Сообщение о романсе варламова

Обновлено: 04.07.2024

Александр Варламов родился 27 ноября 1801 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье военного. В детстве обучался пению в придворной певческой капелле Санкт-Петербурга. После этого уехал в нидерландский город Гаага, где в 1819 году как регент русской посольской церкви занимался музыкальной педагогической деятельностью.

Вернувшись в Россию, продолжил преподавать пение и одновременно давать концерты в Петербурге и Москве. В 1829 году Александр Егорович начал работать в певческой капелле, однако спустя три года ушел на должность помощника капельмейстера московских театров. В 1834 году здесь же стал композитором и служил до 1844 года.

Александр Егорович Варламов умер 27 октября 1848 года от скоротечной чахотки в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище северной столицы, но через несколько недель его могила оказалась размыта наводнением и на данный момент утеряна.

Романсы

Обработки народных песен:

Iхав козак за Дунай.
Ах, со вечера порошица
Ах ты, время, времечко
Ах ты, Дуня черноброва
Ах ты, душечка, красна девица
Ах ты, молодость
Ах ты, ноченька, ночка темная
Белолица, круглолица
Вечор был я на почтовом дворе
Вниз по матушке по Волге
Вспомни, вспомни, моя дорогая (первый вариант)
Вспомни, вспомни, моя дорогая (второй вариант)
Во лесах было, во дремучих
Во поле береза стояла.
Во саду ли, в огороде
Вы раздайтесь, расступитесь, добрые люди
Гей у полі вишня
Девушка крапивушку жала
Долина, долинушка
За долами, за горами, за лесами
За морем синичка не пышно жила
Ивушка, ивушка зеленая моя
Как вечор тоска на сердце нападала
Как на дубчике два голубчика.
Как доселе у нас, братцы, через темный лес
Как у нашего широкого двора
Как у наших у ворот
Как у наших у ворот стоит озеро воды
Мне моркотно, молоденьке
Молодка, молодка молодая
Не белы снеги
Не будите меня, молоду.
Не одна во поле дороженька.
Не одна во поле дороженька (трио)
Ой гай, гай зелененький
Ой не відтіль місяць світить
Ой під вишнею, під черешнею
Очи мои, очи, свет ясные очи
По улице мостовой
По горам, по горам
Получил письмо от девушки
Помнишь ли меня?
Сиз голубчик, душа мой
Скушно, матушка, весной мне жить одной
Ты детинушка, сиротинушка
Ты молоденький молодчик молодой.
Уж жарко в тереме свечи горят
Уж как пал туман на сине море
Чем тебя я огорчила?
Что пониже было города Саратова
Уж ты, Ваня, Ванюшка
Улица широкая
Я пойду ли вдоль по улице

Музыка к спектаклям

А.Варламов. Песня Эсмеральды. Исп. Надежда Партала
Работая в Московской императорской труппе, композитор сочинял музыку к спектаклям - и музыкальным, и драматическим (где в то время весьма использовались музыкальные фрагменты).

Среди сочинений для театра:

- к драматическим спектаклям:



С 1832 года по предложению директора московских театров М. Н. Загоскина Варламов стал помощником капельмейстера московских императорских театров и работал под руководством А. Н. Верстовского. Московская императорская труппа работала на двух основных сценах — в Малом театре и Большом театре. Он выступал как певец, вел большую концертную деятельность, причем в основном исполнял свои собственные романсы и песни, был дирижером и, конечно же, сочинял музыку к спектаклям. Песни и романсы имели особый, полу-фольклорный характер мелодий, которые часто вплотную сближались с подлинными вариантами уже знакомых народных напевов.

Писать этот очерк было трудно. Для образа его не хватало главного. Ни монография Н. А. Листовой о А. Е. Варламове (М., 1968), ни статьи, ни очерки ни словом не упомянули о даме непокорной и капризной, тихо шепчущей на ушко композитору ХIХ века — музе Эвтерпе. Получив музыкальное образование, но, не имея диплома музыковеда, и долго занимавшись ХVIII и ХIХ веками, я взяла на себя смелость понять сущность музыкального творчества. У современного человека понятие Музы отсутствует. Понятие музыки для каждого человека очень индивидуально. Для меня музыка это наука о музах, гармонии звуков. Тишина и звуки постепенно, благодаря тихому шёпоту музы, превращаются у композитора ХIХ века в чистый звук, музыкальную фразу, соткав волшебный ковёр мелодии.

Муза очень любит варьировать сочетание разных звуков, наблюдая её гармонию или дисгармонию. Крупный испанский музыковед Делия Стейнберг Гусман в ХХ веке говорила о том, что: «Платон поведал нам о различных состояниях души, которые вызывает позитивная и негативная музыка в человеке. Позитивная музыка возвышает человека, подготовляя его к великим начинаниям, заставляя его почувствовать себя сильным и уверенным в себе, деятельным, счастливым, умиротворенным. Негативная музыка, напротив, дышит меланхолией, страхом и неуверенностью, боязнью неудачи, пассивностью. И парадоксально, что сегодня, когда у нас есть так много мест, где надобно предаваться музыке, мы все больше видим оскверненных храмов, где господствует ее черная противоположность.


Круг авторов, чьи стихи были положены Варламовым на музыку, очень широк: это более сорока поэтов, среди которых – Пушкин и Лермонтов, Жуковский и Дельвиг, Полежаев и Тимофеев, Цыганов и другие. Варламов открывает для русской музыки произведения Кольцова, Плещеева, Фета, Михайлова; пишет музыку к переводам из Гёте, Гейне, Беранже.

Но время расставляет всё на свои места. И сегодня романсы А. Варламова продолжают звучать, пленяя нас выразительностью мелодий и искренностью переданного в них чувства.

Александр Егорович Варламов родился в семье отставного поручика, скромного титулярного советника Егора Ивановича Варламова. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано – в любви к пению, к игре на скрипке и гитаре.


За годы обучения в капелле Александр обнаружил не только незаурядные певческие, но и педагогические способности и был отмечен в 1819 году переводом из капеллы на службу в Брюссель, ко двору великой княгини Анны Павловны, ставшей супругой наследного принца Вильгельма Оранского. После коронации Вильгельма на голландский престол Варламов переезжает в Гаагу, где становится регентом в русской посольской церкви.

Перед восемнадцатилетним юношей открывается мир новых впечатлений: он проникается строгой красотой голландской живописи и архитектуры, знакомится с французской и итальянской оперой, выступает публично как певец и гитарист. О его выступлениях писали в газетах.

В Гааге Александр Егорович встречает свою будущую жену – Анну Пахомовну Шматкову, дочь камердинера при дворе Анны Павловны.

В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург. Он преподаёт в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семёновского полков. В конце 1828 года молодой музыкант стал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу, причем поднёс императору Николаю I две Херувимских песни – первые известные нам его сочинения.



Последние годы жизни Варламова прошли в Петербурге. Здесь он сдружился с А. Даргомыжским. Их сближала общность взглядов на певческое искусство как наиболее непосредственный и каждому понятный способ выражения мыслей и чувств.

Скончался А. Варламов 27 октября 1848 года от скоротечной чахотки.

Интересные факты: знаменитый романс

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова, солист Большого театра А. Бантышев, долгое время упрашивал композитора написать для него романс.

– Какой сам пожелаешь, Александр Егорович.

– Хорошо. Приходи через неделю.

Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

Через неделю Бантышев приходит – романса нет.

– Некогда было, – разводит руками Варламов. – Завтра приходи.

Назавтра – то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

– Экий ты, право, – вознегодовал однажды Варламов. – Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же – напишу, и напишу!

– Завтра? – язвительно спрашивает Бантышев.

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

– Это вам, господин Бантышев, – говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.



Подробнее

Евангельские чтения:
Лк. 5:1-11
Лк. 6:17-23

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Каждый из стоящих здесь сегодня, и взрослых, и юных, слышал, знает и воспринимает для себя в той степени, в которой может вместить, что Бог Всемогущ. То есть Он может всё, абсолютно всё. Вместе с тем, есть та степень восприятия человеком Божественного всемогущества, которая отличает каждого из нас по тому, насколько человек имеет живую связь с Богом, глубина которой определяется понятием веры. Веры, о которой апостол Иаков написал, что она мертва без дел, а дела веры – это жизнь по Божиему Закону.

Высоту Божиего Закона определяет Сам Бог, а мы, ощущая собственное несовершенство, всякий раз нарушая этот Закон, тем не менее, вступаем на путь постепенного самосовершенствования. И момент нашей готовности идти в эту сторону очень важен, потому что без принятия этого решения человеку трудно начать основательно и серьезно пытаться исполнить Божии заповеди. Это условие постижения Бога, иначе представление о Нём будет искажённым. И хотя Он всегда будет нас любить, но мы не сможем в полноте ощутить всю степень Его любви, дарующей нам то, что всегда содействует ко благу.

Поэтому рассказ о чуде, произошедшем когда-то в Галилейском море с апостолами, уставшими после бесплодных трудов в их профессиональном деле – а они были рыбаками, и, по слову Христа забросив сети в том месте, где не ловится, вытащили много рыбы, – этот пример потому нагляден, что в любой ситуации маленького или большого испытания мы должны понимать, что Бог может всё. Но это всё, вместе с тем, имеет зависимость от того, насколько сильна наша вера. В зависимости от того, как каждый из нас учится этому искусству, мы можем воспринимать происходящее с нами совершенно полярно: одно и то же событие один воспринимает как радость и милость Божию, а другой считает Божиим наказанием.

Так что же это был за человек? Это большой вопрос. Если мы подключим наше земное разумение, то выставим перед ним многочисленные требования, которым следовало бы отвечать. Но если включим духовное рассуждение, то все требования уложатся в единственное пожелание, до которого надо только дорасти. Оно дано нам как ориентир в жизни, и мы находимся на пути к нему – если, конечно, вообще начали это движение.

И вот рассказ о том, что у Бога есть возможность дать каждому из нас в том месте, где ничего нет, множество улова и плодов, он очень утешителен. Ведь Господу ведомо то, что ждёт каждого из нас, ибо главная цель – искать прежде Царствия Божиего и правды Его, а остальное – всё то, что будет нужно – Господь приложит к этому как естественный довесок. Но вот дойти до этого состояния, чтобы сознательно учиться искусству искать Божиего Царства и Его правды, невозможно без добровольного и свободного стремления в ту сторону, где нередко мы с вами оказываемся перед примерами сугубого благочестия, которое в Священном Писании обильно представлено в жизни людей, стремившихся к праведности.

Одним из ярчайших примеров этого движения к правде Божией и к свету является жизнь праотца Авраама. Бог сказал ему безумные с точки зрения формальной логики слова: чтобы он взял своего единственного сына, поднялся в гору, взяв с собою дрова, и там на жертвеннике, сложенном из дров, заклал бы своего сына и принёс его в жертву Богу. Более жестокого и безумного предложения и не представить… А он пошёл. Он, как и мы, был всего лишь человеком, и он переживал и мучился по пути, но он пошёл. Пошёл потому, что слышал не только то, что ему сказано, а то, Кем сказано, осознавая, что если это Бог сказал, то оно будет во благо и на пользу и для него, и для его сына Исаака. И когда Господь убедился, что Авраам готов идти до конца, когда он дошёл до последнего рубежа, до черты, когда уже и сын был связан и положен на дрова, и всё было готово для принесения жертвы, и даже нож был занесён – вот тут Господь останавливает Авраама. Но понять это нормальному человеку невозможно, даже пытаться не стоит, если не войти в другую систему координат – в ту, которая сразу делает человека ненормальным для всего остального мира.

И вот сегодня мы тоже слышали рассказ о ненормальности. В этом месте не ловится! Более того – в этот день не ловилось даже там, где ловится всегда. Всю ночь не ловилось. Представьте: уставшие апостолы, конечно, раздражённые, как и всякий человек, не получивший того, чего искал. А они ведь не просто вышли половить ради себя, ради удовольствия – улов нужно было продать, семьи накормить. И вот такие удручённые мужчины возвращались домой после напрасно проведённой ночи, ничего не поймав. И Бог обращается к ним с тем, чтобы они забросили.

– Это невозможно, здесь не ловится…

Мы здесь с вами привязываемся к тому, что есть, а Он нас тревожит:

– Не привязывайся! Ну, поживи немного, попользуйся всем этим, посмотри: Я же о тебе позаботился. Но ты про главную свою квартиру-то не забыл? Про свой небесный дом ты помнишь? Ты к нему идёшь, стремишься? Чтобы ты не привязался к этому, временному, дай-ка Я ещё немного потревожу тебя. Смотри, как всё зыбко, как ненадёжно, как всё тревожно вокруг в этом мире, где про Меня забывают. Но вот со Мною даже в любой буре, даже при плохом улове, при дурной погоде, при больных руководителях, при тебе нездоровом всё равно всё будет хорошо, если ты позовёшь Меня и будешь управлять свою жизнь со Мною вместе. Тогда ни дня, ни ночи, ни утра, ни вечера не будет – будет то самое состояние вечности, которое начнётся уже здесь, сейчас. И ты со Мной встретишься и будешь радоваться этому. Я накормлю тебя, Я дам тебе ощутить, насколько на самом деле безумен этот мир, но Я – Свят и Всемогущ.

Какое замечательное евангельское чтение в удивительно благодатное время нашей жизни. Оно такое интересное, оно такое назидательное, перспективное – и, вместе с тем, солнечное. Давайте это заметим, давайте внимание на это обратим и порадуемся тому, что мы Богом любимы, что Он уже забросил сети в сердце каждого из нас. И там такой улов! Там такая рыба! И даже можно поднять её, но сил вытащить её не хватит – придётся делиться с окружающими. Хотя это непросто, но пытаться надо. Аминь.

192969 (700x525, 38Kb)

27 ноября родился композитор Александр Варламов



Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.

"Красный сарафан"



"Мне жаль тебя"




"Ненаглядный ты мой"





"Напоминание"



"Ты не пой душа-девица"



Читайте также: