Сообщение о национальном костюме казаков

Обновлено: 02.07.2024

Одежда казаков была практичной, но вместе с тем подчёркивала народность. Костюмы отличались эстетичностью и оригинальностью. Наряды приспосабливались под разные времена. Но в любом случае одежда подчёркивала связь с военным делом.

Историческая справка

Казачьих войск было достаточно много по всей России. В войско входили люди разной национальности, что отражалось на их внешнем виде. В костюме донского воина сочетались русские, турецкие, татарские наряды. Благодаря этому костюмы были яркими и необычными.

В гардеробе казака была военная форма и повседневный наряд. Большое влияние на одежду имела кавказская народность. Только в середине XIX века была утверждена официальная форма.

Составляющие элементы военной одежды:

казаки и казачки

  • шаровары – свободные штаны;
  • папаха – меховая шапка;
  • сапоги, альтернативой им были ноговицы;
  • зимняя бурка – безрукавная верхняя одежда;
  • черкеска или бешмет – кафтан, верхняя одежда;
  • башлык – капюшон, защищающий в непогоду.

Традиционная одежда оказалась непрактичной в бою. В 1915 году кафтан был заменён гимнастёркой. На смену бурке пришла шинель. А традиционную шапку сместила удобная фуражка. Прежнюю форму надевали только на праздники.

Важно! Форму, оружие и коня казак покупал за свой счёт. Это была обязательная часть его снаряжения, которую подготавливали задолго до службы.

Характерные черты мужского костюма казака

Традиционный костюм состоял из зипуна, шаровар, чекменя, кереи, архалука. В гардеробе было 2 вида рубах – бешмет, русская. Первый вариант доходил до колен, имел широкие рукава, а для застёжек использовались крючки. Русская рубаха носилась свободно.

Важно! Нижние рубашки для казаков вышивали жёны или матери. Они считались оберегами, которые защищали в бою. Со смертью воина этот элемент гардероба сжигали.

В дождь и морозы казак надевал балахон. От морозов защищали полушубки, которые надевали прямо на голое тело. Также зимой использовали бурку. Кожаные штаны чембары применялись для рыбалки.

Детали мужских нарядов:

  • лампасы – красочные полоски по бокам брюк указывают на принадлежность казаков к конкретному войску, символ свободы;
  • серьги – определяли родовое место, так две серьги в ухе указывали на единственного ребёнка в семье;
  • знаки отличий воины обязаны были носить всю жизнь.

Костюм донской казачки: особенности

Повседневный наряд казачки составляла рубашка, юбка и кофта. На праздники женщины надевали кружевную юбку и кирасу (короткую кофту). Дамы обязательно надевали фартук. Если в гардеробе была красная одежда, то она автоматически становилась лучшей.

Составляющие элементы костюма казачки:

Важно! Наиболее прочные наряды делали для невест. Чем старше становились женщины, тем темнее использовались материи для пошива одежды.

Чем отличается костюм донского казака от кубанского?

Чем отличается костюм донского казака от кубанского

Костюмы разных казачьих войск имели отличия, в зависимости от места локализации. Одежда кубанских казаков формировалась под влиянием кавказцев. Донские воины предпочитали чекмени, а кубанские – черкески, которые были популярными среди горцев.

На Дону предпочитали шаровары с лампасами. На Кубани же использовали обычные шаровары. Повседневно и на поле боя на донском казаке был зелёный китель в комбинации с синими штанами. Для церкви мужчины использовали красные шаровары. Амуниция кубанского воина состояла из штанов, черкески и бешмет. Цвет наряда зависел от звания и сезона.

Украшения, обувь, головные уборы, элементы

детский костюм казака

Обувь казаков и казачек представляли сапоги. Их было достаточно много, ведь это был наиболее практичный вариант. Любыми сапогами считались мягкие модели с небольшим каблуком или вовсе без него. Для пошива использовалась бычья кожа, отличающаяся прочностью.

На мягкие сапоги надевали галоши из кожи – чирики. Зимой носили шерстяные валенки. Для работы применяли посталы. Также носили тапочки, сшитые из жёстких ниток и воротяшки, мех у которых был внутри.

Важной частью гардероба считались головные уборы. Мужская шапка была не только элементом гардероба, но и частью разных обрядов. Казаки носили папахи, которые со временем заменили фуражки. Женщины носили платок, накидку (башлык), тканевые шапки.

Важно! Незамужним казачкам разрешалось ходить с непокрытой головой. Но замужняя женщина не имела права показаться в обществе без платка.

Женские украшения составляли чикилики и перлы. Девушки могли носить плоские браслеты с традиционными символами, серьги, перстни и кольца. Для украшений использовали золото, серебро, металл, драгоценные камни. Для серёжек примяли жемчуг. Материал кольца и его положение на руках определяло семейное положение казачки. Праздничный наряд дополнялся ожерельем или монисто. Состоятельные дамы могли позволить себе жемчужные бусы.

Форма современных казаков

Страны

Тот или иной народ всегда узнают по национальному костюму. Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.

Разновидности

В начале 16 века сформировался особый социальный слой – казачество. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности:

  • 16 век – сорочка, штаны, кафтан, шапка, сапоги. Казаки любили показать себя с лучшей стороны, поэтому надевали бархатные кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Развлекались казаки тем, что показывали одежду из своего гардероба;
  • Экипировка казаков 17 века и 18 – зипун, кафтан, рубашка, штаны, трухмянка (мужская одежда). Женщины носили: из нижней одежды – рубашку, шаровары, кубелёк, из верхней – овчинную шубу;
  • 19 век – рубашка, просторные брюки, лёгкая обувь, вязаные домашние носки, овчинный тулуп, фуражка. Женщины носили блузы, широкие холстяные юбки;
  • 20 век – защитная фуражка, гимнастёрка, мундир, шинель (одежда для мужчин). У женщин вошла в моду просторная кофта матине с застёжкой спереди. Девушки носили приталенную кофту на корсаже до бёдер;
  • 21 век – казачья форма одежды была вытеснена из быта, но ещё можно найти редкие образцы. Их отправляют в музеи как экспонаты.

Одни войска отличались от других определённым цветом формы. Мундиры, погоны, фуражки казаков, живших на Дону, были синие с красными полосами и ободом. Костюм казаков из Кубани состоял из черкески и штанов чёрного цвета, на штаны нашивались пурпурные полосы, на голову надевали папаху. Основу убранства терских казаков составлял чёрный мундир с голубыми погонами, фуражка также чёрная с голубым ободом. У казаков из Астрахани были синие мундиры с жёлтыми погонами, жёлтые полосы на штанах и синяя фуражка с жёлтым ободом. Костюм уральских казаков включал в себя синие мундиры с пурпурными погонами, фуражку синюю с пурпурным ободом, пурпурные полосы на штанах. Яицкий казак носил зелёный мундир (род чекменя) с голубыми погонами, серые штаны с голубыми полосами по бокам. Голову украшала зелёная фуражка с голубым ободом. Казаки из Сибири надевали зеленые мундиры и зеленую фуражку с красным ободом, а на брюки нашивали красные полосы.

Форма одежды казаков, проживающих на берегах Амура и на территории Забайкальского края, состояла из зелёного мундира, брюк с жёлтыми полосами по бокам, зелёной фуражки с жёлтым ободом. Волжские казаки носили синие мундиры, брюки с красными полосами, фуражку синюю с красным ободом. Основу убранства енисейских казаков составлял мундир зелёного цвета, на штаны нашивали красные полосы, зелёная фуражка с красным ободом. Костюм уссурийских казаков состоял из зелёного мундира с жёлтыми погонами, штанов с жёлтыми полосками. Голову украшала зелёная фуражка с жёлтым ободом.

  1. Торжественная – надевалась на парады, строевые смотры, церемонию военной присяги, в храмы, при погребении и возложении венков к памятникам и могилам. У кого-то выходной одеждой считался тонкий суконный халат. На голове носили шапки из мерлушки, на шее – платок из пуха или шерсти, на ногах – сапоги. Обязательная часть праздничного наряда – казакин, являющий собой короткий кафтан со стоячим воротничком;
  2. Полевая форма одежды казаков – гимнастёрка зелёного цвета, штаны с полосами по бокам, полевая фуражка. Надевалась на учения, спортивные состязания, на время уборки территорий храмов, кладбищ;
  3. Повседневная одежда – штаны без лампас, белая рубашка из холста, портки, военная фуражка. Надевалась в местах управления;
  4. Траурная – женщин хоронили в свадебных платьях или специальных юбке и кофте. Когда хоронили казаков, на них надевали бешмет, а черкеску отдавали близкому человеку.

Одежда для тёплого и холодного времени года также различались. Летняя казачья форма одежды включала в себя зелёную фуражку, куртку и штаны из камуфляжной ткани, ботинки, пояс для оружия. Зимняя одежда включала в себя папаху, куртку камуфляжную утеплённую, штаны утеплённые камуфлированные, ботинки, пояс для оружия.

Торжественная Полевая Повседневная Траурная

Мужская

В старинных источниках мы находим следующее описание одежды:

  • Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. В 20 веке его заменила венцерада – длинный плащ-накидка с капюшоном;
  • Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
  • Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
  • Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи.
  • Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
  • Керея – верхний кафтан из сукна запорожских казаков;
  • Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
  • Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
  • Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
  • В морозы на оголённое тело надевали полушубки. Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
  • Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя.

Казаки очень ценили нижние рубашки, которые им шили матери или жёны. Они считали, что те сохраняют их в бою. На крестины шилась специальная рубаха крёстной матерью, эту рубаху сохраняли всю жизнь. Когда казак умирал, то рубаху сжигали. Этот обряд дожил и до наших времён.

  1. Лампас – яркая полоска по бокам штанов, указывает, к какому войсковому сословию относится казак. Лампас для казаков – символ вольности, является необходимым элементом формы казака и в невоенное время;
  2. Знаки офицерских различий казаки носили всю жизнь;
  3. Серьги – указывали на место в роду. К примеру, если у женщины один сын, то он надевал серьгу в левое ухо, а если последний из детей, то надевал в правое ухо. Две серёжки говорили, что у родителей один ребёнок.

Лампасы – символ справедливости отношений у казаков. Позже они стали указывать, что человек освобождён от казённых податей. В Гражданскую войну казачья форма была упразднена. Из-за неудобства во время сражений казаки сменили обычную форму на военное обмундирование: гимнастёрку, шинель, фуражку. Старинный казачий костюм надевался лишь на парады.

Керея Зипун Бешмет Шаровары Балахон Чекмень Архалук Мундир Бурка

Женская

Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:

  • Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
  • Кубелек – парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор;
  • Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
  • Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
  • Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
  • Запон — белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
  • Широкие или узкие шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
  • Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в 19-20 веке;
  • Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
  • Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
  • Башлык — капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
  • Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
  • Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки.

Каждодневный наряд включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.

Лучшим по добротности ткани считался наряд девушек-невест. С 30 лет казачки носили более тёмную однотонную одежду простого покрова. Девочки носили одну рубаху, а пожилые надевали сверху юбку.

Юбка-плахта Шаровары Кубелек Башлык Жулейка Спидница Кубелек Сарафан Запон Кафтан Рубаха Кохта

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.

Кубанские Донские

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Туфли для мужчины

Синяя обувь

Коричневый цвет одежды

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык — накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор — колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Шапка

Кубанка

Головной убор казаков

Видео


"Ржев сквозь века"


Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы


В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы


В Суздале увековечили память Андрея Тарковского


Фестиваль на Федюхиных высотах


Владивосток - лидер гастрономического туризма в России


В Москве появится музей скорой помощи


По ком молчит колокол?


К Матроне Московской – не только в Москву


Поднять глаза от земли







История развития народного донского костюма


История Дона напрямую связана с историей народов, его населявших и населяющих. В разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они, климатические, социальные, национальные и эстетические, — ярко выражены в многообразии казачьих костюмов.

Мужские костюмы 17−18 веков


У Донского народа зипун был настолько обязательным элементом одежды, что походы за добычей назывались походами за зипунами. С зипунами носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки – трухменки.

Женский костюм 17−18 веков


Характер, особенности и традиции женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек, женские одеяния сочетали в себе элементы одежды разных народов (русский, татарский, турецкий) и были: закрытыми, накладными и распашными, и достаточно богато смотрелись.

Нижняя одежда: рубахи,шаровары,кубелёк.

Верхняя одежда: шубы из овчины, мехом внутрь, по краям обработана мехом выдры, бобра. Шубы были очень больших размеров.

Мужской костюм 19−20 веков


Красивая, помпезная, но малоудобная форма казакам не нравилась и внедрялась медленно и с трудом.


Женский костюм 19−20 веков

Европейская мода на Дон пришла только после Отечественной войны 1812года. Старинный костюм с его нарядным кубелеком лишь постепенно уходил из быта.

Казачий костюм был уже единым, длинные и очень широкие юбки шили из холста летом и из сукна зимой. Кофта, или блузка, часто шилась из того же материала, что и юбка, была довольно сложного покроя.

В начале века в моду вошла распашная свободная кофта матине с застежкой спереди молодые казачки любили носить приталенную кофту на корсаже до бедер, плотно облегающую фигуру и с небольшой баской. В это же время в моду у молодых женщин вошла шлычка.

Особый интерес представляет одежда казаков – некрасовцев, в то время как на Дону мода всё более приближалась к европейской, они сохранили свой старинный костюм. У них сложилась очень колоритная и оригинальная одежда, в которой можно увидеть характерные черты кроя и украшений донской, русской, украинской, татарской, кавказской одежды.


Так какими же были казаки и казачки?

Словами известного историка В. Д. Сухорукова: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона.

На Дону веках существовало несколько различных комплексов женской одежды: с кубелеком, поневой, сарафаном и сукманом – вся она делилась на праздничную и домашнюю (рабочую).

Можно сделать вывод, что современная мода взяла много элементов из казачьей, только называем мы её по другому, например: кубелёк это распашная туника, шаровары – брюки, сукман – сарафан, кераса – кофточка с баской, таркич – шелковый платок, завеска – фартук, понёва – юбка.

Мужской костюм того времени состоял из зипуна, с которым носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары и сапоги. Особое место в комплексе одежды казаков занимала шапка. Шапка – это продолжение головы, казак никогда не расставался с крестом, шапкой и шашкой.


"Ржев сквозь века"


Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы


В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы


В Суздале увековечили память Андрея Тарковского


Фестиваль на Федюхиных высотах


Владивосток - лидер гастрономического туризма в России


В Москве появится музей скорой помощи


По ком молчит колокол?


К Матроне Московской – не только в Москву


Поднять глаза от земли







История развития народного донского костюма


История Дона напрямую связана с историей народов, его населявших и населяющих. В разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические особенности, и все они, климатические, социальные, национальные и эстетические, — ярко выражены в многообразии казачьих костюмов.

Мужские костюмы 17−18 веков


У Донского народа зипун был настолько обязательным элементом одежды, что походы за добычей назывались походами за зипунами. С зипунами носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки – трухменки.

Женский костюм 17−18 веков


Характер, особенности и традиции женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек, женские одеяния сочетали в себе элементы одежды разных народов (русский, татарский, турецкий) и были: закрытыми, накладными и распашными, и достаточно богато смотрелись.

Нижняя одежда: рубахи,шаровары,кубелёк.

Верхняя одежда: шубы из овчины, мехом внутрь, по краям обработана мехом выдры, бобра. Шубы были очень больших размеров.

Мужской костюм 19−20 веков


Красивая, помпезная, но малоудобная форма казакам не нравилась и внедрялась медленно и с трудом.


Женский костюм 19−20 веков

Европейская мода на Дон пришла только после Отечественной войны 1812года. Старинный костюм с его нарядным кубелеком лишь постепенно уходил из быта.

Казачий костюм был уже единым, длинные и очень широкие юбки шили из холста летом и из сукна зимой. Кофта, или блузка, часто шилась из того же материала, что и юбка, была довольно сложного покроя.

В начале века в моду вошла распашная свободная кофта матине с застежкой спереди молодые казачки любили носить приталенную кофту на корсаже до бедер, плотно облегающую фигуру и с небольшой баской. В это же время в моду у молодых женщин вошла шлычка.

Особый интерес представляет одежда казаков – некрасовцев, в то время как на Дону мода всё более приближалась к европейской, они сохранили свой старинный костюм. У них сложилась очень колоритная и оригинальная одежда, в которой можно увидеть характерные черты кроя и украшений донской, русской, украинской, татарской, кавказской одежды.


Так какими же были казаки и казачки?

Словами известного историка В. Д. Сухорукова: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона.

На Дону веках существовало несколько различных комплексов женской одежды: с кубелеком, поневой, сарафаном и сукманом – вся она делилась на праздничную и домашнюю (рабочую).

Можно сделать вывод, что современная мода взяла много элементов из казачьей, только называем мы её по другому, например: кубелёк это распашная туника, шаровары – брюки, сукман – сарафан, кераса – кофточка с баской, таркич – шелковый платок, завеска – фартук, понёва – юбка.

Мужской костюм того времени состоял из зипуна, с которым носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары и сапоги. Особое место в комплексе одежды казаков занимала шапка. Шапка – это продолжение головы, казак никогда не расставался с крестом, шапкой и шашкой.

Читайте также: