Сообщение о малых народах россии их культуры и религии

Обновлено: 30.06.2024

Знакомство с соседями: что мы знаем о малых народах России?

А вы знакомы с соседями? Неплохо знаем соседей по площадке, здороваемся с соседями по подъезду… А если шире? Много ли вы знаете о наших соседях по стране – малых народах, которые до сих пор живут своей обособленной жизнью, так непохожей на нашу? Обитают в передвижных чумах, верят в духов, проводят шаманские обряды, а витамины получают из сырого оленьего мяса с кровью. Сегодня отмечается Международный день коренных народов мира. Так что давайте знакомиться!

В России проживает около 40 малых коренных народов. Конечно, рассказать обо всех в рамках статьи невозможно, так что выберу несколько.

Ханты

Ханты – народ, проживающий на севере Западной Сибири. Их численность – более 30 000 человек. Традиционные занятия, которым они преданы по сей день: охота, речное рыболовство и оленеводство (как кочевое, так и лесное). Одежду и обувь шьют из оленьего меха и кожи. Перемещаются на лыжах, а также на собачьих и оленьих упряжках.

У хантов принято строить лабазы – маленькие избушки на сваях в лесу, где хранятся снасти, одежда и мясо. Над землей их поднимали, чтобы внутрь не забрались животные. Такие лабазы для русских стали прообразом Избушки на курьих ножках.

Детей с самых малых лет готовят к взрослой жизни. Мальчики играют с фигурками оленей и охотничьим оружием, девочки с трех лет собирают браслеты из бисера, рано начинают шить и помогать по хозяйству.

Правда, в современном мире сохранить классическое воспитание сложно – детей ведь надо отдавать в школы. Вот и получается, что к родителям они приезжают только на каникулы. А после школы многие остаются в городе – не хотят возвращаться к оленеводству. Так постепенно малые народы и исчезают. Одно из предполагаемых решений – кочевые школы, в которых педагоги путешествуют вместе с оленеводами между стойбищами. На сегодняшний день существует только одна такая школа. Впрочем, с кочевым образованием тоже проблема – пока что его сложно назвать полноценным.


Манси

Манси – ближайшие родственники хантов. Они живут в Ханты-Мансийском округе, их численность на сегодняшний день – почти 13 000 человек. Традиционно они занимались как охотой и рыболовством, так и оленеводством.

У манси, как и у многих малых народов, наряду с формальным православием сохраняется анимизм и шаманизм. У них существует культ духов, своя мифология, ряд праздников посвящен хозяину тайги – медведю. У них даже есть два рода: один, как считается, идет от медведя, а второй – от женщины Калтащ, которая могла обращаться птицей, зайцем или бабочкой. Браки у манси возможны только между представителями двух разных родов.

Кстати, некоторые знаменитые люди вышли из народа манси. Один из них – мэр Москвы Сергей Собянин.


Юкагиры

Юкагиры – самый древний народ Сибири, они обитали здесь с VII тысячелетия до н. э. Пришедшие значительно позже племена чукчей и коряков просто вытеснили их с насиженных мест. Название этому народу придумали эвенки, оно означает "люди мерзлоты". Сами юкагиры называли себя "ваду" – силачи.

Традиционные занятия юкагиров – также оленеводство, рыболовство и охота. Сейчас их численность – около 1500 человек. Большая часть народности была ассимилирована другими северными народами. В последнее время восстанавливаются родовые общины, проводятся съезды юкагиров, организуются воскресные школы для изучения культуры и родного языка.

Юкагиры вели полуоседлый образ жизни, у них были зимние стационарные и временные летние поселения. Формы жилищ, кажется, позаимствованы у других народов севера: тунгусский чум, якутский балаган, срубные постройки.

Юкагиры верили в духов, у них были культы животных и культ огня. Вселенная в их представлении делится на три мира: верхний, нижний и средний. Соединить их могли шаманские обряды. До XX века у юкагиров была собственная письменность – тос. Значки тоса вырезали ножом на бересте.


Эскимосы

Слово эскимос можно перевести как "едящий сырую рыбу". Эта народность имеет общую численность около 170 000 человек, в России проживает десятая часть от этого числа. Эскимосы расселились по всему северу: они есть в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке.

На протяжении веков эскимосы приспосабливались к суровым условиям арктического климата. Они изобрели снежные дома иглу и многослойную меховую одежду. Кстати, именно на основе национальной одежды эскимосов были созданы теплые куртки-аляски.

На море эскимосы охотились на китов, моржей и тюленей, на суше – на северных оленей. У них даже в народные сказки и праздники были посвящены китам. Но сейчас китов уничтожат профессиональные китобои, так что эскимосы перешли к рыбной ловле и охоте на пушного зверя. Иногда они становятся наемными рабочими, и постепенно традиционная культура эскимосов исчезает.


Эвены и эвенки

Эвены и эвенки – это родственные народы, проживающие в Республике Саха. Эвены живут только в России, их численность более 20 000 человек. Общая численность эвенков – почти 80 000, но половина из них живут в Китае.

Интересная особенность двух народов – оленеводство транспортного типа. Они держат небольшие стада оленей в качестве средства передвижения, ездят на них верхом, в том числе во время охоты на диких оленей. Пьют оленье молоко и обычно не забивают своих питомцев на мясо. Получается такой образ оленевода-охотника, для которого олень – то же самое, что конь для монгола.

Эвены и эвенки жили преимущественно в легких передвижных чумах. В их фольклоре – сказки, песни, загадки и даже эпические богатырские истории. У эвенов до прихода советской власти не было своей письменности.

Охотники-эвенки очень уважительно относились к тайге и к своим жертвам. У них существовал строгий свод правил о том, чего нельзя делать на охоте. Кости убитых зверей никогда не ломали, а, наоборот, собирали в мешок и вывешивали, считая, что так животное сможет возродиться.


Ненцы

Ненцы – самый многочисленный народ из малочисленных. Их численность в России составляет более 40 000 человек.

Интересно, что для получения необходимых организму витаминов в условиях Крайнего Севера ненцы ели сырое оленье мясо с кровью, и благодаря этому они не страдают от цинги.

Ненцы уверены, что небо разделено на семь слоев – семь небес. Согласно их религиозным представлениям, там тоже живут оленеводы. А когда на земле идет дождь, это значит, что на нижнем небе растаял снег.


Для нас, живущих в городах, традиционная жизнь малых народов в юртах и чумах в условиях Крайнего Севера – это как параллельный мир, совсем не похожий на наш. И в будущем ворота в этот параллельный мир могут закрыться. Коренным народам сложно сохранять свою культуру и традиционный быт в условиях глобальных процессов и технического прогресса. Все меньше представителей малых народов знают свои национальные языки. А с языками уходит и культура.

Хотя предпринимаются некоторые попытки сохранить эти языки: создаются он-лайн курсы эвенкийского, сайты, посвященные исчезающим языкам, проводятся олимпиады на знание хантыйского и мансийского. Но я боюсь, что, если языками перестали пользоваться в быту, такие меры не помогут – они неизбежно исчезнут.

Сейчас в поселениях коренных народов развивается этнотуризм. Туристы знакомятся с традициями и бытом малых народов, зимой катаются на собачьих и оленьих упряжках, летом – сплавляются на традиционных лодках. В некоторых случаях – участвуют в охоте и "играх на выживание". Но связывать будущее этих народов с туризмом тоже нельзя – ведь в этом случае часто получается, что национальные поселения превращаются в туристический балаган.

А вы бы хотели посетить поселки малых народов? Как вам кажется, возможно ли сохранить их традиции и культуру? Как это сделать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Подготовила:

учитель начальных

МБОУ «Новоселовская

Незборецкая Ольга

пгт. Новоселовское – 2017 г.

Территория России просто огромна — практически ни одна другая страна не выдерживает такой территориальной конкуренции.

В разных уголках нашей родины до сих пор живут представители десятков народностей, каждая из которых обладает своими, уникальными обычаями и традициями.

К сожалению, не все народы могут похвастать большой численностью: цивилизация и постоянно меняющийся мир буквально уничтожают этих людей.

В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. И скоро увидеть их можно будет разве что на картинке.

Наиболее крупные среди них – ненцы, чукчи, ханты, манси, нанайцы, численность которых составляет от 10 до 40 тысяч человек.

А есть народы, численность которых не превышает даже одной тысячи (энцы, тофалары, нганасаны, негидальцы, ороки, юкагиры и др.)

В своем реферате я хочу рассмотреть те малочисленные народы, которые не превышают 1000 человек.

МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

1. Чуванцы

Численность (Всероссийская перепись 2010 год) – 1002 человека.
Расселение – Чукотский автономный округ, Магаданская область.

Язык – чукотский, русский.

Религия – православие.
Родственные народы – хакасы, шорцы, северноаптайцы, сибиры.

hello_html_13a2147c.jpg

Занятия: Для оседлых чуванцев был характерен юкагирский тип хозяйства рыболовство , поколки дикого оленя на переправах , разведение ездовых собак. Их культура и социальные отношения испытали сильное русское влияние. Они стали

заниматься огородничеством , восприняли русский язык и православие , отмечали

христианские праздники , в домах имели иконы и церковные книги. Свадьбы играли по русскому обычаю . В 20 веке оседлые чуванцы стали рассматриваться как группа камчадалов . Кочевые чуванцы сохранили этническоесамосознание , подобнотундровым чукчам и корякам , занимались крупнотабунным оленеводством .

Средикочевых чуванцев наряду с православными бытовали и дохристианские

обряды . Они отмечали сезонныепраздники , связанные с хозяйственным

оленеводческим циклом , сопровождаемые забоем оленей , жертвоприношениями и анимистическими ритуалами .

2. Нганасаны

Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 862 человека.
Расселение – Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район.

Язык – нганасанский.

Религия – православие, шаманизм.
Родственные народы – энцы, ненцы, селькупы, камасинцы.

hello_html_m324502ea.jpg

Занятия: Традиционные занятия — охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство, пушная охота, рыболовство по открытой воде. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков. В посёлке Волочанка женщины работают на звероферме голубых песцов.

Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с XIX в. широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир).

В течение года оленеводы меняют три вида жилья: зимой — балок, летом — чум, осенью — брезентовая палатка.

Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы (лу), сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак, которых разводили специально для этого. В мороз в дорогу поверх малицы надевали сокуй (хиэ) с капюшоном, с высоким султаном из меха надо лбом. Женская одежда состояла из ровдужного комбинезона (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо) и распашной парки (лифарие). Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор (сьму) из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель.

Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).

Основу питания составляло оленье мясо. Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Вяленое мясо (тириби) развешивали длинными полосами (лентами) на вешалах (чиедр) — нартах, поставленных друг на друга, — затем резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и ещё раз вялили на разостланных шкурах. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Вяленую рыбу — юколу (фака) готовили почти таким же способом, как оленье мясо, хранили в мешках. Зимой ели строганину . Хлеба нганасаны раньше почти не употребляли. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были также чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой.


Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 762 человека.
Расселение – Иркутская область.

Язык – тофаларский.

Религия – православие, анимизм, шаманизм.
Родственные народы – тюрки, саянские народы.

hello_html_b9501eb.jpg

Занятия : Имея в основе хозяйственной деятельности охоту и оленеводство, тофалары вели кочевой или полукочевой образ жизни. Основу традиционного хозяйства тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. Они прекрасные следопыты. Умение читать книгу тайги передавалось из поколения в поколение. Однако советский период оставил неизгладимый след в судьбе народа, лишив тофов их исконного хозяйства и образа жизни. В годы советской власти в жизни тофаларов произошел коренной перелом, они освоили новые для них виды труда: огородничество, разведение коров и свиней, сенокошение, деревенский способ заготовки дров. В то же время тофалары сохраняли традиционную индивидуальную хозяйственную деятельность в области таёжных промыслов: охоты, рыболовства, добычи кедровых орехов, а также сохранили навыки в ведении оленеводства.

Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом —берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.

Стойбище обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10.

Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения — серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом — войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка), зимой — меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.

Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.).

Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 596 человек.
Расселение – Хабаровский край, Магаданская область.

Язык – орочский, русский.

Религия – православие, анимизм, шаманизм.
Родственные народы – эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, ульчи, маньчжуры, сибо.

hello_html_m2818d7eb.jpg

Занятия: Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой. Согласно этнографическим исследования, в древности орочи практиковали обряд воздушного погребения.

Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 522 человека.
Расселение – Хабаровский край.

Язык – негидальский, русский.

Религия – православие, анимизм, шаманизм.
Родственные народы – эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, ульчи, маньчжуры, сибо.

hello_html_e1f3d1.jpg

6. Алеуты (анаганане)

Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 482 человека.
Расселение – Камчатский край.

Язык – алеутский, английский, русский.

Религия – православие, анимизм, шаманизм.
Родственные народы – эскимосы (инуиты).

hello_html_6e562a00.jpg

Занятия: Основу хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством. Зверобойный промысел . Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и — зимой — тюленей ; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу . Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей . Рыболовство . Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей. К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки. Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска . Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий. Птицеловство . Охотились на птиц при помощи метательных копий ( шатин ) и метательного снаряда ( бола ) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте ( чируча ), а также сетями. Собирательство . Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей , а также дикие растения — ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетёных изделий).

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырёх больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дёрном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Полуземлянка вмещала от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары . Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь . Летом переселялись в отдельные лёгкие постройки

Традиционной зимней одеждой алеутов была парка — длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика , калана , птичьих шкурок. Поверх неё надевали камлейку — глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Мужская и женская одежда была сходна по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды — бродни (штаны из сивучьих горл), к которым пришивали непромокаемые торбаса — мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

В качестве летней одежды алеуты использовали выношенную зимнюю, однако шили и специальную летнюю — из кишок морских животных и птичьих шкурок. Во время промысла для защиты от сырости алеуты в XVIII веке надевали плетёные из травы дождевики (аналогичные ительменским и айнским ), а позднее — плетёные соломенные циновки.

Традиционную еду алеутов составляли мясо морских животных и птиц, рыба, морские беспозвоночные, водоросли и дикие растения. На зиму они заготавливали юколу .

Ни для кого не секрет, что Россия — страна многонациональная. Однако многие из нас никогда не слышали о некоторых проживающих на ее территории представителях коренных малочисленных этносов. Всего в РФ таких народностей более 190, а мы сегодня расскажем о десяти из них.

1. Юги

Родина югов — среднее течение Енисея. Исторически они проживали в Туруханском районе Красноярского края, однако после революции 1917 года не выделялись в переписях, учитываясь как родственные им кеты. Занимались юги традиционно охотой и рыболовством, жили в чумах и полуземлянках, исповедовали шаманизм, анимизм и православие. Внешне они преимущественно были низкорослыми, с явно выраженными скулами, узкими карими глазами и прямыми темными волосами. По данным переписи 2002 года, югов оставалось всего 19, а еще через 8 лет нашелся лишь один человек, причисляющий себя к этой народности.

10 малочисленных коренных народов России

Фото: Global Look Press к содержанию ↑

2. Кереки

По данным переписи 2010 года, кереков сохранилось всего четверо. Представителей этой народности можно найти на территории Беринговского района Чукотского АО. Кереков отличают маленький (140-145 сантиметров) рост, смуглая кожа и темные суженные глаза, а их образ жизни практически аналогичен образу жизни чукчей. Традиционно кереки занимались зверобойным и пушным промыслом, рыболовством, собирательством. Зимовали они в землянках, а в теплое время года переселялись в летние жилища. Этот процесс сопровождался ритуалами шаманизма.

3. Алюторцы

Алюторцы, которых, по данным на 2002 год, оставалось всего 12, живут на севере Камчатского края. Представителей этой народности отличают крупные губы и нос, небольшие глаза, выступающие скулы, крепкая низкорослая фигура. Считается, что они наиболее близки к этносу коряков. Религия алюторцев — шаманизм, а среди их традиционных занятий — морской зверобойный промысел, оленеводство и рыболовство. В 2010 году насчитывалось 25 носителей алюторского языка, сами же алюторцы в качестве субэтноса уже не выделялись, упоминаясь в составе коряков.

4. Водь

Исчезающий финно-угорский народ, также известный как ваддя, относится к коренному населению Ленинградской области. Традиционно его представители занимались сельским хозяйством и после язычества стали исповедовать православие. Отличительные черты внешности вожан — светлые волосы и кожа, голубые глаза. По данным переписи 2010 года, на водском языке (который близок к северо-восточным диалектам эстонского) говорили лишь 10 человек, а всего насчитывалось 64 представителя этой народности.

5. Сету

6. Энцы

Энцы, которых в 2010 году насчитывалось 227 человек, в основном живут в Красноярском крае и делятся на тундровых и лесных. Сейчас они преимущественно исповедуют православие, однако издавна почитали природные стихии. Их язык близок к ненецкому. До конца XX века он оставался бесписьменным. Традиционно энцы занимались оленеводством, охотой, пушным промыслом и рыболовством, жили в чумах.

7. Ижорцы

266 оставшихся в 2010 году в России ижорцев жили на территории Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Карелии, Московской, Новгородской и Мурманской областей. Представители этого финно-угорского народа родственны, в частности, карелам, вепсам и финнам. Исповедуют они православие и лютеранство. Средний рост ижорцев составляет 165-168 сантиметров, волосы могут быть как темными, так и светлыми, глаза преимущественно светлые. Их традиционные жилища в основном состояли из двух изб и сеней. Антропологи издавна отмечали спокойствие, аккуратность, трудолюбие и гостеприимство ижорцев.

8. Тазы

Тазы, родственными народами для которых считаются китайцы, нанайцы и удэгейцы, живут в Приморском крае. По внешности напоминают маньчжуров. Сейчас тазы в основном исповедуют православие, однако издавна среди них были распространены буддизм, шаманизм, маньчжурская народная религия и китайский культ предков. Традиционное жилище представителей этой народности — китайская фанза (каркасно-столбовой дом со стенами из кирпича, соломы или самана). Занимались тазы в основном огородничеством, охотой и собирательством. По данным 2010 года, их в России осталось всего 274 человека.

9. Ороки

Этот тунгусо-маньчжурский народ также известен как ульта. Живут его представители преимущественно в Сахалинской области. В 2010 году их насчитывалось 295 человек, причем родным языком владели лишь 47 из них. Внешне ороки относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы: имеют низкий рост, широкое уплощенное лицо, тонкие губы, узкие глаза. Традиционно они занимались оленеводством, пушным промыслом и рыболовством, исповедовали анимистический пантеизм с космогоническими взглядами, шаманизм, затем — православие.

10. Чулымцы

Представители этого тюркского народа живут в Томской области и Красноярском крае. В 2010 году их оставалось всего 355. Родственными чулымцам считаются хакасы, шорсы, сибирские татары, северноалтайцы и киргизы. Издавна чулымцы занимались рыболовством и пушным промыслом. Жили они в землянках, полуземлянках, юртах и чумах. Традиционно чулымцы исповедовали шаманизм, позднее были крещены в православие. Их родной язык не имеет письменности.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира, где проживает около 180 народов. Т.к. границы России располагаются на территории европейского и азиатского континентов, то и этническое многообразие страны исторически сложилось из двух крупнейших человеческих рас – европеоидной и монголоидной.

Языковые семьи и крупнейшие народы России

Народы России делятся на 4 большие языковые семьи, которые в свою очередь состоят из языковых групп. Зачастую, именно языковая группа и определяет этнос человека.

Крупнейшая языковая семья России – индоевропейская . К ней относится 87% населения страны и следующие народы: русские, украинцы, белорусы, немцы, армяне, осетины. Примечательно, что 110 млн. человек (78% от общего населения России) причисляют себя к русскому народу. Русские расселены по всей территории страны, но преобладают в её европейской части. Украинский и армянский народы – также одни из самых многочисленных в России: по 2 млн. человек приходится на каждый из этих этносов.

Вторая языковая семья – алтайская . 8 % от населения страны говорит на языках алтайской семьи. Алтайская семья делится на 2 больших группы: тюркские и монгольские народы.

Тюркские народы – одни из самых многочисленных в России. К ним относятся татары (5 млн. человек), башкиры (1,5 млн.), чуваши (1,4 млн.), казахи (650 тыс.), якуты (500 тыс.), тувинцы (263 тыс.) и др. Монгольские народы составляют около 650 тыс. человек и живут преимущественно в республиках Бурятия и Калмыкия.

Северокавказская языковая семья представлена многими южными народами России. Самый крупный кавказский народ численностью 1,4 млн. человек – чеченцы. Они проживают в Республике Чечня: именно в этом регионе страны самый этнически однородный состав населения. К другим крупным северокавказским народам относятся дагестанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, черкесы и т.д. Большая часть из них населяет Северо-Кавказский федеральный округ, хотя крупные общины кавказских народов есть во всех крупнейших городах России.

Народы уральско-юкагирской языковой семьи живут на Крайнем Севере и в Поволжье; составляют всего 2% от населения. К ним относятся финно-угорские народы – мордва, удмурты, марийцы, коми, карелы, манси и ханты. Финно-угры дольше остальных живут рядом с русским народом, поэтому большинство переняло их язык и культуру, утратив большую часть своих традиций, остатки которых этнографы всячески пытаются сохранить.

Самые маленькие языковые группы народов России – чукотско-камчатская и эскимосско-алеутская . К ним относятся малочисленные и/или исчезающие коренные народы севера – чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены (суммарно – менее 30 тыс. человек).

Основные религии России: от православия до шаманизма

Безусловно, среди столь многоликого населения распространены самые разные верования – от крупнейших мировых религий до небольших языческих культов.

Большая часть верующих России (56 %) относит себя к православной ветви христианства . Православие особенно популярно среди славян, армян, осетин, а также у удмуртов, чувашей, карелов и других народов уральско-юкагирской языковой семьи, сильнее всего ассимилированных русскими. К другим христианским конфессиям (католичество, протестантизм, лютеранство) относятся менее 1% верующих России – поляки, эстонцы, немцы. Большинство культовых сооружений страны принадлежат к Русской православной церкви.

Вторая крупнейшая религия в России – ислам суннитского толка . 16% верующих граждан – мусульмане. Ислам в большинстве своем исповедуют тюркские (татары, башкиры, азербайджанцы) и кавказские (чеченцы, лезгины, кабардинцы, ингуши) народы. Самый большой процент мусульман в России проживает в Чечне, Дагестане и Ингушетии: тут более 95% верующих почитают пророка Мухаммеда. В мегаполисах центральной и западной части России также живет множество мусульман. Например, одни из крупнейших мечетей России находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре.

Многие народы монгольской языковой ветви придерживаются буддизма – одного из древнейших религиозно-философских учений мира. Буддисты составляют до 1% от всех верующих страны. Основной ареал распространения буддизма – в регионах, граничащих с Монголией: Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтай, Иркутская область и т.д. В последнее время буддизм набирает популярность среди людей, проживающих в центральных и западных регионах страны. Например, при поддержке буддийской общины в Москве строится большой буддийский храмовый комплекс Тубден Шедублинг, а в Санкт-Петербурге с начала 90-х гг. прошлого века возобновил работу Дацан Гунзэчойнэй – некогда самый северный буддийский храм в мире.

Малые коренные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока традиционно исповедуют анимизм – поклонение духам природы. Это экзотическое верование сохранилось у наиболее обособленных народов России – чукчей, коряков, эскимосов, эвенков. На Алтае и в Сибири распространен шаманизм – верование, возникшее в древних племенах бронзового века. Сегодня алтайские шаманы – одна из главных загадок и достопримечательностей края.

Читайте также: