Сообщение о национальных праздниках иудейской культуры

Обновлено: 08.07.2024

Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории:

1. Шаббат (Суббота) и Йом Киппур (в эти дни полностью запрещено работать).

2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) - Рош ха-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора.

3. Полупраздники по Торе (Холь-ха-Моэд): промежуточные дни праздников Песах и Суккот. Можно делать только такую работу, которую сложно перенести на другое время.

4. Рош Ходеш - тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой.

7.Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер).

8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев - День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.

1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Для еврейских праздников можно выделить следующие основные черты:

1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шаббат и Йом Киппур).

3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза.

Кроме того, для каждого праздника характерны отличительные обряды и церемонии (а до разрушения Храма в 70 г. н. э. - жертвоприношения, которые были после этого события отменены). В принципе все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, участие в священных церемониях, прекращение будничных занятий - все это в той или иной мере характерно для любого архаического праздника.

Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели - одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: "Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой - все дела делай только для Бога". Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.

Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы - киддуш, т. е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.

Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.[3]

Песах - один из самых важных праздников в еврейском календаре. Этот восьмидневный весенний праздник начинается на кануне 15 дня нисана по еврейскому лунному календарю с заходом солнца. Он отмечается каждый год и история его восходит к библейским временам. Евреи спаслись от тиранического преследования фараона в Египте и покинули дома в такой спешке, что хлебное тесто не успело подняться. Эту историю пересказывают во время праздничного обеда, который называется Седер.

На протяжении всех дней Песаха, Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное (хамец). Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают продуктов из пшеницы, ржи и овса, бобовых, перловку, кукурузу, горошек, просо и горчицу, так как эти продукты могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца - это пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода из Египта. Иногда мацу растирают в порошок - получается подобие муки, которую используют для выпечки или для изготовления клецек для супов. От всех квасных продуктов избавляются до наступления песаха, также заранее убираются в доме, особенно на кухне.

Законы пасхального кашрута требуют, чтобы никакие частицы хамец (квасного) не попали в пищу во время праздника. Для этого посуда, чтобы быть пригодной для использования, должна быть либо новой или особо пасхальной, никогда не использованной в течение года, либо обработанной в соответствии с правилами пасхального кашрута. Поэтому многие держат дома два набора посуды, столовых приборов и тарелок. На всех покупных блюдах ставится обозначение "кошерное для Песаха".[5]

4. ЙОМ КИППУР

Это самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей и является знаменательным завершением Десяти дней покаяния.

Всю службу в Иом-Киппур вел только первосвященник, совершая жертвоприношения, как обычные, так и для очищения скинии (позднее — Храма), Святая святых, жертвенника и священной утвари, а также во искупление грехов своих и собственной семьи, сословия кохенов и всего народа. Он же возглашал всеобщее покаяние над козлом отпущения перед уводом его в пустыню, где, согласно Мишне, козла низвергали с крутой скалы. Раз в 50 лет в Иом-Киппур по всей стране трубили в шофар, возвещая наступление юбилейного года.

За неделю до Иом-Киппура первосвященник, сопровождаемый торжественным шествием иерусалимской знати, кохенов и левитов, покидал свой дом и уединялся в одном из отделений Храма, где готовился к сложному богослужению. Сам отправляя в Иом-Киппур всю храмовую службу, он пять раз менял одеяние (облачаясь в золотое для обычных, а в льняное белое — для особых жертвоприношений, при которых он произносил вслух подлинное имя Бога: Яхве, каждый раз совершая ритуальное омовение.

ПУРИ́М, праздник, учрежденный Мордехаем и Эсфирью согласно библейской книге Эсфири в память о чудесном избавлении евреев Персии от гибели, которую им уготовил царский сановник Хаман. Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру – жребий), который бросал Хаман, чтобы назначить месяц истребления евреев. В эпоху Хасмонеев праздник назывался Днем Мордехая. Согласно книге Эсфири, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара, а 14 адара праздновали свою победу и избавление; в царской столице Сузы (Шушан) избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара. 15 адара называется поэтому Шушан Пурим и празднуется в тех городах Эрец-Исраэль, которые в древности были, как и Сузы, обнесены стеной; во всех же прочих местах Пурим отмечается 14 адара. В еврейские високосные годы, когда добавляется дополнительный месяц — адар шени, Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции, именно тогда произошли описываемые события (лишь караимы празднуют Пурим в високосный год в первом адаре); 14 и 15 числа первого адара называются в этом случае Пурим катан (`малый Пурим`), и в этот день возбраняются пост и надгробные речи.

Пурим начинается с окончанием Поста Эсфири. Главная часть празднования — публичное чтение книги Эсфири (по свитку). Литургические свитки часто украшают (иногда — иллюстрациями к тексту). Когда читающий произносит имя Хамана, присутствующие поднимают шум, дети крутят трещотки и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к злодею. Пурим — веселый праздник, в который принято пить вино; как сказал вавилонский законоучитель Рава, нужно пить до тех пор, пока человек не перестанет различать, произносит ли он проклятия Хаману или благословения Мордехаю. В Пурим принято приносить друг другу свертки со сладостями и сладкой выпечкой и давать деньги нуждающимся. На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно — с маком или вареньем), называемые ушами Хамана или кошельками Хамана. Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались произведения, пародирующие религиозную литературу. Под влиянием итальянского карнавала вошло в обычай рядиться на Пурим, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено Галахой). В Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия, наиболее старое и известное из которых — адлояда (буквально пока не перестанет различать).[2]

Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до нашей эры. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней.

В 175 году до н.э. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением, повсюду были установлены идолы. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен.

В ответ в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иегуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение.

Предание гласит, что после победы над греческим военачальником Лисием, поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму.[5]

Еврейские праздники играют большую роль в культуре своего народа. Большая часть праздников тесно связана с событиями реальной или мифологической истории этнической группы, и, по сути, является воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. Еврейские праздники отличает не только строго установленный для каждого праздника ритуал, позволяющий воссоздать события, легшие в основу праздника, но и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа. Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

Важнейшей частью любого народа являются их праздники. Именно они связывают нас с нашими предками и делают каждую культуру уникальной и неповторимой. Так у иудеев основная часть памятных дней связана с библейскими историями. Многие традиции соблюдались веками и являются частью жизни у жителей Израиля по сегодняшний день. Рассмотрим важнейшие праздники иудаизма в 2019 году.

Ту-Бишват (Новый год деревьев)

У евреев 4 праздника, посвященных Новому году и Ту-Бишват один из них. Каждый подобный праздник отмечается, как символ чего-либо. Этот посвящен деревьям, а именно по традиции именно на Ту-Бишват подсчитывали возраст деревьев. Также Тора предписывает иудеям отделять десятину, чтобы помочь священнослужителям. Поэтому это еще и день, когда подсчитывали эту самую десятую часть от всего урожая. Когда же все счета готовы, евреи исполняют так называемый седер - выпивают 4 бокала вина и съедают десять определенных фруктов. Все это делается в определенной последовательности. Вечером же все родные собирается для праздничного семейного ужина.

Пурим

Это праздник в честь освобождения иудеев от гнета персидского царства. По легенде, приближенным к царю Аманом по жребию (в Израиле его называют Пурим) было решено истребить всех евреев. Но как оказалось, жена Артаксеркса (собственно самого царя) была израильтянкой, а потому вместе со своим дядей смогла спасти своих земляков, а Аман был наказан за свои интриги.

Накануне праздника все соблюдают пост, а в Пурим он заканчивается и евреи устраивают богатую трапезу. Дети и взрослые надевают карнавальные костюмы и выходят на улицы для гуляний, а также, чтобы полюбоваться тематическими театральными постановками.

Песах

Самый главный праздник в Израиле отмечают в честь освобождения от египетского рабства. Чем-то он схож с нашей Пасхой. Хозяйки задолго до праздника тщательно убирают дом, украшают его, стирают одежду, готовят еду, занимаются всеми домашними делами, ведь во время торжества делать этого будет нельзя.

Песах длится 8 дней - в первые два дня любая работа запрещена, а потому на улицах Израиля в это время вы не найдете ни одного открытого учреждения; 5 дней запрет немного слабее, а потому работает только часть организаций и только полдня. И уже на следующий день начинается сам праздник.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

В первую и последнюю ночь все семьи собираются за праздничным ужином, а накануне собирают деньги для бедняков и раздают им, чтобы и они могли отпраздновать Песах.

Одной из важнейших традиций - уничтожение всего квасного в доме перед праздничной неделей. Все это либо съедают, либо выбрасывают. Утром, накануне Песаха, все первенцы соблюдают строгий пост. Это делается для того, чтобы почтить память всех первенцев, умерших во время десяти казней египетских.

Рош-Ашана

Это календарный Новый год у израильтян, именно с этого дня у них начинается отсчет дней. Праздник длится несколько дней, а в первый утром трубят в шофар, тем самым напоминая евреям о том, как важно совершать добрые поступки.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

Если у нас со всех сторон слышится “Счастливого Нового года!”, в Израиле всем желают попасть в Книгу Жизни. Вечером всех ждет праздничный ужин, где на столе обязательно должна стоять рыба и круглая хала.

Йом-Кипур

Можно сказать, что это продолжение Нового года и отмечают его на десятый день после оного. По поверьям в этот день Бог смотрит на дела в ушедшем году и выносит свой вердикт. Поэтому в этот день ничего делать нельзя, кроме анализа и размышления о своей жизни и своих делах, молитвы и чтения Торы. Так как на Йом-Кипур принято соблюдать пост, накануне, вечером всех ждет праздничный семейный ужин.

Суккот

Праздник отмечают семь дней и все это время принято проводить в сукке - шалаше. Сегодня не часто полностью следуют этой традиции, большинство просто сооружает на балконе или во дворе частного дома что-то похожее на шатер и иногда там молятся, читают Тору, кушают.

Вечером на праздник все евреи отправляются в синагогу и у каждого в руках 4 растения. С этим букетом нужно обойти здание синагоги и в это время зачитывать стихи из Торы.

Важнейшие праздники в иудаизме и их традиции

Ханука

Как вы уже поняли по датам, праздник отмечают восемь дней. И по традиции все это время зажигают специальные свечи. В первый день одну, во второй - две, в третий - три и так далее. Добавлять свечи важно именно слева направо и никак иначе.

Все эти дни иудеи гуляют с размахом, а поститься и вовсе запрещено. У детей обычно начинаются каникулы, а взрослые обязательно угощают их сладостями на протяжении всей Хануки. Также, согласно поверьям, даже самые бедные в эти дни найдут свою радость и могут надеяться на чудо.

Хануку чаще всего называют именно детским праздником, так как многие традиции связаны именно с ними. Детям принято дарить подарки, деньги, при этом часть своего дохода ребята должны пожертвовать на благотворительность.

Эта традиция была введена специально, чтобы научить их не только правильно распоряжаться деньгами, но также добру и состраданию. Часто семьи, где много детей, вечерами играют в детскую игру “Волчок”.


Самые важные дни устанавливаются по еврейскому календарю праздников, структура которого указывается в Торе. Календарь лунно-солнечный и основывается на специальных вычислениях, а начало месяцев всегда совпадает с новолунием. Самые важные праздники свято соблюдаются еврейским народом, как и тысячелетия назад. Каждый из них имеет свои традиции и историю. Культура Израиля богата на обычаи, которые с любовью почитаются гражданами страны. Рассмотрим самые значимые еврейские праздники в марте и в другие месяцы года.

Пурим

Праздник, который отмечается в честь чудесного спасения евреев в Персидском царстве. Это событие произошло боле 2400 лет назад, в то время правил царь Ахашверош. Название еврейского праздника Пурим произошло от слова “пур”, или "жребий". Приходится данный праздник на четырнадцатый день месяца адар, по григорианскому календарю – конец февраля или начало марта. В 2018 году Пурим пришелся на 1 марта. 28 февраля, в канун Пурима - день траура и поста перед праздником. В этот день запрещается пить и есть. Знаменует этот пост то время, когда евреи, проживавшие на территории Персии, неустанно молились и соблюдали пост в течение трех дней. В будущем пост сократили до одного дня, ведь продержаться без воды дольше достаточно сложно. В отличие от остальных четырех общественных постов, пост Эстер не имеет строгих законов, и его соблюдение необязательно для беременных и кормящих женщин, для больных и тех, кто занят тяжелым трудом.

еврейская пасха

Песах

Еврейская Пасха – главный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. По еврейскому календарю приходится он на 15-й день месяца нисана и празднуется целую неделю. По григорианскому календарю в 2018 году евреи праздновали Песах с 30 марта по 7 апреля. Первый день Песаха, как и последний – официальные выходные дни. Промежуточные пять дней называются праздничными буднями. В переводе Песах – "прохождение мимо". Такое название является памятью о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, расправляясь только с египетскими первенцами. Каждая еврейская семья должна была заколоть ягненка и обозначить его кровью дверные косяки. Таким образом ангел мог отличить их дома от египетских. Уйти из Египта евреям фараон дал возможность только тогда, когда все египетские первенцы были убиты. Песах включает в себя два праздника, которые связаны с сельским хозяйством. Эти еврейские праздники с жертвоприношениями предполагали, что в день нового приплода скота будет принесен в жертву ягненок в возрасте одного года. Второй праздник – день первого сбора урожая ячменя. В это время избавлялись от хлеба и выпекали из пресного теста новый. Называется он маца. В дальнейшем эти праздники было решено объединить в один. Каждый Песах сопровождается традиционной вечерней трапезой в первую и вторую ночь праздника. В оставшиеся дни рекомендуется не работать, но и не запрещается. Нельзя стирать и убирать. В эти дни следует проводить как можно больше времени с близкими, ходить в гости к родственникам, путешествовать по Израилю. Люди из разных уголков Израиля стараются в эти дни посетить Иерусалим. Предписания Торы говорят о том, что в Песах следует посетить Храм в Иерусалиме, а на следующий день принести в жертву ягненка и сноп ячменя в честь соответствующих двух праздников. В последний день праздника евреи отмечают освобождение.

стена плача

Йом ха-Ацмаут

Нельзя не упомянуть о таком важном для еврейского народа празднике, как День независимости Израиля. Празднуется он в 2018 году 19 апреля. Израиль – молодое государство, независимость которого была провозглашена 14 мая 1948 года. В 1947 году Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение разделить Палестину на два государства. Для евреев это был праздник, для арабов – траур, именно поэтому те начали военные действия еще до создания такого государства, как Израиль, в знак протеста. Но не успел Давид Бен-Гурион зачитать Декларацию независимости, как спустя несколько часов армии других стран вступили на территорию Израиля. Евреям снова пришлось взять в руки оружие и защищать землю своих предков. Война длилась год и три месяца. Более шести тысяч человек отдали жизнь за существование Государства Израиль.

еврейский народ

Шавуот

Через 50 дней после Песаха евреи получили Тору на горе Синай – этот день получил название Шавуот (праздник дарования Торы). Евреи дали обещание следовать Торе во что бы то ни стало, во все времена и в любом месте. Со дня получения Великой Книги и по настоящее время жизнь еврейского народа основывается на вере в Бога и преданность Его заветам. Евреи выполнили данное у горы Синай обещание и, несмотря на то что многие были разбросаны по всему миру, они остались единой нацией.

великий пост

Рош ха-Шана

Или так называемый еврейский Новый год. Летоисчисление в Израиле ведется практически с появления первых людей, и в то время как мы встретили 2018 год, 9-11 сентября в Израиле наступил 5779. Этот праздник отмечают все, по всей стране люди обмениваются подарками и поздравлениями, отправляются в гости к друзьям и родственникам, устраивают семейные ужины и вечеринки.

Йом Киппур

йом киппур праздник

Суккот

день независимости

Ханука

День Освящения Храма празднуется в 2018 г. со 2 по 10 декабря. История праздника начинается с того, что по приказу сирийского царя Антиоха Епифана была прекращена служба в иерусалимском храме. И только в 165 году до нашей эры, когда евреи одержали победу над сирийцами, богослужение возобновилось. Существует легенда, что в храме была обнаружена емкость со священным елеем для поджигания семисвечника. Традиция поджигать свечи осталась и по сей день. Еврейские праздники сегодня соблюдаются в точности так же, как и тысячи лет назад.

Государство Израиль

Шаббат

Отличительная особенность всех еврейских праздников – они начинаются вечером. После захода первых трех звезд. Ответить на вопрос, какой еврейский праздник важнее всего, сложно, ведь все традиции почитаются народом с одинаковым благоговением и любовью.

Иудейские праздники


Иудейские праздники – особые дни, отмечаемые по определенному ритуалу верующими иудеями. Последовательность иудейских праздников связана с еврейским календарем. Согласно этому календарю, обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Условно можно разбить месяцы на времена года: осень – месяцы тиш-рей, хешван, кислев; зима – тевет, шват, адар; весна – нисан, ияр, сиван; лето – тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода Солнца предыдущего дня. Тесно увязаны с календарем и правила кошерной (разрешенной для иудеев) пищи.

Большинство еврейских праздников связано с событиями еврейской истории:

Рош а-Шана (Новый год) – 1-2 число месяца тишрей еврейского календаря (сентябрь-октябрь). Сущность его – этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к Новому году. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Молитва длится с утра до 14 ч. Считается, что в 10 дней до Йом-Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет. Молитвы могут повлиять на его выбор. День нерабочий.

Суккот (праздник Кущей) наступает через неделю после Йом-Кипура и продолжается 8 дней. Верующие строят шалаши (кущи, евр. – сукка) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время Исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. Читаются особые молитвы, во время которых надо держать в руках четыре растения: три связанные вместе ветви пальмы, ивы и мирта, а также этрог (цитрусовый плод). Нерабочими являются первый и восьмой дни.

Симхат-Тора (Радость Торы) – 23 тишрея. В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы. Радостный праздник, посвященный приверженности иудеев Торе. Свиток Торы вынимается из хранилища и торжественно проносится по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл чтения.

Ханука – 25 кислева (ноябрь-декабрь). Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 до н. э. По преданию, в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и масла хватило на 8 дней. В память этого события праздник продолжается 8 дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии).

Пурим – 14 адара (февраль-март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читается Книга Эстер. В этот день часто инсценируются эпизоды из Книги Эстер. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным попрошайкам.

Все праздники сопровождаются особыми, веками выработанными обрядами, ритуалами и молитвами.

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Читайте также: