Сообщение о романсе глинки бедный певец

Обновлено: 05.07.2024

О красный мир, где я вотще расцвел,
Прости навек, прости навек!
С обманутой душою
Я счастья ждал – мечтам конец;
Погибло все,
Умолкни, лира;
Скорей, скорей в обитель мира,
Бедный певец, бедный певец!

Что жизнь, когда в ней нет очарованья,
Когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец, бедный певец?

На стиль романсов Глинки повлияли:

русский бытовой романс, городская песня;

мелодика русской народной песни;

Используя варьированно-куплетную форму, Глинка объединяет ее движением марша. Фортепианная партия изображает дробь военного барабана, звучание литавр, труб. Самый значительный момент в развитии сюжета – появление героя повествования, полководца, подчеркнут тональным сдвигом ( f - moll — Des - dur ).

Романсы на стихи А.С. Пушкина

Для пушкинских сочинений Глинки характерно полное слияние поэтического образа и его музыкального прочтения. С присущим ему даром музыкального обобщения, он схватывает основное настроение текста стихотворения и передает его в законченной мелодии, следуя за нюансами поэтической речи.

Главные эмоционально-смысловые моменты сюжета (встреча, разлука, новая встреча) получили отражение в сложной трехчастной форме, довольно редкой в вокальной музыке.

Романс обрамляется фортепианной темой, построенной на основном мотиве вокальной мелодии. Этот мотив берет начало от V ступени лада, которая сочетается с VI -й. Глинка гармонизует эту интонацию доминантовым нонаккордом.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Романс завершается ликующей кодой с ее учащенным трепетом фортепианной партии и яркой, на полном дыхании звучащей кульминации.

Дым столбом, кипит, дымится Пароход!

Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье.

Четкий ритм фортепианной партии ассоциируется с перестуком колес.

3 Выдающимся исполнителем этого романса был Ф. Шаляпин.

6 Стихотворение Пушкина посвящено первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн. Глинка же спустя годы влюбился в ее дочь, Екатерину.

7 Дружбу Глинки с Нестором Кукольником многие считали странной. Кукольник, легко и быстро писавший стихи, был довольно поверхностным и тщеславным. Однако, Глинка в его лице находил благодарного и понимающего слушателя.

8 Это сочинение возникло под впечатлением открытия в 1837 году железной дороги между Петербургом и Павловском через Царское Село.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вокальное творчество М.И Глинки- это гордость русской классики. Разнообразное по жанрам вокальное творчество композитора– бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта. В них он обобщил и развил всё лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.

Сам композитор был мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Работая с певцами, Глинка добивался простоты и естественности пения, соответствия исполнения сценической си­туации. Некоторые из учеников М.И. Глинки (например, А. П. Лодий) сами стали выдаю­щимися вокальными педагогами. Они развивали те основы пев­ческого искусства, которые заложил М.И.Глинка, добиваясь правди­вого, естественного исполнения, раскрытия художественного об­раза произведения.

Композитор написал свыше 70 романсов. Среди них — много выдающихся произведений.

Романсы, созданные М.И.Глинкой в период творческой зрелости, очень разнообразны. Особое место среди них занимают произ­ведения, где композитор раскрывает сложный мир внутренних переживаний человека. Эти романсы отличаются богатством во­площенных в них чувств.

28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е. Керн сочинениях.

Таким образом, разнообразен круг вокальных произведений, созданных М.И.Глинкой. В них воплощены своеобразные, яркие и неповтори­мые музыкальные образы. Они воплощены в высшей степени совершенно, художественно тонко. Романсы и песни Глинки представляют собой первые в рус­ской музыке классические образцы этого жанра.

2. Очерки по истории русской музыки 19 в., Ленинград, 1960г.

Используемые теги

: Русские , Советские , композиторы , Жизнь , Творчество , Михаила , Ивановича , Глинки , 1857 0.163

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта.

Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. Но и в Благородном пансионе для юношей, и после его окончания Глинка почти все свое свободное время отдавал игре на фортепиано и сочинению музыки.

Читайте также: