Сообщение о русско японских отношениях после окончания второй мировой войны до сегодняшнего времени

Обновлено: 07.07.2024

Динамика развития российско-японских отношений после Второй мировой войны, их специфические признаки и основные этапы, оценка современного состояния и дальнейшие перспективы. Роль и значение территориальных споров во взаимоотношениях России и Японии.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.10.2010
Размер файла 41,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Заключение

Желательно также прилагать дальнейшие усилия к расширению контактов на высоком уровне путем активного осуществления встреч между министрами иностранных дел, поддержания практики взаимных визитов Министра обороны Российской Федерации и Начальника Управления обороны Японии, регулярного проведения заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам и использования возможностей для встреч ее Сопредседателей, других контактов на уровне министров и руководителей ведомств, включая встречи на многосторонних международных форумах.

Необходимо содействовать, исходя из того, что активные межпарламентские контакты служат важным фактором упрочения позитивных тенденций в российско-японских отношениях, дальнейшему расширению обменов между представляющими народы своих стран депутатами парламентов путем осуществления взаимных визитов Председателей верхней и нижней палат Федерального Собрания Российской Федерации и Председателей палат Представителей и Советников Парламента Японии, обменов между парламентскими комиссиями и депутатскими ассоциациями, межпартийных обменов и контактов по различным вопросам между отдельными депутатами.

Российской Федерации и Японии, необходимо продолжать процесс поиска взаимоприемлемого решения проблемы заключения мирного договора. Для этого следует активизировать переговоры в целях скорейшего выхода на решение еще остающихся проблем, исходя из понимания того, что Совместная декларация СССР и Японии 1956 года, Токийская декларация о российско-японских отношениях 1993 года, Иркутское заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 года и другие договоренности составляют базу для переговоров с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов и достижения таким образом полной нормализации двусторонних отношений.

Необходимо также прилагать усилия для дальнейшего развития безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами, уделяя при этом особое внимание таким формам, как молодежные и детские контакты, изучение языка друг друга, а также совершенствования практики т.н. свободных посещений островов с учетом договоренности об организации максимально облегченного режима таких поездок;

Литература

1. Игнатьев Г.А. Российская историография 90-х гг. о проблеме островов Малой Курильской гряды в российско-японских отношениях // Вестник новгородского государственного университета №25, 2003

3. Кошкин А. Курилы: биография островов // Вопросы истории. 1995. №1.

5. Млечин Л. И вновь встает нерешенный вопрос о Японии и островах // Новое время. 1992. №20. С. 36.

7. Носов М. Зрелое партнерство на фоне экономической конкуренции // Япония. 1994/1995. - М., 1995

12. Токийская декларация о российско-японских отношениях 13 сентября 1993 г.

Прежде чем приступить к изложению объявленной в заголовке статьи темы, я, как и все граждане России, выражаю японскому народу глубокие соболезнования в связи с постигшими Японию в марте этого года стихийными бедствиями (землетрясением и цунами) и вызванной ими техногенной катастрофой на атомной электростанции Фукусима-1.

Сразу после нападения Японии 7 декабря 1941 года на военно-морскую базу США на Гавайских островах Пёрл-Харбор и на английские колониальные владения на Дальнем Востоке правительства США и Великобритании стали высказывать пожелания о вступлении СССР в войну против Японии. Об этом первым заговорил Президент США Ф.Рузвельт в беседе с советским послом М.М.Литвиновым 8 декабря 1941 года, то есть на следующий день после налета японской авиации на Пёрл-Харбор 1 . С просьбой о возможном вступлении Советского Союза в войну с Японией обратился к И.В.Сталину 20 декабря 1941 года и министр иностранных дел Великобритании А.Иден 2 .

Американская дипломатия, стремясь вовлечь Советский Союз в войну с Японией, заявляла о своей решительности изъять у Японии после окончания войны захваченные ею в свое время территории, в том числе Курильские острова, в качестве наказания за агрессию. Накануне Московской конференции министров иностранных дел США, СССР и Великобритании государственный секретарь США К.Хэлл информировал Сталина о предложении Президента США Ф.Рузвельта на строго секретном совещании в Белом доме с участием К.Хэлла от 5 октября 1943 года о том, что было бы справедливым передать СССР за участие в войне с Японией Курильские острова в качестве компенсации за подавление агрессии.

Вступив в войну с Японией, советские вооруженные силы, преодолев отчаянное сопротивление японских войск, разгромили отборную японскую Квантунскую армию, совершив беспримерный по сложности переход танковых армий и моторизированных частей Советской армии в Северо-Восточный Китай через Хинганский хребет. В обращении правительства Советского Союза к народу говорилось, что в результате капитуляции Японии Южный Сахалин и Курильские острова отойдут Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с Японией и базой обороны нашей страны от японской агрессии.

После окончания войны на Тихом океане в Китае в 1946-1949 годах развернулась гражданская война, в которой победили демократические силы, руководимые китайской Компартией. 1 октября 1949 года в Пекине была образована Китайская Народная Республика, а ставленник США Чан Канши вынужден был бежать на Тайвань под защитой 7-го американского флота. Ввиду отказа США допустить в Сан-Франциско на мирную конференцию по Японии представителя КНР советский министр иностранных дел А.А.Громыко не подписал текст Сан-Францисского мирного договора, хотя по нему Япония отказывалась от владения Южным Сахалином и Курильскими островами.

В 1954 году в Японии пришел к власти Итиро Хатояма. В своей предвыборной программе он обещал в случае победы начать переговоры с СССР и сдержал слово, хотя японский МИД занимал тогда явно проамериканскую и враждебную СССР позицию. Советская сторона предложила вести переговоры в Токио или Москве, на что японцы не согласились. Их предложение вести переговоры в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, где американцы могли бы влиять на ход переговоров, не устроило СССР. Наконец после долгих обсуждений местом переговоров был избран Лондон.

Нашим послом в Великобритании был тогда Я.А.Малик. С 1948 по 1952 год он представлял нашу страну в Совете Безопасности ООН, а во время войны, с 1942 по 1945 год, был послом в Японии. Малик хорошо знал Японию и японскую дипломатию. Его назначение главой делегации на этих переговорах вызвало одобрение не только у нас, но и у части японских дипломатов, знавших Малика как человека, дружественно настроенного к японскому народу и японской культуре. В составе делегации на лондонских переговорах были заведующий дальневосточным отделом МИД дипломат и китаевед И.Ф.Курдюков, советник дальневосточного отдела видный японист и блестящий знаток языка Н.Б.Адырхаев, а также автор данной статьи - советник посольства в Лондоне. Во главе японской делегации стоял бывший посол Японии в Лондоне Сюнъити Мацумото. В делегацию также входили начальник договорного отдела МИД Мититоси Такахаси, первый секретарь посольства в Швеции Киния Ниидзэки и первый секретарь посольства в Лондоне Акира Сигэмицу - приемный сын главы МИД.

В ходе встреч с японской делегацией были согласованы все положения советского проекта мирного договора. Единственное, что еще должен был зафиксировать мирный договор, - это территориальное разграничение, то есть проведение линии морской границы между Хабомаи и Шикотаном, с одной стороны, и островом Хоккайдо - с другой. Все остальные вопросы уже были решены в ходе лондонских переговоров. Сначала мы требовали, чтобы в Охотское море допускали суда лишь двух держав - СССР и Японии. Это была попытка оградить Охотское море от американского военного флота, но и это мы отдали на предварительных переговорах.

Однако через два с половиной месяца после вручения японской делегации советского варианта текста мирного договора японская дипломатия представила свой проект мирного договора. Авторы этого проекта, наверное, забыли, что Япония как агрессор потерпела сокрушительное поражение в войне. Иначе чем еще можно было объяснить включение в японский проект мирного договора абсурдных во всех отношениях требований: передать Японии советские земли - Южный Сахалин и Курильские острова. Для японской делегации на переговорах в Лондоне не должно было быть новостью, что Советский Союз считает Южный Сахалин и Курильские острова неотъемлемой частью территории СССР.

Правительство Советского Союза не скрывало от Японии своих намерений со временем вернуть захваченный Японией Южный Сахалин, а также Курильские острова. 12 апреля 1941 года, незадолго до нападения фашистской Германии на СССР, Сталин принял в Кремле министра иностранных дел Японии Ёсукэ Мацуока и прямо заявил ему о стремлении Советского Союза включить в свой состав Южный Сахалин и Курильские острова. Последние, находясь у Японии, лишали Советский Союз выхода в Тихий океан, пояснил Сталин, подведя Мацуока к географической карте Охотского моря.

В апреле 1956 года я был в отпуске на лечении в Карловых Варах, а потом из Москвы собирался возвращаться с семьей в Лондон. Но мне позвонил заместитель министра иностранных дел Н.Т.Федоренко и сказал, что мною интересуется Молотов. Через пару дней состоялась встреча с министром. Молотов поинтересовался у меня как члена правительственной делегации на лондонских переговорах с Японией, как обстоят дела, поскольку в феврале 1956 года эти переговоры прервались. Молотов посетовал, что мы не имеем информации из Японии о том, что происходит в деловых и политических кругах этой страны, как они реагируют на перспективы урегулирования отношений с СССР. Он предложил мне поехать на короткий срок в Японию без семьи, чтобы оттуда информировать Москву о происходящем. К тому времени в советском представительстве в Токио оставалось всего шесть сотрудников, лишь у одного был дипломатический паспорт. Дело в том, что сразу же после ратификации Сан-Францисского мирного договора весной 1952 года японский МИД известил, что деятельность советского представительства в Токио, находившегося там со времени капитуляции 1945 года, завершена, поскольку СССР не подписал Сан-Францисский договор. Советские сотрудники выезжали на родину без замены.

Прилетел в Токио 13 мая 1956 года. Несмотря на поздний час и проливной дождь, на аэродроме меня встречали около сотни человек. Японские деловые круги были заинтересованы в нормализации отношений с СССР. Это стремление поддерживали партии левого толка и умеренные силы, прежде всего те, которые были возмущены продолжавшейся оккупацией Японии американскими войсками. Были созданы общества японо-советской дружбы, в которых участвовали представители торговых организаций, рыболовецких промыслов, деятели культуры, науки и искусства. По случаю моего приезда широкая коалиция депутатов японского парламента от различных партий устроила прием в здании парламента. Общий тон выступлений на этом мероприятии указывал, что пришло время заключать мирный договор между Японией и СССР. Американцев все это крайне раздражало. В японской политике активизировалась и сплотилась проамериканская группировка во главе с экс-премьером Сигэру Иосидой - она решительно нажимала на Хатояму с требованием не спешить с заключением мирного договора с СССР.

Министр Коно вернулся в Токио в июне. По пути из Москвы он побывал в США, где на него оказывали давление, с тем чтобы не допустить подписание мирного договора с Советским Союзом на условиях, предложенных Москвой. В Токио я несколько раз встречался с Коно, вырабатывая условия возможного заключения мирного договора между нашими странами. Затем к этой работе с японской стороны подключился Тацуносукэ Такасаки, исполнявший обязанности министра иностранных дел за время отсутствия Сигэмицу, так же как и Коно сторонник премьера Хотоямы.

Министр иностранных дел Сигэмицу, возвратившись в Токио после очередной заграничной командировки, заявил, что он сам поедет в Москву для завершения переговоров и добьется уступок. Хатояма был вынужден с этим согласиться, но послал вместе с ним в Москву в июле 1956 года в качестве второго полномочного представителя Мацумото, с которым мы ранее вели переговоры в Лондоне. Мацумото был верным сторонником Хатоямы. Сигэмицу с Мацумото приехали в Москву, но никаких новых предложений с японской стороны они не привезли. Поначалу Сигэмицу опять потребовал у нашей страны Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. В Москве эти притязания отвергли. Сигэмицу дал премьеру Хатояме телеграмму, в которой сообщил, что СССР настаивает на прежних условиях, и спросил, что ему делать. Ответа не последовало. Он и Мацумото покинули Москву.

Тем временем я вместе с Такасаки разрабатывал будущее соглашение о нормализации отношений. Хатояма, ознакомившись с тем, что ему доложил Такасаки, послал официальный запрос в Москву, чтобы ему подтвердили договоренности, достигнутые Тихвинским с Такасаки. Такое подтверждение поступило. Я дважды был у Хатоямы. Этот политик был убежденным сторонником нормализации отношений с СССР и Китаем, при этом он стремился избавиться от американского диктата и проводить независимую внешнюю политику.

Премьер Хатояма, который передвигался в инвалидной коляске, в октябре 1956 года сам вместе с Мацумото отправился в Москву, чтобы провести переговоры о заключении мирного договора. Его проводы на аэродроме в Токио вылились в массовую демонстрацию с требованием скорейшей нормализации отношений с СССР. Это было целое море людей с плакатами и транспарантами - акцию поддержали рыболовецкие круги и прогрессивная общественность Японии. 19 октября 1956 года в Москве была подписана декларация о нормализации отношений с СССР. Когда Хатояма вернулся из Москвы, ему в Токио была устроена еще более торжественная встреча.

Потом эта декларация была ратифицирована Верховным Советом СССР и японским парламентом. Для обмена ратификационными грамотами в декабре 1956 года в Токио прилетел заместитель министра иностранных дел Н.Т.Федоренко. Они с Сигэмицу обменялись документами в присутствии видных японских политических деятелей. С того момента я стал временным поверенным в делах СССР в Японии. Глубоко уверен, что Хатояма, не будь давления на него американцев, согласился бы и подписал не декларацию, а мирный договор. Договор можно было заключить, если бы не вмешательство третьей силы в лице США, отступивших от договоренностей в Ялте и Потсдаме.

В качестве главы формально непризнанного советского представительства в Токио я провел 7 ноября 1956 года прием по случаю национального праздника. Из-за венгерских событий в ряде стран Европы наши посольства подвергались бойкоту, были случаи, когда непрошеные гости пытались громить накрытые столы. У нас прием прошел весьма хорошо. Было четыре министра, представлявших правящую Либерально-демократическую партию, присутствовали лидеры Социалистической и Коммунистической партий, профсоюзов. Мы успокоились и подумали, что эта кампания погромов миновала. Но не тут-то было - через несколько дней после приема произошло нападение на наше представительство в Токио.

Я оставался временным поверенным в делах СССР в Токио до прибытия в феврале 1957 года полномочного посла в Японии И.Ф.Тевосяна - заслуженного руководителя металлургической промышленности, выдающегося хозяйственника, совершившего героический подвиг по эвакуации наших предприятий в годы войны. Когда Тевосян начал перечить волюнтаристским экономическим планам Хрущева, тот отправил его послом в Токио. Для Японии это назначение было большим событием, ведь Тевосян занимал пост заместителя Председателя Совмина СССР.

МИД РФ решительно осудил эту провокацию, равно как и высказывания ответственных лиц МИД и японского правительства по курильскому вопросу. 24 февраля 2011 года в парламенте Японии генеральный секретарь кабинета министров Японии Ю.Эдано и министр иностранных дел Японии С.Маэхара сделали заявление о том, что Российская Федерация владеет южными Курильскими островами, не имея на это правовых оснований. В этой связи МИД РФ заявил, что Российская Федерация обладает всеми необходимыми правами на указанные территории и суверенитет России над ними абсолютно законен и сомнению не подлежит, что основано на итогах Второй мировой войны, закрепленных в международно-правовом плане в Крымском соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 года, Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года, Сан-Францисском мирном договоре от 8 сентября 1951 года и, что принципиально важно, легитимизировано статьей 107 Устава ООН.

США постоянно вмешивались в процесс нормализации российско-японских отношений, тормозя развитие добрососедства между Россией и Японией. Им, однако, не удалось предотвратить восстановление дипломатических отношений между странами-соседями. Тем не менее США активно поддерживали и продолжают поддерживать требование японского правительства о передаче Российской Федерацией Японии островов Южно-Курильской гряды, то есть вместе с японскими реваншистами рассчитывают на пересмотр итогов Второй мировой войны.

Кроме того, в МИД России сочли необходимым пригласить 21 февраля 2011 года посла США Дж.Байерли и привлечь его внимание к заявлениям официальных представителей Госдепартамента, а также посольства США в Москве, в которых выражалась поддержка японских территориальных претензий к России. Послу была вновь изложена принципиальная и неизменная позиция России в отношении российского суверенитета над южными Курилами.

1 Телеграмма посла СССР в США в Народный комиссариат иностранных дел СССР от 8 декабря 1941 г. //Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945: Документы и материалы: В 2-х т. М.: Политиздат, 1984. Т. 1. 1941-1943. С. 143.

3 Советский Союз на международных конференциях в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. II. Тегеранская конференция руководителей трех великих держав: СССР, США и Великобритании (28 ноября - 1 декабря 1943 г. ). Сборник документов. М.: Политиздат, 1978. С. 95.

4 Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны. Т. 2. С. 272.

5 Сборник основных документов по вопросам советско-японских отношений (1964-1972). М.: МИД СССР, 1973. С. 918.

6 Черевко К.Е. Россия на рубежах Японии, Китая и США (2-я половина XVII - начало XXI века). М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 333, 335.

Эта статья об отношениях с момента распада Советского Союза в 1991 году. Отношения до 1917 года см. Отношения Японской империи и Российской империи. Об отношениях с Советским Союзом см. Японско-советские отношения.


Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (слева) и президент России Владимир Путин (верно) встретиться в Дананге, Вьетнам в ноябре 2017 года.

Японо-российские отношения
Карта с указанием местоположения Японии и России

Япония

Россия

Японо-российские отношения (русский: Российско-японские отношения , Российско-японские отношения; Японский: 日 露 関係 史 , Нитиро канкейши) или же Японо-российские отношения относится к двустороннему международные отношения между Япония и Российская Федерация. Отношения между Россией и Японией являются продолжением отношение Японии с Советским Союзом с 1917 по 1991 год, и с Российской Империей с 1855 по 1917 год. Исторически между двумя странами были теплые отношения до столкновения территориальных амбиций в Маньчжурия регион северо-востока Китая привел к Русско-японская война в 1904 году, закончившись победой Японии, которая способствовала ослаблению монархия в России. Япония позже вмешиваться в Гражданская война в России с 1918 по 1922 год, отправив войска в Дальний Восток России и Сибирь. За этим последовало пограничные конфликты между новым Советский союз и Японская империя на протяжении 1930-х гг. Две страны подписали пакт о ненападении в 1941 году, хотя Советское правительство объявило война с Японией так или иначе в августе 1945 года, вторжение японский марионеточное государство из Маньчжоу-Го а также захват то Курильская цепь островов к северу от Японии. Две страны закончили свое формальное состояние войны с Совместная советско-японская декларация 1956 г., но по состоянию на декабрь 2020 года не урегулирован этот территориальный спор по поводу владения Курилами. [1]

Опрос, проведенный в 2018 г. Левада Центр показывает, что 61% россиян положительно относятся к Японии, а 20% - отрицательно. [2] По данным 2017 г. Проект глобального отношения Pew Согласно опросу, 64% японцев относятся к России отрицательно, по сравнению с 26%, которые относятся к ней положительно. Люди в возрасте от 50 лет и старше гораздо реже относятся к России положительно (16%), чем люди от 18 до 29 лет (53%). [3] Тем не менее, японское правительство рассматривает Россию как важного партнера в вопросах безопасности и противовеса. Китай и Северная Корея в регионе. Из-за этого с начала Украинский кризис и 2014 аннексия Крыма, Япония продолжала сотрудничать с Россией, несмотря на санкции против страны со стороны западных союзников Японии. [4] Правительства двух стран предприняли усилия для расширения отношений, в том числе японские инвестиции в Россию, [5] военное сотрудничество, [1] и организация года культурного обмена между Россией и Японией в 2018 году. [6]

Содержание

История

Русский навигатор Адам Лаксман был отправлен Екатерина Великая вернуть потерпевших кораблекрушение японцев Дайкокуя Кодаю в Японию. Российский дипломат Николай Резанов был заказан Александр I в качестве посла России в Японии для заключения торгового договора, но его усилия были сорваны японским правительством.

Царская эпоха (1855–1917)

Дипломатические и торговые отношения между двумя империями были установлены с 1855 года. Япония и Россия участвовали в подавлении Боксерское восстание в Китае. Отношения были минимальными до 1855 года, в основном дружескими с 1855 по начало 1890-х годов, а затем стали враждебными из-за статуса Кореи. Две страны оспаривали контроль над Маньчжурией и Кореей, что привело к победе Японии в Русско-японская война 1904–1905 гг. Россия начала строительство Транссибирской магистрали, которая впервые открыла легкий доступ в Сибирь и прилегающие районы. Между тем поражение Японией Китая в китайско-японской войне 1894-95 гг. Продемонстрировало военную модернизацию Японии и ее стремление к контролю над Кореей. И Россия, и Япония вторгались на китайские территории, особенно в Маньчжурию. оба были заблокированы от продвижения к югу от Маньчжурии из-за силы британского и американского сопротивления. Отношения были хорошими в 1905–1917 годах, когда две страны разделили Маньчжурию и Внешнюю Монголию. [7]

Советское время 1917–1991 гг.

Карта японского Хокусин-рон планы на потенциальное нападение на Советский Союз. Даты указывают на год, когда Япония получила контроль над территорией.

Отношения между коммунистическим захватом власти в 1917 году и крахом коммунизма в 1991 году имели тенденцию быть враждебными. Япония имела отправил войска для противодействия большевистскому присутствию на Дальнем Востоке России вовремя Гражданская война в России, но остался без прироста. Эти двое были в противоположных лагерях во время Вторая Мировая Война и Холодная война. Кроме того, территориальные конфликты из-за Курильские острова и юг Сахалин были постоянным источником напряжения. [8]

Напряженность в отношениях между Японией и Советским Союзом имеет глубокие исторические корни, уходящие корнями в соревнование Японский и русский империи за господство в Северо-Восточная Азия. Советское правительство отказалось подписать мирный договор 1951 г. а состояние войны между Советским Союзом и Японией технически существовало до 1956 года, когда оно было прекращено Совместная советско-японская декларация 1956 г.. Официальный мирный договор до сих пор не подписан. Основным камнем преткновения на пути к улучшению отношений между Советским Союзом и Японией в послевоенный период были территориальный спор по Курилам, которые известны как Северные территории в Японии. [9]

Ранний постсоветский период (1991–1999)

К концу 1990-х российское руководство начало поворачиваться с Запада на Восток, рассматривая улучшение отношений с Японией как часть этих усилий, и считало, что премьер-министр Рютаро Хашимотопозиция как возможность. Президент Борис Ельцин встретился с премьер-министром Хашимото в Красноярске 1 ноября 1997 года, где он предложил решить территориальную проблему мирным договором к 2000 году. Ельцин также попросил Хашимото рассмотреть вопрос о финансовой помощи России в размере 3–4 миллиардов долларов. Хашимото также продвигал идею расширения экономического сотрудничества, которую назвали планом Хашимото-Ельцина. В середине апреля 1998 года на встрече на высшем уровне между двумя лидерами в Канаве Хасимото внес предложение о переходе четырех спорных Курильских островов под суверенитет Японии. Ельцин сделал публичное заявление об этом и о том, что он рассматривает возможность его принятия, что побудило российское правительство и СМИ объединиться против этого. К осени 1998 года предложение умерло после столь сильного сопротивления в России, и Хашимото покинул свой пост после Парламентские выборы в июле 1998 г.. Тем не менее около 1,5 млрд долларов США Всемирный банк/ Кредит МВФ России поступил из Японии. Встреча в ноябре 1998 г. министра иностранных дел Кейдзо Обучи и Ельцина в Москве, где Россия предложила предоставить Японии особый статус над островами совместно с Россией в качестве переходного правового режима. Японская сторона отнеслась к этому предложению осторожно, и к 1999 году в территориальном вопросе возникла тупиковая ситуация, а экономические инициативы застопорились в своей реализации. [10]

30 июля 1998 г. новоизбранный премьер-министр Японии Кейдзо Обучи сосредоточили внимание на основных вопросах: подписании мирного договора с Россией и продлении Японская экономика. Однако вскоре он умер.

Текущие отношения (1999 – настоящее время)


В марте 2014 г. Аннексия Крыма РоссиейЯпония ввела несколько санкций против России, включая прекращение консультаций по облегчению визового режима между двумя странами и приостановку переговоров по инвестиционному сотрудничеству, совместному освоению космоса и предотвращению опасной военной деятельности. [11] [12]

23 июня 2018 года Россия и Япония подписали меморандум о взаимопонимании (МОВ) в российской Дальневосточной Республике Саха (Якутия) о расширении сотрудничества между двумя странами. [14]

В июне 2018 г. Принцесса Хисако Такамадо поехала в Россию, чтобы поболеть за свою национальную команду на чемпионате мира по футболу. Она является первым членом императорской семьи, приехавшим в Россию с 1916 года. [15]

В ноябре 2019 года министр иностранных дел Японии заявил, что в декабре он посетит Россию для переговоров об официальном мирном договоре о Второй мировой войне с целью улучшения отношений. [16]

Курильский спор

Этот раздел должен быть обновлено. Обновите эту статью, чтобы отразить недавние события или новую доступную информацию. ( Апрель 2016 г. )



В 2010, Президент России Дмитрий Медведев стал первым президентом России, совершившим государственную поездку на Курильские острова. Медведев вскоре приказал значительно подкрепить Российская оборона на Курильских островах. Медведева сменил Владимир Путин в 2012.

В ноябре 2013 года Япония провела свои первые дипломатические переговоры с Российской Федерацией и первые с Москвой с 1973 года. [23]

В сентябре 2017 года премьер-министр Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин встретились в Восточный экономический форум, который проходил в Дальневосточный федеральный университет в Владивосток. Основная цель встречи - одобрение совместной хозяйственной деятельности на спорных островах Хоккайдо. В ходе переговоров оба лидера решили подписать совместные проекты в пяти областях - аквакультуре, тепличном хозяйстве, туризме, ветроэнергетике и сокращении отходов. [24]

На 2018 Тринадцатый саммит стран Восточной Азии в СингапурСиндзо Абэ откликнулся на предложение Владимира Путина подписать мирный договор без предварительных условий до конца года. [25] В Совместная советско-японская декларация 1956 г. пообещал, что СССР передаст Японии группу островов Хабомаи и Шикотан и оставит себе оставшиеся острова в обмен на переговоры по формальному мирному договору. В то время США пригрозили сохранить Окинава если Япония отдаст другие острова, препятствуя переговорам по обещанному договору. [26] [27] Путин и Абэ согласились, что условия сделки 1956 года станут частью двустороннего мирного договора. [28]

Военное сотрудничество


Гост

ГОСТ

Общая характеристика российско-японских отношений

Современный этап российско-японских отношений большинство специалистов склонно отсчитывать с 2012 года, что связано со сменой Японского правительства и приходом к власти С. Абе. Политика С. Абе традиционно рассматривается российской стороной как более прогрессивная, в сравнении с действиями его предшественников, поскольку направлена на достижение развития российско-японских отношений, несмотря на наличие краеугольных неразрешенных противоречий, таких как Курильский вопрос и заключение мирного договора.

Во многом по инициативе японского премьера основной фокус российско-японских отношений был перенесен с немедленного разрешения территориальных претензий в пользу развития взаимовыгодного сотрудничества России и Японии в экономической, оборонной, культурной областях. Только в 2016 году, за время визита В.В. Путина в Японию было подписано 12 межправительственных и 68 коммерческих соглашений между странами.

Определенное охлаждение российско-японских отношений произошло в 2014-2015 годах в связи с ситуацией на Украине. Вслед за США Япония осудила российские политические действия, а также присоединилась к вводимым санкциям, что привело к ответным дипломатическим мерам, в виде временного прекращения переговоров и встреч, прежде всего по важному для Японии Курильскому вопросу. Однако несмотря на проявленную с западными странами солидарность С. Абе приложил усилия по восстановлению прежнего курса отношений двух стран и уже в 2016 году переговоры возобновились и в том числе состоялся беспрецедентный визит президента РФ в Японию. В дальнейшем, вплоть до настоящего времени развитие российско-японских отношений можно оценивать, как поступательное. Так 2020 год должен был пройти как российско-японских отношений, планировалось множество культурных и гуманитарных мероприятий, связанных с увеличением взаимного туристического потока, проведением обменов между регионами побратимами и т.д., однако ситуация пандемии коронавируса сделала невозможным реализацию столь широкомасштабной программы.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако несмотря на все достигнутые успехи, центральным и принципиальным вопросом российско-японских отношений, остаются заключение мирного договора и территориальные претензии Японии, и несмотря на амбициозные общения С. Абе разрешить данные вопросы в период своего нахождения в должности премьер-министра, значительного прогресса по ним достигнуть так и не удалось. Вместе с тем в 2021 году срок действия полномочий С. Абе истекает, что создает ситуацию неопределенности в отношении того, будет ли его преемник поддерживать курс на сотрудничество или же вернется к более агрессивной риторике в отношении РФ.

История курильского вопроса

История Курильского вопроса уходит корнями в XVIII-XIX века, когда данные территории были открыты и освоены российскими исследователями Дальнего Востока, а позже в течении девятнадцатого века постепенно все больше вовлекались в сферы влияния Японии, в силу своей отдаленности от центра России. Окончательно в состав Японской Империи Курильская гряда и Южный Сахалин вошли по результатам Русско-Японской войны 1904-1905 годов, и оставались в составе данной страны вплоть до 1945 года, когда были возвращены в свой состав уже Советским государством.

На Сан-Францисской конференции 1951 года, закрепившей итоги Второй мировой войны, Япония официально отказалась от территориальных претензий на Курильские острова, однако мирный договор между Японией и СССР так и не был подписан. Попытки его заключения в 50-х годах прошлого века сопровождались претензиями японской стороны по возвращению данных территорий. Согласно совместной декларации 1956 года СССР рассматривает возможность возвращения в качестве жеста доброй воли Японской стороне острова Шикотан и ряда необитаемых островов Курильской гряды, после подписания мирного договора. Однако переговоры зашли в тупик.

Курильский вопрос в российско-японских отношениях

В 90-е годы после установления российско-японских отношений Япония выдвинула территориальные претензии к России в отношении широкого ряда территорий Курильской гряды, а именно:

  • острова Итуруп и Кунашир из Большой Курильской гряды;
  • острова Шикотан, Зелёный, Танфильева, Полонского, Юрий, Анучина из Малой гряды;
  • мелкие рифовые группы островов;
  • надводные скалы.

Однако следует понимать, что Курильский вопрос остается для Японии принципиальным, также, как и для России, и не стоит ожидать отказа Японии от ее территориальных претензий.

Развитие русско-японских отношений в настоящее время связано со стремлением Японии диверсифицировать собственную политику, выйти из-под американского зонтика, а также не допустить чрезмерного сближения России и Китая, у которого есть в свою очередь территориальные претензии к Японии.

Читайте также: