Сообщение о плодовых растениях 3 класс окружающий мир

Обновлено: 07.07.2024

Насекомые опылители – насекомые, которые опыляют цветы.

Нектар – сладкий цветочный сок.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 –.с. 69-86.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. - с. 39 - 49.

Ключевые слова:

Группы растений; виды растений; наука о растениях, дыхание и питание; опыление; развитие растений из семян; факторы отрицательного воздействия человека; меры охраны; правила поведения в природе.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Повсюду на земле встречаются растения: в лесах, горах, степях и даже в безжизненной пустыне.

Это удивительные живые организмы, без которых невозможна жизнь на Земле.

Кроме того, что человек, и животные употребляют растения в пищу, они вырабатывают необходимый для всего живого кислород. Давайте узнаем, почему говорят, что растения – зелёная одежда Земли.

Мир растений.

Царство растений очень обширно.

На сегодняшний день в нём насчитывают около пятисот тысяч видов. Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые – ботаники делят царство растений на несколько групп. Первая группа - это водоросли. Они обитатели воды.


Их можно встретить не только в реках, озёрах и океанах, но и в горах, пустынях, если там есть хоть капля влаги.

Эти растения разнообразны по величине и форме: одни из них так малы, что можно увидеть их только в микроскоп, а другие имеют вид тонких шелковистых нитей зеленого цвета. Наиболее известные представители этой группы: ламинария, хламидомонада.

Водоросли обогащают водоемы кислородом. Они богаты питательными веществами и йодом.

Вторую группу составляют мхи – древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу.

Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу. Имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Яркими представителями этой группы являются: сфагнум и кукушкин лён.

Давно, когда на нашей планете был теплый климат, появились папоротники.


Их можно включить в третью группу. Они достигали в высоту 45 метров, образовывая целые леса.

Потом леса погибли, покрытые толщей воды. А через многие миллионы из этих залежей деревьев образовался каменный уголь, который используется как топливо.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Помимо листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков и семян у них не бывает.

Четвёртую группу составляют хвойные растения – это деревья и кустарники.



К ним относятся сосна, пихта, ель, кедр, можжевельник. Хвоинки – это их листья! Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

Пятая группа цветковые растения говорит о том, что кроме корня, стебля и листьев, у них есть цветок.


Цветок – главный признак цветковых растений, из которого развивается плод с семенами. В каждой группе много видов растений.

Учёным известно около пятисот тысяч видов растений. Самая многочисленная группа – цветковые растения.

На свете около двадцати семи тысяч мхов, более десяти тысяч видов папоротников. А вот хвойных растений в разы меньше. Всего шестисот видов.

Растения - это живые существа, значит, они дышат и питаются. Они из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

А как же питаются растения? Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Но в растениях есть также сахар и крахмал, а в почве их нет. Каким же образом растения получают эти главные питательные вещества?

А вы знаете, что такое опыление? У цветов есть пестик и тычинки

На тычинках есть пыльца. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца попала в пестик. Когда пчела садиться на цветок пыльца остается на мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, пчела переносит, пыльцу опыляя его. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.

Из опыленного цветка развивается плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.

Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые-опылители. Они помогают растениям размножаться. Настоящими путешественниками являются плоды растений. Приглядевшись к ним можно догадаться, как они путешествуют.

Плоды некоторых деревьев путешествуют с помощью ветра, например, плоды клёна, липы, берёзы имеют специальные крылышки, а плоды одуванчика – парашютики. У плодов репейника имеются небольшие крючки, а у череды – острые зубчики. С помощью

Для прорастания и развития семян нужны тепло, вода, воздух. Как же развивается растение из семени?

Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляется цветки, а после опыления на месте цветков – плоды с семенами.

Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте лесов люди строят заводы или роют карьеры. Много растений при этом погибает.

Зачастую не подозревая люди, вытаптывают растения. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды и растения на ней жить не могут, они погибают.

Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов. Большое количество растений внесены в Красную книгу России, например, подснежник, ятрышник, водяной орех. Гораздо реже, чем раньше попадаются на глаза кувшинка, волчье лыко, купальница. Возле крупных городов осталось мало ландышей,

колокольчиков. Все перечисленные растения нуждаются в охране. Особую ценность природы представляют лекарственные растения. Лучше заготавливать те растения, которые часто встречаются. Соблюдая простые правила поведения в природе, мы можем сохранить растения. Находясь в природе, не срывайте растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения надо только в тех местах, где их много. В лесу ходите по тропинкам, для того чтобы растения не погибли от вытаптывания. Во всём мире и в нашей стране редкие растения запрещено собирать. Они находятся под особой защитой в заповедниках,

национальных парках. Большое количество растений со всего мира выращивают в ботанических садах.

В природе всё взаимосвязано. Берегите природу!

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: О какой группе растений идёт речь?

Древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. Они растут во влажных, болотистых местах, в хвойном лесу.

Правильный вариант ответа: мхи.

Разбор типового тренировочного задания

Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

А. …… обогащают водоемы кислородом. (Водоросли, папоротники, мхи).

Б. …… - древнейшие растения, которые первыми вышли из воды на сушу. (Водоросли, папоротники, мхи).

В. Наука о растениях называется ………..( биологией, микологией, ботаникой).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зачем растениям нужны цветы? Почему они такие прекрасные? Что образуется у ра.

Зачем растениям нужны цветы? Почему они такие прекрасные? Что образуется у растений на их месте после цветения?


 Шиповник Мак Берёза шиповник

Шиповник Мак Берёза шиповник

Тыква Дуб Рябина

Тыква Дуб Рябина

Разнообразие плодов растений

Разнообразие плодов растений

Я знаю …. Я хотел бы узнать …

Я знаю …. Я хотел бы узнать …

Приглашаю в лабораторию!

Приглашаю в лабораторию!

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание. Рассмотрите натуральные плоды разных растений. С.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание. Рассмотрите натуральные плоды разных растений. Сравните их на вкус. Разделите плоды на две группы по признаку: сочные – сухие. СОЧНЫЕ ПЛОДЫ СУХИЕ ПЛОДЫ

ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ Когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен. Говорит.

ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ Когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен. Говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр. Вторгаться в работу другой пары запрещено.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СОЧНЫЕ ПЛОДЫ СУХИЕ ПЛОДЫ ОГУРЕЦ КУКУРУЗА ВИНОГРАД АРАХИС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СОЧНЫЕ ПЛОДЫ СУХИЕ ПЛОДЫ ОГУРЕЦКУКУРУЗА ВИНОГРАДАРАХИС ГРУШАФАСОЛЬ МАНДАРИНПШЕНИЦА

ПЛОДЫ (по количеству семян) односемянные многосемянные

ПЛОДЫ (по количеству семян) односемянные многосемянные

Мы идём гулять!



Подсказка Ветер, птицы, звери, человек Приспособления: пушистые волоски; пар.

Подсказка Ветер, птицы, звери, человек Приспособления: пушистые волоски; парашютики , крылышки; крючки, зубчики, липучки; вкусная мякоть плодов.

Определите способ распространения плодов и семян растений.

Определите способ распространения плодов и семян растений.

Оцени свою работу на уроке. Выполни тест. № п/п Утверждение Да Нет 1. Плод –.

Оцени свою работу на уроке. Выполни тест. № п/пУтверждениеДаНет 1.Плод – орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. 2.Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные. 3.Яблоки, вишня, абрикосы, арбузы, сливы относятся к сухим плодам. 4.Звери, птицы, человек – помощники в распространении плодов и семян. 5.Тяжёлые плоды (шишки, жёлуди, орехи) распространяются ветром.

Проверь! № п/п Утверждение Да Нет 1. Плод – орган размножения растений, разви.

Проверь! № п/пУтверждениеДаНет 1.Плод – орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.+ 2.Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные.+ 3.Яблоки, вишня, абрикосы, арбузы, сливы относятся к сухим плодам.+ 4.Звери, птицы, человек – помощники в распространении плодов и семян.+ 5.Тяжёлые плоды (шишки, жёлуди, орехи) распространяются ветром.+

Молодцы! Спасибо за работу!

Молодцы! Спасибо за работу!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 601 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2018 3750
  • PPTX 3.8 мбайт
  • 368 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кудашова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Как распространяются плоды

Существует 4 способа распространения плодов.

  • Самый надёжный и эффективный способ — использование животных и людей.
  • Не менее удачный способ — разнесение ветром.
  • Потоки воды тоже могут далеко унести плоды.
  • Растение самостоятельно разбрасывает плоды. Не очень результативный метод, так как семена остаются поблизости.

Есть растения, у которых соединяются 2 способа. При рассмотрении примеров станет ясно, что главный из них один.

Распространение с участием животных и людей

Участие животных и людей может проявляться по-разному.

Птицы и звери съедают сочные плоды, например, ягоды рябины, опавшие яблоки. Плод переваривается, семена сбрасываются на землю с помётом. Прорастающее семя сразу получает удобрение.

Существуют растения, у которых созревшие семена имеют крючки и легко покидают материнское растение. Такие плоды крючками цепляются на шерсть, перья, одежду человека и путешествуют вместе с ними. Так распространяются череда, водяной орех, репейник.

Грызуны прячут орехи, жёлуди, каштаны под корнями деревьев, выкапывают ямки. Часть запасов хозяева съедают, часть забывают. Забытые припасы прорастают, иногда в соседнем лесу, на поляне.

Белка с шишкой

Рис. 1. Белка с шишкой.

У людей есть возможность распространять растения в другие регионы, на другие материки. Временами это делают специально, но чаще — ненамеренно. Семена прилипают к обуви, колёсам автомобилей, к днищу лодок.

В Антарктиде появился второй злак — мятлик однолетний, занесённый туда случайно.

Рассеивание ветром

Разносятся ветром только созревшие семена, имеющие своеобразное строение.

  • Семя снабжено пушистыми выростами (ива, иван-чай), парашютами (одуванчик, козлобородник, бодяк).
  • У семени имеется крылышко. Оно может быть маленьким, как у берёзы, или большим, как у клёна.
  • В конце вегетации растение целиком отрывается от грунта и уносится ветром. Так образуется перекати-поле в пустыне.

Семена берёзы мелкие, лёгкие — в 1 грамме помещается 5000 семян, которые улетают на 100–150 м.

Перекати-поле в пустыне

Рис. 2. Перекати-поле в пустыне.

Путешествие по воде

Вода разносит семена водных и прибрежных растений. Чтобы хорошо плавать, плоды обладают пористым строением, как кокос, или настолько лёгкие, что не тонут, например, ольха.

Кокос, проросший на пляже

Рис. 3. Кокос, проросший на пляже.

Самостоятельное рассеивание

Многие бобовые разбрасывают семена самостоятельно: сухие створки боба скручиваются, семена выбрасываются наружу (мышиный горошек, фасоль, люпин).

Коробочка касатика болотного качается на ветру, семена высыпаются в воду. Сам плод — коробочка — не меняет положения, остаётся на стебле.

Что мы узнали?

Существуют 4 способа распространения плодов — животными, ветром, водой, самопроизвольный. В докладе на уроке по окружающему миру в 3 классе можно упомянуть такие названия растений и примеры их распространения: репейник разносят животные и люди, семена одуванчика и ивы рассеиваются ветром, а горох и фасоль самостоятельно разбрасывают плоды.

Чтобы семя проросло, оно должно попасть туда, где есть влага. Если семена начнут прорастать рядом с материнским растением, то им не хватит питательных веществ, света и воды. Значит, семена должны переместиться в другое место. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.

У одуванчика плоды с маленькими парашютиками. Ветер подхватывает парашютики, и они улетают далеко от растения.

dandelion-3489984_1280.jpg

maple-2606543_1280.jpg

linden-flowers-fruit-3562303_1280.jpg

1396px-Frucht_Bpub.jpg

Плоды многих растений могут прицепляться к шерсти животных или к одежде человека и так распространяются. Для этого у них есть зубчики (у череды) и крючочки (у репейника).

Зубчики, крючки, зацепки — это приспособления для распространения плодов и семян животными или с помощью человека .

У малины, земляники, рябины и многих других растений плоды яркие и вкусные. Птицы и другие животные поедают сочные плоды и, перемещаясь с места на место, выбрасывают неповреждённые семена.

Читайте также: