Сообщение о п и ковалевой жемчуговой

Обновлено: 17.05.2024


Сказка о маленькой Золушке встречается в жизни. Свидетельства о силе большой любви соединенной с талантом и красотой описаны современниками и доходят до читателей спустя несколько столетий. Подобно сказочной девушке была и жизнь русской певицы Прасковьи Жемчуговой.

Рождена Ковалева 20 (31) июля 1768 года на территории нынешней Ярославской области. Ее отцом был местный кузнечный мастер Иван Ковалев. Все родственники являлись крепостными графа Петра Шереметьева.

Для услужения господам отбирали маленьких девочек и давали хорошее воспитание. Так попала в графский дом Прасковья. На это время ей исполнилось семь лет. В программу воспитания входило изучение грамоты, иностранных языков, игре на музыкальных инструментах, вокалу, актерскому мастерству.

Граф Шерементьев славился своим театром в Кусково и регулярно устраивал представления, на которые собирался весь дворянский цвет общества. Актерами были крепостные, имеющие актерские и певческие таланты. Прасковья Ковалева отличалась от других воспитанниц красивым сопрано, и было решено дать ей выступить в постановке.

СЦЕНИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ЖЕМЧУГОВОЙ

На открытии построенного храма искусств в 1787 году в имении Шереметьевых игра Элианы была воспроизведена в присутствии Екатерины II.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПРАСКОВЬИ

С переездом Николая Шереметьева в северную столицу Российской империи, переехала и труппа крепостного театра. Из-за сырого и холодного климата у Жемчуговой открылся туберкулез. В результате болезни певица теряет голос и оставляет сцену.

Декабрь 1798 года стал важным месяцем в жизни Прасковьи и ее семьи. Именно в это время была дана вольная холопам Ковалевым.

Отношения между Прасковьей Ивановной и Николаем Шереметьевым зародились несколько лет назад. Но из-за различия в происхождении и занимаемой социальной позиции брак между этими людьми считался невозможным. Чтобы данные трудности были преодолены, граф отпустил свою крепостную на волю.

Но для брака требовалось разрешение императора. И всеми возможными способами получив данное разрешение, 6.11.1801 г. состоялось бракосочетание между Прасковьей Ковалевой и Николаем Шереметьевым.

Через два года у пары родился сын и наследник Дмитрий. Для избежания заражения ребенка болезнью матери, ее не допускали к сыну и разрешали наблюдать за ним издалека.

Прасковья Ивановна Жемчугова

Супруги поселились в Москве и вели тихую, уединенную жизнь. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, а в ночь на 23 февраля скончалась и была похоронена в фамильном склепе Шереметевых.

Чем знаменита

О чем надо знать


Прямая речь

Не пышный мрамор сей, бесчувственный и бренный,

Супруги, матери скрывает прах безценный.

Храм добродетели душа ея была.

Мир, благочестие и вера в ней жила.

В ней чистая любовь, в ней дружба обитала,

В ней верность искрення, чувствительность блистала.

Она и в смертный час в преданности своей

Всю чувствовала скорбь оставшихся по ней.

Какая же судьба несчастного супруга,

Сужденного влачить всю жизнь свою без друга!

Бесплодны вздохи, плач, тоска и тяжкий стон,

Которыми свое питает сердце он.

Но смерть ея была к бессмертию дорога;

Невинный дух ея в объятиях у Бога,

В покров нетления безсмертный облачен

И ликом ангельским повсюду окружен.

В жилище праведных всех благ лиющих реки,

О Боже, упокой сей чистый дух во веки.

Эпитафия Прасковьи Шереметевой неизвестного автора

Несчастный участью своей обремененный

Обрящет у меня от бед своих покров;

Натуре пособив искусство врачеванья,

Недуги исцелит, сносимы нищетой.



Совсем недавно, а именно 7 марта, в нашей стране отмечался день памяти поистине великолепной женщины - Прасковьи Жемчуговой. Мы считаем, что это отличный повод напомнить о том, каких высот достигла в жизни простая крепостная крестьянка.

Зарождение таланта


Прасковья Жемчугова родилась 31 июля 1768 года в обычной семье крепостных крестьян. Ее отец Иван Степанович Ковалев работал кузнецом и проводил целые сутки на работе, чтобы обеспечивать семью. Несмотря на то что "Ивашка" был умелым мастером, он часто выпивал и буянил, зарабатывая себе неприятности. Дочь, которую назвали Парашей, кузнец Иван Степанович очень любил, и она отвечала ему тем же.

В XVIII веке среди господ пользовался популярностью крепостной театр, в котором крестьяне проявляли себя. Юная дочь кузнеца, чьей семьей владел граф Петр Борисович Шереметев, уже с шести лет зарекомендовала себя как очень талантливая девочка. Она усердно обучалась пению, игре на музыкальных инструментах и актерскому мастерству, стремясь завоевать достойное место в обществе.

Первые лучи славы


Яркая внешность и неоспоримый талант Прасковьи привлекали многих мужчин, но самым выдающимся воздыхателем девушки стал сын владельца семьи Ковалевых Николай Шереметьев. Он с ранних лет не спускал глаз с Параши, которая принимала участие во множестве театральных постановок и была любимицей публики.

Крепостная актриса Прасковья явилась миру, когда ей было всего 11 лет, под псевдонимом Прасковья Горбунова. Граф-владелец крестьянки же решил сам позаботиться о сценическом имени Параши и назвал ее Жемчуговой. С того дня началась история невероятно сильной, умной и трудолюбивой Прасковьи Жемчуговой.


По прошествии нескольких лет слава об актрисе Жемчуговой распространяется по всей стране. Она играет роли в таких известных постановках, как "Дезертир" и "Самнитские браки". В конце июня 1787 года на выступление Прасковьи в роли Элианы прибыла полюбоваться императрица Екатерина, получившая огромное удовольствие от актерского мастерства 19-летней крепостной. Жемчугова даже получила от правительницы подарок - перстень с алмазами, который та сняла со своей руки.

Спасение графа


Регулярно появлявшаяся на сцене Прасковья все сильнее влюбляла в себя графа Николая Шереметева, сраженного утонченными манерами девушки, совсем несвойственными сословию крепостных. К тому же актриса обладала невероятной силой характера, которой самому Николаю порой недоставало.

После смерти отца младший граф ушел в запой и перестал следить за хозяйством. Под раздачу пошло все имение Шереметевых, а также театр и крепостные крестьяне. Возлюбленная Николая Шереметева Прасковья Жемчугова, которую в обществе не воспринимали всерьез из-за их большой разницы в возрасте и социальном положении, решила взять все в свои руки. Она стала следить за деятельностью театра, фактически взяв на себя управление им. К тому же у нее хватило силы воли на то, чтобы вернуть самого Шереметева к нормальной жизни.


Спасенный своей избранницей и теперь по-настоящему впечатленный ее характером, Николай пригласил Прасковью жить вместе с ним в графском доме. Жемчугова проявляла невероятную стойкость и помогала своему любимому во всех хозяйственных и управленческих делах. Несмотря на общественное порицание и разницу в возрасте, дела в имении Шереметевых пошли в гору.

Болезнь и помощь крестьянам


Вскоре после сближения с графом Николаем Шереметевым Прасковья Жемчугова заболела туберкулезом, вероятно, унаследованным от отца. Это заметно усложнило ее деятельность по управлению театром и участию в ведении хозяйства, однако несгибаемая под грузом жизненных обстоятельств с самого детства Прасковья продолжала работать на благо народа.


Актриса часто ездила на Сухаревскую площадь подать милостыню нуждающимся. В 1792 году по убеждению графини Шереметев возвел Странноприимный дом, в котором планировалось лечить бедных. Это здание сохранилось по сей день: сегодня это Научный Исследовательский Институт имени Склифосовского.

Спустя 3 года в Останкино Николай Шереметев построил новый театр ради свой возлюбленной. Там она исполнила одну из главных ролей в пьесе "Взятие Измаила". В этом театре актриса простого происхождения Прасковья и закончит свою театральную карьеру.

Замужество и обострение болезни


В 1797 году Прасковья Жемчугова в последний раз сыграла в театре, исполнив роль Элианы, когда-то принесшую ей славу. В связи с обострением болезни девушке пришлось отказаться от выступлений на сцене. Дарованный Шереметеву царем титул позволил возлюбленным перебраться в Петербург, где Николай и сделал официальное предложение Прасковье. Графу также удалось сфабриковать документы, подтверждающие происхождение его невесты от польского дворянина Ковалевского. Благодаря поступку Шереметева настоящая семья Прасковьи в 1798 году освободилась от крепостного бремени.

Николай принял решение закрыть свой театр, поскольку не представлял его существование без любимой актрисы. Графиня Жемчугова, чье здоровье ухудшалось с каждым днем, грезила лишь об одном - о рождении ребенка. Когда она забеременела, граф заказал ее парадный портрет, ставший самым известным изображением Прасковьи.

Дмитрий, унаследовавший сильный характер и железную волю своей матери, после смерти отца в начале 1809 года начал озарять мир добрыми поступками. Преданный своей Родине и своим родителям, юный граф Шереметев посвятил себя благотворительности. Ходят слухи, что Дмитрий Николаевич Шереметев, попечитель Странноприимного дома, принял участие в создании проекта Крестьянской реформы, проведенной Александром II.

Слава о семье Шереметевых как о владельцах одного из лучших в стране крепостных театров и о приверженцах благотворительности навсегда вошла в историю нашей страны. И во многом это заслуга именно великолепной русской женщины Прасковьи Жемчуговой, до самых последних минут жизни боровшейся за доброту и правду.





Прасковья Ивановна Ковалёва Жемчугова
Многие биографы этой женщины сокрушаются по поводу несчастной судьбы бедной крепостной актрисы, сочувствуют её подневольному положению, делают её едва ли не символом страдальческой участи художника на Руси, забывая почему то при этом, что Параша Жемчугова имела в своей жизни все — любимое дело, в котором была вознесена на пьедестал славы, любимого человека, который души в ней не чаял, и наконец — богатство и неограниченную власть над всеми, кто находился в неволе у её мужа. Жемчугова, безусловно, была талантлива, но сколько их прекрасных, гениальных русских актрис канули в Лету только потому, что в отличие от удачливой Параши не смогли обрести всесильного покровителя. Так что, если и считать Жемчугову символом, то скорее, почти чудесным — как может повезти женщине, от рождения имеющей только неплохие природные данные.

Фамилия Шереметевых принадлежала к числу самых богатых и знатных семей России. Её отпрыски сорили деньгами, роскошествовали и привыкли ни в чём себе не отказывать. Так что, когда дворянская среда после петровской эпохи заболела театроманией, граф Шереметев Пётр Борисович отдался новому увлечению с размахом хорошо обеспеченного человека.



Постепенно лёгкое увлечение Мельпоменой переросло у Шереметьева в подлинную страсть, и он занялся устройством домашнего театра в своём подмосковном имении Кусково. Но серьёзное дело требовало профессионального подхода, и прежде всего необходимы были настоящие, занимающиеся сценой не время от времени, а постоянно, актёры. Благо, Шереметев имел в собственности около тысячи крепостных душ. Им то и предстояло решить проблему графского театра.

Восьми лет отроду была взята в барский дом Параша Ковалёва, живая востроглазая девочка с утончёнными не крестьянскими манерами.



В такие дни дворовых тоже звали в парк. Девушек и молодух обряжали в шёлковые русские сарафаны. Молодым мужикам и парням выдавали разноцветные кафтаны и персидские кушаки. Когда же господа и гости выходили после обеда на балкон — холопы должны были петь и плясать, дуть в рожки и играть на балалайках и деревянных ложках. Параше же разрешалось беззаботно бегать среди веселящихся и играть в пятнашки.



Пока Параша подрастала и становилась настоящей барынькой, младший Шереметев набирался уму разуму за границами. То, что он увидел во Франции, Голландии, посещение изысканных аристократических салонов, знакомство с трудами Монтескьё, Дидро, Руссо необычайно повлияло на мировоззрение молодого графа. Стоит только упомянуть, что его библиотека насчитывала более шестнадцати тысяч томов, причём значительную часть составляли книги о театре и музыке.







Слухи о прекрасной игре Жемчуговой быстро распространялись среди любителей театра. Многие сокрушались, что не попали на то или иное представление. Молодой граф гордился своим детищем и вскоре решил строить новое здание театра.



30 октября 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян Перешли к сыну. На несколько месяцев Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и развлечения. Театр был заброшен, актёры томились неизвестностью своей судьбы и с тревогой наблюдали за вакханалиями барина. И нашёлся только один человек, который смог остановить графа. Это была Жемчугова. Вероятно, несмотря на свой нежный возраст, несмотря на многочисленных любовниц Шереметева, именно Параша имела неограниченное влияние на графа. Она почувствовала это не сразу, но когда тридцатисемилетний, сильный мужчина посмотрел впервые с детским преклонением и восторгом на свою крепостную, когда Параша увидела в его глазах одержимость любовным чувством, она поняла — судьба её определена навсегда.

Театр ожил. Хозяином его по прежнему оставался Шереметев, но теперь ещё появилась и хозяйка — Прасковья Ивановна, как стали называть Парашу актёры и музыканты. Для Жемчуговой граф выстроил новый дом, значительно реконструировал театр. Казалось, жизнь нашей героини превратилась в рай. Однако радовала Парашу по прежнему только работа. Впечатлительная, нервная, она не умела почивать на лаврах, её угнетало нестабильное, зависимое существование при графе. Любимый души не чаял в своей Параше, не отходил от неё ни на шаг, но слухи о странной привязанности графа распространились уже далеко за пределы кусковской усадьбы. Родные, близкие да и просто знакомые Шереметевых судачили и рядили на все голоса. Параше эти голоса грозили мщением и ненавистью. Она боялась за себя, но ещё больше её сердце сжималось от страха за своего ненареченного мужа.



Однако счастье никогда не бывает долгим. Вскоре актриса тяжело заболела, у неё открылся туберкулёз. Она навсегда потеряла возможность петь и только самоотверженная забота графа помогла ей подняться на ноги. 15 декабря 1798 года, на фоне смертельной опасности, нависшей над жизнью любимой женщины, граф, наконец, решился дать вольную своей крепостной актрисе. Это событие вызвало новую волну толков. Вольную получила и вся семья Ковалёвых.



6 ноября 1801 года граф вступил в брак с Прасковьей Ивановной Ковалёвой, однако венчание проходило в строжайшей тайне. Решиться на огласку Шереметев не посмел.

Сына Параша рожала уже смертельно больная. 3 февраля 1803 года, когда ребёнок появился на свет, его немедленно унесли от матери: боялись, что младенец заразится от больной. Бедная женщина ещё двадцать дней провела в мучительном бреду, просила, чтобы ей показали сына. Подруги подносили его к дверям спальни, она немного успокаивалась. В предчувствии кончины жены Николай Петрович занялся судьбой сына. Скрывать брак дальше было бессмысленным, и граф обратился со слёзным письмом к государю Александру с просьбой признать законность прав своего наследника.



В ночь на 23 февраля Параша Жемчугова умерла. Похороны её отличались пышностью и… полным отсутствием знатных господ. Аристократический мир и после смерти не признал простолюдинку.

Рубрики: История,ЖЗЛ
Это интересно,чтиво, обо всём и ни о чём
Метки: ковалёва жемчугова прасковья ивановна

Процитировано 17 раз
Понравилось: 7 пользователям









Замечательный познавательный пост.Читала совсем недавно об этой истории любви.Впечатляет сила чувств .

замечательный пост
интересно читать о ЖЗЛ
очень нравятся картины - люблю что все оттуда издалека

здоровья,бодрости духа , веры в себя, и-
- да здравствует жизнь!
Не так ли?

Прекрасный пост!Особенно мне понравился новый взгляд на судьбу этой женщины. кто знает любил бы её Шерементьев всю жизнь?А так она умерла счастливой и любимой женщиной.

Спасибо. Под большим впечатлением.
В детстве я прочитала книгу "Крепостная актриса" Много общего в этой истории о Жемчуговой и той, мною прочитанной. Старые волнительные воспоминания. Еще раз спасибо.

istomin 18 0 0% --> обратиться по имени Да, были женщины. . Понедельник, 23 Августа 2010 г. 22:51 (ссылка)

Спасибо за интересный материальчик.


30 октября 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные богатства и более двухсот тысяч крестьян Перешли к сыну. На несколько месяцев Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и развлечения. Театр был заброшен, актёры томились неизвестностью своей судьбы и с тревогой наблюдали за вакханалиями барина. И нашёлся только один человек, который смог остановить графа. Это была Жемчугова. Вероятно, несмотря на свой нежный возраст, несмотря на многочисленных любовниц Шереметева, именно Параша имела неограниченное влияние на графа. Она почувствовала это не сразу, но когда тридцатисемилетний, сильный мужчина посмотрел впервые с детским преклонением и восторгом на свою крепостную, когда Параша увидела в его глазах одержимость любовным чувством, она поняла — судьба её определена навсегда.
Театр ожил. Хозяином его по прежнему оставался Шереметев, но теперь ещё появилась и хозяйка — Прасковья Ивановна, как стали называть Парашу актёры и музыканты. Для Жемчуговой граф выстроил новый дом, значительно реконструировал театр. Казалось, жизнь нашей героини превратилась в рай. Однако радовала Парашу по прежнему только работа. Впечатлительная, нервная, она не умела почивать на лаврах, её угнетало нестабильное, зависимое существование при графе. Любимый души не чаял в своей Параше, не отходил от неё ни на шаг, но слухи о странной привязанности графа распространились уже далеко за пределы кусковской усадьбы. Родные, близкие да и просто знакомые Шереметевых судачили и рядили на все голоса. Параше эти голоса грозили мщением и ненавистью. Она боялась за себя, но ещё больше её сердце сжималось от страха за своего ненареченного мужа.

Читайте также: