Сообщение о русском народе национальный костюм любимая посуда своя игрушка

Обновлено: 05.07.2024

Русский народный костюм был создан и передавался из поколения в поколение многолетним трудом. Костюм раньше надевали, как на праздничные мероприятия и дни, а также просто носили в обычной жизни.

Костюмы были нескольких видов и отличались друг от друга. У любого региона была своя определенная модель, также отличались мужские костюмы от женских. Костюмы отличались от цели их применения, на свадьбу или праздник был свой вид, а на повседневную носку был другой. Роль в надевании костюма играл и возраст человека.

У нас в России есть несколько видов, один из них южный, а другой – северный.

Особенность наших костюмов – многослойность верхней одежды. Редко увидишь приталенный костюм на человеке, обычно наоборот, пышность и широта.

Ткани использовались различные, к примеру в основном это были: лен, хлопок, шерсть. Фасон был максимально закрытым. Богатые люди любили выделяться и украшать свои костюмы различными аксессуарами подороже, различными меховыми вставками, необычными дорогими нитями, вышивками.

Костюмы всегда были очень яркими, заметными.

Самый распространённый элемент нашего национального костюма – сарафан у девушек. На него иногда пускали не одно полотно, а несколько. Имел форму трапеции. Иногда делали и прямой фасон, он был более простой.

Цвета у костюмов также отличались по регионам, где-то предпочтителен оранжевый цвет, где-то зеленый, а где-то красный или желтый. Практически нигде не используется черный цвет, так как черный значит траур, лишь для орнаментов или отделки каких-либо элементов.

То, что было вышито на костюме всегда имело сакральное значение для русского народа, а не просто элементы. К примеру, люди верили, что данная вышивка служит защитой от злых духов и нечисти для человека. Сейчас конечно, больше ушла эта вера в обычный декор костюма, и смысл туда может быть уже не вложен как раньше.

Издавна русский узор был выполнен в строго геометрических формах, почти не существовало в костюме скругленных элементов. Самые популярные вышивки и узоры: желтое солнце, яркие цветы, различные животные, растения, трава, различные фигуры людей, геометрические фигуры и даже звезды.

Для декорирования костюмов также использовали мех, пуговицы, кружево.

В современном мире народных костюмов и их вариаций очень много:

- для детей (очень похожи на взрослые);

- зимний костюм (отличается тяжестью одежды);

Сейчас многие элементы из народного костюма перешли в повседневную обычную одежду.

Русский народный костюм

Популярные сегодня темы

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) относится к великим русским композиторам, чье музыкальное наследие входит в классическую шкатулку мирового творчества.

Язык является одним из важнейших органов чувств у человека, который позволяет распознать вкус различных предметов и позволяет осознать человеку, съедобен ли тот или иной продукт.

Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических проце

Развитие письменности на Руси началось после изобретения славянской азбуки в 863 году двумя братьями: Кириллом и Мефодием. Оба великих просветителя были уроженцы города Салоники.

Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.

Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.

С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 1

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.

Особенности национальной одежды в России

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева - распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.

Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.

Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.

Народная рубаха

Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 2

Особенности народной рубахи

1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.

2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.

3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.

4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя - простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.

5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.

6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 3

Сарафан

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 4

Виды сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи - холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.

2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.

3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.

4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 5

Понева

В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 6

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 7

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 8

Головные уборы

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 9
Особенности национальной русской женской одежды, фото № 10

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 11

Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 12

Вышивка на народной одежде

В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 13

Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизон­тальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.

Смоленский костюм

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 14

Симбирский костюм

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 15

С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим выре­зом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.

Уральский костюм

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 16

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 17

Российский север

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 18

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 19

Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 20

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 21

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 22

Особенности национальной русской женской одежды, фото № 23

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?

Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.




Русский костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма - многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.






2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Татарский костюм





Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин - это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор - тюбетейка - и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Башкирский костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин - глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.



Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.



Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Дагестанский костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.



Для мужчин традиционный комплект - это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции - в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.


История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело меня к теме проекта.

Истории русского национального костюма посвящается эта проектная работа.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова"




 Актуальность темы: История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело меня к теме проекта. Истории русского национального костюма посвящается моя проектная работа .

Актуальность темы:

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело меня к теме проекта.

Истории русского национального костюма посвящается моя проектная работа .

Задачи проекта:

  • изучить историю возникновения русского народного костюма;
  • собрать материал об особенностях русского народного костюма, цветовой гамме;
  • изучить материал глазами художников, писателей о русском народном костюме; функции русской народной одежды
  • Изучить литературу по данному вопросу.
  • Посмотреть информацию в сети Интернет.

3. Подобрать фотографии русских народных костюмов 19-20 века.

4. Проанализировать, чем отличаются костюмы разных губерний.

6. Сделать отчетную презентацию.

Взгляните на эти костюмы, их дивное многоцветье. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду.

 Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение.

Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение.

 Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков.

Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков.

 Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл.

Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.

 Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.

Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят.

Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.

Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги.

 Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое. 7

Обувью служили лапти, носили и кожаные сапоги. Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.

 Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский. Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески. Головные уборы: сорока, кичка.

Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески.

Головные уборы: сорока, кичка.

Головной убор - сорока Вышитая рубаха Пояс (кушак) Передник Занавеска Понёва Лапти

Головной убор - сорока

Вышитая рубаха

 Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник, венец.

Для северорусского комплекса характерны сарафан, душегрея или епанечка.

Головной убор: кокошник, венец.

Венец Кокошник Рубаха Душегрея Епанечка Сарафан Сапожки Лапти

 Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. К.Е.Маковский Девушка в русском костюме Боярыня у окна с прялкой

Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке.

К.Е.Маковский

Девушка в русском костюме

Боярыня у окна с прялкой

А.П.Рябушкин Портрет крестьянки К.Е.Маковский

А.П.Рябушкин

Портрет крестьянки

К.Е.Маковский

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике.

 Цвет – язык народа.

Цвет – язык народа.

повязка с платком

я сделала выводы:

По костюму человека всегда можно было точно определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий — на это указывали форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки.

Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым.

История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.






Стремились для нарядности носить, Узором украшали интересным, Умели шелком, бисером расшить. Нет живописней все ж, отметить надо, Национально русского наряда! Нет живописней русского наряда!

Стремились для нарядности носить, Узором украшали интересным, Умели шелком, бисером расшить. Нет живописней все ж, отметить надо, Национально русского наряда!

Нет живописней русского наряда!

В результате работы над проектом мной был проведен анализ литературы по народному костюму. Результаты исследования воплощены в моих творческих работах. Моя работа была успешной и доставила мне удовольствие. Я изучила историю русского народного костюма, научилась отбирать материалы, учитывая их свойства для изготовления изделия. Работа была трудной, но изделия получились актуальными и оригинальными, такими, как я их себе и представляла.

Эстетическая оценка. Композиция изготовлена для украшения интерьера. Работу я выполняла с большим желанием и интересом. Декоративные отделки, подбор тканей для одежды - всё это позволило мне изготовить действительно красивое изделие. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изделие выполняет свои эстетические функции. Моя кукла может служить игрушкой для детей и пособием по изучению народного костюма и ремёсел. Экологическая оценка. Изготовление и эксплуатация изделия не повлекут за собой изменений окружающей среды. При выполнении работы я соблюдала санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности. Это позволило мне не нанести вреда своему здоровью.

Эстетическая оценка.

Композиция изготовлена для украшения интерьера. Работу я выполняла с большим желанием и интересом. Декоративные отделки, подбор тканей для одежды - всё это позволило мне изготовить действительно красивое изделие. Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что изделие выполняет свои эстетические функции.

Моя кукла может служить игрушкой для детей и пособием по изучению народного костюма и ремёсел.

Экологическая оценка.

Изготовление и эксплуатация изделия не повлекут за собой изменений окружающей среды. При выполнении работы я соблюдала санитарно-гигиенические нормы и технику безопасности. Это позволило мне не нанести вреда своему здоровью.


-75%

Читайте также: