Сообщение о новгородской школе

Обновлено: 30.04.2024

одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII-XV вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности. Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля отчасти проявились уже на раннем этапе её становления - в новгородской архитектуре и живописи периода Киевской Руси. Во второй половине XII в. на смену монументальным соборам предшествующей эпохи (см. Софийский собор (Новгород), Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие, одноглавые, четырехстолпные церкви (Георгия в Старой Ладоге; Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92, Спаса не Нередице).Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов (в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, около 1167, Благовещения в Аркажах, 1189, Спаса на Нередице, 1199). Связью с народным творчеством, обобщённым рисунком, ярким колоритом отличается ряд икон XIII - начала XIV вв. ("Еван, Георгий и Власий", ГРМ). В поисках выразительности архитектурных форм с конца XIII в. зодчие новгородской школы переходят к трехлопастным завершениям фасадов (церкви Николы на Липне, 1292, Успения на Волотовсм поле, см. Волотово), широко используют разнообразные декоративные элементы (Фёдора Стратилата церковь, Спаса на Ильине церковь). Фрески церквей Спаса на Ильине (1378, Феофан Грек), Фёдора Стратилата (1370-80-е гг.), Успения на Волотовом поле (около 1390) выделяются одухотворённой патетикой образов, стремительностью движения, техника письма отличается свободой и смелостью. Линейно-графические, близкие к иконописи приёмы, статичные композиции свойственны росписям церквей Спаса на Ковалёве (1380) и Рождества на кладбище (1380-90-е гг.). В иконах конца XIV-XV вв., замечательных своей артистичной выразительностью, лаконичностью силуэтов, изысканным колоритом, отразились народные представления и верования, события истории города ("Флор и Лавр", "Битва новгородцев с суздальцами" - обе в ГТГ). Высоким уровнем мастерства отличались миниатюра и прикладное искусство новгородской школы, ярко выразившие своеобразие новгородской художественной культуры. После включения Новгорода в состав Русского централизованного государства (1478) его искусство развивалось в общем русле древнерусской культуры.


"Грановитая палата" во дворе епископа Евфимия в новгородском кремле. 1433.


Фрагмент композиции "Рождество Христово". Фреска в церкви Успения на Волотовом поле. Около 1390.

Литература: В. Н. Лазарев, Искусство Новгорода, М.-Л., 1947; его же, Новгородская иконопись, 3 изд., М., 1981; О. С. Попова, Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV в., М., 1982; Э. С. Смирнова, В. К. Лаурина, Э. А. Гордиенко, Живопись Великого Новгорода. XV в., М., 1982.

Смотреть что такое НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА в других словарях:

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

(2-я треть 12 — начале 16 вв.) одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздроб. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - нач. 16 вв.), одна из наиболее значит, школ др.-рус. иск-ва, сложившаяся в Новгороде в период феод, раздробленност. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - нач . 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов.

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - нач. 16 вв.) - одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов.
. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

- (2-я треть 12 - нач. 16 вв.) - одна из главных школдревнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы(Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственнымонументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусствановгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фрескахцеркви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой идраматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, ФеофанГрек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах,замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

одна из главных школ древнерусского искусства второй трети XII—начала XVI вв. Памятникам зодчества школы (Софийский собор, древние храмы Новгорода) свойственны монументальность, простота форм, компактность объемов. Самобытный демократизм искусства воплотился в психологически напряженных фресках, в иконах, замечательной мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2Я ТРЕТЬ 12 НАЧ . 16 ВВ.)

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - нач . 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2Я ТРЕТЬ 12 НАЧ. 16 ВВ.)

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА (2-я треть 12 - нач. 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм искусства новгородской школы ярко проявился в психологически напряженных фресках церкви Спаса на Нередице (1199), в поражающих одухотворенной патетикой и драматической экспрессией фресках церкви Спаса на Ильине ул. (1378, Феофан Грек), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390), в иконах, замечательных мажорной красочностью, лаконизмом силуэтов. смотреть

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА

НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА ДРЕВНЕРУ́ССКОГО ИСКУ́ССТВА - время сложения и расцвета - 12-15 вв. Суровая мощь, лаконичность форм, простота и скупость декора, присущие Н. Ш., сложились уже в период Киев. Руси. Храмы нач. 12 в.: собор Георгия Юрьева мон. (1119), Рождественский собор Антониева мон. (1117-19); ц. Николы на Ярославском дворище (1113) - своими размерами и монумент. обликом близки храмам Киев. Руси. Тип церквей периода феод. раздробленности (со 2-й пол. 12 в.) - это небольшой кубический в плане, одноглавый, 4-столпный храм (ц. Георгия в Ст. Ладоге; ц. Петра и Павла на Синичьей горе в Новгороде, 1185-92; ц. Спаса на Нередице, 1198).

В 13-14 вв. продолжает развиваться тот же тип храмов (одноглавый, 4-столпный, 3-х, а чаще всего 1-апсидный, часто понижены), но появляется трехлопастное завершение фасадов (ц.Николы на Липне, 1292; ц. Спаса на Ковалеве, 1345; ц. Успения на Волотовом поле, 1352, разрушена в 1941), а в 14 в. усиливается роль декор. элементов в экстерьере (ц. Федора Стратилата, 1360-61; ц. Спаса на Ильине улице, 1374): покрытие по многолопастной арке декор. орнаментом по верху барабана и апсиды. В ц. Спаса на Ильине ул. декор усилен "нишками", "бровками", розетками, "поясками", изображениями крестов. 2-я пол. 14 в. - ярчайший расцвет Новгород. зодчества, памятники этого времени - классич. образцы Новгород. архитектуры. С кон. 14 в. - снижение творч. активности.

В 15 в. приемы стандартизуются (ц. Петра и Павла в Кожевниках, 1406). С сер. 15 в. появляется нарочитый архаизм, поворот к старым формам и традициям 12 в. - своеобразная оппозиция новгородцев нарастающему влиянию Москвы, напоминания о Новгород. независимости (ц. Воскресения на Мячине, 1465), гражд. постройки сер. века при владыке Евфимии - "Грановитая палата" 1433 в новгородском кремле, Часозвоня 1433, там же.

Одноврем. с зодчеством формируется новг. школа монумент. иск-ва, отличающаяся экспрессивностью и суровостью, соединенными с лаконизмом выражения, иногда аскетизмом, выразительностью, мужественностью, энергией ликов (фрески ц. Благовещения в Аркажах). Тонкая графич. плоскостная манера - в многокрасочных росписях, в к-рых силуэт полностью подчинен плоскости стены - в ц. Георгия в Ст. Ладоге (80-е гг. 12 в.). "Подлинной энциклопедией древнерусского иск-ва" (В. Н. Лазарев) являются фрески Спаса на Нередице (1198, разрушена в 1941), одного из крупнейших ср.-век. живописных ансамблей Европы: это иск-во подлинно монументальное, торжеств., величавого ритма, вневрем. характера; тяж. фигуры с застывшим взглядом широко открытых глаз; композиции сплошным ковром устилают стены собора, колорит напряженный; гл. место занимает "Страшный Суд" (зап. стена, часть юж. и сев. нефа) с передачей сцен мучений в аду и определ. соц. направленностью. Участвовали неск. мастеров.

Расцвет Н. Ш. связан со 2-й пол. 14 в. (как и в зодчестве) - со временем работы в Новгороде Феофана Грека, расписавшего здесь ц. Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Под его влиянием (м. б., в 70-е гг.) исполнены росписи ц. Федора Стратилата местными мастерами, ц. Успения на Волотовом поле (ок. 90-х гг. 14 в.). Экспрессивная, стремит. манера письма Ф. Грека отвечала свободному и смелому почерку Новгород. мастеров. Др. направление, линеарно-графич., берущее начало в ладожской ц. Георгия, найдет свои модификации в росписях церквей на Ковалеве (1380) и Рождества на кладбище (80-90-е гг. 14 в.).

Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).

Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.

Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.

Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Новгородская школа" в других словарях:

Новгородская школа — одна из наиболее значительных школ древнерусского искусства в XII XV вв., сложившаяся в Новгороде и его владениях в период феодальной раздробленности. Свойственные новгородской школе особая полнокровность, конкретность, энергичный… … Художественная энциклопедия

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА — (2 я треть 12 нач. 16 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045 50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Демократизм… … Большой Энциклопедический словарь

Новгородская школа — (вторая треть XII начало XVI вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества Новгородской школы (Софийский собор, 1045 50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объёмов.… … Энциклопедический словарь

Новгородская школа древнерусского искусства — время сложения и расцвета 12 15 вв. Суровая мощь, лаконичность форм, простота и скупость декора, присущие Н. Ш., сложились уже в период Киев. Руси. Храмы нач. 12 в.: собор Георгия Юрьева мон. (1119), Рождественский собор Антониева мон. (1117 19); … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Школа в искусстве — художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого либо художника (например, венециановская школа) либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (например,… … Художественная энциклопедия

Новгородская улица (Москва) — Новгородская улица Москва Общая информацияМоскваРоссия Страна Россия Город Москва Округ … Википедия

Новгородская область — область в Сев. Зап. экон. районе, пл. 55,3 тыс. км². Образована в 1944 г., адм. центр Новгород; др. крупные города: Старая Русса и Боровичи. Зап. ч. пониженная, занята плоской заболоченной Приильменской низм., в центре которой находится оз.… … Географическая энциклопедия

Новгородская губерния — I принадлежит к приозерной области Европ. России и расположена между 57°20 и 61°12 с. ш. и между 0°5 з. и 9°40 в. д. (по Пулковскому мер.), на водоразделе морей Балтийского, Белого и Каспийского. Наибольшее ее протяжение с СВ на ЮЗ около 900 в.,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Псковская школа — одна из местных школ русского средневекового искусства; сложилась в Пскове и его владениях в период феодальной раздробленности. Ранние постройки из плинфы (См. Плинфа) и камня сохраняют связь с архитектурными традициями новгородской школы … Большая советская энциклопедия

Городцы (Новгородская область) — Деревня Городцы Страна РоссияРоссия … Википедия

Кривушина Юлия Леонидовна

Первые школы появились очень давно. Они устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.

Прошло время. Произошли огромные изменения в жизни, во внешнем облике школы за этот период. Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. Изучение истории школы – важное условие формирования общей и педагогической культуры. Обращение к истории зарождения школ позволяет уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. В этом я вижу актуальность настоящей работы.

ВложениеРазмер
otkuda_poshla_shkola_novgorodskaya.doc 204.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Батецкий Новгородской области

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Рубина Дарья Дмитриевна,

II. Основная часть:

2.1. Появление и распространение грамотности на Новгородской

2.3. Деятельность греко-славянской школы. Братья Лихуды.…………….9

Первые школы появились очень давно. Они устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века - изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам.

Прошло время. Произошли огромные изменения в жизни, во внешнем облике школы за этот период. Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. Изучение истории школы – важное условие формирования общей и педагогической культуры. Обращение к истории зарождения школ позволяет уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики. В этом я вижу актуальность настоящей работы.

Школа (от греч. schole) – учебное заведение (образовательное учреждение) начального, основного и полного среднего образования.

В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания.

Школа содержится на средства государства, частных лиц и общественных объединений, а также религиозных конфессий. Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6-7 лет и оканчивают в 17. Таким образом, обучение длится 10-11 лет.

Понятно, что современная школьная система разительно отличается от ранее существовавшей. Первые школы были мало похожи на те, в которых

мы учимся сейчас, да и система обучения тоже отличалась. Меня данный вопрос заинтересовал, поэтому настоящую работу я посвятила изучению первых школ, которые появились на территории Новгорода. Это и стало целью моего исследования. Исходя из цели, определились следующие задачи:

1.проанализировать время и степень распространения грамотности на территории Новгорода;

2.исследовать особенности обучения в первых школах Новгорода;

3.раскрыть степень влияния деятельности братьев Лихудов на образование в Новгороде.

Объект исследования – система образования древнего Новгорода.

Предмет исследования – деятельность первых школ в Новгороде.

Гипотеза исследования – картина зарождения образования в Новгороде помогает восстановить особенности воспитания и обучения в древности.

Методы , использованные в работе: описание, систематизация и анализ источников, полученных путем исследования литературы по данной теме и наглядных источников (фотографии берестяных грамот, первой школы, учебника, репродукции картин).

II. Основная часть:

2.1. Появление и распространение грамотности на Новгородской земле.

Особую страницу в истории становления и развития образования в Новгороде открыли данные, полученные при археологических раскопках.
Берестяные грамоты, найденные в процессе археологического изучения Новгорода, свидетельствуют о широком распространении грамотности среди различных слоев населения города уже в ХI - XIV веках (3,86).
Об употреблении бересты для письма ученые до находки в 1951 году новгородских грамот не только знали, но даже обсуждали вопрос о том, каким способом береста подготавливалась к употреблению. Исследователи отмечали мягкость, эластичность и сопротивляемость бересты разрушению, а этнограф А.А. Дунин-Горкавич, который в начале ХХ в. наблюдал подготовку бересты у хантов, писал, что для превращения в писчий материал бересту кипятят в воде. Бересту подготавливали, расслаивая, убирая наиболее грубые слои. После наносили на берестяной лист текста грамоту.
Многообразие тем и сюжетов, обсуждаемых в берестяных грамотах, практически также безгранично, как неисчерпаема и разнообразна сама жизнь. Грамоты рассказывают о том, о чем молчат летописи и другие официальные документы. Среди записей на бересте первые школьные упражнения, письма о войне и мире, урожае и голоде, всевозможных хозяйственных распоряжениях, сватовстве и любви. Все стороны человеческой жизни и деятельности находят отражение в берестяных текстах ( см. Приложение 1 ).

В настоящее время, когда число берестяных грамот приближается к тысяче и превышает количество многих других категорий находок, когда находки берестяных свитков стали постоянным явлением при раскопках Новгорода, стало совершенно очевидно, что писание на бересте было

привычным занятием новгородских жителей. Тексты на бересте свидетельствуют о том, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев новгородского общества. На бересте писали бояре и управляющие их владениями, ростовщики и священники, купцы и воины, ремесленники и просто горожане. Особенно показательно участие в берестяной переписке женщин, что само по себе демонстрирует высокий уровень образованности в новгородском обществе и является показателем социального положения горожанок. Обнаружено немало писем, авторами или получателями которых были женщины.

Обнаружив столь широкое распространение грамотности в Новгороде, исследователи не могли не заинтересоваться, как эта грамотность пробивала себе дорогу, как происходило обучение грамоте. Ответ на вопрос о том, как новгородцы учились грамоте, был получен из самих записей на бересте. Очевидно, что любое обучение грамоте начинается со знакомства и

запоминания азбуки. В коллекции новгородских берестяных грамот содержится несколько листов бересты с полной азбукой XI-XIII веков.
В древнем Новгороде обучать грамоте начинали, видимо, в 6-7 лет .

Основные сведения об обучении маленьких новгородцев были получены из так называемых "грамот мальчика Онфима". 13 и 14 июля 1956 года в слое ХШ века было найдено семнадцать различного рода обрывков бересты с записями и разнообразными рисунками. Надпись грамоты сделана на овальном донышке туеса, берестяного сосуда, который отслужив свой срок был отдан мальчику и использован, как писчий материал (3, 118).

В 1957 году были найдены и первые ученические упражнения в цифровом письме. Цифры в древней Руси не отличались от обычных букв. Цифру 1 изображали буквой "а", цифру 2-буквой "в", 3- буквой "г" и так далее. Чтобы отличить цифры от букв, их снабжали особыми значками –

"титлами"(3,122)( см.Приложение2 ).
Еще одной категорией находок, связанных с обучением грамотности, являются церы, представляющие собой деревянные таблички с углублениями, которые заливались воском. И маленькие новгородцы писали свои упражнения не на бересте, а на воске, подобно тому , как сейчас при обучении применяется школьная доска. Иногда оборотные стороны цер украшали богатым растительным орнаментом, иногда на обороте вырезали азбуку, которая служила пособием. На нее смотрел ученик, списывая буквы. И снова аналогия с современными пособиями, например, с таблицей умножения, которую печатают на обложках школьных тетрадей.

Обучение грамоте не было экстраординарным событием в жизни новгородцев, о чем наглядно свидетельствует берестяное письмо конца XIV века. В этом послании, сохранившемся, к сожалению, в обрывке, содержится ряд хозяйственных распоряжений мужа жене. И среди прочего, как о самом обычном деле, звучит напоминание: " . отдай учить грамоте. ".
Просвещение и школа в Великом Новгороде прошли несколько этапов в развитии. На начальной стадии учение выливалось в постоянное и последовательное обучение грамоте, счету и письму, в изучении литературы религиозного и светского содержания.

Переписка книг считалась богоугодным делом. Наибольшей популярностью из всех ветхозаветных книг пользовалась Псалтырь. По этой книге учили грамоте. Тексты псалмов заучивались наизусть. Псалтырь привлекала внимание древнерусского читателя своим лирическим пафосом,

повествовательностью, высокохудожественной формой изложения. В сравнительно мирной обстановке Новгорода рукописи не подвергались уничтожению вместе с церквами, как это произошло в южной и средней полосе при монгольском нашествии. Новгород стал своеобразным центром, снабжавшим книгами многочисленные церкви по всей Новгородской земле.
Под покровительством новгородских архиепископов осуществлялось летописание ( см.Приложение 3 ).

Самой древней, дошедшей до нас, с точной датировкой русской книгой, является Евангелие, изготовленное дъяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира, начато перепиской 21 октября 1056 года и закончено 12 мая 1057 года. Рукопись написана крупным почерком на пергамене отличного качества с обилием художественно оформленных заглавных букв (инициалов) и тремя миниатюрами, на которых изображены евангелисты (нет портрета Матфея).

В Новгороде помимо духовной, исторической, житийной литературы в 1136 году дъяконом Антониева монастыря Кириком было создано первое из известных нам русских математических сочинений, откуда новгородцы могли почерпнуть и знания математические. Называлось это произведение "Учение имже ведати человеку числа всех лет" (5, 94).

Годом основания библиотеки в Софийском соборе можно считать 1050 год - год завершения строительства собора, поскольку уже первые богослужения не могли обходиться без священнослужебных книг.
Библиотека Софийского собора была настоящим кладезем уникальных письменных источников. О положении книгохранилища в Софийском соборе радели князья, их родственники, именитые люди новгородские, священнослужители. Новгородские владыки на протяжении многих столетий заботились о пополнении книжных собраний Святой Софии. В библиотеке хранились различные богослужебные книги, жития святых, переводы греческих и латинских авторов, летописи, исторические и назидательные сочинения.
Не сохранилось точных сведений о размерах библиотеки Софийского собора XI-XVI вв., так как происходили колебания в связи с миграцией книг, некоторые тексты передавались для размножения в церкви и монастырские скриптории.
Сохранившиеся же до наших дней книжные богатства библиотеки Софийского собора размещаются в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге и насчитывают 1575 рукописных книг.

2.3. Деятельность Греко-славянской школы. Братья Лихуды.

Софроний пробыл в Новгороде недолго. В 1707 году он уехал в Москву по заданию Иова, но был там удержан и более в Новгород не вернулся. Иоаникий же в течение десяти лет преподавал в школе и оставил глубокий след на стезе духовного просвещения в Новгороде. Вместе с Лихудами в устройстве греко-славянской школы участвовали их ученики – монах Савватий , переводчик Федор Герасимов. Первые ученики, всего 154 человека, были из разных чинов и разных возрастов.
Школа была хорошо обеспечена литературой. Лихуды перевезли в Новгород часть своей обширной библиотеки, митрополит Иов предоставил в распоряжение учащихся свое книжное собрание, включавшее более 70 книг на греческом, латинском, польском, немецком, сербском языках.
В школе было открыто два класса: славянский и греческий. Обучавшиеся в греческом классе именовались первостатейными учениками, в славянском классе - малостатейными. Славянским классом, курс наук которого

Учебный план Новгородской греко-славянской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской славяно-греко-латинской академии и преподавание Лихудов в Новгороде по своему характеру не отличалось от их учебной деятельности в Москве.

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам.

В современном мире школа играет определяющую роль в осуществлении права детей на образование. Школа – основной институт всеобщего обучения и воспитания.

Тексты на бересте свидетельствуют о том, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев новгородского общества.

Просвещение и школа в Великом Новгороде прошли несколько этапов в развитии. На начальной стадии учение выливалось в постоянное и последовательное обучение грамоте, счету и письму, в изучении литературы религиозного и светского содержания.

В Новгороде, как и в других древнерусских городах, обучением грамоте занимались отдельные лица, это были служители церкви, богословы, книжники, деяния которых отражены в летописях, хронографах, житиях.
Учебный план Новгородской греко-славянской школы почти целиком соответствовал учебному плану Московской славяно-греко-латинской академии и преподавание Лихудов в Новгороде по своему характеру не отличалось от их учебной деятельности в Москве.

Гипотеза, сформулированная в начале работы о том, что картина зарождения образования в Новгороде помогает восстановить особенности воспитания в древности, нашла свое подтверждение. Действительно, без исследования, откуда берет свое начало школа, как и образование вообще, невозможно понять, какие особенности были в преподавании предметов, какую роль сыграли в этом люди, занимавшиеся преподавательской деятельностью, как школа повлияла на развитие отдельных общественных слоев и общества в целом.

Выводы настоящей работы могут быть использованы учащимися, чья исследовательская деятельность связана с историей образования, и студентами педагогических специальностей.

false

Во второй половине XII века на смену монументальным соборам предшествующей эпохи
(Софийский собор в Новгороде,Юрьев монастырь) приходят сравнительно небольшие,1-главые,4-стопные церкви.
Одновременно и в монументальной живописи формируется самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма,экспрессивной трактовкой образов . Со второй половины XII века
со времени установления в Новгороде феодальной республики, новгородское зодчество претерпевает решительные изменения. Храмы становятся более компактными, значительно уступая в размерах княжеским сооружениям предшествующей поры, и увенчиваются лишь одним куполом на широком барабане.

false

В то же время они по-прежнему монументальны и величественны. В них как бы заключена огромная сила, отвечающая духу времени и нравам людей той неспокойной эпохи. Новые архитектурные формы храмов приводят к самостоятельной, отличной от Киева архитектурной школе. В 12 веке Новгород, освобожденный от власти князя и ставший феодальной республикой, находится под управлением бояр и архиепископа. Этот новый
социальный облик города заметно оказал влияние на обособление отдельной искусства Новгорода. Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

При господстве городской знати все более значительную роль играет торгово-ремесленное население—"черные люди",много раз заявлявшие свои требования на вече.
Культура приобретает большую демократичность, что имеет свое отражение и на зодчестве .
С середины 12 века строительство заказывали и вели в Новгородском княжестве преимущественно боярство, купечество и горожане. В основном все храмы небольшие с четырьмя столпами, являющиеся или приходской церковью улицы, или домовым храмом богатого боярина.

false

Демократичный стиль упрощает внутреннее пространство, делает его более камерным. Меняется строительная техника: теперь используется местная известняковая плита, и для
возможности ее выравнивания просаливается при строении рядами кирпичей, что
является причиной изменения оформления фасадов храмов.

false

Местная новгородская плита из извести со временем быстро разрушалась, поэтому на поверхности стен в нее начали втирать раствор, когда кирпичные остаются не покрыты. Декоративные детали— пояски, многообломные проемы, полуколонны на лопатках (вертикальные
выступы рельефа стены) — трудно выполнимы из плиты, поэтому от них отказались. Разнообразит внешний облик храма только плоский аркатурный пояс вокруг барабана купола, немногочисленные небольшие ниши и вставленный в кладку стены декоративный крест. Надо учесть и особенности местного строительного материала, который наряду с плинфой (кирпич) употреблялся в кладке стен, сводов и глав. Это был Болховский известняк - порода камня, которым богата новгородская земля. Добыча известняковых плит не требовала больших усилий,
камень легко поддавался тёске и в большом количестве употреблялся в кладке стен. Плинфа использовалась в кладке таких ответственных конструкций как арки и своды.

Читайте также: