкции является кузов ковшового типа. Кузов самосвала КамАЗ (рис. 11) цельнометаллический, сварной, без открывающихся бортов, прямоугольного сечения. Он выполнен равномерно расширяющимся от передней части к задней, что обеспечивает его лучшую разгрузку при опрокидывании.

Формы кузовов автомобилей-самосвалов

Рисунок 9 – Формы кузовов автомобилей-самосвалов

Схемы открывания бортов грузовых кузовов и выгрузки самосвалов

Рисунок 10 – Схемы открывания бортов грузовых кузовов и выгрузки самосвалов: а, б – прямоугольные с открывающимися в бок бортами; в – корытообразный без открывающихся бортов; г – полуэллиптический с открывающимся назад бортом; д – ковшовый без задних бортов; е – совковый без задних бортов

Кузов самосвала КамАЗ

Рисунок 11 – Кузов (платформа) самосвала КамАЗ: 1 – боковина; 2 – козырек; 3, 6 – борта; 4, 7 – усилители; 5 – стойки; 8 – основание

Кузов состоит из основания 8 с продольными верхними и нижними усилителями 4 и 7, боковых бортов 6 со стойками 5, переднего борта 3 и козырька 2 с боковинами 1. В передней части кузова приварен кронштейн крепления верхней опоры гидроцилиндра подъемного механизма, а в задней части – кронштейны шарниров оси опрокидывания.

Достоинства ковшового кузова:

  • простота конструкции;
  • герметичность, прочность и жесткость конструкции;
  • проще в эксплуатации (не нужно отрывать и закрывать борта). Недостатки ковшового кузова:
  • необходимость большого угла подъема платформы и, как следствие, ухудшение продольной устойчивости самосвала;
  • затрудненность разгрузки плохо сползающего груза (влажный песок, глина и др.);
  • нерациональное использование объема.

В связи с указанными недостатками большее распространение получили кузова с открывающимися бортами.

Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих соответствующее открывание бортов.

Способ открывания борта вбок существенно влияет на степень подсыпания груза под колеса самосвала (рис. 12). Наименьшее подсыпание груза под колеса наблюдается с фиксацией откидного борта под углом, равным углу подъема кузова (рис. 12 в).

подсыпание груза под колеса

Рисунок 12 – Влияние способа открывания борта на степень подсыпания груза под колеса

Автосамосвалы с различным способом разгрузки

Рисунок 13 – Автосамосвалы с различным способом разгрузки

История возникновения

Архивное фото первого карьерного самосвала Euclid Trac Truck 1930 года

Первым крупнотоннажным грузовиком считается модель Euclid Trac. Эта машина была выпушена в 1930 году американской компанией Euclid, основателями которой являются братья Армингтоны. Автомобиль стал ответом на быстро развивающееся индустриальное строительство той эпохи.

Стоит отметить, что грузоподъёмность карьерной техники середины прошлого века разительно отличается от современных машин. Самосвал Euclid Trac обладал способностью перевозить до 8 тонн. Это мало кого удивит сейчас, но по тем временам было достяжением.

Конструкция грузовика тоже была не обычной – кузов имел ковшеобразную форму, а шасси оснащалось разноразмерными колесами: задние были шире и больше, чем передние.

Уже через 2 года компания увеличила грузоподъёмность машин до 14 тонн, выпустив обновлённую модель. А в 1955 году с конвейера сошёл 670-сильный грузовик с возможностью перевозки 45 тонн груза.

Советский автопром предложил в 1967 году БелАЗ-548А с грузоподъемностью 40 тонн. Но уже через 10 лет белорусские специалисты представили миру карьерный самосвал, способный перевозить до 110 тонн. По состоянию на 2021 год, самым большим в мире является БелАЗ 75710 грузоподъёмностью 450 тонн.

Читайте также: