Сообщение о прикладном искусстве коми

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Современное народное искусство Республики Коми. Республика Коми - богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские." — Транскрипт:

1 Современное народное искусство Республики Коми

2 Республика Коми - богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра. Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села. Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков. Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народное ремесло и художественные промыслы. Наибольшее развитие получили художественная обработка и резьба по дереву, плетение из бересты, лозы, соснового корня, традиционная роспись по дереву, узорное вязание и ткачество, обработка меха, разные виды женского рукоделия - лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение и т.д. Изделия мастеров коми – берестяные туеса, короба, шкатулки с тиснением, ажурной резьбой и росписью, резные деревянные солонки, чаши, братины, и многое другое – привлекают к себе внимание на выставках, фестивалях.

3 Художественная обработка бересты Промысел разнообразных изделий из бересты широко распространен в Республики Коми Береста, благодаря своим уникальным свойствам (прочности, гибкости, водонепроницаемости), издавна широко применялась в крестьянском быту. Берестяная утварь и сейчас востребована в хозяйстве. Промысел разнообразных изделий из бересты широко распространен в Республики Коми.

4 Резьба по дереву Наибольшее развитие у мастеров коми получила объемная резьба из березового нароста (капа, сувеля). Братины, чаши, ковши, солонки, выполненные в виде птиц и зверей, являются наиболее популярными изделиями из капа. Среди резных изделий особое место занимают утки – солонки. Утка – особый персонаж в коми мифологии, Она является символом плодородия и семейного благополучия.

5 Традиционное ткачество Ткачество в Республике Коми имеет давние традиции. Необычные техники ткачества использовались в изготовлении национальных костюмов, полотенец, салфеток. Наибольшее распространение в быту получили тканые половики. Они отличаются насыщенной цветовой гаммой и игрой цветных полос и квадратов.

6 Плетение из лозы и корня сосны Ивовые прутья (лоза) и сосновый корень - настоящий чудо материал. Из гибких, очищенных прутьев ивы сельские и городские мастера плетут корзины, вазы, сухарницы, различные комплекты дачной мебели, панно и многое другое. Изделия из соснового корня необычайно красивы и долговечны - эксклюзивные сумочки, короба, шкатулки, игрушки.

7 Лоскутное шитье Лоскутное шитье становится все более популярным видом творчества у женщин Республики Коми. В умелых руках мастериц из различных лоскутков ткани рождаются сюжетные панно, одеяла, покрывала, подушки, куклы.

8 Узорное вязание Узорное вязание на спицах - еще одна область традиционного искусства, которое приобрела историческое значение и развивается в наши дни. В настоящее время, ручное вязание получило самое широкое бытование и в городе, и в деревне. Вязаные чулки, носки и варежки с нарядным орнаментом – непременная принадлежность северных красавиц. Также мастера вяжут разнообразные современные предметы женской одежды : головные уборы, шарфы, жакеты, но непременно с традиционным узором.

10 Мастера Республики Коми

11 Агеев Леонид Митрофанович г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

12 Волкова Майя Ивановна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Член Союза художников России

13 Гилева Тамара Васильевна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

14 Иванова Валерия Михайловна 1944 г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

15 Кокорина Елена Валентиновна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

16 Кольчурина Тамара Семеновна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми

17 Кустов Виктор Дмитриевич г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России

18 Попов Василий Васильевич г. р Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России Член Союза художников России

19 Пушина Ирина Владимировна г.р. Член Союза мастеров Республики Коми

20 Торопов Валерий Лаврентьевич г.р. Член Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России Член Союза художников России

21 Чичкарев Артем Львович г.р. Председатель Союза мастеров Республики Коми Народный мастер России Член Союза Художников России

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) —создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Изделия мастеров Коми Художественная обработка бересты Резьба по дереву Традиционное ткачество Плетение из лозы и корня сосны Лоскутное шитье Узорное вязание Пошив одежды меха оленя

Пошив одежды из меха оленя Коренные жители территории — ненцы (населяют территорию свыше 500 лет Традиционно одежда на севере изготавливалась и изготавливается из меха и кожи. Нитками служили оленьи сухожилия.

Одежда ненецкого мужчины - МАЛИЦА

Традиционная одежда ненецкой женщины — ПАНИЦА

Узор и орнамент народа Коми ЗИМА РЕКА ТАЙГА мужчина женщина ребенок девочка оленевод дерево чум олененок олень рыба солнце

В солнечный день в тайге оленеводы пасли оленей и оленят, возле реки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА".


Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С.


Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников.


Цель проектаФормирование основ нравственной культуры, гуманистического отношения к окружающему миру и любви к родному краю.Назначение проектаМероприятия, направленные на расширение знаний и представле.

Участие в интернет-конкурсе декоративно- прикладного творчества "Республика КОМи глазами детей 2017"

Работа со смешанным материалом "Чудо-рыба".


Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми"

Распоряжение правительства Коми "О праздновании 100-летия образования Республики Коми".

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №1
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №2
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №3
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №4
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №5
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №6
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №7
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №8
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №9
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №10
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №11
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №12
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №13
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №14
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №15
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №16
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №17
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №18
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №19
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №20
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №21
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №22
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №23
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №24
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №25
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №26
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №27
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №28
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №29
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №30
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №31
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №32
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №33
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №34
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №35
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №36
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №37
Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №38

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №1

Слайд 1

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №2

Слайд 2

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №3

Слайд 3

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №4

Слайд 4

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №5

Слайд 5

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №6

Слайд 6

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №7

Слайд 7

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №8

Слайд 8

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №9

Слайд 9

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №10

Слайд 10

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №11

Слайд 11

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №12

Слайд 12

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №13

Слайд 13

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №14

Слайд 14

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №15

Слайд 15

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №16

Слайд 16

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №17

Слайд 17

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №18

Слайд 18

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №19

Слайд 19

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №20

Слайд 20

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №21

Слайд 21

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №22

Слайд 22

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №23

Слайд 23

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №24

Слайд 24

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №25

Слайд 25

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №26

Слайд 26

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №27

Слайд 27

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №28

Слайд 28

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №29

Слайд 29

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №30

Слайд 30

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №31

Слайд 31

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №32

Слайд 32

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №33

Слайд 33

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №34

Слайд 34

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №35

Слайд 35

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №36

Слайд 36

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №37

Слайд 37

Декоративно- прикладное искусство и народные художественные промыслы Республики Коми, слайд №38

Слайд 38


Культура и традиции

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

Рукодельница.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Фото Владислава Грасса

Фото Владислава Грасса

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

Дом в Эжолты

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) — из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.

Читайте также: