Сообщение о музыкантах органистах

Обновлено: 25.06.2024

Рок-н-ролл всегда был, в первую очередь, гитарной музыкой, но по мере развития в 1960-е годы он стал всё чаще украшаться органом. Электроорган Hammond B-3 (а также похожие модели C-3 и M-3) плюс кабинет Leslie с вращающимися динамиками, бывшими к тому времени популярными в джазе, постепенно стали частью и рок-инструментального микса.

Дальнейшее развитие было обусловлено появлением портативных органов, Vox Continental или Farfisa, которые в середине 1960-х стали доступны бесчисленным группам гаражного рока.

В начале 1970-х годов в роке начали появляться и проявляться мастера инструмента. Орган расширял звуковую палитру рок-музыки разных поджанров классического рока разными способами.

Мой список лучших органистов и расстановка по местам - просто вариант. Можно переставить места, можно добавить ряд ещё не менее значимых мастеров, например Феликса Кавальера из группы Rascals или Марка Штайна из Vanilla Fudge .

Но каждый из упомянутых здесь музыкантов является признанным мастером органа, оставившим свои следы в наследии рок-музыки и каждый из них проявил неповторимое чутье в различных направлениях рок-музыки. Помимо короткого рассказа о самих органистах, привожу композицию, показывающую особенности его звука, стиля и подхода к органу.

13. Род Арджент - Hold Your Head Up (с группой Argent)

Его коллега-органист Рик Уэйкман говорил о нем как о величайшем рок-музыканте, оценивая его органное соло в хите одноименной группы, достигшем пятого места в чартах 1972 года.

Музыкальный инструмент орган

Орган – музыкальный инструмент, поражающий не только звучанием, но и размерами. Его называют королем в мире музыки: он настолько монументален и величественен, что никого не оставляет равнодушным.

Основные сведения

Группа инструментов, к которой относится орган – духовые клавишные. Отличительная особенность – огромные размеры конструкции. Самый большой орган в мире находится в США, городе Атлантик-Сити: включает более 30 тысяч труб, располагает 455 регистрами, 7 мануалами. Самые тяжелые органы, сделанные руками человека, весили более 250 тонн.

Орган в Атлантик-Сити

Орган в концертном зале Boardwalk Hall (Атлантик-Сити)

Звучит инструмент мощно, многоголосо, вызывая бурю эмоций. Нотный диапазон данного ограничен пятью октавами. В реальности звуковые возможности гораздо шире: переключая регистры органа, музыкант спокойно переносит звучание нот на одну-две октавы в любую сторону.

Устройство органа

Устройство достаточно сложное, включающее многообразие элементов, деталей, частей. Основными составляющими являются:

  • Кафедра или пульт. Место, предназначенное музыканту для управления конструкцией. Оборудовано рычагами, переключателями, кнопками. Тут же находятся мануалы, ножные педали.
  • Мануалы. Несколько клавиатур для игры руками. Количество индивидуально для каждой модели. Максимальное число на сегодняшний день – 7 штук. Чаще остальных встречаются конструкции, имеющие 2-4 мануала. Каждый мануал обладает собственным набором регистров. Главный мануал расположен ближе остальных к музыканту, оснащен наиболее громкими регистрами. Количество клавиш мануала – 61 (соответствует диапазону 5 октав).
  • Регистры. Так называются органные трубы, объединенные схожим тембром. Чтобы включить определенный регистр, музыкант производит манипуляцию с рычагами или кнопками на пульте. Без этого действия регистры не зазвучат. Органы разных стран, разных эпох обладают различным количеством регистров.
  • Трубы. Различаются длиной, диаметром, формой. Некоторые оснащены язычками, другие нет. Мощные трубы издают тяжелые, низкие звуки, и наоборот. Количество труб различается, иногда достигая десяти тысяч штук. Материал изготовления – металл, дерево.
  • Педальная клавиатура. Представлена ножными клавишами, служащими для извлечения низких, басовых звуков.
  • Трактура. Система устройств, передающих сигналы от мануалов, педалей трубам (игровая трактура), либо от тумблера регистрам (регистровая трактура). Существующие варианты трактуры – механическая, пневматическая, электрическая, смешанная.

Устройство органа

История

Орган, действующий при помощи гидравлики, придумал древнегреческий умелец Ктесебием во II веке до н.э.: воздух внутрь нагнетался водяным прессом.

Средневековые органы не отличались изящным строением: обладали толстыми, неудобными клавишами, располагавшимися на некотором расстоянии друг от друга. Играть пальцами не представлялось возможным – исполнитель ударял по клавиатуре локтем, кулаком.

Расцвет инструмента начался в момент, когда им заинтересовались церкви (VII в. н.э.). Глубокие звуки идеально сопровождали богослужения. Началось усовершенствование конструкции: легкие органы превратились в огромные орудия, занимающие существенную часть помещения храма.

В IX веке лучшие органные мастера работали в Италии. Затем лидерство перехватила Германия. К XI веку каждое европейское государство освоило производство популярной вещицы.

Клавиатура органа

Клавиатура современного органа

XIV век – период расцвета инструмента: конструкцию усовершенствовали, уменьшили размер клавиш, педалей, разнообразили регистры, расширили диапазон. XV век – время появления таких модификаций, как маленький орган (переносной), стационарный (средних размеров).

Сегодня органы можно увидеть, услышать в католических храмах, на концертах камерной музыки. Инструмент используется в роли аккомпанемента, исполняет соло.

Разновидности

Органы классифицируют по нескольким признакам:

Устройство: духовой, электронный, цифровой, язычковый.

Функционал: концертный, церковный, театральный, камерный.

Диспозиция: классический, барочный, симфонический.

Число мануалов: одно-двух-трех-мануальный и т.д.

Музыкальный инструмент орган

Наиболее распространенные виды органов:

  • Духовой – оснащен клавишами, трубами, является крупногабаритным инструментом. Принадлежит классу аэрофонов. Выглядит так, как представляет себе орган большинство – масштабная конструкция высотой в пару этажей, размещенная церквях, иных просторных помещениях.
  • Симфонический – разновидность духового органа, имеющая преимущество в звучании. Широкий диапазон, высокие тембральные, регистровые возможности позволяют данному инструменту одному заменить целый оркестр. Некоторые представители группы оснащены семью мануалами, десятками тысяч труб.
  • Театральный – не отличается разнообразием музыкальных возможностей. Способен издавать звуки фортепиано, ряд шумов. Изначально создавался с целью музыкального сопровождения театральных постановок, сцен немого кино.
  • Орган Хаммонда – электрический инструмент, принцип работы которого основан на аддитивном синтезе звукового сигнала из динамических рядов. Инструмент изобрел в 1935 году Л. Хаммонд, как альтернативу для церквей. Стоила конструкция недорого, вскоре активно начала использоваться военными оркестрами, джазовыми, блюзовыми исполнителями.

Применение

Игра на органе

Как играть на органе

Стать органистом сложно. Потребуется работать руками и ногами одновременно. Стандартной схемы игры нет – каждый инструмент оснащен разным числом труб, клавиш, регистров. Овладев одной моделью, невозможно пересесть на другую, понадобится заново изучить устройство.

Игра ногами – дело особенное. Потребуется специальная, чувствительная обувь. Манипуляции производятся носком, пяткой.

Музыкальные партии пишутся отдельно для ножной клавиатуры и мануалов.

Композиторы

  • М. Дюпре
  • В. Моцарт
  • Ф. Мендельсон
  • А. Габриели
  • Д. Шостакович
  • Р. Щедрин
  • Н. Гриньи

В пяти концертах фестиваля на сцене Мариинского выступят пять проверенных, сложившихся, вполне успешных и известных (в том числе российской) публике органистов из разных стран: Гюнтер Рост (Германия), Лада Лабзина (Россия), Максим Патель (Франция), Дэвид Бриггс (Великобритания), Тьерри Эскеш (Франция). Фестиваль будет посвящен памяти выдающегося отечественного органиста, бывшего главного органиста (с 2008 г.) Мариинского театра и художественного руководителем органного фестиваля Мариинского — Олега Киняева, скоропостижно скончавшегося летом 2014-го года. Прозвучат произведения композиторов XVIII-ХХ веков, собственные транскрипции и оригинальные сочинения органистов-исполнителей и импровизации.

24 октября. Гюнтер Рост

Гюнтер Рост — органист, активно концертирующий с ранней юности, из его биографии, изложенной на сайте Мариинского театра можно узнать, что Гюнтер еще в шестнадцатилетнем возрасте исполнил все органные сочинения И.-С.Баха — хороший задел для органиста. Потом были годы обучения, победы на конкурсах и первые шаги в качестве преподавателя. Сейчас Рост — востребованный преподаватель, специалист в области органного строительства, концертирующий и записывающийся органист (в числе его достижений — запись всех органных сочинений крупного чешского органного композитора Петра Эбена).

Последняя из органных симфоний, Шестая (соч. 1930 г.) Луи Вьерна, выдающегося органиста, композитора и педагога, внесшего значительный вклад в органное исполнительство и органную литературу ХХ века, — одно из вершинных произведений мастера. Зрелая, полнозвучная, богатая гармонически, изобретательная ритмически и фактурно, образная и виртуозная Шестая органная симфония обещает стать центром и украшением программы Гюнтера Роста.

25 октября. Лада Лабзина

26 октября. Максим Патель

Максим Патель — французский органист, пианист, импровизатор, автор музыкальных сочинений, выпускник Лионской и Гренобльской консерваторий. В копилке Пателя — записи (в том числе премьерные) целого ряда интересной органной музыки не самых популярных французских композиторов (Жанна Демесьё, Наджи Хаким и др.).

28 октября. Дэвид Бриггс

Универсальный органист, исполняющий музыку самых разных эпох и жанров (музыкант известен как автор многочисленных органных транскрипций), британец Дэвид Бриггс (р.1962) — один из лучших английских органистов сегодня, и абсолютно точно самый коммуникабельный из них. Еще Бриггс славится как прекрасный импровизатор — качество, которым сейчас обладают далеко не все органисты (ранее, напомним, умение импровизировать было необходимым навыком органиста) и нередко исполняется как композитор (Бриггс — автор ряда музыкальных сочинений преимущественно для органа, но не только).

30 октября. Тьерри Эскеш

Самый титулованный из музыкантов фестиваля, Тьерри Эскеш (р.1965) в представлении, кажется, не нуждается: этот музыкант входит в пантеон лучших органистов мира, известен не только как исполнитель, но и как композитор, автор нескольких десятков сочинений (утверждается, что более 100, в числе которых, по меньшей мере десять — концертного жанра, один балет, одна месса и одна симфония). Как органист, Эскеш выступал на самых престижных площадках мира и уже имеет довольно большую дискографию, которая продолжает пополняться; в число записанного Эскешем-органистом входят произведения таких композиторов, как П. Эбен, И. Брамс, Ш. Гуно, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, С. Франк, Ш. Турнемир, М. Дюрюфле, К. Сен-Санс, Ж. Гийю, М. Дюпре, А. Жоливе, и, конечно, произведения самого Эскеша.

Этот потрясающий инструмент великолепен во всем: мощный звук — не оставляющий слушателя равнодушным, внушающий внешний вид — поражающий своими масштабами, необычностью и неким шармом антиквариата, а также сложностью и замысловатостью конструкции.

орган музыкальный инструмент музстори

Устройство органа

Инструмент имеет достаточно сложную структуру, состоящую из огромного количества различных элементов: трубы, мануалы, педальная клавиатура, меха, фильтра и электрические компрессоры (в былые времена их заменяли люди – до 10 человек), регистры с переключателями и многое другое.

Пульт, или кафедра – место, с которого музыкант управляет инструментом, содержит мануалы, педальную клавиатуру, различные переключатели и прочее.

Мануал – ручная клавиатура. Один орган может иметь до семи таких мануалов.

А также орган содержит ножной ролик, подключающий и отключающий регистры, таким образом можно сыграть крещендо или диминуэндо, так как сами мануалы органа не чувствительны – громкость звука не зависит от силы нажатия клавиши, как например в фортепиано.

Самый большой орган в мире находится в американском городе Atlantic Сity в концертном зале Боардволк Холл. Инструмент имеет тридцать три тысячи труб и тысячу двести клавиш. Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Состояние органа на данный момент не рабочее. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган подлежит реставрации, но для этого необходимо несколько лет.

Этимология названия инструмента

Исторические сведения

Орган – один из самых древних инструментов. Точную дату его возникновение определить невозможно. Во II в. до н.э. греческим мастером Ктесебием, был изобретен орган, играющий при помощи гидравлики – нагнетание воздуха водяным прессом. А в римской империи времен правления императора Нерона (I в.), инструмент изображался на монетах.

Древнейшим предшественником органа считается флейта Пана, имеющая схожее строение – соединенные трубки различной длины, каждая из которых издает звук определенной высоты. Затем, решив усовершенствовать систему, к ним добавили меха, нагнетающие воздух и клавиатуру, в которой количество клавиш совпадало с числом труб.

Это были ручные органы, которые музыканты носили на плечевом ремне, одной рукой нагнетая воздух в меха, а другой — играя мелодию, рядом, на специальном подставке стояли трубы, в которые под давлением подавался воздух.

Средневековые органы не отличались тонкостью изготовления – размер клавиш достигал 5-7 см, а расстояние между ними порой было по 1,5 – 2 см.

В последующие эпохи орган постепенно совершенствовался, (особый вклад в его развитие внесли итальянские и немецкие мастера), что происходит и до сегодняшнего дня – внедряются новые разработки, с целью сделать инструмент еще более удобным для исполнения и увеличить его функциональные возможности.

Разновидности

В зависимости от принципа работы, выделяют слеедующие разновидности органов:

  • Духовые;
  • Струнные;
  • Театральные;
  • Механические;
  • Электронные;
  • Паровые;
  • Гидравлические;
  • Цифровые

Также, разную роль исполняет орган в Восточной и Западной Европе, или же, если быть точнее – в православных и католических странах.

Если в западноевропейских католических странах, в каждом городе может насчитываться до нескольких сотен органов, находящихся в костелах, то в православных странах – это концертный инструмент, который есть далеко не в каждом городе. Зато здесь, во время органных выступлений залы переполнены желающими насладиться роскошным органным звучанием.

Двух одинаковых органов найти не возможно, поэтому этот инструмент в прямом смысле слова — уникален. Трубы некоторых экземпляров способны издавать не улавливаемые человеческим слухом ультра и инфразвуки.

Видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.

Музыкальный инструмент: Орган

орган

Звук

Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.

Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

Фото:

музыкальный инструмент орган



Интересные факты

  • Орган является единственным музыкальным инструментом, который имеет постоянную прописку.
  • Органист – так называется музыкант, играющий на органе.
  • Концертный зал в г. Атлантик-Сити ( США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб).
  • Второе место принадлежит органу Ванамейкера (Филадельфия США). Он весит около 300 тонн, имеет 451 регистр, 6 мануалов и 30067 труб.

Конструкция

Орган – музыкальный инструмент, который включает в себя огромное количество различных деталей, поэтому подробное описание его конструкции дело довольно сложное. Орган изготавливается всегда индивидуально, так как обязательно обусловлен размерами здания, в котором устанавливается. Высота инструмента может достигать 15 метров, ширина варьируется в пределах 10 метров, глубина – около 4 метров. Вес такого громадного сооружения измеряется в тоннах.

Он имеет не только очень большие размеры, но и сложную конструкцию, включающую трубы, машину и сложную систему управления.


Труб в органе очень много – несколько тысяч. Длина самой большой трубы более 10 метров, самой маленькой – несколько сантиметров. Диаметр больших труб измеряется в дециметрах, а маленьких - в миллиметрах. Для изготовления труб используют два материала – дерево и металл (сложный сплав из свинца, олова и других металлов). Формы труб весьма разнообразны - это конус, цилиндр, двойной конус и другие. Трубы располагаются рядами, причем не только вертикально, но и горизонтально. Каждый ряд обладает голосом какого-либо инструмента и называется регистром. Регистры в органе исчисляются десятками и сотнями.

Система управления органом – это исполнительский пульт, который иначе называют органной кафедрой. Здесь располагаются мануалы – ручные клавиатуры, педаль – клавиатура для ног, а также большое количество кнопок, рычажков, а также различных контрольных лампочек.

Рычажки, расположенные справа и слева, а также над клавиатурами, включают и выключают регистры инструмента. Количество рычагов соответствует количеству регистров инструмента. Над каждым рычагом устанавливается сигнализирующая контрольная лампочка: она загорается, если регистр включен. Функции некоторых рычажков дублируются кнопками, расположенными над ножной клавиатурой.

Также над мануалами находятся кнопки, которые имеют очень важное назначение – это память управления органом. При её помощи органист перед выступлением может запрограммировать порядок переключения регистров. При нажатии кнопок запоминающего механизма регистры инструмента включаются в определенном порядке автоматически.

Количество ручных клавиатур - мануалов на органе, бывает от двух до шести, и располагаются они друг над другом. Количество клавиш на каждом мануале - 61, что соответствует диапазону пяти октав. Каждый мануал связан с определенной группой труб, а также имеет свое название: Hauptwerk. Oberwerk, Rückpositiv, Hinterwerk, Brustwerk, Solowerk, Choir.

Ножная клавиатура, при помощи которой извлекаются очень низкие звуки, имеет 32 широко расставленные педальные клавиши.

Очень важным составляющим элементом инструмента являются меха, воздух в которые нагнетается при помощи мощных электрических вентиляторов.


Применение

Важно отметить, что музыка для органа это плод творений очень талантливых композиторов, среди которых в 16 веке: А. Габрие́ли, А. Кабесо́н, М. Клаудио; в 17 веке: И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, Г. Пёрселл, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн; в 18 веке В. А. Мо́царт, Д. Циполи, Г. Ф. Гендель, В. Любек, И. Кребс; в 19 веке М. Босси, Л. Боэльман, А. Бру́кнер, А. Гильма́н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са́нс, Г. Форе́, М. Чюрлёнис. М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И.Брамс, Л. Вьерн; в 20 веке П.Хиндемит, О. Мессиан, Б. Бриттен, А. Онеггер, Д. Шостакович, Б. Тищенко, С.Слонимский, Р.Щедрин, А. Гедике, Ш. Видо́р, М. Дюпре, Ф. Нововейский, О. Янченко.

Известные исполнители


Уже с самого начала своего появления орган привлекал к себе большое внимание. Исполнение музыки на инструменте всегда было не простым занятием, и поэтому настоящими виртуозами могли быть только по-настоящему талантливые музыканты, к тому же многие из них сочиняли музыку для органа. Среди исполнителей прошлых времен особо следует выделить таких знаменитых музыкантов как А. Габрие́ли, А. Кабесо́н, М. Клаудио, И. С. Бах, Н. Гриньи, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, Д. Фрескобальди, И. Фробергер, И. Рейнкен, М. Векманн, В. Любек, И. Кребс, М. Босси, Л. Боэльман, Анто́н Бру́кнер, Л. Вьерн, А. Гильма́н, Ж. Лемменс, Г. Меркель, Ф. Моретти, З. Нойком, К. Сен-Са́нс, Г. Форе М. Регер, З. Карг-Элерт, С. Франк, А. Гедике, О. Янченко. Талантливых органистов в нынешнее время довольно много, всех перечислить невозможно, но вот имена некоторых из них: Т. Троттер (Великобритания), Г. Мартин (Канада), Х. Иноуэ ( Япония), Л. Рогг (Швейцария), Ф. Лефевр, (Франция), А. Фисейский (Россия), Д. Бриггс, (США), У. Маршалл, (Великобритания), П. Планявский, (Австрия), У. Бениг, (Германия), Д. Геттше, (Ватикан), А. Уибо, (Эстония), Г. Иденстам, (Швеция).

История органа

Уникальная история органа начинается в очень давние времена и насчитывает несколько тысячелетий. Искусствоведы предполагают, что предшественниками органа являются три древних инструмента. Изначально - это многоствольная флейта Пана, состоящая из нескольких прикрепленных друг к другу тростниковых трубочек различной длины, каждая из которых издает только один звук. Вторым инструментом была вавилонская волынка, где для создания звука применялась меховая камера. И третьим прародителем органа считается китайский шэн - духовой инструмент, с вибрирующими язычками, вставленными в бамбуковые трубочки, прикрепленные к резонаторному корпусу.


Между тем музыкальные мастера продолжали работать над усовершенствованием инструмента, приобретающего всё большую популярность. Во времена раннего христианства гидравлическую конструкцию Ктезибия заменили мехами, а затем и целой системой мехов, что значительно улучшило качество звучания инструмента. Размер и количество труб значительно увеличивалось. В IV веке нашей эры органы достигли уже больших размеров. Страны, в которых они получили наиболее интенсивное развитие, были Франция, Италия, Германия и Испания. Однако, например, в V веке инструменты, устанавливаемые в большинстве испанских храмов, применялись только во время больших богослужений. Изменения произошли в VI I веке, а именно в 666 году, когда по особому распоряжению Римского папы Виталия, звучание органов стало неотъемлемой частью церковного католического богослужения. Кроме этого инструмент являлся обязательным атрибутом различных императорских церемоний.

Усовершенствование органа продолжалось во все времена. Размеры инструмента и его акустические возможности росли очень интенсивно. Количество труб, которые для разнообразия тембральной окраски делались как металлическими, так и деревянными, достигало уже нескольких сотен. Органы, приобрели огромную величину и стали встраиваться в стены храмов. Лучшими инструментами того времени считались органы, изготовленные мастерами из Византии, в IX веке центр их производства переместился в Италию, а несколько позднее и немецкие мастера овладели этим сложным искусством. XI век характеризует следующий этап в развитии инструмента. Строились органы, отличавшиеся по форме и размерам - настоящие произведения искусства. Мастера продолжали работать над модернизацией инструмента, например, был сконструирован специальный стол с клавиатурами, получивших название мануалов. Однако исполнение на таком инструменте было делом нелегким. Клавиши были огромных размеров, длина их могла достигать 30 см, а ширина -10 см. Музыкант прикасался к клавиатуре не пальцами, а кулаками или локтями.

XIII век – новый этап в развитии инструмента. Появились небольшие переносные органы, получившие название портатив и позитив. Они быстро набирали популярность, так как были приспособлены для походных условий и были обязательными участниками в военных действиях. Это были компактные инструменты с небольшим количеством труб, одним рядом клавиш и меховой камерой для вдувания воздуха.

В XIV- XV века орган становится ещё более востребованным и соответственно усиленно развивается. Появляется клавиатура для ног и большое количество рычагов, которые переключают тембры и регистры. Возможности органа увеличились: он мог подражать звучанию различных музыкальных инструментов и даже пению птиц. Но самое главное были уменьшены размеры клавиш, что привело к расширению исполнительских возможностей органистов.

В XVI—XVII веках орган становится ещё более сложным инструментом. Его клавиатура на разных инструментах могла варьироваться от двух до семи мануалов, каждый из которых вмещал диапазон до пяти октав, а для управления музыкальным гигантом был сконструирован специальный пульт. В это время для инструмента творили такие замечательные композиторы как Д.Фрескобальди, Я. Свелинк, Д. Букстехуде, И.Пахельбель.


XIX век тоже ознаменовался новаторскими изысканиями в органостроении. Талантливый французский мастер Аристид Кавайе-Коль в результате конструктивных усовершенствований смоделировал инструмент, который по звучанию и масштабам был более мощным, а также обладал новыми тембрами. Такие органы впоследствии стали называться симфоническими.

В конце XIX и начале XX века органы стали снабжаться различными электрическими, а затем и электронными устройствами.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Орган

Читайте также: