Сообщение о романсе глинки бедный певец
Обновлено: 05.07.2024
О красный мир, где я вотще расцвел,
Прости навек, прости навек!
С обманутой душою
Я счастья ждал – мечтам конец;
Погибло все,
Умолкни, лира;
Скорей, скорей в обитель мира,
Бедный певец, бедный певец!
Что жизнь, когда в ней нет очарованья,
Когда в ней нет очарованья?
Блаженство знать, к нему лететь душой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой,
Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,
Могила, верный путь к покою,
Когда же будет взят тобою
Бедный певец, бедный певец?
На стиль романсов Глинки повлияли:
русский бытовой романс, городская песня;
мелодика русской народной песни;
Используя варьированно-куплетную форму, Глинка объединяет ее движением марша. Фортепианная партия изображает дробь военного барабана, звучание литавр, труб. Самый значительный момент в развитии сюжета – появление героя повествования, полководца, подчеркнут тональным сдвигом ( f - moll — Des - dur ).
Романсы на стихи А.С. Пушкина
Для пушкинских сочинений Глинки характерно полное слияние поэтического образа и его музыкального прочтения. С присущим ему даром музыкального обобщения, он схватывает основное настроение текста стихотворения и передает его в законченной мелодии, следуя за нюансами поэтической речи.
Главные эмоционально-смысловые моменты сюжета (встреча, разлука, новая встреча) получили отражение в сложной трехчастной форме, довольно редкой в вокальной музыке.
Романс обрамляется фортепианной темой, построенной на основном мотиве вокальной мелодии. Этот мотив берет начало от V ступени лада, которая сочетается с VI -й. Глинка гармонизует эту интонацию доминантовым нонаккордом.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Романс завершается ликующей кодой с ее учащенным трепетом фортепианной партии и яркой, на полном дыхании звучащей кульминации.
Дым столбом, кипит, дымится Пароход!
Пестрота, разгул, волненье, Ожиданье, нетерпенье.
Четкий ритм фортепианной партии ассоциируется с перестуком колес.
3 Выдающимся исполнителем этого романса был Ф. Шаляпин.
6 Стихотворение Пушкина посвящено первой красавице Санкт-Петербурга Анне Керн. Глинка же спустя годы влюбился в ее дочь, Екатерину.
7 Дружбу Глинки с Нестором Кукольником многие считали странной. Кукольник, легко и быстро писавший стихи, был довольно поверхностным и тщеславным. Однако, Глинка в его лице находил благодарного и понимающего слушателя.
8 Это сочинение возникло под впечатлением открытия в 1837 году железной дороги между Петербургом и Павловском через Царское Село.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Вокальное творчество М.И Глинки- это гордость русской классики. Разнообразное по жанрам вокальное творчество композитора– бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта. В них он обобщил и развил всё лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.
Сам композитор был мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.
Работая с певцами, Глинка добивался простоты и естественности пения, соответствия исполнения сценической ситуации. Некоторые из учеников М.И. Глинки (например, А. П. Лодий) сами стали выдающимися вокальными педагогами. Они развивали те основы певческого искусства, которые заложил М.И.Глинка, добиваясь правдивого, естественного исполнения, раскрытия художественного образа произведения.
Композитор написал свыше 70 романсов. Среди них — много выдающихся произведений.
Романсы, созданные М.И.Глинкой в период творческой зрелости, очень разнообразны. Особое место среди них занимают произведения, где композитор раскрывает сложный мир внутренних переживаний человека. Эти романсы отличаются богатством воплощенных в них чувств.
28 марта 1839 г. Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено чувством к ней А. С. Пушкина. Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Е. Керн сочинениях.
Таким образом, разнообразен круг вокальных произведений, созданных М.И.Глинкой. В них воплощены своеобразные, яркие и неповторимые музыкальные образы. Они воплощены в высшей степени совершенно, художественно тонко. Романсы и песни Глинки представляют собой первые в русской музыке классические образцы этого жанра.
2. Очерки по истории русской музыки 19 в., Ленинград, 1960г.
Используемые теги
: Русские , Советские , композиторы , Жизнь , Творчество , Михаила , Ивановича , Глинки , 1857 0.163
В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русской музыки, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке душу русского народа. Разнообразное по жанрам вокальное творчество Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое. Охватывающее широкий круг человеческих переживаний, облачённое в гармонически стройную форму, оно созвучно лирическим стихотворениям Пушкина, и не случайно лучшие из романсов Глинки сочинены были именно на стихи великого русского поэта.
Развитию музыкальных способностей Глинки способствовало домашнее воспитание. Но и в Благородном пансионе для юношей, и после его окончания Глинка почти все свое свободное время отдавал игре на фортепиано и сочинению музыки.
Читайте также: