Сообщение о поэтах пушкинской поры батюшков баратынский с анализом их стихотворений

Обновлено: 02.07.2024

ПРОШЛО 215 лет со дня рождения поэта. Он родился 18 марта 1800 года в имении Мара Кирсановского уезда Тамбовской губернии в дворянской семье.

История Мары такова. В 1797 году император Павел I за усердную службу братьев Баратынских – Богдана Андреевича и Абрама Андреевича – подарил им село Вяжля Тамбовской губернии с двумя тысячами душ крестьян. Через год сюда с женой Александрой Фёдоровной приехал Абрам Андреевич и занялся благоустройством усадьбы: был построен добротный дом, разбиты парки, появились пруды в обрамлении ухоженных деревьев… Пройдёт время, и поэт Евгений Баратынский воспоёт в стихах свою малую родину с её необыкновенной природой, вдохновляющей его на создание произведений, которые до сих пор не оставляют читателей равнодушными.

Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в Петербург, т.к. родители отдали его в Пажеский корпус – элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления – кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении - в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант – начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.

ЕЩЁ с детства полюбивший поэзию и сам сочинявший стихи, Баратынский в эти годы службы познакомился с несколькими людьми из литературной среды, в частности, с Дельвигом, который в свою очередь познакомил нового друга с Пушкиным и стал наставником и покровителем Баратынского в литературных делах.

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой
Боролся я, почти лишённый сил?
Я погибал, - ты дух мой оживил
Надеждою возвышенной и новой.
Ты ввёл меня в семейство добрых муз…

Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даём поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

И если в творчестве Евгения Абрамовича появились определённые успехи, то военная служба не продвигалась. В 1820 г. его произвели в чин унтер-офицера и перевели в Финляндию. Там он провёл больше пяти лет, но имел возможность приезжать в Петербург, часто и надолго. Служба его не особенно обременяла, поэтому он много времени посвящал литературе. Росла его писательская известность. А друзья в это время усиленно хлопотали, чтобы Баратынский получил офицерский чин. Наконец, в 1825 г. он получил чин прапорщика, после чего сразу вышел в отставку и уехал в Москву. Он вращался в кругах передовой литературной молодёжи, близкой к декабристам, и это тоже повлияло на его становление. Находился в оппозиции существующему полицейскому режиму, и даже сохранились его стихи, обличающие Аракчеева и самодержавие. И все же Баратынский не был одержим злободневными политическими темами, и те стихи были единственными и не характерными для него. Он все больше замыкался на философских и чисто художественных интересах.

Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!
Ещё прекрасен ты, заглохший Элизей,
И обаянием могучим
Исполнен для души моей.

27 октября 2000 года в помещении Софьинской средней школы Умётского района был открыт музей Е.А. Баратынского, в котором хранятся произведения поэта, копии документов, фотографии, рассказывающие о жизни и творчестве нашего знаменитого земляка.

Пушкинской поры поэты - это явление, которое представляет собой золотой век русской поэзии и определяется рамками 1810-1830 гг. (для справки: последующий - серебряный век - имеет рубежи 1894-1929 гг.). Если золотистый свет дарит Солнце, то ночная Луна - серебристый, но это уже другая история, и тоже достаточно интересная.

пушкинской поры поэты

Поэты пушкинской поры: список

К составлению этого списка поэтов нужно подходить очень аккуратно. Если в него обязательно нужно внести Жуковского, Батюшкова и Д. Давыдова, то Лермонтова, Полежаева и Кольцова уже стоит относить к послепушкинской эпохе, так как у них уже иная проблематика и пафос в поэзии.

Однако чаще всего считается, что пушкинской поры поэты - это люди, которые жили и творили в одно время с Пушкиным. И не важно, насколько близки они были духовно и с литературной точки зрения великому поэту, решающим было только то, что занимались они поэзией одновременно и постоянно совершенствовали свое мастерство, учась друг у друга.

поэты пушкинской поры давыдов

поэты пушкинской поры давыдов денис васильевич

Однокашники-лицеисты

вяземский поэт пушкинской поры

Подражатели

В этом списке имелись и подражатели, и эпигоны Пушкина, которые были буквально покорены поэтическим талантом великого гения (П. А. Плетнев, М. Д. Деларю, В. Н. Щастный, А. А. Шишков, Е. Ф. Розен).

Гусар Давыдов имел неповторимый и очень оригинальный поэтический голос. Он надел на себя литературную маску смелого и бесшабашного, остроумного, лихого и веселого поэта-гуляки, поэта-рубаки, который никогда не стеснялся нарушать привычный светский этикет и приличия, при этом он предпочитал простоту и прямоту слов жеманному манерничанью, от которого ему было скучно.

Гусар-поэт

поэты пушкинской поры список

Очень своеобразны поэты пушкинской поры. Давыдов Денис Васильевич как примерил маску лихого гусара-поэта и разгульника, так потом больше ее и не снимал, словно сросся с ней.

Вяземский - поэт пушкинской поры

В продолжение темы стоит непременно отметить, что Пушкин очень любил и уважал Вяземского. Ему казалось, что в нем от природы заложено острое и правильное чувство современности. Это был необычайно эрудированный человек энциклопедических знаний.

К тому же Вяземский - приверженец и теоретик русского романтизма. Но в своих сочинениях он любил вдаваться в рассуждения, которые придавали произведениям некоторую сухость и слегка приглушали эмоционально-романтический настрой. Его поэтическая культура была очень схожа с Пушкинской. Вяземский считал себя наследником XVIII века, поклонником французских философов, таких как Вольтер, которые представляли блестящий век Просвещения.

Петр Андреевич Вяземский сформировался как поэт благодаря любви к просвещению и разуму, его привлекал либерализм, он был вольнодумцем, стремящимся к полезной гражданской и государственной деятельности. Однако в своем творчестве он был консервативен и больше всего тяготел к традиционным формам поэзии – свободолюбивой оде, дружескому посланию, меланхолической элегии, басням, притчам, эпиграммам, сатире и дидактике.

языков поэт пушкинской поры

А. А. Дельвиг

При чтении произведений Дельвига может показаться, что он некий запоздалый классицист, явившийся в романтическое время (это подсказывает его стиль, размеры и жанр, взятые именно у классицистов). Но причислять его к ним не стоит. Дельвиг - настоящий романтик, тоскующий о давно утраченной античности, по тому условному миру классической стройности и гармонии.

Он разочарован в современном обществе, где уже давно нет подлинной любви и дружбы, где человек чувствует разлад с обществом, с самим собой и боится будущего. Дельвиг внес в жанр идиллии несвойственную этому жанру скорбь о конце золотого века.

Пушкин в этом вопросе соглашался с Дельвигом, он тоже понимал, что гармоничное и прекрасное рано или поздно погибнет, однако позже возвратится, только уже в совсем ином облике. Скорби и трагедии, уныние и печаль, как и все прекрасное, - временные гости в этом мире и, увы, не властны вечно.

Великолепный венец так называемого золотого века представляют поэты пушкинской поры. Дельвиг - еще одно бесценное его украшение.

понятие поэты пушкинской поры

Н. М. Языков

Совсем иной по тону была поэзия Николая Михайловича Языкова, который писал о пафосе романтической свободы человека. Он верил в нее безудержно и поэтому радостно и беспечно воспринимал жизнь. Языков - поэт пушкинской поры, который любил жизнь и всегда радовался ее бурлению во всех проявлениях. Такое отношение не зависело от каких-то философских или политических взглядов, оно было безоглядным. Языков ничего не анализировал и не пытался понять. Лирика его была направлена на природу человека как суверенного и свободного существа. В некоторых его творениях все же проскальзывает некое уныние и печаль, но это встречается очень редко, такие случаи буквально единичны. Эти состояния души не пугающие, не обессиливающие и преодолеваются достаточно легко.

В поэтической речи этого автора выразилось очень ясное и восторженное состояние, приподнятое настроение и великое жизнелюбие. Отсюда и его центральные жанры – гимны и дифирамбы. Языков может любой жанр, будь то элегия или песня, романс или послание, перевоплотить в гимн или дифирамб. И в них обязательно будут преобладать восторг и радость.

поэты пушкинской поры

Е. А. Баратынский

Если и упрекали Языкова современники в скудости мыслей, то в другом поэте, Баратынском, читателей не удовлетворял их избыток.

Приступая к творчеству Евгения Абрамовича Баратынского, в первую очередь надо отметить, что после Пушкина это самый глубокий поэт своего поколения, пришедший в литературу следом за Жуковским и Батюшковым. В его поэзии в основном преобладают элегии и поэмы. Он так и вошел в русскую поэзию как превосходный поэт-элегик.

Баратынский очень интересно размышляет о том, что человеческое тело смертно и привязано к земле, а душа постоянно рвется в небо, и она бессмертна. Но зачастую душа не выдерживает всех земных переживаний и погибает раньше тела, и тело как бы становится лишенным разума и чувств, а значит, бессмысленным. Он также думал, что человеку даны страсти, благодаря которым он живет напряженно и полно, но вот сама жизнь втиснута в очень узкие временные рамки судьбы.

Все эти противоречия не могут ни исчезнуть, ни отмениться, ни примириться, так как это закон бытия. Баратынский – скептик, его не так волнует возникающее при всем этом чувство разочарования, как просто размышления о нем. О жизни он рассуждает как о неизбежном для человека страдании, которое сопровождает его от рождения и до смерти.

В творчестве Баратынского современники видели талантливого поэта прежде всего пушкинской школы. Но позднее его творчество критика не поняла. А вот русскими символистами он стал восприниматься как крупный и самостоятельный лирик-философ, пытавшийся воплотить в поэтических строках что-то глубокое и трудно передаваемое.

Величины

Пушкинской поры поэты не всегда работали в атмосфере миролюбия и согласия. Их литературные дискуссии часто проходили остро, хлестко и бескомпромиссно, полемические выпады в обсуждениях очень часто ранили самолюбие оппонентов.

Как видно, были определенные сложности и в литературной жизни, но при этом поэзия так называемой пушкинской поры стремительно развивалась и достигала высокой культуры. И конечно же, она обязана этим в первую очередь А. С. Пушкину, глубоко, на гениальном уровне, постигшему российский механизм создания стихов и доведшему слова поэзии до непостижимого совершенства.

Пушкинской поры поэты открыли нам золотой век русской литературы, который так и остался непревзойденным периодом сверкающего творческого полета отечественной музы. И теперь мы имеем возможность наслаждаться их великолепными трудами.

Заключение

Конечно же, не только Пушкину было присуще мастерское владение языком русской поэзии, однако он был Солнцем на небосклоне, которое притягивало к себе, как наша планетная система другие яркие и сверкающие, хорошо заметные поэтические планеты, каждая из которых имела способность привлекать в свою сферу еще более мелкие спутники.

Поэты пушкинской поры - это величественный фундамент всей русской поэзии. С их творчеством обязательно нужно познакомиться и по возможности изучить. К сожалению, эта взрощенная пушкинским временем плеяда поэтов в действительности очень велика, и нет возможности поговорить о каждом. Все они стали главным украшением богемного мира поэзии.

5158259_Konstantin_Nikolaevich_Batushkov_1787_1855 (473x646, 536Kb)

Еще в лицейские годы Пушкин испытал серьезное воздействие лирики Батюшкова, снискавшей ему славу эпикурейца, любителя жизненных наслаждений, а также мастера элегической батальной поэзии. В послании "К Батюшкову" Пушкин так обращался к нему:


Философ резвый и пиит,
Парнасский счастливый ленивец…


Большинство стихов Батюшкова навеяны личными впечатлениями, эпизодами биографии. Так, военная служба, участие в войне с Наполеоном дали ему материал для послания "К Дашкову", исторической элегии "Переход через Рейн" и других произведений, которые посвящены идеям гражданского служения и жертвенности во имя Родины. Подлинной зрелостью отмечен сброник Батюшкова "Опыты в стихах и прозе", некоторые стихи из него были высоко оценены Пушкиным. Блистательными подражаниями древнегреческой лирике поэт во многом подготовил появление пушкинских "антологических" стихов. Многие строки Батюшкова исполнены философской глубины и стали крылатыми:


О память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной…


Пушкина восхищало в Батюшкове то, что его "слог так и трепещет, так и льется, гармония очаровательна". Опередив на несколько лет развитие отечественной поэзии, автор "Опытов" был предшественником раннего Пушкина, который во многом шел ему вослед.


Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них - не знаю.

1819
Русская Лирика XIX века.
Москва, "Художественная Литература", 1981

В статье исследуется влияние К.Н. Батюшкова на формирование романтической системы Е.А. Боратынского. Выявляется близость художественных открытий Парни Батюшкову и Боратынскому. Анализируются особенности переосмысления идиллической традиции Тибулла в лирике Батюшкова и Боратынского, рассматривается характер усвоения Боратынским эпикурейских образов и мотивов лирики Батюшкова. Выявляются созвучия между поэзией Боратынского и лирикой Батюшкова в раскрытии образа поэта. Доказывается, что Боратынский очень рано осознал чуждость культа наслаждения, воспринятого им у Батюшкова и Парни. Потому стал ощущать сначала расхождение с беспечными друзьями, воспевающими эпикурейские удовольствия, а затем и с самой жизнью. Он переосмысливает предлагаемое его предшественником, философски обобщает его опыт в контексте своего поэтического творчества. И выбирает свой путь в романтической поэзии.


3. Батюшков К.Н. Мои пенаты // Батюшков К.Н. Сочинения: В 3 т. – СПб.: П.Н. Батюшков, 1885–1887. – Т. 1. – 1887. – С. 131–141.

5. Батюшков К.Н. Послание графу М.Ю. Велеурскому // Батюшков К.Н. Указ. соч. – Т. 1. – 1887. – С. 65.

7. Письмо А.И. Тургенева П.А. Вяземскому от 3 ноября 1816 г. // Остафьевский архив князей Вяземских. Т. I. Переписка П.А. Вяземского с А.И. Тургеневым. 1812–1819. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1899. – С. 61.

8. Письмо А.С. Пушкина П.А. Вяземскому от 2 января 1822 г. Из Кишинева в Москву // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. – Т. 10. Письма. – 1979. – С. 29–30.

9. Письмо Е.А. Боратынского П.А. Вяземскому, после 7 декабря 1825 г. // Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского / Сост.: А.М. Песков; текст подгот. Е.Э. Лямина и А.М. Песков. М.: Новое литературное обозрение, 1998. – С. 168.

10. Письмо Е.А. Боратынского П.А. Плетневу, 1831, июль, 10 – 20-е числа (?), Каймары // Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. – С. 263–264.

11. Письмо К.Н. Батюшкова Н.И. Гнедичу от 29 декабря 1811 г. // Батюшков К.Н. Указ. соч. – Т. 3. – С. 169–172.

12. Письмо К.Ф. Рылеева Е.А. Боратынскому от 6 октября 1822 г. // Летопись жизни и творчества Е.А. Боратынского. – С. 127–128.

13. Письмо Н.М. Карамзина А. И. Тургеневу от 27 июня 1814 г. // Русская старина. – 1899. – Вып. 2. – С. 466.

Рассматривая вопрос о своеобразии романтизма Е.А. Боратынского, невозможно не обратиться к анализу того литературного опыта предшественников и старших современников, что учитывал и использовал в своём творчестве поэт.

Но близость Боратынского и Батюшкова проявляется не только в возникающих в сознании современников и самих поэтов параллелях их творчества с наследием Парни, но прежде всего в мотивах, образах, идеях, почерпнутых одним автором у другого. Ранний Боратынский вбирает в свою поэзию многое из эпикурейской романтической лирики Батюшкова. Боратынский использует разного рода реминисценции стихотворений Батюшкова.

Рецензенты:

Читайте также: