Сообщение о раскрытии преступления интерполом

Обновлено: 04.07.2024

Внедряясь в глубь Всемирной паутины

В итоге в апреле 2015-го в Сингапуре по адресу: Napier Road, 18, состоялось торжественное открытие Международного центра Интерпола по инновациям, чьим профилем стала кибербезопасность и анализ возможных угроз.

На Центр также возлагались задачи по оказанию помощи полиции всего мира в борьбе с киберпреступностью, выражающейся в предоставлении высокотехнологичной инфраструктуры технической и оперативной поддержки.

Изначально IC построил свою деятельность на основе учреждения многоуровневого альянса с привлечением специалистов правоохранительных органов государств-членов Интерпола, госучреждений, частного сектора и научного сообщества, чтобы их опыт и ресурсы могли быть использованы для эффективной борьбы со сложными схемами использования информационных технологий и телекоммуникаций в преступных целях.

Преступники осуществляли свою деятельность в крупных офисах под видом колл-центров. Задача злоумышленников заключалась в поиске в социальных сетях подходящих лиц, у которых под различными предлогами можно было бы получить порнографические материалы с их участием для последующего вымогательства денежных средств.

Закулисье оперативной работы

Чтобы Международный центр Интерпола по инновациям не остался в создании читателей неким абстрактным объектом, можно организовать в его стенах небольшую экскурсию.

Получается, что в CFC между правоохранителями и экспертами отсутствуют бюрократические, временные и географические преграды. Работа происходит, как говорится, рука об руку, в режиме онлайн.

При выявлении специалистами CFC фактов преступной деятельности особое внимание уделяется изолированным файлообменным сетям Даркнета [2] (DarkNet), с помощью которых осуществляется нелегальная продажа оружия, наркотиков, происходит распространение детской порнографии, легализация преступных доходов и совершение иных преступлений.

Далее вниманию читателей предлагается краткий экскурс в работу Департамента исследований и разработок (Department of Research and Development). По площади он втрое меньше CFC, но это не умаляет его значимость в системе безопасности. Ведь основная задача Департамента – проведение исследований и предотвращение киберпреступлений.

Ещё один предмет изучения полицейских – технологии блокчейн (Blockchain), лежащие в основе почти всех современных криптовалют. Как отмечают специалисты, платформы, работающие на технологиях блокчейн, нередко содержат ошибки (или уязвимости). И уже есть конкретные примеры, когда ошибка кода приводила даже к преобразованию платформы или её закрытию.

Следующий пункт экскурсионной программы – Лаборатория цифровой криминалистики (Digital Forensics Lab). Она вступает в дело тогда, когда преступление уже совершено. Здесь осуществляется сбор цифровых доказательств преступлений. Посредством специального оборудования персонал Лаборатории производит анализ данных с цифровых носителей (USB-накопителей, флеш-карт, жёстких дисков и других устройств), что были использованы при совершении преступлений. Происходит это в том числе по запросам Национальных центральных бюро (НЦБ) Интерпола государств-членов.

Примечательно то, что помещение оборудовано клеткой Фарадея, где проводятся исследования данных мобильных устройств (смартфонов и планшетов). Она экранирует высокочастотные излучения и блокирует любые радиосигналы. Это делается для того, чтобы в случае включения исследуемого устройства на него дистанционно не поступило команды на уничтожение данных. В этом случае все доказательства могут быть потеряны.

Главной задачей цифровых криминалистов и экспертов является своевременное обнаружение опасного ПО, анализ его работы и выработка предложений по нейтрализации киберугроз. Здесь же сотрудники Интерпола делятся с коллегами со всего мира опытом и секретами своей работы.

В поиске новых путей и решений

Как прогнозируют специалисты, количество преступлений, совершаемых с помощью высоких технологий, будет расти экспоненциально, а киберпреступники в своих интересах рано или поздно начнут делиться друг с другом ресурсами и опытом преступной деятельности.

В этом контексте особенно актуальным становится вопрос налаживания тесного взаимодействия правоохранительных органов всех заинтересованных стран в области противодействия IT-криминалу, в том числе в части обмена оперативными данными и экспертными оценками.

Отвечая на запрос времени, Международный центр Интерпола по инновациям на сегодняшний день выполняет функции практического помощника в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании трансграничных киберпреступлений в мировом масштабе. Он же выступает в роли инициатора инновационного развития, ориентированного на создание новых средств для борьбы с преступлениями в сфере IT-технологий.

В то же время в стенах IC проводятся мероприятия по разработке аналитического инструмента под названием Darkweb Monitor, который – как планируется – будет собирать информацию о преступной деятельности в Даркнете и использовать её в рамках полицейских расследований по всему миру. Эти сведения и их последующий анализ помогут выявлять новые тенденции криминального использования высоких технологий, проводить исследования полученных материалов и вырабатывать рекомендации по профилактике киберпреступлений.

В целом содействие, оказываемое IC правоохранительным органам разных стран, достаточно разностороннее. Так, органы внутренних дел государств-членов Интерпола информируются о новых угрозах и тенденциях в сфере киберпреступности и получают возможность на основе соглашений получать доступ к массивам компьютерной информации зарубежных провайдеров Интернет-услуг.

Сотрудники сингапурского центра всегда готовы оказать помощь иностранным коллегам в исследовании электронных доказательств и идентификации преступников с помощью компьютерных экспертиз. При этом ищутся оптимальные формы и способы обмена информацией.

Перечень осуществляемых IC направлений деятельности достаточно широк. Это подготовка циркуляров и уведомлений Интерпола, рассылка аналитических отчётов и изданий, организация конференций, встреч, симпозиумов с участием всемирно известных провайдеров Интернет-услуг. На базе центра организовано проведение курсов повышения квалификации (семинары, тренинги, дистанционное обучение).

В то же время здесь проводятся поисково-аналитические мероприятия, с помощью которых устанавливается личность конкретного лица по его пользовательским данным, имеющимся в сети Интернет. В частности, иногда на известных специалистам онлайн-форумах можно выявить реального человека, скрывающегося за определённым никнеймом.

Можно с полной уверенностью констатировать, что за время своего существования Международный центр Интерпола по инновациям стал универсальной платформой, на базе которой правоохранительные органы государств-членов осуществляют совместные скоординированные действия по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию конкретных преступлений, совершаемых в сфере использования информационных технологий и телекоммуникаций.

В перспективе сингапурский центр, используя возможности государственно-частного партнёрства, намерен выстраивать особый алгоритм взаимодействия с представителями бизнеса, в том числе с Интернет-провайдерами. Это позволит Интерполу стать своего рода посредником при необходимости срочного получения правоохранительными органами от частной компании сведений, которые могут помочь в расследовании преступлений.

[1] – вид вымогательства, при котором от потерпевшего требуется передача денежных средств или оказание интимных услуг за нераспространение компрометирующих фото- видеоизображений порнографического характера.

[2] – скрытая сеть интернет-соединений, существующая параллельно обычному Интернету.

[3] - система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение, защищённое от прослушивания.

от 11 января 1994 года N 10

Об утверждении инструкции
о порядке исполнения и направления
органами внутренних дел российской федерации
запросов и поручений по линии интерпола

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 28 февраля 2000 года N 230
____________________________________________________________________

2. Начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте:

2.1. Организовать изучение настоящей Инструкции сотрудниками оперативных служб и подразделений, следователями органов внутренних дел. Обеспечить неуклонное выполнение положений Инструкции в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, имеющих международный характер.

3. Начальнику НЦБ Интерпола в Российской Федерации (Мельникову Ю.А.), ГУК МВД России (Астапкину И.В.) по согласованию с МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в целях совершенствования навыков практической работы организовать и провести в НЦБ Интерпола в течение 1994 - 1995 гг. 10-дневные стажировки сотрудников, на которых возложены функциональные обязанности по взаимодействию с НЦБ в борьбе с преступностью, имеющей международный характер.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра, генерал - полковника милиции М.К. Егорова.

Приложение
к приказу МВД России
от 11 января 1994 года N 10

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке исполнения и направления органами
внутренних дел Российской Федерации запросов
и поручений по линии Интерпола

Целью Инструкции является регламентация порядка исполнения и направления органами внутренних дел запросов и поручений по линии Интерпола в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений международного характера*.

* В настоящей Инструкции под преступлением, имеющим международный характер или международную направленность, понимается преступление, затрагивающее интересы нескольких государств.

Настоящая Инструкция разработана на основе законодательства Российской Федерации, положений, вытекающих из обязательств, принятых Россией по международным договорам, Устава Международной организации уголовной полиции (Интерпол), Регламента международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля учетов Интерпола, а также Положения о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации*.

* Далее - НЦБ Интерпола, НЦБ.

I. Общие положения

1. Органы внутренних дел и подразделений МВД России* взаимодействуют с правоохранительными органами зарубежных стран членов Интерпола (приложение N 1) по вопросам борьбы с уголовной преступностью, имеющей международную направленность.

2. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации является подразделением, предназначенным для обеспечения сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран как в целом, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью.

3. НЦБ Интерпола, не принимая непосредственного участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, обеспечивает выполнение следующих задач:

- обработка и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовка инициативных запросов;

- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией;

- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;

- обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросам деятельности полиции (милиции);

- обмен научно-технической информацией по вопросам борьбы с международной преступностью.

4. Для направления в НЦБ Интерпола запросов относительно проведения правоохранительными органами зарубежных стран необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий подразделения органов внутренних дел России используют все имеющиеся у них каналы связи. Запросы направляются по адресу:

117836, Москва, ул.Новочеремушкинская, 67.

телеграф: 112962 АТЛАНТ;

телекс: 411309 KORT SU;

факс: (095) 310-70-40;

телефоны для справок: (095) 332-30-64, (095) 332-30-33.

5. Направляемые в НЦБ Интерпола запросы и ответы должны быть соответствующим образом оформлены и иметь необходимые реквизиты наименование органа внутренних дел, его полный адрес, телефон или факс, исходящий или ссылочный номера, фамилию и телефон исполнителя.

Запросы и ответы на них исполняются только в машинописном виде, подписываются руководителями органов внутренних дел (от начальника горрайоргана внутренних дел и его заместителей и выше).

6. Фамилии, имена иностранных граждан, наименования зарубежных фирм, предприятий, организаций или учреждений, при наличии их написания на языке запрашиваемой страны, воспроизводятся в оригинале.

7. Запросы, полученные органами внутренних дел России из НЦБ Интерпола, должны быть исполнены в следующие сроки:

- в течение суток со дня поступления - с грифом "немедленно";

- трех суток - "очень срочно";

- пяти суток - "срочно";

- десяти суток - "обычно".

8. Ответственность за своевременное и качественное исполнение запросов НЦБ Интерпола несет руководитель органа внутренних дел, в который поступил запрос.

Изменить срок исполнения запроса при наличии объективных обстоятельств, а также снять с контроля исполненный запрос может лишь руководитель, который дал поручение об исполнении, или лицо, его замещающее.

Приостанавливать исполнение запроса или отменить его имеет право только начальник НЦБ Интерпола и его заместители, НЦБ страны инициатора запроса или Генеральный секретариат Интерпола.

9. НЦБ Интерпола (начальник и его заместители) отказывает полностью или частично в удовлетворении запросов:

- не относящихся к компетенции Интерпола;

- связанных с преступлениями политического, военного, религиозного или расового характера;

- выполнение которых повлечет за собой нарушение законодательства Российской Федерации или запрашиваемой страны, прав человека, суверенитета и безопасности России;

- если они не оформлены в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 5 и 6 настоящей Инструкции;

- поступивших от ведомств, учреждений и организаций, не являющихся правоохранительными, а также частных лиц.

10. Органы внутренних дел обязаны обеспечить эффективную защиту содержания получаемой и передаваемой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения.

Вся информация, полученная в процессе взаимодействия с НЦБ, предназначенная только для использования правоохранительными органами в борьбе с преступностью. Вопросы ознакомления заинтересованных лиц с имеющейся в отношении их информацией решаются в соответствии с действующим законодательством. Сведения, направленные НЦБ или в НЦБ, могут быть переданы средствам массовой информации только с разрешения соответственно НЦБ или органа внутренних дел, который их отправил.

11. Степень закрытости сведений определяется передающей стороной. Органы внутренних дел могут специально просить НЦБ Интерпола не раскрывать какие-либо сведения или их источник кому бы то ни было или ограничить круг лиц, которые могут знакомиться с этими сведениями.

II. Порядок взаимодействия органов внутренних дел
с правоохранительными органами зарубежных стран
в процессе исполнения и направления запросов
и поручений при проведении мероприятий
оперативно-розыскного характера по раскрытию
и расследованию преступлений

А. В сфере экономики и финансов

13. В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию преступлений в сфере экономики и финансов органы внутренних дел могут получить из Генерального секретариата Интерпола или НЦБ зарубежных государств следующую информацию:

- официальные названия коммерческих структур (фирм, совместных предприятий и т.п.), расположенных за рубежом;

- их юридический адрес, номера и даты регистрации;

- фамилии и имена руководителей коммерческих структур;

- основные направления деятельности;

- размеры уставного капитала;

- сведения о прекращении деятельности;

- сведения криминального характера относительно деятельности коммерческих структур.

Возможно также получение информации о заключенных инофирмами сделках с участием российских государственных и частных структур.

Сведения об открытии физическими лицами, в том числе гражданами России, и юридическими лицами финансовых счетов в зарубежных банках, а также о движении средств по ним, составляют, как правило, банковскую тайну и могут сообщаться иностранными правоохранительными органами только после рассмотрения верховным органом юстиции, прокуратурой страны или соответствующим судом официального обращения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

14. В процессе оперативно-розыскной деятельности по раскрытию и расследованию транснациональных преступлений в сфере экономики и финансов, а также установлению за рубежом лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола соответствующие запросы к зарубежным партнерам (образец 1).

14.1. В запросах необходимо отражать следующие сведения:

- полные установочные данные проверяемого лица;

- фабулу совершенного преступления или характер имеющихся сведений с указанием органа, проводящего расследование (проверку);

- конкретные факты, послужившие основанием для обращения к органам полиции зарубежных стран;

- названия иностранных фирм.

К запросам (при необходимости) прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному делу.

- название коммерческой структуры;

- ее юридический адрес, телефоны, факсы;

- основания и цели проверки;

- конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы.

16. Основания для проверки фирм или предприятий, указанных в пункте 13 настоящей инструкции, являются:

- возбужденное уголовное дело о преступной деятельности сотрудников фирм;

- наличие оперативной или иной информации о незаконной деятельности сотрудников фирм.

Б. В сфере борьбы с фальшивомонетничеством

17. При обнаружении поддельных денежных знаков органы внутренних дел России, используя каналы Интерпола, могут получить информацию об обстоятельствах их изъятия, о других изымавшихся фальшивых банкнотах, имеющих один источник происхождения с обнаруженными, а также о местонахождении лиц, причастных к фальшивомонетничеству, при наличии оснований предполагать, что они находятся за пределами России.

Первыми нашими клиентами были крупные украинские и российские бизнесмены, которые вследствие коммерческих конфликтов стали фигурантами уголовных преследований и вынуждены были эмигрировать. Представляя их интересы в международных спорах в таких популярных юрисдикциях как Великобритания, Кипр, Швейцария и Лихтенштейн, постепенно появилась потребность в выработке стратегии защиты в уголовных делах, которые возбуждались с целью оказания давления на бизнес и его собственников. Так, постепенно стали развиваться новые практики как розыск активов, защита при экстрадиции, взаимодействие с Интерполом и помощь в получении политического убежища. В это же время сформировались контакты с ведущими юристами в этой сфере.

На данный момент большинство наших клиентов - выходцы из постсоветских стран, в основном, из Российской Федерации и Украины. Как правило, это крупные бизнесмены и высокопоставленные чиновники.

Расскажите, как все происходит, каковы первые шаги?

Существуют различные способы коммуникации с Комиссией по контролю за файлами Интерпола, которая фактически является апелляционным и надзорным органом по отношению к Секретариату Интерпола. Для консультирования в данном вопросе необходимо достаточно скрупулезно изучить Конституцию, Правила и Положения Интерпола, а также Практику решений, вынесенных Комиссией по контролю за файлами. Это достаточно большой пласт документов, от которого не стоит отклоняться при подготовке соответствующих прошений.

Конституция и Правила Интерпола запрещают использовать соответствующие каналы с целью политического, военного, религиозного или расового преследования. Тем не менее, на практике мы часто сталкиваемся со случаями, когда запрашиваемое государство манипулирует информацией и/или прикрывает политическое преследование или бизнес-спор какими-либо надуманными уголовными расследованиями с различной квалификацией.

Инспектируя информацию, направленную в Секретариат организации полицейского сотрудничества или направленную путем рассылки, мы постоянно находим составы преступлений, по которым уже произошла переквалификация, изменен размер ущерба или, того хуже, дело было закрыто или состав преступления декриминализован законодателем.

Обязательно необходимо детально изучать текст подозрения и/или обвинения, документов об аресте и объявлении в международный розыск на их соответствие с текущем периоде с переданной по каналам ИНТЕРПОЛ информацией. Как правило расследования длятся достаточно долго, изменяется позиция следствия, квалификация, основания преследования, однако постоянно менять линию обвинения и информировать об этом международную организацию запрашиваемое государство не имеет возможности и желания — это наша задача, международных адвокатов. Мы указываем не только на недостатки самого расследования, его мотивы, но и на состояние судебной, пенитенциарной системы, прав человека, свободы ведения бизнеса, устоявшихся практик. Для этих целей мы привлекаем ведущие классические университеты и всемирно признанных специалистов по каждой конкретной стране в области права, политики, культуры и социальных отношений. Это, безусловно, обогащает наше понимание и опыт.

На сегодня не все государства Международной организации уголовной полиции взаимодействуют между собой в части выдачи разыскиваемых лиц. Например, граждане России и Украины часто скрываются в США, Великобритании, Турецкой Республике Северного Кипра, ряде карибских стран.

В эпоху открытого обмена данными можно получить доступ к результатам многочисленных исследований по каждой конкретной стране в мире. Кроме этого, проводится анализ прессы, а также высказываний правоохранителей, которые достаточно часто называют преступниками лиц, в отношении которых нет приговора суда. При этом домыслы, предположения и догадки стороны обвинения всегда будут трактоваться против них.

Только подготовив обоснованные аргументы и собрав необходимые доказательства, стоит обжаловать в Комиссию по контролю за файлами внесение лица в соответствующую базу Интерпола.

С конца 2016 года удалось добиться снятия с международного розыска по каналам Интерпола и Европола в десятках кейсов для клиентов, среди которых известные бизнесмены, оппозиционные политики, бывшие чиновники. Во многих случаях это сопровождалось процедурой получения политического убежища или же успешного отказа в экстрадиции в Великобритании, Швейцарии, Испании, Польше, на Кипре и других странах ЕС.

Безусловно, развитию данной практики предшествовала традиционная судебная и уголовная практики. Наша команда представляла крупные российские банки в Украине в связи с обвинениями в финансировании терроризма, защищала интересы самой известной международной европейской финансовой организации в крупном судебном процессе в Украине, представляли интересы различных банков в связи с крупными взысканиями и разрабатывали алгоритмы судебного обжалования санкций, введенных в отношении ряда российских компаний в Украине и Великобритании, а также механизмы освобождения задержанных в Украине российских судов.

А что бывает с теми, кому не повезло и кого уже задержали?

Бытует распространенное мнение, что граждан ЕС, США или Израиля не выдают их страны. Хочу разочаровать. Речь идет об определенных ограничениях, однако они достаточно общие и установлены Европейской конвенцией об экстрадиции (выдаче). Действительно некоторые страны могут запросить дополнительные гарантии у запрашиваемого государства относительно условий содержания под стражей; не может быть применена мера наказания более строгая, нежели предусмотренная в стране, где лицо было задержано и т.п. Однако, есть и ряд минусов, так, например, лицо с паспортом гражданина ЕС не может попросить политическое убежище, т.к. возникает закономерный вопрос, почему это лицо не защищается в своей стране, которая уже состоит в ЕС.

Есть целый блок вопросов для граждан ЕС и владельцев вида на жительство, которые могут стать помехой для получения политического убежища — это отдельная тема применения Дублинской Конвенции и определения государства, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища.

Представляя интересы потерпевших в одной из стран СНГ и занимая проактивную позицию, мы смогли передать уголовное дело в США по одному из фигурантов, а другого осудить в Прибалтике путем передачи материалов уголовного дела о похищении бизнесмена в Украине, что также является своего рода уникальным случаем.

Юридических аспектов очень много, например, предметом дискуссии является возможность включения срока содержания под стражей при ожидании экстрадиции в срок содержания под стражей. Несмотря на осуждение Европейским судом по правам человека практики длительного содержания под стражей без приговора, сегодня в странах Европейского Союза такой процесс может идти около 5 лет, с учетом всех обжалований. Это свидетельствует о том, что 40-дневные периоды на предоставление документов запрашиваемым государством и рассмотрение вопроса экстрадиции задержанного лица попросту не соблюдаются. Приведу пример: гражданин Израиля был задержан на Кипре по запросу Украины и содержался почти три года под стражей несмотря на то, что Интерпол признал его преследование политически мотивированным. Казалось бы, наднациональная международная организация дала заключение для местного суда, который должен был бы отказать в экстрадиции, однако только благодаря организованному международному давлению и возможному иску в ЕСПЧ удалось освободить политически преследуемого узника. Отмечу, что после смены власти в 2014 году Украина многократно признавалась нарушителем Правил и Положений Интерпола в связи с политическим характером преследований, которые, к большому сожалению, так и не были прекращены новоизбранной властью.

Расскажите о запросах иностранных правоохранителей, связанных с расследованием источника доходов владельца счета

Все чаще возникают дела по запросам иностранных правоохранителей, связанные с расследованием источника доходов владельца счета. Это достаточно новая категория дел. Мы имеем в своем портфеле уже насколько успешных дел по отстаиванию интересов клиентов, один из которых даже предъявил претензии к прокуратуре в Швейцарии и получил компенсацию за понесенные расходы на швейцарских юристов. Безусловно, это не полное покрытие расходов, т.к. юридическая команда состояла из адвокатов различных юрисдикций. Самое печальное, что во всех случаях, с которыми мы сталкивались, инициатором таких расследований были сотрудники (compliance officer) швейцарских банков. Речь идет не о несоблюдении хваленой банковской тайны, а о прямой сдаче частных клиентов. Как адвокаты мы также добивались блокировки счетов оппонентов в Швейцарии, Лихтенштейне, на Кипре и других юрисдикциях, если обладали соответствующей информацией.

Стоит отметить, что запрашиваемая сторона может достаточно эффективно взаимодействовать со странами - членами Интерпола. Из материалов дел наших клиентов мы можем судить, что правоохранители России и Украины для установления местоположения или владения имуществом часто используют каналы Интерпола и Европола. Интересны, например, случаи проверки информации о незадекларированном чиновниками имуществе. В этой связи мы консультируем даже журналистов и общественных активистов.

Правоохранители используют этот механизм и для расследования экономических и хозяйственных правонарушений. Например, в российской арбитражной практике уже встречаются случаи, когда суды принимают в качестве доказательства наряду с материалы камеральной таможенной проверки, также соглашения и инвойсы, полученные по каналам Интерпола.

Вы упомянули, что занимаетесь розыском активов?

Мы наработали большое количество партнеров и знаем большинство специализированных компаний, которые занимаются от розыска яхт и установления реальных собственников, розыска похищенных людей до цифрового слежения, отслеживания корпоративного структурирования оффшоров, трастов и банковских транзакций. Все это необходимо для борьбы с рейдерством, корпоративным мошенничеством, обманами, сговорами, присвоением имущества, нарушениями договорных отношений, а иногда и семейными спорами.

В юрисдикциях английского права в распоряжении истца имеется широкий спектр различных обеспечительных мер, которые можно эффективно применить к мошенникам. Это и всемирное замораживание активов, позволяющее запретить распоряжаться активами, где бы они не находились; распоряжение о сдаче паспортов; распоряжение о предоставлении информации об активах; распоряжение о предоставление информации; поиск имущества и другие. Это дает возможность без ведома ответчика получить всю необходимую информацию и атаковать его, подкрепившись более серьезными аргументами и доказательствами.

Не стоит недооценивать и работу журналистов. Сегодня доступны достаточно большие объемы информации, благодаря Панамскому скандалу, WikiLeaks и другим источникам. Например, очень любопытной была обнародованная переписка сотрудников международного департамента прокуратуры Кипра с украинскими прокурорами. По сути, она свидетельствует о тесном неформальном общении. На мой взгляд, это вполне могло бы стать основанием для расследования. Однако все завершилось небольшим скандалом в прессе и переводом в другой отдел одной сотрудницы в прокуратуре Кипра. В Украине же по данному факту неформального общения высокопоставленных сотрудников прокуратуры никаких расследований не проводилось.

Необходимо ли что-то менять?

Безусловно. Отсутствие доверия и справедливого судебного рассмотрения, с одной стороны, приводит как к рассмотрению коммерческих споров в Великобритании и на Кипре, а, с другой, в уголовном и экстрадиционном процессе – к запросу дополнительных гарантий, отказам в выдаче разыскиваемых и запрашиваемых лиц, а также усложняет обработку запросов правоохранителей.

К сожалению, несмотря на все попытки реформирования постсоветских органов прокуратуры присутствуют злоупотребления процессуальными правами, неправомерное создание доказательств обвинения, различного рода фальсификации документов. Прокуратуры многих европейских стран устроены как юридические фирмы и не желают терпеть поражение в суде, а потому открыто говорят о том, что полученную информацию необходимо по нескольку раз перепроверять (double check).

Это общая проблема, она в равной степени касается Европейских стран и США. Так, например, введение санкций зачастую осуществляется на основании догадок, домыслов и поддельных документов, что многократно было доказано в Суде Европейского союза. Понес ли кто-то из еврочиновников ответственность? Мне такие факты не известны. Другой пример — снятие санкций с иранских банков, как европейских, так и в Великобритании. Приоткрою секрет, в этом случае казначейство Великобритании выплатит внушительную компенсацию.

Сиюминутная политическая целесообразность часто затмевает разум чиновников всех стран, включая европейские.

У нашей команды есть отличные результаты в области преследования преступников в Великобритании благодаря взаимодействию с целым рядом государственных органов и организаций, таких как Government Legal Department, Secretary of State for the Home Department, Serious Fraud Office, National Crime Agency и другими для целей предотвращения получения статуса политического убежища, а также содействия экстрадиции. И это отличный повод для работы как в защите, так и в нападении вместе с российскими коллегами из ведущих российских юридических, финансовых и промышленных групп.

Необходимо отметить, что и скорость разрешения споров в Российской Федерации сегодня выше нежели в Великобритании или на Кипре, несмотря на отдельные нарекания на саму систему правосудия.

Какие практики по Вашему мнению будут расти в ближайшее время?

Несмотря на определенный уровень автоматизации и появления ботов, хорошие адвокаты и качественные юридические услуги будут востребованы всегда. Мы работаем с людьми и для людей и ничто не заменит живое общение, профессиональный опыт и жизненную мудрость. Юристы являются либо частью проблемы, либо инструментом ее решения, в зависимости от того, кого они представляют, и какая задач стоит.

Найти и обезвредить в любой точке планеты

Интерпол за свою историю оброс легендами и киношными образами, прямо скажем, далёкими от реальности. Какой бы таинственной ни казалась его деятельность, приходится констатировать: в штате международной организации уголовной полиции нет агентов, участвующих в погонях и перестрелках. Тем не менее его сотрудники не дают спокойно спать разного рода злодеям, скрывающимся от правосудия. О том, как задействованы такие стражи правопорядка и насколько эффективно борются с новыми вызовами транснационального криминала, расскажем на примере Национального бюро Интерпола МВД России, которое отметило своё 30-летие.

Разыскиваются на четырёх языках

Бытует мнение, что люди попадают в поле зрения сыщиков мирового масштаба лишь в том случае, если являются наркобаронами, террористами или торговцами оружием. Словом, за серьёзные резонансные преступления. Но это очередной миф.

НЦБ Интерпола в странах - участницах организации можно назвать свое­образными опорными пунктами международной полиции на местах, которые тесно взаимодействуют с бюро других государств и Генеральным секретариатом сообщества. Но в первую очередь они выстраивают отношения с инициаторами розыска - оте­чественными правоохранительными органами.

- Анализируем предоставленную подразделениями МВД информацию, которая должна содержать неопровержимые доказательства вины человека,- продолжает полковник полиции. - Сначала в отношении подозреваемого в совершении преступления на территории Российской Федерации судом избирается мера пресечения, он объявляется в федеральный розыск. Если поступили сведения о том, что он выехал за пределы страны, с Генеральной прокуратурой согласовывается вопрос о намерении требовать арест и выдачу данного лица в случае установления его места нахождения на территории зарубежной страны - члена Интерпола. И только при получении положительного ответа подготавливается циркуляр - объёмный документ с оперативными данными и сведениями, касающимися обвиняемого. Он заполняется на одном из рабочих языков Интерпола - английском, французском, испанском, арабском. Далее объявляется международный розыск, начинается работа с Генеральным секретариатом международной организации уголовной полиции и зарубежными партнёрами, которые должны принять меры к задержанию разыскиваемого. При этом делается акцент на привлечение особого внимания правоохранительных органов тех государств, где, предположительно, может находиться человек.

Драйверы экстрадиции

- Мы выступаем координаторами, драйверами процесса международного розыска и выдачи обвиняемых, - поясняет спикер. - Но даже когда доходим до фазы экстрадиции, наша работа не заканчивается. Сотрудники отдела вместе с представителями ФСИН России, в чьи функции входит осуществление конвоирования, вылетают в страну, где задержан разыскиваемый, и осуществляют его возращение на территорию России.

С государствами Содружества действует другая концепция взаимоотношений, которая регламентируется инструкцией о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц на территории СНГ.

Павел Зайкин

Павел Зайкин

- Благодаря этому мы имеем общие учёты. Это значит, если человек находится в федеральном розыске в России, то он будет в автоматическом режиме в числе разыскиваемых в Армении, Узбекистане, Казахстане и так далее,- говорит офицер НЦБ Интерпола МВД России. - Оперативные сотрудники непосредственно взаимодействуют друг с другом. А когда обвиняемые задерживаются, их этапируют так называемым столыпинским вагоном (он предназначен для перевозки спецконтингента, осуждённых).

Вне политики?

Уникальность Интерпола заключается в заложенном в его уставе принципе невмешательства в дела политического, военного, религиозного и расового характера. Строго соблюдая данные обязательства, организация поддерживает статус сугубо профессио­нального международного полицейского сообщества. Это позволяет взаимодействовать правоохранительным органам всех стран-членов даже в условиях отсутствия между ними дипломатических отношений.

Найти и обезвредить в любой точке планеты-2.jpg

24-я Африканская региональная конференция Интерпола в г. Кигали, Руанда

Однако, по мнению собеседника, возглавляющего важное направление работы с 2013 года, в последнее время идёт некоторая политизация процесса принятия решений об объявлении в международный розыск. Данный вопрос находится в компетенции Генерального секретариата Интерпола, поскольку все учёты консолидированы в штаб-квартире в Лионе. Здесь и производится оценка запроса о выдаче лица на предмет соответствия требованиям Устава полицейского сообщества .

В организации международного розыска может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение разыскных мероприятий, совершение этого деяния не влечёт уголовной ответственности. Ведь у каждой страны свои законы и порядки.

Павел Зайкин вспоминает один из исключительных случаев в своей практике, когда несколько лет назад сотрудники отдела помогли россиянке найти и вернуть её ребёнка. Новорождённую похитила гражданка другой страны, нарушив договор о суррогатном материнстве. Женщина улетела с младенцем на руках за рубеж, в тёплые края, в надежде на то, что её не обнаружат. Однако во взаимодействии с зарубежными партнёрами наши полицейские установили местонахождение и вернули девочку биологической родительнице несмотря на то, что с государством не был подписан договор о выдаче.

К сожалению, объявление в международный розыск, доведение информации до зарубежных коллег зачастую не означает обязательную экстрадицию даже в случае ареста преступника. Это происходит, если в процесс выдачи обвиняемого всё же вмешиваются политические мотивы.

- Например, лица, злоупотребляющие международным законодательством, направленным на защиту прав граждан в иностранном государстве (беженство, гуманитарный статус, политическое убежище), с большой вероятностью будут исключены из списка разыскиваемых международной полицией, - предполагает полковник полиции. - И даже в том случае, когда прошение о предоставлении убежища только рассматривается и решение по нему ещё не принято, человек уже не может находиться в розыске. Это играет с нами злую шутку, так как некоторые люди находят юридические лазейки, чтобы избежать наказания за преступления. Мы вступаем на зыбкую почву, когда злоумышленник, благодаря особому статусу, получает возможность беспрепятственно перемещаться по миру. Хотелось бы, чтобы зарубежные партнёры, несмотря на общую турбулентную политическую обстановку, толковали решения, принятые нашим национальным судом, исходя из сущности противоправного деяния, а не иных соображений.

Найти и обезвредить в любой точке планеты-3.jpg

Александр Прокопчук во время участия в работе 46-й Европейской региональной конференции Интерпола

24 часа в сутки 7 дней в неделю

Основное оружие Интерпола - информационные ресурсы. Используемая телекоммуникационная система I-24/7 позволяет сотрудникам правоохранительных органов стран - членов организации обмениваться достаточно чувствительной оперативной информацией и получать интересующие их сведения от зарубежных коллег в кратчайшие сроки.

На сегодняшний день это наиболее удобный способ взаимодействия 194 государств. Россия одной из первых подключилась к данной системе после её ввода в эксплуатацию. Это позволило сократить время исполнения запроса о проверке объекта по учётам Интерпола с нескольких дней или даже недель до секунд. В этой связи востребованность системы в мире крайне высока. Интенсивность обращений составляет от 80 до 100 в секунду.

Под цветным углом

Международная организация уголовной полиции предоставляет правоохранительным органам набор уникальных инструментов и возможностей для координации совместных действий. Среди них издаваемые по запросам национальных центральных бюро уведомления, которым присваивают соответствующую категорию опасности (цветовой угол). На сегодняшний день их порядка десяти. Они были созданы с целью унификации международного полицейского сотрудничества. Наиболее значимые из них - с красным углом (о розыске лиц с целью их ареста и экстрадиции) и с зелёным углом (предупреждение о склонности лица к противоправному поведению).

Жёлтый угол извещает о без вести пропавших, чёрный издаётся в целях идентификации неопознанных трупов. Оранжевый - для предупреждения правоохранительных органов стран - членов Интерпола об угрозах общественной безопасности, например, готовящихся терактах, совершении преступлений общественно опасным способом, типах взрывных устройств. Фиолетовый предупреждает о новых способах и методах совершения преступлений.

Информация с цветными метками публикуется на сайте Интерпола. Именно поэтому не всегда разыскные подразделения идут по этому пути, предполагая, что человек может узнать из открытых источников о том, что его разыскивают, и постарается скрываться более тщательно.

Идём на рекорды

Российскими правоохранительными органами по каналам Интерпола разыскиваются, задерживаются, экстрадируются не только соотечественники, но и иностранные граждане. Динамика положительная, однако цифры несопоставимы: ежегодно в Россию удаётся вернуть 70-80 лиц, разыскиваемых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В международном розыске по инициативе российских правоохранительных органов в настоящее время находится порядка шести тысяч наших граждан.

В минувшем году поставлен рекорд - 94 обвиняемых выданы в страну при участии НЦБ Интерпола МВД России. В их числе есть убийцы, мошенники и другие опасные преступники.

Среди наиболее значимых - экстрадиция из Польши в ноябре 2019 года обвиняемого в мошенничестве Андрея Чернякова. Будучи президентом строительной компании, он причинил материальный ущерб администрации городского округа Звенигород Московской области на сумму около 40 млн рублей. Мужчина не выполнил работы по инвестиционному контракту на строительство Академии дзюдо России. В 2012‑м фигурант совершил хищение денежных средств коммерческого банка, полученных в порядке кредитования для выполнения государственного строительного контракта (возведение Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве) на сумму более 400 млн рублей. Общий материальный ущерб, причинённый гражданином различным организациям, - около 20 млрд рублей.

Впервые в истории национального бюро состоялась выдача из Японии обвиняемого в организации преступного сообщества Александра Золенко. Он находился в международном розыске в течение восьми лет. А также экстрадиция из Мадагаскара гражданина России Медхата Хисметова, уличённого в мошенничестве.

Найти и обезвредить в любой точке планеты-4.jpg

Ежегодная конференция глав национальных центральных бюро Интерпола в Лионе, 2019 год

В условиях пандемии

Дипломаты в погонах

Основные требования, предъявляемые к сотруднику НЦБ Интерпола МВД России, - наличие практического опыта в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел, ответственность, способность беспристрастно и объективно анализировать информацию, принимать верные решения. Он должен быть знатоком международного права, обладать качествами дипломата, тонкого психолога. Одно из главных условий приёма на такую работу - знание как минимум одного из рабочих языков Интерпола. Многие сотрудники национального бюро владеют двумя или даже тремя.

В декабре 1999 года в Московской академии МВД России образован международно-правовой факультет, который во многом решил задачу комплектования подразделений высококвалифицированными кадрами.

Изменился и подход к повышению квалификации сотрудников территориальных подразделений НЦБ Интерпола МВД России. На сегодняшний день они действуют в 80 субъектах страны и являются связующим звеном между НЦБ и региональными правоохранительными органами, решая задачи по обеспечению эффективного международного обмена информацией о преступлениях. Теперь их сотрудники имеют возможность набираться знаний и опыта по своему профилю непосредственно в Национальном центральном бюро, выполняя функции его специалистов.

На сегодняшний день Интерпол объединяет 194 государства. Наша страна стала её членом 27 сентября 1990 года. Штаб-квартира, Генсекретариат международной организации уголовной полиции находятся во французском городе Лионе. А высший орган - Генеральная ассамблея - собирается ежегодно на свои сессии в разных странах.

Россия завоевала авторитет и заняла достойное место в международном полицейском сообществе. Одним из подтверждений этого служит факт избрания начальника НЦБ Интерпола МВД России генерал-майора полиции Александра Прокопчука на пост сначала делегата Исполнительного комитета в 2014 году, а затем и вице-президента Интерпола от Европы в 2016-м.

Статья 3 Устава Интерпола запрещает организации осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. И все страны - члены Интерпола придерживаются этого требования.

Интерполом во взаимодействии с ООН публикуются специальные уведомления в отношении членов Аль-Каиды и Талибана, находящихся под санкциями Совета Безопасности Организации Объединённых Наций.

Читайте также: