Сообщение о русской народной песни основанной на авторских стихотворениях

Обновлено: 05.07.2024

Исследование произведений, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Влияние литературных произведений на песенное народное творчество. Авторский стиль песен литературного происхождения. Взаимоотношения поэзии и фольклора.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.07.2014
Размер файла 46,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Песни литературного происхождения

2. Проникновение литературных произведений в устную словесность

3. Взаимоотношения русской поэзии и фольклора

Список использованной литературы

поэзия фольклор словесность литература

Песня -- самый молодой и одновременно самый древний музыкальный и поэтический жанр. Ее народным истокам -- тысячи лет, а современной форме -- всего лишь двести.

В городе и деревне книжная поэзия исполнялась профессиональными музыкантами, артистами, певцами и хорами крепостных театров. Интерес широкого читателя к стихотворениям, созданным на основе народных песен в 20-40-х годах, был вполне закономерен. Тематика и поэтика народных песен были близки массовому читателю, воспитанному на традициях фольклора. С этой точки зрения бытование в народе и авторского произведения, и произведения устного народного творчества - одинаково, так как и то и другое во всех случаях подвергалось сложному процессу его творческого усвоения, с той лишь разницей, что безымянные авторы творили свои произведения в русле самих народных идейно-художественных принципов. Литературные же произведения, созданные в иной поэтической традиции, усваивались народом более сложным путём, как правило, выборочно. Наличие постоянных творческих связей между книжной и народной лирикой убедительно показывает всю надуманность имевшихся в науке мнений об их обособленности и резком разграничении. Несостоятельны были и представления о коренной несовместимости книжного и устного поэтического произведений, так как первое является личным авторским творчеством, а второе - коллективным, народным.

Цель работы - изучить процесс фольклоризации или исследовать влияние литературных произведений на песенное народное творчество.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить песни литературного происхождения.

2. Выявить влияние литературных произведений на устную словесность.

3. Определить взаимоотношения русской поэзии и фольклора.

1. Песни литературного происхождения

До XVII ст., когда литература развивалась как церковно-религиозная, ее связь с фольклором был практически однонаправленная. Устное народное творчество влияло на развитие литературного писательства от начал его зарождения. Фольклор как созданная веками система народных представлений и текстов, наоборот, очень тяжело подвергался литературным влияниям. Устное народное творчество, в основе которого лежали языческие культуры, не могло иметь ничего общего с христианской литературой, которая резко отличалась идейно и тематически [10, c. 76].

Однако в XVII ст., когда в литературе четко очерчивается светская тематика, которая, вырабатывая новые жанры, отделяется в отдельную ветку писательства, начинается обратное влияние - литературы на устное народное творчество. Больше всего такое взаимодействие проявлялось в бытовании среди народа литературных текстов со всеми атрибутами фольклорных (анонимность, вариативность и др.). Прежде всего, это касается песен, хотя народом заимствовались и тексты других жанров, в частности басни, притчи, присказки, афористические выражения и прочее.

Песни литературного происхождения - это произведения, которые вошли в народную словесность из профессиональной литературы. Чаще всего - песня, созданная автором и композитором, становилась популярной среди народа, а поскольку воспринятый текст передавался в устной форме, имя автора и композитора затиралось, и песня начинала бытовать как народная.

Возможны и другие случаи. Например, известный авторский текст (стих) ложился на народную мелодию или мелодию композитора, имя которого оставалось неизвестным.

Бывало и то, что в основе определенного авторского текста составлялся подобный мотивами и образы, с той же ритмомелодикой, но другой народный текст, который бытовал параллельно с литературным.

Каждая песня литературного происхождения имеет свою историю (которая, однако, не всегда сохраняется в народной памяти), проходит разные периоды распространения, шлифование, переработки, пока входит в народную традицию, испытает определенных изменений (временами довольно значительных), наслоений разных эпох и т.п. Но, несмотря на тщательную народную обработку (кое-где на протяжении нескольких столетий), песни литературного происхождения все же отличались от народных специфическими чертами. Это дает основание относить их к разряду песен, авторство которых не сохранилось, которые не имеют литературных соответствий, но определенными признаками выделяются из собственно народных [8, c.61]. Самой определяющей их чертой является другой уровень индивидуализации. В то время как устное народное творчество выбирает все самое типичное, создает схематические сюжеты и довольно абстрактные обобщенные образы, литературная песня как индивидуальное творчество построено на основе личных переживаний, нетрадиционных ситуаций: фольклорное обобщение жизненных явлений здесь уступает место индивидуальным чувствам, которые вызваны конкретными обстоятельствами. Лирический герой таких песен высказывает свое видение и понимание мира, которое, как правило, не совпадает с общепринятым.

В песнях литературного происхождения используется немного отличный арсенал художественно-поэтических средств. Это выводит народную лирику на качественно новый уровень: в ней не только фиксируются отдельные жизненные явления (как это делает народное воображение), а и появляется философское осмысление действительности, высказывается индивидуальное отношение. Это приводит к переосмыслению тематики песенной лирики. Переносятся акценты из бытовых тем и конфликтов в сферу человеческих чувств и переживаний, усиливается психологизм поэзии. Поэтому песня приобретает черты элегичности, медитативности. Это в свою очередь выделяет и другие особенности. В частности в текст вводится пейзаж, который как композиционный элемент отсутствует в народной лирике (используется практически лишь в случаях параллелизма и никогда не приобретает вид развернутых картин природы). Из присущих для фольклора черт воспроизведения жизненной конкретики (реалий быта, событий, явлений) внимание переносится на самого человека, его мысли и чувства. Элементы сюжетности или действенности уступают местом воспроизведению душевных состояний, а итак, песня тяготеет к описательно-созерцательному характеру [9, c. 63].

Таким образом, песням литературного происхождения присущ авторский стиль, причем каждая отдельная песня или группа песен одного автора отличается стилевыми признаками от других песен этой жанровой разновидности. Но вопреки этим отличиям песни литературного происхождения имеют очень много черт, общих с народными песнями (в другом случае они не распространяются среди народа).

2. Проникновение литературных произведений в устную словесность

Поскольку песня - литературно-музыкальное произведение, в этом процессе важное значение имеет и мелодия. Некоторые песни бытуют с музыкой известных композиторов, другие имеют несколько вариантов мелодий.

Приблизительно такими же давними являются песни, авторство которых приписывают легендарной украинской народной поэтессе Марусе Чурай. До нашим дней не сохранилось никаких документов или памяток давности, которые бы подтверждали достоверность народных пересказов, связанных с именем этой полтавской сочинительницы. Тем не менее, ее имя настолько известно и распространено среди людей, что подобные доказательства кажутся лишними - Маруся Чураивна сама стала частью народного творчества, как и ее произведения.

Из известных поэтов, произведения которых стали народными песнями, первым является Григорий Сковорода - странствующий философ, мировоззрение которого насквозь национальное. А потому народ воспринял высказанные им мысли, как свои.

Как видим, процесс проникновения литературных произведений в устную словесность беспрерывный. Однако лишь отдельные жемчужины литературы переходят в народную лирику. Принцип отбора понятен: фольклорными становятся лишь песни, написанные в русле национальной традиции, близкие к народной поэтике, символике и ритмомелодике. Этот процесс - практически непредсказуемый, сложный с точки зрения национальной психологии и роли коллективного подсознательного, во многом непонятный, происходит не только на основе очевидных закономерностей, а и внутренних скрытых законов. И нельзя заведомо знать, какая песня станет народной, а тем более создать такую или ввести в устное творчество искусственно.

3. Взаимоотношения русской поэзии и фольклора

Исследуя взаимоотношения книжной и народной лирики, нельзя забывать о сложности характера их связей, которые были обусловлены спецификой развития литературы и народного поэтического творчества в тот или иной период национальной истории. Поэтому литературный вклад в народную лирику в тот или иной период мог быть большим или меньшим, и отношение народа к песенному творчеству русских поэтов могло быть тоже неодинаковым. Основным критерием фольклоризации авторских стихотворений было их соответствие высоким принципам народной эстетики.

Многие песни, созданные любителями, песенными импровизаторами, несли на себе такие черты несомненного поэтического дарования, как лёгкость стиха, напевность, художественность и прочее.

Наряду с большим числом анонимных авторов в создании стихотворений песенного содержания и стиля принимали участие все известные поэты, в том числе Ломоносов, Сумароков, Державин, М.Попов, Богданович, Херасков, Нелединский-Мелецкий, Дмитриев, Николаев и другие. Их общими усилиями был создан огромный массив книжной лирической поэзии, о чём свидетельствуют многочисленные печатные и рукописные песенники, где иногда помещались ноты отдельных произведений.

Далеко не всё из созданного поэтами перешло в фольклор, и это было обусловлено прежде всего тем, что народная лирика в конце 18 века достигла наивысшего расцвета. Для неё был характерен веками сложившийся поэтических стиль и язык, ей был доступен огромный арсенал самобытной поэтики, устоявшиеся жанровые и композиционные формы, с которыми соперничать массовой книжной лирике было непросто. А книжная лирика 18 века находилась ещё в состоянии своего становления, разнородных и разностильных поисков. Развиваясь преимущественно по собственным канонам, нередко далёким от народного поэтического творчества, книжная лирика к тому же в период господства классицизма перенесла на русскую почву многие жанры европейской песенной поэзии. Это, конечно же, не могло не отделять друг от друга народную и книжную поэзию [10, c. 67].

Такова предыстория развития русской поэзии накануне вступления её в новый век - век 19, когда процессы взаимовлияния и взаимосвязи книжной и народно-поэтической традиции проявилось особо зримо и плодотворно. Причём взаимодействие между народными песнями и книжной лирикой отнюдь не повторяло предшествующий этап, когда книжная поэзия 18 века порой уходила в народную стихию. В начале 19 века поэты активнее использовали в своём творчестве народную поэзию. Это определило качественное обогащение русской поэзии вообще и творчество многих поэтов в частности, стихи которых стали народными песнями. Так исторически изменилось соотношение между народной и книжной лирикой на пути перехода русской поэзии на позиции реализма, что окончательно было подтверждено творчеством А.С. Пушкина.

Этому конечному перелому в истории развития русской литературы несомненно способствовали события начала 19 века и прежде всего Отечественная война 1812 года и восстание декабристов.

Национальный триумф, пережитый всей Россией в 1812 году, блистательные победы русского оружия, освободившего от нашествия Наполеона не только Россию, но и народы Европы, выдвинули в качестве первоочередного вопрос о необходимости развития русской литературы на народно-национальной основе. В центре внимания ведущих писателей России оказались проблемы их отношения к истории народа, к его языку и поэзии, к народной этике и эстетике. Это повлекло за собой обострённые дискуссии по многим вопросам, касавшимся прежде всего жизни народа, тяжкого бремени крепостничества, дальнейшего политического устройства России. Иными словами, в недрах общественной и литературной жизни того времени вызревали идеи декабризма, которые явились программой первого этапа освободительного движения в России [8, c. 75].

Эпоха декабризма качественно повлияла на сам характер развития русской литературы, придала ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия, которые нашли наиболее яркое выражение в произведениях писателей-декабристов и Пушкина. Именно связь с освободительным движением определила в творчестве великого русского поэта новый метод исследования и воспроизведения действительности, получивший впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. И это естественно, ибо идеи борьбы с крепостничеством в условиях последекабрьской реакции стали ещё более насущными, острыми, нашли своё продолжение и развитие в творчестве передовых русских писателей - Лермонтова, Гоголя, Герцена, Некрасова, Тургенева и других. В их творчестве передовая русская литература 19 века всё более обретала характер национальной исторической содержательности и высокой идейности, что обнаруживал и выявлял в ней великий русский критик В.Г. Белинский [2, c. 92].

Создание Пушкиным русского литературного языка способствовало не только дальнейшему расцвету русской культуры, но и признанию её во всём мире. Прогрессивные черты, характерные для русской литературы в целом, выражались и в различных жанрах лирики. Обращение к национальной народной жизни предопределило и новые взаимоотношения творчества поэтов с миром народной песни [9, c. 58].

Реализм как художественный метод нашёл своё дальнейшее развитие в творчестве виднейших русских поэтов 19 века. Их поэзия окончательно преодолела отжившие эстетические нормы и, опираясь на опыт Пушкина, приобрела черты реализма, что создало предпосылки для более сильного воздействия творчества поэтов на всю культуру русского песенного искусства.

Поэзия Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарёва, Некрасова, и особенно те их произведения, героем которых был народ, духовно воздействовала на народно-песенный репертуар и стимулировала собственное поэтическое творчество народных масс.

Вслед за Пушкиным и поэтами его времени русская поэзия всё активнее, творчески осваивала народную песенную лирику во всём её жанровом многообразии. Так уже в первой четверти 19 века в русскую поэзию вошли картины жизни самых разных социальных слоёв общества. В песнях передавались характерные черты той или иной среды, мотивы труда и быта, красота и гнев души и воли народа. Вместе с Пушкиным многие поэты этого времени обращались не только к любовным народным песням, но и к песням солдатским, ямщицким, разбойничьим и другим. Некоторые же авторские песни посвящались темам народных обрядов, праздников и гуляний. Авторские вариации жанров народной поэзии были самыми многочисленными и разнообразными.

Расширение тематики сделало жанр русской песни богаче и по содержанию и по его художественному воплощению. Поэтизация различных сторон жизни народа придавала современной лирике характер реалистического произведения [10, c. 62].

Таким образом, распространению книжной поэзии в народе в те годы способствовали дешёвые песенники и лубочные листы, издававшиеся для самого широкого круга читателей. Всё это было связано с ростом городов, промышленности и торговли и вызывало к жизни новые формы пропаганды песенной поэзии: в народ стали проникать стихи, положенные на музыку известными композиторами.

Список использованной литературы

2. Балов А. Экскурсы в область русской народной песни. Этнографическое обозрение. 1899. №3 / в кн.: Новикова А. Русская поэзия 18 - первой половины 19 века и народная песня. М., 1982. 275 с.

3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти т. М., 1953 1959.

4. Горький М. собрание сочинений. В 12т. Т.12. М., 1984.

5. Даль В.И. Воспоминания о Пушкине / В кн.: А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. 115 с.

7. Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях/ В кн.: Новикова А.М. Русская поэзия 18 - первой половины 19в. и народная песня. М., 1982. 262 с.

10. Соколов Ю.М. Природа фольклора и проблемы фольклористики. М., 1978.

11. Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература. Саратов, 2007. 472 с.

Подобные документы

Процесс формирования произведений народного творчества. Народное творчество как историческая основа художественной культуры, его коллективность. Музыкальный фольклор, его виды и жанровое разнообразие. Календарные праздники и обряды, их характеристика.

реферат [29,4 K], добавлен 10.05.2009

Традиционная культура и мифологические истоки шорцев в историческом аспекте. Народное песенное и инструментальное творчество. Изучение современного шорского фольклора в учреждениях культуры. Развитие направлений в этнокультурном центре "Аба-тура".

курсовая работа [676,9 K], добавлен 02.01.2015

Исследование ранних литературных памятников, произведений, созданных Гомером и Гесиодом. Исторические сведения, особенности литературного творчества Гомера. Язык гомеровских поэм, Гомер в античности, загадка личности Гомера. Особенности мифологии Гесиода.

реферат [23,1 K], добавлен 24.11.2009

Изучение особенностей жанра исторической песни в музыкальном фольклоре русского народа. Песни в духе скоморошьей традиции. Появление личного сознания в народной поэзии после объединения Руси. Музыкально-поэтические принципы жанра исторической песни.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 19.10.2017

Специфика и основные свойства фольклора. Системность фольклора как художественного творчества. Жанровый состав фольклора. Система художественного произведения и воспроизведение системы реального мира. Сказки, песни, былины, уличное представление.

реферат [29,3 K], добавлен 20.07.2013

Определение сущности детского фольклора, его художественные особенности и роль в воспитании подрастающего поколения. История собирания и изучения фольклорных произведений для детей, их классификация. Основные жанры игрового и неигрового фольклора.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 19.02.2014

Изучение приемов речитатива, полифонии хоровых сцен, ладовой переменности, специфики строения музыкальной фразы в творчестве композитора М.П. Мусоргского. Описания оперных хоров, оригинальных произведений крупной формы и обработок русских народных песен.

С жанром народной песни связаны содержание и стиль ряда произведений.

Тема народной песни в русской литературе важна. В сборниках контрольно-измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ по литературе, в задании 6 (на сопоставление произведений, с развернутым ответом ограниченного объема - 5 - 10 предложений), можно встретить вопрос о том, в каком произведении русской литературы идет речь о народной песне и в чем его можно сопоставить с предложенным текстом.

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!

Урок музыки: Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях

В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный статус, время и место их пребывания на земле. Особое место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы будем говорить о русской песне.

Работа по теме урока

1. Народные праздники и обряды

Н. В. Гоголь

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха, шуточные, комические, иногда пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые, застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе - песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа.

Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни: колыбельные, шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие умерших, песни-былины, повествующие о далёком прошлом, трудовые, бурлацкие, покосные, жатвенные и т.д.

2. Слушание музыки

- Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней необычного в сравнении с современными песнями?

- А как вы думаете, почему Волгу народ называет матушкой?

(Потому что Волга - кормилица и поилица народа. Она полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.)

- Совершенно верно. А что же всё-таки отличает лирическую народную песню от современных песен с музыкальной точки зрения.

(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог припевается достаточно много нот.)

Верно, например,

Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я.
Степь раздо-о-о-льна-а-я.
Ах, ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,
Волга во-о-о-о-льна-я.

Учитель показывает нотную запись данной строфы.

3. Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних абзаца.

Если народное песенное творчество - это целостный образ страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то песенное творчество композиторов связано обычно с лирическими страницами искусства.

Иван Шишкин. Среди долины ровныя (1883)

Иван Шишкин. Среди долины ровныя (1883)

- Какой вывод можно сделать?

(Мы можем сказать, что русская поэзия также является важным источником для создания песен.)

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!
Взойдёт ли красно солнышко -
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка -
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявые,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зелёные
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Мелодия песни, написанной на это стихотворение, нетороплива и величава, как народная песня. Русский пейзаж, облик могучего одинокого дерева - излюбленный мотив песенного искусства, выражающего через образ природы характер и силу народа.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

- Что вы можете сказать об этом произведении?

(Наверное, это стихотворение привлекает композиторов потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того, образ деревянной России с её церквями, храмами, колокольным звоном близок каждой русской душе. Это часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то есть всего того, что составляет духовную сторону человеческой жизни.)

Исаак Левитан. Вечерний звон (1892)

Исаак Левитан. Вечерний звон (1892)

Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали?

(Да, на картине изображены храм, церковь на берегу небольшой речушки, в водах которой они отражаются. Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес. Всё это - облик Родины.)

5. Вокально-хоровая работа

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати,
Люли, люли заломати.
Я пойду, пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли, люли заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
А четвертую балалайку,
А четвертую балалайку.
Люли, люли балалайку,
Люли, люли балалайку.
Стану в балалайку я играти,
Стану в балалайку я играти.
Люли, люли я играти,
Люли, люли я играти.

- Что нового вы узнали на уроке?

Вопросы и задания

1. Вспомните известные вам русские народные песни. О чём в них поётся?

2. Как в музыке передаётся их содержание?

русская народная песня

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения русской песни

истоки русской народной песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки


Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины. Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические. Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки. Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

Читайте также: