Сообщение о предприятиях машиностроения россии

Обновлено: 30.06.2024

Машиностроение – одно из лидирующих направлений промышленности нашего государства. Отрасли машиностроения в России многочисленны и разнообразны, на их специализацию приходится производство огромного количества продукции, полезной для общества и страны.

Автомобилестроение в нашей стране, не смотря на полосу затяжного кризиса прошлых лет, к 2019-му году стоит на пути развития, что позволило России еще в 2017 году войти в число 15-ти крупнейших автопроизводителей по всему миру. Лидирующими предприятиями автомобилестроения в нашей стране являются АвтоВАЗ, КАМАЗ и Группа ГАЗ.

Железнодорожное машиностроение специализируется на выпуске пассажирских вагонов, вагонов метрополитена, электропоездов и моторвагонных подвижных составов, а также грузовых вагонов, цистерн и тепловозов. К ключевым российским предприятиям в данной отрасли относятся Трансмашхолдинг, Метровагонмаш, Уралвагонмаш, Вагонмаш и Уралвагонзавод.

Отрасль авиастроения нацелена на самолётостроение (в том числе и военное), вертолётостроение, а также на двигателестроение. Ключевыми представителями авиапрома в нашей стране являются Объединённая авиастроительная корпорация и Оборонпром.

Судостроительная отрасль, в свою очередь, ориентирована на кораблестроение и создание морской техники любых типов, а также на судоремонт, производство двигательного, палубного, навигационного оборудования и комплектующих для морских судов. Крупнейшие роли в судостроении отведены Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Калининградской области. Важное место занимает и военное судостроение, относящееся к Военно-промышленному комплексу нашей страны.

Так же в нашей стране развиты такие направления машиностроения, как ракетно-космическая промышленность (производство ракетно-космической техники и их компонентов), сельскохозяйственное машиностроение (производство сельскохозяйственной техники, тракторов, зерноочистительной техники и так далее), городской электротранспорт (выпуск троллейбусов и трамваев), оптико-механическая промышленность (производство оптико-механических и оптико-электронных приборов), нефтегазовое оборудование.

На каждую из вышеперечисленных отраслей машиностроения приходится большое количество выпускаемой продукции, находящей своё применение во многих странах за пределами России (страны СНГ, Китай, Индия, Сирия, Вьетнам, Иран, Болгария, Польша). Разнообразие и развитие продукции машиностроения дает возможность роста экономики нашей страны, достигающегося путём совершенствования технического прогресса, а также увеличения качества профессионализма квалифицированных работников. Именно качество трудового ресурса является одним из определяющих факторов в прогрессе машиностроения не только в России, но и во всем мире.

Машиностроение в России

Машиностроение в России

Древний Египет — одна из древнейших цивилизаций в мире. Поэтому, древнеегипетская культура имела долгую и богатую историю. Пик развития датировался 5500 годом до н.э, это подтверждают найденные археологами вещи той эпохи.

Приспособление лыжи придумали люди много лет назад. Их они использовали для передвижений на большие дистанции. Изначально лыжи назывались снегоступы, они были популярны среди древних охотников, которые используя снегоступы, отправлялись за добычей

Анатолий Георгиевич Алексин – известный русский классик, драматург и сценарист. Он был рожден в Москве в 1924 году. Настоящая фамилия – Гоберман. Отец Анатолия являлся преподавателем в институте экономики,

Россия – индустриальная страна с многовековой историей развития промышленности. Соответственно машиностроительные заводы России играют ведущую роль в экономике страны. В общем объеме промпроизводства доля продукции машиностроения колеблется в пределах 20%. Это хороший среднемировой уровень, однако, его необходимо повышать, ведь в ряде промышленно развитых стран этот показатель близок к 40% и более.

Машиностроительные заводы России

Место отрасли в промышленности России

В 2013 году машиностроительные заводы России заработали 190 млрд долларов (6 триллионов рублей). Всего в РФ действуют 19 отраслевых комплексов, более ста подотраслей и отдельных производств. В машиностроении задействовано свыше 40000 предприятий всех уровней и различных форм собственности (из них 2000 – крупных), что составляет треть от общего количества промпредприятий. В отрасли занято 1/3 всего работающего населения: более 4,5 млн человек (3,5 млн из которых – рабочие). Большое количество работников определяет социальную значимость отрасли в обеспечении занятости населения.

Историческая справка

Народы на территории России обработкой металлов занимались с незапамятных времен. На Урале обнаружены древние поселения, где плавили металл и изготавливали из него различные изделия более 6000 лет назад. В Киевской Руси уже в X веке существовали крупные мастерские, изготавливавшие сложные изделия. В XII веке наши предки освоили токарные и фрезерные станки. Однако первые машиностроительные заводы в России появились в XVI веке. Они были связаны с оружейным делом и размещались в Туле. Производство базировалось на местной железной руде, но было малочисленным, разрозненным и несистемным.

Революционные изменения в отрасли произошли при Петре I, который вел активную экспансионную политику. Его армии требовалось больше современного оружия, амуниции, оборудования. С открытием крупных месторождений железной руды на Урале там же были созданы и машиностроительные предприятия, главным образом оружейные.

Машиностроительные заводы России список

Локомотивы отрасли

В число ведущих входят, в основном, предприятия автомобилестроения (подотрасли гражданского машиностроения с наибольшей долей в структуре выпуска машиностроительной продукции) и ВПК, а общее количество крупных машиностроительных производств (с годовым оборотом больше 5 млрд рублей) относительно невелико.

Холдинги и ФПГ

Крупнейшие машиностроительные заводы России

Список предприятий, насчитывающих более 12000 работников, сократился на порядок (со 120 до нескольких десятков). ТОП-10 компаний по числу трудящихся на них людей за последние десятилетия претерпел кардинальные изменения. Ряд заводов фактически банкроты, другие значительно уменьшили персонал. Для примера приводим сравнительную таблицу гигантов машиностроения на пике своего развития и на сегодняшний день.


Заводы машиностроения в Российской Федерации

Машиностроение является одной из самых больших и важных отраслей промышленности России. На территории Российской Федерации находится значительное количество больших и средних организаций машиностроительной отрасли. На долю машиностроительной отрасли приходится 12% от всего производства промышленности государства. Экспортный оборот российской машиностроительной отрасли вырос в 2018 год почти до 30 миллиардов долларов.

На сегодняшний день в машиностроении самыми крупными организациями в Российской Федерации являются:

В начале 1971 года завод был введен в эксплуатацию, а уже 16 июня этого же года с конвейера сошёл стотысячный автомобиль марки Волжкого автомобильного завода. В 1973 году был произведён миллионный автомобиль. Первоначальная проектная мощность АвтоВАЗа была рассчитана на 220000 автомобилей в год, а на начало 2012 года она была доведена до 900000 машин ежегодно.

Экспортные поставки произведённых автомашин, АвтоВАЗ производит в основном в страны Содружества Независимых Государств, что составляет около 90% экспорта, и только 5% продукции отгружается в государства Европы.

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)

В 32 году XX столетия запущено в эксплуатацию автомобильное предприятие в городе Нижний Новгород для производства автомобилей. Первоначальное название данного предприятия было Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова, и позже переименовано в Горьковский автомобильный завод.

Горьковский автомобильный завод является одним из самых крупных автомобилестроительных заводов, производящий легковые и грузовые автомобили, микроавтобусы и военную технику.

Первые автомобили завод выпустил в начале 1932 года при помощи разработок компании Ford, но даже у первых автомашин были произведены некоторые изменения. Сотрудничество с компанией Ford продолжалось до 1935 года, затем контракт расторгли по согласию сторон.

Во время Великой Отечественной войны завод полностью работал для нужд фронта, производя боевую технику.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

За годы войны произведено большое количество техники и военного снаряжения:

В начале 1981 года выпущен десятимиллионный автомобиль. В 80-ые годы XX столетия разрабатываются автомашины с дизельным двигателем. В 1984 году произведён первый дизельный автомобиль, а также развернулось строительство предприятия по изготовлению дизельных двигателей.

По окончанию существования Союза Советских Социалистических Республик в промышленности Российской Федерации наступили кризисные годы. В 90-е годы ГАЗ преобразовался в ОАО, и подписал большое число контрактов с зарубежными предприятиями по изготовлению автокомпонентов.

Кризисный 2008 год не обошёл и ГАЗ. Было принято множество мер по выходу из кризисной ситуации, вплоть до продажи некоторых активов. А с 2010 года ГАЗ начинает сотрудничество с группой компаний Daimler, начиная производство лёгких грузовиков Mersedes-Benz Sprinter.

Первый автомобиль произведён 16 февраля 1976 года. С того времени было произведено более 2,25 миллиона автомашин и примерно 2,85 миллиона двигателей. Треть грузовых автомобилей на территории Российской Федерации и государствах СНГ – это автомобиль КАМАЗ. Автомобили Камского автомобильного завода выполняют свою работу в 80 странах мира.

На сегодняшний день Камский автомобильный завод стоит в перечне двадцати самых больших в мире изготовителей тяжелых грузовых машин.

Основная направленность в функционировании завода:

  • полный цикл производства грузовых автомобилей, начиная с проектировки заканчивая послепродажной гарантией и обслуживанием: бортовые авто, самосвалы и другие типы грузовых автомобилей.
  • Изготовление автобусов.
  • Специальная автомобильная техника.

В структуру завода входит 89 организаций, которые находятся не только на территории Российской Федерации, но и за её границами, а также более 180 дилерских центров. Одной из дочерних организаций КамАЗа является крупная лизинговая фирма.

С 2008 года ведёт свою деятельность корпоративный университет при предприятии, на базе данного университета расположены учебные центры по обучению молодых сотрудников.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Уральский завод тяжелого машиностроения

Уралмашзавод, введённый в эксплуатацию в 1933 году, является самым крупным в Российской Федерации изготовителем оборудования для металлургической, горнодобывающей и энергетической отрасли.

К данному оборудованию относятся:

  • Прокатные станки.
  • Машины непрерывного литья заготовок.
  • Доменное и дробильно-размольное оборудование.
  • Буровые установки.
  • Тяжелые гидравлические прессы.

До Великой Отечественной войны на Уралмашзаводе разработано эксклюзивное оборудование по специфическим проектам для крупных горных и металлургических организаций Советского Союза. Первый электрический карьерный экскаватор, первая отечественная крупная дробилка, первая агломерационная машина – данная техника произведена экспертами УЗТМ в сжатые сроки.

Оборудование, которое производит Уралмашзавод, применяется для добычи и переработки более 70% железной руды, выплавки более 60% всей стали производимой в России, изготовления всех железных рельсов.

Во время Великой Отечественной войны, как и многие предприятия, Уралмашзавод был перепрофилирован на производство обороной продукции.

В 1946 году была изготовлена последняя самоходная артиллерийская установка, после чего поставлена на площади предприятия, как монумент, прославляющий работников Уралмашзавода.

С 1947 года началось массовое производство карьерных экскаваторов с ковшами. А на следующий год специалистам предприятия за разработку карьерного экскаватора была вручена правительственная премия.

С 1949 года завод начинает производство шагающих экскаваторов.

Гост

ГОСТ

Заводы машиностроения в России

Машиностроение – одна из крупнейшей и важнейших отраслей промышленности. На территории России располагается более 2000 тыс. крупных и средних предприятий машиностроения.

Доля России в этом сегменте мирового рынка составляет 23%, и уступает только США (32%).

На 2009 год Россия имела сотрудничествов этой сфере с 80 странами мира и экспортировала свою продукцию более чем в 60 стран.

Крупнейшие машиностроительные предприятия России

  • АвтоВАЗ
  • ГАЗ
  • Трансмашхолдинг
  • Ростсельмаш

АвтоВАЗ

АвтоВАЗ – это крупнейшая компания в России, занимающаяся автомобилестроением.

С 2017 года 64% компании принадлежит Alliance Rostec Auto B.V..

16 июня 1971 года был выпущен 100 тысячный автомобиль марки ВАЗ. Официально завод был принят в эксплуатацию 22 декабря 1973 года после выпуска своего миллионного автомобиля.

В годы экономического кризиса завод АвтоВАЗ получил субсидии от государства на погашение долгов, также он попал под программу субсидирования.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на все предпринимаемые усилия, АвтоВАЗ находится не в самом выгодном положении, в 2016 года ее убытки составили на 47% больше чем в 2015 году.

При этом по продажам на внутреннем рынке компания занимает лидирующие позиции. Лидером в серии Лада стала модель Lada-Priora.

Рисунок 1. Годы производства и модельная линейка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – одно из крупнейших автомобилестроительных предприятий, выпускающее легкие автомобили, микроавтобусы и военную технику.

Первые автомобили выпускались на заводе по схемам американской компании Ford, хотя в них был внесен ряд изменений (усилено сцепление, изменена форма радиаторов и тп.).

Вплоть до 1935 года завод активно принимал поддержку от компании Ford.

В годы Великой отечественной войны предприятие было всецело направлено на производство военной техники.

В марте 1981 года с конвейера сошел 10-милионный автомобиль. В эти же годы началась работа над автомобилем с дизельным двигателем, так как дизелизация была приоритетной задачей того времени. В связи с этим началась реорганизация завода, которая позволила уже в 1993 году запустить производство дизельных автомобилей.

После распада СССР промышленность России испытывала кризис, завод ГАЗ одним из первых пытался адаптироваться к новым условиям. В 1992 года он был преобразован в ОАО.

В 1996 году ГАЗ стали первыми кто применил технологию четырех клапанов на цилиндр, хотя вытеснить своих карбюраторных предшественников у них вышло не сразу.

Так же в 90-е годы, ГАЗ, заключили немало договоров с иностранными компаниями по производству автокомпонентов.

В 2008 году завод столкнулся с финансовым кризисом и кризисом сбыта, что привело к нескольким остановкам конвейеров для сбыта уже выпущенной продукции. В этом же году принимая во внимание долги перед поставщиками, правительством было принято решение оказать финансовую поддержку заводу ГАЗ.

В 2010 году ГАЗ заключили договор с концерном Daimler на выпуск автомобилей Mersedes-Benz Sprinter.

В середине июня 2011 года Volkswagen Group Rus и группа ГАЗ подписали соглашение на восемь лет о контрактной сборке 110 000 легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках перехода Volkswagen на новый режим промсборки автомобилей в России.

Трансмашхолдинг

Трансмашхолдинг - это крупнейшая компания, занимающаяся выпуском железнодорожной техники (электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны, вагоны для метрополитена).

За 2016 год выпуск продукции на данном производстве вырос на 22%. Несмотря на то, что компания сравнительно молодая (существует с 2002 года), она уже является одной из самых крупных.

В 2005 году Трансмашхолдинг объединился с немецкой компанией Siemens AG, которая специализируется на создании высоковольтных статических преобразователей.

Позже, была приобретена компания FTD Dessau — старейший инжиниринговый и производственный центр в Европе.

В 2015 году компания получила от государства заем в размере 106 млн., на освоение производства тяговых электродвигателей. Запуск данной модели позволит заменить двигатели, производимые в Украине, и превзойти по техническим характеристикам зарубежные аналоги.

В 2016 году Трансмашхолдинг вошел в топ 50 крупнейших в мире технологических компаний.

Ростсельмаш

Компания, входящая в пятерку самых крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, берет свое начало с 1929 года.

В годы войны многие цеха перестраивались под выпуск военной техники.

После окончания войны, начиная с 1955 года, Ростсельмаш стал специализироваться на выпуске зерноуборочной техники. Последующие выпускаемые комбайны претерпели ряд изменений, что позволило увеличить их производительность.

В дальнейшем завод приступил к выпуску кукурузоуборочных, томатоуборочных и рисоуборочных комбайнов.

В 2005 году Ростсельмаш получил медаль на конкурсе инноваций SIMA-2005 (Франция).

В 2009 году Ростсельмаш приобрел часть активов американской компании Red Ball для развития производства опрыскивателей.

В нынешнее время Ростсельмаш только наращивает производство, в 2017 году показатели выпуска продукции увеличились на 70%.


В РФ существуют и развиваются тяжёлое, среднее и общее машиностроение. Так сложилось исторически. В 1804 году в стране появилось первое машиностроительное предприятие – завод паровых двигателей в Санкт-Петербурге. Сегодня их более 40 тысяч. Но лишь 2 тысячи – крупных. Они обеспечивают рабочими местами более 3,5 млн россиян.

Никакая материальная сфера деятельности человека не сможет существовать без машиностроения. От состояния и развития отрасли зависит функционирование многих отечественных производств, куда машиностроительные предприятия поставляют:

  • машины и оборудование;
  • электро-, электронное и оптическое оборудование;
  • транспортные средства.

И это, не считая предметов потребления для населения.

Предприятия машиностроительной отрасли

В десятке крупнейших организаций машиностроения:

От того, насколько интенсивно развивается машиностроение, во многом зависит экономическое благосостояние государства. А значит его позиции и влияние на мировой политической арене. Но у этой ведущей отрасли промышленности имеются очень серьёзные проблемы. Одна из самых серьезных – более чем наполовину изношенные основные фонды. Особенно если учесть, что обновляются они крайне медленно. Людям приходится трудиться на станках и машинах, свой эксплуатационный срок давно уже отслуживших. А старение кадров только усугубляет проблему. Поступает ультрасовременное оборудование, а специалистов соответствующей квалификации, способных на нем работать, недостает. Недостает высококвалифицированного персонала.

И если решений не будет найдено, отрасли предстоят пережить непростые времена.

Читайте также: