Сообщение о портретах н в гоголя и памятниках ему

Обновлено: 04.07.2024

В Москве установлены два памятника Николаю Васильевичу Гоголю на расстоянии 400 метров друг от друга. Обе композиции значительно различаются в трактовке образа писателя, кроме художественных особенностей в памятниках отражены идеологические взгляды двух различных эпох. Первый был создан в 1909 году, к столетию со дня рождения писателя, скульптором Н.А. Андреевым и архитектором Ф.О. Шехтелем. Второй памятник появился на том же месте в 1952 году, в год столетия со дня смерти Гоголя. Его авторы — скульптор Н. Томский и архитектор Л. Голубовский. Первый памятник в 1951 году переместили во двор Дома-музея Гоголя на Никитском бульваре, где он находится до сих пор.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева

Особое изящество памятнику придают барельефы, украшающие постамент, авторства Ф.О. Шехтеля. Они выразительно передают образы гоголевских героев. Среди персонажей Федор Осипович изобразил и своих современников. Обойдя композицию, можно найти портреты писателей В.А. Гиляровского, А.И. Куприна и самого архитектора.

Памятник Гоголю работы скульптора Николая Томского

Считается, что скульптура показалась слишком пессимистичной И.В. Сталину, и по его указу монумент на бульваре поменяли. Памятник Н.А. Андреева перенесли сначала в Донской монастырь, а затем во дворик Дома-музея Н.В. Гоголя на Никитском бульваре. Однако бронзовые фонари и решетки, выполненные по проекту Н.А. Андреева, которые являлись частью единого скульптурного ансамбля, задуманного автором, остались на Гоголевском бульваре.

Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя — помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит — для смеха!

Сам автор, скульптор Николай Томский, говорил, что считает памятник Гоголю самым неудачным из выполненных им монументальных проектов.

В середине 2000-х годов началось движение за перенос памятника скульптора Н.А. Андреева на историческое место. Однако решение по этому вопросу так и не было принято.

Мы шли бульварами столицы, огибая весенние лужи, то тут, то там щедро оставленные майской грозой. Вдыхали дурманящий запах сирени, вслушивались в многоголосый шум Москвы, поглядывая с опаской на небо, готовое вот-вот выдать новую порцию ливня. Мы торопились на свидание. Спешили на встречу с необычной судьбой. Мы уже знали эту необыкновенную историю, но нам было важно самим увидеть, убедиться, что все это случилось взаправду, а не родилось очередной городской легендой.

Молодой, бравый со смешливым взглядом – со своего пьедестала оглядывает Арбатскую площадь Николай Васильевич Гоголь, словно приглашая гостей и жителей столицы прогуляться аллеями бульвара, который носит его имя. Как добрый и щедрый хозяин, встречает писатель своих гостей – будто счастлив всех видеть, всех принять, развлечь.

Памятник Н.В. Гоголю на Арбатской площади. Авторы: скульптор Николай Томский и архитектор Лев Голубовский. Фото авторов

Памятник Н.В. Гоголю на Арбатской площади. Авторы: скульптор Николай Томский и архитектор Лев Голубовский. Фото авторов

Рядом – во дворе исторического особняка на Никитском бульваре – спрятался ото всех совсем иной Гоголь: больной, поверженный неудачами и уставший от жизни. И памятник этот работы известного скульптора, куда более талантливый и настоящий, чем тот, что улыбается людям на площади. Этот страшный в своей неприглядной правде образ писателя выворачивает душу наизнанку, рождая противоречивые чувства, не отпускает от себя.

Почему вдруг два таких разных памятника одному писателю находятся рядом – буквально в 300 метрах друг от друга, какая судьба их связывает и какие исторические события разворачивались вокруг этих двух монументов. Поверьте, необычная история вобрала в себя много интересных моментов, не обошлось и без мистики… Но обо всем по порядку.

Идея создания памятника Николаю Васильевичу Гоголю возникла в светлых умах русских литераторов в 1880 году – сразу после открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. За несколько дней до этого события в столице прошел последний пушкинский праздник, устроенный обществом любителей русской словесности, на котором присутствовал весь цвет отечественной литературы. На собрании по случаю мероприятия и было решено создать комиссию, а затем и комитет по сооружению монумента Н.В. Гоголю под патронатом московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Интересный факт: казначеем общества был человек с фамилией, совпадающей с названием одной из самых мистических повестей Гоголя, — Андрей Евдокимович Нос.

Но даже при такой масштабной кампании собрать необходимую сумму оказалось делом небыстрым. Только через десять лет – к концу 1890 года – капитал перевалил за 50 тысяч рублей. А весной 1896 года, когда гоголевский фонд смог набрать уже 70 тысяч рублей, был создан комитет по сооружению памятника.

Местом установки монумента избрали Арбатскую площадь. Поучаствовать же в конкурсе на проект памятника предложили всем желающим. Но такая народная акция не увенчалась успехом. Было прислано 46 проектов, но ни один из них комитет не одобрил. Хотя некоторые работы известных скульпторов получили премии, но даже их не рекомендовали для сооружения монумента. Как колко о них отзывались очевидцы, все они "скорее напоминали каминные часы или кондитерские торты".

Казалось, идея с памятником Николаю Васильевичу вот-вот потерпит сокрушительное фиаско. Проект оказался буквально замороженным. Но все решилось благополучно после прихода вновь избранного городского головы Гучкова Н.И., который возглавил комитет по сооружению памятника. Было принято решение обойтись без общественных конкурсов, а поручить создание монумента известному скульптору Николаю Андрееву.

Автор будущего памятника серьезно подошел к доверенной ему работе. Он тщательно изучил портреты Гоголя, написанные при его жизни, и даже отправился на Украину, чтобы собрать фактуру для будущих барельефов памятника с героями гоголевских книг. Скульптор застал в живых сестру писателя, которую увековечил в образе Коробочки, - Ольгу Васильевну Гоголь-Головню.

Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов. Сестра Гоголя Ольга Васильевна в образе Коробочки среди других других персонажей "Мертвых душ". Фото авторов

Барельеф, изображающие персонажей произведений Гоголя, на постаменте памятника. Фото авторов. Сестра Гоголя Ольга Васильевна в образе Коробочки среди других других персонажей "Мертвых душ". Фото авторов

Других натурщиков для персонажей барельефов Андреев искал повсюду: от рыночных площадей до пафосных столичных театров. Все персонажи, к слову, там узнаваемы – и вздорный, бахвалящийся Хлестаков, и нелепые сплетники Бобчинский и Добчинский, и кузнец Вакула с Оксаною, и черт, выглядывающий из-за ноги прелестной Солохи, и Тарас Бульба с Остапом и Андрием, и Иван Иванович, еще не поссорившийся с Иваном Никифоровичем, и, конечно, Акакий Акакиевич, кутающийся в свою шинель.

Книжный континент

среда, 1 апреля 2020 г.

Памятники Гоголю


В разных странах мира существует более 15 памятников Николаю Васильевичу Гоголю. Большинство из них установлены на Украине, где родился писатель. Там же находится первый в мире памятник Гоголю.


Первым памятником Николаю Васильевичу Гоголю в Москве стал знаменитый монумент работы скульптора Николая Андреева, торжественное открытие которого, приуроченное к 100 ‑ летнему юбилею писателя, состоялось 26 апреля 1909 года на Арбатской площади. Сперва памятник у многих вызывал неприятие, но с годами андреевский Гоголь стал считаться одним лучших памятников Москвы.




А первый памятник в 1951 году переместили во двор Дома-музея Гоголя на Никитском бульваре, где он находится до сих пор.


В Санкт-Петербурге, как и в Москве, есть два памятника Гоголю. Один из них – это бронзовый бюст писателя в петербургском Александровском саду.



Решение о сооружении более масштабного памятника Гоголю в Санкт-Петербурге было принято в 1952 году – в год 100 - летия со дня смерти писателя. Тогда же на Манежной площади Петербурга был установлен закладной камень. Однако памятник был открыт лишь 8 декабря 1997 года на Малой Конюшенной улице, рядом с Невским проспектом.



Один из старейших в России памятников Гоголю находится в Волгограде. Монумент строился на добровольные пожертвования, сбор которых в 1909 году – в год 100 ‑ летия со дня рождения писателя – начала городская управа. Памятник был поврежден в ходе Сталинградской битвы и хранит на себе следы пуль и осколков. В 1959 году поврежденный постамент был заменен новым, выполненным из розового полированного гранита, высотой 2,6 метра.


4 сентября 2014 года памятник Гоголю был открыт в Калуге. Памятник установили на месте, где раньше располагался дом, в котором часто гостил писатель. В Калуге он был трижды и всегда восхищался этим городом. По задумке скульптора, Гоголь изображен рядом с письменным столом.



Большое количество памятников писателю установлено на Украине. 4 сентября 1881 года в городе Нежин Черниговской области, где будущий писатель с мая 1821 по июнь 1828 года обучался в Гимназии высших наук, установлен самый первый в истории памятник Гоголю.


К числу известных памятников писателю, созданных до революции 1917 года, относятся также монумент, открытый в городе Могилеве-Подольском Винницкой области в 1898 году.


Бронзовый бюст писателю Гоголю в Харькове на площади Поэзии напротив Драматического театра им. Шевченко был сооружен в 1909 году. Во время Великой Отечественной войны в бюст попала пуля, пробившая плечо и кисть писателя. При реставрации сквера на площади Поэзии летом 2009 года было решено оставить повреждения памятника нетронутыми — для истории.


Одним из старейших среди ныне существующих является памятник, установленный в 1910 году перед зданием музея в селе Большие Сорочинцы, где родился писатель.



Примечателен созданный в 1915 году, но открытый лишь в марте 1934 года на улице Гоголя в Полтаве, монумент. Бронзовая фигура писателя установлена на высоком постаменте. Памятник расположен неподалеку от театра, носящего имя писателя.



Из более поздних следует упомянуть памятник Гоголю в Днепропетровске (1959 год) и памятник Гоголю в Киеве (1982 год).







В Казахстане памятник Гоголю был открыт 28 августа 2004 года. Бюст был установлен в Караганде на улице Гоголя. Открытие памятника состоялось в рамках мероприятий, посвященных Году России в Казахстане.



Из установленных в странах дальнего зарубежья памятников Гоголю наиболее значительным считается монумент работы скульптора Зураба Церетели, открытый 17 декабря 2002 года в центре Рима на вилле Боргезе, напротив музея современного искусства. Памятник выполнен по поручению римского муниципалитета. Любовь Гоголя к Риму и Италии, где писатель жил в 1837-1948 годах, неоднократно подчеркивалась, как им самим, так и его современниками.


Как у Арбатской площади появилось три памятника Гоголю

26 октября исполняется 145 лет со дня рождения скульптора Николая Андреева — автора первого в Москве памятника Николаю Гоголю. Рассказываем о мастере, опередившем время, и монументе, не понятом современниками.

Краудфандинг XIX века

Общество любителей российской словесности, членом которого Гоголь был избран при жизни, не мешкая развернуло сбор средств по всей стране. Интересная деталь: казначеем общества был человек с фамилией, совпадающей с названием одной из самых мистических повестей Гоголя, — Андрей Евдокимович Нос. Скопить достаточную сумму оказалось делом небыстрым — капитал перевалил за 50 тысяч рублей только через десять лет сборов, к концу 1890-го.

Следующим шагом стало создание комитета по сооружению памятника. Его первое заседание состоялось весной 1896 года, когда гоголевский фонд достиг 70 тысяч.

В 1900 году с одобрения Николая II местом установки памятника избрали Арбатскую площадь. Среди отвергнутых вариантов были Трубная, Лубянская и Театральная площади, а также Страстной и Рождественский бульвары.


Долгий конкурс

По условиям конкурса на лучший проект памятника, Гоголь должен был быть изображен сидящим, аллегорические фигуры и барельефы не допускались. К началу 1902 года на конкурс поступило 46 проектов, но ни один из них не удовлетворил жюри на сто процентов — даже созданный Парменом Забелло, автором первого в Российской империи памятника Гоголю, установленного в 1881 году в Нежине. Работы Забелло, а также архитектора Владимира Шервуда и скульпторов Сергея Волнухина и Роберта Баха были отмечены премиями, но победитель так и не был определен.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1906 году, когда комитет возглавил вновь избранный городской голова — известный предприниматель и меценат Николай Гучков. Место установки немного сдвинули к началу Пречистенского бульвара (Гоголевским он стал в 1924-м), а работу над памятником поручили скульптору Николаю Андрееву. Он не принимал участия в конкурсе, но ранее изваял два удачных бюста Гоголя.

Скульптор Николай Андреевич Андреев

Иногда соавтором Андреева называют Федора Шехтеля, но именитый архитектор был лишь одним из экспертов-кураторов проекта вместе с коллегой Илларионом Ивановым-Шицем, художником Валентином Серовым и актером Малого театра Александром Ленским. Уже через два месяца Андреев представил на суд комитета проект памятника, который был принят единогласно. Премия скульптора составила 30 тысяч рублей.

Памятник Н.В. Гоголю. Фототипия. 1909 год

Грустный, больной, непонятый

Долгожданное открытие состоялось 26 апреля 1909 года при большом скоплении народа. Когда со скульптуры сорвали полог, публика ахнула. Слишком уж неожиданным оказался образ Гоголя. Скульптор изобразил писателя в последние дни его жизни — согбенным, разочарованным, погруженным в себя, утратившим веру в жизнь, в шаге от страшного конца.

Это не был Гоголь, которого знали и любили миллионы.


Парадная городская скульптура того времени предполагала изображение героя на пике творческого пафоса или подвига. Новаторский шаг Андреева был оценен далеко не всеми. Вызывали вопросы и сравнительно небольшие размеры памятника, организующего вокруг себя целую площадь.


Три Гоголя

Памятник простоял на первоначальном месте 42 года — ровно столько, сколько прожил писатель. В 1951-м грустного Гоголя демонтировали и отправили в ссылку — на территорию Донского монастыря, где тогда располагался Музей Академии архитектуры СССР.

Сам Томский, которому вскоре доверили создать посмертный бюст Сталина у Кремлевской стены, а еще через 20 лет — скульптурное решение Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду, считал памятник Гоголю самой неудачной своей работой. Выступая на съезде Союза художников в 1957 году, скульптор сетовал на спешку, в которой пришлось работать.

Москвичи новый памятник сперва тоже восприняли в штыки. Из уст в уста передавалась эпиграмма:

«Юмор Гоголя нам мил,

Слезы Гоголя — помеха.

Сидя, грусть он наводил,


«Как бедный Гоголь худ там, во главе бульвара,

Читайте также: