Сообщение о портрете каракаллы

Обновлено: 01.06.2024

Это прекрасное стихотворение двадцатилетний выпускник Царскосельский гимназии Николай Гумилёв посвятил Септимию Бассиану Каракалле, который 4 февраля 211 года в возрасте 23 лет стал императором после смерти отца - сурового воителя и гонителя христиан Септимия Севера.

Стал не один, вместе с младшим братом Гетой, которого всю жизнь ненавидел истинно братской ненавистью (надо заметить, Гета отвечал ему тем же, вообще братья стоили друг друга).

Кстати, ирония судьбы в том (а чувство юмора у Мойр, чаще всего, недоброе), что восемнадцатилетнее правление упорно (и, надо заметить, успешно) стремившегося к установлению единодержавия вместо принципата Севера завершилось созданием дуумвирата, причем, обреченного изначально и весьма опасного для империи.

Север еще в 198 году объявил Каракаллу соправителем, а Гету цезарем. Умирая во время британского похода, завещал сыновьям жить в мире. Хотя, что эти двое передерутся, было ясно любому.

Конечно, Север не желал этого, но, в принципе, своим стремлением установить единодержавие и сохранить власть внутри семьи, он невольно спровоцировал то, что мы привыкли именовать имперским кризисом III века. Ведь именно с правления Каракаллы, с его убийства началась эпоха переворотов.

После смерти Севера и до начала правления Диоклетиана (284 год) сменилось почти 40 принцепсов, иногда правивших одновременно и буквально несколько дней (было даже так, что утром объявлен императором, вечером убит). И это не считая местных галльских и пальмирских властителей, проводивших независимую от Рима политику.

Хотя кризис III века официально начался после убийства последнего Севера - Александра в 235 году, однако после убийства Каракаллы в 217 и до облачения в пурпур Александра в начале 222 года (то есть, за 5 лет) сменилось 4 императора, считая узурпаторов.

Каракалла - фигура не менее одиозная, чем Нерон. Ему не так досталось от христианских писателей и историков только потому, что особых гонений на христиан он не устраивал, в отличие от отца. Но это ничуть не делает принцепса лучше.

Сам же Каракалла. Казалось бы, принцепс явно неглупый человек, скорее, наоборот. Но во время своего недолгого правления все делал так, словно хотел понять, до каких пределов гнусности может дойти, чего именно ему не простят.

Скажем, убийство брата, совершенное менее, чем через год после начала совместного правления практически на руках у матери, в объятиях которой Гета искал защиты.

Тондо Северов. Около 199 года. Изображены Луций Септимий, его жена Юлия Домна, их сыновья Каракалла и Гета, лицо которого стёрто. Античное собрание Берлина

Тондо Северов. Около 199 года. Изображены Луций Септимий, его жена Юлия Домна, их сыновья Каракалла и Гета, лицо которого стёрто. Античное собрание Берлина

Или кровавая баня жителям Александрии только за то, что в городе судачили о его кровосмесительной связи с матерью.

Учитывая, как он себя вел, об этом убийце и вымогателе в пурпуре, наверно, ходило столько слухов, что это был едва ли не самый невинный.

А его военные походы. Мало того, что большинство из них кончились ничем или откровенной неудачей, как, например, война с алеманами в Галлии, так еще и предпринимали их император в принципе только ради грабежа, спокойно оставляя в хаосе и анархии провинции, из которых больше ничего не мог выжать (например, Дакию).

Его знаменитый эдикт 212 года о римском гражданстве, собственно, тоже был очередным проявлением неуемной алчности: чем больше граждан, тем больше налогов. Не считая того, что он повысил все уже существующие.

Текст указа сохранился в грекоязычных папирусах, и реконструируется следующим образом:

Триумфальная арка, воздвигнутая в Волюбилисе (сегодня территория Марокко) в память об издании эдикта Каракаллы

Триумфальная арка, воздвигнутая в Волюбилисе (сегодня территория Марокко) в память об издании эдикта Каракаллы

Самое нелепое, что этот грабитель и убийца вообразил себя новым Александром и пытался подражать ему. Естественно, не первый и не последний. Но более жалкого и неумелого подражателя у великого завоевателя, пожалуй, не было.

Не удивительно, что римляне терпели его только 5 лет и быстренько убрали, когда поняли, в какие неприятности может втянуть их этот насквозь порочный человек (его убили, когда, осквернив могилы парфянских царей и предательски перебив на пиру после заключения мира знатных парфянских вельмож, он накликал новую большую войну с Парфией), так и не понявший, что власть - это не игра, а ответственность.

Конечно, он интересен, как явление, как некий символ испорченности Рима, как знаковая фигура, с которой началось постепенное угасание империи.

Но написать о нем так красиво и романтически можно, наверно, только в 20 лет и при богатейшем воображении, способном приписать этому… неприятному явлению достоинства, которыми тот явно не обладал.

Марк Аврелий Антонин Бассиан, старший сын императора Септимия Севера и Юлии Домны, получил прозвище Каракаллы "от названия спускающегося до пят одеяния, которое он раздавал народу" (Элий Спартиан). В детстве приветливый, он вырос угрюмым и высокомерным. Став императором, Каракалла убивает своего брата и соправителя Гету. Жестокий и подозрительный, мечтавший о мировом господстве и славе Александра Македонского, Каракалла был олицетворением своего времени, противоречивого, полного кровавых столкновений. 8 апреля 217 года, Каракалла, вызывавший страх и ненависть окружающих, был убит Макрином, начальником личной охраны императора. Портрет Каракаллы - одна из вершин реалистического римского портрета. Предельная заостренность внешней характеристики сочетается в нем с мастерской передачей сущности изображенного человека - злобного, мстительного и трусливого.

Бюст-портрет Каракалла (император с 211г. по 217г. нашей эры)

Бюст портрет Каракалла (император с 211г. по 217г. нашей эры)

Всемирно известный музей — Лувр — является настоящим кладезем древних находок со всего света. Экспонаты собирались путешественниками и завоевателями в качестве военных трофеев, с одной стороны — каждый экспонат хранит историю приобретения, часто кровопролитную, но с другой стороны, если бы французы так ревностно не пополняли коллекцию Лувра, то кто знает, какая судьба была бы у этих экспонатов? Возможно, они бы канули в лету и современные историки не смогли уже по ним составить достоверный портрет тех времен?

В одном из отделов Лувра, который посвящен романскому искусству, собравший греческие, этрусские и римские древности, хранится мраморный бюст-портрет, который изображает римского императора Каракалла, правивший Римской империей в 211-217 гг нашей эры.

Кто такой Каракалл?

Это был один из императоров-воинов, который вместе со своим отцом, Семптием Севером, правившим римской империей в 193-210 гг нашей эры, наравне с остальными воинами участвовал в военных походах. В те времена на римскую империю постоянно совершались походы, поэтому, чтобы сохранить авторитет, императорам приходилось участвовать в походах и битвах. По бюсту видно, что Каракалла принадлежал к военным, потому что имел военный стиль во внешнем виде (военный стиль заключался в короткой стрижке и бороде).

О самом бюсте-портрете

Некоторые эксперты имеют мнение, что портрет был выполнен в начале правления Каракаллы, но на этот счет до сих пор ведутся споры. Хотя, правил император всего 6 лет, поэтому ошибиться здесь довольно-таки легко.

Похожие статьи:


Каракалла -

римский император из династии Северов

(211-217 год н. э.)

Портрет Каракаллы,

212 г.

Скульптор неизвестен.

Мрамор, высота 65 см

Национальный археологический музей, Неаполь

Каракалла сам выбрал себе это прозвище по названию одеяния, которое он раздавал народу.

О Каракалле и его брате Гете античные историки отзываются так:

«В детстве Каракалла отличался мягкостью нрава и приветливостью.

С детства братья враждовали друг с другом. С годами эта вражда приобрела патологический характер.

В конце концов, убив родного брата, Каракалла объяснил свой поступок Сенату тем, что лучше иметь мёртвого обожествлённого брата, чем простого смертного, но живого. Сенату пришлось отождествить погибшего, хотя оба брата были своевольными и распутными.

Римский юрист Папиниан, отказался подписать публичное оправдание братоубийства и был казнён, а с ним ещё 20000 его сторонников.

Но показать свой жестокий нрав Каракалла не успел, так как преторианцы, помня о кровавом правлении Нерона и ему подобных, поспешили его убить.

Портрет показывает всю жестокость и беспощадность императора:

резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию.

Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрителен и мрачен взгляд хмурых глаз. Всё говорит о том, что у этого человека тяжёлый характер – бесп ощадно жестокий, мстительный и властный.

Читайте также: