Сообщение о павле шпилевском

Обновлено: 05.07.2024

Шпилевский Павел Михайлович (1823-1861), псевдонимы Древлянский, Знакомый человек, Барон Икс – белорусский этнограф, писатель, публицист и театральный критик.

Родился в деревне Шипиловичи, Бобруйского уезда, Минской губернии в семье православного священника. Рос, деля игры с деревенскими ребятишками. Затаив дыхание, слушал сказки няни-крестьянки. Белорусский язык был для него родным, народные легенды, поверья, песни – первыми впечатлениями детства.

Шпилевский еще в ранней юности увлекся изучением народного быта. Собирал образцы устного народного творчества, изучал историю белорусского края.

Павел Шпилевский принадлежал к тому поколению белорусской интеллигенции, которое начало серьезно задумываться над судьбой родины. В этой среде пробуждался интерес к корням, истории народа, его поэтическому творчеству. Павел Шпилевский стал первым русско-белорусским писателем, громко заговорившим на страни­цах русской печати от имени белорусов. В рукописи остался словарь живого белорусского языка, составленный Шпилевским.

Сосредоточивая свое внимание на белорусах, Шпилевский не выпустил из поля зрения и представителей народов, многие века живших рядом с ними. Он рассказал об истории появления в крае татар и цыган, их образе жизни и занятиях, коснулся быта евреев Белоруссии, живших скученно, (но и бесправно в отведеннойим русскими царями черте оседлости.

Сегодня кое-что в рассуждениях Шпилевского может показаться наивным, а что-то и неприемлемым. Представитель своего времени сословия, писатель разделял и предрассудки, им свойственные. Он повторил ряд догм русской официозной науки того времени.(как возврат исконно русских земель, препятствие объективному взгляду на историю униатской церкви, отрицание достоинства магдебургского права) .Но важно выделить то главное в творчестве Шпилевского, что определило само время: острый интерес ко всему белорусскому, неустанная деятельность по изучению и пропаганде народных традиций. В исто­рию культуры он вошел как писатель, отстаивавший самобытность белорусского народа.

Творчество Шпилевского, отчетливо отразив важные сдвиги в развитии национального самосознания белорусского народа в середине XIX века, само активно влияло на этот процесс. Писатель принял участие в таком важном и необходимом этапе формирования национальной культуры, как осознание, изучение и освоение народных традиций.

М. Без-Корнилович

Михаил Осипович Без-Корнилович (1796-1862) – белорусский историк, краевед и этнограф, военный топограф, статистик, генерал-майор русской армии.

Родился в Могилевской губернии, в дворянской семье. Отец рано умер, значительную материальную помощь вдове оказывал двоюродный брат отца - военный топограф С. И. Корнилович.

Вторая четверть 19 в. была временем обширных топографических съемок европейской России. За руководство топографической съемкой Бессарабии (1816-1823 гг.) С. И. Корнилович получил чин генерала. Его влияние на племянника (воспитанием которого он руководил) было так велико, что племянник пошел по его пути.

Под руководством М.О. Без-Корниловича в 1831-1847 гг. проводилось топографическое и военно-статистическое изучение Минской, Новгородской, Витебской, Минской, Волынской губерний и Белостоцкого округа. Занимаясь съемками, Без-Корнилович одновременно проявлял глубокий интерес к истории, этнографии, статистике края, которым он занимался, и результаты своих занятий отражал в печати.

О белорусах говорил, как про особенный народ и ставил их в единый ряд с соседними народами. Отмечал сплоченность Полоцкой земли в 1230- 1240-е годы в борьбе с немецкой агрессией. Доказывал происхождение великого князя ВКЛ Витеня из рода полоцких князей.

Дал довольно объективную характеристику белорусского народа, описал его тяжелую жизнь, однако как помещик-крепостник для улучшения крестьянского хозяйства предлагал сселять крестьян в большие деревни, сохранять патриархальные семьи и даже объединять в одну семью (один двор) небольшие семьи соседей.

Отдельные разделы книги описывают народные обряды, обычаи, производственную деятельность, народную метеорологию.
М.О.Без-Корнилович пользовался обширным кругом источников: Я.Длугош, М.Стрыйковский, А.Гваньини, Н.М.Карамзин, даже Екатерина Вторая. Использует он и свидетельства населения (например, о бегстве жителей из Витебска в 1812 г.).

Огромное влияние на научные интересы М.О.Без-Корниловича оказал его талантливый младший брат декабрист А.О.Корнилович. К следственному делу декабристов М.О.Без-Корнилович не привлекался, но был к ним близок. Переписка его с братом началась тогда, когда брат сидел в Петропавловской крепости и продолжалась до смерти А.О.Корниловича в 1834 г. на Кавказе. Брат-декабрист из тюрьмы побуждал М.О.Без-Корниловича к научным занятиям.

Творчество В. Сырокомли.

Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящая фамилия Кондратович Людвиг, белорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба.

Путешествия поэта 19 в. по родной Беларуси начались еще с ранних лет: его отцу Александру Кондратовичу, безземельному шляхтичу, приходилось брать землю в аренду, приходилось в поисках ее часто переезжать с места на место. Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии (теперь Любанский район). Затем полеская деревня Яськовичи на реке Морач. Затем Кондратовичи перебрались на новую аренду – в деревню Кудиновичи (теперь она в Копыльском районе). Начальное образование получил дома. Их Кудинович маленького Людвига отправляют в 1833 году на учебу в Несвиж, в доминиканскую школу, которую через три года закрыли. Переводится в доминиканскую школу в Новогрудке, которую заканчивает в 1837 г. В этой школе учились известные поэты-филоматы А. Мицкевич и Ян Чечет. После окончания учебы, возвращается к родителям, на их очередную аренду - в деревню Мархочевщина под Столбцами и помогает им по хозяйству. Деятельно работает над своим образованием, изучает языки, переводит с французского, начинает писать стихи

Все это помогло Сырокомле сформировать свое мировосприятие и отношение к историческим событиям и настоящему. В одном из первых своих поэтических стихотворений он рисует картину тяжелого, горестного состояния крестьянина, подчеркивает его душевную красоту и доброту:

З палацау, пыхлівых адвечна,

Красуня, сыдзі у маю хатку,

Але прыхапі усе ж манатк,

бо у мяне напаткаеш галечу,

Святая усюды пустота,

Ды нават не думай аб хлебе,

Бо верны каханак мо лепей

Карміць цябе будзе пяшчотай.

В Познани поэт налаживал связи с патриотическими силами Пруссии и Австрии. В 1861 г. с этой же целью он приезжает в Варшаву, под чужим паспортом, где его арестовывают, но из-за вмешательства друзей, отпускают.

Поэт болен туберкулезом, он умирает на 40-м году жизни,3 сентября 1862 г.

В Барейковщине создан музей-библиотека В. Сырокомли

Шпилевский Павел Михайлович - белорусский публицист, фольклорист, этнограф

Белорусский писатель-этнограф, фольклорист, публицист, литературный и театральный критик, популяризатор народного культурного наследия белорусов. Кандидат богословия (1847).

Биография

Родился 31 октября (12 ноября) 1823 года в семье священника в деревне Шипиловичи (ныне — Любанский район, Минская область). В 1837—1843 годах учился в Минской духовной семинарии в Слуцке, в 1843—1847 годах — в Петербургской духовной академии. Академию окончил со званием кандидата богословия, был назначен преподавателем словесности в Варшавское уездное духовное училище. Через пять лет переехал в Санкт-Петербург. С декабря 1853 года работал в Главном педагогическом институте, а с апреля 1855 года — учителем в школе при экспедиции подготовки государственных бумаг.

Литературная деятельность

Характеристика исследований

Па́вел Миха́йлович Шпиле́вский (белор. Павел Міхайлавіч Шпілеўскі ; 31 октября (12 ноября) 1823 д. Шипиловичи, Бобруйский уезд, Минская губерния, Российская империя (ныне Любанский район, Минская область) — 17 октября (29 октября) 1861 Санкт-Петербург, Российская империя) — писатель-этнограф, публицист, театральный критик, популяризатор народного культурного наследия белорусов. Кандидат богословия (1847).

Содержание

Биография

Родился 31 октября (12 ноября по новому стилю) 1827 года в семье священника в деревне Шипиловичи Минской губернии [1] . В 1837—1843 учился в Минской духовной семинарии в Слуцке, в 1843—1847 — в Петербургской духовной академии. Академию окончил со звание кандидата богословия, был назначен преподавателем словестности в Варшавское уездное духовное училище. Через пять лет переехал в Санкт-Петербург. С декабря 1853 года работал в Главном педагогическом институте, а с апреля 1855 — учителем в школе при экспедиции подготовки государственных бумаг.

Литературная деятельность

Характеристика исследований

Библиография

Увековечение памяти

  • Улица Шпилевского в Минске
  • Почтовая марка

См. также

Литература

Примечания

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 12 ноября
  • Родившиеся в 1823 году
  • Родившиеся в Минской губернии
  • Родившиеся в Любанском районе
  • Умершие 29 октября
  • Умершие в 1861 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Умершие в Санкт-Петербургской губернии
  • Публицисты по алфавиту
  • Публицисты Российской империи
  • Журналисты по алфавиту
  • Журналисты Российской империи
  • Писатели Белоруссии
  • Этнографы Белоруссии
  • Этнографы Российской империи
  • Педагоги Российской империи
  • Театральные критики Российской империи
  • Белорусисты
  • Кандидаты богословия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Шпилевский, Павел Михайлович" в других словарях:

Шпилевский Павел Михайлович — Шпилевский (Павел Михайлович, 1827 1861) писатель. С 1846 г. помещал мелкие повести и статьи этнографического характера в разных журналах, иногда под псевдонимом Древлянского. Более крупные его сочинения: Описание посольства Льва Сапеги в… … Биографический словарь

Шпилевский, Павел Михайлович — писатель этнограф (1827 1861). Литературная деятельность Ш. началась в 1846 г., когда он под псевдонимом Древлянского поместил в "Журн. Мин. Народ. Просв." ряд статей по белорусской мифологии. В 1853 г. им было напечатано в… … Большая биографическая энциклопедия

Шпилевский Павел Михайлович — (1827 1861) писатель. С 1846 г. помещал мелкие повести и статьи этнографического характера в разных журналах, иногда под псевдонимом Древлянского. Более крупные его сочинения: Описание посольства Льва Сапеги в Московию (СПб., 1850), Белорусские… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шпилевский, Павел Михайлович — (1827 1861) писатель. С 1846 г. помещал мелкие повести и статьи этнографического характера в разных журналах, иногда под псевдонимом Древлянского. Более крупные его сочинения: Описание посольства Льва Сапеги в Московию (СПб., 1850), Белорусские… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Шпилевский — (белор. Шпілеўскі) белорусская фамилия[1]. Известные носители: Шпилевский, Михаил Эдуардович (р. 1971) белорусский учёный физик, педагог, один один из пионеров фуллеренового материаловедения в Беларуси. Шпилевский, Павел Михайлович… … Википедия

Любанский район — У этого термина существуют и другие значения, см. Любанский район (Ленинградская область). Любанский район белор. Любанскі раён Герб … Википедия

Список известных персоналий Демидовского лицея — Список известных персоналий Демидовского училища высших наук, Демидовского лицея, Демидовского юридического лицея, послереволюционного Ярославского государственного университета. Содержание 1 Руководители 2 Преподаватели … Википедия

Полесье — … Википедия

Литературный критик — Литературный критик литератор и учёный, занимающийся литературной критикой, т. е. истолкованием и оценкой преимущественно современных произведений, новых явлений и тенденций в художественной литературе с точки зрения… … Википедия



Мы не так уж много знаем, каким был белорусский край в минувшие времена. Не удивительно: современный читатель едва ли знаком с документальными свидетельствами людей, наблюдавших ту жизнь с острым, профессиональным интересом, ведь работы многих белорусских историков, этнографов, фольклористов не переиздавались с прошлого века. Данная книга - одна из первых ласточек. Написанная в сер. XIX столетия страстным исследователем истории, культуры и быта белорусов, она впервые познакомила читающую Россию с Белоруссией.

Сегодня, как известно, существуют планы восстановить мост. Будем надеяться, что на будущих путешественников он сможет произвести не менее благоприятное впечатление, чем когда-то на Шпилевского и его современников.

В своем описании Бреста Павел Шпилевский привел и сведения о древнем кургане, насыпанном ятвягами в честь богини Мажаны. Правда, следов кургана путешественник и этнограф не обнаружил.

Шпилевский в ожидании перекладных много гулял по городу, присматривался ко всему. В очерке он подробно описывает историю города до 1931 года.

Именно Павел Шпилевский в своем очерке о Брест-Литовске одним из первых привел ставшую канонической легенду об основании города. Ее суть – ехал купец, застрял в топях, вымостил гать берестой (отсюда и Берестье), вернувшись, построил на этом месте каплицу и сам остался здесь жить. Вариантов легенды много (она, кстати, воплощена в бронзе на памятнике 1000-летию Бреста). Но первым об этом написал именно Шпилевский.

Интересно описывает этнограф старый и новый город. Последний он называет Новым Брестом, а жителей новоберестянами. Обратил внимание и на ярмарки, которые проходили: одна на Десятуху - десятая неделя после Пасхи, - другая на Николая, т. е. девятого мая.

Из Бреста Шпилевский отправился в Кобрин. По дороге его привлекла лесистая местность, хотя сам город не произвел большого впечатления. Не осталась без внимания и беловежская пуща.

Читайте также: