Сообщение о не русском богатыре

Обновлено: 25.06.2024

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия, память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

«Рака

Рака с мощами святого Ильи

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок. Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных, обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским.

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора, а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником. Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Принято считать, что былины сохранили для нас образ воеводы Добрыни Никитича. Добрыня приходился братом Малуше, матери князя Владимира Красно Солнышко.

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка. К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды, дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну. В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин, стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого. Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха.

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович, который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо, а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого, то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия, и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан, вошел в былины под именем Тугарина.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия, епископа Ростовского и Суздальского.

У многих народов есть сказания о легендарных воинах, которые храбро сражаются с полчищами врагов и мифическими созданиями. Но русские былины отличаются тем, что большинство богатырей, о которых ведется повествование, являются людьми приезжими или даже чужестранцами. В стольный град Киев они обычно прибывают на своих боевых конях из разных сел и городов. По этой причине среди исследователей древнерусского фольклора не утихают споры об этническом происхождении многих героев.

Святогор – печенег

Илья Муромец или булгарин

Сухман – половец

Еруслан Лазаревич из Забулистана

Ставр Годинович из Алтая

Дюк Степанович из Индии

Космополитичность древнерусских былин заслуживает отдельного упоминания. Богатырь может приехать из другой страны, и это никак не делает его чужаком. Если воин сражается на стороне добрых (то есть, своих) сил, то он автоматически становится русским в сознании сказителей и слушателей. Стоит отметить, что в этой статье упомянуты лишь герои киевского былинного цикла, прибывшие по тем или иным причинам к князю Владимиру Красное Солнышко. Среди них местным был практически только один – Добрыня Никитич (предположительно, родственник правителя Киева). Новгородские же сказания и легенды других регионов Древней Руси обычно описывают подвиги местных героев: Садко, Василия Буслаева, Гаврилы Алексича и других.

Былины стали известны публике не раньше конца 18 века. Образ богатырей в них подвергся сильным мифологическим наслоениям и искажениям. Поэтому, чтобы понять, какие исторические прототипы скрываются за образами богатырей (и есть ли они вообще), приходится обращаться к источникам более раннего времени. В них имеются указания на людей, с именами, близкими к именам богатырей.

Илья Муромец

Первые упоминания об Илье Муромце относятся к концу 16 века. Источник этих сведений – Речь Посполитая. В то время в Киево-Печерской лавре почитались мощи инока, умершего, по лаврскому преданию, в конце 12 века. До пострига он служил князю Владимиру Мономаху, был сильным витязем в его дружине. Звался он Илья Моровлянин.

В 1988 году была проведена экспертиза мощей преподобного Илии Печерского. Они принадлежат крупному рослому мужчине лет 40-45, погибшему от проникающего ранения копьём. Удар был смертелен, поэтому Илья либо уже был иноком, либо принял иночество перед самой смертью, на поле брани. Если верно предание, что он погиб в 1188 году, то родился Илья Муромец уже после смерти Владимира Мономаха и не мог ему служить.

Экспертиза косвенно подтвердила деталь былин о том, что Илья Муромец не мог ходить до 33 лет: у него обнаружен дефект позвоночника. Но этот дефект не обязательно мог привести к параличу ног, и вдобавок нужно учитывать, что все подобные исследования в наше время учитывают пожелания заказчика.

Добрыня Никитич

Другим возможным прототипом называют Тимофея по прозвищу Золотой Пояс, жившего в Суздальском княжестве в начале 13 века и погибшего в битве на Калке в 1223 году. Однако единственным основанием для отождествления былинного Добрыни с летописным Тимофеем служит упоминание его имени вместе с именем Александра Поповича – явного прототипа Алёши Поповича, третьего из легендарных богатырей. Ни в одной былине про Добрыню Никитича не говорится о золотом поясе.

Алёша Попович

Алёшу, на самом деле, звали Алексашей, то есть Александром. Это единственный богатырь, про которого упоминает летопись, причём именно в связи с его богатырскими характеристиками.

Когда в междоусобной Липицкой битве 1216 года между новгородцами и суздальцами пало много храбрых витязей, то Алексаша Попович и его друг Тимоня Золотой Пояс решили, что хватит проливать кровь в бранях между русскими князьями. Они собрали семьдесят знакомых им богатырей в остроге на речке Гзе под Юрьевом-Польским и там порешили: всем вместе пойти служить одному сильному князю и воевать только с врагами Земли Русской.

72 богатыря ушли в Киев к князю Мстиславу Удалому и в 1223 году все сложили головы в злосчастной битве на Калке. Так гласит Тверская летопись. По мнению некоторых учёных, летописный рассказ возник уже на основе былин и не отражает реальных исторических событий.

Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.



Илья Муромец вместе с его закадычными друзьями Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем являются героями былин и сказок, которые все мы знаем с детства. Они вместе совершают героические подвиги, спасая от многочисленных полчищ иноземцев родную землю, вступая в единоборство со сказочными злодеями, выручая пригожих девиц, очутившихся в беде. Однако, изучив исторические источники, исследователи пришли к выводу, что в них говорится о людях, ассоциирующихся с каждым из этих героев, живших в разные времена. Кем были они в действительности? Вот наиболее популярные из существующих версий.

Илья Муромец

Этот былинный богатырь - главный герой пятнадцати героических былин, дающих возможность проследить его биографию. Судя по их сюжетам, он был парализованным и много лет пролежал на печи. Но затем его поставили на ноги калики перехожие, то есть слепые странники, исполнявшие стихи духовного содержания. Воинскому искусству Илью обучал Святогор, а затем он подвизался на служение Киевскому князю. В числе прочего он прославился тем, что одолел Соловья-разбойника.


По мнению историков, прототипом Ильи Муромца мог быть старец Илия, отошедший в мир иной в 1188 году в Киево-Печерском монастыре. Его память православная церковь чтит 1 января. Народный герой, который был изранен в боях и увенчан славой, в старости стал монахом. Его мощи находятся в пещерах лавры. Представители Минздрава Украины в 1988 году провели экспертизу останков.

Согласно результатам исследования, в гробнице находятся останки мужчины весьма преклонного возраста (учитывая мерки XII столетия). Он перенес большое количество травм, ранений и умер от удара в сердце. Медиками также были выявлены дефекты позвоночника, свидетельствующие, что в юном возрасте у этого человека был паралич конечностей.

Добрыня Никитич


Принято считать, что былины донесли до нас образ Добрыни Никитича, который служил воеводой под началом Владимира Красно Солнышко и доводился братом его матери Милуше. Историки полагают, что при содействии Добрыни Владимир смог занять княжеский престол, обойдя Ярополка, своего старшего брата.

Добрыня Никитич в былинах сражается со Змеем, среди прочих красавиц вызволяет из беды и собственную супругу Настасью Микулишну. А в реальной жизни князь Владимир сделал его наместником Новгорода. И если вначале он установил там языческих идолов, то впоследствии стал вводить христианство на вверенных ему землях.


Известно, что богатырь правил весьма грамотно и умело: Новгород при нем процветал. Считается, что Владимир обязан дяде, воспитавшему его, принятием многих удачных стратегических решений государственного характера.

О том, где родился этот богатырь, точных сведений не имеется. Ряд исследователей полагает, что он появился на свет где-то недалеко от Владимира-Волынского. И произошло это во 2-й половине X века. Есть предположение, что Никитич не отчество Добрыни. Это вариант прозвища, а образовано оно от села Низкиничи.

Алеша Попович


Этот воин в былинах изображается как сын священника. Он не силач, а хитрец, хвастливый, ловкий и коварный. Но в летописях, относящихся к XIII веку, указывается на многочисленные битвы с участием Александра (Олеши) Поповича, где он истребил немало врагов. Один из них был Тугоркан, хан половецкий, который в былинах предстает в образе Тугарина.


Александр Попович, храбрец из Ростова, ставший прототипом Алеши Поповича, сражался в молодые годы на стороне Всеволода Большое Гнездо:

Некто от ростовских, житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу.

В бою при Калке, состоявшемся в 1223 году, Александр сложил голову.

Жили в разных веках


Добрыня Никитич, до того как свести дружбу с Ильей Муромцем, сражался с ним. А когда Добрыня находился в походе, Алеша Попович посватался к его жене. Так говорится в былинах о трех богатырях.

Однако историки, которые великую троицу развели по разным столетиям, утверждают, что в действительности Добрыня Никитич служил Владимиру Красно Солнышко, а значит, жил в X веке. Два столетия спустя Илья Муромец служил Владимиру Мономаху. А Алеша Попович в XIII веке защищал Всеволода Большое Гнездо.

Таким образом, трое неразлучных богатырей существовали лишь в воображении народа.

Читайте также: