Сообщение о лютне для 3 класса

Обновлено: 18.05.2024

Музыкальный инструмент: Лютня

Лютня

В век сверхзвуковых скоростей и нанотехнологий иногда очень хочется расслабиться, отрешится от всей мирской суеты и оказаться в каком-нибудь другом мире, где нет современной суматохи, например, в романтичной эпохе Ренессанса. В нынешнее время для этого не надо изобретать машину времени, а достаточно просто посетить концерт аутентичной музыки где-нибудь в Измайловском кремле или Шереметьевском дворце. Там вы не только услышите прекрасные мелодии, мысленно переносящие в прошлые времена, но и познакомитесь с интересными музыкальными инструментами, на которых несколько столетий назад музицировали наши далекие предки. Интерес к старинной музыке сегодня все больше возрастает, современные исполнители с увлечением осваивают инструменты прошедших эпох, к которым относятся траверс-флейта, виола да гамба , требл виола, барочный контрабас-виолон, клавесин и, несомненно, лютня - инструмент привилегированных сословий и заслуживающий особого внимания. Её арабы в средние века по праву называли королевой музыкальных инструментов.

Звук

Лютня относится к семейству струнно-щипковых инструментов, по характеру своего звучания немного напоминает гитару, тем не менее, её голос гораздо мягче и нежнее, а тембр - бархатный и трепетный, так как более насыщен обертонами. Источник звука на лютне – парные и одинарные струны, которые исполнитель правой рукой защипывает, а левой прижимает к ладам, изменяя их длину, тем самым меняя звуковысотность.

Музыкальный текст для инструмента записывался при помощи букв на шестилинеечной строчке, а длительность звуков обозначалась нотами, поставленными над буквами. Диапазон инструмента около 3-х октав. Определенной стандартной настройки инструмент не имеет.

Фото:

инструмент лютня



Интересные факты

  • У многих народов изображение лютни служило символом гармонии, молодости и любви. У китайцев она означала мудрость, а также согласованность в семье и обществе. У буддистов – гармонию в мире богов, у христиан - лютня в руках ангелов знаменовала красоту небес и примирение природных сил. В искусстве эпохи Возрождения она символизировала Музыку, а инструмент с оборванными струнами указывал на несогласие и разлад.
  • Лютня являлась эмблемой - символическим изображением влюбленных.

Конструкция

Весьма элегантная конструкция лютни включает в себя корпус и гриф, заканчивающийся колковым блоком. Корпус, имеющий грушевидную форму, включает в себя деку и кузов, который выполняет роль резонатора.

  • Кузов изготавливается из выгнутых, образующих полусферическую форму, сегментов, производимых из твердых пород древесины: черного дерева, палисандра, вишни или клена.
  • Дека – это лицевая часть корпуса, закрывающая кузов. Она плоская, имеет форму овала и обычно изготавливается из резонаторной ели. На деке в нижней части располагается подставка, а в средней имеется звуковое отверстие в виде изящного замысловатого узора или красивого цветка.

Сравнительно широкий, но короткий гриф лютни прикрепляется к корпусу на одном уровне с декой. На него приклеивается накладка из черного дерева, а также привязываются кетгутовые разграничители ладов. В верхней части грифа находится порожек, влияющий на высоту натяжения струн.

Колковый блок лютни, на котором находятся регулировочные штифты для натяжения струн, также имеет свою отличительную особенность. Она заключается в том, что блок располагается по отношению к шейке грифа под достаточно большим, почти прямым углом.

Количество парных струн на разных лютнях очень сильно варьируется: 5 до 16, а иногда и 24.

Вес инструмента весьма небольшой и составляет приблизительно 400 гр., длина инструмента – около 80 см.

Разновидности


Лютня в свое время, пользующееся большой популярностью, эволюционировала весьма интенсивно. Музыкальные мастера постоянно экспериментировали с её формой, количеством струн и настройкой. В результате возникло довольно значительное количество разновидностей инструмента. Например, ренессансные лютни кроме традиционных инструментов, включающих в себя инструменты с различным количеством парных струн - хоров, заимели виды различных размеров, которые были аналогичны регистрам человеческого голоса: малую октавную, малую дискантную, дискантную, альтовую, теноровую, басовую и октавную басовую. Кроме этого, в лютневое семейство входит барочная лютня, аль-уд, архилютня, торбан, кобза, теорба, киттарон, цитра, бандора, лютня кантабиле, орфарион, лютня вандерфогель, мандора, мандола.

Применение

Искусствоведы считают лютню не только одним из самых интересных, но и принципиально важным инструментом в истории Европейской музыки 16-17 веков. Она получила признание у представителей различных слоев общества, от простолюдинов до королевских особ, и использовалась как аккомпанирующий, солирующий и ансамблевый инструмент. Быстро растущая популярность лютни постоянно требовала пополнения и обновления репертуара. Очень часто сочинители произведений были одновременно и исполнителями, поэтому в европейских странах появилась целая плеяда замечательных композиторов-лютнистов. В Италии – Ф. Спиначино, Ф. Милано, В. Галилей, А. Риппе, Г. Морлей, В. Капирола, А. Пиччинини. В Испании – Л. Милан, М. Фуэнльяна. В Германии – Х. Нойзидлер, М. Нойзидлер, И. Капсбергер, С. Вайс, В. Лауффенштайнер. В Англии – Д. Дауленд, Д. Джонсон, Ф. Каттинг, Ф. Россетер, Т. Кампион. В Польше – В. Длугорай, Я. Рейс, Д. Като, К. Клабон. Во Франции – Э. Готье, Д. Готье, Ф. Дюфау, Р. Визе. Необходимо также отметить, что даже такие величайшие мэтры как И.С. Бах , А. Вивальди , Г. Гендель , Й. Гайдн уделяли лютне внимание, обогащая её репертуар своими произведениями.

В нынешнее время интерес к старинной музыке, а вместе с этим и к лютне, не ослабевает. Её звук все чаще можно услышать на сценах концертных залов. Среди современных композиторов, которые сегодня сочиняют для инструмента, немало интересных произведений следует отметить И. Давида, В. Вавилова, Ш. Каллоша, Ш. Лундгрена, Т. Сато, Р. МакФарлена, П. Гальвао, Р. МакКиллопа, Й. Виссемса, А. Данилевского, Р. Туровского-Савчука, М. Звонарёва.


Известные исполнители

Необычайно модная в эпоху Ренессанса и Барокко, но вытесненная другими инструментами и несправедливо забытая, лютня сегодня вновь вызывает большую заинтересованность, и не только у музыкантов-аутентистов. Её звук теперь всё чаще можно услышать на разных концертных площадках, причем не только соло, но и в ансамбле с другими прекрасными старинными музыкальными инструментами. В XXI веке наиболее известными исполнителями-виртуозами, которые много делают для популяризации инструмента, являются В. Каминик (Россия), П. О'Детт (США), О. Тимофеев (Россия), А. Крылов (Россия, Канада), А. Суетин (Россия), Б. Ян (Китай), Я. Имамура (Япония), Р. Лислеванд (Норвегия), Э. Карамазов (Хорватия), Й. Хелд (Германия), Л. Кирххоф (Германия), Э. Эгуэз (Аргентина), Х. Смит (США), Я. Линдберг (Швеция), Р. Барто (США), М. Лоу (Англия), Н. Норт (Англия), Й. ван Леннеп (Нидерланды) и многие другие.

История

Уд

Всю историю возникновения лютни, которая в восточных странах считалась одним из самых совершенных инструментов, проследить невозможно. Подобные инструменты уже четыре тысячелетия назад были широко распространены во многих странах мира. На них музицировали в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Персии, Ассирии, Древней Греции и Риме. Тем не менее, ученые-искусствоведы предполагают, что у лютни был непосредственный предшественник - это уд - инструмент к которому на Ближнем Востоке до сих пор относятся с особым почитанием, утверждая, что он является результатом творения внука Пророка. Уд имел грушевидный корпус, который изготавливали из орехового или грушевого дерева, деку из сосны, короткую шейку и выгнутую назад головку. Звук извлекали при помощи плектра.

Покорение Европы лютня начала в 8 веке с Испании и Каталонии, после того как мавры завоевали Пиренейский полуостров. Инструмент не только очень быстро влился в культуры этих стран, но также, вследствие крестовых походов, стал стремительно распространяться по другим европейским странам: Италии. Франции, Германии, вытесняя другие бытовавшие в то время инструменты, такие как цистра и пандура. Набирающая популярность лютня постоянно подвергалась различным усовершенствованиям. Мастера вносили изменения в конструкцию инструмента, модифицировали корпус и гриф, прибавляли струны. Если изначально он имел от 4 - 5 парных струн - хоров, то впоследствии количество постепенно увеличилось. К 14 веку лютня в Европе не только полностью сформировалась, но и стала одним из самых востребованных инструментов не только в придворном, но и домашнем музицировании. Её использовали уже не только как аккомпанирующий, но и как солирующий инструмент. Для лютни сочиняли много разнохарактерной музыки, делали переложения не только популярных песен и танцев, но и духовной музыки. В 15 веке популярность инструмента ещё больше возрастает, живописцы часто изображают его на своих художественных полотнах. Композиторы продолжают интенсивно обогащать репертуар. Исполнители отказываются от плектра, отдавая предпочтение пальцевому способу извлечения, что значительно расширяло технические возможности, позволяя исполнение, как гармонического аккомпанемента, так и полифонической музыки. Лютни продолжали совершенствоваться, и наиболее востребованными стали инструменты с шестью спаренными струнами.


В 16 веке популярность лютни достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. Инструмент звучал во дворцах королей и высшей знати, а также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. В разных странах создавались школы по производству лютневых инструментов, самая известная из них находилась в Италии в г. Болонье. Инструменты постоянно модифицировались, увеличилось количество парных струн: сначала десять, затем четырнадцать, а впоследствии их число достигало 36, что соответственно требовало изменений в конструкцию инструмента. Разновидностей лютни было много, среди них было семь, которые соответствовали тесситуре человеческого голоса, от дисконта до баса.

К концу 17 века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты, как гитара , клавесин , а несколько позже и фортепиано. В 18 веке она фактически уже не употреблялась, за исключением нескольких разновидностей, которые бытовали в Швеции, Украине и Германии. И лишь на рубеже 19 и 20 веков, из-за возникшего вновь интереса к старинным инструментам английских энтузиастов во главе с инструментальным мастером, профессиональным музыкантом и музыковедом Арнольдом Долмичем внимание к лютне вновь сильно возросло.

Лютня – старинный изящный музыкальный инструмент с красивым нежным голосом, который в свое время был вытеснен из обихода и несправедливо забыт. Прошло время, музыканты вспомнили о нём, заинтересовались и вновь вывели на концертную сцену покорять слушателей утонченным звучанием. Сегодня лютня часто является участницей концертов аутентичной музыки, выступающий как солирующий, так и ансамблевый инструмент.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Лютня

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лютня - старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лютня - старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе.

Лютня - старинный щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом

 Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого лис.

Лютни изготавливаются почти целиком из дерева. Дека, сделанная из тонкого листа древесины (как правило ели) имеет овальную форму. Во всех типах лютни дека содержит одинарную или иногда тройную розетку вместо звукового отверстия. Розетки как правило богато декорированы


Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах.

Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 588 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2016 3210
  • PPTX 304.5 кбайт
  • 154 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванчик Светлана Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Лютня – музыкальный струнный щипковый инструмент, с ладами на грифе и корпусом в форме груши.

История возникновения

Лютня один из старинных музыкальных инструментов, точная дата и место появления которого доподлинно неизвестно. Первый рисунок на табличке из глины, отдаленно напоминавший лютню датирован серединой второго тысячелетия до н.э. Археологические раскопки свидетельствуют о использовании этого инструмента на территории Болгарии, Египта, Греции и Рима.


Благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой, стала популярной на территории Балканского полуострова. В VII столетии становится широко распространена в азиатских странах, в особенности в Персии и Византии, а в VIII веке завезена маврами в Испанию. Вскоре инструмент становится популярным повсеместно. В XV-XVI столетии на ней играли в Италии, Португалии и Германии.

Внешний вид

История лютни

По мере распространения инструмента, менялся внешний вид и техника игры на нем, но общие черты сохранялись. Для изготовления лютни используется дерево. Дека имеет овальную форму, изготовлена из тонкой древесины, чаще ели, имеет одинарную или тройную дорого украшенную розетку, а не отверстие для звука. Корпус изготавливается из деревьев твердых пород: вишни, клена, палисандра. При изготовлении шейки лютни применяется легкое дерево. Главное отличие лютни от других струнных инструментов состоит в том, что гриф не нависает над декой, а ставится на одном уровне с ней.

Взлет популярности лютни

Лютня

В Средние века инструмент имел 4 или 5 парных струн. Играли на нем с помощью плекра. Размер был самый разнообразный. Музыканты использовали лютню для аккомпанемента, который носил, больше всего характер импровизации.
Время наложило отпечаток и на количество струн. В конце эпохи Возрождения парных струн было десять, а музыканты эпохи барокко играли уже на четырнадцати. Были инструменты и с девятнадцатью струнами.

XIV век стал золотым для лютни. Она превратилась в один из самых распространенных музыкальных инструментов Европы. На многих картинах того времени художники изображали людей, играющих на лютнях. Менялась и техника игры. Как правило для игры на ней использовались медитор и подушечки пальцев.

Лютня

В конце XV столетия, после отказа от плекла, количество музыкантов, играющих на лютне, увеличилось. В Европе было написано более 400 пьес для этого музыкального инструмента. Наиболее важный вклад внес Франческо Спиначино. Увеличились экспрессивные возможности, благодаря произведениям Джона Дауленда.

В разное время для лютни писали свои произведения такие композиторы, как Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Винченто Капирола, Карл Кохаут и многие другие. Современные композиторы — Владимир Вавилов, Тоекико Сато, Максим Звонарев, Давид Непомук, тоже известны своими произведениями.

Место лютни в XX веке

В XIX столетии лютня была практически забыта. Осталось только несколько ее разновидностей в Германии, Украине и в странах Скандинавского полуострова. В ХХ веке несколько музыкантов из Англии решили вернуть лютне утраченную популярность. Особенно в этом преуспел британский лютнист и музыковед Арнольд Долмеч.
Уже начиная с 1970 года, одиночные исполнители и музыкальные коллективы стали включать игру на лютне в программу своих концертов. Лукас Хэррис, Иштван Шабо, Венди Гиллепси использовали произведения времен эпохи средневековья, барокко.

Все, что нужно знать о лютне

Лютня – это старинный музыкальный инструмент, относящийся к семейству струнных. Пик ее популярности пришелся на XVI век, но и сегодня можно услышать ее мелодичное звучание. О том, что представляет собой лютня, какова история ее возникновения, а также о многом другом пойдет речь в статье.




Что это такое?

Лютня – это струнный щипковый музыкальный инструмент. Появился он в глубокой древности, а потому его можно смело назвать средневековым.

Кстати, именно изображение этого инструмента считалось у некоторых народностей символом гармонии, молодости и любви.

Визуально лютня выглядит так, что чем-то напоминает балалайку, домру или же японский струнный инструмент под названием сямисэн. Некоторые считают ее близкой родственницей гитары, однако при сравнении разница между этими двумя инструментами очевидна. Лютня – это самостоятельный, оригинальный вид, который обладает рядом своих особенностей и характеристик.

Форма у нее овальная или грушевидная. В целом этот музыкальный инструмент почти полностью мастерят из дерева. Для создания деки используют тонкие пластины, выполненные также из древесины. Сборка корпуса обычно происходит из отдельных частей, выполненных из крепких и твёрдых пород деревьев, таких как, например, клён, вишня, палисандр и другие.




Такая часть этого музыкального инструмента, как гриф, не нависает над декой, а располагается с ней на одном уровне, что значительно отличает лютню от других своих музыкальных сородичей, относящихся к группе струнных щипковых. Шейку же инструмента обычно мастерят из дерева, обладающего небольшим весом.

Что касается количества струн лютни, то во времена Средневековья их было всего 4 или 5 парных, а в эпоху барокко количество струн могло достигать и 19. В настоящее время количество парных струн на данном музыкальном инструменте может быть самым разным – от 5 и до 16, а иногда и до 24.

По размеру лютню довольно сложно назвать большим музыкальным инструментом. Его длина не достигает и метра, составляя всего 80 сантиметров, а вес – не более 500 граммов.



История возникновения

Как уже говорилось, лютня – довольно старый музыкальный инструмент, который появился ещё в период Средневековья. Назвать точную дату её появления, а также конкретное место, к сожалению, нельзя.

За всё время своего существования лютня, конечно же, претерпевала большое количество изменений – менялось количество парных струн, строй, размер, конструкция и не только.

Так, нечто похожее на нашу современную лютню использовали в древние времена в Египте, Греции, Риме, Болгарии, Китае, Киликии и других местах. Помимо этого, в начале VII столетия схожий по виду музыкальный инструмент можно было наблюдать и в Персии, и в Армении, и в Византии, и даже в Арабском халифате.



На Балканском полуострове такой музыкальный инструмент, как лютня с короткой шейкой, получил довольно большое распространение в VI веке вследствие активного его использования болгарами. В VIII столетии благодаря маврам лютня стала очень популярна в Испании и Каталонии.

Скоро об инструменте узнали почти везде. К XIV столетию лютня была распространена по всей территории Италии, затем из Палермо она перебралась в Германию. Так, с XV по XVI века звучание лютни можно было услышать и в Италии, и в Германии, и в Португалии.

В XVI столетии известность этого музыкального инструмента достигла своего пика. В эпоху Возрождения лютня часто изображалась на картинах того периода.



Помимо этого, стало появляться большое количество лютнистов – музыкантов, которые исполняли те или иные мелодии на лютне. Немало было и лютье – именно так называли мастеров по изготовлению данного музыкального инструмента. Впоследствии так стали называть мастеров по изготовлению любых музыкальных инструментов, относящихся к группе струнных. Так, в число лучших лютье того периода считались болонские мастера Л. Малер и Г. Фрей.

Так, к концу XV в европейских странах было создано более 400 музыкальных композиций для лютни. Считается, что наибольшее значение для этого музыкального инструмента оказали такие люди, как Франческо Спиначино и Джон Дауленд. В целом на лютне исполнялись самые разные музыкальные композиции: и сольные, и ансамблевые, производилась аккомпанировка разным вокалистам, а также хорам. Помимо этого, ее довольно часто включали в состав оркестров.



Особенно распространены и популярны стали такие школы, где учили созданию подобного рода музыкальных инструментов. Самая востребованная из них располагалась в итальянском городе Болонье.

Большое влияние на данный музыкальный инструмент и его распространение оказали и некоторые композиторы, относящиеся к эпохе барокко. К ним можно отнести такие имена, как, например, Иоганн Себастьян Бах, Дени Готье и другие.

Однако в конце XVII столетия популярность лютни стала уменьшаться, причём со стремительной скоростью. К этому периоду появились такие инструменты, как гитара и клавесин, а немного позже и фортепиано. Именно они стали вытеснять лютню из списка самых востребованных музыкальных инструментов.



К XVIII столетию её практически перестали использовать. Однако некоторые разновидности лютни всё-таки ещё котировались в таких странах, как Швеция, Украина, Германия.

Только на рубеже XIX и XX столетий благодаря, в частности, такому британскому инструментальному мастеру, как Арнольд Долмеч, лютней вновь заинтересовались.

К 70-м годам XX столетия данный музыкальный инструмент стал включаться в музыкальную программу концертов разных исполнителей – как одиночных, так и целых коллектив. Так, в число известных композиторов этого периода, которые создавали произведения для игры на лютне, входили такие люди, как Владимир Вавилов, Шандро Каллош, Штефан Лунгренд, а также многие другие.



Звучание

Звук лютни довольно непривычен для современного слушателя, для него он звучит как некая монофония. Отдалённо он напоминает гитарный, однако звучание первого инструмента всё-таки во многом мягче, а тембр обладает некоторой бархатистостью, а также он сполна насыщен обертонами.

Большое влияние на звук, помимо приёма игры, оказывает то, из какого материала сделаны струны этого музыкального инструмента. Если ранее использовались жильные струны, то есть из натуральных материалов, то сейчас в приоритете нейлоновые струны. Разница между звучанием таких струн очень заметна, особенно для профессионального исполнителя.

Что касается диапазона лютни, то он составляет около 3-х октав. Конкретной настройкой лютня не обладает.



Обзор видов

Старинный музыкальный инструмент лютня имеет большое количество разновидностей: сопрано, теорба, барочная лютня, а также рамианская, бандора, кантабиле, теорба, китаррон и многие другие. Рассмотрим самые известные из них.

  • Барочная. Такая лютня появилась из-за экспериментов с её настройкой примерно в XVI столетии.

Известными исполнителем, который был мастером игры на данной разновидности, был Сильвиус Леопольд Вайс.


  • Теорба. Данная разновидность лютни относится к басовым, она появилась так же, как и вышеупомянутая барочная лютня, ещё в XVI столетии. Инструмент обладает двумя колковыми механизмами, а также двумя резонансными ящиками. Обычно она обладает 14 струнами, но в раннем барокко можно встретить теорбу и с 19 струнами.


  • Мандолина. Ещё одна разновидность лютни. Однако мандолина всё-таки несколько меньше самой лютни. Появился этот инструмент в европейских странах, в южных районах. Играют на ней обычно плектром таким приёмом, как тремоло.

В современное время данная разновидность обладает струнами, сделанными из металла.


  • Лютня Ренессанса. Данный музыкальный инструмент является традиционным для эпохи ренессанса. Инструмент в зависимости от вида обладает разным количеством струнных пар.


  • Лютня Вандерфогель. А эта разновидность родом из Германии. Вандерфогель во многом схож с лютней Ренессанса. Однако обладает большим количеством сходных черт и с привычной нам всем гитарой: у него 6 струн и металлические колки.

Начиная с середины IX столетия данная разновидность пользовалась довольно большой популярностью у музыкальных исполнителей.


  • Бандора. Бандора, как и все вышеперечисленные разновидности, относится к семейству лютневых.

Увы, на данный момент эта разновидность практически не используется музыкантами, да и самих инструментов осталось не так уж и много.


Применение

Несмотря на то что лютня появилась довольно давно, её распространённость в сфере музыки всё ещё не уменьшается. Очень часто лицезреть игру на данном музыкальном инструменте и услышать его звучание можно на разного рода концертах и даже некоторых обширных празднествах. Множество известных современных композиторов сочиняли или всё ещё сочиняют достаточно большое количество произведений для лютни.

К таким можно отнести Вавилова, Каллоша, Лундгрена, Сато, Гальвао, Виссемса, Данилевского, Звонарёва, Савчука и многих других.

Читайте также: