Сообщение о римской армии 5 класс

Обновлено: 30.06.2024

Содержит иллюстративный материал и пояснительные тексты к внеурочному занятию.

ВложениеРазмер
armiya_drevnego_rima.pptx 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Армия Древнего Рима.

Римские воины времен Ромула. В раннем Риме служить в армии могли только состоятельные граждане – выходцы из знатных патрицианских и плебейских семей. Все снаряжение легионеры покупали за с вой счет. Жалования не предусматривалось, но в случае победы каждый рассчитывал на часть военной добычи. Армия была не профессиональной и не регулярной.

Манипульный строй. Манипула (горсть) – подразделение римской армии, 60 воинов, выстроенных в сомкнутом строе в 6 шеренг глубиной 10 рядов. На поле боя выстраивались в шахматном порядке.

Принцип, триарий , гастат . Период Пунических войн.

В поздней республике и в Империи легионером мог стать любой желающий, экипировка предоставлялась государством. Новобранцы проходили обучение перед зачислением в легион. Срок службы составлял 16 лет (или 18 кампаний). Жалование легионерам выплачивал военачальник, по завершении службы солдат получал римское гражданство и значительное денежное вознаграждение.

Легион в период Империи. Численность – около 12000 человек в 10 когортах; 1-ая когорта в 2 раза больше остальных. Всего в Римской армии насчитывалось около 200 легионов, общая численность армии – свыше полумиллиона человек.

В мирное время легионеры непрерывно упражнялись во владении оружием и занимались строевой и физической подготовкой. Три раза в месяц проводились 30-километровые марши с ночевкой и оборудованием временного лагеря по образцу показанного здесь форта (хотя и без долговременных оборонительных сооружений) Стационарный лагерь –форт легиона в Галлии

Римляне активно использовали технические средства для нападения и обороны и были мастерами осады.

Осадные орудия римлян: баллиста, скорпион, осадная лестница

Завершающий эпизод осады: тестудо в действии

Что почитать: Вэри Д. Войны античности. М., 2009. Дандо -Коллинз С. Легионы Рима М., 2013. Конноли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. М., 2000. Макнэлли . М. Тевтобургский лес. М., 2014. Пенроз Дж. Рим и его враги. М., 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МХК 10 КЛАСС "АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА"

Данная презентация кратко рассказывает о Римском Форуме, колонне Траяна, храме Сатурна, Пантеоне и Колизее.


Урок истории в 5 классе "Возникновение Древнейшего рима"

Урок по Всеобщей истории в 5 классе ulanova_e.v._.jpg.

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима" из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта.

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим".


Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента.

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.


Цель:
Сформировать у учащихся представление о структуре, вооружении и боевой тактике римской армии.

Задачи:
1. Составить план урока;
2. Изучить вопросы основной части урока;
5. Провести этап обобщения новых знаний.

Записывается тема урока:
Армия Древнего Рима.
Составим план нашего занятия. При составлении плана помните, что армия – это особая часть государства со специфическими порядками, образом жизни и целями. Итак, ребята, подумайте, какие именно сведения об армии Древнего Рима нам нужно знать, чтобы иметь о ней как можно более полное представление?

Учащиеся размышляют над вопросом учителя, поднимают руки и по очереди высказывают свои мысли. В результате работы учащихся и корректировки предложенных вариантов учителем должен получиться следующий план, который записывается в тетрадь:

План урока:
1) Набор и подготовка воинов;
2) Структура войска;
3) Вооружение и тактика;
4) Дисциплина.

Этап изучения нового материала
1. Набор и подготовка воинов

- Как вы думаете, ребята, кто мог служить в римской армии?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Военнослужащим римской армии мог стать гражданин, достигший 17 лет и имевший собственность достаточную для того, чтоб оплачивать свое оружие и снаряжение. Основным классом для пополнения солдат были крестьяне. Неимущие граждане были освобождены от службы. Срок службы первоначально составлял 6 лет, но в дальнейшем неуклонно повышался и в I веке нашей эры достиг 25 лет.

Подготовка солдат к военной службе была очень тяжелой. Тренировки начинались с дисциплины военного марша: воины учились двигаться с одинаковой скоростью, соблюдать строй и ритм. Новобранцы должны были уметь за 5 часов проходить 35 километров ускоренным шагом с 20-килограммовой поклажей, включавшей в себя инструменты, запас воды и продовольствия и оружие. Обратите внимание, что снаряжение воины переносили на особых шестах: так было легче нести.


Марш-броски заканчивались возведением военного лагеря, окруженного вырытым рвом, земляным валом и частоколом. На слайдах вы видите, как римляне строили лагерь и его схему.



После отработки марш-бросков и строевых команд начинались тренировки с деревянным оружием. В отличие от других армий древности римский солдат имел главным оружием не копье, а меч. На тренировках отрабатывалось умение наносить мечом быстрые колющие удары, а также правильно прикрываться щитом. Кроме этого каждый римский солдат должен был научиться верховой езде, стрельбе из лука и метанию копья.

Запись в тетради:
Римская армия набиралась из граждан-собственников, достигших 17 лет. Срок службы составлял 25 лет.

2) Структура войска
Как и в других армиях древности у римлян главным родом войск была пехота. Основным боевым порядком пехоты была фаланга.

- Вспомните, что такое фаланга? В чем преимущества и недостатки такого построения воинов?

Учащиеся делятся своими мнениями.



Построение фалангой держалось у римлян до тех пор, пока в 387 году до нашей эры галлы под предводительством Бренна не захватили Рим. Победить галлов и восстановить разрушенный ими город смог один из самых известных деятелей римской истории, прославленный своими соотечественниками как отец отечества и второй основатель Рима Марк Фурий Камилл. Именно он осуществил целую серию военных преобразований, важнейшим из которых была введение нового типа организации войска – манипулярного строя. Основным недостатком фаланги были ее неповоротливость, неспособность держать равнение на пересеченной местности. Поэтому первым делом Камилл разделил войско на более подвижные подразделения – манипулы, в каждой их которых было от 60 до 120 воинов. Тридцать манипул по три линии составляли легион, численность которого равнялась 4200 пехотинцам и 300 всадникам.


Основу военной мощи легиона составляла тяжеловооруженная пехота, которая делилась на гастатов (самых молодых воинов 20-30 лет из первой линии), принципов (более опытных воинов 30-40 лет из второй линии) и триариев (самых опытных воинов 40-45 лет из третьей линии). Тяжелую пехоту прикрывала легкая – велиты, а по флангам располагалась конница.

За счет расчлененного трехлинейного строя тяжеловооруженной пехоты легион обладал куда большей мощью в отличие от неуклюжей греческой фаланги: он был значительно подвижнее, мог маневрировать на поле боя и действовать на пересеченной местности.

Запись в тетради:
Главным родом войск у римлян была тяжеловооруженная пехота, которая в составе легиона (4500 человек) делилась на 30 манипул (60-120 человек в каждой) в три линии: новичков, опытных и ветеранов. Тяжелую пехоту прикрывала легкая, а по флангам располагалась конница.

3) Вооружение и тактика

Вооружение и защита римского воина включали следующие элементы:






- Как вы думаете, ребята, в каком боевом порядке действовал римский воин: в рассыпном строю, когда у него было много пространства для движения, или в плотном строю, когда он стоял плечом к плечу с другим легионером? Почему вы так считаете?

Учащиеся делятся своими мнениями.

В ближнем бою римляне всегда держались тактики плотного строя. Взгляните на огромные щиты воинов: с такими щитами очень неудобно сражаться один на один, зато в плотном строю из них можно создать настоящую непроницаемую стену.

Насколько организованно действовали римляне в таком боевом порядке, показывают фотографии с исторических реконструкций римских боевых построений:







В соответствии с манипулярной тактикой первыми начинали бой легкие пехотинцы, которые забрасывали противниками пилумами. Пилум представлял собой дротик с деревянным древком и металлическим наконечником. Попадая в щит противника, такой дротик или пробивал его насквозь или оставался торчать в щите, делая его тяжелым и неуправляемым. Перерубить застрявший пилум не позволял металлический наконечник, а если противник все же пытался воспользоваться щитом, в котором застрял дротик, то его рука все время оттягивалась вниз. Таким образом, успешный обстрел пилумами выводил из строя первые ряды вражеского войска, после чего в дело вступала тяжелая римская пехота.


Первыми из тяжелой пехоты в бой вступали гастаты – самые молодые воины. Столкнувшись с противником, они наносили из-за своих больших щитов колющие удары мечом. В плотной схватке это было самой эффективной тактикой. Колющий удар в живот противнику наносился очень быстро и уверенно приводил к смерти противника. Если же атака гастатов отбивалась, они по приказу отступали в промежутки между манипулами второй линии, воины которой – более опытные принципы – нападали на врага с новой силой. Если же и принципы не добивались успеха, в сражение вводились триарии – самые опытные воины, которые наносили третий, самый мощный удар. Таким образом, при необходимости легион мог наносить три удара с возрастающей мощью. Выдержать такой тройной натиск не могла ни одна вражеская пехота.

Запись в тетради:
Вооружение легионера:
- доспехи и шлем;
- большой щит скутум;
- короткий меч гладиус;
- кинжал пугио;
- дротик пилум.
Боевая тактика римлян: сначала атака дротиками, затем наступление на врага плотным строем со сменой линий в ходе сражения.

Представление о вооруженных силах Древнего Рима будет неполным, если мы не разберем также вопрос о том, без чего не может обходиться ни одна армия вообще – вопрос о воинской дисциплине. О ней, а также о такой интересной теме как права римских воинов, мы поговорим на следующем занятии.

Этап обобщения знаний
Фронтальный опрос.
- Кто мог стать воином римской армии?
- Воином римской армии мог стать гражданин-собственник не моложе 17 лет.
- Из какого класса римского общества набирали больше всего новобранцев?
- Большинство новобранцев было из крестьян.
- Сколько лет служили в римской армии?
- Срок службы в римской армии достигал 25 лет.
- Какой род войск был главным у римлян?
- Главным родом войск у римлян была пехота, причем большая часть пехоты была тяжеловооруженной.
- Чем был вооружен воин тяжелой пехоты?
- Римский пехотинец был вооружен коротким мечом гладиусом, кинжалом пугио и метательным копьем пилумом. От противника его защищали пластинчатые доспехи, шлем с нащечниками и большой щит скутум.
- На какие три линии делилась тяжеловооруженная пехота в бою?
- Тяжеловооруженная пехота состояла из трех линий: новичков, опытных и ветеранов.
- Что такое легион?
- Легион – это часть войска числом 4200 пехотинцев и 300 всадников.
- На какие отряды делился легион?
- Легион делился на 30 манипул числом по 60-120 воинов в каждой.
- В чем состояла боевая тактика римлян?
- В соответствии со своей тактикой римляне начинали бой атакой дротиков, затем переходили в наступление плотным строем, поражая противника мечами. В ходе сражения происходила смена боевых линий.

Этап обобщения знаний завершается предложением учащимся перечислить характерные черты римской армии. Важнейшие из них: специальная система подготовки и обучения воинов, решающая роль тяжелой пехоты, трехлинейное деление легиона, тактика плотного строя, короткий меч как основное оружие.

Узнать, что означает знак, изображенный на слайде и расположенные в нем буквы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Армия Древнего Рима

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Армия Древнего Рима

Урок по истории Древнего мира. 5 класс. Тема: Армия Древнего Рима

Римская армия делилась на легионы численностью 4500 – 5000 воинов. Поэтому вс.

Римская армия делилась на легионы численностью 4500 – 5000 воинов. Поэтому все римские солдаты назывались легионерами (лат. legio, род. падеж legionis, от legio — собираю, набираю) — основная организационная единица в армии Древнего Рима

Римские легионеры строили лагеря по стандартному плану в форме четырёхугольни.

Римские легионеры строили лагеря по стандартному плану в форме четырёхугольника. Лагерь состоял из штаб-квартиры, конюшен и казарм, в которых за каждой центурией закреплялось определённое место. Лагерь был огорожен высокой стеной со сторожевыми вышками и крепкими воротами. У легионеров были походные лагеря, которые можно было поставить на привале, а затем быстро собрать.

Вооружение легионера ↓ ↓ защитное наступательное Шлем, доспех в виде кольчуги.

Вооружение легионера ↓ ↓ защитное наступательное Шлем, доспех в виде кольчуги без рукавов, понажей, защищавших ноги, и щит Метательного копья, наступательного копья и короткого меча

Вооружение римского легионера состояло из гладиуса(короткого меча) и пугио(ки.

Вооружение римского легионера состояло из гладиуса(короткого меча) и пугио(кинжала). Одно время легионеро вооружали копоьями, но позже это оружие было заменено на пилум(дротик). Брошенный умелой рукой пилум мог пробить крепкий щит.

Броня легионера состояла из рационального по форме шлема, хорошо защищавшего.

Броня легионера состояла из рационального по форме шлема, хорошо защищавшего лицо и голову, а также пластинчатых доспехов, которые назывались лорика сегментата, т.е. панцирь из отдельных сегментов. У римлян были и кольчуги, но их выделка была достаточно трудоёмким делом. Поэтому кроме кольчужных панцирей, называвшихся лорика гамата, в ходу были и другие доспехи: панцири с металлическими пластинками наподобие чешуи-лорика скуамата, или же похожие на перья-лорика пенната, известные по фигурам на колонне Траяна.

Боевое построение легиона В период Республики легион строился для боя в три л.

Боевое построение легиона В период Республики легион строился для боя в три линии по манипулам. Каждая манипула строилась в форме квадрата, с равными промежутками между соседями по линии. Перед строем легиона шли лучники, пращники, метатели дротиков. В первую линии строя шли гастаты, во второй – принципы, в третьей – триарии. На флангах располагалась конница. Легион быстро сближался с врагом, осыпая его копьями. Исход боя обычно решала рукопашная схватка. С I в. до н.э. легион стал строиться по более крупным когортам, становившимся в три линии в шахматном порядке.

Гастаты В легионах Республики первых лет гастаты - молодые воины, в любой бит.

Гастаты В легионах Республики первых лет гастаты - молодые воины, в любой битве сражающиеся на передовых позициях. Они используются для того, чтобы изнурить противника и удержать его до атаки следующей боевой линии римлян. В результате, в своем роде они представляют собой умелых бойцов. Они вооружены двумя пилумами, которые метают на близкой дистанции в противника перед началом сражения врукопашную. Также они носят меч, бронзовый шлем, большой щит и нагрудник. Гастаты традиционно приобретали вооружение за собственный счет и часто не могли себе позволить ничего более качественного. Именно это, наряду с требованиями возраста и положения, было причиной, по которой они шли на службу. Триарии Триарии - крепкие тяжеловооруженные копейщики, составлявшие третью и самую опытную часть римского легиона до реформ Гая Мария. Они вооружены длинным колющим "копьем гоплитов" (гастой), длинным щитом и гладием. Они - ветераны и хорошо вооружены - неудивительно, учитывая, что их набирали из богатейших кругов общества.В легионах Республики первых лет триарии занимали позиции в конце войска. "Отправились к триариям" - римское высказывание, означающее наступление тяжелых времен, ведь эти войска использовались лишь в решающий момент битвы. Традиционно триарии приобретали вооружение за собственный счет и могли позволить себе все самое лучшее.

Римляне завоевали многие страны и народы. Армия Рима оказалась самой сильной и боеспособной из всех армий стран Средиземноморья. Рим всегда гордился мужеством и отвагой своих воинов, доблестью и талантом своих полководцев.

Римская армия делилась на легионы численностью 4500-5000 воинов. Поэтому все римские солдаты назывались легионерами. Вооружение легионера делилось на защитное и наступательное. Защитное состояло из шлема, доспеха в виде кольчуги без рукавов или металлических пластинок, нашитых на кожаную рубаху, поножей, защищавших ноги, и щита. Наступательное вооружение состояло из метательного копья, наступательного копья и короткого меча.


Легионер III в. до н. э. (1); легионер I в. до н. э. (2); центурион I в. до н. э. (3)

Одним из самых знаменитых изобретений римлян в военном деле стало метательное копье пилум. Древко пилума было деревянным, а длинный наконечник изготавливался из мягкого железа. Если пилум падал на землю, его наконечник сгибался, и враг не мог им воспользоваться. Если же пилум пробивал щит или доспехи противника, железный наконечник невозможно было извлечь или сломать.

2. Боевое построение легиона

Сравните построение римского легиона с греческой фалангой. Какие преимущества были у легиона, какие у фаланги?

В III-II веках до н. э. легионы делились на манипулы. Манипул - это отряд воинов численностью 120 человек, командовал им центурион. В каждом легионе было 30 манипул. Легион строился в три линии, по 10 манипул в каждой. Но это были не сплошные линии, между отрядами оставались промежутки. При необходимости манипулы второй линии шли вперед и занимали промежутки первой линии, или манипулы первой линии отступали в промежутки второй линии. Третья линия считалась резервом. Такое построение наподобие клеток на шахматной доске оказалось очень действенным в сражениях и принесло множество побед римскому оружию.

В I веке до н. э. легион стал делиться на 10 когорт по 500 воинов в каждой. Однако основной принцип построения легиона остался неизменным.


Манипулярный (1) и когортный (2) боевой порядок римского легиона. Турма — конный отряд из всадников

3. Устройство римского лагеря

Еще одним выдающимся достижением военного искусства римлян был их военный лагерь. Где бы ни находился противник, в пределах видимости или в 20-30 днях пути, каждый вечер римляне строили укрепленный лагерь. Легионеры рыли ров, насыпали вал, на нем возводили частокол.


План римского лагеря

4. Осада крепости римским войском

Вспомните! Армии какого восточного государства хорошо умели организовывать осаду и брать штурмом города?

В римской армии царила суровая дисциплина. За проступки легионеров подвергали телесным наказанием и даже смертной казни. Одним из самых страшных был обряд децимации. Если один или несколько легионов бежали с поля боя, полководец приказывал казнить каждого десятого из провинившегося легиона. Им отрубали головы на глазах у всей армии.



Осадная машина


Передвижная осадная башня


Триумфальная процессия в Риме

● В III - I веках до н. э. римляне совершенствовали вооружение и построение своей армии.

● Военный лагерь и умение осаждать и брать штурмом города были важными достижениями римского военного искусства.

Вопросы и задания

1. Какие изменения произошли в вооружении римлян в III - I веках до н. э.? 2. Какие наставления о службе в римской армии мог получить новобранец от опытного легионера? 3. Почему военный лагерь римлян считается достижением военного искусства? 4*. Как вы считаете, какое значение для полководца и его армии имела триумфальная процессия?

Читайте также: