Сообщение о новинках в машиностроении

Обновлено: 23.06.2024

Эволюция в производстве автомобилей идет семимильными шагами. И чем дальше, тем быстрее. С момента создания первого парового авто до модели с двигателем внутреннего сгорания прошло более ста лет, а в последующие пятьдесят лет были разработаны машины на бензиновом и дизельном топливе. И дальше инновации в этой области производства можно отмечать каждые десять лет, а то и чаще: видоизменялись двигатели, увеличивалась их мощность, кузовам придавалась все более и более обтекаемая форма, перемены коснулись, трансмиссию, тормозную и прочие системы.

И в современном мире машиностроение идет нога в ногу с наукой и ее достижениями. Представляя последние концепт-кары, автомобилестроители поражают использованием уникальных материалов, о которых ещё несколько лет назад никто и не слышал.

Углеродное волокно: прочность и легкость

Композиты из углеродного волокна можно без ложной скромности назвать наиболее популярными из инновационных идей разработчиков новых моделей машин. Основная задача этого материала – облегчить вес автомобиля. Именно поэтому первые, кто попробовал применить его на практике, были производители гоночных каров.

Углеродное волокно придает деталям прочность выше металла. Такой материал обладает высокими показателями удельной жесткости, усталостной характеристики и устойчивости к деформации. Он в пять раз легче стальных сплавов и более чем в 1,5 раза – алюминия. Более 50% современных гоночных болидов изготовлены с использованием этой категории композита.

Основной тип применения углеродистого волокна – это корпус автомобиля. Кроме того, оно используется в производстве покрышек, дисков сцепления, отделки салона и даже одежды пилотов-гонщиков. Такие всемирно известные бренды как Bugatti, Ferrari и прочие представили новые концепты автомобилей, сделанных с использованием углеродных композитов.

Облегченные алюминиевые сплавы: гибкость и эффективность

К алюминию уже несколько лет присматриваются производители автомобилей. И цель его использования схожа с применением углеволокна – максимальное облегчение кузова. По расчетам экспертов, снижение веса автомобиля прямо пропорционально уменьшению потребления им топлива.

Многие концерны уже начали внедрять этот сплав в процесс производства кузовов своих автомобилей. На сегодняшний день есть ряд моделей, частично состоящих из алюминия, и одна из них – Tesla. Илон Маск уверен, что именно за этим материалом стоит будущее машиностроения. Помимо кузовов, алюминий применяется и в аккумуляторах.

Но у алюминия есть очевидный минус – достаточно низкий показатель удельной жесткости. Ученые работают над этим, и в ноябре 2019 года было сделано сенсационное заявление о разработке российскими исследователями нового сверхлегкого сплава алюминия, отличающегося не только гибкостью, но и прочностью.

Стеклопластик: комфорт и надежность

Стеклополимерный композит чаще всего применяется в производстве бамперов, спойлеров, крыльев и прочих деталей кузова. Его уникальной особенностью считается высокая прочность, устойчивость к внешним воздействиям и перепадам температуры. Кроме того, изделия из этого материала достаточно просто отремонтировать.

Все детали из стеклопластика отливаются по форме. Они имеют низкий вес и могут быть подвержены любому типу обработки. Некоторые модели гоночных автомобилей оснащены деталями из стеклопластика. Среди них Pagani Zonda и Chevrolet Corvette.

Биопластик: практичность и экологичность

Проблема экологии стоит не на последнем месте в машиностроении. Руководители компании тратят большие суммы на разработку инновационных материалов, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде после утилизации техники. Одной из последних подобных разработок считается биопластик.

Первыми о создании деталей автомобиля из биоразлагаемых материалов заговорили в компании Mazda. Инженерами холдинга были разработаны элементы корпуса и салона, состоящие из биопластика. Помимо высокой степени прочности, они ещё отличаются эффектным внешним видом – краски добавляются непосредственно в состав перед застыванием, и в результате детали приобретают зеркальную поверхность, которую невозможно поцарапать.

Сейчас лидером в применении биополимерных материалов является Ford. Компания использует в производстве деталей машин солому, сою, скорлупу кокосовых орехов, морковь, зерно и прочие виды растительного сырья. Кроме того, холдинг заключил контракт с McDonald’sо поставках кофейных отходов, которые буду использоваться для изготовления деталей автомобилей. Насколько этот нестандартный подход станет эффективным, покажет время, но руководители Ford навряд ли стали бы тратить большие деньги на разработку технологий, в будущем которых не были уверены.

Сырьевые инновации – это новый виток эволюции машиностроения. Для снижения расхода топлива, облегчения веса и уменьшения вреда окружающей среде автомобильные корпорации постоянно изучаю различные разработки химической промышленности. Вполне возможно, что через какие-то пятьдесят лет стальной автомобиль станет таким же архаизмом как сейчас машина с паровым двигателем.


Лента новостей машиностроения

Airbus и CFM International исследуют технологию водородного двигателя

Airbus и CFM International исследуют технологию водородного двигателя

Airbus и совместное предприятие GE и Safran Aircraft Engines - CFM International – подписали партнёрское соглашение о совместной работе над программой демонстратора водородного двигателя, который начн.

АвтоВАЗ начал производство рестайлинговой Lada Vesta

АвтоВАЗ начал производство рестайлинговой Lada Vesta

Volvo Trucks договорилась о сотрудничестве в области экологичной перевозки бетона

Volvo Trucks договорилась о сотрудничестве в области экологичной перевозки бетона

Компания Unicon, крупнейший в Дании производитель и поставщик бетонной смеси, планирует разместить крупнейший в истории заказ от частной компании на производство электрогрузовиков для эксплуатации на.

Компания “СиСорт” готовится начать серийное производство фотосепараторов для сортировки пельменей

Компания “СиСорт” готовится начать серийное производство фотосепараторов для сортировки пельменей

Алтайская компания “СиСорт” - российский лидер по продаже собственных фотосепараторов - разработала новый аппарат горизонтального типа. Он позволит очищать от ненужных примесей и бракованных продуктов.

Российские заводы выпустили новую технику для перевозки сельскохозяйственных грузов

Российские заводы выпустили новую технику для перевозки сельскохозяйственных грузов

Машиностроительный завод БОНУМ, являющийся производителем емкостно-наливной техники, поставщиком полуприцепов-цистерн для крупнейших топливных, строительных, транспортных компаний России и СНГ, а с 20.

Культиватор предназначен для сплошной предпосевной и паровой обработки почвы во всех почвенно-климатических зонах России при влажности почвы 8 — 27% и твердости обрабатываемого слоя 0,4-1,6 МПа. На по.

На БМЗ планируется выпускать новую модель тепловозов - четырехосный ТЭМ 23

На БМЗ планируется выпускать новую модель тепловозов - четырехосный ТЭМ 23

Компания Renault Trucks подвела итоги 2021 года

Компания Renault Trucks подвела итоги 2021 года

К концу года общий международный объём реализации Renault Trucks в сегменте свыше 16 тонн составил 27 475 автомобилей, что на 29% больше по сравнению с предыдущим годом. Доля Renault Trucks на рынке б.

Тульские машиностроители поставили РЖД партию путевой техники

Тульские машиностроители поставили РЖД партию путевой техники

Статьи Фригодизайн в журнале Империя Холода за 2021 год

Статьи Фригодизайн в журнале Империя Холода за 2021 год

Читайте на нашем сайте frigodesign.ru статьи ООО Фриготрейд, опубликованные в 2021 году в отраслевом информационно-аналитическом журнале "Империя холода". В них мы делимся своим опытом работ и техниче.

Компания: ФРИГОДИЗАЙН

Национальная служба санавиации Ростеха получила шесть новых вертолетов

Национальная служба санавиации Ростеха получила шесть новых вертолетов

Петрозаводскмаш расширил области деятельности Центра оценки квалификаций

Петрозаводскмаш расширил области деятельности Центра оценки квалификаций

ОДК создала российскую систему автоматического управления двигателем для SSJ-NEW

ОДК создала российскую систему автоматического управления двигателем для SSJ-NEW

Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха создала систему автоматического управления (САУ) для нового авиационного двигателя ПД-8, которым планируется оснащать пассажирский лайнер SSJ-NEW.

Kverneland Group возвращает на российский рынок самоходный опрыскиватель KVERNELAND IXDRIVE S6

Kverneland Group возвращает на российский рынок самоходный опрыскиватель KVERNELAND IXDRIVE S6

Обновленные опрыскиватели Kverneland iXdrive S6 приходят в Россию в 2022 году. Новые машины с конструкторскими доработками заменят первое поколение машин. Так, оборудование стало в среднем мощнее: диз.

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Союзгидравлика на 35% увеличила выпуск насосов для дорожной и сельхозтехники после модернизации

Предприятие ввело в эксплуатацию новое оборудование, на котором выпускает крышки, корпуса, компенсаторы и комплекты шестерен для насосов. Это помогло увеличить мощность производства насосов на 35% - до 250 000 единиц в год. Также вырос уровень локализации изделий в среднем с 45% до 89%.

Инвестиции в создание нового производства составили 118 млн рублей.

Новое производство создано на Туймазинском заводе автобетоновозов

Всего, начиная с 2018 года, на предприятиях УГМК было запущено в работу 18 современных экскаваторов большой единичной мощности.

СИБУР использует оборудование отечественных машиностроителей при реконструкции производства

СИБУР использует оборудование отечественных машиностроителей при реконструкции производства в Дзержинске.

Всего на площадке будут установлены 37 единиц основного технологического оборудования, изготовленных на предприятиях Екатеринбурга, Перми, Волгограда, Тамбова и Озерска Челябинской области, а также поставленных из Японии, Индии и Китая. При этом доля отечественных изделий в общем объеме основного оборудования по проекту достигает 80%, а по емкостному оборудованию доля российских изделий 100%.


© Бионышева Елена/Сделано у нас

Рынок новых грузовых автомобилей в 2021 году вырос на 31%

Рынок новых грузовиков в 2021 году совсем немного не дотянул до 100 тысяч единиц.

Продажи отечественной спецтехники в 2021 году выросли на 29%

Статистические данные и факты, приведенные в статье, подлежат уточнению и проверке

Отечественные производители дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники увеличили продажи в 2021 году на 29%, до рекордного показателя в 55,3 млрд руб.

Станок-гигант запущен на одном из старейших заводов Урала

В Свердловской области на Кушвинском заводе прокатных валков 28 января запущен в работу токарный станок-гигант, грузоподъемностью 300 тонн. Здесь будут обрабатываться крупнейшие российские валки, в том числе, для станов 5000.

Напомним, на основанном в 1735 году предприятии, при федеральной и региональной финансовой поддержке с 2012 года проводится поэтапное техперевооружение. В 2018 году был дан старт работе нового плавильного комплекса КЗПВ, в 2019 году был пущен в эксплуатацию источник внутренней генерации. К настоящему времени в модернизацию предприятия вложено более 2 млрд рублей.

На станке будут обрабатываться валки, которые в диаметре могут достигать 3,5 метра и до 15 метров в длину. Время одного чернового прогона на этом станке будет занимать более 300 часов.

Продукция предприятия широко используется для защиты пожароопасных объектов на территории России и СНГ. Карельскими роботами оборудованы многие спортивные сооружения России, предприятия нефтегазовой отрасли, самолетные и вертолетные ангары, в частности, в Шереметьево и Внуково, отрасли судостроения и энергетики.

Запущен первый отечественный комплекс по производству прокатных валков для станов 5000

Стан 5000 — прокатный стан для получения листового проката шириной до 5 метров и длиной до 24 метров. Валки массой более 60 тонн используются на стане 5000 для проката толстого листа, который применяется при производстве труб для нефтегазопроводов, при строительстве мостов и в судостроении.

Ранее в России отсутствовало производство чугунных валков для станов 5000. Создание нового производства снизит долю импорта на этом рынке со 100% до 65%.

В декабре ранее переданные казахстанским железнодорожникам электровозы 2ЭС7 успешно перевезли тяжеловесные составы с целью демонстрации и проверки технологических возможностей и мощности новых машин.

В Индию поставлен первый экскаватор ЭКГ-20 производства ИЗ-КАРТЭКС

Сумма контракта составила 250 миллионов долларов США.

Водные велосипеды из Ярославля. Станки и люди

Мы продолжаем разговор о небольших машиностроительных производствах России. Сегодня мы рассказываем о компании SEABIKE из города Ярославля, которая производит интересные водные велосипеды.

Водные велосипеды позволяют передвигаться в воде быстрее, чем ласты, и создают новое представление о плавании. Это живой пример успешного изобретения, который становится всё популярнее в мире. Ну и конечно они сделаны в России.

Компания из Челябинской области поставила в регионы РФ и за рубеж новую пожарную технику

Челябинский производитель пожарной техники с непрерывным циклом производства, расположенный в г. Миасс, в 2020 году поставил в регионы РФ новые модели пожарной техники.

В конце июля 2021 года в г. Грозный были поставлены четыре автоцистерны АЦ-6,0-50 на базе шасси КАМАЗ-43118.

Брянский тепловоз отправлен на Качарский карьер в Казахстане

В Белгородской области запущен завод вентиляционного оборудования

На заводе будут производить современные системы вентиляции: оборудование противопожарной вентиляции; радиальные вентиляторы в спиральном корпусе и рабочие колёса для них; противопожарные клапаны.

Фото: Bloomberg

Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg

Авторы доклада приводят оценки, по которым в одном лишь только автомобилестроении доля традиционных технологий и бизнес-моделей в противовес инновационным с 2017 по 2030 год сократится с 98% рынка до 50%. Ежегодно создаваемая стоимость продукции в этом сегменте за тот же срок удвоится с $3,5 трлн до $6,6 трлн.

Тем самым инновации имеют критически важное значение для того, куда пойдет развитие отрасли, как быстро и кто станет ее лидером. Россия в этом плане сейчас отстает от мировых локомотивов машиностроения, и разрыв постоянно увеличивается, признают аналитики McKinsey. Что нужно делать нашим компаниям, чтобы сохранить конкурентоспособность и не остаться среди догоняющих?

Машиностроение будущего в России

В представлении McKinsey, идеальное будущее машиностроительной отрасли России к 2030 году — повсеместное и регулярное внедрение инноваций и цифровых технологий, что будет подстегивать эффективность и конкурентоспособность предприятий. С одной стороны, российские компании сами могут быть мировыми лидерами инноваций в своих сегментах (например, атомная промышленность или более нишевые истории вроде программирования и моделирования). С другой стороны, российский бизнес успешно встроится в транснациональные цепочки создания стоимости.

Другой момент — машиностроительное производство России будет прибыльным и перестанет нуждаться в господдержке. Работа с инновациями станет для бизнеса обычной практикой. Схематически машиностроение будущего в России можно представить следующим образом.

  • Успехи компаний-новаторов. Сильные ныне игроки упрочили свои позиции, параллельно появляются новые компании-новаторы. Заказчик продукции получает комплексное решение, в том числе в смежных отраслях и на последующих этапах обслуживания; компании из России встроены в глобальную цепь машиностроения.
  • Состояние отрасли. Найдены форматы сотрудничества участников отрасли в рамках продуктовых инноваций; компании прибыльны и конкурентоспособны, дотации из бюджета не нужны; российские инжиниринговые центры предоставляют комплексное решение на основе продуктов и технологий российских же производителей.
  • Внутренняя эффективность. Передовые сегодня методы вроде agile стали повседневностью, ведется работа над инновациями с применением подходов следующего поколения; инструменты бережливого производства и Индустрии 4.0 стали стандартом.

Основные тенденции развития инноваций

В 2017/18 годах McKinsey провела опрос более 300 руководителей в различных сегментах машиностроения, по итогам которого аналитики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учитывать для роста доходов:

  • разработка бизнес-моделей на основе технологий связи, например, монетизация технологий анализа больших данных;
  • развитие ИИ и автономных систем (например, машинное обучение и роботы);
  • распространение интернета вещей (IoT);
  • рост потребительского спроса и нормативно-правовые изменения приведут к повсеместной электрификации;
  • повышение значимости кибербезопасности.

A. Продуктовые инновации

Усложнение продукта, интеграция в него цифровых инноваций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания. Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у лидеров отрасли он составляет 2–5% от выручки). Одновременно с этим разработка и выведение продукта на рынок должны занимать как можно меньше времени, поэтому залогом конкурентоспособности становятся как скорость, так и качество внедрения инноваций.

Указанный опрос McKinsey показал: руководители машиностроительных фирм осознают эффект внедрения инноваций, но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам заметно уступает оценке их значимости.


Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухскоростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связанных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл разработки ПО с 50–60 до 6–24 месяцев. Качество продукта, его технологический уровень становятся все более важными для клиента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший продукт с использованием всего современного инструментария (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепродажное обслуживание.

B. Процессные инновации

Все эти инструменты будущего — анализ больших данных, машинное обучение, интернет вещей, 3D-печать, виртуальная реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является залогом повышения конкурентоспособности и внутренней эффективности.

Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения производительности благодаря целому комплексу рычагов, которые можно использовать не только в производстве, но и на всех этапах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение инструментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности по себестоимости и качеству относительно международных игроков, а оптимизация производственных процессов до уровня эффективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы на развитие НИОКР.

C. Инновации в бизнес-моделях

Тенденции последних лет говорят о смещении точек роста и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополнительных услуг. Производители выходят за рамки традиционного бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углубленной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает общую стоимость владения для потребителя.

Новые источники доходов будут занимать все больше места в структуре продаж. Например, потребуется развивать собственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотрудничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости. Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример.

Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Большинство инноваций с повышенной маржинальностью будет рождаться именно на стыке отраслей, причем компаниям желательно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосистемы сотрудничества — проект HERE по 3D-сканированию дорог для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выполняли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие.

Рекомендации участникам рынка

Российским машиностроительным компаниям нужно начать с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедрения инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целевую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация стратегии потребует операционных изменений.

  • Необходим максимально широкий поиск возможностей для инноваций, в том числе и за пределами своей отрасли.
  • Очень важен налаженный процесс разработки и внедрения инноваций, чтобы операции компании были как можно более быстрыми и гибкими.
  • Нужно обеспечить средства и механизмы принятия решений, чтобы этот процесс был гибким и эффективным.
  • Едва ли не самый важный фактор — инновационная культура. С одной стороны, это понимание потребностей заказчика, что должно транслироваться в техзадание для инженеров. С другой — это в целом корпоративная культура, приучение сотрудников рисковать и экспериментировать.

Правительство России играет ключевую роль в поддержке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, помогает создавать инновационные кластеры и разрабатывает стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только следует предпринять.

Читайте также: