Сообщение о профессии редактор

Обновлено: 10.05.2024

Читатель или зритель хотят иметь дело с грамотными и интересными материалами. Именно поэтому каждому изданию, газете, журналу, телевизионной программе или интернет-сайту необходим редактор – человек, который проверяет тексты на наличие ошибок, вносит необходимые изменения в их стилистическую окраску, грамотно подбирает повестку.

Описание профессии редактора

Работа редактора возникла достаточно давно и постоянно эволюционировала вместе с развитием печатного дела. Однако первоначально под редакторской работой чаще всего понималось цензура, которую выполняли как служители церкви, так и государственные чиновники. Постепенно издательские дома ввели должность редактора в свои штат, чтобы избегать ситуаций, когда уже отпечатанные материалы были запрещены к распространению.

В наше время редакторы проверяют готовые статьи на наличие стилистических или грамматических ошибок, а также следят за соответствием материалов требованиям законодательства. Обязанности современного редактора стали намного более широкими, чем у их коллег из прошлого. Редактор может формировать целое направление работы для издания или передачи - от качества его работы, умения понять актуальные настроения аудитории может зависеть успех газеты, журнала или телевизионной программы. Именно над сформированной редактором идеей работают журналисты, операторы и другие специалисты, занятые в штате издательства или телевизионной судии.

Редактор должен разбираться в работе каждого из подчиненных ему сотрудников: понимать процесс подготовки материала, быть в курсе правил заключения соглашений с авторами и т.д. При этом редактор не работает сам над текстом – он лишь вносит в него изменения.

Редактор работает с авторами материалов, объясняет им актуальные задачи и предлагает интересующие издание темы. Кроме этого редактор выступает в роли посредника между журналистами и прочими отделами, ответственными за фото или видео наполнение, верстку, корректуру.

Источник фото shurkin-son/freepik

Направления работы редактора

Главный редактор отвечает за все издательство, за направление его работы, тематику, определяет финансовые и маркетинговые стратегии.

Также можно выделить литературных редакторов – они занимаются подготовкой книг к печати, их корректурой, сохраняя при этом авторский стиль.

Технические редакторы отвечают за полиграфическое качество издания и за то, чтобы готовый текст был удобен для чтения.

Художественные редакторы ответственны за весь дизайн издания, а также за то, чтобы иллюстративный материал соответствовал требованиям как общей стилистики, так и законодательства.

Научные редакторы являются специалистами в какой-то определенной области и гарантируют надежность и достоверность информации, предоставляемой в публикуемых материалах.

Необходимо понимать, что в разных сферах требования к редактору также будут иметь свои особенности. Так, в обязанности редактора на телевидении входит поиск и подготовка новых тем для программ, разработка сценария для них и даже написание титров. При подготовке ток-шоу редактор может заниматься вопросами, относящимися к участию в программе гостей, поиску героев для передач.

Для работы редактора важно понимание того, какова аудитория у каждого конкретного издания, потому что именно этот специалист следит за тем, чтобы статьи говорили с читателем на одном языке. Ведь параграф из школьного учебника, раздел энциклопедии или статья из популярного журнала не могут быть написаны в одном стиле, даже если они посвящены одной и той же тематике.

Кроме подобной работы с текстами редакторы занимаются просмотром всех работ, приходящих в издательство и решают, что из полученных материалов должно быть опубликовано и когда.

Особенности профессии редактора

Профессия редактора находится на стыке нескольких специальностей. Редактор должен не хуже любого журналиста уметь писать и чувствовать стиль языка. Его исправления должны улучшить качество материала, а не наоборот.

Помимо прочего редактор постоянно общается с людьми и должен уметь находить подход к ним в любой ситуации. Часто ему приходится выражать критическое мнение касательно предложенных работ, и его целью является объяснить позицию издания, не нанеся вреда отношениям с авторами.

Также редактор должен обладать определенными организаторскими способностями и уметь наладить работу, подчиненных ему людей из самых разных отделов.

Редактор должен быть ответственным и пунктуальным. Если авторы материалов могут сослаться на творческий характер своей деятельности, то никто не простит за это редактора, отвечающего за сдачу материала в печать или выход программы в эфир.

Источник фото pressfoto/freepik

Профессиональные требования к редактору

В основные обязанности редактора входит:

редактирование авторских текстов;

помощь авторам во внесении нужных изменений;

исправление ошибок – как фактических, так и стилистических;

организационная работа с авторами;

отбор материалов для публикаций;

работа над подготовкой издания к печати или телевизионной программы к эфиру.

Вакансии для редактора на рынке труда и уровень зарплаты

Карьера редактора начинает с заведования отдельной рубрикой. Затем по мере накопления опыта обязанности расширяются. Вершиной карьерной лестницы считается должность главного редактора. Однако для нее требуется не только виртуозное владение языком, но и большие организаторские способности.

В современных реалиях наиболее широкий спрос на редакторов присутствует в интернет-изданиях.

Зарплата начинающих специалистов не слишком высока – порядка 30 000 рублей. Однако при наличии опыта и внушительного портфолио редактор может рассчитывать на 90 000 – 100 000 рублей в месяц.

Учитывая, что редактор может выполнять свои обязанности удаленно, многие специалисты сотрудничают сразу с несколькими работодателями.

Где может работать редактор

Как правило, редакторы работают:

в печатных изданиях;

в книжных издательствах;

Где учат на редактора

Для работы редактором требуется высшее филологическое образование. Часто в редактуру идут выпускники факультетов журналистики. Именно гуманитарная база принципиальна для овладения этой специальностью.

В процессе работы начинающие редакторы приобретают недостающие им навыки по организации рабочих процессов, маркетингу и т.д. Кроме этого, редактор должен прекрасно знать различные компьютерные программы, а также владеть иностранными языками.

Все о профессии редактор

Чтобы предлагать пользователям качественный и интересный контент, нужны специалисты определенного уровня. Этой работой занимаются редакторы. Большинство специалистов работают с текстами, однако эта профессия намного разнообразнее, чем может показаться. Она включает множество направлений и обязанностей.

Особенности

Современный специалист совмещает в себе несколько специальностей: корректор, журналист, копирайтер, дизайнер, менеджер. Ему часто приходится взаимодействовать с авторами, заказчиками, сотрудниками издательств и другими людьми.


Плюсы и минусы

Данную профессию выбирают благодаря ряду преимуществ.

  1. Специалист всегда найдет работу. Рынок труда предлагает множество вакансий данного направления. Работодатели ищут как начинающих специалистов, так и опытных сотрудников.
  2. Редактор может выбирать формат работы. Предусмотрена возможность работы в офисе или на дому, в удаленном формате.
  3. При развитии в профессии карьерный рост будет заметен уже через несколько лет. В перспективе стать главным или выпускающим редактором и руководить проектами.
  4. Постоянное общение с новыми и интересными людьми поможет завести полезные знакомства и узнать много нового.
  5. Многих привлекла возможность саморазвития. Специалист работает с большими объемами информации. Полученные знания помогут стать лучше в выбранной профессии.

В качестве недостатков выделяют такие факторы.

  1. Не стоит забывать о большой ответственности. Если выполнить работу некачественно, издательство или сайт может потерять популярность у читателей. Редактор работает с итоговым продуктом, и именно он отвечает за то, каким будет конечный результат.
  2. Учитывая актуальность и популярность профессии, все больше людей обращают на нее внимание. Высокая конкуренция мешает новичкам найти работу в крупной компании или привлечь внимание новых клиентов.
  3. Многие работодатели отказываются нанимать человека без опыта. Это связано с высокой ответственностью и сложностью выполняемой работы. Чтобы устроиться на работу, нужно составить собственное портфолио.



  • Технический. Основная задача технического редактора заключается в том, чтобы выпускаемый текст был приятным для восприятия и увлекательным. Также специалист отвечает за его эстетичный внешний вид и подготовку материала к печати.
  • Журналист-редактор. Такие сотрудники работают в СМИ или печатных изданиях (газеты и журналы). Специалисты совмещают обязанности двух профессий. Они сами создают контент и после занимаются его подготовкой и публикацией. Профессионалы сотрудничают с другими авторами и главным редактором.
  • Художественный. Главная задача – проработка и редактирование дизайна издания. Также они отвечают за наполнение текста фотографиями и другими изображениями.

Профессионалы с большим опытом занимают лидерские должности. Речь идет о выпускающих и главных редакторах. Их должностной список включает множество задач, при этом они зарабатывают намного больше своих коллег.


Обязанности

Многие ошибочно считают, что должность редактора заключается только в исправлении текста. Однако должностная инструкция включает множество обязанностей, в зависимости от места работы и направления. Опытный редактор делает работу сразу по нескольким направлениям.

Опытные профессионалы, которые давно работают в различных издательствах или средствах массовой информации, рассказывают о многогранности занимаемой вакансии. Грамотности и ответственности мало, чтобы стать специалистом высокого уровня. В этом деле не обойтись без чувства стиля, творческого подхода и креативности.

Работодатели составили перечень актуальных обязанностей.

Это лишь основные обязанности специалиста. Этот список может быть расширен или урезан, в зависимости от следующих факторов: масштабность проекта, сроки, рабочий коллектив, задачи и цели контента, пожелания заказчика.


Знания и навыки

Первое, что должен уметь настоящий специалист, – работать в коллективе. Это особенно касается тех, кто трудится в крупных компаниях. Редактор ставит задачи остальным сотрудникам, с которыми он работает над конкретным проектом. Речь идет о фотографах, авторах статей, дизайнерах и прочих сотрудниках. Если неправильно объяснить итоговую задачу, достичь оптимального результата не получится. Также редактор взаимодействует не только с коллегами, но и заказчиком. Чтобы иметь постоянных клиентов, нужно уметь грамотно общаться с людьми и учитывать интересы каждой стороны.

Внимательность и концентрированность помогает найти мелкие помарки в тесте и другие дефекты. Дотошные профессионалы обращают внимание на мелочи. В этом случае можно быть уверенным в высоком качестве выпускаемого контента. Чтобы опубликованный материал был актуальным и интересным читателю, нужно разбираться во многих темах. Редакторы следят за актуальными событиями в регионе и мире. Большим плюсом будет осведомленность в экономической и политической сферах. Все эти изменения влияют на настроения читателей.

При работе с продающими текстами большим плюсом будут знания в области маркетинга. Только так получится реализовать прибыльные коммерческие проекты. Привлечение прибыли – основная цель рекламирующего контента, и без знаний в этой области не обойтись. Расширенный кругозор поможет сделать выпускаемый материал максимально интересным и разнообразным. Эта характеристика также положительно влияет на творческий подход и креативность. Чтобы текст выделился среди множества других вариантов, он должен быть оригинальным и уникальным.

Знание иностранных языков поможет найти работу в зарубежной компании. Если нет возможности уехать заграницу, можно работать в удаленном формате. Многие редакторы хорошо зарабатывают на переводе текстов. Работа на крупные заграничные компании открывает широкие перспективы. Обязательным требованием к каждому профессиональному редактору считается идеальная грамотность. Мало просто знать правила языка и уметь их применять. Также нужно обладать особым чутьем, позволяющим красиво составлять предложения и использовать все особенности конкретного языка. При работе в крупных проектах нужно уметь справляться с большим количеством обязанностей. Многозадачность не должна сказываться на качестве и оригинальности контента. Редакторы с многолетним опытом могут вести одновременно несколько проектов.


Обучение

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно начать с изучения основ. Без должного портфолио устроится по данной специальности не получится. Опытные специалисты рекомендуют начать с профессии копирайтер. Это автор статей, который пишет на различные темы. Начинающие авторы не получают большой зарплаты, но это отменный способ получить необходимый опыт и найти собственных клиентов. Если работа в этом направлении начнет приносить успех, можно устроиться копирайтером в офис или компанию. Многие сотрудники получают нужный опыт в удаленном формате.

Чтобы узнать, какие предметы необходимо сдавать для поступления, нужно обратиться в выбранное учебное заведение. Рекомендуется посетить вуз во время дня открытых дверей и получить всю интересующую информацию. Путь к успеху в этой профессии непростой.

Чтобы стать востребованным специалистом, необходимо постоянно развиваться и работать над собой. Редактор с большим опытом всегда сможет привлечь внимание работодателя и выйти на достойный уровень заработной платы.

Сколько знаменитых имен среди писателей, поэтов, журналистов! Эти люди на виду, о них знают, их имена пишут на обложках книг. Работа редактора менее заметна, но во многом именно ему обязаны знаменитости своей славой





Перед редактором стоят самые разные задачи. Он может отвечать за выпуск периодических изданий или интернет-ресурсов и за их оформление, а может редактировать книги перед тем, как они увидят свет. Но всегда именно на редакторе лежит основная ответственность за то, какими окажутся эти самые издания, не будет ли там фактологических ляпов, станут ли они привлекательными. Одним словом, редактор — это главный человек в издательстве, каким бы оно ни было.

Бывает так, что человек наделен даром писать стихи или прозу, ему в голову приходят гениальные сюжеты, однако воплотить их в свет получается далеко не так хорошо: то стиль хромает, то знаний не хватает, а то и просто с правописанием проблемы. И вот тогда на помощь приходит редактор, спасая в целом талантливое произведение. Скажете, что это не творческая работа? И ошибетесь. Еще какая творческая, ведь чтобы на выходе получилось действительно хорошее произведение, нужно не только разобраться в материале, но и проникнуться стилем автора, дабы не испортить созданную им атмосферу. И это касается далеко не только художественной литературы. Редактор газеты, журнала или интернет-издания должен досконально вникать во все, что там пишется, и отвечать за каждую букву, каждую иллюстрацию и каждое слово.

Зачастую профессия редактор требует от человека немалой выдержки и железных нервов, ведь приходится не только редактировать чьи-то тексты, но еще и порой до хрипоты спорить с авторами, которые считают, что до правок текст был намного лучше, а редактор все только испортил. И доказать свою правоту разгневанному мастеру пера бывает ой как непросто — творческие люди очень эмоциональны и не всегда склонны прислушиваться к другим людям, пусть эти люди и профессионалы в своем деле.

Описание

Редактор — человек, занимающийся подготовкой к выпуску периодических печатных или интернет-изданий, либо книг. Часто на плечах этого специалиста (особенно, если он работает в СМИ) лежит и организационная работа: ему необходимо координировать работу своего отдела или всей редакции в целом, заниматься всевозможными документами, а также взаимодействовать со штатными и внештатными сотрудниками (журналистами, дизайнерами, фотографами и другими).

Если речь идет о художественном редакторе, то он отвечает за оформление издания: подбирает иллюстрации к материалам, в случае необходимости заказывает фотографии или рисунки.

Редактор должен контролировать не только содержание вверенного ему издания, но и грамотность текстов. Поэтому он в ходе работы обязан взаимодействовать так же и с корректорами, но зачастую, особенно в небольших редакциях, бывает, что редактор совмещает обязанности свои и корректора, внося как фактологические и стилистические правки, так и исправляя грамматические и синтаксические ошибки.

Работа эта отнюдь нелегкая, требует, во-первых, огромного запаса знаний — издательское дело, организация производства, специальные знания по теме издания, а также безупречная грамотность и чувство литературного и художественного стилей. Во-вторых, это огромная ответственность, ведь в случае допущения каких-либо просчетов спрашивают не с авторов, а с редактора. Но одновременно занятие это невероятно увлекательное и творческое.

Специализации

Редактор — это слишком обширное понятие, и редко именно это слово можно увидеть в чьей-либо трудовой книжке. У данной профессии существует ряд специализаций.

Литературный редактор занимается проверкой текстов печатных или интернет-изданий на разного рода ошибки, отвечает за отданный в печать (выложенный в сеть) текст. Работа требует глубокий знаний языка, на котором выходит издание, а также фактологического материала по тематике издания.

Художественный редактор трудится над оформлением издания, организует работу дизайнеров, верстальщиков, художников, фотографов.

Технический редактор должен досконально разбираться в полиграфии и печатном деле, именно он напрямую взаимодействует с типографией, делает макет издания, рассчитывает затраты на печать.

Научный редактор — это сотрудник узкоспециализированных изданий (научных журналов, тематических издательств), который обладает фундаментальными знаниями по профилю, поскольку ему приходится следить не только за стилистикой текста, но и за тем, чтобы в нем не было фактологических ошибок.

Главный редактор — начальник над всеми другими редакторами и вообще главный человек в издательстве. Именно он в конечном итоге отвечает за то, какими выходят в свет книги, журналы, газеты или сайты. Должен владеть знаниями во всех вышеперечисленных областях, а также иметь лидерские качества, поскольку именно он координирует и контролирует работу всего издательства.

Плюсы

Те, кто выбрал для себя профессию редактор, никогда не жалеют об этом и просто не могут жить без своей работы, ведь издательство — это не просто скучный офис, это большая семья, в которой всегда кипит жизнь. Работа связана с новой информацией, поэтому всегда интересна. Рутины практически не бывает. Часто у редактора бывает гибкий график работы — загруженность зависит от задач и периодичности выхода издания.

Каждый редактор знает, какое удовольствие доставляет приведение в порядок хорошего текста. Это напоминает огранку драгоценного камня, после которой тот начинает по-настоящему сверкать. Эта работа творческая, и этим все сказано. Пожалуй, это главный плюс профессии редактор.

Минусы

Жизнь устроена так, что там, где есть плюсы, всегда присутствуют и минусы, хоть в профессии редактор их и немного.

Во-первых, это сидячая работа за компьютером (особенно у литературных и художественных редакторов), что может неблагоприятно сказаться на здоровье. Во-вторых, зачастую на работу с авторами (да и типографией) уходит много нервов и душевных сил. В-третьих, это большая ответственность, ведь за все просчеты спрашивают именно с редакторов.

Где учиться

Чтобы поступить на выбранный факультет, обязательно придется сдать экзамены по таким предметам, как русский язык, русская литература, история.

В зависимости от вуза возможны варианты: например, к этому списку может добавиться иностранный язык и (или) обществознание, а также другие предметы.

Пойти учиться можно и в профильные полиграфические техникумы и колледжи. Впрочем, при трудоустройстве предпочтение все же будет отдаваться людям с высшим образованием.

Имея опыт работы в издательском деле или филологическое образование, можно пройти один из многих очных или онлайн-курсов по редакторскому делу.

Учебные заведения

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина. Профильное учебное заведение с богатой историей, готовящее в том числе и литературных редакторов.

Московский политехнический университет (Институт издательского дела и журналистики). Дает фундаментальные знания относительно всего издательского процесса и готовит полиграфистов самых разных специальностей.

Всемирный технологический университет. Имеет факультет полиграфии, где выпускают специалистов, способных работать как техническими, так и художественными редакторами.

Курсы

Если вы уже имеете опыт работы в полиграфии, либо только получили соответствующее образование, то повысить свой уровень можно, пройдя один из перечисленных ниже курсов.

Онлайн-курс редакторов от irs.academy. Курс рассчитан как на профессиональных редакторов, так и на тех, кто только мечтает овладеть профессией.

Редакторский курс от Школы дистанционного образования СТУ. Дистанционный онлайн-курс тем не менее максимально приближен к очному вузовскому образованию.

Востребованность

Печатная продукция сегодня — это либо предмет роскоши (иллюстрированные альбомы, подарочные издания книг, глянцевые толстые журналы), либо инструмент рекламы (листовки, флаеры, буклеты). А вот газеты, напротив, становятся все менее популярны, уступая место интернет-изданиям. Поэтому наиболее востребованными в наше время оказываются специалисты, способные заниматься именно электронными текстами и умеющие организовать быструю и качественную работу копирайтеров и авторов текстов, поскольку оперативность подачи достоверной и, главное, продаваемой информации — главное требование к редакторам данного профиля.Поскольку количество интернет-ресурсов постоянно растет, а уже раскрученные расширяются, то потребность в редакторах остается достаточно высокой.

Устройство на работу и карьера

Конечно, не стоит думать, что, едва закончив учиться, вы сразу сможете занять должность главного редактора какого-либо издательства — как правило, путь до этой должности достаточно долгий. Сначала можно попробовать поработать простым корреспондентом (возможно, даже внештатным) — потребность в них есть всегда. Хорошо показав себя на этой должности, через несколько лет вы сможете уже брать на себя ответственность за редактуру чужих текстов. Также можно подняться до должности художественного редактора, поработав простым дизайнером.

Если вы сможете показать не только высокий профессионализм на занимаемой должности, но также проявите лидерские качества и заслужите уважение коллег, у вас есть все шансы в конечном итоге занять кресло главного редактора.

Уровень зарплаты

Здесь очень сложно обозначить какие-то рамки. Все сильно зависит от города проживания и размеров издательства. Конечно, редакторы крупных российских СМИ получают достаточно неплохие деньги — нижняя планка их доходов колеблется на отметке в 50 тысяч рублей. А вот провинциальные издательства не могут позволить себе платить высокие зарплаты сотрудникам, поэтому их оклад составляет от 20 до 30 тысяч рублей (а кое-где и того меньше). Понятно, что уровень дохода главного редактора всегда будет выше, чем у рядовых коллег — это адекватная компенсация за высокий уровень ответственности.

Перспективы в будущем

Некоторые люди, особенно молодежь, любят говорить о том, что книги и прочие печатные издания изжили себя, — мол, в интернете найдется все, так зачем загромождать дом ненужной макулатурой. Но разве может бездушный гаджет сравниться с настоящей бумажной книгой? С ее запахом бумаги и краски, с ощущением твердой обложки в руках, с шелестом перелистываемых страниц. Более того, исследования показали, что человек гораздо легче запоминает текст, прочитанный на бумаге, нежели увиденный на экране компьютера, поскольку память наша связывает полученную информацию с ощущениями: мы помним, как выглядела страница, где на ней располагался данный текст, а оттого и лучше усваиваем его смысл. Еще один интересный факт: чтение текста с бумажного носителя снижает уровень стресса на 70%.

Что же касается текстов в интернете, то именно эта самая всеобщая доступность порой значительно снижает уровень их качества, и, к сожалению, сегодня можно по пальцам сосчитать интернет-ресурсы, где не было бы грамматических и стилистических ошибок. Так что работа для редакторов найдется всегда или по крайней мере до тех пор, пока существует печатное слово.

Людмила Чайковская, бывший художественный редактор, художник-полиграфист:

— Сегодня работа художественного редактора, к сожалению, востребована не так сильно, как раньше, когда макет издания делался вручную. Мне приходилось давать задания фотографам и художникам, контролировать работу верстальщиков и ретушеров, а что-то и рисовать самой, ведь газеты и журналы раньше публиковали рисунки, сделанные художниками вручную. Это был настоящий эксклюзив, каждое произведение было индивидуально и имело душу. Даже шапки газет (их заголовки с названием) не набирались на компьютере из уже существующих шрифтов, а придумывались художниками и тоже рисовались руками на бумаге.

Впрочем, работа художественного редактора интересна и сегодня, ведь на компьютере ты сразу видишь, как будет выглядеть и одна страница, и газета, книга или журнал в целом, поэтому проще придумать общую концепцию оформления. Так что я не говорю, что раньше было лучше — каждое время имеет свои преимущества.

Дарья Болотина, литературный редактор, писатель, кандидат культурологии (Санкт-Петербург):

— Редакторская работа хороша тем, что в ней можно органично сочетать творчество, рутинно-исполнительские и контролирующие функции и здоровую ответственность. Лично мне интересны и дороги все эти аспекты, я не люблю сосредотачиваться на каком-то одном. Все время делать что-то одно — тяжело, от этого быстро устаешь. А тут получается своего рода постоянная смена деятельности внутри одной профессии и даже одного функционала на одном конкретно взятом рабочем месте. Редактировать художественную и познавательную (научную, научно-популярную и в целом то, что называется non-fiction) литературу еще и просто интересно, так как приходится читать внимательно и думать над текстами. Хороший редактор может (при определенных обстоятельствах) стать даже своего рода соавтором. И это тоже может быть интересно, а главное, очень полезно, причем не только автору и самому редактору, но еще и читателям.

Профессия: редактор

Любовь к журналистике

Азы профессии мне преподавала специалист старой школы, ей было около 70 лет. Это был очень полезный опыт, хоть и несколько оторванный от современной реальности. Конечно, мне при этом нравилось читать книги и самой писать тексты, мои сочинения в школе всегда хвалили. И хотя родители хотели, чтобы я стала юристом или экономистом, я настояла на своём.

Я мечтала учиться в Российском государственном гуманитарном университете и после школы подала документы на факультет журналистики. В лето моего поступления ещё не существовало ЕГЭ, поэтому я сдавала сначала выпускные экзамены, а потом вступительные. На журналистику, к сожалению, не прошла — завалилась на моём любимом сочинении. Попробовала поступить на исторический факультет РГГУ, но и тут меня ждала неудача.

От журналиста к редактору

Чем занимается главный редактор в компании

В мои задачи входят общее руководство и контроль работы всех направлений, координация сотрудников. С одной стороны, я слежу, чтобы все работали слаженно, с полной отдачей и при этом не теряли мотивацию. С другой — отвечаю за публичный имидж и репутацию бренда, слежу за воплощением в жизнь нашей коммуникационной стратегии, формирую единую политику подачи информации о нашем продукте в блоге, на сайте, в соцсетях, на внешних ресурсах. Разумеется, я погружена во все ежедневные задачи по производству контента — участвую в генерации идей — брейнштормах, вместе с командой придумываю новые механики и просчитываю их эффективность, иногда помогаю редактировать тексты по старой памяти. Сейчас моя работа проходит на стыке творчества и аналитики — вот этому навыку стоит учиться сразу, как только попадёшь в редактуру и контент-маркетинг.

Как найти себя, если хочешь работать с текстами

Чтобы сделать успешную карьеру, важно чётко понимать свою цель. Кто-то хочет стать писателем, кто-то работать в издательстве, кто-то создавать крутые рекламные кампании, а кто-то — писать для социальных проектов и медиа. Конечно, сразу цель сформулировать сложно, особенно в старших классах школы, когда есть много других задач. Но если получится — это облегчит ваш путь в профессию. Приняв решение, в каком направлении развиваться, начинайте писать тексты, которые понадобятся для этой работы, ищите стажировку в компании по профилю. Важно помнить, что иногда в процессе работы и просто жизни цели могут поменяться и это абсолютно нормально. Передумали быть контент-маркетологом — не беда, опыт работы с текстами можно использовать в разных сферах.

Какие знания и навыки нужны редактору

В цифровую эпоху требования к редактору постоянно растут и меняются. В IT-сфере и онлайн-проектах одних только навыков работы с текстами уже недостаточно — надо разбираться и в маркетинге, и в аналитике, и в дизайне, знать, как работать с авторами и спикерами. Понадобится чуть больше, чем знание правил русского языка и умение донести свою мысль в письменном виде.

Грамотность

Важно учить теорию в школе и постоянно практиковаться. Надеяться только на встроенную проверку орфографии на компьютере не стоит — так легко попасть в неловкую ситуацию. Развивать грамотность помогает ещё и чтение. Читайте хорошие книги — качественные, без стилистических ошибок и опечаток, с разнообразной яркой лексикой. Это помогает сформировать словарный запас и запомнить грамматику фактически без изучения правил.

Умение концентрироваться, усидчивость

Написанный текст нужно перечитать минимум два раза, а поначалу лучше четыре-пять раз, причём не подряд, а с небольшими перерывами. В процессе создания текста, когда вы полностью погружены в работу, легко не заметить логические нестыковки, стилистические ошибки, опечатки. Перечитывание помогает посмотреть на текст со стороны и заметить недостатки, которые не видно сразу.

Целеустремлённость

Чтобы научиться писать, нужно писать. Хорошо, если ваши тексты потом посмотрит человек с редакторским опытом и прокомментирует его, объяснит, как стоит писать, а как — нет. Чтобы набраться опыта, нужно написать много разных текстов. Поэтому пишите, пишите, пишите, а когда не получается — снова пишите.

Креативность

Умение придумывать оригинальные идеи, находить небанальные способы подать информацию и генерировать яркие заголовки сложно переоценить. Этот навык приходит только с опытом, но тут нужно себе помогать не только практикой. Как и с развитием грамотности, здесь пригодится чтение — частое, увлекательное, разное. Плюс важно получать разнообразные впечатления от жизни — от прыжков с парашютом до посещения театра. Чем больше разного эмоционального опыта у редактора, тем легче он находит метафоры и новые способы изложить даже самую скучную информацию.

Умение принимать критику

В начале работы редактором ваши тексты будут сильно исправлять. Это нормально и полезно для вашего профессионального развития. Важно отделять критику текста от личной критики. Старайтесь все исправления воспринимать как возможность для обучения — именно так и становятся классными редакторами.

Умение общаться с людьми

Во-первых, редактор работает с людьми — коллегами, авторами, экспертами и спикерами, и к каждому он должен найти подход.

Во-вторых, любой текст, особенно тот, который продаёт или рекламирует продукт — это всегда разговор с читателем. Если нет понимания, как выстроить этот разговор, как начать диалог, какие слова выбрать — текст окажется неинтересным или бесполезным для аудитории. Будущему редактору нужно уметь общаться с разными людьми, в том числе незнакомыми, и единственный способ этому научиться — брать и делать. Например, брать диктофон и делать интервью с незнакомыми людьми на улице.

Карьера и график работы

Карьеру редактора можно сделать как в классических медиа — от обычного корреспондента до главного редактора издания — так и в смежных сферах, о которых я упоминала выше: рекламе, маркетинге, SMM, игровой индустрии.

График работы, как правило, свободный: редко где ещё остались жёсткие временные рамки. Можно работать в компании или быть автором-фрилансером, можно создать свою команду и разрабатывать интересные проекты. Свободный график — это и плюс, и минус. С одной стороны, не надо рано вставать, а с другой — понадобятся сильные навыки самоорганизации, тайм-менеджмента, чтобы выполнять работу качественно и в срок.

Будущее профессии

Профессия редактора во всех её проявлениях никуда не исчезнет — останутся и СМИ, и художественная литература, и маркетинговые тексты. Но точно изменятся способы потребления этого контента.

Продолжают развиваться медиа, тесно связанные с продуктом и существующие как часть стратегии по его продвижению. Поэтому редакторы, которые разбираются в рекламе и маркетинге, будут очень востребованы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: