Сообщение о предприятии машиностроительного комплекса г о коломна

Обновлено: 02.07.2024

Период Великой Отечественной войны - особая страница в истории нашей страны. На фронте шли ожесточенные бои, советские солдаты, не щадя себя, сражались до последнего вздоха. Но и труженики советского тыла каждый день совершали подвиг во имя Победы. Об этом свидетельствуют архивные документы. Так, документы фонда Коломенского орденов Ленина, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени тепловозостроительного завод имени В.В. Куйбышева (Ф.Р-201) рассказывают об организации, развитии и совершенствовании производства танков, артсамоходов и другой боевой продукции, освоенной и выпускавшейся коллективом предприятия в годы Великой Отечественной войны, а также о нелегком труде и быте его рабочих.

В начале октября 1941 г. немецкие войска находились уже недалеко от Москвы, и было принято решение об эвакуации завода. Основная часть работников и оборудования завода подлежала эвакуации в г. Киров. В г. Молотов (ныне г. Пермь) эвакуировалось производство боеприпасов, а в г. Красноярск – производство платформ для зенитных орудий.

В 1944 г. Коломенский паровозостроительный завод из г. Кирова перебазировался в г. Харьков на территорию трижды орденоносного харьковского завода № 75 Наркомата танковой промышленности (до 1939 г. - Харьковский паровозостроительный завод, до 1960-х - машиностроительный завод № 183 и его филиал завод № 75, сейчас Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, выпускающий двигатели, тепловозы и танки). Харьков и территория заводов № 75 и № 183 были дважды заняты немцами – 24 октября 1941 г. и 14 марта 1943 г. К моменту окончательного освобождения г. Харькова Красной армией заводы № 75 и № 183 представляли собой груды развалин. Рабочие и инженерно-технические работники на своих участках работали по очистке площадей от завалов и производили ремонт окон, дверей, крыш и стен. Ремонтных строительных материалов не было. Была разобрана часть деревянных бараков и сараев, находившихся на территории завода, и это служило материалом для строительных работ. Для восстановления машин нужен был ремонтный фонд в виде деталей и узлов, которых завод не мог изготавливать. Был организован сбор механизмов и деталей на полях сражений с разбитых и не подлежащих ремонту танков – таким образом, был значительно восполнен недостаток деталей. Завод также оснащал армию боевой техникой, собирая мощные гусеничные арттягачи.

Одной из форм мобилизации коллектива на выполнение производственных задач являлась хорошо организованная наглядная агитация. На территории восстановленного завода и в цехах были установлены газетные витрины, витрины для стенгазет, доски показателей хода соревнований цехов. С целью удовлетворения культурных запросов работающих был восстановлен клуб завода, при клубе созданы библиотека и читальня. Большую работу завком профсоюза провел по восстановлению заводского Дворца культуры. Была проведена заводская художественная олимпиада, в которой участвовало 19 цеховых кружков самодеятельности.

День Победы был встречен общим торжеством всего завода. 9 мая в 8 ч. утра все собрались на общезаводской митинг со знаменами, песнями и радостью в сердцах.

Публикацию подготовила ведущий специалист отдела ИОПАД Е.С. Богданова



Корпус снаряда. 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 12.


Спарка миномета М-13. 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 3.








Продукция завода периода эвакуации: гранаты и противотанковые ежи. 1941 г.
Место съемки: г. Коломна, Коломенский машиностроительный завод им. В.В. Куйбышева
Автор съемки неизвестен Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 1. Л. 36, 36 а












Разрушенный завод № 75 после оккупации г. Харькова. 1943 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 4, 4а, 4б, 5, 5а.


Танки, прибывшие с полей сражения для ремонта. 1943 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 14.


Отправка эшелона с готовой продукцией завода. 1943 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 14а.


Рабочая Порхоменко за изготовлением деталей танков. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 72.


Рабочий Ткаченко за изготовлением деталей танков. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 72а.


АТ-45 буксирует артсистему по территории завода. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 74.


Первая опытная партия арттягачей на заводском дворе. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 2. Л. 85




Наглядная агитация. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 203, 218, 219.


Молодежный коллектив художественной самодеятельности цеха № 620. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 231.


Выступление кружка художественной самодеятельности. 1944 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 199.



Общезаводской митинг в День Победы 9 мая 1945 г.
Место съемки: г. Харьков, Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева
Автор съемки неизвестен
Филиал РГАНТД. Ф. Р-201. Оп.2-1. Д. 3. Л. 96.

ОАО Холдинговая Компания "Коломенский завод" - одно из старейших предприятий России в области транспортного машиностроения. Основан Коломенский завод в 1863 году. Непосредственным толчком к возникновению завода послужила постройка железнодорожной магистрали Москва - Саратов. Начальником одного из участков этой дороги был Н.В. Струве - будущий основатель завода в Коломне.

Коломенский завод впервые стал строить мосты для железнодорожного и других видов транспорта. Примерами могут служить старый железнодорожный мост в Коломне, Литейный мост в Санкт-Петербурге и другие.

Наряду с пароходами, паровозами, тепловозами и дизелями в разное время завод выпускал вагоны, трамваи, с/х и военную технику, оборудование для металлургических предприятий, тракторы, локомобили, ткацкие станки и другую, необходимую народному хозяйству продукцию.

Специализация предприятия и основные направления производства – локомотивостроение и дизелестроение, сформировавшееся еще в дореволюционный период, сохраняется и в настоящее время.

Сегодня в производстве находятся магистральные тепловозы, среднеоборотные дизели и дизель генераторы, которые используются в тепловозостроении, на карьерных автосамосвалах, стационарных и морских буровых установках, передвижных электростанциях.

Продукция изготавливается на базе собственных конструкторско-технологических разработок и проходит полный технологический цикл: от производства литых и кованых заготовок до металлообработки, окончательной сварки и испытания готового изделия.

4 декабря 2003 года в рамках визита в Коломну, Коломенский завод посетил президент РФ В.В.Путин. Глава государства отметил заслуги предприятия и важную роль его дальнейших достижений в реализации транспортной стратегии России.

Коломенский завод награжден тремя орденами: Ленина, Трудового Красного знамени и Октябрьской революции.

Высокий технический уровень продукции предприятия подтвержден неоднократным присуждением государственных наград работникам завода за создание новой техники и освоения серийного выпуска новой продукции.

Завод не останавливается на достигнутом - осваивает выпуск локомотивов нового поколения и расширяет диапазон модификаций дизельных двигателей.


Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) создано Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1576 от 11 апреля 1942 г. специально для разработки минометного вооружения.

За короткий срок из отдельных разрозненных войной конструкторских групп был организован технически сильный творческий коллектив во главе с Б. И. Шавыриным, развернувший работы по обеспечению нужд фронта в минометном вооружении. В сложных и исключительно трудных условиях военного времени коллектив КБМ оперативно решает различные вопросы, выявленные в процессе эксплуатации минометов в войсках, осуществляет авторский надзор на заводах и непосредственно на фронте, налаживает непрерывно нарастающее в процессе войны производство минометного вооружения.

Конструкторы КБМ разработали несколько модификаций образцов минометов для различных условий боевого применения, осуществили доработку 82-, 107- и 120-мм минометов.

Творческий результативный труд конструкторского коллектива был высоко оценен партией и правительством. В 1942 году Сталинской премии были удостоены начальник и главный конструктор СКБ Б. И. Шавырин, заместитель главного конструктора Е. А. Ягупов и начальник группы Г. Д. Ширенин. Выдающуюся роль в создании новых образцов минометного вооружения сыграли такие яркие специалисты, как С. В. Гусовский, А. Г. Соколов, С. П. Ванин, П. В. Горячев, В. И. Лукандер, С. Б. Добринский.

В миномётном вооружении - значительная часть миномётов нашей армии (около 80 %), участвовавших в боевых операциях Великой Отечественной войны, были разработаны коллективом под руководством Б. И. Шавырина, сыграв огромную роль в достижении Великой Победы 1945 г.


КБМ Коломна миномёты
КБМ Коломна миномёты

В послевоенный период (1947-56 гг.) разработана система минометного вооружения Советской армии, завершившаяся созданием самого мощного, единственного в мире, миномета - 420-мм самоходной минометной установки "Ока". Сегодня акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Конструкторское бюро машиностроения" (АО "НПК "КБМ") - крупный конструкторский и научно-производственный центр, проводящий работы по проектированию, изготовлению, испытанию и в целом комплексной отработке вооружения и военной техники различного направления.

АО "НПК "КБМ" является головным разработчиком комплексов управляемого вооружения по четырем направлениям:

- переносные зенитные ракетные комплексы;
- противотанковые ракетные комплексы;
- оперативно-тактические ракетные комплексы;
- комплексы активной защиты.

По комплексам активной защиты КБМ впервые решило принципиально новую сложнейшую научно-техническую проблему и создало КАЗ "Арена", способный поражать средства, представляющие наибольшую угрозу для объектов бронетанковой техники, что позволяет поднять их выживаемость на поле боя.

Мощный научный, конструкторский и производственный потенциал АО "НПК "КБМ" обеспечивается благодаря высококвалифицированным кадрам, производственному оборудованию, уникальной испытательной базе, стендам, средствам моделирования, хорошо организованной инфраструктуре предприятия. У предприятия мощные, налаженные десятилетиями совместной работы связи со смежниками, серийными заводами. Конструкторские и производственные подразделения (включая испытательный полигон) позволяют оперативно реализовывать замкнутый цикл проектирования: "разработка - изготовление - испытания".

Предприятие активно развивает деловые отношения с ведущими фирмами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, участвует в международных выставках вооружений и военной техники.

В Коломенском Политехе презентовали деятельность студенческого конструкторского бюро

Сейчас в бюро трудятся 11 студентов. Они занимаются конструкторскими разработками совместно со специалистами Инжинирингового центра двигателестроения ТМХ (ИЦД ) по нескольким актуальным направлениям в двигателестроении.

Эти локомотивы эксплуатируются на железных дорогах России и за рубежом. Могут обеспечивать перевозку состава массой до 6400 тонн.

Локомотивы с двухпроводной системой энергообеспечения вагонов, произведенные на Коломенском заводе, поступают в ж/д депо страны

В прошлом году ещё четырьмя новыми локомотивами ТЭП70БС №№352-355 пополнилось депо Санкт-Петербург-Варшавский.

Сразу в нескольких номинациях этого проекта представлены работы и инициативных сотрудников нашего предприятия. Поддержим их в зрительском голосовании!

Коломенский завод получил благодарность за помощь в издании книги

Авторами этого замечательно издания стали бывший работник Коломенского завода Николай Егорович Королев и увлеченной темой футбола коломенец Никита Шилягин

Оператор станков Александр Березин стал участником традиционного карнавального забега Space Carnival

Александр пробежал полумарафон за рекордное для себя время – 1 час 27 минут 16 секунд.

На Коломенском заводе изготовлен дизель-генератор 5-26ДГ-02 №300

На предприятии продолжаются поставки серийных дизель-генераторов 5-26ДГ-02 для модернизации тепловозов.

Сотрудники Коломенского завода получили дипломы и сертификаты за пройденный

Заслуженные награды уже в течение месяца поступают на электронные почты победителей и участников Всероссийской экологической акции.

Игорь Мочалин стал гендиректором Коломенского завода

Генеральный директор Коломенского завода поздравил коллектив предприятия с наступающим Новым 2022 годом!

Генеральный директор АО "Коломенский завод" поздравил коллектив предприятия с наступающим Новым 2022 годом!

Коломенский завод завершил поставки локомотивов для ОАО

Сегодня в ТЧЭ-10 Самара Куйбышевской железной дороги уехал последний в этом году пассажирский электровоз ЭП2К №447.

На заводе появились светящиеся инсталляции

Вдоль дороги от центральной проходной завода до машиносборочного цеха можно увидеть яркие фигуры елки, снеговика, новогодних саней и символа наступающего года – тигра.

23 декабря исполнилось 105 лет с момента торжественного открытия Дворцового моста в Санкт-Петербурге

22 декабря на заводе праздную профессиональный праздник - День энергетика

За два последних года на нашем предприятии были осуществлены масштабные работы, которые уже дали существенную экономию не только ресурсов, но и финансовых средств. Они ведутся в рамках программы технического перевооружения и модернизации Коломенского завода.

Эта предновогодняя акция благотворительного фонда "Исток" проходит с 15 по 24 декабря в торговом центре РИО (г. Коломна).

На участке крышек и клапанов механического цеха №10 Коломенского завода работает аппарат для порошково-плазменной наплавки клапанов

На этом оборудовании обрабатывают выпускные клапаны для всех дизельных двигателей производства предприятия.

С 15 по 17 декабря в г. Москва состоялся слет молодежного движения Инжен ТМХ

В нем приняли участие представители молодежных советов предприятий, входящих в состав ТМХ, в том числе, и работники Коломенского завода.

17 декабря делегация Коломенского завода приняла участие в открытие мемориального комплекса, посвященного присвоению Коломне почетного звания

Указ об этом Президент России Владимир Путин подписал 20 мая 2021 года. Коломна стала первым городом Подмосковья, получившим высокий титул.

В инжиниринговом центре двигателестроения ТМХ прошла студенческая научно– практическая конференция

Коломенский завод приглашает на работу!

Каждый сотрудник - важное звено команды, большой семьи под названием "Коломенский завод".

11 декабря в ДК

Эта лента рассказывает о деятельности Аманда и Густава Струве – братьях-основателях Коломенского завода.

Локомотивы Коломенского завода ведут новогодний поезд Деда Мороза!

В этом году РЖД запустили уникальный проект- собрали специальный Поезд Деда Мороза, который посетит 36 городов по всей России с новогодней программой для детей и взрослых.

Представители Коломенского завода посетили заседание Молодёжного совета Коломенского г.о.

Они рассказали о работе Молодёжного направления "Инжен", ответили на вопросы о целевом обучении и образовании молодёжи на предприятии.

Представители Коломенского завода провели познавательную интерактивную программу для учащихся пятых классов 12 школы

Учащиеся познакомились с предприятием и основными направлениями его деятельности.

Сотрудницы Коломенского завода прошли в финал танцев ТМХ!

В этот раз девушки предстали перед глазами жюри в образе гейш!

На Коломенском заводе продолжается техническое перевооружение производства

На эталонной линии сборки дизель-генераторов машиносборочного цеха внедрены в эксплуатацию роботизированные платформы.

Коломенский завод и ТМХ-профсоюз оказали благотворительную помощь Коломенскому центру социального обслуживания и реабилитации

Воспитанники центра - люди с ограниченными возможностями здоровья получили 8 комплектов персональных компьютеров.

Читайте также: