Сообщение о прялке 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Материал: дерево, металл

Способ изготовления: ручная работа

Размеры: высота – 75,0 см; размер лопаски – 30,0 х 18,5 см

Сохранность: сколы на резной ножке, трещины, потёртости лопаски

Место, время находки: д.Родина Уватского района, заброшенный дом; 90 – е годы ХХ века

Прялки - уникальное явление народной художественной культуры. В них наиболее полно раскрывается художественное чутье русского крестьянина, умевшего превращать бытовой предмет в произведение искусства. Прялка была одним из излюбленных подарков мужчины женщине, особенно жениха невесте. За подаренную отцом или братом маленькую прялочку девочка садилась с пяти - семи лет, и потом не расставалась с ней всю жизнь. Обильный и разнообразный декор прялок - своего рода хранилище народной памяти.

Нить и песня сливались.

Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы, липы.

Ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной (донце), где сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

По конструкции можно выделить два вида прялок: цельные (делались из корня и ствола дерева) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Прялка, как и другая сельская утварь, примечательна и как память о старинных обычаях, обрядах. Это отразилось во множестве пословиц, поговорок, примет:

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Прялка не Бог, а рубаху дает.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Какова нить, такова и жизнь.

У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в

колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе,

как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. Парень, написавший на

прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил

Крестьяне свято верили, что все орудия труда надо беречь от злых сил.

Именно поэтому на веретене, гребнях и прялках мастера делали специальный

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок изобразительного искусства во 2 классе МКОУ «Средняя школ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

РУССКИЕ ПРЯЛКИ Урок изобразительного искусства во 2 классе МКОУ «Средняя школ.

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, кра.

В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит, Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса?


Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были к.

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

Прялка – орудие для ручного прядения. Она состояла из вертикального стояка –н.

сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок.

сплошные, из корневища или ствола древа составные, у которых столбик стоячок вставлялся в донце. Прялки были

«В избушке распевая, дева Прядет, и зимних друг ночей, Трещит лучинка перед н.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были.

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидели женщины за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не боле.

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трёхсот метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи!

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скр.

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью.

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была по.

Искусство изготовления прялок переходило по наследству. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке.

Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялк.

Сверкающая золотом прялка – свадебный подарок жениха невесте. Свадебную прялку для невесты расписывали по - особому. Были прялки, где роспись выклеивали золотом, что означало силу жениховских чувств да ещё писали дарственную надпись. Такую прялку женщина особенно берегла.

На некоторых прялках есть именные и дарственные надписи. К примеру надпись.

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал.

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью.

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало и.

Рисунки живописцы не придумывали, а изображали то, чем жили, что волновало их. Одни сплошь покрыты цветами и листьями, на других – бытовые сценки, а иногда на одной несколько сцен.

С прялками ходили на посиделки, или супрядки - деревенские вечеринки. Там де.

С прялками ходили на посиделки, или супрядки - деревенские вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. А там у кого прялка красивее, тому и чести больше.

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа черед.

Вскоре в избу приходили парни. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась с песнями, играми и плясками.

Непряха", "неткаха" - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.

Непряха", "неткаха" - это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. "Непряхе" здесь не на что было надеяться, будь она хоть первой красавицей. Начать веселье, не завершив "урока", считалось немыслимым делом.

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа з.

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет св.

Кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Типы прялок сложились в далёкие времена. На Руси два основных типа прялок: Гребни с донцами Прялки с лопастями

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои при.

На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Вологодская губерния., XIХ в. Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангель.

А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русск.

А теперь, давайте распишем каждый свою прялку с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.


Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити.

Разгадайте кроссворд По горизонтали: 1. Стержень для навивания средней нити. 2. Приспособление, к которому привязывался кудель для прядения. 3. Вертикальный стояк с №2. По вертикали: 4. Орудие для ручного прядения. 5. Боковые выступы в нижней части №5 - символы восходящего и заходящего солнца. 6. Горизонтальное сидение для пряхи. 7. Резные выступы в верхней части №5, обозначающие путь солнца по небосводу. 7 4 5 6 1 3 2

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Г О Р П С Д О В Е Р Е Т Е Н О Д Я Р Н О Ж К А Л Ь Ц И Л О П А С К А Г Е А И

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА УРОК! молодцы!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 593 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.03.2018 1569
  • PPTX 6.6 мбайт
  • 23 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Назырова Мария Ильясовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа. Познакомить детей с предметами крестьянского быта : прялкой, веретеном, и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

Задачи: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым, развивать двигательную активность.

Задачи: Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры. Развивать интерес к старинным играм, забавам.

Развивать познавательную деятельность детей.

Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т. д.

Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р. н. м. входят дети с воспитателем, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Воспитатель: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.

1. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник).

2. Кто в избе рогат? (ухват).

3. Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).

4. Стоит толстячок, подбочиневши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5. Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

6. Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

7. Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может, кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.


Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают).

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Позолоченная прялица,

Мы прядём, а нитка тянется,

Мы прядём, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится…

Воспитатель: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила?

Воспитатель: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.

Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.

Как у наших ворот

На весёлый хоровод!

Заведём нашу, казачью!

Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану,

От ребяток не отстану.


Воспитатель: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.

Мы всё запоминаем и в копилку собираем.

(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).

Обыгрывание русских народных потешек:

Как на нашем на лугу,

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери-

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

В огороде заинька,

В огороде серенький

Он капусту грызёт,

Он морковку берёт.

Скок, скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.

Дети: А в русские народные игры играть будем?

Воспитатель: В какие?

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Хозяйка: Ну вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Ребята, оно вам понравилось?

Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!

А у меня есть вкусное угощение.

Очень даже вкусные.

(Хозяйка выносит на подносе пироги).

Берите, не стесняйтесь,

Хозяйка: Я вас приглашаю отведать угощенье.

Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.

Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.

За учение уму – разуму.

А нам пора с вашего двора.

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Перспективный план по сенсорному развитию и действиям с предметами детей с 1 года 6 месяцев до 2-х лет СЕНТЯБРЬ 1. Катание с лотка цветных шариков. Цель: Научить детей сосредоточенно играть одной игрушкой 3-5 минут, выполнять действия, показанные.

Знакомство с предметами ближнего окружения. Экскурсия в теплицу детей средней группы

Знакомство с предметами ближнего окружения. Экскурсия в теплицу детей средней группы Задачи : Подвести детей к понятию,что такое теплица. Учить различать предметы в теплице,познакомить с трудовой деятельностью в теплице. Расширять.

старинные русские прялки фото

современные русские прялки под старину, фото

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Как выполнялся весь процесс прядения? Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.

Красивая девушка с прялкой фото

Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. И только в 1735 году Джон Уайт, по профессии механик, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.

Старинные прялки и детали прялок фото

Старинные прялки фото

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.

Оригинальные антикварные прялки, фото

Оригинальные антикварные прялки, фото

Современная прялка

Фрагмент стариной прялки


Современные и старинные русские прялки – история прялки.
На видео можете посмотреть мастер-класс,
как использовать прялку по ее прямому назначению…

Читайте также: