Сообщение о одежде и моде

Обновлено: 11.05.2024

Среди множества стилистических направлений не так легко выделить самые интересные — их целый океан, и каждое представляет собой совокупность культурологических, исторических и художественных факторов. И если с такими категориями, как романтический, повседневный и офисный стили одежды, нам справляться не так сложно, то некоторые направления порой ускользают от нас, оставляя в легкой растерянности. Мы решили обозначить наиболее яркие и самобытные стили в одежде и напомнить вам о них. Имея ассоциативную базу, выстраивать свой имидж и гардероб всегда приятно и интересно.

Casual

Повседневный стиль одежды, каким мы его знаем сегодня, берет своё начало из 1950-х, когда представители культуры Teddy-boy носили зауженные брюки, белые рубашки и драповые пиджаки до середины бедра. Удобный, практичный и нарочито умеренный костюм тогда выглядел бунтарским жестом. В 1970-х, в расцвет популярности футбола и других видов спорта, молодые люди интегрировали в свой имидж спортивные элементы — так появился спорт-сasual. В 90-х — 2000-х Giorgio Armani и Calvin Klein представили коллекции, включающие лаконичные и подчеркнуто практичные образы, которые пришлись по душе всем модницам мира. Сегодня повседневный стиль casual имеет в основе такие вещи, как брюки и куртки из денима, минималистичные гольфы и топы, мягкие джемперы, комбинезоны и удобная обувь.


Smart Casual

Смешение классической и повседневной одежды в разных пропорциях приводит к такой разновидности casual-стиля, как smart-casual, или "умная повседневность". Отказ от громоздких офисных костюмов, баланс между буржуазной умеренностью, расслабленностью и деловой строгостью — главные составляющие такого стиля. Костюмы могут быть немного более свободными, деловую юбку можно дополнить объемным джемпером, а рукава белой сорочки подвернуть до локтя.


Fashion Casual

Искусство изысканной и яркой повседневности модницы освоили еще в 1960-х, когда принялись носить цветные колготки и минималистичные платья. Теперь же зрелищное сочетание элементов уличного стиля, нарочитой практичности и демикутюрных деталей составляет стиль fashion-casual. Нередко в рамках этого направления ключевым решением становится многослойность, вязаные фактуры, элементы форменной и спортивной одежды.


Спортшик

Предпосылки к этому стилю одежды появились в 1940-х, когда известные спортивные игроки и актеры Голливуда щеголяли в рубашках поло, широких брюках и спортивных джемперах. Как и casual, спортивный шик выстроен по принципу удобства, однако здесь важная составляющая — городской гламур. Вещи в духе спортивного шика выполнены из богатых материалов, трикотаж часто заменяет шелк, образы нередко дополнены ювелирными украшениями и модельной обувью, например лодочками или изящными сандалиями. Надеть вечернее платье и подобрать к нему кроссовки непривычной фактуры — такой ход также впишется в направление спортшика.


Деловой стиль

Сегодня этот стиль приобрел достаточно размытые очертания, в первую очередь из соображений удобства. Силуэтные костюмы, юбки-карандаши и расклешенные миди, жакеты на мужской манер — эти вещи могут иметь нестандартные конструкции и отделку, но должны быть выполнены в умеренных оттенках. Пудровый розовый, винный, голубой могут быть интегрированы в образ в зависимости от степени формальности мероприятия или деловой встречи. Одежда, в которой предписания диктуют появляться в офисе, на переговорах и важных встречах, характеризуется как деловая, однако строгий стиль одежды вышел за рамки рабочей униформенности и органично вписался в модные тенденции последних лет.


Lady Like

Наряды в духе Жаклин Кеннеди и моделей Christian Dior конца 1950-х — начала 1960-х, доведенная до абсолюта женственность и выделенные пропорции фигуры — всё это лежит в основе такого стиля, как lady like. Здесь важно умение балансировать между легкой ретроспективностью силуэтов, классической утонченностью и актуальной городской модой. Красное пальто в духе Джеки Кеннеди, к примеру, можно дополнить цветными очками в пол-лица, а пышную юбку — деловой блузой. Важное условие — отсутствие вычурных деталей.


Ампир

Во времена Французской революции, которую возглавил Наполеон Бонапарт, на волне новых свободных взглядов и устремлений, общество также выбирало соответствующие способы самовыражения, включая моду. Женщины в те годы предпочитали просторные, струящиеся платья, не сковывающие движений, в противовес неудобным и тесным нарядам конца 18 века. Ключевые элементы стиля ампир — завышенная линия талии, перенесенная под грудь, и удлиненная юбка. Мы привыкли видеть светлые свадебные и вечерние платья, созданные по подобию нарядов ампир, однако этим летом дизайнеры предлагают носить наполеоновский шик в самых разных вариациях: от минимализма Gucci до готической версии Alexander McQueen.


Викторианский стиль

В 1837 году правительницей Англии стала набожная королева Виктория. Пробыв на троне 64 года, она успела возвести чопорность и пуританские идеалы в настоящий тренд. Платья, плотно облегающие женскую фигуру, глухие вороты, длинные узкие рукава и множество жеманных рюшей — отличительные детали моды тех времен. Как это бывает в случаях с пограничным фанатизмом, всё это превратилось в фетиш, и в современной моде викторианский стиль обладает эротизированным ассоциативным набором. Строгость и женственность, скованность движений и максимальное выделение форм тела — такое сочетание выглядит чувственно и торжественно.


Belle Epoque

Стремительное техническое и экономическое развитие общества, расцвет культуры и всеобщее оживление после Первой мировой войны в Европе имеет название "Прекрасная эпоха". Этот период длился с конца 19 века до 1914 года. Законодателем моды во второй половине 19 века был Чарльз Фредерик Уорт. До 1910-х тенденции на определенные силуэты, цвета и модели платьев всё еще держались. Так, женщина образно являла собой некий хрупкий цветок, с подчеркнутой талией, тонкими руками и облаченная в облако лепестков из муслина, тафты, парчи и шелка. Объемные рукава-буфы, облегающий лиф и тяжелые оборки подола — так выглядели самые модные платья той эпохи. В сезоне весна-лето и осень-зима 2020 эти удивительные силуэты можно встретить у Gucci, а при изучении архивов — у Erdem и Alexander McQueen. Применить этот стиль проще, чем может показаться: блузу с воротом-стойкой и пышными буфами можно дополнить кожаной юбкой и экстравагантной обувью, а вечернее платье с лифом в виде расходящихся лепестков — свободно распадающейся высокой укладкой и широким чокером.


Флэппер

Этот стиль одежды ни с чем не спутать. Динамичные, громкие и своенравные девушки-гарсонетки, модницы 1920-х годов отдавали предпочтение укороченным платьям прямых силуэтов, которые уравнивали женскую фигуру до маскулинного идеала. Таких девушек прозвали флэпперами по нескольким различным причинам. Их можно было встретить в шумных дэнсингах, в кафе, курящими за столиком или даже за рулем машины. Образ загадочной, порхающей от вечеринки до теннисного корта, свободной и раскрепощенной жительницы большого города оставил неизгладимый отпечаток в истории моды. Сегодня повторить такой образ можно как в повседневном стиле, так и в случае вечернего выхода, выбрав наряд, обильно декорированный перьями, стеклярусом или сияющими нитями, прямо как в 20-х.


Денди

Один из самых насыщенных и узнаваемых стилей в одежде — стиль лондонских модников XIX — начала XX века. Одним из законодателей моды на дендизм был Джордж Браммелл. Вторым великим денди был лорд Байрон. В противовес напыщенным и нелепо разряженным молодым людям, подражающим итальянской моде, денди выбирали лощеные силуэты, идеально накрахмаленные сорочки, шелковые платки и исключительные аксессуары, как, например, перчатки тончайшей выделки, галстуки, ленты и часы на сияющих серебряных цепочках. К середине 20 века эмансипация сместила векторы общественных настроений, и в том числе моды. Стиль денди проявился в женских образах. Поначалу это были звезды Голливуда (Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Кэтрин Хепберн), позднее — городские модницы. К 1980-м годам узнаваемые элементы стиля стали неотъемлемой частью деловых и вечерних женских костюмов. Сейчас модные дома предлагают обращаться к истокам и без стеснения носить цилиндры, двубортные пальто-рединготы и костюмы-тройки.


В систему английского пэрства входят такие ранги, как герцог и герцогиня, маркиз и маркиза, барон и баронесса, граф и графиня, виконт и виконтесса. Пэром или пэрессой представитель аристократии может быть также во Франции и Португалии. Узнаваемый образ — идеально сидящие парадные костюмы с контрастной отделкой, свидетельствующей о ранге и статусе, мантии, кейпы и пальто с меховыми и драгоценными отделками. Аристократичный, немного фетишистский стиль одежды часто использует в своих коллекциях дом Alexander McQueen.


Нью-Лук

После окончания Второй мировой войны, когда общество прошло годы лишений и нужды, Кристиан Диор представил изголодавшимся по красоте и роскоши потребителям новый женский образ — символ наступления эпохи расцвета и подъема. Подчеркнутая при помощи искусного кроя и корсажных конструкций талия, пышная юбка, узкие покатые плечи — невиданный и гиперженственный стиль назвали new look. Он и правда был новым во всех пониманиях, хотя и цитировал некоторые элементы моды прошлых эпох. Диоровский new look стал своеобразной квинтэссенцией женственности и настолько точно читается, что до сих пор пользуется популярностью, приобретая то более урбанистические черты, то вновь приближенные к классическим.


В 1960-х молодежная мода приобрела небывалый размах. Возглавила её Мэри Куант, представившая революционные ультракороткие юбки и платья-трапеции. Началось всё это в Лондоне и вылилось в целую модную эпоху в Европе и Америке. Молодые люди носили темные брюки-сигареты, гольфы-водолазки, полосатые джемперы и костюмы в геометричных узорах. Слово "мод" — сокращенная форма от "модернист". Так называли молодежь, увлекающуюся идеями экзистенциальной философии, новым джазом и авангардным искусством. Одной из самых ярких коллекций, цитирующих стиль модов, стала весенняя коллекция Louis Vuitton 2013 года. Ключевые составляющие стиля — чистый силуэт, графичные принты или чистые основные цвета, широкие ремни, повязанные на голову платки, укороченные платья и юбки, узкие брюки.


Преппи

Давно знакомый нам стиль преппи не так давно можно было наблюдать в сериале "Сплетница". Истоки его кроются в далеких 1940-х годах: тогда ученики престижных высших школ, проходящие подготовку (англ. preparation) к вступлению в университет, носили определенную форму одежды — шорты до колена, рубашки и джемперы с гербами и отличительными знаками школ, клубные куртки и пальто — дафлкоты. Со временем молодежный интеллектуально-буржуазный стиль перешел в повседневные гардеробы и превратился в долговечный устойчивый тренд.


Хиппи и Бохо-шик

Субкультура хиппи в 1970-х подарила обществу незабываемый опыт. Противопоставляя бурной индустриализации и развитию военно-политических конфликтов идеи мирного развития общества и единения с окружающим миром и природой, так называемые "дети цветов" генерировали уникальные стили, охватывающие эпоху романтизма, элементы средневековой моды и ориентальные мотивы. Впоследствии в моду вошли экзотика, экологичность и островная эстетика. Сегодня мы переживаем нечто похожее: борьба за экологию, пандемия и обострившиеся социально-политические обстановки диктуют нам новый романтизм — и дизайнеры вновь обращаются к ключевым формам стиля хиппи. Богемный шик является производной этого направления и включает в себя богатую палитру ориентальных красок, орнаментов и насыщенного декора. Бахрома, шелковые халаты, накидки пустынных бедуинов, облачения амазонок или наездниц Дикого Запада — такие знаки стиля можно встретить в коллекциях модных домов последние сезоны.


Готический стиль

Уникальное порождение темного романтизма приобрело законченные очертания в 1980-е годы. Развитие таких музыкальных жанров, как post-punk, new-wave, gothic-rock, привело к логичному формированию сценического имиджа у культовых артистов. Идеи экзистенциальных поисков себя, отчужденности и потерянности на фоне неуемных капиталистических, индустриальных и политических гонок, желания возврата к более глубоким истокам человеческой природы привели к развитию одной из самых обширных субкультур — готической. Стиль этого направления может включать в себя "омраченные" разновидности других стилей: это могут быть элементы племенной и вуду-идентичности, викторианские мотивы и средневековые фантазии, аллюзии на дендизм и эпоху барокко, а также азиатские ритуальные наряды. Главное правило — созвучность с идеями потустороннего, обращенного к темным уголкам души и мироздания.


Фетиш

Во многом созвучная с готической, эстетика фетишизма выстроена в большей степени на чувственно-эротических ассоциациях. Бондажные костюмы, латексные и кожаные комбинезоны, бурлеск и кабаре-костюмы являются обязательными элементами направления. И если в существующих сообществах BDSM и фетиш-тематик принято использовать нарочито показательные и утрированные до униформенности костюмы, то в коллекциях модных домов можно встретить сведенные к буржуазной эстетике цитаты стиля. Так, в кутюрной коллекции Givenchy 2019 года модели выходили на подиум в вечерних платьях из гипюра и латекса с бондажными рукавами-перчатками. Наиболее ярким представителем кутюрного фетишизма является Тьери Мюглер и его коллекции 90-х годов.


Гранж

В музыке гранж представляет собой подстиль, развившийся из таких жанров, как хардкор, панк и хеви-метал, около середины 80-х годов. Культовым представителем движения был и остаётся посмертно Курт Кобейн и его группа Nirvana. В стилистическом направлении основными законами стали отрицание общепринятых норм поведения, внешнего вида и самопрезентации. Однако, как это часто случается, радикальный отказ от роскоши породил новую веху в развитии индустрии роскоши. Антигламурный стиль пришелся по душе культовой модели Кейт Мосс, любимцу публики Джонни Деппу, Леонардо Дикаприо, Вайноне Райдер и еще сотне артистов, модников и публичных личностей. Им, в свою очередь, стали подражать фанаты, а модные дома вовсю принялись производить коллекции в "отталкивающем" стиле. Ключевые элементы в направлении гранж — рваные фактуры, асимметричные и нарочито неряшливые наслоения одежды, например куртка-косуха поверх футболки с принтом рок-группы и повязанная на талии рубашка в клетку, армейские ботинки и беспорядочная укладка. В отточенности и эстетической идеализации стиля преуспели Эди Слиман, создававший для Yves Saint Laurent лощеные коллекции в духе "рваных" 90-х.


Нормкор

Тренд на "антимоду" вернулся к нам в 2010-х отголоском гранжевого стиля. Так общество отреагировало на перенасыщение модой, быстро меняющимися тенденциями и вычурными правилами. Сверхнепритязательный, неприметный стиль, тем не менее быстро нашел отражение в новой тенденции. Поначалу отталкивающие, но позднее всё более модные образы первыми стали тиражировать дизайнеры Vetements и Демна Гвасалия для Balenciaga. Низко спущенные на бедра затертые джинсы, худи с надписью туристического характера на пару размеров меньше или растянутое платье с носками — в такой одежде можно было увидеть самых знаменитых модников.


Гротеск

Это направление можно разделить на две категории: классический авангард в духе Рей Кавакубо и кутюрный нормкор от Balenciaga и потусторонний футуризм от Rick Owens. В всех случаях приметы стиля будут носить макабрический, слегка устрашающий и фантазийный характер. Этот стиль является своего рода заигрыванием с теневой стороной нашего существования, он лежит за пределами общепринятых эстетических норм и порой не поддается определению, однако способен быть роскошным, завораживающим и в то же время пугающим. Так, на показах Comme des Garcons на подиум выходят ожившие предметы мебели, у Balenciaga — демоны и вампиры в пыльниках, а у Rick Owens — пришельцы и гомункулы. Утрированные или гиперобъемные "офисные" костюмы, тесная униформа охранников супермаркетов, платья, напоминающие шахматные фигуры, рукава в виде боеголовок или кейпы, похожие на изысканную обивку гроба, — в данном направлении возможно всё.


стильная девушка

Что лучше — одеваться модно или стильно? Всем хочется выглядеть актуально и пробовать новые сочетания. Но мода скоротечна, и за всеми ее трендами не угонишься. Тем временем новые коллекции Celine, Off-White и Altuzarra доказывают обратное. Такая ли явная разница между модой и стилем в наше время?

Что такое мода

Мода — изменчивое явление. Это определенный вкус в одежде и других отраслях, который популярен в конкретное время. Модным может стать крой, расцветка, фасон и даже цвет.

Тренды менялись и продолжают меняться под влиянием культурных и политических факторов:

Историческая справка

Говорят, в том или ином виде мода существовала всегда. Ее диктовали религиозные верования, представители богатых слоев общества, символизм.

Однако в той форме, в которой мы знаем моду, она зародилась в XII–XIII веке, хотя самого понятия еще не было. Тогда в одежде появились элементы украшения, которые не были необходимы, но богачи с удовольствием добавляли их в свой образ. В это же время активно развивалось швейное ремесло, стали появляться новые модели одежды.

В мире преобладала мода на все французское: одежду, аксессуары, язык. И хотя она все еще была доступна в основном богачам и приближенным к королю, за модными тенденциями начали следить все. Появились даже первые модные издания.

Во второй половине ХIX века начала зарождаться фэшн-индустрия, какой мы ее знаем. Появилась мода на сезон, высокая мода haute couture, возникли модные дома, существующие до сих пор.

Но революционным стал ХХ век. Тренды больше не диктовались правителями и богачами: их стали создавать дизайнеры.

Особенно видоизменилась женская одежда. Появились брюки, костюмы, юбки-карандаш, мода стала более женственной и сексуальной. Позже пришли джинсы и мини. Одежда стала более удобной и раскрепощенной, развивался спортивный стиль.

Современная мода

Однако есть и те веяния, которые прошли проверку временем и остались модными:

    , которые так любят стилисты дома Altuzarra , позаимствованы у модниц начала ХХ века;
  • джинсы и широкие брюки с высокой посадкой, без которых невозможно представить новую коллекцию Celine , были на пике популярности в 1970-х; , доминирующие в коллекции Off-White , ввела в моду еще Коко Шанель.

Мода меняется вместе с людьми. Происходит постепенный отказ от штампов — мол, определенные фасоны могут носить только люди с модельными параметрами. Одежда стала универсальной и адаптивной. Женская мода обретает комфорт, а мужская — разнообразие.

Что такое стиль и чем он отличается от моды

В отличие от моды, продиктованной брендами и дизайнерами, стиль каждый выбирает себе сам. Он может формироваться под влиянием разных факторов:

  • социального статуса;
  • вида деятельности;
  • принадлежности к какой-либо субкультуре;
  • образа жизни;
  • убеждений и личных вкусов.

Но в то же время одеться стильно — не значит надеть сразу все, что нравится. Это навык гармонично сочетать одежду, подбирать ее по типу фигуры и телосложению.

Моду и стиль невозможно четко разграничить. За популярными трендами стоит следить хотя бы для того, чтобы выбрать для себя подходящие и адаптировать под свой стиль. Так или иначе каждый наш образ состоит из того, что было модно в разные времена.

девушка в платье и с сумкой

Мода и стиль: Unsplash

Таким образом, стиль — это сочетание модных приемов, которые формируют индивидуальный образ. Он может быть уникальным и узнаваемым. Но в основном одежда, которую мы носим, принадлежит к одному из популярных стилей:

Деловой (официальный)

Одежду в деловом стиле носят все, чья работа подразумевает дресс-код. Она лаконичная, сдержанная, не приемлет ярких цветов и эпатажных сочетаний.

Можно сказать, что деловой стиль наименее подвержен влиянию моды: цветовая гамма и виды одежды остаются неизменными. И все же мода вносит свои коррективы. Например, современный деловой стиль — это длинный пиджак вместо короткого.

Кэжуал (повседневный)

Кэжуал (от английского слова casual — ‘повседневный’) — самый популярный современный стиль. Его главные черты:

  • комфортные фасоны, не сковывающие движений;
  • практичные ткани;
  • гибкость и адаптивность.

Образы в стиле кэжуал подходят для любых ситуаций, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни: работа или учеба, прогулка с друзьями, вечеринка или романтическое свидание. Джинсы, футболки, нестрогие фасоны брюк, рубашки, джемперы и все, что украшает наши будни, — кэжуал.

Спортивный

Спортивная одежда давно вышла из стен фитнес-залов на улицы. Толстовки, джоггеры, кроссовки и кеды, рюкзаки и кепки на каждый день — это не просто нормально, а очень удобно и стильно.

Здесь уместны яркие цвета, мешковатые формы и даже аксессуары. А спортивная обувь и вовсе стала универсальной базой под любую одежду.

Романтический

Легкость, утонченность, мечтательность — главные черты романтического стиля. Он любит свободные платья из летящих тканей, уютные свитеры и жакеты, длинные юбки и изящные шляпки. Этот стиль принес в моду многослойность, цветочный принт и другие причудливые орнаменты.

Современная мода толерантна ко всем стилям, они превосходно уживаются и сочетаются друг с другом:

  • Классический удлиненный пиджак можно надеть с джинсами или даже со спортивными джоггерами.
  • С нежным цветочным платьем отлично смотрятся кеды или гранжевые ботинки.

Вероятно, границы между модой и стилем тоже будут постепенно стираться. Тем актуальнее станет вопрос поиска собственного стиля.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

• Доисторические времена.
На протяжении истории человечества, люди сталкивались с таким понятием как одежда. Первую одежду носили еще в доисторические времена и имела она максимально примитивный вид и форму. По мере развития человечества развивались и понятие моды и стиля. В каменном веке в оборот вошло понятия украшений, которые изготавливались из шкур убитых животных. В то время древние люди носили шкуры и меха львов, оленей, медведей, которые служили теплой одеждой, защищая от стихийных невзгод. В качестве украшений использовались клики, когти, кости животных и различные красивые камни. С течением времени вкусы в одежде становились все более изысканными и утончений.

• Новое время
На смену средневековью приходит новая эпоха названая новым временем. В 1780 году рождается персона, которой обязаны современные деловые костюмы, Джордж Браммел известный как законодатель мод. Одежду переполняют кружева, которые присутствуют везде. Чуть позже появляется куртка спенсер – аналог современной верхней мужской одежды. Новое время привнесло в мир моды английскую булавку, которая стала популярным аксессуаром. Одним из ключевых можно считать 1853 год. Год, когда на свет появились первые в мире джинсы, пошитые легендарным Леви Страуссом. Именно этот период истории человечества дал мощный толчок современной моде.

• Наше время
Пик развития моды припадает на середину 20 столетия. В те годы мир увидел работы тогда еще неизвестного модельера, Кристиана Диора, который впоследствии войдет в историю. На фоне Диора нельзя забыть о еще одном эпохальном имени в мире моды. Габриела (Коко) Шанель – революционер в сфере стиля, представила свой знаменитый костюм, который впоследствии будет пользоваться популярностью по сей день. Годы шли и вкусы, и предпочтения кардинально менялись. Мода на брюки сменялась джинсами и наоборот. Настали время, когда почти стерлась грань между мужской и женской одеждой. Женщины носили рубашки, мужчины юбки. Модные тренды быстро меняли друг друга. Появилось такое явление как модные показы, развились множество домов мод, таких как Шанель, Диор, Версаче, Прада, Гуччи, МакКвин и так далее.

Данный список можно продолжить на много пунктов вниз, так как каждый современный лук можно трактовать по-разному и приписывать к разным ответвлениям в моде. Развитие моды продолжается по сей день и держит направление в сторону унисекс одежды.

Заключение
В данной статье показаны некоторые моменты из развития одежды и моды в различные периоды существования человечества.

История моды, или история возникновения одежды, подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества, внесла свой вклад в формирование понятия мода. Много тысячелетий тому назад люди открыли для себя одежду, как средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, развиваясь, они начали размышлять о её эстетической функции.

Слово мода (фр. mode) произошло от латинского слова modus , означающего такие понятия, как - правило, предписание, вид, мера, образ, способ.

Как возникло понятие мода?

Мода в одежде, как глобальное явление, начала формироваться во Франции в XVII в.

Одежда же появилась на самых ранних этапах развития человечества. Об этом рассказали археологические раскопки. При помощи растительных нитей древние люди сплетали и связывали различные естественные материалы - листья, солому, шкуры животных и т.д. В качестве головных уборов использовали высушенные крупные плоды, скорлупу страусиных яиц, панцирь черепахи и пр.

Есть сведения, что уже в эпоху верхнего (позднего) палеолита (период жизни, происходивший 40—12 тысяч лет тому назад, когда первые современные люди расселились по всей земле), впервые появились сшитые вещи, т.е. люди начали пользоваться костяными иглами, при помощи которых отдельные части самой ранней, пока еще примитивной одежды, такой как повязки и накидки, начали соединять в одно целое, скрепляя их нитями из жил животных или растительных волокон. Один из примеров получения таких данных - экспедиция 1964 года, осуществленная советским и российским археологом Отто Николаевичем Бадером на стоянку Сунгирь (верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области, обнаруженная в 1955 году при строительстве завода). Сунгирь — одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека. В ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

В сунгирском погребении нашли мужчину 40—50 лет и детей - мальчика 12—14 лет и девочку 9—10 лет. Археологам удалось реконструировать их одежду. На мужчине было подобие рубахи из выделанной шкуры с длинными рукавами, надевавшейся через голову (подобные куртки - (анораки) и сейчас носят северные народы), а также длинные кожаные брючины, сшитые воедино с подобием мягкой кожаной обуви. Одежда мужчины и детей была обильно обшита костяными бусами из бивня мамонта (до 10 тысяч штук), кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости.

Предполагаемый возраст находок — 25 тысяч лет. Однако даты, полученные в ходе исследований в разных лабораториях сильно отличаются, хотя и находятся в пределах периода названного интерстадиалом (время слабого потепления климата и сокращения площади ледников между двумя стадиями их наступания в течение одного и того же оледенения). По данным исследований Оксфордского университета, погребение было сделано 29-30 тысяч лет тому назад, в Университете Аризоны названы цифры – 30-33 тысячи лет тому назад, в Кильском университете также была получена цифра 30 тысяч лет тому назад.

Эти и другие археологические находки дают возможность восстановить картину возникновения одежды у человека.

Предшествовали появлению одежды - татуировки и окраска тела. При помощи рисунков люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и завоевать расположение друзей, привлечь к себе внимание.

Первые виды одежды были крайне примитивными. С развитием человека совершенствовались орудия труда, соответственно, усложнялись и формы одежды.

Еще до нашей эры, во времена расцвета древних цивилизаций начали закладываться предпосылки для возникновения моды, хотя такого понятия тогда не существовало. Одежда жителей древних государств становилась более разнообразной. Люди научились обрабатывать кожу и мех, производить различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткань, делать украшения и т.д. В разных государствах появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одних народов в культуру других народов.

Костюмы людей, принадлежавших к древним цивилизациям, указывали на классовую дифференциацию, которая уже тогда существовала в обществе. Несмотря на неизбежное заимствование вещей, происходящее благодаря различным взаимодействиям между разными народами, каждое древнее государство имело свои собственные традиции ношения одежды.

После падения Древнего Рима (Западной Римской Империи) начинается новый этап развития Европы, известный как средневековье, а, следовательно, и новые вехи в истории моды. Виды и формы одежды в разных регионах в период средневековья (от V в. - ранее средневековье - до XV в. - позднее средневековье) разнородны. Раннее средневековье отличается крайне примитивной одеждой. Довольно простой крой, не отличающийся особым разнообразием, существовал до XI века. В X - XIII веках происходит развитие швейного ремесла, появляются новые модели одежды.

Некоторые специалисты в истории моды считают, что зарождение моды началось в XII - XIII веках, когда в костюме в большом количестве стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для его украшения.

По предложениям историков моды, в XV веке с развитием портновского искусства зарождается конструирование одежды, технология изготовления одежды начинает заметно усложняться. В XV веке в Западной Европе закладываются основы кроя, повлиявшие на изменение форм женской одежды.

В XVI веке и начале XVII века на Европейскую манеру одеваться влияет мода Испании. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна добивается мирового экономического и политического лидерства, и соответственно, многие элементы испанского костюма того времени становятся широко популярными.

В конце XVI века влияние на тенденции в европейской одежде начала оказывать и Италия, где в это время зародился стиль Барокко. Италия славилась своими великолепными тканями, и вся состоятельная публика, стремящаяся роскошно одеваться, хотела носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI — Венеция.

Относительно частая смена форм костюма в период позднего средневековья, увлечение новизной, возникновение подражания дают основания полагать, что мода как социально-психологическое явление начала зарождаться в этот период.

Однако общей моды, как таковой, все ещё не было.

Общая мода в Европе начала устанавливаться с середины XVII века, а национальные особенности отходили на второй план.

Возникновения современной моды стало возможным благодаря системе моды начавшей развиваться во Франции во время правления короля Людовика XIV, известного как Людовик Великий или Король-солнце (Louis XIV Le Roi Soleil), и процесс этот, носил далеко не стихийный характер.

Французская мода стала доминантной в Европе с середины семнадцатого столетия. В этот период Франция стала одной из самых могущественных мировых держав, центром политической и культурной жизни Европы. Мода создавалась с этой стране как значимый компонент культурной, политической и социальной жизни. Благодаря первому, в некотором роде, создателю моды королю Людовику XIV и его знаменитому министру финансов Жану-Батисту Кольберу (Jean-Baptiste Colbert) государство принимало самое активное участие в развитии индустрии роскоши как части политической и культурной экспансии Франции. В результате возникла новая инфраструктура производства одежды. Создавались государственные предприятия, контролируемые правительством, производство одежды было законодательно отделено от ее продажи. Разрабатывались законы о приобретение предметов роскоши, которые жестко контролировали потребление моды. Мода была сконцентрирована при дворе.

Несмотря на частые войны и революции XVIII и XIX веков, Франции удалось сохранить репутацию законодательницы мод, а Парижу остаться центром мировой моды.

На протяжении XVII - XIX веков фасоны одежды постоянно менялись, становясь то более сложными, то упрощаясь. С середины XIX века в моде стали происходить изменения, приближающие её к современности. Элементы мужского костюма начали проникать в женский гардероб, наметилось появление спортивной одежды, зарождалась тенденция упрощения форм одежды.

Реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов является французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret).

В начале XX века в мире моды появился целый ряд выдающихся кутюрье, изменивших представление о манере одеваться, таких как Коко Шанель (Coco Chanel), Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli), Жанна Ланвен (Jeanne-Marie Lanvin), Жан Пату (Jean Patou) и др.

На рубеже XIX – XX, в один из интереснейших периодов в истории моды, начала формироваться спортивная мода.

Что лучше — шкура или корсет, туфля с носком до колена или платформа 20 см? Кто и зачем придумал моду, когда это кончится, и почему модельеры всё время копируют прошлое? Разбираемся в истории моды.

Модная история до XX века


История моды до XX века интересна разве что профессиональным историкам, но подчеркнём, что многие экстравагантные идеи современных модельеров берут начало в удивительной моде Средневековья и Нового времени. В XIX веке вместе с эмансипацией, революциями, Наполеоновскими войнами и борьбой за права человека начинается борьба за удобную одежду и обувь. В первую очередь это касается, конечно же, женщин, которые вынуждены носить корсеты Викторианской эпохи, известной тем, что на ножки роялей с круглыми наконечниками было принято надевать кринолинчики, чтобы они не выглядели слишком вульгарно.

Модный XX век

В XX веке мода меняется стремительно и бесповоротно, хотя и движется скорее по спирали, постоянно развиваясь и возвращаясь к трендам прошлых десятилетий.

Начало XX века

20-е годы

Женщины носят короткие волосы, танцуют чарльстон и танго. Мужчины меняют жакет с полосатыми брюками на пиджак. Коко Шанель создаёт маленькое чёрное платье. Женские юбки становятся короче, обувь превращается в аксессуар, подчёркивающий длину ног. Двадцатые — время известных сапожников Сальваторе Феррагамо, Андре Перуджи и Шарля Джордана. В моду входят туфли на платформе, туфельки с открытым носом и босоножки.


30-е годы

40-е годы

Время тяжёлых испытаний и нехватки материалов для производства простых вещей. В моде одежда с полей сражений, женщины примеряют мужские вещи. Коко Шанель создаёт твидовый костюм для женщин. Туфли предпочитают на невысоком каблуке, важна практичность обуви.

50-е годы

Послевоенный мир почти как плакаты Советского союза полон надежд на светлое будущее. Женщины получают право носить брюки, не вызывая всеобщего порицания. В моде разнообразие причёсок, страз и узоров. Роже Вивье укрепляет каблуки стальным стержнем и открывает миру туфли на шпильках.


60-е годы

70-е годы

80-е годы

Возвращение агрессивной женской сексуальности в одежде. Увлечение аэробикой, все носят яркие боди и леггинсы. Одежда свободного кроя, яркий макияж и химическая завивка для женщин. Обувь — платформы, острые носы туфель и ботфорты. Туфли на шпильках вполне сочетаются с женским деловым костюмом.

90-е годы

Время идёт, мода меняется, развивается, возвращается к прошлому, черпает там вдохновение и снова заставляет менять гардероб. В XXI веке она сменила уже несколько тенденций, а не прошло ещё и двух десятилетий. Но именно XX век сделал её быстрой, стремительной и изменчивой. Следите за модой, но не изменяйте своему вкусу.

Читайте также: