Сообщение о притчах курского края

Обновлено: 04.07.2024

♦ Триста лет Курск лежал в руинах, порос лесом дремучим, да так, что и следа не было от некогда славного города. Уже сам факт, что он возродился назло всем врагам и невзгодам, заслуживает особого внимания. Это удавалось немногим городам, тем более через такой срок. Скажем, Рязань, сожженную татаро-монголами, не стали восстанавливать на старом месте, выбрали другое, хотя и неподалеку. Разоренный польско-казацким войском Белгород тоже решили не возводить заново на гареве. И таких примеров много. Считалось плохой приметой строить новый дом или город на пепелище. А вот куряне даже через несколько поколений остались верны своему холму. Кто-то скажет – место силы! Может быть. Во всяком случае, крепость, что горожане вновь поставили на вершине, уже никому не удалось захватить, хотя пытались многие.


Фотоконкурс "Событие года"



БИБЛЕЙСКАЯ ГОРА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Говорят, что суджанское село Горналь входит в десятку красивейших мест России. Сами горнальцы даже считают, что справедливее было бы писать названи е села через "а", потому что оно происходит от украинского слова "гарное", то есть "красивое".

Расположено село на холмах, образованных меловыми отложениями. Оттого некоторые и называют эту местность - Белогорье. С одним из холмов - горой Фагор - связано несколько легенд.

Старики рассказывают, что первые христиане появились здесь еще за два века до принятия Русью этой религии. Иноки пришли сюда в день Преображения Господня. А согласно Священному Писанию Господь явил свою божественную славу ученикам на горе Фагор. В честь этого святого места и был назван курский холм.

Интересно, что на нем растет тринадцать сосен. Местные жители убеждены, что изменить это число невозможно. И, действительно, сколько бы ни сажали сосен, с саженцами обязательно что-нибудь случалось. А в итоге деревьев все равно оставалось лишь тринадцать. Двенадцать из них стоят рядом, а одна - всегда поодаль. Некоторые считают, что это не случайно. Это, мол, Христос и его двенадцать учеников.

Тем не менее репутация курского Фагора не всегда была положительной. Долгое время за этим местом ходила дурная слава. И связана она с языческим прошлым. В древности окрестности горы называли Девичьим городищем. Рассказывали, будто здесь стоял жертвенник Перуну, у которого наши предки просили помощи и защиты, совершали обряды и проводили шумные игрища. Из-за этих игрищ Фагор долгое время называли "срамным местом".

МОНАСТЫРСКИЕ ЧУДЕСА

Во второй половине XVII века из разоренного татарами Дивногорского монастыря (Воронежская губерния) пришли на Фагор иеромонахи Феодосий, Лаврентий и старец Никодим. Место здешнее им приглянулось: с одной стороны гору защищали обрывистые берега реки Псел, покрытые дремучим лесом, с другой - окружали плодородные поля.

Святые братья основали здесь Белогорско-Николаевский монастырь, который с разрешения царя Алексея Михайловича был открыт в 1672 году. Поначалу монастырем считались земляные кельи. Позднее было получено разрешение на строительство обители с церквями, соборами, башнями и колокольнями. Монастырь этот простоял на Фагоре больше века, но со временем пришел в упадок: деревянные постройки ветшали, колокольня Никольской церкви и вовсе упала. В 1788 году обитель была закрыта, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей к этому месту слободы, Горнали.

Однажды местному живописцу Ивану Белому приснился странный сон. Вот, что об этом писал в 1862 году игумен Нестор: "Во сне говорилось, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом, и обновил ее, оставив неприкосновенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто доселе не знал, но он действительно обретен там, где указано, и обновлен так, как повелено было в откровении". Иван Белый был болен, но когда он вместе с местным священником нашел икону за иконостасом, как и было сказано во сне, то получил исцеление. Связаны с этой иконой и другие истории. Так, например, перед ней исцелился суджанский купец Козьма Купреев. Долгое время он не ходил. Однажды во сне ему было велено прийти в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. Сразу после этой службы Козьма встал на ноги. В благодарность за такое чудо он вместе с сыновьями Федором и Владимиром стал хлопотать об открытии обители. Уже в августе 1863 года высочайшим повелением было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Говорят, что после этого и купец, и его сыновья ушли жить в него.

СЕРЕБРЯНАЯ ПОЛЯНА

Как-то раз атаманы-кудеяры (разбойники, хозяйствовавшие на курской земле) погнались за одной княжной. Люди ее разбежались в страхе, лошади утомились, а погоня все приближалась. Чтобы задержать разбойников, девушка бросала в них серебряные монеты. Но это не помогало. Не видя ниоткуда помощи, взмолилась княжна: "Мать сыра земля, прими меня в свои недра, спаси меня!". В тот же миг разверзлась твердь и поглотила просящую вместе с повозкой и лошадьми. А на этом месте тут же образовался высокий курган.

С тех пор стали рассказывать про края эти разные истории. Говорят, если пройти мимо кургана в ночь на Светлое Христово Воскресенье, можно увидеть, как выходит из кургана княжна и на вершине долго собирается и прихорашивается для похода в церковь. Те деньги, которые бросала она в преследователей, до сих пор находят иногда в "серебряной долине". А неподалеку забил источник, названный серебряным ключом.

СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

Село Гнань - одно из самых старых поселений не только в Железногорском районе, но и во всей области. За его околицей находятся курганы и остатки языческого капища. А само село назвали так потому, что русские на этом месте нагнали и разбили татарское войско. Еще с тех пор известен здесь святой источник Николая-угодника, расположенный в гнанском лесу, неподалеку от села. Рядом располагается лощина - через нее часто возвращаются домой местные жители, чтобы сократить себе путь. Однажды так поступила и Анна Просина. Когда женщина шла по лощине, увидела странный свет: не от свечи или фонаря, а как будто лунное сияние разливалось. Она испугалась и не могла и шагу ступить от страха. На небольшой лужайке, у входа в лощину, сидели люди с жуткими лицами, одетые в шкуры. Рядом с ними - благообразный старичок, от которого и шло сияние. При этом вся компания играла в кости. Когда седовласый старец обернулся, женщина узнала в нем Николая-угодника. Он улыбнулся случайной прохожей и сделал знак рукой - не бойся, проходи. Чувствуя, что страх покидает ее, Просина пошла восвояси.

Местные жители объясняют эту историю по-своему. Лощина, говорят они, ведет как раз к древнему языческому капищу, где славяне приносили жертву своим богам. Вот так соседствуют рядом православие и язычество и происходят на этом пограничье разные чудеса.

НЕ СМЫТЬ ВОДОЙ, НЕ РАЗБИТЬ КАМНЯМИ

Немало историй о чудесах существует в нашей области. Один такой рассказ пришел к нам из села Красная Долина Касторенского района.

Произошло это не так уж давно: в 60-х годах прошлого столетия. Именно тогда среди местных жителей прошел слух, что в Покровской церкви села в окне, расположенном немного ниже колокольни, появляется святой лик. Божия Матерь с младенцем на руках смотрела оттуда на краснополянцев. Некоторые из Касторного и ближних деревень приходили поглядеть на чудо. Приходили, да не видели. Значит, не всем была дана такая возможность. Тем не менее слухи о явлении продолжали распространяться. С каждым днем все больше людей приходило посмотреть в заветное окошко.

Не обошла вниманием такой случай и советская власть. Как только ни пытались избавиться они от явленного образа! Заливали окно водой из пожарной машины. Икона становилась лишь ярче. Разбили окно. Но Богоматерь еще долго появлялась в пустом проеме. Местные жители говорили: этим чудом Господь напоминает нам о необходимости веры.

СПРЯТАННЫЕ ХРАМЫ

Есть в нашей области предания и вовсе таинственные, порой напоминающие волшебную сказку. Некоторые из них связаны с исчезнувшими или затерянными храмами.

Одна такая обитель располагалась некогда там, где ныне находится село Липино (неподалеку от Курска). Здесь в XIV-XV веках стоял город Липовец, известный своим монастырем - Льпиновской пустынью. Не удивительно, что археологи прозвали эти места Монастырищем. Много ценного и по сей день находят в этих краях. И не только керамику, но и стеклянную посуду, домашнюю утварь, монеты разных эпох, фрагменты украшений и оружие. Объясняется такое изобилие тем, что Льпиновская пустынь располагалась как раз на линии южных границ Руси. А монахам часто приходилось держать оборону против литовских, польских и других врагов.

Когда в областном центре построили Знаменский собор, то и все богатства, и всю монашескую братию перевели туда. Льпиновская обитель начала приходить в запустение. Не раз она горела, ее грабили и разоряли, а во времена царствования Екатерины II и вовсе была упразднена. Так что сегодня никто точно даже не может сказать, где она находилась. Оттого и ходят слухи о пропавшей, затерянной обители.

Может похвастать забытыми храмами и другой район - Беловский. Там, на возвышенности возле села Гочево (археологами это место названо "Царский дворец", ведь здесь некогда располагалась древняя крепость), произошел необычный случай.

В 1920-х годах некий старец Иона в самом центре холма начал копать яму. При этом он всем доказывал, что слышит из-под земли колокольный звон.

Когда Иона в поисках подземного храма углубился более чем на два метра, он больше не поднимался на поверхность. Родственники приносили ему еду и воду. Он же продолжал копать, утверждая, что вот-вот докопает до самого храма. Говорят, что старик в конце концов добрался до какой-то металлической двери, отворил ее и ушел в открывшееся перед ним подземелье. Как бы то ни было, но больше его никто не видел. А когда через неделю пошел дождь, яму, а вместе с ней и загадку подземного храма залило водой.




Легенды и предания курской реки - http://vkurske.com/

Из какой реки пила Екатерина II, и где затонула "золотая баржа".

Многие города России обязаны своим названием реке, на которой они строились. Не стал исключением и город Курск.

Все куряне хорошо знают две реки, которые делят город на три части. Так, Центральный округ с двух сторон обрамлен реками — с Железнодорожным их разграничивает река Тускарь, а Сеймским — Сейм.

Петух или ограда

Но есть еще одна река, которая по преданию и дала название городу. Это приток Тускари - Кур.

Это малая река длинною 17 километров, с площадью бассейна 69 квадратных километра. Кур берет свое начало севернее города в верховьях лога Кур у деревни Сотниково и впадает в реку Тускарь в черте города около площади Добролюбова.

На расположенном в пределах Курска участке реки при строительстве дорог были построены три плотины: во всех случаях вверх по течению образовались запруды. Конечный участок реки (от пересечения улиц Сосновской и Большевиков до улицы Сонина) в настоящее время заключен в подземную трубу. Вблизи впадения в Тускарь ширина реки в настоящее время всего от двух до четырех метров, глубина до 40 сантиметров.

Есть две версии откуда пошло название реки и самого города.

По одной из них — название реки связано с народным термином курья — "речной залив, узкий проток реки, заводь". Кур когда-то был полноводной, судоходной рекой, а после обмелел. Также народная этимология объясняет название от птиц - куропатки или курицы, привязав название к их обилию здесь в древности, а также к названиям близлежащих сел с "куриными" имнами.

Все эти названия русские. Но есть и другая версия - тюркская. Первое письменное упоминание о Курске относится к 1032 году и приводится в "Житие Феодосия Печерского".

С 9 по 11 века славянские поселения граничили с кочевниками, среди которых господствовали хазары и зависевшие от них печенеги.

Их движение на территориях расселения восточных славян началось с 915 года. Старейшая часть Курска располагалась на холмах, разделенных долиной реки Кур. В то время Северская земля граничила со степями, где кочевали тюркские племена. Печенеги, торговавшие со славянами, дали названия двум рекам, при слиянии которых располагалось городище: Кур, означающее "поселение", "ограда", "город", и Тускарь - "разбивать лагерь" (оба слова древнетюркского происхождения). Эти обстоятельства и археологические находки свидетельствуют о существовании славянского укрепленного поселения здесь задолго до возникновения города Курска.

В результате тюркский термин со значением "поселение" перешел в название реки Кур, определивший, в свою очередь, название города.

Что касается первичного имени Кур, то оно сохранилось неизменным благодаря простоте формы и легкому произношению.

Воды для императрице!

Сейчас речка Кур, протекающая в черте города, практически полностью "спрятана". А были времена, когда река разделяла город на две части.

По первому градостроительному плану Курска, утвержденному императрицей Екатериной II в 1782 году, город делился на две части: "Нагорную" (между реками Тускарь и Куром) и "Закурную" (за рекой Кур на запад).

Река протекала от Знаменской рощи, по Пушкарной слободе, по современной улице Сонина, сворачивала к трамвайным путям на улице Верхней Луговой, а дальше - по улице Красной Армии на Александра Невского (мимо цирка) и впадала в Тускарь.

В те далекие годы вода здесь была самой чистой и лучшей в городе. Ею, кстати, поили Екатерину II во время ее пребывания в Курске. А по всему течению речки было несколько водяных мельниц: Монастырская в Знаменской роще, Аверинская на Стезевой даче, Пономаревская внизу Золотой улицы.

У реки Кур имеет свою легенду, придание. Если есть река, то суда, ходящие по ней, обязательно должны тонуть. Так, в народе появилась красивая легенда о том, что во времена то ли Петра I, то ли Екатерины II шла по реке Кур баржа, груженая золотом. Куда она направлялась и зачем, не известно. Вот только груз не был доставлен до конечной точки, так как по неизвестным причинам "золотая баржа" затонула по середине реки Кур.

Сразу же нашлись охотники, решившие пополнить свой "золотой запас". Да вот только глубоко баржа лежала и ее груз никто из ныряльщиков не смог достать. Так и лежит она по сей день и ждет, когда ее найдут, а трюмы освободят от золотого груза.

Поверить в эту легенду трудно. Еще лет 100-150 назад река была судоходной. Правда, стоит сразу оговориться — здесь не было огромных пристаней, а также фрегатов или барж. Скорее всего, это были небольшие лодки местных жителей, которые перевозили грузы, а также прогулочные речные ботики или суденышки.

Да и максимальная глубина реки вряд ли достигала более 10 метров. Так что нашлись бы смелые люди, которые могли бы нырнуть на такую глубину и попытать счастья.

Легенда дожила до наших лет. В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века шли разговоры о том, что некие предприниматели из Японии готовы почистить русло реки Кур (которая была уже "упакована" в бетон), на берегах сделать комфортабельные пляжи- практически бесплатно. За свою работу японцы попросили оригинальную плату. Все что найдут в реке — принадлежит им.

Это уже вторая легенда, появившаяся в 20 веке.

Кур сошел с ума

А вот спокойной реку Кур назвать нельзя. Она отличалась своенравием и, как и любой водоем, во время разлива подтапливал большие территории. Высокие паводки на ней приносили много неприятностей жителям Курска не только весной.

Так, в ночь на 13 июня 1871 года низменные берега реки Кур были затоплены, водою снесены заборы и сараи, погибло много животных и несколько человек. По Херсонской улице от Авраамовской до Сосновской можно было плавать на лодках.

Местный поэт Николай Любимов в память об этом событии написал стихи:

Вот шутку выкинул нам Кур,

Как будто Волга иль Амур

Так "распустился" чересчур,

Понес мосты, посмыл дома.

Ну, словом, Кур сошел с ума.

Это наводнение унесло жизни трех человек - курянки и двух ее детей. При этом поэт был уверен, что человеческих жертв можно было избежать, если бы ответственные люди вовремя открыли шлюзы:

Или о них совсем забыли? Где ж в это время власти были?
Где были - мы о том молчок. Тут роль играет "Комарек".

Николай Любимов имел в виду знаменитый в то время трактир, располагавшийся на углу Знаменской улицы, куда частенько заглядывали служащие управы. Вот и 13 июня, по предположению стихотворца, управленцы отдыхали в питейном заведении, забыв о своих обязанностях.

Аналогичный по высоте паводок наблюдался 29 августа 1927 года. А 18 июня 1953 года при ливневом паводке Центральный рынок Курска был затоплен на высоту до одного метра.

В бетонном плену

Послевоенный Курск быстро восстанавливался, менялся его облик. Требовались новые дорожные развязки, появлялись новые здания. В новом городском плане не было место Куру. Часть реки было решено спрятать под землю. Это и было сделано в середине 70-х годов. Участок от перекрестка улицы Большевиков и Сосновской до улицы Сонина в районе цирка был закован в трубу.

Правда, и сам Кур был уже не таким полноводным, как еще 100 лет назад. А сейчас это небольшой ручей, который можно увидеть внизу улицы Сонина напротив цирка.

А сама подземная река излюбленное место для различного рода экстремалов. Можно даже сказать, что за несколько лет стала уже классикой подземного Курска. Общая протяженность закованного Кура около 300 метров. Глубина около полуметра, но встречаются места больше метра. Есть где походить, есть на что посмотреть.

Но без резиновых сапог, а также распиратора в "бетонную реку" лучше не ходить. Да и высота потолков везде разная. Есть места, где передвигаться приходится чуть ли не на корточках, а есть центральный зал, там высота тоннеля достигает почти пяти метров. Сами тоннели тоже постоянно меняются на протяжении маршрута, но всегда идут параллельно, на входе идет двойной тоннель, который выходит в центральный зал, а далее - три параллельных тоннеля, на выходе их снова два.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Ведьмин колодец и сокровище Махно: топ-5 самых интересных легенд Курского края

Каждый город России и зарубежья столетиями хранит свои тайны, которые обрастают легендами и преданиями. Корреспондент ФАН выбрал самые захватывающие истории Соловьиного края.

Ведьмин колодец и сокровище Махно: топ-5 самых интересных легенд Курского края

Ведьмин колодец

По легенде злая, завистливая и жестокая помещица сбрасывала в колодец неугодных молодых крестьянок, так как не могла вынести чужого счастья. Из-за такого скверного характера, черных холодных глаз и уродливой внешности женщина была похожа на настоящую ведьму.

Неупокоенные души красавиц по ночам выходили из колодца и искали своих возлюбленных. Однажды рядом с ямой они заметили помещицу, которая разрушила им жизнь, и утащили ее с собой на самое дно.

Ведьмин колодец и сокровище Махно: топ-5 самых интересных легенд Курского края

Женщина в белом

После смерти мужа его жена, немка по национальности, стала хозяйкой усадьбы и теперь все обязанности упали на ее хрупкие плечи. Однако она вела хозяйство исправно, не была жестока к своим крепостным, но расслабляться им не давала.

Дочь помещицы унаследовала необычайную красоту матери. В нее влюбился парень из крепостных, но барыня была против их брака. Вскоре ее ребенок умер, а из-за чего — никто не знает, а за ней ушел и влюбленный юноша.

Сын помещицы уехал жить заграницу и после смерти немки в усадьбе больше никто и не жил. Как говорят жители села Синдеевка, туда и приходить было страшно, так как каждую ночь возле угла дома появлялся светящийся столб и рядом с ним силуэт женщины в белом длинном платье и развивающимися волосами. Они отмечают, что левую руку она прижимала к своей груди, а второй указывала в сторону могил — своей и дочери.

Как-то раз у одной из женщин заболел ребенок, который медленно умирал. Соседи ей посоветовали сходить к могиле помещицы и попросить у нее помощи, так как она, судя по слухам, лечила людей. Страдающая мать так и сделала: придя на место, она встала на колени у двух могил, прося у духов прощения и помощи. Ей удалось увидеть барыню, которая погладила по голове ее малыша и исчезла.

Женщина побежала к соседям рассказывать о чуде. После этого другие жительницы села стали носить на могилы своих болеющих младенцев, оставляя возле них в качестве благодарности детскую одежду на кустах боярышника.

Ведьмин колодец и сокровище Махно: топ-5 самых интересных легенд Курского края

Тайны старого дома

О здании Суджанского музея ходят очень много слухов о живущих, якобы там, призраках. По словам сотрудниц музея, дежуря в нем допоздна, они постоянно слышат голоса, смех, шаги, стуки, поскрипывание чьих-то ступней и чувствуют присутствие кого-то чужого за спиной.

Испуганные сотрудницы выбежали из здания и обратились за помощью к дежурившим сотрудникам полиции. Они провели осмотрел всех этажей, но никого так и не нашли.

После случившегося по стечению различных обстоятельств стали умирать сотрудники Суджанского музея, а необъяснимые явления не прекратились. Некоторые были уверены, что дух хозяина старой усадьбы — купца Чупилова до сих пор бродит по коридорам и комнатам здания.

По сей день в музее происходят странные вещи, которые никто не может объяснить.

Ведьмин колодец и сокровище Махно: топ-5 самых интересных легенд Курского края

Сокровище Махно

Рядом с деревней Нижняя Паровая солдаты Красной армии полностью уничтожили один из отрядов Махно.

Один из махновцев, который был тяжело ранен, смог спастись после боя и скрыться. Хозяин лесной пасеки радушно принял мужчину, пытался поставить его на ноги, но, к сожалению, бандит в итоге умер.

Согласно легенде, махновец перед смертью рассказал своему спасителю о недалеко расположенной закрытой бочке, в которой хранятся награбленные украшения. В скором времени эти слухи распространились по соседним селам и деревням, а кладоискателям найти сокровища так и не удалось.

Однако пасечник до последнего хранил тайну погибшего бандита и рассказал о ней только перед смертью своему родственнику, который и нашел заветную бочку. В ней оказалось много драгоценных украшений, золотых и серебряных монет.

По дороге домой в Курск мужчину убили, а сокровище было украдено и утрачено навсегда.

Ведьмин колодец и сокровище Махно: топ-5 самых интересных легенд Курского края

Укол

Во времена правления Петра I на берегу реки Тускарь, рядом с Ливенской дорогой, поселились братья Уколовы. Сначала они жили мирно в двух однодворческих хуторах. Однако такая жизнь им надоела, они захотели легко разбогатеть и стали бандитами.

Свои нападения мужики любили совершать на дорогах, в лесах и урочищах возле руки Моркость. Они загоняли людей в трясины и грабили их. Вскоре старшего Уколова поймали, он был вынужден рассказать, где находятся сокровища.

Ранее ФАН сообщал, что в Курске в честь Всемирного дня труизма была создана гастрономическая карта с традиционными блюдами региона и его окрестностей. Например, на праздничный стол можно приготовить гусятину по-курски или картофельную друньку, которые приятно удивят ваших гостей и близких.

Читайте также: