Сообщение о порядковых числительных 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Порядковые числительные. (Учебник М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, 6 кл., 2012г.)

Тип урока : усвоение новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Цель : формирование навыков употребления порядковых числительных в речи.

1) научить различать порядковые числительные от количественных;

2) изучить особенностям изменения порядковых числительных;

3) предупредить грамматические ошибки при склонении порядковых числительных.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

ученики познакомятся с порядковыми числительными, обозначающими порядок предметов при счёте, узнают, что они изменяются по падежам, родам и числам; с формулируют познавательную цель; а также поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); сравнение результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений; оценка.

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих способностей.

Коммуникативные:

взаимодействие учащихся в группах, парах, развитие уважения друг к другу; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1. Мотивационный настрой.

2. Актуализация пройденного материала.

Работа в тетради.

-Ребята, откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Давайте вспомним, какую тему изучали на предыдущих уроках.

-На экране вы видите слова.

Сто, двенадцать, один, двадцать два (т.к. составное)

Триста пять, двести двадцать, одна вторая , тысяча два. (т.к. дробное)

Пятеро , пятнадцать, семьдесят, девятнадцать. (т.к. собирательное)

-К какой части речи относятся эти слова? ( к именам числительным)

-Посмотрите и скажите, какое из этих числительных лишнее? Почему?

Фразеологическая пятиминутка.

На листочках у вас записаны фразеологизмы:

-Подберите и подчеркните на листочках фразеологизмы с числительными:

1,2 группа- с числительным 1.

3,4 группа - с числительным 2.

5 группа- с числительным 3.

6 группа - с числительным 7.

В два счёта, в три шеи, свалить в одну кучу, два сапога пара, держать за семью печатями, драть три шкуры, семь пятниц на неделе, за двумя зайцами погнаться, заблудиться в трёх соснах, как две капли воды, на один лад, одна нога здесь-другая там, одного поля ягоды, семеро одного не ждут, с три короба, убить двух зайцев, семи пядей во лбу.

- Фразеологизмы с какой частью речи вы искали? ( с именем числительным)

Каждая группа называет какое-либо утверждение, а другие группы отвечают : верное оно или нет.

1.Числительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте. (да)

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.(нет)

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.(да)

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятьдесят.(да)

5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3-го склонения.(нет)

6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.(да)

7. В предложении числительное может быть сказуемым.(да)

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется.(нет)

- Какой разряд числительных мы повторили? (количественные числительные)

- Сделаем вывод : на какие группы делятся количественные числительные? (целые, дробные, собирательные)

-Молодцы. Я вижу, что темы прошлых уроков вы знаете.

3. Актуализация новых знаний.

Лингвистическая задача.

-Перед вами часы.

- Ребята, если я спрошу у вас сколько времени, то как вы мне ответите? (девять часов пятнадцать минут)

- Записываем на доске и в тетрадях.

- А если я спрошу у вас который час, то ответ у вас будет уже другой. (десятый час)- записываем.

- В чём разница между этими словосочетаниями?

- Имена числительные делятся на 2 разряда. 1 разряд мы уже изучили- количественные числительные. Что обозначают количественные числительные? (количество предметов).

-А теперь посмотрите на числительное десятый. Обозначает ли оно количество предметов?

- На что указывает это имя числительное? (на порядок предмета при счёте).

- Попробуйте называть разряд числительного десятый ? (порядковые числительные, т.к. указывает порядок предмета при счёте).

- Попробуйте, сформулировать тему урока . ( Порядковые числительные)

-Значит, какова цель нашего урока? (изучить порядковые числительные, уметь склонять их, правильно употреблять в речи)

-Возьмите карточку № 1. Давайте попробуем просклонять это словосочетание с именем числительным десятый час - В каком роде стоит имя числительное? (в м.р.)

- А в каком числе? (в ед.ч.)

- А сейчас на карточке № 2 просклоняйте словосочетание с прилагательным плавательный бассейн .

- Обе карточки положите рядом и сравните 2 словосочетания.

-Что вы заметили? (они изменяются одинаково)

-Значит, какой можно сделать вывод? (порядковые числительные схожи с прилагательными).

- Какой нынче по счету наступит год? (2018)

- На какой вопрос оно отвечает? (какой?)

- Значит, оно к какому разряду числительных относится? ( к порядковому числительному)

-Дайте полную характеристику этому числительному? (порядковое числительное, составное).

-На карточке № 3. Просклоняйте это имя числительное, добавляя окончания.

-Что вы заметили? (изменяется только последнее слово)

-Значит, какой можно сделать вывод? (при изменении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово)

-Поработаем в парах. (с соседом по плечу)

- Заполните предложенную вам Карту-дерево.

КАРТА-ДЕРЕВО

порядковые числительные

отвечают изменяются по в составных

на вопросы: ….. числительн.

- Сравним со слайдом.

Первичное закрепление.

- Глядя на эту карту-дерево, попробуйте вывести правило о порядковых числительных.

- Сравним его с правилом в учебнике . (ученики читают про себя). Совпадают наши выводы с тем, что предлагает учебник? (совпадают)

- Ребята, посмотрите, какая купюра у меня в руке? (пятитысячная)

-А как вы напишете числительное пятитысячная ?

Может ли оно вызвать затруднение в написании? (может)

-Сколько корней в этом слове? (2) Значит, какое оно? (сложное) А мы с вами знаем, как пишутся сложные имена числительные.(слитно) Напомните их правописание.

-Как вы думаете, как пишутся числительные на – сотый, - миллионный, -миллиардный.

- Правильно, числительные на - сотый, - миллионный, - миллиардный пишутся по этому же принципу.

Слайд. Порядковые числительные на –сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный пишутся слитно. – ученики читают вслух хором.

-Какие числительные называются порядковыми?

-Какие числительные называются простыми, а какие составными?

4.Исследовательская работа.

- Перечислите даты ваших любимых праздников.

- Как вы думаете, к какому разряду можно отнести эти числительные? (к порядковым).

- На что они указывают? (указывают порядок предмета при счёте)

- А сейчас поработаем в парах.

- Возьмите карточки № 4. Работа в парах (с соседом по лицу)

1-ой паре- 9 Мая (к знаменательной дате); 8 Марта (к Международному женскому дню).

2-ой паре-Между 1 и 10 (январь); с 19 по 29 (март).

- Придумайте задание по этой карточке. (Составить предложения по данной карточке, числительные написать словами)

Ученики выполняют задание.

- Ребята, скажите, в каком падеже употребляется здесь порядковое числительное?

-Что меняется в написании существительных, обозначающих название праздника?

- В каком падеже употребляется здесь порядковое числительное?

- Сделаем вывод. Что вы заметили при выполнении этого задания?

- Сравним его с правилом на слайде. (Правило)

- Эта тема трудная. Она встречается и на экзамене. Мы с вами постепенно готовимся к нему. И вот сейчас проверьте себя, как вы поняли тему урока.

Перед вами листочки с заданиями. Подпишите их, а закончив работу, оставьте их на столах. Я соберу, проверю и каждому поставлю оценку.

Самостоятельная работа по эталону.

Проверь себя.

Укажите разряд числительного в тысяча девятьсот восьмом году:

В составных порядковых числительных склоняется

первое слово
последнее слово

Порядковые числительные изменяются

только по падежам
только по родам
только по числам
по падежам, по числам и родам

В каком порядковом числительном допущена ошибка в склонении выделенного существительного

до 12 июля
перед 1 июня
к 23 февралю
после 5 сентября

Шутке минутка.

Отгадайте загадки: СЛАЙД

У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (одна)

Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт.( дождь, земля,трава)

Четыре братца под одним шатром стоят.(стол)

Шесть ног, две головы, один хвост- что это такое? (всадник и лошадь)

- Какие порядковые числительные здесь встретились?

Домашнее задание:

1) Составить по 3 предложения с количественными и порядковыми числительными

-Ребята, какова была цель сегодняшнего урока? (изучить порядковые числительные, уметь склонять их, правильно употреблять в речи)

-Достигли мы её? (да)

-Ребята, возьмите тот магнит, каким оцениваете свою работу на уроке.

Давайте подарим сидящим здесь милым дамам букет хорошего настроения, который будет состоять из ваших магнитиков.


Числительные – самостоятельная часть речи, которая в русском языке представлена двумя видами: количественными и порядковыми. Последние указывают на порядок при счете и отвечают на вопросы Который? Какой? В данной статье описаны способы образования порядковых числительных, их синтаксическая роль в предложении, правила склонения и морфологические признаки.


Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы который? сколько? и обозначающая порядок или количество предметов, называется числительным. Данная часть речи делится на порядковые и количественные виды.

Числительные, которые обозначают числовой порядок при счёте, называются порядковыми. Они отвечают на вопросы который? какой? примеры: первый год, двенадцатый месяц, триста двадцать четвёртый номер. Такие слова образуются с помощью безаффиксного способа от числительных, которые называют целые количественные числа (десять – десятый, семь – седьмой и т.д.).

  • простыми – состоят из слова, образованного от одной основы (второй, десятый, сотый);
  • сложными – называют порядковые числительные, которые образовались с помощью сложения двух основ (пятнадцатый, тридцатый, шестисотый);
  • составными – включают в себя несколько слов (сто тридцать пятый, две тысячи сорок восьмой).

Однако не все учёные относят такие слова к разряду числительных. Виноградов, Тихонов и другие лингвисты считают, что это разновидность относительных прилагательных. Потому что:

  • У относительных прилагательных и слов порядкового разряда единая система склонения (первый – первому; красивый – красивому);
  • Морфологическая структура и способ образования также схожи;
  • Иногда слова порядкового вида приобретают значение качества (третьи руки, первая скрипка и т.п.)

Морфологические признаки


Некоторые части речи совсем как школьники: тоже мечтают поскорее вырасти и стать самостоятельными. В этой статье поговорим про самостоятельные части речи и изучим имя числительное в русском языке.

О чем эта статья:

Числительное как часть речи

Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

отвлеченные числа: один, три, одиннадцать,

количество предметов: один велосипед, три скейт,

порядок предметов при счете: первый велосипед, третий скейт.

Имя числительное отвечает на вопросы:

Который по счету?

Числительные представляют ограниченный разряд слов. При счете до миллиона есть тридцать шесть вариантов наименований чисел:

десятки (двадцать — девяносто);

сотни (сто — девятьсот).

Кроме словесной записи, есть еще цифровая: 8 — цифра; восемь — слово. А как мы уже знаем из математики, цифра — это математический знак, который обозначает число.

Не у каждой цифры есть словесное обозначение. Например, ноль при произношении не озвучивается: 101 — сто один.

Ноль есть в составе двух видов числительных:

десятичных дробей: ноль целых одиннадцать сотых,

времени суток: в девятнадцать ноль-ноль.

Есть два варианта написания: ноль и нуль. Как их использовать:

При подсчете, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше трех, ноль целых и одна десятая.

В терминах чаще встречается форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.

В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, счет ноль-ноль, свести к нулю.

Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой меридиан, нулевой пробег.

Морфологический разбор имени числительного

Часть речи. Общее значение.

Начальная форма (именительный падеж).

Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).

Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.

Роль в предложении.

Пример морфологического разбора

Мы вернулись через тридцать минут.

Вернулись (когда?) через тридцать минут.

Начальная форма — тридцать.

Постоянные признаки: простое, количественное, целое количество.

Непостоянные признаки: винительный падеж.

Второстепенный член (обстоятельство).

Постоянные грамматические признаки имени числительного

У числительных почти отсутствуют категории числа и рода, зато есть особые формы склонения и словообразования. Рассмотрим морфологические особенности имени числительного.

У имён числительных два постоянных признака — значение и состав. У количественных числительных есть ещё один постоянный признак — разряд.

Простые и составные числительные

Простые числительные — слово с одним корнем: четыре, второй, сто.

Сложные числительные — слово с несколькими корнями: семьдесят, одиннадцать, трехсотый.

Составные числительные — из двух и более слов, как простых, так и сложных: тридцать три; шестьдесят второй, сто двадцать девять.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Количественные и порядковые числительные

количество предметов (три ручки, два друга, десять кустов);

отвлеченное число (два, пятнадцать, полтораста, двести).

Целые количественные числительные обозначают целые числа и количество целых в единице:

четыре стула, семь вилок.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество:

одна пятая пирога.

двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.

Любопытный факт! Количественные и собирательные числительные образуют неделимые словосочетания с существительными. Вот, например:


Цель: сформировать умение правильно употреблять порядковые числительные в речи.

усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных;

- знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении , назначении в речи,

- уметь разграничивать количественные и порядковые числительные,

- уметь использовать порядковые числительные в речи,

- уметь критически мыслить,

- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому прошлому страны

Громко вновь звенит звонок

Нам пора начать урок

Тихо по местам садитесь.

Проверка Д.З.

1. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.

1) трое котят 2) обеих рук 3) пятьюдесятью пятью рублями 4) в двух тысяч тринадцатом году

2. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.

1) около пятиста фотографий 2) в две тысячи пятом году 3) две седьмых
4) в течение тридцати шести минут

3. Укажите вариант, в котором числительное употреблено неверно.

1) семьюдесятью шестью процентами 2) шестьюстами учебниками
3) четверо волков 4) одна целая три восьмых

4.Какое утверждение ошибочно?

1) имя числительное может быть любым членом предложения.

3)сложные числительные состоят из нескольких слов

4)собирательные числительные изменяются по падежам

5. Какое числительное является количественным?

1)семьсот двадцать четыре 2) шестеро 3) тридцать пятый 4) семнадцатый

6. Какое числительное изменяется по родам?

1)десять 2) пять 3)три 4) два

7.В каком ряду оба слова числительные?

1) четырех, удвоить 2) тройка, пятнадцатый 3) второй, двадцать 4) шестому, пятерка

8.В каком числительном на месте пропуска не пишется Ь ?

1) восем_сот 2) вос_мой 3) восем_десят 4) восем_надцать

9.Какое числительное написано с ошибкой?

1) двеннадцать 2) триста 3)миллион 4)двести

3. Изучение нового материала.

1) фронтальный опрос – беседа

- Что такое имя числительное?

(Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете).

-На какие разряды делятся имена числительные?

(они делятся на количественные и порядковые).

-Какие имена числительные называются количественными?

(количественными числительными называются имена числительные, которые обозначают количество и число и отвечают на вопрос сколько?).

-Какие имена числительные называются порядковыми?

(Порядковыми называются имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой?)

- Какие числительные мы изучали на последних уроках? К какому разряду они относятся?

Какой разряд числительных мы еще не обсуждали подробно на уроках?

Что мы должны узнать о порядковых числительных?

Мы будем говорить об особенностях склонения и о правильном употреблении порядковых числительных в речи .

Синтаксический разбор предложения (к доске)

Дети радуются первому белому снегу и лепят снежки.

Докажи, что первому- это числительное

А к какому разряду мы отнесем?

Просклоняйте словосочетание белому снегу самостоятельно.

Просклоняйте словосочетание первому снегу. (один у доски)

Какой вывод сделаем?

Следующее упражнение поможет определить, как еще изменяются числительные.

Запишите словосочетания: первый день, первая победа, первое поражение, первые шаги. Определите число, род. Какой вывод сделаем?

Откройте учебник & 66 Что нового вы узнали из правила?

Просклоняем числительное 2018 год.

Физминутка

-Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? (какая? Какое? Какие?)

Порядковые числительные изменяются, как и прилагательные по родам, числам и падежам. Поэтому окончания в порядковых числительных такие же, как и в прилагательных. Как определить окончание прилагательного? (по вопросу)

4. Закрепление изученного материала.

(1 у доски) Запишите числительные как порядковые.

51 – пятьдесят первый

287 – двести восемьдесят седьмой

11 – одиннадцатый

832 – восемьсот тридцать второй

каждый напишите свое порядковое числительное.

2Упр. 376 Самостоятельная работа с проверкой.

Работа по презентации.

5. Итог урока.

-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)

-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится).

6.Домашнее задание.

П.66 упр. 382 оформить открытку к празднику, карточки.

Резерв: работа с карточками.

Распределите числительные в два столбика (поставьте цифры над числительными)

1-количественное

2-порядковое

Пять десятых, двадцать пятый, пятеро, тысяча шестнадцатый, одна вторая, четверо, две тысячи восемнадцатый, двадцать второй, шесть седьмых, семеро, седьмой, первый, двое, одна вторая, сорок пятый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите порядковые числительные и подчеркните их как члены предложения.

В пятнадцатом ряду с..деть не совсем удобно.

Сохр..нившаяся листва теперь будет в..сеть на дерев..ях уже до первых морозов.

Но вот нач..нают крапать первые капли.


-75%

Читайте также: