Сообщение о развитии письменности 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы с вами поговорим о том, как возникла письменность, которой мы с вами пользуемся.

- Ребята, что такое письмо?

Письмо – это знаки, которые можно видеть и которые служат средством общения между людьми.

Возникла и начала развиваться письменность с развитием общества. Уже с момента своего появления люди стали задумываться над тем, что им нужно как-то общаться, передавать информацию. Менялись орудия письма, материал, на котором писали.

- Ребята, а на чем писали первобытные люди?

Расшифровывая древние записи ученые знакомят нас с ранее существовавшими языкам, а ныне уже мертвыми.

- Ребята, давайте попробуем объяснить, что изображено на этом рисунке. Составим небольшой рассказ.

Пиктограммы выцарапывались на стенах пещер, на скалах, камнях, на рогах и костях животных. Принцип пиктографического письма сохранился и в настоящее время ввиде различных знаков и рисунков на улице.

- Какие знаки мы встречаем на улице? (знаки дорожного движения, вывески)

Групповая работа. Нарисуйте рисунок по тексту.

Перед вами описание отрывка рисунка, найденного при раскопках. Основной сюжет – охота на кабана и львов.

Три всадника и семь пеших охотников с копьями, впереди которых бегут собаки, преследуют зверей на фоне зимнего пейзажа, условно обозначенного двумя лишенными листвы деревьями.

2) Дальнейшее развитие пиктографии шло в сторону превращения рисунка в символ – идеография. Этот переход был постепенным.

Другая известная нам система идеографического письма – китайское письмо. Оно строится на том, что 1 знак – 1 слово.

Египетское письмо видоизменялось и превратилось в иероглифическое. Оно сохранилось на храмах, гробницах.

3) Стала возникать потребность в более простом письме – буквенном. Стали писать на дереве, коже, папирусе и глине.

- Кто знает, что это такое? Папирус – растение, из которого изготавливали писчий материал.

4) Древнейшим письмом является финикийское, которое легло в основу многих ныне существующих алфавитов, дало начало звуко-буквенному письму. Греческое письмо во многом совпадало с финикийским, но главная заслуга греков, что они впервые ввели гласные звуки (24 буквы, 7 из них гласные)

Изменили греки и направление письма. Финикийцы, египтяне, евреи писали справа налево, что создавало неудобства, можно было смазать написанное.

Позже с греческим письмом познакомились латины и возникло латинское письмо.

- Ребята, где сейчас пользуются латинским языком? (в медицине)

В средние века это был официальный язык церкви.

В 9 веке н. э. наши предки – славяне создали славянскую письменность и алфавит.

Письменность — очень важный этап эволюции и развития всего человечества. Люди — существа социальные, им необходимо общение для полноценной жизни. Но с ходом времени одной только речи им стало недостаточно. Появилась тяга к чему-то больше. Это и стало зарождением письменности.

Причин ее появление может быть несколько. Это и обыденная необходимость в срочной передачи информации, и желание увековечить моменты из жизни, и тяга к творчеству. Позже, с развитием цивилизации, необходимость в письменности только увечилась, у нее появилось чисто прикладное назначение. Необходимо было вести учеты и составлять переписи.

Первыми, самые примитивные видами письменности в древние времена стали узелковая письменность или предметное письмо и рисуночное письмо или пиктография.

Приемы рисуночного письма можно встретить в самых разных уголках мира. Первым известным ее представителем стала наскальная живопись. Люди, жившие в пещерах, оставляли в рисунках послания для своих соплеменников либо же зарисовывали какие-то сценки из повседневной жизни, например, сцены охоты, чтобы увековечить их.

Пиктография примечательна своей простотой и наглядностью. У нее нет какой-то конкретной символики, к ней не надо подбирать шифр, и она будет понятна любому человеку из любой части света.

Стабильная письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех этих регионах процесс ее шел по одной схеме: пиктограмма - иероглиф – алфавит. Изначально использовали простые значки в основном для хозяйственных нужд, подсчета собранных податей и учета урожая. Затем начали входить в обиход иероглифы, полноценный письменные знаки, индивидуальные для каждого языка. Иероглифы могли обозначать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и даже словосочетания.

Следующей ступенью в развитии письменности стал алфавит. Его основное отличие от предшествующих способов заключалось в том, что в алфавите каждая буква обозначала конкретный звук и ничего кроме.

Первый алфавит появился у финикийцев в первом тысячелетии до н.э. Он состоял из двадцати двух знаков, каждый из которых означал одну букву, которая, в, свою очередь, обозначала конкретный звук. Основную роль в финикийском алфавите играли согласные. Буквы в нем, как и в любом другом алфавите, располагались в определенном, строгом порядке.

Греки использовали финикийский алфавит как образец для своего, однако в греческом языке, в отличие от финикийского, большую роль играли гласные звуки. На основе греческого письма в итоге стали развиваться остальные западные алфавиты, первым из которых стал латинский.

Так постепенно алфавиты стали формироваться повсеместно, для каждого языка свой. Старославянский алфавит, например, который использовали в Древней Руси, появился в девятом веке. Его составителями стали братья Кирилл и Мефодий. Они сформировали старославянский алфавит на основе византийского письма.

В России не прекращаются споры о периоде возникновения письменности древней Руси. Когда появился алфавит кириллицы, страна представляла собой высокоразвитое государство. Последние работы ученых доказывают, что создание древнерусского письма произошло до кирилловского времени. Подтверждением являются археологические раскопки памятников тех времен с нанесенными на них знаками.

Письменность в древней Руси

Возникновение письменности на Руси

Чтобы понять, когда появилась письменность на Руси, нужно обратиться к русской истории. Если следовать современной версии, ее происхождение началось в IX — X веках. Однако к этому времени уже существовало развитое киевское государство. Изучая мировое развитие, видно, что всегда до установления государственной системы в племенах существовала своя письменность. Без нее развитие страны невозможно.

Возникновение письменности на Руси

Существующее мнение, что первая письменность на Руси могла возникнуть благодаря Кириллу и Мефодию, не отвечает действительности. К этому времени Киевская Русь была уже установившимся государством. Она вела торговлю со многими странами. В городах работали ремесленники. Международная деятельность требовала умения заключения договоров, а это было невозможно без грамотности населения.

Подтверждение этому присутствует в древних летописях. Например, имеется краткое упоминание у Нестора Летописца. Существуют зафиксированные в письменах рассуждения великой царицы, какой являлась Екатерина II, утверждавшей о наличии письменности у древнего населения.

Первые записи

При этом такие археологические находки присутствуют в недостаточном количестве. Связано это с тем, что с установлением христианства язычество стало подвергаться гонению. С этой целью стали уничтожаться древние летописи, чтобы остановить их распространение.

Вариант глаголицы

Совершенно невозможно игнорировать наличие старорусской славянской письменности глаголицы, которая существовала до Кирилла и Мефодия. Факту появления ее на Руси существует ряд доказательств:

Глаголица Древней Руси

  1. На найденных пергаментах присутствуют нанесенные тексты. Для этого применялась специально выделанная кожа. Поскольку материал был дорогой, он использовался несколько раз. Старые надписи стирались, вместо них наносились новые. Не было ни одного случая, чтобы глаголица была нанесена поверх кириллицы.
  2. Такие находки являются самыми древними.
  3. Среди надписей присутствуют даты, указывающие на языческие времена.

То что глаголица появилась значительно раньше кириллицы, не вызывает сомнения. Однако дата ее возникновения точно не определена. По некоторым данным, это могут быть III—V вв. ека.

Создание азбуки

Кирилл и Мефодий были знатными людьми из Греции. Став монахами церкви, они превратились в миссионеров. Все церковные служители были образованными, поэтому нет ничего удивительного, что ими была официально создана первая азбука на Руси.

Проникновение кириллицы на Русь было необходимо по следующим причинам:

Проникновение кириллицы на Русь

  1. Все духовные книги были написаны на латыни, непонятной русскому населению. Требовалось ведение перевода с греческого языка на кириллицу.
  2. Теперь церковные службы стали вестись на славянском языке. Вера стала быстрее проникать в народные массы.

Вскоре кириллица стала основной письменностью в церкви и государстве. При этом древнерусские книги стали массово сжигаться. Это было необходимо для укрепления христианства. С течением времени азбука менялась. В ней появлялись новые буквы, а ненужные убирались.

Именно кириллица лежит в основе современного писания. За тысячелетие азбука подверглась ряду метаморфоз и предстала в таком виде. Она изучается школьниками в классах, на ней написана вся литература.

Цель: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, летописи.

Задачи:

1)Предметная –формировать познавательный интерес к историческим материалам.

2)Метапредметная – развивать логическое мышление, память и внимание.

3)Личностная –воспитывать уважение и понимание к русской культуре, к славянским традициям.

ВложениеРазмер
konspekt_-_iz_istorii_pismennosti.docx 31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, летописи.

1) Предметная – формировать познавательный интерес к историческим материалам.

2) Метапредметная – развивать логическое мышление, память и внимание.

3) Личностная – воспитывать уважение и понимание к русской культуре, к славянским традициям.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Средства: рабочая тетрадь, учебник

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1мин.)
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. (10 мин.)
  3. Решение проблемы (15 мин.)
  4. Первичное закрепление (10мин.)
  5. Рефлексия (7 мин.)

1.Мотивация к учебной деятельности

1 слайд. Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность.

Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в давние-давние времена и узнаем о возникновении письменности на Руси.

Учащиеся приветствуют учителя

1.Имеют целевую установку к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Самостоятельно организовывать свое рабочее место

1.Страна восходящего солнца – это…

2.Какого соседа России называют страной контрастов?

3.Какую страну называют страной ветряных мельниц ?

4. Как жители Финляндии называют свою страну?

5. О какой стране идет речь?

6. Бумагу, порох, фарфор, компас изобрели в…

7. К какой стране относится самый крупный остров в мире - Гренландия ?

8. Как зовут Деда Мороза в Финляндии ?

9. Назовите один из символов Японии:

10. Столица Китая - это .

11. Государственный флаг Финляндии представляет собой…

12. Самая густонаселенная страна мира называется…

- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?

- Какова же цель нашего урока?

-Ребята, а зачем человек трудится? Как развивалось в России земледелие? И какие машины придумали русские изобретатели?

Человек трудится для того чтобы жить. Если мы будем сидеть и ничего не делать то вскоре погибнем от нехватки продовольствия и всего того в чем мы нуждаемся. Земледелие зародилось в России очень давно. Это была главная работа в те дни. Люди могли продавать еду и это приносило большую прибыль. Русские изобретатели придумали трактор. Раньше в древности люди запрягали лошадь пахали землю таким образом, а некоторые вовсе делали в ручную.

Хорошо, сейчас прочитайте текст на ст. 71 сверху и скажите, что называют ценностями культуры.

10 слайд. Путешествовать нам поможет историческая лента времени. Итак, первый пункт перемещения – IV-III тысячелетие до нашей эры, т.е. более 5000 лет назад.

11. Прямоугольное полотнище белого цвета с изображением скандинавского креста синего цвета

-Узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги

- Побольше узнать о возникновении письменности на Руси.

Учащиеся читают и называют прочитанные ценности культуры

1.Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

1.Формулировать собственное мнение и позицию

Зачем была необходима письменность?

11 слайд. Рассказывается о рисунчатом письме из учебника на ст. 71

Если посмотреть на данное рисунчатое письмо, как его можно понять? (после длиной ночи, ранним утром на рассвете, поплыл рыбак ловить рыбу)

Сейчас я предлагаю вам, создать своё рисунчатое письмо в группах на любую тему, а затем выйти и рассказать, что у вас получилось.

Молодцы, вы справились с заданием и в результате этого поняли, что расшифровка рисунков создаёт трудности в недосказанности, длительности времени и не все отлично могут с помощью рисунка передать нужную информацию.

Но тем не менее отдельными пиктограммами мы пользуемся до сих пор.

- Где в современной жизни встречаются пиктограммы?

12 слайд. Всем знакомы эти знаки?

Итак, как писали люди друг другу ещё задолго до изобретения алфавита?

По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации.

13 слайд. Итак, перемещаемся по ленте времени уже в нашу эру – IХ век.

(Под звуки мелодии)

Время оставляет след- в событиях, фактах, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времен, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в рифмах поэта, в слове писателя, в песне народной, в летописи времен. Мы прикасаемся к истории давно минувших веков и познакомимся с создателями алфавита, благодаря которым появился русский язык - прекрасный и могучий. Мы наследники Великой страны и ее культуры.

Закройте глаза и «Представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий.

Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос:

К. – Почему наш учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?

М. – Да, то в лавке. А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги, знания все от греков.

К. – Нет, можно. Вот возьму и придумаю для славян буквы?

Авт .- Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю, тот ответил:

У. – В мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя.

Два брата были высокообразованными людьми, причём Кирилл преподавал в высшей школе Константинополя и был прозван за свою учёность Философом. Кирилл и Мефодий много путешествовали, знакомились с языками разных народов. Кирилл сдержал своё слово и два брата придумали славянскую азбуку.

14 слайд. Создание славянской азбуки

Имело огромное значение. Среди славянских народов стала распространяться грамотность, появилась славянская литература. Христианская церковь почитает Кирилла и Мефодия как святых.

- Что же представляет собой азбука, которую создали Кирилл и Мефодий? Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике, прочитав стр.73-74

- Как называлась эта азбука?

- Сколько букв входило в неё?

- Изменилась ли она сейчас?

Часть была заимствована Кириллом из греческого алфавита, а часть специально придумана для передачи звуков славянского языка. Это буквы Б, Ж, Ц, Ч, Щ, У, Ю, Я. Сколько букв в современном русском алфавите?

16 слайд. Продолжаем путешествие по ленте времени и перенесёмся в XII век.

В Древней Руси грамотных людей было немного. Среди них – священники, монахи. Писали и переписывали книги писцы. Они создавали рукописные книги на родном языке и переводили произведения иностранных авторов Книги, рассказывающие об исторических событиях, назвали летописями.

От каких слов образовалось слово летопись?

17 слайд. Летопись – это свиток из пергамента, на котором год за годом отмечены разные события. Их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.

Часто в летописи входили легенды, народные сказания. Лишь немного из этих сокровищ русской культуры сохранились до нашего времени. Они гибли в огне от пожаров, при вражеских набегах. Летописи часто называли рукописями . Почему?

Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. А в те стародавние времена бумаги на Руси не было (она появилась только в 15 веке), и писать можно только на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком письменного материала и потому писать с величайшей осторожностью.

В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по её окраске и сама строка называлась красной строкой. Это выражение тоже сохранилось с той поры – сейчас оно обозначает начало нового абзаца при записи текста.

Читайте также: