Сообщение о петроглифах дальнего востока

Обновлено: 02.07.2024

В Дальневосточном крае, в 70 км от Хабаровска, на береговой полосе, протяжённостью 6 км между нанайскими сёлами Сикачи-Алян и Малышево находится множество памятников древнего наскального искусства. Это знаменитые петроглифы Сикачи-Аляна. Слово петроглиф – греческого происхождения (петрос – камень и глиф – резьба) и означает высеченные изображения на камне. Каменные изображения высечены на уступе береговой террасы и огромных базальтовых валунах во множестве рассыпанных на правом берегу р. Уссури в месте слияния с р. Амур. Их приравнивают к признанным мировым сокровищам древности – Стоунхенджу в Англии или гигантским каменным изваяниям острова Пасхи.

Петроглифов Сикачи-Аляна остается все меньше. Если раньше насчитывалось около 300 наскальных рисунков периода от мезолита (XII–VIII тыс. лет до н.э.) до средневековья (V–XVII в.в.), то сейчас их количество не превышает 200.

Петроглифы Сикачи-Алян. Дальневосточный округ


Всего у сел Сикачи-Алян и Малышево в 70 км от Хабаровска найдено около 300 рисунков, до настоящего времени сохранилось не более 160. На валунах изображены маски, звери, птицы, змеи, лодки, концентрические круги.


Рисунки выбивали на скалах железными инструментами, применяя разные техники выбивания. Изображения относятся к эпохе мезолита, неолита, раннего железного века и раннего средневековья и датируются XII тыс. до н.э. – первой половиной I тыс. н.э.



По берегам реки Амур разбросано несколько тысяч петроглифов. До сих пор не все они найдены, потому что некоторые валуны с изображениями унесены на дно паводковыми водами, еще часть валунов были перевернуты лицевой стороной вниз напором льдин.


Самый известный петроглиф изображает лошадь, ученые утверждают, что лошади на берегах Амура водились только в ледниковый период.






Туристы, не стесняясь портят историческое наследие.

– В сезон, с августа по октябрь, тысячи две-три туристов здесь бывает, – припоминает Светлана Оненко, заведующая музеем имю Гродекова . – И наши, и иностранцы. В прошлом году аж из Австралии были на экскурсии , японцы заглядывают, американцы.

Камни не принадлежат селу, они в федеральной собственности и средств на их охрану и содержания нам не выделяют. Учителя и ученики школы по собственной инициативе, случается, берутся за генеральную уборку.

Иногда помогают местные предприниматели. А вот на охрану камней средств нет. Петроглифы есть не только у нас, но и на территории села Малышево, и за селом, но они все разрушены еще в советское время. Когда там строили дамбу, проводили взрывные работы, а потом возили валуны.

Так что часть глыб с наскальными рисунками стала строительным материалом. А еще у нас в районе малышевского кладбища было поселение Мухэ, располагавшееся на утесе.

По склонам этого утеса тоже были древние рисунки. Сейчас там карьер, из него возят на берег гравий, грузят на баржи. Так, вот этим гравием засыпана почти половина утеса с рисунками.

Основная часть наскальных рисунков расположена в бассейне Уссури и Амура. Самый большой в селе Сикачи-Алян.

Там самая полная коллекция рисунков всех эпох. В других местах их гораздо меньше. Например, они есть у сел Калиновка, Шереметьево, Кедрово, на реке Кия Лазовского района и на Чертовом плесе у Переяславки. А еще на реке Сукпай, причем рисунки там не выбиты, а нарисованы. Так называемые писаницы, выполненные красной охрой.


Среди рисунков встречаются и маски. Что любопытно, это предшественники тех масок, которые в были найдены в Северной Америке.Возможно именно туда двинулись с Дальнего Востока древние переселенцы-палеоазиаты, унося с собой и традиции в искусстве. На остальной территории России личины практически не встречаются. Это достояние только нашего региона.

Если верить петроглифам, 9-11 тысяч лет назад на территории Нижнего Амура жили фламинго. Также запечатлены на камнях ископаемые лошади тарпаны, бизоны, которых сегодня на нашей территории уже нет.

– Еще одна загадка – рисунки на реке Май VIII-IX века. Ближайший их аналог находится в Восточной Европе.

А всего в Сикачи-Аляне насчитывается 13 стилей рисунков, принадлежащих разным временным периодам – от ледникового до раннего средневековья.

Большего такого разнообразия нет нигде. Многие из работ древних художников хранят тайны, которые еще предстоит разгадать, чтобы объяснить их появление. Вот поэтому важно сберечь эти петроглифы, – говорят сотрудники музея.


Некоторые энтузиасты пытались добиться внесения петроглифов в список охраняемых достопримечательностей ЮНЕСКО. Однако серьезным камнем преткновения стала астрономическая сумма, которую требовала организация за охрану исторического наследия.

Почему местные шаманы уверены, что мифологический змей-дракон, изображенный на петроглифах – это не выдумка, какие доказательства инопланетной жизни можно еще найти на Дальнем Востоке и кто первым из белых людей на самом деле оказался за Уралом?

ХАБАРОВСК, 31 августа. /ТАСС/. Петроглифы возле села Сикачи-Алян в Хабаровском крае ежегодно посещают до пяти тысяч человек, и число желающих увидеть наскальные рисунки, сделанные на берегах Амура в доисторические времена, непрерывно растет. О том, как искусство людей прошлого стало точкой притяжения путешественников, и чем это грозит памятнику, претендующему на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, ТАСС рассказали ученые и представители власти.

По данным администрации Хабаровского района, петроглифы Сикачи-Аляна в прошлом году посетили около пяти тысяч человек - это жители Хабаровского края и других регионов России, туристы из Китая, Кореи и Японии, были и гости из европейских стран. "На протяжении последних лет мы видим прирост турпотока примерно по 10% [в год] и ожидаем увеличения количества туристов как из российских регионов, так и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет развития внутреннего и въездного туризма, популяризации этнографического туризма и самих петроглифов", - сказал начальник управления культуры, спорта и молодежной политики администрации района Денис Копышков.

Гости посещают и одно из нанайских стойбищ вблизи Сикачи-Аляна, где можно познакомиться с историей возникновения петроглифов, бытом и традициями коренных народов. Туристов встречают обрядом очищения с окуриванием и национальными песнями, угощают ухой и супом с полынью и грибами, рыбными пельменями и закуской из сырой рыбы с черемшой, им рассказывают легенды о петроглифах. Хозяйка подворья "Стойбище сородичей" Елена У рассказала, что эти места издревле считались священными. Люди приходили к камням с рисунками, оставленными их предками, чтобы провести обряды, обратиться к духам.

Однако при растущей популярности петроглифов актуальным становится их защита не столько от природных явлений, сколько от людей.

Эрмитаж древности

Маленькая нанайская деревня Сикачи-Алян находится примерно в часе езды к северу от Хабаровска. Чтобы попасть сюда, нужно проехать около 70 км по неровной, окруженной лесом дороге. Сама деревня - несколько десятков деревянных домов на возвышенности у Амура. Спустившись к воде, можно увидеть огромные валуны с рисунками, сделанными людьми около 12 тыс. лет назад.

По оценке ученых, возле Сикачи-Аляна находятся самые древние и при этом одни из самых ярких и выразительных из обнаруженных на Дальнем Востоке петроглифов. На базальтовых камнях, оставшихся после извержений вулканов, высечены лица людей, изображения животных, узоры и знаки. Как рассказал заведующий сектором археологии краевого центра охраны памятников истории и культуры Артур Ласкин, здесь насчитывается около 440 разных по стилю и сюжетам изображений.

"Петроглифы Сикачи-Аляна - уникальный памятник древнего наскального искусства, сыскавший мировую славу, в том числе за счет расположения большого количества рисунков в одном месте, а также из-за их выразительности. Нигде больше не встречается такое разнообразие личин (череповидных, овальных, трапециевидных), такой образности, самобытности. Есть устрашающие личины с оскалом, есть добрые с улыбкой, есть более реалистичные - с усами, старческими морщинами, хорошо очерченными глазами", - отметил Ласкин.

Охране петроглифов нужно уделять больше внимания. Нередко туристы и рыбаки оставляют возле них мусор, жгут костры, на некоторых валунах сделаны современные надписи и рисунки, где-то даже с повреждением поверхности камня. "Не все понимают значимость этого места, бывает, относятся неуважительно: встают на камни, смеются над рисунками. Мусор убирают сотрудники администрации села и местных стойбищ, но, чтобы люди подходили к посещению петроглифов более осознанно, важно проводить большую информационную работу", - считает Елена У.

С ней согласен и Ласкин: "Нужно какое-то ограждение, нужны видеонаблюдение и охрана, должна быть автостоянка, инфраструктура для туристов, квалифицированные гиды". "Сейчас место не предусмотрено для показа, а можно сделать музей под открытым небом с хорошей подсветкой, чтобы можно было видеть рисунки и в темное время суток. С благоустроенными тропинками, с исключением возможности прямого контакта с петроглифами", - сказал он.

По словам представителя администрации, идет работа над включением памятников наскального искусства Хабаровского края в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. А благодаря своей мировой известности петроглифы Сикачи-Аляна еще в 2003 году включили в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. "В последнее время ведется непростая и кропотливая работа по включению Сикачи-Аляна уже в основной Список всемирного наследия ЮНЕСКО", - добавил Ласкин. Так, в следующем году специалисты начнут работать над созданием номинационного досье, которое, как планируется, в 2022 году представят на рассмотрение штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

Живой памятник

Многолетний мониторинг состояния петроглифов в Хабаровском крае показал, что они, в первую очередь, подвергаются разрушению под воздействием природы. Во время весеннего ледохода базальтовые валуны с петроглифами у Сикачи-Алян и в других местах перемещаются и переворачиваются, их сносит на дно реки. "Из-за значительных сезонных перепадов температур и колебаний уровня воды в Амуре и Уссури прослеживаются негативные для петроглифов процессы заиливания валунов, покрытие изображений минеральными и органическими элементами, растрескивание и расслоение поверхности камней", - отметил Ласкин.

Первоочередной задачей для защиты петроглифов Сикачи-Аляна является решение проблемы с гидрологическим воздействием. Расчеты по строительству в этом месте дамбы показали нежизнеспособность проекта: такое сооружение, как пояснил собеседник агентства, защитит петроглифы ото льда и затоплений, но кардинально изменит состояние природного ландшафта территории, что усилит негативное климатическое и биологическое влияние.

В разное время исследователи и энтузиасты высказывали идеи о переносе валунов с петроглифами на специально подготовленную незатопляемую площадку. Валуны предлагалось разместить на смотровых площадках под навесом. Это позволило бы не только сохранить рисунки от воздействия реки, но и организовать круглогодичную экскурсионную зону с информационно оборудованными маршрутами и сопутствующей инфраструктурой.

Однако река, перемещая и переворачивая камни, помогает и найти новые. Так, около 30% петроглифов у Сикачи-Аляна, которые в 1950-60-х годах исследовал знаменитый археолог Алексей Окладников, сейчас найти нельзя, но есть около 25 рисунков, которые ученый в те годы не видел. "Это живой памятник наскального искусства, хранящий в себе историю населявших Дальний Восток народов. И даже с учетом воздействия среды на камни петроглифы не исчезнут еще сотни и тысячи лет, они будут появляться и пропадать, открываться с новых сторон, если их исчезновению не помогут люди", - сказал эксперт.

Петроглифы Хабаровского края

В Хабаровском крае насчитывается более 670 петроглифов. Помимо рисунков у села Сикачи-Алян и расположенного рядом села Малышево, есть изображения на камнях и скалах на берегу Уссури возле села Шереметьево, на реке Кие у села Екатеринославки. Севернее вниз по течению Амура расположены петроглифы возле сел Калиновки и Аури, а самыми отдаленными от водной системы Амура считаются изображения по берегам горных рек Сукпай и Маи.

Все эти рисунки появились в период от начального неолита в 12-9 тысячелетиях до эпохи раннего средневековья в VII-XIII веках нашей эры. В эпоху неолита и раннего железного века петроглифы выбивали с помощью каменных орудий, а в средневековье наносили техникой резьбы или гравировки железными инструментами.

Помимо личин, на камнях и скалах Сикачи-Аляна можно увидеть изображения лошади, тигра, кабана, волка, змеи, лесных птиц. Один из самых ярких петроглифов - это изображение лося с прорисовкой спиралей и знаков внутри туловища животного.

Ежегодно ученые находят новые изображения, в том числе с помощью высокоточного оборудования, которое может различать не видимые глазу рисунки. Следующая экспедиция хабаровских и московских специалистов по поиску петроглифов состоится в октябре.


В 1894 г. штаб-офицер для поручений при командующем войсками Южно-Уссурийского отдела Приамурского военного округа подполковник В. А. Альфтан, обследовавший долину реки Уссури, зарисовал часть петроглифов местонахождений Шереметьево 1, 2 и 3 и выполнил глазомерную съемку городища, находящегося рядом с Шереметьево 3.



Зарисовки петроглифов Шереметьево
В. А. Альфтан, 1894 г.




Зарисовки петроглифов Сикачи-Аляна
Б. Лауфер, 1899 г.

В 1930 г. наскальные рисунки Сикачи-Аляна документировал археолог Н. Г. Харламов, который не только сфотографировал петроглифы, но и выполнил их эстампажи. Материалы Харламова были сданы в Хабаровский краеведческий музей и в дальнейшем, по-видимому, были утрачены.

В 1935 г. петроглифы местонахождений Сикачи-Алян 1, Сикачи-Алян 2, Сикачи-Алян 3 и Май документировались участниками экспедиции А. П. Окладникова. Помимо фотографирования ими было выполнено не менее 25 эстампажей, которые в настоящее время хранятся в фондах МАЭ РАН. Эстампажи делались из подручных материалов (газеты, картон, оберточная бумага). В целом они отличаются невысоким качеством, однако ценны, так как оригинальные петроглифы не всегда могут быть найдены на местности. Облик утраченных петроглифов с достаточно высокой степенью достоверности может быть восстановлен по эстампажу методом трехмерного моделирования.



Эстампаж, выполненный Нижне-Амурской экспедицией 1935 г., и трехмерная модель этого эстампажа.

Работы Дальневосточной археологической экспедиции, 1953–1971 гг.

Читайте также: