Сообщение о православном человеке

Обновлено: 05.07.2024

Что такое православие

Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).

Когда появилось православие: краткая история

Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Православие: основы, значение, особенности религии

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

Во что верят православные: основные положения христианства

В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.

Православие: основы, значение, особенности религии

Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.

Третье — вера в воскресение. Христос, после распятия на кресте, спустился в ад и победил смерть. Он воскрес плотью. И мы верим, что мы воскреснем плотью, как Христос, после его второго пришествия. Мы верим, что в вечную жизнь мы войдем и душой, и телом. Поэтому в духовной жизни важны и телесные подвиги. Например, брачная верность. Наше тело — храм Духа Святого. Оно принадлежит Христу и жене. Больше никому.

Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.

Отличия православия от католицизма

Православие: основы, значение, особенности религии

Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:

Основные таинства православия

Первое – таинство Крещения, в которым мы соединяемся со Христом. Потому что погружение в воду, это символ смерти , как Спаситель умер и был погребен. Когда человека поднимают из воды — это символ воскресения. А троекратное погружение совершается во имя святой Троицы.

Православие: основы, значение, особенности религии

Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.

Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.

Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.

Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.

Основные православные праздники

Практически всем известно, что главным православным (и вообще христианским) праздником является пасха. Однако наряду с ней существует еще несколько знаменательных дат.

Пасха

Православие: основы, значение, особенности религии

Рождество Христово

25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей.

Православие: основы, значение, особенности религии

Рождество Богородицы

Преображение Господне

6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Православие: основы, значение, особенности религии

Успение Божьей Матери

15 (28) августа. Это последний двунадесятый праздник церковного года. Успение Богоматери – это смерть, конец земной жизни Марии. Но кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. За порогом смерти ее ждало воскресение и вознесение на Небо. У одра Богоматери произошло соединение церкви земной и небесной, так как попрощаться с Марией явились живые и уже умершие апостолы, иерусалимские священники и девы, ангелы и архангелы.

Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.

Православие: основы, значение, особенности религии

По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.

Вознесение

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его.

Православие: основы, значение, особенности религии

Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.

Пятидесятница

Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения.

Православие: основы, значение, особенности религии

Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

самые почитаемые святые в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Преподобный старец Силуан Афонский, фотография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Святой Николай Угодник, икона

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

Преподобный Сергий Радонежский

икона преподобного Сергия Радонежского

Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.

Преподобный Серафим Саровский

преподобный Серафим Саровский и медведь

Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский фото

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. А о глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская, икона

После скоропостижной смерти своего мужа, Ксения Петербургская, будучи еще молодой женщиной, раздала все деньги, оделась в одежду супруга, стала назвать себя его именем и говорила всем, что это не он, а Ксения умерла. И начала так жить — в Санкт-Петербурге и ближайших его окрестностях.

Святая блаженная Ксения была из числа святых, которые прославились в народе своей прозорливостью, хотя это была всего лишь одна и далеко не самая важная часть ее духовного пути — и скорее, его лишь следствие.

Блаженная Ксения помогала бедным, несчастливым. Помогала обрести семью, спасти кров над головой, строить храмы. И все это делала, стараясь остаться безвестной.

Святые праведные Петр и Феврония

петр и феврония икона

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Их жизнь — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей.

Их жизнь была необыкновенной. Почитайте подробнее: святые Петр и Феврония — история любви.

Спиридон Тримифунтский

Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился около 270-го года на острове Корфу и прожил 70 лет. Он был женат, но рано овдовел. После того, как святитель Спиридон остался один, его избрали епископом города Тримифунт. В 325 году святитель Спиридон Тримифунтский участвовал в Первом Вселенском соборе — важном для христианства событии, когда епископы и богословы со всего мира формулировали основные вероучительные догматы — чтобы победить существующие ереси и расколы и избежать новых.

Больше ничего точного о Спиридоне Тримифунтском неизвестно, однако, народное предание бережно сохранило память о множестве чудес, которые Божией Благодатию сотворил этот святой, и множестве историй, когда святитель при жизни — или после своей смерти — заступался за сирых и обездоленных, бедных и бедствующих.

Святая великомученица Екатерина

святая Екатерина Александрийская

Житие святой Екатерины — это история красивой и умной девушки, которую убили в 18 лет в центре цивилизованного мира. Возможно, это одна из самых впечатляющих судеб, что случались за две тысячи лет в христианской Церкви.

Смерть святой Екатерины пришлась на самое начало IV века — за несколько лет до того, как Римский император Константин объявил христианство государственной религией.

Формальным поводом для ее казни стало то, что она отказалась поклониться местночтимым богам. Однако власть и императора разозлило не только то, что святая Екатерина оказалась вдруг христианкой. А то, что никто не понимал, как христианкой могла оказаться именно она — красавица из высших слоев.

Преподобный Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец — один из самых почитаемых святых XX века.
Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии, и Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес.

С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3–5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием. Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки. Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет.

Но все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие.

Каждый по-своему понимает этот вопрос. Многие считают, если человек принял крещение, он уже православный. Однако зачастую человек, крещенный в православной церкви, ничего не знает о рождении и жизни Христа на земле, об обязанностях христианина. Он изредка посещает церковь, молится и ставит свечи, но душа его пуста.

православным человеком

Большинство людей вспоминают о Всевышнем в трудный момент, когда никто, кроме Бога, им не может помочь. Это совсем неправильно. Сегодня вера воспринимается совсем не так, как она заложена в Библии. Посещение церкви проходит, как обязательный воскресный ритуал, а ежедневные молитвы и соблюдения поста не всегда присутствуют в жизни человека. Даже таинства венчания и крещения ребенка носят более потребительский характер – чтобы наладилась семейная жизнь и ребенок не болел. Молодые родители зачастую просто не понимают, что, окрестив своего малыша, они берут на себя обязательства воспитать его, как истинного христианина.

Сегодня можно увидеть много молодежи, посещающей церковь. Это радует. Радует и тот факт, что многие родители отдают своих деток в воскресные школы, где они как раз и постигают основы православия, знакомятся с главными заповедями жизни православного христианина.

Отец Серафим писал, что православного человека отличает не только его религиозные взгляды, а его поступки, все, что он говорит и делает. Православие – это большой, каждодневный труд. Выходя из церкви и получив благословение Божие, человек быстро окунается в обыденную мирскую жизнь и забывает о заповедях Божиих. Человек же, имеющий истинно православное мировоззрение, остается православным и вне церкви, в любой житейской ситуации.

Людям необходимо возрождать великодушие, любовь к ближнему, сострадание. Именно эти христианские качества русского народа позволили преодолевать трудности в создании нашей могучей державы, пережить ужасы войн и набегов. Люди в самых трудных ситуациях жертвовали собой, оказывая помощь и проявляя заботу о чужих людях.

Чтобы понять, что такое быть православным христианином, не лишним будет вспомнить житие реальных людей, которые пронесли веру в Бога в течении всей своей жизни, многие из них приняли мученическую смерть, но не отреклись от своей веры.

Нам нужно научиться воспринимать чужую боль как свою, не проходить мимо беды другого человека, если человек оступился – оказать ему поддержку и подать руку помощи. Это совсем ничего не стоит, а может спасти чью-то жизнь.

Мы должны научиться сами и научить своих детей любить Бога, быть ему верными и следовать всем его заповедям. Главное, никогда не забывать, что Господь даровал нам жизнь, чтобы мы дарили добро и научили этому других.

Христианство является одной из главных мировых религий. Православие — это одна из его ветвей наряду с католицизмом и протестантизмом, в основном распространено в Восточной Европе: России, Украине, Беларуси, странах Балканского полуострова. Занимает третье место среди всех христианских учений: православными христианами являются 225 миллионов человек, тогда как католиков более миллиарда.

История православной церкви

Принципы и законы

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Новый завет

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

Милосердие

Исповедаться

Кроме того, на жизнь верующего влияют 10 заповедей, образование которых приписывается Моисею. Они составляют основу всего христианства и не различаются в разных ветвях.

Догмы учения

Само учение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, в которое входят постановления Вселенских Соборов. Главным догматическим документом, который используется в обиходе, является Никео-Цареградский Символ веры. Это формула вероисповедания, которая представляет собой наиболее полное раскрытие учения о Троице и ряда важнейших вопросов.

Православие это

Православие основывается на нескольких догмах:

Иисус христос

  1. Только истинно верующие будут спасены.
  2. Для прощения грехов необходимо креститься.
  3. Бог представлен в трех лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Они равны между собой, поклоняться необходимо всем трем в равной степени.
  4. Бог принимает образ и подобие человека.
  5. Иисус единороден Богу. Он жил всегда, но пришел на Землю через рождение от Девы Марии.
  6. Святой Дух равен Богу. Он исходит от Богаи связывает его с Христом.
  7. Иисус является Главой верной православной Церкви.
  8. Воскресение Иисуса истинно. Люди должны быть благодарны ему за принесенную жертву и ожидать второго пришествия Христа.

На Четвертом соборе был принят запрет на внесение изменений в действующие догмы. Он исполняется до сих пор.

Появление названия

Вера православная

На Руси термин встречается в нескольких ранних письменных источниках:

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

Для православия значение имели следующие Соборы:

Что значит быть православным человеком

Православие и христианство в чем разница

Религия православие

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католичество и православие. Сегодня православные священники не признают никаких Соборов, созванных после раскола, даже если там присутствовали православные патриархи.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Некоторые различия

Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.

Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.

Чем отличается православие от христианства

Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.

Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.

Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.

Святость в христианстве – это одно из свойств Бога, а также высокая степень близости к Нему. По своей природе свят только Бог. Но человек может быть свят через сопричастность Божьей святости. К этому призваны все христиане. Святость является даром Божьим, но для его получения человеку нужно приложить усилия. В стойкой борьбе с грехом человек стяжает Божественную благодать, которая преображает его и соединяет с Духом Господним. Так и появляются православные святые.

православные святые

Православная икона всех святых

Происхождение понятия “святость”

Кто такие святые в христианстве

Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.

Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.

История святости в христианстве

В Ветхом Завете можно найти примеры первых молитвенных призываний святых. Например, царь Давид в своих обращениях к Богу упоминал праотцов Авраама, Исаака и Израиля.

Уже в первые века христианства были установлены особые дни для почитания угодивших Богу людей. Прежде всего, апостолов и первых мучеников за Христа. Мученическая кончина воспринималась как бесспорное свидетельство богоизбранности, высшая форма служения Богу. Поэтому ещё в эпоху гонений на первых христиан мученики — особо почитаемые православные святые. Дни их смерти рассматривались как дни рождения в Новую жизнь. Проводились богослужебные поминовения мучеников, которые сплачивали христианские общины. Мощи мучеников присутствовали в каждом храме, а их гробницы становились объектом паломничеств. Память о мучениках благоговейно сохранялась и передавалась новым поколениям христиан. В честь этих святых сочинялись молитвословия и церковные службы.

Именно мученичество как торжество благодати над смертью стало первой формой святости, признанной Церковью. Появилась процедура формального прославления мучеников, то есть торжественного общецерковного признания их подвига и святости. На основе почитания мучеников впоследствии развилось почитание и других святых. Для того, чтобы отметить особенности жизни и подвигов различных святых, были сформированы новые лики святости. Развивалось и вероучение о почитании святых как ответ ересям (ложным учениям).

Православные святые и лики святости

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики – мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Молитва Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: