Сообщение о религии малых народов россии

Обновлено: 06.07.2024

Россия – одно из самых многонациональных государств мира, где проживает около 180 народов. Т.к. границы России располагаются на территории европейского и азиатского континентов, то и этническое многообразие страны исторически сложилось из двух крупнейших человеческих рас – европеоидной и монголоидной.

Языковые семьи и крупнейшие народы России

Народы России делятся на 4 большие языковые семьи, которые в свою очередь состоят из языковых групп. Зачастую, именно языковая группа и определяет этнос человека.

Крупнейшая языковая семья России – индоевропейская . К ней относится 87% населения страны и следующие народы: русские, украинцы, белорусы, немцы, армяне, осетины. Примечательно, что 110 млн. человек (78% от общего населения России) причисляют себя к русскому народу. Русские расселены по всей территории страны, но преобладают в её европейской части. Украинский и армянский народы – также одни из самых многочисленных в России: по 2 млн. человек приходится на каждый из этих этносов.

Вторая языковая семья – алтайская . 8 % от населения страны говорит на языках алтайской семьи. Алтайская семья делится на 2 больших группы: тюркские и монгольские народы.

Тюркские народы – одни из самых многочисленных в России. К ним относятся татары (5 млн. человек), башкиры (1,5 млн.), чуваши (1,4 млн.), казахи (650 тыс.), якуты (500 тыс.), тувинцы (263 тыс.) и др. Монгольские народы составляют около 650 тыс. человек и живут преимущественно в республиках Бурятия и Калмыкия.

Северокавказская языковая семья представлена многими южными народами России. Самый крупный кавказский народ численностью 1,4 млн. человек – чеченцы. Они проживают в Республике Чечня: именно в этом регионе страны самый этнически однородный состав населения. К другим крупным северокавказским народам относятся дагестанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, черкесы и т.д. Большая часть из них населяет Северо-Кавказский федеральный округ, хотя крупные общины кавказских народов есть во всех крупнейших городах России.

Народы уральско-юкагирской языковой семьи живут на Крайнем Севере и в Поволжье; составляют всего 2% от населения. К ним относятся финно-угорские народы – мордва, удмурты, марийцы, коми, карелы, манси и ханты. Финно-угры дольше остальных живут рядом с русским народом, поэтому большинство переняло их язык и культуру, утратив большую часть своих традиций, остатки которых этнографы всячески пытаются сохранить.

Самые маленькие языковые группы народов России – чукотско-камчатская и эскимосско-алеутская . К ним относятся малочисленные и/или исчезающие коренные народы севера – чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены (суммарно – менее 30 тыс. человек).

Основные религии России: от православия до шаманизма

Безусловно, среди столь многоликого населения распространены самые разные верования – от крупнейших мировых религий до небольших языческих культов.

Большая часть верующих России (56 %) относит себя к православной ветви христианства . Православие особенно популярно среди славян, армян, осетин, а также у удмуртов, чувашей, карелов и других народов уральско-юкагирской языковой семьи, сильнее всего ассимилированных русскими. К другим христианским конфессиям (католичество, протестантизм, лютеранство) относятся менее 1% верующих России – поляки, эстонцы, немцы. Большинство культовых сооружений страны принадлежат к Русской православной церкви.

Вторая крупнейшая религия в России – ислам суннитского толка . 16% верующих граждан – мусульмане. Ислам в большинстве своем исповедуют тюркские (татары, башкиры, азербайджанцы) и кавказские (чеченцы, лезгины, кабардинцы, ингуши) народы. Самый большой процент мусульман в России проживает в Чечне, Дагестане и Ингушетии: тут более 95% верующих почитают пророка Мухаммеда. В мегаполисах центральной и западной части России также живет множество мусульман. Например, одни из крупнейших мечетей России находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре.

Многие народы монгольской языковой ветви придерживаются буддизма – одного из древнейших религиозно-философских учений мира. Буддисты составляют до 1% от всех верующих страны. Основной ареал распространения буддизма – в регионах, граничащих с Монголией: Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай, Иркутская область и т.д. В последнее время буддизм набирает популярность среди людей, проживающих в центральных и западных регионах страны. Например, при поддержке буддийской общины в Москве строится большой буддийский храмовый комплекс Тубден Шедублинг, а в Санкт-Петербурге с начала 90-х гг. прошлого века возобновил работу Дацан Гунзэчойнэй – некогда самый северный буддийский храм в мире.

Малые коренные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока традиционно исповедуют анимизм – поклонение духам природы. Это экзотическое верование сохранилось у наиболее обособленных народов России – чукчей, коряков, эскимосов, эвенков. На Алтае и в Сибири распространен шаманизм – верование, возникшее в древних племенах бронзового века. Сегодня алтайские шаманы – одна из главных загадок и достопримечательностей края.


Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. В России проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. Все граждане Российской Федерации, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции.

Христианство

Православие

Христианство — самая распространенная религия в стране. Она основана на учении Иисуса Христа, Сына Божьего и исповедует единого Бога в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Главная книга христиан — Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. У христианства три основных конфессии:

  • Православие,
  • Католицизм,
  • Протестантизм.

Большая часть верующих россиян — православные христиане. В основном это — русские, а также осетины, армяне, мордва, марийцы, карелы, коми, якуты.

Небольшая часть верующих христиан — католики и протестанты (лютеране, баптисты, адвентисты и т.д.).

Ислам

Мечеть

Последователи ислама в России в основном — мусульмане -сунниты. Это доминирующая ветвь ислама. Ислам — одна из самых молодых религий, ее появление относится к 662 году н.э. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Бога в ней называют Аллахом, а его изречения — суннами. Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии.

Буддизм

Буддизм. Религии России

Иуадизм

Иудаизм. Религии России

Религии России: статистика

В настоящее время не существует официально принятой статистики, связанной с перечнем религий России, так как по закону человек никому не обязан сообщать о своих религиозных взглядах. О количестве верующих в той или иной конфессии можно говорить только на основании социологических опросов, в которых участвуют добровольно, но эта статистика может быть не репрезентативной, так как часть верующих отказывается от участия.

Россия - многонациональная страна

Российская Федерация является многонациональным государством, и на данный момент на территории страны проживают представители более 160 народов и этнических групп. Согласно Конституции, все граждане РФ вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Исторически сложилось так, что разные народы, проживающие на необъятной территории России, исповедуют разные религии и имеют разные обычаи и традиции. Причина такой разницы в культуре и верованиях разных народностей в том, что еще несколько столетий назад многие народы, которые проживают на территории современной РФ, не имели между собой никаких контактов и жили и строили свои цивилизации обособленно друг от друга.

Количество верующих в России и их вероисповедания

Христианство, ислам и буддизм мирно сосуществуют в России

В современной России проживают и адепты трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства, и люди, исповедующие традиционные религии народов России, и члены религиозных организаций, которые причисляют к тоталитарным сектам. Согласно исследованиям статистических агентств, более 85% граждан РФ веруют в сверхъестественные силы и принадлежат к той или иной религиозной конфессии. В процентном соотношении принадлежность граждан нашей страны к религиям выглядит следующим образом:

  • Прихожане Российской православной христианской церкви - 41%
  • Мусульмане - 7%
  • Христиане, считающие себя православными, но не являющиеся прихожанами РПЦ - 4%
  • Адепты язычества, старообрядчества и традиционных религий народов России -1,5%
  • Буддисты - 0,5%
  • Христиане-протестанты - прибл. 0,3%
  • Христиане-католики - прибл 0,2%
  • Адепты иудаизма - прибл. 0,1%
  • Люди, верующие в существование Бога, но не относящие себя ни к одной религиозной конфессии - прибл 25%
  • Верующие, исповедующие другие религии - 5-6%
  • Атеисты - прибл. 14%.

Церковь христиан-евангелистов в Москве

Так как в России проживает огромное количество представителей разных народов, а благодаря миграционным процессам в страну на ПМЖ ежегодно переезжают тысячи выходцев из стран средней Азии и ряда других государств, определить, какие религии существуют в России, можно, просто открыв справочник по религиоведению. РФ можно назвать в своем роде уникальной страной по религиозному составу населения, так как здесь есть и адепты древнейших верований, и последователи множества новых и малоизвестных религий. Благодаря гарантированной законом свободе вероисповедания в каждом крупном городе РФ есть и православные и католические храмы, и мечети, и представительства многочисленных протестантских и религиозно-философских движений.

Если рассматривать религии России по географическому признаку, то можно сделать вывод, что христиане проживают на территории западных, северо-западных и центральных регионов РФ, в центральной и восточной Сибири наряду с христианами живут адепты традиционных религий народов России, а Северный Кавказ населяют преимущественно мусульмане. Тем не менее, в последние годы ситуация существенно меняется, и в таких мегаполисах, как, к примеру, Санкт-Петербург и Москва, которые во времена существования Российской Империи населяли исключительно христиане, появляется все больше мусульманских общин и протестантских религиозных организаций.

Традиционные религии народов России

В дохристианскую эпоху предки современных россиян поклонялись языческим богам

Несмотря на то, что многие россияне уверены, что Россия - исконно христианская держава, это не так. Христианство начало распространяться на территориях, которые сейчас входят в состав РФ, в первой половине второго тысячелетия нашей эры, причем в восточные регионы России и Сибирь христианские миссионеры пришли еще позже - в 1580-1700х годах. До этого народы, проживающие на территории современной РФ, верили в языческих богов, и в их религиях было много признаков древнейших верований мира - анимизма и фетишизма.

Славянские племена, населявшие в дохристианскую эпоху территории западной России, были, как и все славяне, язычниками, и поклонялись ряду богов, отождествляющих стихии, природные и социальные явления. По сей день в разных регионах России сохранились памятки языческой славянской культуры - вырезанные из дерева статуи древних богов, остатки капищ и др. Финно-угорские народы, населяющие Западную Сибирь, как и славяне, были язычниками, однако в их верованиях преобладали анимизм и шаманизм. А вот на дальнем востоке, который в дохристианскую эпоху был малозаселенным, проживали племена, на культуру и религию которых оказали значительное влияние восточные религии - буддизм и индуизм.

Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!


Одни ритуалы этих религий могут как отпугнуть, так и привлечь тысячи последователей. Другие – становятся поводом для прокурорских проверок. Рассказываем, каким малоизвестным религиям следуют некоторые россияне и во что им это обходится.

Молла (священослужитель) села Малая Тавра, в котором проживают люди марийской национальности, проводит обряд молитвы у священного дерева.

Молла (священослужитель) села Малая Тавра, в котором проживают люди марийской национальности, проводит обряд молитвы у священного дерева. - Александр Кондратюк/Sputnik

Это загадочное моление – языческий ритуал, который официально практикуется в России. Его участниками могут быть только марийцы – народ, в основном проживающий в Республике Марий Эл, на востоке европейской части России.

Еще пару веков назад за моления в лесу марийцев наказывали и ссылали в Сибирь, а их места для моления взрывали. Сегодня к традиционной религии марийцев – Марла – относятся более уважительно. Хотя право молиться духам, как и всем российским неоязычникам, марийцам пришлось отстаивать даже в современной России.

Духи в роще

Так выглядит обряд жертвоприношения скота и птицы в священной роще.

Так выглядит обряд жертвоприношения скота и птицы в священной роще. - Максим Богодвид/Sputnik

Угроза над мари нависала много раз. Пожалуй, самая значительная – крещение – в конце XVII – начале XVIII веков. Мари не хотели принимать православие даже после обещания получить существенные привилегии, и тогда власти решили действовать другими методами – ссылками, избиениями, еще большими податями, отдавать которые нужно было православным священникам. Мари в ответ убегали в лес и продолжали молиться своим богам.

Для них дерево – это модель мира, оно соединяет мир подземный, земной и космос. Это посредник между богами, которых у мари от 70 до 140 (в зависимости от того, луговые мари или горные). Поэтому и молиться марийцы идут в священные рощи – их выбирает карт (марийский священник) по определенным параметрам. В современной республике таких рощ больше 400 штук.

За долгие годы существования бок о бок с православием, у мари выработался взаимовыгодный симбиоз верований. По официальным данным, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников и 5% мусульман. Однако многие из тех, кто называют себя православными, также исповедуют язычество. Двоеверие облегчает жизнь, когда меняется конъюнктура.

В современной республике Марий Эл таких рощ для молений больше 400 штук.

В современной республике Марий Эл таких рощ для молений больше 400 штук. - Максим Богодвид/Sputnik

Языческий аттракцион

Обряд Алгыс в Якутии, где все еще поклоняются одной из ветвей тенгрианства.

Обряд Алгыс в Якутии, где все еще поклоняются одной из ветвей тенгрианства. - Евгений Софронеев/TASS

Аар Айыы, древнюю религию якутов, официально признали в России стала лишь в 2014 году, после 316 лет запрета. И публичное исполнение обрядов, и массовые моления в священной долине Туймаада были запрещены указом 1696 года, с приходом на эти земли русских и православия. Массовое поклонение Аар Айыы сошло на нет, к ХХ веку эту веру исповедовали уже единицы. Сколько сейчас у нее последователей – никто не считал.

Священная гора Кисилях в Якутии.

Священная гора Кисилях в Якутии. - Андрей Голованов/Sputnik

Якуты верят, что мир состоит из трех частей: верхний мир, где обитают верховные божества, срединный мир, где живут люди, и подземный мир – обитель злых духов. Главное отличие от всех остальных язычников – для якутов в срединном мире все предметы тоже одухотворены.


"Каждый Удмурт в душе своей язычник", - говорят сами удмурты. Так выглядят удмуртские идолы. - Дмитрий Ермаков

Каждый якут знает, для кого готовится угощение топленым маслом и белым конским волосом или зачем нужно окропление земли молочными продуктами, но теперь эти красивые обряды все чаще исполняют не жрецы, а местные артисты. Примерно так же обстоят дела у удмуртов – финно-угорского народа на Среднем Урале.

Еще в 1960 году 70% удмуртской деревни Карамас-Пельга была языческой.

Еще в 1960 году 70% удмуртской деревни Карамас-Пельга была языческой. - Дмитрий Ермаков

Куда большую популярность в России набирают новые религиозные движения.

Веганы в тайге

Собрание в

Собрание в "Городе солнца" в Красноярском крае, где обособившись от всех живут последователи Виссариона. - Александр Рюмин/TASS

Один из последователей Виссариона.

Один из последователей Виссариона. - Александр Рюмин/TASS

Все адепты “Церкви последнего завета” живут в ожидании конца света.

Все адепты “Церкви последнего завета” живут в ожидании конца света. - Александр Рюмин/TASS

За все время “Церковь последнего завета” всего лишь несколько раз привлекала внимание правоохранителей.

За все время “Церковь последнего завета” всего лишь несколько раз привлекала внимание правоохранителей. - Александр Рюмин/TASS

И, тем не менее, куда большее внимание Следственного комитета привлекают ]]> ]]> экономические успехи церкви Виссариона. За все годы она собрала столько недвижимости, сколько не снилось русским олигархам: квартиры и дома отдавали все семьи последователей, но никто никогда не считал, сколько их всего.

Оккультизм под видом йоги

Впрочем, существуют в России и такие религиозные движения, которые стремятся максимально скрыть свою религиозную составляющую.

Агни Йога мимикрирует под общественно-гуманитарные учения и практики и отрицает связь с религиозностью.

Агни Йога мимикрирует под общественно-гуманитарные учения и практики и отрицает связь с религиозностью. - Андрей Огородник/TASS

Это учение родом из России собрало вокруг себя тысячи последователей как на родине, так и на западе, в особенности в США. Причем, как и все прочие идеологии нью-эйджа, оно социально мимикрирует под общественно-гуманитарные учения и практики и отрицает связь с религиозностью. Впрочем, это не всегда срабатывает.

Материалы по теме

Бывали времена, когда просторы Руси населяли очень диковинные православные секты. У них были смешные названия, причудливые обычаи, и ты бы счел их за выдумку юмористов.

Старообрядцы — это религиозные фанатики, которые себя сжигали? Они обязательно носили длинную бороду? Из-за чего спорили патриарх Никон и протопоп Аввакум? Отвечаем на эти и другие вопросы

А вот ещё:

Как средневековые святые наказывали людей


Сегодня христианских святых часто представляют кроткими, благосклонными к людским слабостям, почти что всепрощающими. Столетия назад их изображали куда разнообразнее: были среди них и добросердечные защитники человечества, и суровые, а иногда по-настоящему жестокие личности.

Разберемся в том, как и за что средневековые святые могли покарать человека болезнью или даже убить и что эти случаи говорят о жизни в те времена.

Защита и опора: кара за посягательство на слабых

Пожалуй, больше всего с современными представлениями согласуются эпизоды средневековых источников, где святые карают людей за злодеяния против тех, кто значительно слабее преступника. Описания этих случаев пугали даже спустя столетия. Например, в XIX веке издатель жития Геральда Аврилакского (Орильякского) в серии Patrologia Latina не решился включить следующий эпизод в печатный текст — фрагмент увидел свет гораздо позже.

Итак, одна женщина из Лиможа посетила гробницу святого Геральда. На обратном пути ее изнасиловал некий всадник. Хотя любое нападение на паломников осуждалось, его не остановил ни тот факт, что она возвращалась из святого места, ни само имя Геральда. Вскоре — очевидно, по воле святого — у преступника разложились и отвалились гениталии. Даже после этого он не раскаялся в содеянном, хотя составитель жития явно ожидал этого: для средневекового человека такая внезапная болезнь была понятным знаком, требующим покаяния. Однако грешник не признал своей вины, поэтому через несколько дней утонул в реке, а значит, не смог покаяться в грехах даже перед смертью — такой участи страшился любой христианин той эпохи.


Такой тип наказания свыше вполне понятен и сегодня. Но в этом житии немало других примеров пугающе, с нашей точки зрения, жестоких кар, причем за куда меньшие преступления. По воле святого нарушителей норм поражают внезапные болезни, у них отсыхают руки, с их тел в одно мгновение слезает кожа. Парадоксально, но все эти факты не делают Геральда жестоким, с точки зрения составителей его жития.

Напротив, они постоянно подчеркивают, насколько мягким человеком он был. Святой происходил из знатной семьи и мог стать воином, как и поколения его предков. Вместо этого он отказался от светской жизни и брака и основал на своих землях монастырь, где потом и упокоился. В житии упоминается, что приближенные Геральда называли его робким, застенчивым, едва ли не женоподобным. Также агиографы сообщают, что за всю жизнь в миру он не нанес ни единой раны — как и сам не был ранен, хотя участвовал в боях.

В какой-то мере эти описания можно считать общим местом, характерным для житий, — святого необходимо изображать благостным и кротким, не приемлющим насилия. Однако отчасти в этих характеристиках проявился и специфический средневековый взгляд на суровые кары. Исследователь жития Геральда Мэтью Кюфлер пишет:

Среди чужих: жестокость святых к иноверцам

В ответ будущий святой устроил крестный ход, и при виде его часть иноверцев упала замертво, а остальные вмиг ослепли. Впрочем, Леонтий немедленно оживил мертвых и вернул зрение слепым, — поразившись его чудесам, меряне добровольно крестились.

Не всем христианским миссионерам везло так, как Леонтию (впрочем, некоторые редкие варианты его жития сообщают, что впоследствии он таки был убит язычниками). Куда чаще клирики, отправляющиеся в чужие земли, становились жертвами местных жителей, не желающих отказываться от своей веры. Образы святых, способных уложить толпу чужеземцев замертво, а потом оживить, показывали и силу христианской веры, и то, какие почти невыносимые трудности ждали тех, кто отправлялся в дальние края с духовной миссией.


За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество


Историк Александр Медведь замечает:

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Так были ли святые жестокими?

Итак, средневековые источники показывают, что святые отнюдь не всегда были кроткими и снисходительными к людским порокам. Они могли гневаться и карать, причем с современной точки зрения весьма сурово, а иногда и вовсе безжалостно. Однако считали ли составители этих текстов, что описанное — жестоко?


Кроме того, можно вслед за Мэтью Кюфлером предположить, что все эти эпизоды действительно воспринимались как жестокие, но таким тогда был мир — мрачным и не знающим пощады. Однако мнение о безжалостном характере той эпохи разделяют далеко не все историки. Дэниел Барац, автор книги Medieval Cruelty, предупреждает: наше представление о том, что этот период был полон ничем не ограниченного насилия, сформировали не столько сами средневековые источники, сколько их восприятие в более поздние времена, например антикатолическая полемика эпохи Реформации. Этот взгляд на Средние века сохранился и во многих авторитетных исследованиях ХХ столетия.

Сам Барац считает, что говорить о едином отношении к жестокости в Средневековье невозможно, скорее перед нами многообразие различных взглядов, зависящее от множества факторов.

Все эти вопросы показывают, как сильно за столетия изменился образ христианского святого. А это значит, что менялись и взгляды на жестокость, преступление и само понятие зла — как и на милосердие и справедливость.

Читайте также: