Сообщение о памятниках культурного наследия г санкт петербурга

Обновлено: 15.05.2024

Исторический центр Санкт-Петербурга: описание и фото. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Уникальность Санкт-Петербурга в его необыкновенной архитектуре, обладающей своей яркой индивидуальностью. Недаром исторический центр Санкт-Петербурга входит в наследие ЮНЕСКО целиком.

У этого молодого города настолько богатая история, что хватило бы на несколько городов. Он был столицей великой Российской империи, здесь происходили события, влияющие не только на эту страну, но и на мир в целом. Исторический центр и памятники Санкт-Петербурга тому свидетели.

История строительства города

В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.

Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.


Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.

Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.

В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.

Петропавловская крепость


В состав крепости входят такие архитектурные памятники, как Комендантский и Инженерный дом, Казначейство и Петропавловский собор. Уже в начале 18 века бастион стал тюрьмой для политических преступников, а одним из первых узников стал сын царя Петра I царевич Алексей.

Адмиралтейство

Самой первой постройкой на левом берегу Невы стало здание Адмиралтейства. Первоначально задуманная Петром I обычная верфь, расположенная неподалеку от Петропавловского бастиона, стала настоящей укрепленной крепостью. Решением построить крепость была постоянная угроза нападения шведов на молодой город.


Адмиралтейство сегодня – это красивый памятник раннего классицизма, входящий во всемирное наследие. Исторический центр Санкт-Петербурга берет свое начало от Адмиралтейства и расходится тремя лучами знаменитых улиц – Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта.

Исаакиевский собор

Являясь четвертым в мире по размеру, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге имеет достаточно долгую и печальную историю строительства. Учитывая, что первый вариант собора был построен в 1707 году, а его окончательный вариант был освящен в 1858 году, то на строительство ушло почти 150 лет.

Изначально это была деревянная церковь, построенная слишком близко к Неве. В 1717 году ее решили заменить зданием из камня, но уже в 1724 году в соборе были найдены серьезные повреждения из-за его близости к реке и плохому фундаменту. Ее пытались перестроить и укрепить по повелению Екатерины I, но после очередного восстановления он сгорел от удара молнии.

Было решено построить Исаакиевский собор на Адмиралтейском лугу, где он стал разделять Исаакиевскую и Сенатскую площади. Новый проект задумывался достаточно монументальным и ярким, выложенным в мраморе, но смерть Екатерины II приостановила строительство, когда здание было возведено до половины.

Взошедший на престол Павел I повелел достраивать собор в камне, решив оставшийся мрамор употребить на строительство своего дворца. Эти несоответствия в строении привели к тому, что у него начала осыпаться штукатурка. Потребовалась новая перестройка здания, для которой уже Александр I в 1809 году объявил конкурс между архитекторами.


Это должна была быть уже 4-ая версия Исаакиевского собора. Реализатором проекта был выбран Монферран, достижениями которого стало небывалое количество вбитых в фундамент свай (10 762), 40-летняя стройка и огромная по тем временам стоимость, сделавшая собор самым дорогим в Европе (23 256 852 руб. и 80 коп.).

Тем не менее, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – сегодня один из красивейших в мире и также входит в всемирное достояние ЮНЕСКО.

Невский проспект

Постепенная застройка Невского проспекта дворцами знати, обывательскими домами и церквями привела к тому, что сегодня это единственная в мире главная улица города, на которой находятся церкви всех 4-х христианских конфессий и самые известные здания, составляющие исторический центр Санкт-Петербурга.


В советское время улицу пытались переименовать, но названия не приживались, поэтому Невский проспект в наше время известен так же, как Бродвей в Нью-Йорке, Арбат в Москве и Дерибасовская в Одессе.

Стрелка Васильевского острова


Парадная набережная Невы

Дворцовая площадь

Образ Дворцовой площади формировался постепенно. Построенный в 1762 г. Растрелли прекрасный Зимний дворец выходил окнами на задние дворы на другой стороне площади. Ее застройка стала длительным процессом, так как только к 1829 году по проекту Карла Росси было завершено строительство самого длинного в Европе дугообразного здания. Состоящее из 2 домов, соединенных триумфальной аркой, здание и сегодня поражает своей красотой и монументальностью.


В 1834 году на Дворцовой площади была установлена Александрийская колонна. В 40-е годы площадь пополнилась зданием штаба Гвардейского корпуса и Почтовым двором.

Достояние ЮНЕСКО

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Россия


Площадь: 5,8 тысяч га.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и достопримечательности вокруг

Достопримечательности России в этом регионе. Из культурных объектов Санкт-Петербурга советуем музей художественного искусства Hermitage открытый в ста метрах. Утомившись от Historic Centre of Saint Petersburg, исследуйте располагающийся в 2.6 километрах океанариум Санкт-Петербурга Planeta Neptun. Кишащий аутентичными сувенирами из России торговый квартал Санкт-Петербурга Garden Street размещается не далее чем в каких-то девятистах метрах.

И это тоже далеко не весь список примечательностей. Познакомтесь с представителями здешней фауны в зоопарке Санкт-Петербурга Leningrad Zoo. Всего-навсего в тысяче метрах дислоцируется Basilica of St. Catherine. К тому же, воспользуйтесь случаем навестить и соседний (несколько сотен метров) дворец Winter Palace. Шато Peter and Paul Fortress, отличный кандидат на совмещенный визит, находится всего-навсего в девятистах метрах.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Россия — обзор

Год включения в Список всемирного наследия: 1990

Санкт-Петербург относится к числу наиболее красивых и цельных в художественном отношении городов мира. Его планировка отличается логичностью пространственной композиции, включающей строгие прямые улицы, просторные площади, а также многочисленные каналы, мосты (более 400), набережные, сады и парки. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, монументальной скульптуры, которые в большинстве случаев являют собой уникальные архитектурные ансамбли. Все это в первую очередь относится к историческому центру города, но также к дворцово-парковым комплексам его пригородов.


Возникновение Санкт-Петербурга связано со стремлением русского царя Петра I укрепиться в стратегически важном районе на берегах Балтийского моря. Город был заложен по царскому приказу в 1703 г., а в 1712 г. сюда, на берега Невы, была переведена столица государства.


Одним из первых крупных сооружений стала каменная Петропавловская крепость. Силуэт этой крепости во многом определяет Петропавловский собор, заложенный в июне 1712 г. и полностью завершенный в 1733 г. Его колокольня увенчана 34−метровым шпилем с фигурой ангела, держащего крест, и имеет высоту 88 м. Под сводами Петропавловского собора в 1725 г. был погребен император Петр I, и с того времени этот храм стал царской усыпальницей. Другие крупные постройки первого этапа формирования города – здания Меншиковского дворца, Двенадцати коллегий и Кунсткамеры на набережной Большой Невы со стороны Васильевского острова, летний дворец Петра I в Летнем саду, два собора Александро-Невского монастыря. Была возведена и центральная часть Адмиралтейства, увенчанная башней с золоченым шпилем.


В середине XVIII в. был разработан новый план застройки Санкт-Петербурга, предусматривавший развитие города вдоль трех главных лучевых магистралей, расходящихся от Адмиралтейства, главным из которых стал знаменитый Невский проспект. С 1740−х гг. началось сооружение грандиозных, торжественных по облику зданий в стиле барокко. Крупнейшим представителем этого направления стал В.В.Растрелли, который создал один из выдающихся памятников петербургского барокко – Зимний дворец, служивший многие годы главно й резиденцией русских царей. По проектам Растрелли были воздвигнуты также: ансамбль Смольного монастыря, отличающийся богатством скульптурного убранства, красочностью сочетаний различных цветов и позолоты, роскошные дворцовые комплексы для графа М.И. Воронцова, барона С.Г. Строганова и другие здания.


В 1760−е гг. в планировке и застройке столицы России начался следующий этап, связанный с принятием нового градостроительного плана и с постепенным переходом от барокко к классицизму, противопоставившему пышности и нарочитой усложненности барочного стиля свою строгую монументальность, четкость и ясность пропорций.


Из гражданских зданий города, представляющих эту эпоху, достойны особого упоминания Эрмитаж, Академия наук, Академия художеств, Главный почтамт, Большой Гостиный двор, Смольный институт, Ассигнационный банк, Публичная библиотека. Этот период представляют и великолепные дворцы императорских фаворитов – Мраморный, построенный для Григория Орлова, Аничков – для Алексея Разумовского, Таврический – для Григория Потемкина. В самом конце XVIII в. по распоряжению Павла I у Летнего сада был сооружен Михайловский (Инженерный) замок, отличавшийся от других памятников петербургской архитектуры того времени суровым и неприступным видом.


В первой трети XIX в. Санкт-Петербург становится главной в России ареной утверждения зрелого, или высокого, классицизма, который часто именуют также русским ампиром. Именно здесь русский ампир достиг самых блестящих успехов, воплотившись в творениях А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, В.П. Стасова, К.И. Росси, А. Монферрана и других зодчих.

В начале XIX в. город украсили такие памятники-ансамбли как Казанский собор на Невском проспекте, Горный институт, Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами.


С именем крупнейшего мастера ампира Карла Ивановича Росси связано создание Дворцовой площади с 700−метровым фасадом Главного штаба, аркой и Александровской колонной, которая стала не только украшением Санкт-Петербурга, но и одним из выдающихся памятников мирового зодчества. К первой половине XIX в. относятся также Исаакиевский собор, самый большой в Петербурге, который строили 40 лет, триумфальные ворота и т.д.



Во Всемирное наследие включен не только исторический центр современного Санкт-Петербурга, но и дворцово-парковые ансамбли его пригородов – Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин (Царское Село), Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, это также историческая часть Кронштадта с его крепостью и фортами, крепость Шлиссельбург, плюс еще целый ряд историко-культурных памятников.


Самый роскошный пригородный дворцово-парковый ансамбль – Петергоф – Петр I заложил в начале XVIII в., возможно, под впечатлением Версаля с каскадами Марли. Здесь был создан Дворцовый парк, состоящий из Нижнего парка с дворцами-павильонами Марли, Монплезир и Эрмитаж и Верхнего парка с роскошным Большим дворцом, построенным Растрелли. Перепад высот между дворцом и берегом Финского залива, составляющий 40 м, был использован для создания Большого каскада – великолепного сочетания архитектуры, скульптуры, фонтанных струй и садового искусства. Центром композиции служит исполинская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, вырывающиеся из которой водяные струи поднимаются на высоту 20 м. Вокруг ковша-бассейна и над ним, на уступах каскадов бьют фонтанные струи и поднимаются золоченые копии античных скульптур. Этот дворцово-парковый ансамбль занимает площадь около 1 тыс. га и включает в себя несколько парков и около 20 дворцов и павильонов.


Долгое время Петербург был столицей Империи Российской, — местом, где вершилась судьба великого государства и происходили знаковые события того времени. Гранитные набережные сумели сохранить для будущих поколений следы известных литераторов, музыкантов, научных, политических и общественных деятелей, а памятники Петербурга дополнили торжественный архитектурный ансамбль, навечно утвердив индивидуальный облик города.

Памятники Петербурга — компонент, играющий значительную роль в создании неповторимой атмосферы. Это сооружения, изучая которые, можно без книг прочесть страницы славной истории и даже стать участником легендарных событий. Именно памятники прославили град Петров далеко за пределами России.

Большая часть путешественников приезжают сюда с целью увидеть собственными глазами знаменитые на весь мир знаки почтения А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, М.В. Ломоносову, Петру I. Эти грандиозные творения не только хранят память о наиболее заметных участниках городской жизни, но и служат достойным украшением, придавая городу особое очарование. Мало того, памятники Петербурга давно стали неофициальной эмблемой города. Символом, красноречиво подтверждающим, что русское архитектурное искусство не подвластно влиянию времени.

В данном разделе вы найдете список основных памятников Санкт-Петербурга с их названием, описанием и фото. Приятного прочтения!

Город Санкт-Петербург был основан царем Петром I в 1703 на берегу Балтийского моря, на территории, отвоеванной у шведов в ходе Северной войны. С момент основания он строился как парадная столица Российской Империи.

Исторический центр Санкт-Петербурга был первым объектом культурного наследия в России, который был включен в список Культурного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Также в список были включены царские дворцы, которые находятся в окрестностях Санкт-Петербурга.

В данном обзоре вы можете почитать о достопримечательностях Санкт-Петербурга, включенных в Список Культурного Наследия ЮНЕСКО:

1. Петропавловская крепость
2. Зимний дворец
3. Дворцовая площадь
4. Адмиралтейство
5. Исаакиевский собор
6. Памятник Петру I
7. Собор Спаса на Крови
8. Русский музей
9. Петергофский дворец и парк
10. Екатерининский дворец и парк
11. Павловский дворец и парк
12. Усадьба Ораниенбаум
13. Казанский собор
14. Александро-Невская лавра

Переходите по гиперссылкам, чтобы подробно почитать о каждой достопримечательности, и посмотреть большое количество фотографий

Петропавловская крепость

Датой основания Санкт-Петербурга считается 27 мая 1703 г. Именно в этот день на Заячьем острове Петр I заложил первый камень в фундамент Петропавловской крепости. Она стала главной крепостью русских войск на Неве, в период Северной войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

logo

Санкт-Петербург один из самых невероятных городов мира, который начал свою историю в 1703 году. За эти 318 лет мегаполис связал свою судьбу со множеством великих людей, значимыми событиями и мистическими легендами, которые создают неповторимую атмосферу, где каждое воспоминание города отмечено монументальными произведениями искусства, памятниками и статуями.

В этом путеводителе мы опишем 10 популярных памятников, которые представляют историческую, военную и художественную ценность.

Топ-10 список памятников Санкт-Петербурга

Карта

Названия памятников

Стелла — Триумф Российского флота

Картина была написана в 1994 году Нестеренко Василием и возвеличивала Петра I (Великого) — его поступки и свершения. Сама стелла была установленна в 2018 году в Кронштадте, прямо на якорной площади перед Никольским собором.

Технология создания сочетает в себе бронзовую скульптуру, живопись и мозаику из смальты (глушённого непрозрачного стекла), что делает этот постамент неповторимым и запоминающимся.

Александровская колонна

В 1829 году Николай I Незабве́нный объявил о начале конкурса эскизов памятного монумента в честь Александра I Павловича Романова.

Огюст Монферрен представил несколько проектов для реализации на выбор, но ни один из них не приняли. Огюсту предложили творить под вдохновением Вандомской колонны (Париж) и колонны Трояна (Рим), что он и сделал.

Сам архитектор писал, что хотел приблизить своё творение к колонне Трояна, которая является воплощением самого прекрасного, что может создать человек в этом направлении.

Церемония открытия состоялась 11 сентября 1834 года.

Примечательно. Памятник закреплен только с помощью своего собственного веса, у него нет никаких дополнительных опор.

3. Памятник Петру Первому основателю Кронштадта

Памятник Петру Первому основателю Кронштадта

При создании памятника француз Теодор Жак воспользовался уже сделанной им в 1837 году скульптурой и на ее основе (такой же формы) была отлита фигура императора из чистой бронзы.

4. Памятник С.О. Макарову

Памятник С.О. Макарову

Памятник великому вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову был установлен в 1913 году в Кронштадте на Якорной площади, перед Морским собором.

Проект был одобрен в 1910 году на собрании, которое было посвящено памяти С.О. Макарова — океанографа, полярного исследователя и флотоводца.

За разработку взялся скульптор Шервуд Леонид Владимирович. Памятник изготовлен из бронзы и установлен на гранитной скале, которую подняли со дна Выборгского залива. Изначально она предназначалась памятнику Павла I, но баржа (которая его доставляла) из Выборга в Санкт-Петербург затонула и скала пролежала на дне Балтийского моря более 100 лет.

По приказу Николая II ее достали со дна в 1911 и использовали, как основание этого монументального строения.

5. Фонтан Девушка с кувшином

Фонтан Девушка с кувшином

«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Это произведение монументального искусства воспето не одним поэтом и считается самой популярной скульптурой на территории Екатерининского парка. Он находится в Царском селе — государственном музей-заповеднике.

Полное строительство этого фонтана с ключевой водой было завершено в 1816 году. За эти годы судьба памятника была связана со множеством неожиданных исторических событий, что часто служит поводом для привлечения туристов.

Примечательно. Оригинал статуи девушки с кувшином хранится в фондах музей-заповедника. В парке установлена копия.

6. Памятный знак блокадной колюшке

Памятный знак блокадной колюшке

Волна поднимает трёх колюшек — небольшой неприметный памятник, который несёт особый смысл для Санкт-Петербурга.

Колюшка — это рыбка. Она достигает размера в 6 см, а весит около 2,5 грамм. Во время блокады Ленинграда более крупная рыба была выловлена в промышленном масштабе, но колюшку, было невозможно выловить полностью, она проскальзывала сквозь сети. Но ее все ещё можно было поймать сачком.

Из этих рыбок готовили уху и котлеты. Благодаря этому многие ленинградцы избежали голодной смерти.

Да, этот памятник неприметен и не имеет долгих лет истории (был установлен в 2005), но смысл скрытый за ним перекрывает все недостатки и достоин чтоб на него обратили внимание.

7. Монумент героическим защитникам Ленинграда

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Самые черные дни Ленинграда — это декабрь 1941 и январь-февраль 1942. Если быть точнее это первая блокадная зима. Сразу после этого возникла идея увековечить подвиг защитников города и его жителей.

Но даже в послевоенное время этот проект был полностью реализован только к 1978 году.

Над созданием этого монумента трудился коллектив авторов, архитекторов и скульпторов, каждый из которых был участником обороны города.

Скульптуры будто живые, очень эмоциональные, наполненные героизмом и болью того времени.

8. Памятник Петру I "Медный всадник"

Памятник Петру I

В 1766 году Екатерина II заключила контракт с Этьеном Фальконе на разработку и создание бронзовой статуи Петра I. По замыслу императрицы скульптура должна была встать на один уровень со статуей императора Римской Империи. Что показало бы величие Российского государства.

На разработку макета, его согласование с императрицей, создание самой статуи и возведение ее на гранитный постамент ушло немало лет. Памятник был открыт для широкой общественности только 7 августа 1782 года.

Это стал поистине уникальный проект, который в наше время считается визитной карточкой Сенатской площади.

9. Памятник Чижику-Пыжику

Памятник Чижику-Пыжику

За эти 27 лет Чижик-пыжик создал вокруг себя несколько легенд, которые пророчат исполнение желаний и счастливую, безбедную жизнь в браке.

Примечательно. Памятник похищали и воссоздавали уже целых семь раз.

10. Памятник Екатерине Великой

Памятник Екатерине Великой

Александр II к 100-летней годовщине с момента восшествия на престол своей прабабушки объявил конкурс на лучший проект памятника. Победителем стал на тот момент еще никому не известный художник и скульптор Михаил Осипович Микешин (ему было 25 лет).

Но в 1873 году проект был полностью завершён под руководством именно этого мастера.

Памятник был возведен в 3 яруса, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

  • Ярус №1. Екатерина Великая возведена на самую верхнюю точку, ей выделена основная роль. В левой руке императрица держит лавровый венок, в правой символ государственной власти — скипетр, у её ног — корона российской империи.
  • Ярус №2. Приближенные и сподвижники императрицы: А. В. Суворов (генералиссимус), Г. А. Потёмкин и П. А. Румянцев-Задунайский (фельдмаршалы), Е. Р. Дашкова (президент Академии наук), Г. Р. Державин (великий поэт), А. Г. Орлов-Чесменский (аншеф) и В. Я. Чичагов (адмирал).
  • Ярус №3. Гранитное основание со ступенями, которое никем не занято. Отведено для приходящих к памятнику и туристам, которые могут лицезреть всю мощь и красоту правительницы империи.

Место нахождения: площадь Островского.

Вместо заключения

В этой статье мы описали лишь 10 памятников, каждый из которых раскрывает историю культурной столицы совершенно с разных сторон. Этот мегаполис, точно достоин вашего внимания и экскурсии по памятным монументам и необычным скульптурным музеям!

Читайте также: