Сообщение о профессии ржд
Обновлено: 17.05.2024
Мы редко обращаем внимание на работников железной дороги. И это хорошо: значит, они добросовестно трудятся. Называя их всех железнодорожниками, мы вряд ли догадываемся, какое разнообразие профессий скрыто за этим наименованием.
Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.
История
Первые перевозки на железной дороге на постоянной основе были организованы в начале XIX века в Великобритании и США. Сначала в качестве тягловой силы использовались кони, а позже паровая тяга. В России первая дорога для паровозов была построена в 1837 году, а в 1851 году даже появились железнодорожные войска.
В XX веке, несмотря на развитие автотранспорта, большинство перевозок грузов по суше осуществлялось с помощью железной дороги, чему способствовало использование электротяги. В России так перевозится 80% грузов и 30% пассажиров. В стране построена огромная разветвленная сеть путей, станций и обслуживающих составы предприятий. По общей протяженности путей наша страна занимает второе место в мире после США. Люди, которые обслуживают всю эту систему, носят название железнодорожников.
Описание и характеристика
Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:
- рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
- служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).
По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Железнодорожные специальности широко представлены в высших и средних специальных учебных заведениях, которые входят в сферу управления ОАО "Российские железные дороги". Это целый организм, который включает в себя ряд университетов, расположенных в разных регионах. Вузы, в свою очередь, сотрудничают со специализированными техникумами и колледжами. Такой подход позволяет обеспечивать кадрами все региональные отделения РЖД.
Специализация выбирается непосредственно абитуриентом. Список направлений обучения в вузах широк, пользуются популярностью такие специальности:
- "подвижной состав железных дорог" по направлениям локомотивы, вагоны или электротранспорт,
- "эксплуатация железных дорог",
- "системы обеспечения движения поездов" по разным специализациям (автоматика и телемеханика, электроснабжение, телекоммуникационные системы и др.),
- "строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей",
- "технология транспортных процессов".
В железнодорожных техникумах и колледжах основными специальностями являются:
- "строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство",
- "электроснабжение",
- "организация перевозок и управление на транспорте",
- "техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог",
- "автоматика и телемеханика на транспорте".
Для получения некоторых рабочих специальностей бывает достаточно пройти краткосрочные курсы. Так, 1-3 месячные курсы позволяют работать проводником в пассажирском поезде.
В системе высших учебных заведений подготовки кадров для ЖД транспорта функционирует 9 университетов:
Все университеты имеют многочисленные филиалы в крупных городах и населенных пунктах, где расположены узловые станции. Так, например, Самарский ГУПС имеет филиалы в Ижевске, Оренбурге, Орске, Рузаевке, Уфе, Казани, Пензе, Ртищеве и Алатыре.
Профессиональные обязанности
Круг обязанностей железнодорожных работников очень широк. Для примера остановимся только на тех сотрудниках, с которыми мы чаще всего встречаемся при перемещении в поездах.
- Дежурный по станции следит за движением всех проходящих через станцию пассажирских и грузовых поездов, а также маневровых тепловозов, ремонтных составов и дрезин. Он открывает и закрывает станционные светофоры. Это очень ответственная работа, требующая внимания и дисциплины. Малейший недосмотр может обернуться крушением поезда.
- Путейцы (путевые обходчики) – это рабочие, которые ежедневно контролируют состояние железнодорожного полотна и при выявлении дефектов информируют ремонтников. Для этой работы требуется сила и выносливость, поскольку осмотр проводится в любую погоду.
- Машинист и помощник машиниста составляют локомотивную бригаду. Они обеспечивают движение поезда согласно графику, следят за состоянием всех систем локомотива, поддерживают связь с диспетчерами по маршруту следования.
- Вагонники – это рабочие, проверяющие состояние вагонов, тормозов, колесных пар. Кроме того, они формируют составы из разных вагонов. Это одна из самых травмоопасных профессий на ЖД, поскольку рабочему регулярно приходится перемещаться на подножке движущегося вагона.
- Проводник сопровождает пассажиров на всем пути следования, обеспечивает им сервис и поддерживает порядок в вагоне.
Есть еще целый ряд профессий, без которых вагоны не будут катиться. Это электромеханики, инженеры, логисты, слесари, компьютерщики, кассиры, электромонтеры, диспетчеры и т.д. Их обязанности четко расписаны в должностных инструкциях.
Кому подходит
Работать на железной дороге могут люди, достигшие совершеннолетия и имеющие крепкое здоровье. Некоторые профессии (например, машинист) являются чисто мужскими, поскольку для женщин этот труд слишком тяжел. Вместе с тем дежурные по станции в основном женщины, так как они обладают необходимыми для такой работы качествами: усидчивостью, вниманием, пунктуальностью.
Учитывая необходимость обеспечения бесперебойной работы огромной и разветвленной сети железных дорог, чаще всего от работников всех уровней требуется:
- физическое здоровье,
- психологическая устойчивость,
- ответственность, надежность и трудолюбие,
- готовность работать посменно,
- коммуникабельность,
- умение быстро и адекватно реагировать на нестандартные ситуации,
- бдительность и щепетильность в работе,
- хорошая координация движений.
И конечно, работник должен иметь необходимое образование и в совершенстве владеть своей профессией.
Заработная плата
Уровень заработной платы железнодорожника зависит от структуры выполняемых обязанностей, уровня ответственности, квалификации. Конечно, простой путеец после школы получает меньше, чем руководящий работник или инженер с высшим образованием. Однако система распределения заработка на ЖД в целом понятна и справедлива.
Проводник зарабатывает 20-25 тысяч рублей, квалифицированный рабочий – 30-40 тысяч рублей, а опытный машинист может получить свыше 80 тысяч рублей. Также существует ряд надбавок и премий. Все сотрудники РЖД имеют достойный социальный пакет (путевки в санатории, оплачиваемый отпуск, бесплатный проезд в электричках). Работники некоторых профессий могут раньше выйти на пенсию.
Как построить карьеру
Вариантов продвижения по карьерной лестнице в системе РЖД множество. Для этого сотруднику необходимо повышать свою квалификацию, качественно выполнять должностные обязанности и демонстрировать лидерские качества. Многие в руководстве компании начинали свой трудовой путь в кабине машиниста или в депо.
Перспективы
На сегодня в перевозках грузов наземным путем конкурентов у железной дороги нет. Это самая стабильная и развитая система, способная функционировать в любых условиях. Для обеспечения ее работоспособности и обслуживания пассажиров постоянно необходимы квалифицированные кадры.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия железнодорожник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Знать все о железнодорожных профессиях полезно и для общего развития, но еще важнее это тем, кто желает заняться такой деятельностью. Пора ознакомиться с обзором железнодорожников на РЖД, со спецификой поездов на ЖД и с описанием других профессий, связанных с железной дорогой. Эти профессии делятся на вокзальные, станционные и путевые, и в каждом случае есть свои особенности.
Обзор вокзальных специальностей
Железнодорожные специалисты трудятся в большом количестве на пассажирских вокзалах. Важнейшую роль среди них играет диспетчер вокзала. Его никто из пассажиров не видит — но именно благодаря труду диспетчеров по ритму движения поездов можно сверять часы. Расписание мало составить — нужно еще и постоянно следить за тем, как оно составляется, причем с посекундной точностью. Да, диспетчеры контролируют, в какой момент можно будет увидеть прибывающий поезд с перрона, когда он должен будет полностью замереть на рельсах, и в какой момент — быть готовым к началу движения.
Железнодорожники на вокзале могут иметь и ряд других специализаций. Так, есть еще главный энергодиспетчер дорожный, который следит за снабжением всех магистральных участков на вокзале, за электроснабжением других подсобных объектов. Также стоит учесть, что справочная служба вокзала имеет и своих руководителей, которые координируют информационную работу. Дополнительно стоит упомянуть:
- руководителя отделения обработки багажа;
- главный начальник вокзала;
- руководитель группы учета и отчетности по продаже билетов;
- кассиров;
- охранников.
Особняком стоит экспедитор доставки багажа. Нельзя его путать с носильщиком — этот специалист координирует перемещение тех вещей, которые кладут в багажные вагоны. Доставка таких предметов часто практикуется без пассажиров. И потому и нужен специальный сотрудник, чтобы перевезти все имущество в целости и сохранности на большое расстояние.
Следить за багажом приходится постоянно, потому что количество желающих завладеть им велико, да и случайностей бывает немало.
Станционные профессии
Но деятельность РЖД не ограничивается работой пассажирских вокзалов. Как на них, так и на грузовых станциях обязательно присутствует составитель поездов. Этот специалист формирует и расформирует составы. Его важнейшая функция — не только поддержание ритмичного движения, но и обеспечение безопасности. Ведь создав слишком длинный пассажирский поезд или состыковав вагоны с неподходящими грузами, можно создать серьезные риски.
Составители поездов не только руководят маневровыми работами, но иногда и непосредственно выполняют. Среди них есть четкая градация по разрядам. Так, имея 3 или 4 разряд, нельзя работать на магистральных железнодорожных путях; допуск дают только составителям 5, а иногда и 6 разряда. Главные обязанности:
- подача распоряжений на перемещение маневровых локомотивов;
- сцепка-расцепка подвижного состава;
- крепление останавливаемого транспорта;
- работы с тормозными рукавами;
- переключение стрелок, которые не управляются централизованно;
- координация маневровой работы с участниками маневровых бригад.
Составители поездов подчиняются:
- дежурным по станции;
- диспетчерам маневрам;
- дежурным по парку или по горке.
Дежурный по станции — единственный сотрудник железной дороги, имеющий право корректировать графики движения поездов, порядок маневровой работы. Даже начальники дорог почти всегда утверждают эти решения; впрочем, они и не касаются их. Именно от дежурного зависит, когда отправится поезд, сколько он будет стоять, и будет ли принят на конкретной станции. И именно этому сотруднику подчинены еще и всевозможные ремонтные, строительные, восстановительные поезда, системы связи и обмена данными; машинист и начальник поезда на время движения по определенному участку также у него в подчинении.
Маневровый диспетчер — еще одно очень важное лицо в сфере перевозок. Как раз он распределяет, какая маневровая бригада отправится на тот или иной отрезок путей. Составители поездов подчинены маневровому диспетчеру или находятся с ним в постоянном тесном контакте.
Но отсюда же происходит и большая ответственность. Как раз диспетчеру маневра будут предъявлять в первую очередь претензии, если вагоны не уберут вовремя с определенного участка или поставят туда, где их быть не должно, или не подадут вовремя для формирования поезда.
Описание путевых специальностей
На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:
- главные линии высокого напряжения;
- механизированные стрелки;
- системы автостопа;
- семафоры.
Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.
Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.
Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.
Инженер по эксплуатации:
- лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
- при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
- маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
- составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
- готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.
Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.
На такой должности ждут коммуникабельных, дисциплинированных и строго принципиальных людей, умеющих тактично выходить из сложной ситуации.
Описание
Профессии железнодорожников так или иначе связаны с обслуживанием железнодорожного транспорта, который используют для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям, а также станций и вокзалов.
Нужно сказать, что данная сфера деятельности включает в себя немало разных специальностей. Среди них обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции и т. д.
Важно знать, что для получения должности на железной дороге требуется наличие отменного здоровья и хорошей физической формы. Вот почему при приеме на работу требуется предоставить справку, подтверждающую полное медицинское обследование. В дальнейшем подобные процедуры должны стать регулярными.
Особенности
Рабочие профессии железнодорожников требуют особой выносливости, так как предполагают довольно тяжелые условия труда. Нередко приходится выполнять обязанности на протяжении суток, независимо от времени дня и погодных условий. Даже в дождь или снег работы могут продолжаться. Не менее сложной можно назвать работу под палящим летним солнцем.
Работа железнодорожника требует наличия ответственности. Ведь от действия сотрудников зависит безопасность пассажиров во время передвижения.
Внимательность - важное качество в профессии железнодорожник, которое позволяет не нарушать графики движения, не допускать неисправностей железнодорожного транспорта или путей, по которым происходит его перемещение.
Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами. Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать.
Основные обязанности
Конкретный перечень зависит от выбора специальности. Однако есть некоторые общие обязанности, которые объединяют профессии железнодорожников. Надо также сказать, что уровень оплаты будет отличаться. Зависит он не только от квалификации, но и спектра выполняемых обязанностей.
Профессии железнодорожников предполагают выполнение невероятного широкого спектра работ, начиная физически тяжелым трудом, который требует соответствующей подготовки, и заканчивая выполнением умственной работы, требующей наличия высокой квалификации и соответствующих знаний.
Необходимое образование
Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.
Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.
Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.
Математика и физика в профессии железнодорожника
Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.
Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.
Где работают?
РЖД предпочитает принимать в ряды собственных сотрудников бывших выпускников специализированных учебных заведений. Например, железнодорожных колледжей и университетов. Однако найдутся вакансии и для тех, кто оканчивает краткосрочные курсы. Если же вы готовы выполнять физически тяжелый труд, достаточно лишь обладать крепким здоровьем. Если вы планируете занять вакансию, связанную с общепитом, будьте готовы предоставить будущему работодателю санитарную книжку.
Перечень
Важно понимать, что железная дорога представляет собой колоссальную систему. Для обеспечения ее бесперебойного функционирования нужна целая команда специалистов, каждый из которых будет выполнять определенные обязанности.
Давайте перечислим основные профессии железнодорожников. Для детей они также могут представлять интерес. Ведь каждый из них рано или поздно будет выбирать будущую специальность.
- Дежурный по станции.
- Диспетчер.
- Обслуживающий персонал.
- Путевые обходчики.
- Осмотрщики-ремонтники.
- Электромонтер.
- Машинист.
- Начальник поезда.
- Проводник.
- Сигналист.
Дежурный по станции
Обязанность данного специалиста состоит в составлении поминутного расписания, а также в контроле за движением пассажирских и грузовых составов. Довольно ответственная профессия, представитель которой фактически выполняет руководство всей станцией, принимая и отправляя поезда. Именно ему подчиняются остальные сотрудники, которые находятся на территории станции. Зарплата на данной позиции составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.
Диспетчер
Данный специалист координирует движение поездов, поддерживает связь с машинистами. Нужно обладать повышенной внимательностью, а также быть готовым к двенадцатичасовым сменам. Зарплата на данной позиции сильно зависит от региона и, как правило, варьируется от пятнадцати до двадцати пяти тысяч рублей.
Обслуживающий персонал
Данная категория работников включает в себя внушительное количество сотрудников, объединенных общей целью – обеспечить комфортное нахождение в здании вокзала. Это продавцы, повара, вахтеры, упаковщики и т. д. Как правило, требования к представителям данных вакансий невысоки, как и заработная плата за выполнение обязанностей.
Путевые обходчики
Осмотрщики-ремонтники
Представители данной вакансии контролируют состояние пассажирских или грузовых поездов, а также отдельных вагонов. Кроме этого, они выявляют неисправности, раздают задания ремонтным бригадам или самостоятельно ликвидируют незначительные неисправности. В среднем доход на данной позиции составляет от пятнадцати до тридцати пяти тысяч рублей.
Электромонтер
Данный сотрудник следит за исправностью светофоров и прочего оборудования. Предполагает некоторую опасность, так как работать предстоит с электричеством. Как правило, требуется наличие среднего специального образования. В среднем доход составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.
Машинист
Отвечает за движение железнодорожного транспорта. Машинист управляет поездок, а также следит за соответствием плану передвижения. Чтобы занимать данную вакансию, нужно пройти соответствующее обучение. Средний уровень зарплат составляет от восемнадцати до сорока пяти тысяч рублей.
Начальник поезда
Следит за техническим состоянием и работой поезда. Если начальник работает на пассажирском поезде, помимо прочего, он должен руководить проводниками, а также контролировать безопасность и комфорт пассажиров. Уровень зарплаты, как правило, начинается от двадцати тысяч рублей.
Проводник
Зоной ответственности данного сотрудника становится пассажирский вагон. Проводник контролирует посадку и высадку пассажиров, отслеживает наличие необходимых бытовых принадлежностей, а также их предоставление пассажирам. Нередко представителями данной профессии становятся женщины. Уровень зарплаты колеблется от двадцати до сорока тысяч рублей.
Сразу отметим, что от профессионализма и уровня квалификации железнодорожников зависит не только состояние железнодорожного полотна и подвижного состава, но и безопасность пассажиров. Поэтому выбирать эту профессию необходимо только тем, кто готов качественно выполнять свою работу, несмотря на все ее особенности и недостатки. А вот о том, какие "подводные камни" могут встретиться на профессиональном пути железнодорожника, мы расскажем в рамках этой статьи.
Кто такой железнодорожник?
Железнодорожник – обобщенное название разных специалистов и представителей рабочих профессий, так или иначе имеющих отношение к железнодорожному транспорту, и обеспечивающих эффективную работу железнодорожной инфраструктуры.
Название профессии произошло от устойчивого сочетания слов "железная дорога" (то есть, дорога, вымощенная железом), которым принято называть комплексное транспортное предприятие, которое имеет все технические средства, позволяющие обеспечивать перевозки пассажиров и грузов. Первые железнодорожники появились одновременно с изобретением паровоза и появлением первых железных дорог общественного пользования. Становление профессии в России стало возможным в 1837 году, когда между Петербургом и Царским Селом была построена первая в стране железная дорога, протяженностью 27 километров. Кстати, по протяженности железнодорожного полотна Россия сегодня занимает второе место в мире (первое место принадлежит США).
Принято считать, что к профессии железнодорожника имеют отношение только проводник и машинист локомотива. На самом же деле узких специализаций у этой профессии намного больше: это и начальник состава, и дежурный по станции, и путевой обходчик, и поездной диспетчер, и электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки), и строители, прокладывающие железнодорожные пути, и сотрудник ведомства РЖД.
Не сложно догадаться, что обязанности железнодорожника целиком и полностью зависят от направления деятельности. Например, машинист локомотива и проводник обеспечивают безопасность и комфортность перевозок, поддерживают чистоту подвижного состава, придерживаются графика и пути следования. Путевой обходчик отвечает за состояние железнодорожного полотна, а поездной диспетчер руководит движением поездов в пределах своего участка. Но в любом случае, каждый железнодорожник обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы перевозки по железной дороге были безопасными, а поезда приходили строго по расписанию.
Какими личностными качествами должен обладать железнодорожник?
Так как от работы железнодорожника зависит безопасность большого количества людей или сохранность большого объема грузов, представители этой профессии, прежде всего, должны обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность и аккуратность. Кроме того, для большинства специальностей этой профессии характерны:
Очень важны в работе железнодорожника выносливость и хорошее здоровье. Также нельзя не сказать и о профессиональных знаниях и навыках, среди которых особого внимания заслуживают: физика, слесарное дело, система специальных сигналов, используемых на железной дороге, конструктивные особенности тепло- или электровозов, их узлов и вагонов, требования техники безопасности, навыки работы с компьютером и многое, многое другое.
Преимущества профессии железнодорожника
Принимая во внимание тот факт, что протяженность российских железнодорожных магистралей составляет порядка 85 тысяч километров, а РЖД является крупнейшим работодателем России (по состоянию на конец 2013 года занятыми в РЖД числилось более 880 тысяч человек), можно смело заявить, что основным преимуществом профессии железнодорожника является востребованность. Ведь железная дорога в России, как и раньше, продолжает активно развиваться, и для обслуживания увеличивающегося с каждым годом грузо- и пассажиропотока требуется все большее и большее количество квалифицированных специалистов.
Важность и значимость работы железнодорожников понимают не только в обществе, которое относится к "повелителям" железных дорог с должным пиететом, но и на правительственном уровне. Проявляется это понимание в виде вполне достойного уровня зарплат (среднемесячная зарплата железнодорожника в России составляет порядка 40-50 тысяч рублей, плюс надбавки за качественную и результативную работу), и различных льгот (в том числе, путевки в санатории и бесплатный проезд в электропоездах).
Отметим, что некоторые специальности профессии (например, проводник или работник железнодорожных касс), помимо официальной зарплаты, имеют большие возможности для дополнительных заработков (не совсем честных, но все-таки). Россиянам хорошо известно, что за определенное вознаграждение с проводником можно передать посылку, а материальная благодарность пассажира самым волшебным образом помогает кассиру найти билеты даже на те поезда, мест в которых уже вроде бы как и нет.
Недостатки профессии железнодорожника
Но не стоит думать, что высокую зарплату работникам железной дороги платят за "красивые глазки". Если рассмотреть все недостатки профессии железнодорожника, то можно понять, что зарплата не такая уж и высокая. Конечно же, перечислить все недостатки каждой из специальностей железнодорожника в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы перечислим только основные, характерные для большинства из них.
- Во-первых, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров: например, отсутствие даже одной соединительной детали в рельсах может стать причиной катастрофы и огромного количества жертв, а несоответствие вагона санитарным нормам – массового заболевания пассажиров.
- Во-вторых, сложные условия труда: работники железной дороги работаю при любых погодных и климатических условиях, днем и ночью, в праздники и выходные.
- В-третьих, поступить в железнодорожные учебные заведения, чтобы стать квалифицированным специалистом, очень сложно. Мало того, что абитуриентам приходится "преодолевать" большой конкурс, так еще и бороться за право поступления им предстоит с потомственными железнодорожниками (что, согласитесь, дает последним явные преимущества).
Где можно получить профессию железнодорожника?
МАСПК приглашает Вас пройти курсы повышения квалификации железнодорожника. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.
Получить профессию железнодорожника можно в любом учебном заведении России (независимо от уровня аккредитации), которое специализируется на подготовке квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Выбор же учебного заведения целиком и полностью зависит от того, какую специальность вы хотите освоить. Например, чтобы стать специалистом по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта или электроснабжению железных дорог, то необходимо выбирать один из ведущих железнодорожных ВУЗов России, ТОП-5 которых выглядит следующим образом:
Если же вас прельщает романтика работы проводника или машиниста локомотива, то местом вашего обучения может стать один из лучших железнодорожных техникумов или колледжей России, в число которых входят:
Профессия железнодорожник – это собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих, которые существуют на железной дороге, в метро и на предприятиях, где есть внутренняя железнодорожная сеть.
Железнодорожные профессии очень многочисленны. В их число включаются:
-рабочие (машинисты, путейцы, вагонщики, проводники);
-служащие (инженеры, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков).
По характеру работы профессии РЖД могут сильно отличаться. Некоторые предполагают тяжелый физический труд, в других нужна постоянная концентрация внимания и мгновенная реакция, существуют узкоспециализированные профессии, требующие глубоких технических знаний.
Дежурный по станции
Круглые сутки посменный дежурный по станции руководит передвижением поездов, обеспечивает безопасность и выполнение графика движения, проводит маневровую работу и операции по приготовлению маршрутов приема, отправления и пропуска поездов. Маневровыми передвижениями он руководить с пульта управления устройствами ЭЦ стрелок и сигналов. Дает необходимые распоряжения работникам исполнительных постов по приготовлению маршрутов и контролирует правильность выполнения отданных распоряжений по показаниям приборов управления или докладам исполнителей.
Дежурный по станции выполняет распоряжения поездного диспетчера по вопросам организации движении поездов, ведет переговоры с дежурными соседних станций и машинистами локомотивов. Оформляет и выдает предупреждения и разрешения; передает приказы на прием и отправление поездов; ведет поездную и другую документацию. Осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе; контролирует соблюдение ими трудовой и технологической дисциплины.
Эта профессия требует предельной внимательности, собранности, остроты мышления и понимания ответственности за жизнедеятельность не только станции, но и всей магистрали. Вместе с тем работа дежурного по станции очень интересна и привлекает деятельных, энергичных людей, способных быстро реагировать на любое, в том числе и нештатные, аварийный ситуации. Иначе управлять станционной жизнью просто невозможно.
Начальник железнодорожной станции
Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции. Это очень ответственная и разноплановая должность. На его плечи ложится организация работы железнодорожной станции и взаимодействие её с другими структурными подразделениями по выполнению пассажирской, грузовой и поездной работы. Обеспечение безопасности перевозок, сохранности грузов и подвижного состава. Также в круг его ежедневных забот входит оперативное планирование поездной и грузовой работы станции. Помимо этого, он должен следить за исправным состоянием станционных сооружений, устройств и оборудования, не отставать в деле своевременного технического перевооружения станции. А поэтому начальник станции обязан постоянно быть в курсе новейших достижений в технике, технологиях и передовом опыте на всей железной дороге. Начальник представляет и отстаивает интересы своей железнодорожной станции, распоряжается её имуществом в пределах предоставленных прав. Утверждает структуру и штаты станции; издает приказы и распоряжения; поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на провинившихся. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение производственного травматизма, выполнение трудового законодательства, правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.
Начальник станции хорошо знает все виды деятельности, правила, инструкции и законодательства Российской Федерации, определяющие работу железной дороги.
Дорожный мастер
Рабочим местом дорожного мастера является участок железнодорожного пути станции или перегона. Он руководит участком на всём его протяжении, обеспечивает выполнение работ по ремонту и текущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов с установленными скоростями. При обнаружении неисправности или нарушения состояния пути мастер своевременно подготавливает производство работ, обеспечивает расстановку рабочих и бригад, контролирует соблюдение технологических процессов, оперативно воздействуя на устранение причин опасности для движения поездов. Он отвечает за качество выполняемых работ, осуществляет мероприятия по предупреждению брака и травм.
Дорожный мастер должен обладать способностью анализировать причины возникновения нарушений технического состояния полотна и найти наиболее быстрый и результативный способ их устранения. Также он контролирует расходование фонда заработной платы по своему участку, обеспечивает правильность и своевременность оформления документов по учёту рабочего времени, выработке, заработной платы.
Электромеханник СЦБ
Исправное состояние, безаварийная и надёжная работа электрических устройств и оборудования на железной дороге зависят от мастерства электромеханика. Поскольку практически вся инфраструктура дороги основана на электричестве, то можно себе представить всю меру ответственности и дань уважения к этой профессии. Чтобы добиться бесперебойной работы всех задействованных электроагрегатов, нужно постоянно следить за их правильной эксплуатацией, проводить своевременный качественный ремонт и модернизацию в целях повышения их надёжности.
Электромеханик руководит работой электромонтёров, контролирует качество выполняемых ими работ, соблюдение технологии, правил по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности. Принимает участие в ликвидации неисправностей в работе устройств, их ремонте, монтаже, регулировке, электрических измерениях и испытаниях. Обеспечивает рабочие места материалами, сырьём, запасными частями, измерительными приборами, защитными средствами, инструментом и приспособлениями, технической документацией. В случае аварии он принимает участие в расследовании причин повреждения оборудования и разработке мероприятий по предупреждению сбоев в работе и производственного травматизма. В составе комиссий электомеханик участвует в проведении ежемесячных осмотров состояния пути, стрелочных переводов, устройств СЦБ.
Машинист локомотива - одна из самых нелёгких, но романтичных профессий на земле. Во всех странах мира машинисты первых поездов описываются как мужественные, непреклонные перед невзгодами и опасными ситуациями люди. В самом деле, управление локомотивом в пассажирском, грузовом движении или при производстве маневровой работы требует предельной собранности и готовности к любому повороту событий во время движения. И чтобы не допускать критических ситуаций на дороге, машинист обязан хорошо знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, иметь расписание движения поездов. При приёмке локомотива убедиться в надёжности всех его агрегатов, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и автостопа; проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств.
В пути следования машинисту доверены сотни жизней пассажиров и проводников. В ночное время они спокойно отдыхают под мягкий перестук колёс, и от плавного скоростного движения локомотива машиниста тоже тянет ко сну. Но машинисты никогда не заснут - они легко преодолевают состояние дрёмы посредством своих профессиональных секретов. Днём и ночью от машиниста и его помощника требуется предельное внимание в пути следования. Случается так, что они обнаруживают неисправности светофоров, автоблокировки, повреждения пути, контактной сети и других сооружений и устройств, аварийное состояние в поездах, следующих по соседним путям, и тогда машинист тут же сообщает об этом дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру, а при необходимости и машинисту поезда, следующему по смежному пути.
Для того, чтобы стать машинистом локомотива, необходимо большое желание, и после работы в должности помощника машиниста более 1,5 года окончить 6-месячные курсы в Дорожной технической школе.
Поездной диспетчер
На железной дороге нет, пожалуй, профессии, сопоставимой по ответственности, умственной утомляемости и напряжённости с работой поездного диспетчера. Он руководит движением множества поездов на обслуживаемом диспетчерском участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и организует пропуск, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке, выгрузке, приёму, формированию и отправлению составов.
При диспетчерской централизации выполняет операции по приготовлению маршрутов отправления, пропуска и приёма поездов. Ведёт график исполненного движения поездов и другую установленную документацию единой смены. Работа диспетчера - посменная, продолжительность смены от 8 до 12 часов.
Составитель поездов
Грузовые и пассажирские поезда самого разного назначения, идущие во все стороны нашей страны, составляются специалистами, которые так и называются - составители поездов. Работа эта нелёгкая, но очень важная, ведь от неё зависит скорость формирования составов, точность в назначении того или иного вагона или цистерны, чтобы не получилось так, что груз, который с нетерпением ждут на юге, неизвестно зачем появляется на севере. Составитель поездов руководит маневрами на станции и несёт ответственность за правильное и безопасное их проведение. При маневровой работе он выполняет трудоёмкие и подчас просто виртуозные операции: формирует и расформировывает поезда, отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подаёт и убирает вагоны с погрузо-разгрузочных и других специальных путей, расцепляет вагоны при роспуске с горки.
Работа составителя связана с постоянным нахождением на железнодорожных путях. Он должен обладать крепким физическим и психическим здоровьем. От его профессиональных знаний и действий зависит качество работы всего железнодорожного узла, эффективность и темп его пассажиропотока и грузоперевозок. Составитель поездов постоянно находится на связи с диспетчером и другими ответственными должностными лицами за текущее состояние станции.
Для выполнения должностных обязанностей составителя поездов необходимо получить среднее специальное образование в колледже железнодорожного транспорта или пройти курсы в Дорожной технической школе машинистов локомотивов.
Осмотрщик вагонов
Осмотрщик вагонов, без всяких преувеличений, - это страж безопасности железнодорожного движения. Перед началом работы он обязан проверить наличие и исправность инструмента, средств измерений (шаблонов), предусмотренного комплекта сигнальных принадлежностей, спецодежду и обувь у прикреплённых к нему работников, наличие необходимых запасных деталей и материалов на стеллажах и при необходимости через руководителя смены принять меры по устранению обнаруженных отступлений от действующей нормативной технической документации.
Осмотрщик вагонов самым тщательным образом проверяет техническое состояние вагонов в прибывающих, формируемых и отправляемых поездах. При обнаружении дефектов или даже малейших отклонений от нормативных требований, он организует работу прикреплённой к нему группы работников по устранению неисправностей вагонов, а по окончании ремонта проверяет качество и объём выполненных работ. Осмотрщик вагонов и слесарь несут всю полноту ответственности за каждый узел конструкции вагона и безаварийное проследование поездов по гарантийным участкам дороги.
Профессиональное образование, необходимое для работы осмотрщиком, можно получить в специализированном лицее или на специальных курсах в вагонном депо.
Мастер ПТО вагонного депо
Мастер осуществляет руководство пунктом технического обслуживания (ПТО) и несёт личную ответственность за организацию его работы согласно технологическому процессу. В его обязанности входит контроль за правильностью отцепок технически неисправных вагонов, за технически неисправными вагонами, находящимися на путях технических станций; текущим содержанием зданий, сооружений и оборудования, находящихся на территории ПТО; своевременным и бесперебойным снабжением ПТО необходимыми запасными частями и материалами. От него также зависит безусловное выполнение работниками ПТО правил охраны труда и техники безопасности, состояние трудовой и технологической дисциплины.
Вся работа мастера ПТО и его подчинённых направлена на безаварийное проследование поездов по гарантийным участкам дороги.
Мастер в совершенстве должен знать организацию работы вагонного депо, технологию ремонта вагонов, правила технической эксплуатации и много других служебных нормативов и документов.
Все мы знаем по собственному опыту, насколько важна работа проводника для пассажира во время следования по железной дороге. Но мало кому известно, сколько проводнику необходимо знать и уметь, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно под постоянной опекой этого всегда приветливого человека в форме.
Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник прибывает к месту работы в установленное время в форменной одежде, имея при себе удостоверение личности и удостоверение о проверке знаний Правил технической эксплуатации на железной дороге Российской Федерации. Перед каждым рейсом проводник проходит целевой и внеплановый инструктажи.
При приёмке вагона перед посадкой пассажиров он обязан проверить исправность всего оборудования вагона. А также наличие комплектов постельных принадлежностей, посуды, моющих и дезинфицирующих средств, туалетной бумаги; наличие инвентаря для уборки вагона.
Обо всех неисправностях и недостатках, обнаруженных в процессе приёмки пассажирского вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда для принятия соответствующих мер.
Во время посадки пассажиров в поезд проводник обязан находиться снаружи пассажирского вагона возле открытой двери рабочего тамбура со стороны салона вагона и проверять у пассажиров проездные документы, руководствуясь основными правилами допуска граждан к проезду по железной дороге.
В пути следования проводник следит за санитарным состоянием вагона и контролирует весь цикл жизнеобеспечения вагона. Для этого он должен знать общее устройство вагона и обеспечивать правильную эксплуатацию отопительного и электрического оборудования, вентиляции. В случае экстренных ситуаций он принимает меры к наведению порядка, ликвидации панических настроений и, если требуется, остановке поезда. При выходе из строя радиоустановки он доводит до сведения пассажиров остановочные пункты и станции.
По прибытии пассажирского поезда в пункт назначения проводник должен осмотреть пассажирский вагон и при обнаружении забытых вещей сдать их в специальную камеру хранения по акту. При обнаружении посторонних подозрительных предметов руководствоваться специальной Памяткой для работников железнодорожного транспорта. Затем произвести влажную уборку вагона и приготовиться к следующему рейсу.
Для выполнения должностных обязанностей проводника вагона необходимо закончить курсы в резерве проводников вагонного депо
Читайте также: