Сообщение о народных промыслах курской области

Обновлено: 04.07.2024

Курск и Курская губерния — это в первую очередь гончарство и ткачество. Знаменита Курская земля Суджанскими коврами, они отличаются яркими цветами на чёрном фоне.

Глины в этом крае очень мягкие и пластичные, поэтому издавна здесь процветало гончарство. Всем сейчас известна Кожлянская игрушка — восстановленный народный художественный промысел.

В Курской губернии в начале ХХ века существовал 21 промысел. Обрабатывали дерево, кожи, развито было ткачество, верёвочный промысел, кузнечное дело, бондарство. По всей Руси славилась курская медовуха, развито было и квасное дело.

История города

Археологические исследования показывают, что на месте нынешнего Знаменского монастыря Курска существовал крупный населённый пункт не позднее VIII века. С 1508 года — южный пограничный город в составе Московского государства.

В том же году началось его восстановление как города-крепости. В 1797 году ему присвоен статус губернского города.

Сегодня Курск — один из самых экологически чистых крупных городов России. Так в 2013 году Курск был признан самым экологически чистым крупным городом России согласно рейтингу Министерства природных ресурсов и экологии РФ, составленному по данным за 2012 год.

В начале XIX века Курск — не только торговый, но и промышленный центр. В 1846 году в городе насчитывалось 70 фабрик и заводов. В начале XIX века в городе уже имелась гостиница (содержалась полковницей Полторацкой). В память о событиях 1812 года в городе был возведён Знаменский собор (освящён в 1826 году).

С конца 1868 года Курск — узловая станция железных дорог. В конце XIX века Курск становится важным центром пищевой промышленности — мукомольной и сахарной, в 1883 был введён в эксплуатацию свечной завод (с 1935 — химфармзавод).

Быстро развивалось городское благоустройство: 1874 годом датируется появление водопровода, 1897 — трамвайного движения.

Современный Курск

Курск богат памятниками архитектуры XIX столетия. Наиболее значительные:

В городе — много музеев:

  • Курский государственный областной краеведческий музей
  • Литературный музей
  • Музей Курской битвы
  • Музей трамвая
  • Музей автомобильного транспорта
  • Музей истории локомотивного депо
  • Музей противопожарного дела
  • Зоологический музей Курского Государственного Университета
  • Областной музей археологии

Архитектура современного города становится всё более разнообразной. Активно перестраиваются центральные улицы.

Курск

Город в России, административный центр Курской области, а также Курского района. В состав района не входит, являясь городом областного значения, образующим муниципальное образование город Курск со статусом городского округа.

Расположен в 530 км к югу от Москвы. В средние века — столица Курского княжества.

Город — один из культурных, религиозных центров России. Курск обладает крупным промышленным комплексом, научно-образовательными центрами. Курск — транспортный узел центральной России.

В 2012 году Курск отметил своё 980-летие.

Происхождение названия

Этимологически др.-рус. Курьскъ происходит от названия реки Кур.

Великая отечественная война

Город вошёл в историю как Город-герой. Курск сильно пострадал во время боёв при освобождении от немецкой оккупации. Около трёх тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию, свыше 10 тысяч жителей Курска умерло от голода и эпидемий.

Памятна Курская битва, 5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известная как Битва на Курской дуге.

Последние бои в Курске закончились 9 февраля. За время войны 245 курян стали Героями Советского Союза, 85 — полными кавалерами ордена Славы ВОВ.

«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

Знакомство детей с народными промыслами Курского края

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Россия XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Изучение темы предусматривает углубленное знакомство с народными промыслами Курского края. Материал не сложный и обычно вызывает большой интерес у детей, так как он насыщен зрительными образами, натуральными предметами быта, встречающимися в повседневной жизни человека. При этом решаются следующие задачи:

• знакомить детей с обычаями и традициями Курского края;

• дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях;

• воспитывать уважения к труду народных мастеров, чувства гордости за свой край.

Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью населения Курской области, было чрезвычайное разнообразие занятий, сочетание сельскохозяйственной деятельности и ремесленной (кустарная промышленность). Кустарные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность, ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

то есть то, что, запечатлено народом, сохранено,

Народные промыслы Курского края

Гончарный промысел – один из самых старейших на курской земле. Первое письменное упоминание о Суджанских гончарах относиться к 17 веку, а расцвет гончарства произошел в 19 веке. Есть сведения, что в это время на Парижской выставке гончаровским мастерам за керамику была присуждена медаль. Нашим изделия делаются на гончарных кругах и обжигаются в печах, которые называются - горны. Сначала гончары работали семьями, а позднее разделились: одни добывают и привозят глину, другие изготавливают глиняные изделия, третьи продают их.

Наибольшим спросом пользуется посуда – горшки, кашницы, миски, кружки, чашки, чайники, банки для варенья и много других предметов. Посуда наша изготавливается из разных глин: красной, серой, желтой, белой.

В настоящее время происходит возрождение гончарного промысла нашего края: в Судже – центр ремесел и промыслов, под руководством народного мастера России Юрия Спесивцева, в Глушково - Центр художественных промыслов.

Есть в нашем соловьином крае живописное село Кожли, Льговского уезда, которое славиться своей глиняной расписной игрушкой.

С давних пор славилось село Кожля, мастерами по изготовлению расписных глиняных игрушек. Простые и яркие, они расходились по ярмаркам и базарам всего юга России.

Два раза в год большое село Кожля, где в начале XX века насчитывалось 485 дворов, оживало шумной ярмаркой. Наряду с нужными в хозяйстве предметами, мануфактурой, разными лакомствами, были представлены и многочисленные свистульки. Половина дворов выставляла на прилавки яркие диковинные игрушки из глины, более трех десятков мастеров — глиняную посуду. Пережив за время своего существования периоды подъема, спада, забвения и невнимания, что вообще было свойственно позиции государства по отношению к народному искусству, кожлянская игрушка долгое время продолжала существовать благодаря усилиям мастеров, энтузиастов и заинтересованных лиц.

Само село уже практически не существует, мастера перебрались в другие места, но пытаются передать свой богатый опыт и навыки детям Дроняевской и Лукашевской школ, где созданы кружки игрушки.

Игрушки-свистульки лепят из синей глины с незапамятных времен. Глина действительно в сыром виде отдает синевой, но после обжигания становиться светлой, почти белой.

А роспись на глиняной игрушке делают анилиновыми красками, акварелью, чернилами. В краски добавляют молоко, сахарный сироп, для того чтобы роспись выглядела ярче и наряднее. Сюжеты изображений очень разнообразны, чаще всего это животные и птицы. У одних животных в лапах музыкальные инструменты – рожки, балалайки. Другие несут чашу с чем-то съестным. Величаво, торжественно стоят барыни с уткой, курицей или кошечкой под мышкой. Очень оригинальны расписные коники. Конь в ярких пестроцветных яблоках или с пересекающимися в виде сетки полосками орнамента.

Кожлянские игрушки представляют собой одиночные фигуры или целые композиции и в каждой ощущаются отзвуки сказки. Жаль, что кожлянская игрушка находиться на грани исчезновения; и уже давно пришло время возродить этот старый промысел. А изготавливают кожлянскую игрушку в г. Судже, г. Курске и г. Курчатове.


Декоративно-прикладное творчество. Топиарий из кофейных зёрен

Декоративно-прикладное творчество. Топиарий из кофейных зёрен Зерна кофе на сегодняшний день являются наиболее популярным материалом для создания топиария. Они смотрятся довольно шикарно, приносят счастье.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ремёсла Курского края

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ремёсла Курского края

Ремёсла Курского края

- это обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего.

- это обработка через обжигание глины для превращения её в предметы домашнего обихода, в строительные материалы и различные украшения. Гончарное производство

Примерно в IX—Х вв. в России появился гончарный круг—простейший станок или ск.

Примерно в IX—Х вв. в России появился гончарный круг—простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.

Кузнечное ремесло Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.

Кузнечное ремесло Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла.

В России ковочное дело стало развиваться в 1732 году в селе Хорошево под Мос.

В России ковочное дело стало развиваться в 1732 году в селе Хорошево под Москвой, где была открыта самая первая в Европе коновальная школа.

При работе лошади на твердой поверхности некоторые части копыта быстро повре.

При работе лошади на твердой поверхности некоторые части копыта быстро повреждаются. В этом случае лошади больно наступать. Она начинает хромать или вообще отказывается наступать на поврежденную ногу. Кованная подкова помогает защитить копыта лошади от изнашивания и всемозможных травм. Подкова — это приспособление для защиты копыт лошади.

В древние времена, когда еще не существовало подков применялись приспособлен.

В древние времена, когда еще не существовало подков применялись приспособления, сплетенные в виде башмака или чулка из разных материалов:лыка, кожи, тростника или обычных pастительных волокон. А кpепились самодельные копыта прочными веpевками, или же pемнями. Такие башмаки не были прочными, а ремни и веревки вызывали дерматиты. Подошву копыт pабочего скота мазали смолой. Позже подковы научились крепить специальными гвоздями.

Подкова на счастье Представление о том, что подкова приносит счастье, пришло.

Подкова на счастье Представление о том, что подкова приносит счастье, пришло из Древнего Египта. По легенде лошадей для колесниц фараона подковывали золотыми подковами, и за мчащимися колесницами неслась толпа в надежде на то, что подкова из золота достанется счастливцу.

На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой, о.

По стариной легенде святой Дунстан был известным кузнецом, и однажды к нему.

Как же правильно вешать подкову рожками вверх или вниз? В странах Востока, Ев.

Как же правильно вешать подкову рожками вверх или вниз? В странах Востока, Европы и Латинской Америки подкову вешают на стену в положении рожков смотрящих вниз. Таким образом, счастье льется прямо на вас. В Англии и Ирландии считают, что подкову надо вешать рожками вверх. Тогда счастье не вытекает. Подкова в Мексике – украшается ленточками и монетками с изображениями святых. Она висит довольно высоко и ее трогать ни в коем случае никому нельзя. В Италии, наоборот, - подкову вешают так, чтобы каждый, кто входит в помещение ее задевал. В нашей стране подкову принято вешать рожками вниз.

Плетение из лозы К одной из наиболее распространенных разновидностей обработк.

Плетение из лозы К одной из наиболее распространенных разновидностей обработки дерева относится плетение изделий из древесных прутьев, особенно ивовых (лозы).

Из лозы можно сплести практически всё! Чего только не создавали умельцы — от.

Из лозы можно сплести практически всё! Чего только не создавали умельцы — от грибного лукошка и хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели!

Глиняная игрушка Традиционными для Курского края также является глиняная игру.

Глиняная игрушка Традиционными для Курского края также является глиняная игрушка.

Бондарство Бондарь - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуд.

Бондарство Бондарь - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

Очень развито было в области иконописание. Особо искусными мастерами славилас.

Очень развито было в области иконописание. Особо искусными мастерами славилась слобода Борисовка.

Вышивка

Начало развиваться еще в XVI-XVII вв. Коврами украшались парадные сани, покр.

Начало развиваться еще в XVI-XVII вв. Коврами украшались парадные сани, покрывались лавки, сундуки; ковры использовались в обрядах. Одним из центров ковроделия была Курская губерния. Со второй половины XVIII в. ковроткачество превратилось в промысел. Ковроткачество

Курские ковры по мотивам узоров определяются специалистами как цветочные. Обы.

Извозничество В прошлые века по Курску люди ездили в таких экипажах. - это за.

В начале 20 века каждый извозчик имел свою медную бляху с номером – аналог с.

Для извозчиков были прописаны правила, которые, например, гласили: «Они обяз.

Первые отличались высокой таксой, но ездили быстро, а также обладали хорошим.


Почти в каждом районе Курской области можно найти мастера - хранителя истории. Это люди, которым небезразлично дело их предков.

Лепота-то какая!

Еще 300 лет назад городок Суджа стал центром художественной керамики. Но история стала забываться. Гончарство забросили. Однако остались люди, неравнодушные к своим традициям. Один из них - Юрий Степанович Спесивцев, потомственный гончар. Высокохудожественное дело унаследовал-перенял у прадеда, деда, отца. Все кормились от гончарного круга. Не оборвалась творческая нить, тянущаяся из глубины веков. С малых лет Юрий Спесивцев воспитывался в атмосфере народных ремесленных традиций.

Но прежде чем приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До гончарного круга допускали далеко не сразу. Сначала ученик должен был в течение четырех лет быть, что называется, на подхвате: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду.

Гончарная посуда, скульптуры малых форм, глиняные игрушки, изразцовая и церковная керамика, панно из старинных обломков: его мастерская - настоящая сокровищница. Но это далеко не вся коллекция. Большинство работ находится за границей.

Главное - чувствовать глину

В поселке Глушково живет еще один гончарных дел мастер - Владимир Павлович Холчев. Только он работает исключительно на гончарном круге - изготавливает керамическую посуду. Мастер с удовольствием делится своими секретами:

- Когда работаешь на гончарном круге, главное - чувствовать глину руками. Плавно, без резких движений, не спеша поймать баланс - тогда дело пойдет.

И тут же демонстрирует свое умение. В его руках глина как будто танцует и мгновенно приобретает нужную форму: раз, два, несколько ловких движений - и кувшин готов! Похоже на чудо. В конце Владимир добавляет элементы декора - полоски на боку - и объясняет эти символы:

- Нижняя олицетворяет землю, средняя (волнистая) - воду, а верхняя - небо.

Это сейчас на изготовление кувшина мастеру требуется несколько минут, а вначале и дня было мало, чтобы получить качественную посуду.

- Умение приходит с годами. Вы думаете, так просто лепить? Попробуйте, убедитесь сами! Первую неделю, как только я сел за гончарный круг, у меня руки потом тряслись безостановочно, ложку ко рту не мог поднести. Со временем приноровился, привык, - вспоминает Владимир Холчев, как учился у здешних мастеров.

А уже его ученики увезли секреты мастерства в Суздаль.

В мужских руках ковры получаются искуснее

Александр Павлович Савченко - один из хранителей народного промысла, член международного художественного фонда, исконно-русский народный мастер. Преподает в суджанском техникуме искусств - передает подрастающему поколению старые традиции. Совмещает любимое занятие и работу.

За нехитрым станком рождаются настоящие произведения искусства. Это одна из самых кропотливых работ: ниточка за ниточкой - получается рисунок. Порой для того, чтобы соткать ковер, требуются многие месяцы. С чего следует начинать, рассказывает Александр Савченко:

- Прежде всего, необходимо нарисовать саму композицию на бумаге, и вот здесь важно точно передать все цвета. Потом создается шаблон, который вставляется в ткацкий станок, по нему уже и ткут.

Традиционный станок для ковроткачества

Выглядит просто, а сделать тяжело

Плетение из лозы - один из самых популярных в наше время видов прикладного искусства. Для изготовления одной корзинки нужно потратить целый день, только стоит учесть, что эта работа требует немалых физических усилий. Хрупкие девушки вряд ли справятся с такой задачей, неудивительно, что чаще всего из лозы плетут мужчины. О своем увлечении нам рассказал житель Глушковского района Игорь Иванович Ковалев:

- Сначала ивовые прутики надо заготовить и вымочить, только после этого можно приступать к работе. Искать материал следует у самой воды, на тех местах, где прошли вырубки. Там растут гибкие и длинные прутья. Перед срезанием их следует испытать, наматывая на свой палец. Выбирать нужно те веточки, которые не обламываются. Затем заготовленные прутья необходимо просушить, но при этом древесина не должна потерять свой естественный окрас. Через 10 - 15 дней они очищаются от коры и просушиваются. Непосредственно перед использованием прутья следует намочить в воде.

Плетение из лозы - процесс трудоемкий, требует усидчивости и терпения

Мастерица атласных пейзажей

Машинной вышивкой в Курске занимается Инна Николаевна Александрова, ветеран Великой Отечественной войны, инженер по профессии. Рукоделием женщина увлеклась после выхода на пенсию, когда появилась уйма свободного времени.

Современная вышивка претерпела определенные изменения, связанные с развитием техники. Инна Николаевна признается, что в руки иголку не берет, работает только на машинке. Причем на обычной швейной: просто убирает лапку, а дальше уже цветными стежками разукрашивает рисунок. Хотя говорит, что сама рисовать не умеет, чаще всего понравившиеся картинки из журналов ксерокопирует и увеличивает, а потом делит схематично на квадраты и переносит на полотно.

Ее произведения - это репродукции живописных картин русских художников Шишкина, Паленова, Саврасова. Есть и современные пейзажи, сделанные с полюбившихся журнальных фотографий. Инна Николаевна в свои работы вложила не только мастерство, но и любовь к искусству и свою одаренную душу.

В свои 90 лет Инна Николаевна вышивает без очков

Возрастная категория сайта 18 +

Промыслы и ремесла Курского края Выполнила педагог дополнительного

Слайд 3

Промыслы и ремесла Курского края Выполнила педагог дополнительного

Слайд 4

Промыслы и ремесла Курского края Выполнила педагог дополнительного

Слайд 5

Слайд 6

Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт. Ремесло называют бондарство. Ранее оно имело повсеместное распространение. В XXI веке профессия бондаря по-прежнему необходима, так как настоящие деревянные бочки требуются при производстве вина и коньяка. Мастера-бондари Курской области, которые сохраняют своё ремесло до сегодняшнего дня, делают кадки, бочки для соления, квашения овощей и грибов, хранения вина, ёмкости для бани из липы и дуба. Бондарство

Читайте также: