Сообщение о режиссере оперы

Обновлено: 16.05.2024

РУССКАЯ ОПЕРА. Русская оперная школа – наряду с итальянской, немецкой, французской – имеет общемировое значение; преимущественно это касается ряда опер, созданных во второй половине 19 в., а также нескольких сочинений 20 в. Одна из самых популярных опер на мировой сцене в конце 20 в. – Борис Годунов М.П.Мусоргского, часто ставится также Пиковая дама П.И.Чайковского (реже другие его оперы, преимущественно Евгений Онегин); большой известностью пользуется Князь Игорь А.П.Бородина; из 15 опер Н.А.Римского-Корсакова регулярно появляется Золотой петушок. Среди опер 20 в. наиболее репертуарны Огненный ангел С.С.Прокофьева и Леди Макбет Мценского уезда Д.Д.Шостаковича. Разумеется, это никак не исчерпывает богатства национальной оперной школы.

Появление оперы в России (18 в.).

Опера была одним из первых западноевропейских жанров, закрепившихся на русской почве. Уже в 1730-е годы была создана придворная итальянская опера, для которой писали музыканты-иностранцы, работавшие в России во второй половине века появляются публичные оперные представления; оперы ставятся также в крепостных театрах. Первой русской оперой считается Мельник – колдун, обманщик и сват Михаила Матвеевича Соколовского на текст А.О.Аблесимова (1779) – бытовая комедия с музыкальными номерами песенного характера, положившая начало ряду популярных произведений данного жанра – ранней комической оперы. Среди них выделяются оперы Василия Алексеевича Пашкевича (ок. 1742–1797) (Скупой, 1782; Санктпетербургский гостиный двор, 1792; Несчастье от кареты, 1779) и Евстигнея Ипатовича Фомина (1761–1800) (Ямщики на подставе, 1787; Американцы, 1788). В жанре оперы-сериа написаны два произведения крупнейшего композитора этого периода Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825) на французские либретто – Сокол (1786) и Сын-соперник, или Современная Стратоника (1787); интересные опыты имеются в жанрах мелодрамы и музыки к драматическому спектаклю.

Опера до Глинки (19 в).

В первые десятилетия 19 в. придворный и частный театр отмирали, монополия сосредоточивалась в руках государства. Музыкально-театральный быт обеих столиц был очень оживленным: первая четверть века – эпоха расцвета русского балета; в 1800-х годах в Петербурге существовало четыре театральные труппы – русская, французская, немецкая и итальянская, из которых первые три ставили и драму и оперу, последняя – только оперу; по несколько трупп работало и в Москве. Самой устойчивой оказалась итальянская антреприза – даже в начале 1870-х годах молодой Чайковский, выступавший на критическом поприще, вынужден был бороться за приличное положение московской русской оперы в сравнении с итальянской; Раек Мусоргского, в одном из эпизодов которого высмеивается страсть петербургской публики и критики к знаменитым итальянским певцам, тоже написан на рубеже 1870-х годов.

Буальдьё и Кавос.

Верстовский.

Глинка.

Даргомыжский.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869) начал путь оперного композитора совсем молодым, во второй половине 1830-х годов, когда, вдохновленный премьерой Жизни за царя, принялся писать музыку на французское либретто В.Гюго Эсмеральда.

Серов.

Мусоргский.

Оперы, как и другие жанры, связанные с вокальным интонированием, составляют основную часть наследия Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881): юношей он начал свой путь в музыке с оперного плана (неосуществленная опера Ган-исландец по В.Гюго) и ушел из жизни, оставив незавершенными две оперы – Хованщину и Сорочинскую ярмарку (первая была полностью закончена в клавире, но почти не инструментована; во второй – сочинены главные сцены).

Борис Годунов

В отличие от Бориса Годунова, который шел на сцене Мариинского театра несколько лет и был издан при жизни автора, Хованщина первый раз прозвучала в редакции Римского-Корсакова спустя полтора десятилетия после кончины автора, в конце 1890-х годов была поставлена в Московской частной русской опере С.И.Мамонтова с молодым Шаляпиным в партии Досифея; в Мариинском театре Хованщина появилась, благодаря усилиям того же Шаляпина, в 1911, почти одновременно с показами оперы в Париже и Лондоне Дягилевской антрепризой (тремя годами раньше сенсационный успех имела дягилевская парижская постановка Бориса Годунова). В 20 в. неоднократно предпринимались попытки воскрешения и завершения Женитьбы и Сорочинской ярмарки в разных редакциях; для второй из них эталонной стала реконструкция В.Я.Шебалина.

Римский-Корсаков.

В наследии Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844–1908) представлены многие основные музыкальные жанры, но крупнейшие его достижения связаны, как и у Мусоргского, с оперой. Она проходит через всю жизнь композитора: от 1868, начала сочинения первой оперы (Псковитянка), до 1907, завершения последней, пятнадцатой оперы (Золотой петушок). Особенно напряженно Римский-Корсаков работал в этом жанре с середины 1890-х годов: за последующие полтора десятилетия им было создано 11 опер. До середины 1890-х годов все премьеры опер Римского-Корсакова проходили в Мариинском театре; позже, с середины 1890-х годов, основополагающее значение приобрело сотрудничество композитора с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, где было поставлено большинство поздних корсаковских опер, начиная с Садко. Это сотрудничество сыграло особую роль в становлении нового типа оформления и режиссерского решения музыкального спектакля (а также в творческом развитии таких художников мамонтовского круга, как К.А.Коровин, В.М.Васнецов, М.А.Врубель).

Совершенно уникальна редакторская деятельность Римского-Корсакова: благодаря ему впервые были поставлены Хованщина и Князь Игорь, оставшиеся незавершенными после смерти Мусоргского и Бородина (редакция бородинской оперы сделана вместе с А.К.Глазуновым); он инструментовал Каменного гостя Даргомыжского (причем дважды: для премьеры в 1870 и заново в 1897–1902) и издал Женитьбу Мусоргского; в его редакции приобрел мировую известность Борис Годунов Мусоргского (и хотя ныне все чаще предпочтение отдается авторской редакции, корсаковская версия продолжает идти во многих театрах); наконец, Римский-Корсаков (вместе с Балакиревым, Лядовым и Глазуновым) дважды готовил к изданию оперные партитуры Глинки. Таким образом, относительно оперного жанра (как и в ряде других аспектов) творчество Римского-Корсакова составляет своего рода стержень русской классической музыки, соединяя эпоху Глинки и Даргомыжского с 20 в.

Бородин.

В обзоре кучкистской оперы должно быть упомянуто также имя Цезаря Антоновича Кюи (1835–1918) как автора почти двух десятков опер на самые разнообразные сюжеты (от Кавказского пленника по мотивам поэмы Пушкина и Анджело по Гюго до Мадемуазель Фифи по Г. де Мопассану), которые появлялись и ставились на сцене в течение полувека. К настоящему времени все оперы Кюи прочно забыты, однако следовало бы сделать исключение для первого его зрелого произведения в этом жанре – Вильяма Ратклифа по Г.Гейне. Ратклиф стал первой оперой Балакиревского кружка, увидевшей сцену (1869), и здесь впервые была воплощена мечта нового поколения об опере-драме. См. также КЮИ, ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ.

Чайковский.

Подобно Римскому-Корсакову и Мусоргскому, Петр Ильич Чайковский (1840–1893) всю жизнь испытывал сильное тяготение к оперному (а также, в отличие от кучкистов, и к балетному) жанру: первая его опера, Воевода (по А.Н.Островскому, 1869), относится к самому началу самостоятельной творческой деятельности; премьера последней, Иоланты, состоялась менее чем за год до внезапной кончины композитора.

Антон Рубинштейн.

Бларамберг и Направник.

Среди других оперных авторов той же эпохи выделяются московский композитор Павел Иванович Бларамберг (1841–1907) и петербургский композитор Эдуард Францевич Направник (1839–1916), знаменитый и несменяемый в течение полувека дирижер русской оперы в Мариинском театре. Бларамберг был самоучкой и пытался следовать заветам балакиревского кружка, хотя бы в выборе сюжетов, преимущественно русских (наибольшим успехом пользовалась его историческая мелодрама Тушинцы из эпохи Смутного времени, 1895). В отличие от Бларамберга, Направник был профессионалом высокого класса и безусловно владел композиторской техникой; его первая опера Нижегородцы на национально-патриотическую тему (1868) появилась на сцене немного раньше первых кучкистских исторических опер – Бориса Годунова и Псковитянки и до их премьер пользовалась определенным успехом; следующее оперное произведение Направника, Гарольд (1885), создано под отчетливым влиянием Вагнера, в то время как самая удачная и до сих пор иногда встречающаяся в театральном репертуаре опера этого автора Дубровский (по Пушкину, 1894) вдохновлена творчеством Чайковского, любимого русского композитора Направника (он провел целый ряд оперных и симфонических премьер Чайковского).

Танеев.

Рубеж 19–20 вв.

В последние полтора десятилетия 19 в. и в первые десятилетия следующего столетия, т.е. в период после смерти Мусоргского, Бородина, Чайковского (и одновременно в период расцвета оперного творчества Римского-Корсакова), выдвигается, преимущественно в Москве, ряд новых оперных композиторов: М.М.Ипполитов-Иванов (1859–1935) (Руфь по библейскому сказанию, 1887; Ася по Тургеневу, 1900; Измена, 1910; Оле из Нордланда; 1916), А.С.Аренский (1861–1906) (Сон на Волге по Островскому, 1888; Рафаэль, 1894; Наль и Дамаянти, 1903), В.И.Ребиков (1866–1920) (В грозу, 1893; Елка, 1900 и др.), С.В.Рахманинов (1873–1943) (Алеко по Пушкину, 1892; Скупой рыцарь по Пушкину и Франческа да Римини по Данте, 1904), А.Т.Гречанинов (1864–1956) (Добрыня Никитич, 1901; Сестра Беатриса по М.Метерлинку, 1910); пробуют свои силы в оперном жанре также Вас.С.Калинников (1866–1900/1901) (оперный пролог В 1812 году, 1899) и А.Д.Кастальский (1856–1926) (Клара Милич по Тургеневу, 1907). Творчество этих авторов было нередко связано с деятельностью московских частных антреприз – сначала Московской частной русской оперы С.Мамонтова, а затем Оперы С.И.Зимина; новые оперы в основном принадлежали к камерно-лирическому жанру (ряд из них – одноактные). Некоторые из перечисленных выше произведений примыкают к кучкистской традиции (например, былинный Добрыня Никитич Гречанинова, до некоторой степени также Руфь Ипполитова-Иванова, отмеченная оригинальностью восточного колорита, и опера Кастальского, в которой наиболее удачны музыкальные зарисовки быта), но в еще большей степени авторы нового поколения находились под влиянием лирического оперного стиля Чайковского (Аренский, Ребиков, первая опера Рахманинова), а также новых веяний в европейском оперном театре той поры. См. также АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ; ГРЕЧАНИНОВ, АЛЕКСАНДР ТИХОНОВИЧ; КАЛИННИКОВЫ, БРАТЬЯ; КАСТАЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ; ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ; РАХМАНИНОВ, СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.

Стравинский и Прокофьев.

Шостакович.

Опера в советский период.

В России много оперных домов, но безусловными центрами мирового оперного искусства остаются Москва, Петербург и Пермь. Что же там такое важное происходит? Вот десять примеров.

Текст: Дмитрий Ренанский

Режиссер — Юрий Александров

Год выпуска: 1999

Режиссер — Дмитрий Черняков

Год выпуска: 2001

Режиссер — Дмитрий Черняков

Год выпуска: 2004

Режиссер — Дмитрий Черняков

Год выпуска: 2006

Режиссер — Борис Юхананов

Год выпуска: 2015

Режиссер — Роберт Уилсон

Год выпуска: 2016

Режиссер — Кэти Митчелл

Год выпуска: 2017

Режиссер — Владимир Раннев

Год выпуска: 2017

Режиссер — Ромео Кастеллуччи

Год выпуска: 2018

Режиссер — Константин Богомолов

Год выпуска: 2018

А вообще, нужен ли опере режиссер? Вот прямо до такой степени, как балету нужен хореограф или хотя бы балетмейстер, без которых и самое вещество балетного представления не возникнет? Есть сильное и вполне закономерное ощущение, что нет, не нужен. В повседневном нашем быту опера сплошь и рядом присутствует в виде аудиозаписи, для которой, помимо певцов-дирижера-оркестра, надобен разве что звукорежиссер. Есть еще опера в концертном исполнении — жанр, конечно, не 400-летний, но если пристегнуть сюда вполне старинную практику исполнения ораторий именно так, без костюмов, без декораций, без сценичности, то получится довольно почтенная генеалогия. Тут, понятное дело, певцы тоже как-то сами без режиссера решают, где поднять руку, а где сделать страшные глаза — ну или вообще ничего не делать ничего, кроме пения, конечно. Эрзац ли это? Нет, как исполнение партитуры упрекнуть эту практику не в чем. И, самое главное, есть немало людей, которые скажут, что хорошее концертное исполнение — даже более надежная форма слушания оперы, чем спектакль. Ну а что, никто не отвлекает, не мешает, слушая, мысленно воображать себе какие угодно парадизы. Собрать хороший вокальный состав на один концертный вечер — совсем не безделица, конечно, но все-таки задача чуточку попроще, чем ангажировать тот же состав на серию спектаклей (вместе со всем постановочным процессом) и вообще ввязываться в административные процессы оперного театра. И потом, если речь идет, скажем, об исполнении какого-нибудь свеженайденного раритета, то тут, в самом деле, бывает полезно хотя бы для начала послушать эту вещь в чистой и бесстрастной концертной форме — чем сразу получать ее в виде доморощенного (как нередко в таких случаях бывает) спектакля.

Сложность в том, что на самом деле режиссура и вообще театральное воплощение — не что-то наносное, прилипшее к оперной музыке. Опера — она и есть театр par excellence, такой она была задумана и без этого просто не может существовать. Если оперный певец (хоть с костюмами и декорациями, хоть без) вообще ни на минуту не пытается имперсонировать своего героя и думает себе на сцене, допустим, исключительно о международном положении и ценах на энергоносители — это будет просто-напросто неудачное пение. Да это и не очень возможно в полном объеме — совсем не играть, не увлекаться, не присваивать себе чужую эмоцию, звучащую в тексте и в музыке; не только на концертной сцене, но даже и в студии звукозаписи, где нет никаких лишних глаз, артистам бывает очень сложно удержаться от того, чтобы нет-нет да и сделать приличную моменту страдающую или восторженную мину.

Чтобы вместо этой чистой спонтанности получилось театральное представление, нужен единоличный руководитель, это-то понятно. И хотя многим, вероятно, кажется, что роковая фигура режиссера в оперном театре появилась только лет сорок-пятьдесят назад, а допрежь того оперные спектакли как-то самозарождались (причем, как Афина в голове Зевса, сразу с костюмами, декорациями и безукоризненным соответствием тому, что композитор хотел), режиссеры были всегда. Даже в XVIII веке, хотя тогда режиссерские функции чаще всего брал на себя не посторонний человек, а либреттист: кому как не ему знать, какие эмоции надлежит изображать персонажам там-то и там-то.

И на самом деле любой режиссер — интерпретатор, даже если он халтурит или вовсе лишен таланта. Просто по факту того, что любая постановка автоматически прописывает то или иное произведение в нашем времени — потому что в этом времени наш опыт и существует, и мы не можем выйти за границы этого времени с этими вкусами, с этими конкретными условностями и так далее.

Актуальной же интерпретацию делает не присяга тем или иным формам театра, которых опера на своем веку повидала порядочно, и не одна только радикальность намерений. Да, бывает много неважных спектаклей с современной режиссурой, где механическое использование внешних примет — хронологический апдейт, выпячивание совершенно искусственных социальных конфликтов — выглядит чем-то сродни карго-культу. Бывает, что вроде бы хитро придуманная концепция с драматургией оперы вяжется плохо, зияют швы, торчат нитки.

режиссер-композитор

Рихард Вагнер (1813–1883)

На самом деле о борьбе с рутиной на оперных подмостках в XIX веке часто грезили в первую очередь композиторы, недовольные капризами певцов и клишированной развлекательностью спектаклей. Вагнер противопоставил всем этим морально устаревшим безобразиям не только теоретические соображения, но и практические действия: постановкой главных своих музыкальных драм он стремился заниматься лично и на принципиально новаторский лад. Впрочем, сегодня фотографии и описания, документировавшие его спектакли, вызывают скорее умиление, чем явное для публики 1870-х годов ощущение революционности.

режиссер-реставратор

Вальтер Фельзенштейн (1901–1975)

Фельзенштейна, чрезвычайно значимую фигуру послевоенного немецкого театра, часто считают основоположником современной оперной режиссуры — а заодно и виновником всех эксцессов, которые видятся в ней охранителям. Между тем сам режиссер всегда считал, что главное в его работе — не личный произвол, сколь угодно художественный, а максимально точное следование музыке: так, чтобы пение всякий раз казалось предельно мотивированным и предельно естественным. Это позиция не провокатора, а скорее уж реставратора, очищающего оперный текст от приставших к нему условностей.

режиссер-мыслитель

Патрис Шеро (1944–2013)

режиссер-актуализатор

Питер Селларс (род. 1957)

Немного веселого кэмпа, немного современного искусства, немного постмодернистской игры с временами, эпохами, нарядами, немного пластического театра — Питер Селларс опробовал этот рецепт еще в 80-е. Тогда же оказалось, что эта смесь может превращаться в хлесткий памфлет на остроактуальные темы, в ловкости сочетания которого с музыкой Моцарта или Генделя есть нечто завораживающее. В этом же духе режиссер успешно работает по сей день, оставаясь одной из главных ролевых моделей для тех, кто старается сделать оперный спектакль громким высказыванием на политическую злобу дня.

Музыкальные ансамбли известны с давних времен по гравюрам и картинам из Греции и Египта. В древние времена одному из участников коллектива приходилось выполнять функции руководителя. Зачастую это был автор музыки, который мог параллельно играть и петь. Со временем число участников музыкальных коллективов увеличивалось, и появилась необходимость в специальном человеке, на плечи которого возлагалось управление оркестром. Как отдельная профессия дирижерство возникло в конце 19 века. И сегодня фамилии оперных режиссеров и дирижеров известные не меньше, чем музыкантов или исполнителей.

Известные оперные дирижеры


Знаменитые оперные дирижеры завоевали признание и звание виртуозов, поскольку одним взмахом палочки какофония превращается в музыку, пробуждающую сердца. Фамилии оперных дирижеров на слуху у ценителей классической музыки. Это заслуженно, ведь работа требует многолетней практики, самопожертвования, полной отдачи искусству. Не все известные оперные дирижеры сразу получили признания. Некоторые руководители музыкальных коллективов поддавались критике за интерпретацию классических произведений. Но время расставляет все по местах, и сегодня виртуозы заслуженно попали в список лучших в своем направлении.

Юрий Темирканов

Знаменитые оперные дирижеры России невозможно представить без имени Юрия Темирканова. Его вклад в развитие музыкального искусства и классической музыки огромный. Обучение виртуоз проходил по классам альта и скрипки в Ленинградской консерватории, затем получил диплом по классу оперно-симфонического дирижирования. Дебют состоялся в 1965 году в Малом оперном театре Ленинграда.


До конца 80-х годов прошлого века имя Юрия Темирканова будет ассоциироваться с ленинградскими театрами. Сегодня дирижер руководит Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.

Валерий Гергиев

Русские оперные дирижеры завоевали признание во всем мире. Если понадобиться написать имена оперных певцов и дирижеров, заслуживших восхищение мировых критиков, сразу вспомнится Валерий Гергиев. Даже далекие от академической музыки люди знают дирижера как возродителя Мариинского театра и русской оперы.


Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Орджоникидзе, затем в Ленинградской консерватории, его наставником был легендарный Илья Мусин. Карьера развивалась стремительно, с 35 лет дирижер стал руководителем оперной труппы Мариинского театра. Вся его жизнь связана с этим театром. Благодаря маэстро оркестр Мариинского театра обрел мировую популярность.

Александр Анисимов

Отечественные оперные дирижеры занимают высокое положение в мире классической музыки. К таким персонам относится Александр Анисимов, всемирно известный дирижер, виртуоз, маэстро.


Александр Анисимов родился и получил образование в Москве, продолжал учебу в Ленинграде, где и начал карьеру. Сорок лет работает в Национальном академическом Большом театре оперы и балета в Беларуси. За период активного творчества дирижер руководил труппами в театрах Кореи, Австралии, Аргентине, Берлине, Франции, Австрии, Англии. Под его руководством ставили оперы в театрах Grand Opera (Хьюстон), Teatro La Fenice (Венеция), Teatro Carlo Felice (Генуя), Komische Oper (Берлин), Gran Teatrede Liceu (Барселона), Grand Opera и Opera Bastille (Париж). Александр Анисимов дирижирует молодежный оркестр и оперу в Ирландии.

Дирижер недавно отпраздновал 70-летний юбилей. Но для него почетный возраст не повод уменьшать ритм работы. Чтобы попасть на концерт с его участием, понадобиться заказывать билет задолго до события. Секретом аншлагов считают качество работы, репертуар, полную отдачу каждого члена коллектива.

Герберт фон Караян

Если понадобиться назвать фамилии известных оперных дирижеров, получивших мировую славу при жизни, можно смело включать в список Герберта фон Караяна. Австрийского дирижера называли гением и феноменом. Он покорил сердца слушателей харизмой, особым стилем дирижирования, загадочностью. Его имя занимает место в ТОП-10 лучших дирижеров всех времен и народов.


Маэстро не посчастливилось работать в Германии в период Второй мировой войны. Но, несмотря на сложную политическую обстановку, он сумел руководить Венским филармоническим оркестром. На протяжении 35 лет занимал должность дирижера Берлинского филармонического оркестра. Заслуга Герберта фон Караяна в желании донести музыку ко всем категориям слушателей. Он организовывал записи концертов на компакт-диски, и использовал любые новинки техники для оцифрования музыки.

Критики отмечают особенный стиль дирижирования маэстро. Порой его жесты были короткими и скупыми, часто он руководил музыкантами с закрытыми глазами, полностью предаваясь звучанию.

Карло Мария Джулини

Имена оперных дирижеров мирового значения невозможно представить без итальянского виртуоза Карло Мария Джулини. Он начинал как музыкант-скрипач, работал в оркестре Аугустеума под руководством самых известных дирижеров мира. Возможно, это сотрудничество подтолкнуло маэстро самому попробовать себя на дирижерской стезе.
Старт карьеры был отложен из-за Второй мировой войны. С 1950 года он работал в Миланской консерватории и Ла Скала. Карло Мария Джулини дирижировал симфонические концерты и оперу. Благодаря его усилиям были записаны оперные концерты на пленку.


Мировое признание пришло к дирижеру еще при жизни, с ним мечтали работать оркестры Америки, Франции, Германии. Публика аплодировала по тридцать минут после концертов, но виртуозу абсолютно не было характерно тщеславие. Он считал своей целью оживить знаки на нотной бумаге в мелодию.

Сэр Томас Бичем

Каких оперных дирижеров, не имеющих специального образования, вы знаете? Смело можете называть имя Сэра Томаса Бичема. Это человек уникального таланта, трудоспособности, взглядов на мир.


Талант Томаса Бичема проявился в детстве, но он не получил музыкального образования в консерватории, только брал частные уроки. Отойдя от семейных традиций, отказался от карьеры в бизнесе на пользу музыке. С 1909 года он руководит Ковент-Гарденом. Под его руководством были созданы новые филармонические оркестры: Лондонский и Королевский.

Признание дирижер получил за интерпретацию старинных классических музыкальных произведений. Его влияние на оркестр было гипнотическим. Всего одно кроткое движение давало понять, что хочет услышать маэстро. Он добивался чистоты каждого инструмента, а звучание оркестра становилось единой мелодией. Сэр Томас Бичем нечасто гастролировал, отдавая предпочтение работать с английскими коллективами.

Клаудио Аббадо

Фамилии известных оперных дирижеров на слуху ценителей классической музыки даже после смерти маэстро. Клаудио Аббадо сделал огромный вклад в развитие музыкального искусства в Италии и всего мира. Он родился в семье музыкантов и выбрал для себя тот же путь. Его дебют состоялся в 1958 году и имел оглушительный успех. Затем последовала работа в Венской национальной опере. Клаудио Аббадо известен как дирижер оперного театра Ла Скала, в котором он работал 15 лет.


Вклад в музыкальную культуру дирижера неоценим. Под его руководством организовались музыкальные фестивали, а с 1991 года а Вене проходит конкурс молодых композиторов. Клаудио Аббадо был поклонником музыки 20 века, хотя охватывал постановку произведений мировой классики.

Если необходимо назвать фамилии оперных режиссеров дирижеров, сумевшим найти идеальное сочетание формы и драматургии, вспомните о Клаудио Аббадо. Современники называли его дирижирование гениальным, он не руководил музыкантами извне, одно легкое движение палочки вело оркестр изнутри.

Карлос Клайбер

Имена оперных дирижеров и режиссеров по праву возглавляет Карлос Клайбер, признанный лучшим дирижером мира по результатам опроса журнала BBC Music Magazine в 2010 году.


Карьера виртуоза началась в 1951 году в Мюнхене. Впервые за пульт он встал в Постдаме тремя годами спустя. Он проработал в Мюнхене много лет, в середине 70-х выступал в Венской государственной опере, Ла Скала, Ковент-Гарден, а также ставил оперные спектакли как дирижер Метрополитен Опера. Карлос Клайбер работал много, репетировал изнурительно, но с годами значительно ограничил репертуар и редко руководил оркестром. Современники называли произведения, исполненные под его руководством, сенсацией музыкального явления.

Пласидо Доминго

Оперные режиссеры, дирижеры, певцы ассоциируются с одним человеком, соединившим в одном лице все качества. Пласидо Доминго называют одним из самых влиятельных оперных дирижеров-певцов.


Карьера маэстро началась в возрасте 16 лет с выступлений как солиста в труппе родителей, которые руководили театром в Мексике. Он получил мировое признание как тенор. Исполнил более ста партий, записывал аудиодиски, видеозаписи концертов. Пласидо Доминго разносторонняя личность и музыкант. Сегодня он входит в число знаменитых оперных певцов и дирижеров мирового масштаба. Под его руководством было исполнено полтысячи оперных спектаклей и концертов.

Фабио Мастранджело


Маэстро считает себя счастливым дирижером, поскольку за время деятельности успел исполнить репертуар всех классиков, но с удовольствием берется и за работы молодых композиторов. За заслуги был награжден Кавалером ордена Звезды Италии. 2020 стал успешным для дирижера: он стал финалистом Конкурса Донателлы Флик.

Работа оперного дирижера в XXI веке

Фамилии оперных певцов и дирижеров в XXI веке стали известны наравне с рок-музыкантами. Сегодня классическое искусство переживает новый виток развития. Оперные дирижеры создают общий ритм, задают тон и настроение произведению. Одна и та же партитура может иметь разное звучание, зависимо от руководителя оркестра. На плечи маэстро ложиться двойная ответственность, ведь его задание обеспечить звучание и оркестра, и певцов, создать общую картину произведения, донести к слушателю посыл композитора.
Работа дирижера остается одной из самых сложных в музыкальной сфере. Недостаточно иметь образование и слух. Чтобы руководить оркестром, понадобятся личные качества: самодисциплина, воля, умение организовать коллектив, преподавать, выразить мысль одним жестом, обладать собственным стилем, быть эрудитом в области музыки и искусства в целом. Мастерство возможно укрепить только годами упорных репетиций.

Читайте также: