Сообщение о музыкантах крыма

Обновлено: 05.07.2024

Крымская традиционная музыка: история, современная музыка крымских татар

Ислам запрещал правоверным заниматься музыкой для заработка, поэтому на свадьбах и пирах играли только цыгане. Говорили они на крымско-татарском языке, во всяком случае, пели только на нем. Дети из знатных татарских семей всегда обучались музыке. Для мальчиков это было частью военного воспитания. Музыка развивает стратегическое мышление. Ещё один момент в воспитании военной аристократии тюрков это стихосложение, причем романтическое. Даже если хан, бей, бек, мурза покупал себе рабыню, то он не хотел брать её силой. Тюркская традиция утверждала, что дети, рожденные от насилия вырастают трусами. Поэтому музыка и стихи были важнейшей частью продолжения рода.

Исполнение песен и классических инструментальных мелодий обязательно требовало от исполнителей собственных импровизаций. Хотя теперь крымскую музыку нередко называют джазом, корни её импровизаций гораздо древнее. Впрочем, нынешние музыканты пользуются и приемами латиноамериканского или афро-американского джаза.

В советские времена и особенно в депортации, куда крымские цыгане были отправлены вместе с татарами, произошло полное слияние культуры. Современная крымско-татарская музыка, особенно джазовая, очень самобытна, имеет особую ритмику (например, 7/8 — 2/8+2/8+3/8) и ладовый строй, близкие лишь к древним балканским народам. Например, это дорийский и фригийский минорные лады, миксолидийский мажор и другие древнегреческие лады, которые удивительно сохранились на протяжении более двух тысяч лет.

В начале XX века крымскотатарские песни и музыку стал систематизировать, записывать нотами и публиковать А. Олесницкий, затем этим занимались также А. К. Кончевский, М. И. Красев, А. Рефатов, Я. Шерфединов и И. Бахшиш.

Удивительно, но факт, что в династии крымских ханов Гирей (Герай), которая теперь еще родственна королевскому дому Великобритании и русской императорской династии Романов, есть замечательный джазовый коллектив. Причем, развивают именно крымские музыкальные традиции.

Для звукоизвлечения при игре на кларнете, флейте, скрипке характерна цыганская плавающая высота тона, некий надрыв и плач. В игре на аккордеоне или трубе эффект журчащего звука горных водопадов дает особая вибрация пальцев. В сочетании со сложным прыгающим боем барабана и вибрирующим глубоким вокалом получается нечто совершенно особое. На современных синтезаторах местные виртуозы умудряются успешно имитировать древние средиземноморские и азиатские инструменты. Это, например, Сервер Какура (Симферополь), композитор с высшим образованием, талантливый самоучка Эльдар Сейтаблаев (Коккоз, Соколиное).

В каждом историческом культурном центре Крыма — Бахчисарае, Белогорске, Старом Крыму теперь есть свои ансамбли и обязательно, с солистом-виртуозом. Хорошо известны такие коллективы как «Хан-сарай«, «Учан-сув«, «Ак-кая«.

Своеобразный стиль крымскотатарской авторской песни на русском языке создал Эдип Асанов. Его отличает большая душевность и мягкость, столь характерная для песен Вахтанга Кикабидзе или Александра Розенбаума, которые он также исполняет слегка дополняя собственными красками.

Звучание забытых духовых инструментов вернул Энвер Сеитумеров (Симферополь, в детстве, с 8 лет в Узбекистане он зарабатывал деньги игрой на кларнете, в свадебных оркестрах, в Крыму стал заниматься организацией розничной торговли в дачных поселках и на самозахватах крымских татар — его альбом не преследовал никаких коммерческих целей, а его дом, в котором я побывал вместе со съемочной группой из Бельгии и Франции замечательно устроен, и это результат как раз самозахвата советских офицеров и прапорщиков). Энвер собрал серьезную коллекцию духовых народных инструментов разных стран. На некоторых из них я играл. У музыкантов так принято. Если они ощущают, что это не просто любопытство. Сами по себе навыки звукоизвлечения вызывают доверие. Конечно, я не достиг вершин в игре на сопилке, но тогда она была у меня с собой. Энвер виртуозно записал свой единственный альбом из крымтатарских, турецких, армянских, греческих и других мелодий на фоне подготовленных на синтезаторе ритмических основ (проект Озенбашлы). Вообще эклектика (мозаика стилей) характерна для Крыма во всем. Это и погода, и природа, история и культура, кухня и вино. Мирный перекресток цивилизаций.

Отдельным направлением крымской музыки, вобравшим в себя традиции и ширь великой евразийской степи, являются ногайские народные мелодии. Здесь также работают талантливые музыканты, поэты, хранители фольклора и его созидатели. Первый CD подготовил Дилявер Османов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация ко вторму уроку курса Крымоведения 6 класс о культурном наследии Крыма.

Крымоведение, 6 класс

Крымоведение, 6 класс

 Знакомство учащихся с выдающимися актёрами, музыкантами, побывавшими в Крыму, а также с известными кинофильмами и музыкальными произведениями

Знакомство учащихся с выдающимися актёрами, музыкантами, побывавшими в Крыму, а также с известными кинофильмами и музыкальными произведениями

 КРЫМ - КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ

КРЫМ - КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ

ботанике, медицине с привлечением ведущих российских специалистов

КРЫМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

КРЫМ БИБЛИОТЕЧНЫЙ

 В 70-х годах XIX купец И. Берг организовал платную библиотеку, вскоре продал её другому предпринимателю, а в 1884 г. библиотеку купил Туманов. После смерти владельца, согласно его завещанию, была открыта 14 октября 1890 г. бесплатная библиотека (имени С. Б. Туманова), насчитывавшая 5000 книг. В 1921 году была создана Центральная библиотека Крыма. В 1956 году в связи со 100-летием со дня рождения И. Я. Франко библиотеке было присвоено имя писателя.

В 70-х годах XIX купец И. Берг организовал платную библиотеку, вскоре продал её другому предпринимателю, а в 1884 г. библиотеку купил Туманов. После смерти владельца, согласно его завещанию, была открыта 14 октября 1890 г. бесплатная библиотека (имени С. Б. Туманова), насчитывавшая 5000 книг.

В 1921 году была создана Центральная библиотека Крыма.

В 1956 году в связи со 100-летием со дня рождения И. Я. Франко библиотеке было присвоено имя писателя.


 Библиотека была создана в1955 году как Крымская областная библиотека для детей и юношества . Первоначально библиотека не имела своего помещения и располагалась в одном из цехов объединения кинофикации по ул. Крылова, 31. Только в 1961 г. библиотека получила здание по ул. Тургенева, 16, в котором она находится в настоящее время.

Библиотека была создана в1955 году как Крымская областная библиотека для детей и юношества .

Первоначально библиотека не имела своего помещения и располагалась в одном из цехов объединения кинофикации по ул. Крылова, 31. Только в 1961 г. библиотека получила здание по ул. Тургенева, 16, в котором она находится в настоящее время.


 Крупнейшее книжное собрание Феодосии, основанное в 1897 году. Попечителем её был избран гражданин Феодосии Соломон Самойлович Крым. Художник И. К. Айвазовскив своём письме от 9 декабря 1897 года обращался к В. В. Стасову (в то время заведующему отделом публичной библиотеки в Петербурге) с просьбой оказать помощь в пополнении фонда общественной библиотеки. ИмяАлександра Грина было присвоено центральной библиотеке в 1965 году, в честь 85-летия со дня рождения писателя.

Крупнейшее книжное собрание Феодосии, основанное в 1897 году. Попечителем её был избран гражданин Феодосии Соломон Самойлович Крым. Художник И. К. Айвазовскив своём письме от 9 декабря 1897 года обращался к В. В. Стасову (в то время заведующему отделом публичной библиотеки в Петербурге) с просьбой оказать помощь в пополнении фонда общественной библиотеки. ИмяАлександра Грина было присвоено центральной библиотеке в 1965 году, в честь 85-летия со дня рождения писателя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Композиторы Крыма.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Александр Афанасьевич Спендиаров 1871 -1928 Основоположник армянской национал.

Александр Афанасьевич Спендиаров 1871 -1928 Основоположник армянской национальной музыкальной школы.

Александр Афанасьевич Спендиаров родился в Новой Каховке, а затем переехал в.

Александр Афанасьевич Спендиаров родился в Новой Каховке, а затем переехал в Крым, в г. Симферополь, где будущий композитор учился в гимназии. У него было тончайшее чувство ритма, уже в четыре года он самостоятельно подбирал мелодии, а в семь лет написал первое сочинение - небольшой вальс. Творческий путь этого композитора тесно связан с Крымом. Здесь созрел могучий творческий дар, здесь он создал свои замечательные произведения.

Лирические мелодии, лившиеся из-под пальцев скрипача , основоположника крымск.

Чен Бао (1937 г.р) Композитор китайского происхождения. Преподаватель Бахчиса.

Шендерёв Георгий Григорьевич Родился 18 июля в 1937 г. в г.Навои УзССР, умер.

Шендерёв Георгий Григорьевич Родился 18 июля в 1937 г. в г.Навои УзССР, умер 5 августа 1984 г. в пос. Солнечная Долина (Крым). Композитор. В 1958 окончил Муз. училище в Симферополе .В 1958 – 1962 учился в Муз. пед. институте им.Гнесиных в Москве. Член СК СССР (1982). В 1959 – 1961 – солист и аккомпаниатор в Ялтинской филармонии на Южном берегу Крыма (ЮБК). В 1962 (г.Днепропетровск) и в 1966-1968 (г.Калуга) – преподаватель по кл. баяна и инструментовке в муз. училище. В 1963 - 1966 – зав. муз. частью в Калужском обл. драмтеатре. С 1969 работал в Крыму. (1937-1984)

Алемдар Сабитович Караманов (1934-2007г.г.) Награды: -член Союза композиторов.

Родился в г. Симферополе в скромной семье библиотекаря. В шесть лет его приве.

Алемдар Караманов - Ave Maria Воспроизведение аудиозаписи(клик) Аудиозапись в.

Алемдар Караманов - Ave Maria Воспроизведение аудиозаписи(клик) Аудиозапись воспроизводится кликом под стрелочкой на ..

Эдем Усеинович Налбандов (1926-2000 гг.) Заслуженный деятель культуры Узбекис.

Ильяс Темирович Бахшиш (1912-2000) Заслуженный деятель искусств Украины, один.


Будущий композитор Ильяс Темир — Кая Бахшиш родился 23 марта 1913 года. Детство его прошло на улице Кантарной (ныне ул. Чехова) в г. Симферополе.

С детства Ильяс Бахшиш приобщался к музыкальному искусству, обучаясь у известного музыканта Фазыла Чергеева. И из воспоминаний его дочери Эльзары Бахшиш, уже в те годы отличился как активный участник художественной самодеятельности, выступая на концертах, где играл на фортепиано и скрипке, а также на мандолине, балалайке, трубе и кларнете.

В 1931 году после окончания средней школы он вместе с одноклассниками направляется в Московский кооперативный институт, где был зачислен на отделение сельского хозяйства. Но поскольку Ильяс Бахшиш не пожелал посвятить свою жизнь этой деятельности, он возвращается в Симферополь. Затем И. Бахшиш станет студентом Казанского института коммунально-хозяйственных работ. Однако, осознав для себя потребность в искусстве, окончательно связывает свою жизнь с музыкой.

Творческая деятельность будущего композитора неразрывно связана с работой в Крымском радиокомитете, где с 1932 по 1940 гг. он работал вначале диктором (прошел по конкурсу), а затем редактором музыкального вещания. Эти годы также примечательны общением с такими с известными музыкантами, как И. Чернов (ученик Римского-Корсакова), дирижером и пианистом Сатановским, композиторами Я. Шерфединовым, А. Рефатовым, его старшим братом, прекрасным музыкантом Решатом Рефатовым.

Здесь композитор тесно общается с музыкантами инструментального ансамбля из Бахчисарая, в числе которых скрипач Аппаз-уста, кларнетист Исмаиль Меджит Зиядин-уста, Усман -уста, Сулейман Мемиш.

Параллельно с работой в радиокомитете, Ильяс Бахшиш продолжает образование в симферопольском музыкальном техникуме.

Первые музыкальные произведения молодого тогда композитора появились в самом начале работы в радиокомитете. В основном это были детские и патриотические песни.

1946 – 1956 годы И. Бахшиш работал в Ферганском узбекском музыкальном театре в качестве заведующего музыкальной частью и дирижером. Одновременно работал педагогом детской музыкальной школы, был руководителем самодеятельного хора.

1989 г. – новый этап в жизни композитора. Он возвращается на историческую Родину. Эта важная веха в его творческой биографии связана с почетной миссией возрождения крымскотатарского театра на крымской земле после полувекового забвения. Вместе с инициаторами — Айше Диттановой, Сеитхалилом Османовым, Акимом Джемилевым, Сулейманом Умеровым, Мухсином Османовым была проделана большая работа по возрождению национального театра.

25 июля 2000 года известного композитора не стало, но осталась его музыка, которой композитор посвятил всю жизнь.

Труд композитора не пропал даром. Работает и процветает крымскотатарский театр, по-прежнему звучат народные мотивы в интерпретации музыкантов новых поколений.

Читайте также: