Сообщение о митрополите филиппе в чем вы видите нравственный подвиг этого человека

Обновлено: 04.07.2024

Начнем с того, кто такой митрополит Филипп 2-ой. Он жил в 16 веке в Москве, был поначалу епископом Российской церкви, потом митрополитом Московским и всея Руси в период с 66 по 68 годы 16 века.

Его церковная карьера началась с игумена Соловецкого монастыря. Знаменито, что митрополит Филипп Второй не был согласен с политикой Ивана Строгого и неподражаемо с опричниками. Он открыто выступал проти опричников, и после 1-го такового открытого выступления он был в опале, лишен сана в рамках 1-го из церковных храмов, а потом Филипп 2-ой был выслан в ссылку в Тверь в Отроч Успенский монастырь. Там же завершилась его жизнь, Малюта Скуратов убил его.

Посмертно Филипп 2-ой был реабилитирован патриархом Никоном в 1652 году.

В чем заключается подвиг митрополита Филиппа Второго?

Во-первых, он считается страдальцем. Во-вторых, он в открытую противостоял политике короля и поставил ультиматум об избрании его и отмены опричнины. То есть он выставил условие, что будет избираться, только если опричнина будет отменена.

И невзирая на то, что этого не произошло, Филипп 2-ой не замолчал, а продолжал обличать опричнину. При этом, он сделал это открыто перед царем, то есть Ивану Грозному в личико, за что и был наказан.

Феодор принял постриг и получил иноческое имя Филипп в Соловецком монастыре. В 1546 году в Новгороде Великом Филипп был посвящен в сан игумена Соловецкой обители. Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма — трапезный храм Успения Божией Матери и Преображения Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены Преображенского собора.

В Москве о святом угоднике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иван Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была укротить нечестивость и злобу в Боярской думе. Выбор первосвятителя русской церкви казался ему наилучшим. 25 июля 1566 года свершилось посвящение Филиппа на кафедру Московских Святителей.

Но святой Филипп видел, как много нераскаянной злобы и ненависти скрывается под черными шлыками опричников. Были среди них и просто убийцы, очерствевшие в безнаказанном кровопролитии, и мздоимцы-грабители, закоренелые в грехе и преступлении. Опричнина же была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, длившейся от 4 до 10 часов утра. Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией, возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земное и небесное, служение креста и служение меча.

И тогда Святитель Филипп решился противостать Грозному. Осенью 1567 года царю стало известно о боярском заговоре. Изменники намеревались захватить царя и выдать польскому королю уже двинувшему войска к русской границе. Иван Грозный сурово расправился с заговорщиками. Сознание долга заставило Филиппа смело выступить в защиту казненных бояр. Когда в Крестопоклонную неделю царь с опричниками пришел в Успенский собор в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его и начал открыто порицать беззакония, творимые опричниками.

Участь святителя-исповедника была решена. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой русской церкви. Нашлись лжесвидетели — это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Святого Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, даже в колдовстве.

Уже после вынесения приговора о пожизненном заточении в темнице, святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали соборное осуждение, сорвали с него архиерейское облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях отвезли в один из московских монастырей. Старца долго томили в подвалах, забивали его ноги в колодки, держали его в оковах, накидывали на шею тяжелую цепь.

В 1569 году — спустя год после заточения в Тверской Отрочь монастырь, святитель был задушен Малютой Скуратовым. Мощи мученика были преданы земле первоначально там же, в монастыре. Позже совершилось перенесение их в Соловецкую обитель, а затем в Москву, в Успенский собор, где они находятся и поныне.

В настоящее время в столице существует храм Святителя Филиппа Московского, где открыто Сибирское подворье Русской Православной Церкви. Там служат приезжающие из сибирских епархий священнослужители.

22 января Патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в Успенском патриаршем соборе Кремля. Богослужение совершено по случаю дня памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца, святые мощи которого почивают в Успенском соборе.

Митрополит Филипп возглавлял Русскую Церковь очень недолго — всего три года, но это были годы, потребовавшие от него исповеднического подвига и каждодневной готовности к мученичеству за правду Христову. Первосвятительское служение митрополита Филиппа пришлось на годы опричнины, а его беззаконное низложение с митрополичьего престола и последовавшее вскоре убиение совершилось по личной злой воле московского царя Ивана IV.

Митрополит Филипп принадлежал к древнему боярскому роду Колычевых и был знаком с царем Иваном IV с ранних лет. Он родился в 1507 году и был старше царя на двадцать с лишним лет, но бояре Колычевы, среди которых было немало сверстников Ивана IV, долгое время были верными царскими слугами. Это обстоятельство, вероятно, сыграло решающую роль, когда царь именно из этого боярского рода выбрал преемника почившему в 1563 году митрополиту Московскому Макарию (в 1988 году причисленному Русской Православной Церковью к лику святых). Выбор царя пал на игумена Филиппа (Колычева).

Об этом игумене было известно, что он, оставив мир с открывавшимися перед ним благодаря высокородному происхождению великолепными возможностями на государевой службе, отправился в самый далекий из русских монастырей, основанный в самом суровом краю русской земли — в Соловецкую обитель, в которой принял монашество. Наставник монаха Филиппа, который был настоятелем Соловецкого монастыря, перед смертью объявил о своей воле видеть Филиппа новым настоятелем. Филипп отказывался, но потом был все же, после долгих уговоров, поставлен игуменом Соловецкого монастыря. При игумене Филиппе монастырь был благоукрашен и обустроен так, что стал одной из лучших святых обителей России. Игумен проявлял попечение не только о внешнем благоустроении монастыря, еще более его заботило духовное делание иноков, для возрастания в котором игумен благословил устроение в монастыре библиотеки духовных книг, а также пристально следил за организацией душепопечения в обители.

Отсюда, с Соловков, и был призван игумен Филипп к новому служению. В 1566 году игумен покидает возлюбленную обитель, чтобы возглавить всю Русскую Церковь. Это произошло через год после введения Иваном IV бессмысленной и жестокой политики опричнины, вошедшей в русскую историю как эпоха невиданных беззаконий и государственного террора. В качестве условия своего согласия на поставление в митрополита игумен Филипп требует прекращения царем разрушительной политики, отказа от опричнины. Царь отвечал вынужденным согласием. После первой совершенной им в сане митрополита Литургии святитель Филипп в Успенском соборе Кремля призвал в проповеди царя и его приближенных к решительному разрыву со всяким беззаконием и неправдой. Святитель говорил о том, что православному царю подобает быть милостивым отцом для своих подданных и не слушать льстецов и хулителей высокого царского христианского призвания. После этого на какое-то время в Москве воцарились тишина и мир.

Летом того же года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре. Во время крестного хода, при чтении Евангелия святитель заметил, что один из опричников не снял с головы свою татарскую тафью. Митрополит с неудовольствием указал на это царю, а опричник поспешил спрятать головной убор и обвинил святителя во лжи, сказанной якобы для того, чтобы посрамить царя перед народом. Царь разгневался и повелел предать святителя Филиппа ложному церковному суду.

Во время последней литургии, которую святитель Филипп служил в Успенском соборе, царские слуги, прервав богослужение, сорвали с него епископские одежды и, переодев святителя в ветхую монашескую рясу, отправили его на дровнях в Богоявленский монастырь (ныне на его месте стоит храм Богоявления) на Никольской улице, а затем увезли из Москвы в Отроч-монастырь Тверской епархии.

Однако молитвы даже низложенного и изгнанного святителя тревожили совесть обличаемого им царя, поэтому Иван Грозный в январе 1569 года посылает Малюту Скуратова в Отроч-монастырь с приказанием умертвить святителя Филиппа. Предузнавший свою скорую мученическую кончину, святитель Филипп причастился Святых Христовых Таин и безропотно предал себя убийце, который задушил стоявшего на молитве святителя.

Прославление святителя Филиппа в лике святых совершилось в царствование Алексея Михайловича, когда его мощи были перенесены в Успенский собор Кремля, а царь Алексей Михайлович в земном поклоне перед святыми мощами просил прощения у убиенного митрополита за все прошлые беззакония и грехи царской власти.

В Москве существует храм Святителя Филиппа Московского на проспекте Мира, где ныне открыто Сибирское подворье Русской Православной Церкви. Там служат приезжающие из сибирских епархий священнослужители. Придел святителя Филиппа и чтимая икона с частицей его святых мощей есть в храме Преображения Господня Патриаршего подворья в Переделкине. Переделкино было вотчиной бояр Колычевых, а будущий митрополит Филипп участвовал в строительстве переделкинского храма. Придел святителя Филиппа существовал также в храме Рождества Христова в Палашах (на углу Большого и Малого Палашевских переулков), разрушенном в 1936 году.



Митрополит Филипп

Будущий митрополит, тогда носивший имя Федор родился в Москве 11 февраля 1507 года. Родители Федора были знатными боярами по фамилии Колычевы. Мама мальчика Варвара воспитала его в лучших традициях христианства и даже читать учила по Священному Писанию. Отец, готовил сына к государственной службе и старался прививать ему военные навыки. Федор предпочитал отдавать свое свободное время чтению и молитвам. Когда ему исполнилось 30, семья Федора подверглась опале, и он втайне от всех покинул Москву. Он продвигался на север, дошел до Онежского озера, там у него не осталось сил идти дальше. Федора приютил местный крестьянин и дал ему небольшую работу.

Недолго Федор прожил в деревне у доброго крестьянина. Все же, тяга к церковной жизни потянула его на острова в Соловецкий монастырь. Юный послушник был прилежен в выполнении всех порученных работ и уже через полтора года его постригли в монахи. Федору дали новое имя – Филипп. Через 8 лет старый игумен соловецкого монастыря Алексий, выдвинул Филиппа на свое место. Собор поддержал решение Алексия, в свою очередь новый игумен смог добиться расцвета Соловецкого монастыря. При нем было построено много церковных и хозяйственных объектов, налажено хозяйство, монастырю были подарены царем солеварни. Игумен Филипп участвовал в Стоглавом соборе 1551 года.

Митрополит всея Руси

Москва осталась без митрополита, ведь кандидат на этот сан оказался не согласен с политикой царя. Тогда Иван Грозный призвал соловецкого игумена к себе в столицу. Собор епископов в июле 1566 года выдвинул игумену предложение стать митрополитом. Федор имел твердую жизненную позицию, он поставил условия, по которым царю необходимо было отказаться от опричнины. Царь не мог согласиться с таким предложением, между ними завязался спор, спорить с упрямым игуменом Иван Грозный быстро устал. В итоге, церковные иерархи смогли уговорить игумена отказаться от своих условий. 25 июля вопрос был решен, в этот день Филипп стал митрополитом Московским и всея Руси.

Противостояние и изгнание

В 1568 году Иван Грозный перехватил письма польского короля к своим боярам, где поляки просили перейти русских в Литву. Это событие привело царя в ярость. Начались массовые казни и опалы. Филипп не мог вынести опричного насилия, и предпринимал попытки образумить царя мирной беседой. Вследствие чего, Иван Грозный стал игнорировать митрополита. 22 марта того же года царь пришел на богослужения вместе с опричниками, все были одеты в монашеские одежды, поверх военной формы и оружия. По окончанию службы царь попросил благословения, но Филипп не обратил внимание на просьбу. Тогда бояре потребовали выполнить благословение, а вместо этого митрополит произнес обличительную речь, где говорилось о том, что в России по вине царя льется кровь невинных и держава не защищает своих граждан. Иван Грозный очень разозлился на такие слова, и на следующий день началась волна новых казней. Летом произошло еще одно столкновение между митрополитом и царем: Филипп сделал замечание опричнику, одетому неподобающе для чтения Евангелия. В этот момент Иван Грозный не постеснялся в выражениях в сторону митрополита. Царь сразу же отправил в Соловецкий монастырь комиссию для сбора обличительных сведений о Филиппе. Причем комиссия действовала методом угроз и подкупов. В ноябре над Филиппом состоялся суд, митрополит, не дожидаясь приговора отказался от своего сана. 4 ноября епископы лишили Филиппа сана, но царь попросил его провести богослужение в Успенском монастыре. На этом богослужении опричники сорвали церковные одежды с митрополита, одели его в монашеские лохмотья и арестовали. Всячески поиздевавшись над ним, святителя сослали в далекий монастырь в Твери. Собираясь в один из походов, царь захотел получить благословение святителя, и послал за этим к нему Малюту Скуратова. 23 декабря 1569 года Скуратов убил Филиппа в его келье путем удушения.

Поминовение святителя Филиппа связано с тем, что он был истинным пастырем, стоявшим за веру, не боясь ни поношений, ни самой смерти. Святитель Филипп родился в знатном семействе бояр Колычёвых. Он знал богатство и почести, но, достигнув 30 лет, решил посвятить себя монашеству.

vkartinkax141_1

Пешком он прошел от Москвы до побережья Белого моря. А чтобы прокормиться, брался за любую работу. У Онежского озера он пас овец, будто простой крестьянин. Затем, он переправился на Соловецкие острова и стал послушником в Соловецкой обители. Когда его постригли во иноки, он, чувствуя призвание к отшельничеству, надолго удалился в пустынь в 2 км. от обители. Настоятель и братия просили его стать новым игуменом. Филипп несколько раз отказывался, но его принудили взять на себя игуменскую власть.

vkartinkax141_2

Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство. Первый каменный храм Филипп освятил во имя Успения Пречистой Богородицы.

vkartinkax141_3

В 1566 году государь Иван Васильевич, получивший в русской истории прозвище Грозного, призвал благочестивого игумена в Москву. Там собор архиереев возвел его в сан митрополита — Филипп возглавил всю Русскую церковь.

vkartinkax141_4

В то время царь Иван IV создал опричнину, и опричники вершили бессудную расправу над теми, в ком видели врагов царя. Филипп увещевал Ивана IV ради Христа отказаться от пролития крови. Тот не соглашался. Тогда митрополит публично, в храме, отказал ему в благословении.

vkartinkax141_5

Филиппу угрожали расправой, но митрополит не благословлял царя, считая его жестокость нехристианской. Святитель стоял не против государя, а за веру. Его по ложным обвинениям свергли с митрополичьей кафедры, прилюдно сорвали с одежд знаки его сана и сослали в Отроч монастырь.

vkartinkax141_6

vkartinkax141_7

Филиппа, несмотря на царскую немилость, стали почитать как святого в Соловецком монастыре. Сын Ивана Грозного, царь Федор Иванович разрешил перевезти мощи Филиппа из Отроча монастыря на Соловки.

В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, отправился на Соловки. Там он прочитал монахам грамоту, где царь Алексей Михайлович за давно умершего царя Ивана IV молил Филиппа о прощении. Мощи Филиппа доставили в Москву. Народ и духовенство встречали их с радостью. Царь нес гроб вместе с архиереями. Мощи поместили в Успенском соборе Кремля. Филипп был прославлен как великий святой.

Читайте также: