Сообщение о прототипах базарова в романе отцы и дети

Обновлено: 28.06.2024

Соответственно, цель моей работы – выяснить, может ли Сократ Евгеньевич Васильев быть прототипом Василия Базарова, а гипотеза такая: Сократ Евгеньевич Васильев может быть прототипом Василия Базарова. Формулировка цели не должна повторять формулировку гипотезы

Чтобы провести исследование, мне предстоит решить следующие задачи:

1. С помощью писем, в которых упоминаются прототипы Василия Базарова, обозначенные в научных статьях, подтвердить или опровергнуть предположения исследователей.

3. Провести сравнительный анализ отличительных черт С.Е. Васильева и Василия Базарова.

4. С помощью писем И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского и их общих знакомых, автобиографических текстов критика определить, могли ли знать друг друга критик и писатель и, соответственно, мог ли последний узнать о С.Е. Васильеве.

5. На основе полученных результатов сделать вывод, может ли С.Е. Васильев быть прототипом Василия Базарова и каким именно прототипом, исходя из классификации, представленной в теоретической главе.

Исследование я буду проводить с помощью метода сравнительного анализа отличительных черт С.Е. Васильева и Василия Базарова.

Глава 1. Теоретическая часть

Прототип и его виды

Есть несколько видов прототипов. Например, Мысловская и Струк пишут[9], что герои могут быть основаны на реально существовавшем лице, в том числе историческом деятеле, на литературном или на культурно-религиозном образе. Также у персонажа может быть один или несколько прообразов.

Есть классификация прототипов, которую разработали Ковалева Т.В. и Сабело Е.В.[10]:

Исследовательницы выделяют прямой прототип – реальную личность, почти полностью идентичную герою внешне, внутренне и биографически. Автор подвергает изменению лишь имя человека.

Прототип может быть аградационным, то есть художественно трансформированным образом реального человека за счет усложнения деталями, обогащения чувствами и идеями, изменения фактов биографии.

Герой может быть основан на прототипической контаминации – нескольких реальных людях, чьи черты присутствуют в его характере, внешности, биографии.

В тексте Ковалевой и Сабело нет ссылок на другие классификации, поэтому можно предположить, что их классификация прототипов единственная в отечественной филологии. Исследовательницы различают прототипы по степени сходства с героем (полное/частичное соответствие черт) и по количеству (герой основан на одном или на нескольких людях). В классификации нет критерия реальности/вымышленности прототипа, то есть является ли он реальным лицом или культурным образом.

Тем не менее, первых двух критериев достаточно для использования приведенной терминологии в исследовании. То, насколько черты прототипа и героя схожи, позволяет доказать или опровергнуть мою гипотезу. Критерий количества прототипов позволяет сравнить между собой разные исследования о прообразах Василия Базарова.

Исследования прототипов Василия Базарова

Первая статья в основном посвящена общественному отношению к врачам и духовенству в XIX веке, культурным особенностям людей этих профессий, тому, как это отражается на Евгении и его отце. Также в работе предполагается, что семинарист П.Н. Кудрявцев – прототип Василия Базарова[12]. Прообраз и герой имеют следующие сходства.

По происхождению оба из далее в работе речевые и грамм.ошибки указываться уже не будут, т.к. примеры показаны. духовенства: Кудрявцев – сын священника, а Василий Базаров – дьячка. Однако, как указывает Белоусов, различие в должности их отцов имеет значение. Священники зарабатывали больше дьячков, поэтому дети последних воспитанием, манерами, привычками, взглядами на жизнь были близки к крестьянству. Василию Базарову получилось в какой-то степени избавиться от негативных черт простого народа: он гуманный, так как перевел крестьян с барщины на оброк, знает на определенном уровне?? философию, мифологию, немецкую медицину. Кудрявцеву как сыну священника было легче, чем Василию Базарову получить статус образованного человека. Это различие нивелирует сходство, указанное вначале.

Белинский знал Кудрявцева[13] и был близким другом Тургенева[14], поэтому мог рассказать писателю о семинаристе.

У Виссариона Григорьевича и Василия Базарова есть сходства во взглядах на жизнь. Они оба положительно относятся к прогрессу, считают, что долг превыше всего, серьезно относятся к важному. И критик, и персонаж к концу жизни не пытаются спорить, получают удовольствие от общения с иногда негативным человеком, имеют свое место в этом мире в отличие от их преемников.

Есть и другие сходства: Тургенев в одном из сочинений определяет Белинского через медицинский термин, а Василий Базаров – отставной штаб-лекарь, то есть бывший сотрудник медицины.

Доказательства в двух статьях разные по количеству и по параметрам. Если гипотеза исследования подтвердится, и С.Е. Васильев окажется прототипом указанного персонажа, то обзор этих двух работ позволит оценить, какая из трех версий о прототипе Василия Базарова (Белоусова, Никитиной или моя) наиболее вероятная.

Источники о С.Е. Васильеве

Исследование В.С. Чернышевской посвящено родословной жены Н.Г. Чернышевского – Ольги Сократовны Васильевой. Автор рассказывает об источниках, в которых содержатся сведения о семье Васильевых и близких к ним Казачковых, и обобщает их содержание.

Глава 2. Эмпирическая часть

Отцы и дети

-10% Отцы и дети Иван Тургенев Твердый переплет 269 ₽ 299 ₽ В корзину В корзину

Прототипы


Последним прототипом Базарова можно считать неизвестного по имени доктора Дмитриева: молодого земского врача, с которым Тургенев коротко познакомился в поезде. Очень скоро врач умер от сибирской язвы. Весть о его кончине дошла до Тургенева, что, вероятно, предопределило и кончину Базарова. Однако судьба Дмитриева повлияла только на обстоятельства гибели героя. Судя по письмам и дневникам писателя, его персонаж изначально был обречен:

Имя и происхождение

Доктор-революционер


Презирая себя за это чувство, он с головой уходит в работу, предпочитая изучение человеческого тела анализу человеческой психики. Филолог Лидия Лотман считала, что медицина была лишь ширмой революционера-Базарова:

Лотман обращает внимание читателей на спор Базарова с Кирсановым, где лекарь намекает на то, что готов пойти на жертву ради народа. В другом диалоге — разговоре Аркадия с отцом Базарова — герои обсуждают то, какие надежды возлагают на Евгения люди, близко его знающие:


Отношение Тургенева к Базарову

Несмотря на то, что писатель принадлежал к умеренному либеральному кругу, противостоявшему демократам-революционерам, он, как кажется, с симпатией относился к своему герою.

Прототипами героя Базарова, пера автора Тургенева, являлись сразу несколько человек. Сам Тургенев говорил, что прототипом героя служит некий "доктор Д.", однако современники склонны были считать, что это врач Якушкин В.И., современник автора. Прямо указывать на него автор не мог, так как Якушкин жил в то же время.

Также в портрете Базарова угадывается собирательный образ разночинца-демократа того времени, есть отличительные черты, присущие встреченному автором молодому врачу из провинции Дмитриеву, отражены черты Белинского, Бакунина, Добролюбова.

журнал Звезда - новый номер

В каждом номере журнала появляются новые, не известные читателям имена.

В каждом номере публикуются новые переводы лучших иностранных авторов.

Постоянный ежемесячный объем журнала – 272 страницы.

Информация о планируемых редакцией мероприятиях размещается на нашей новостной ленте.




Всем читателям!




В Москве свежие номера "Звезды" можно приобрести в книжном магазине "Фаланстер" по адресу Малый Гнездниковский переулок, 12/27

Жизнь и творчество Льва Друскина (1921-1990), одного из наиболее значительных поэтов второй половины ХХ века, неразрывно связанные с его родным городом, стали органически необходимым звеном между поэтами Серебряного века и новым поколением питерских поэтов шестидесятых годов. Унаследовав от Маршака (своего первого учителя) и дружившей с ним Анны Андреевны Ахматовой привязанность к традиционной силлабо-тонической русской поэзии, он, по существу, является предтечей ленинградской школы поэтов, с которой связаны имена Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Виктора Сосноры.
Цена: 250 руб.

Мириам Гамбурд - известный израильский скульптор и рисовальщик, эссеист, доцент Академии искусств Бецалель в Иерусалиме, автор первого в истории книгопечатания альбома иллюстраций к эротическим отрывкам из Талмуда "Грех прекрасен содержанием. Любовь и "мерзость" в Талмуде Мидрашах и других священных еврейских книгах".
"Гаргулья" - собрание прозы художника, чей глаз точен, образы ярки, композиция крепка, суждения неожиданны и парадоксальны. Книга обладает всеми качествами, привлекающими непраздного читателя.
Цена: 400 руб.



Читайте также: