Сообщение о лютеранстве история 7 класс
Обновлено: 16.05.2024
Лютеранская Церковь возникает в процессе Реформации XVI века. Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483 – 1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. После долгих и мучительных размышлений он пришел к основанному на Священном Писании выводу: никакими собственными усилиями и стараниями человек спастись не может. Человека спасает Сам Бог во Христе. Спасает без всяких предпосылок и условий, лишь по Своей бесконечной милости.
Мартин Лютер (1483 – 1546)
Это его открытие потрясло и вдохновило многих его современников. Внутри западной средневековой Церкви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и проповедь. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви – какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы – свободно звучала весть о спасении. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранских Церквей.
Поместные лютеранские Церкви, каждая из которых является независимой, наиболее распространены сейчас в Германии, Скандинавии, Балтии, США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 75 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию. Лютеранская Церковь находится в полном церковном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с представителями Православия.
Руководитель Отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии епископ Мартин Шиндехютте (слева) и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриарха Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион на двухсторонних богословских собеседованиях в декабре 2012 года
Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхёффер – вот лишь некоторые знаменитые имена.
Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи связывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.
Лютеранская Реформация
Начало лютеранской Реформации в Германии
Считается, что лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Вскоре в 1520 Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. Позднее уже целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпеере в 1529 и получили название протестантов. Однако в том же году в результате Марбургского диспута обнаружились противоречия внутри протестантского лагеря между лютеранами и кальвинистами. В 1530 лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага. Тогда лютеранские князья Саксонии и Гессена в 1531 году образуют Шмалькальденский союз. Смерть Мартина Лютера становится удобным поводом для развязывания Шмалькальденской войны, в результате которой лютеране терпят поражение. В 1548 следует Аугсбургское временное постановление — временное перемирие с католиками, которое закрепляет основные догматы католической церкви, делая незначительные уступки протестантам (необязательность целибата для пасторов и разрешение причастия под двумя видами). За Аугсбургским Интеримом последовал Лейпцигский, подписанный Филиппом Меланхтоном. Однако деятельность герцога Морица позволила заключить Аугсбургский мир (1555), легализовавший лютеран в Священной Римской империи.
Лютеранская Реформация в Скандинавии и Прибалтике
Тем временем в 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия (включая Выборг).
В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.
В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).
В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В том же году шведское лютеранство пустило свои корни в Эстонии.
Контрреформация
Завершившийся в 1563 году Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.
Религиозные войны XVII века
XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.
Подарок короля
Сегодня церковь святого Иоанна в Гродно выглядит такой, какой она была 100 лет назад после ремонта 1912 года. Но кирхе, памятнику архитектуры республиканского значения, уже более двух веков. В 1793 году польский король Станислав Август Понятовский пожаловал под корчму дом с землей на Городнице немцам-лютеранам, работавшим на королевских мануфактурах. Эту корчму и перестроили позднее в кирху.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Вормсский эдикт
Избранный в 1519 году император Карл поддержал католический Рим. Вормсским эдиктом 1521 Лютера объявили еретиком. Запрещалось издание, распространение и чтение его трудов. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый покровительствовал Лютеру, скрыв его от преследования в уединенном имении. Пользуясь удобной возможностью, Лютер занялся переводом Нового Завета.
Война с французами отвлекла внимание императора от внутригосударственных проблем, благодаря чему новое движение приобретало массовый характер. В отсутствие основателя движения, протестантов Виттенберга возглавил Меланхтон. В 1521 году он доступным языком изложил и издал систему учения протестантизма. В 1522 Лютер публикует немецкий перевод Нового Завета. Монахи покидали монастыри, заводили семьи, устраивались на мирскую работу, женились священники. Лютеру пришлось успокаивать радикальных сторонников реформ в Виттенберге. Протест перерос в народное восстание, начались т.н. Крестьянские войны.
Одна из четырех уцелевших, отданная лютеранам
Такой была лютеранская кирха до ремонта в начале 21-го века. Во Вторую мировую храм чудом уцелел, утратив главный шпиль. А гродненские лютеране, как и все советские немцы, подверглись преследованиям и были выселены в Сибирь и Казахстан. После освобождения Гродно в 1944 году в кирхе разместили архив. И лишь в 1995 году власти передали здание в безвозмездную аренду возрожденной лютеранской общине.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Дальнейшее противостояние лютеран и реформатов в Германии
В 1640 году курфюрстом Бранденбурга стал Фридрих Вильгельм I. Сын кальвинистской принцессы Елизаветы Шарлотты Пфальцской, он получил образование в Нидерландах. Став правителем, Фридрих Вильгельм поощрял иммиграцию на подвластные ему земли гугенотов, преследования которых возобновились во Франции в XVII веке (в итоге к началу XVIII они составляли четверть населения Берлина). Курфюрст пытался и законодательно примирить лютеран с реформатами, для чего он в том числе издал Эдикт о толерантности (de:Toleranzedikt (Brandenburg)). С другой стороны, начались преследования ревностных лютеран, например известный гимнограф Пауль Герхардт был отстранён от своей должности в столичной церкви и отправлен в провинцию.
Преемники Фридриха Вильгельма продолжили его курс, и в 1817 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии, что вызвало формирование движения старолютеран и эмиграции их из Германии, в том числе в Северную Америку и Россию.
В самой же Германии уния постепенно распространялась на территории, вновь включаемые в состав Германской империи. Современная Евангелическая церковь Германии, крупнейшее объединение протестантских деноминаций в ФРГ, является унионистским объединением лютеран и реформатов.
Возрожденная из небытия
Так выглядит зал кирхи в Гродно сейчас. А в 90-х храм был в аварийном состоянии. Принявший приход в 2009 году пастор Владимир Татарников рассказывал, что был в отчаянии. В советское время мебель и люстры из храма забрали в партийные кабинеты, вместо органа — проем в стене. На башне с часами не хватало 16-метрового шпиля, штукатурка обвалилась. Была утрачена вся информация о внутреннем убранстве.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Второй Шпейерский рейхстаг
Оригинальные витражи гродненской кирхи
Эти витражи на боковых стрельчатых окнах и старинный часовой механизм — все, что осталось из аутентичного интерьера гродненской кирхи. Остальные окна из цветного стекла были сделаны недавно, как, например, круглый узор с изображением Розы Лютера с сердечком и крестом. Чтобы воссоздать старый центральный витраж нужны документы и фотографии, которые, возможно, находятся в Польше и Германии.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Аугсбургское исповедание
Белорусско-немецкое культурное наследие
В 2012 году тогдашний посол ФРГ в Минске Кристоф Вайль побывал в Гродно и принял участие в торжественном богослужении, посвященном 100-летнему юбилею реконструкции местного лютеранского храма. Правительство Германии выделило 120 тысяч евро для восстановления прежнего вида кирхи, как объекта белорусско-немецкого культурного наследия.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Шмалькальденский союз и нюрнбергский религиозный мир
В 1531 году лютеранские князья, во главе с Саксонским и Гессенским, и свободные города, в ответ на религиозную политику императора Карла V, заключили на съезде в Шмалькальдене военный союз. К нему быстро начали присоединяться новые члены. Положение императора становилось критическим ввиду нападения турок. В 1532 году в Нюрнберге он заключил первый религиозный мир с протестантами на условиях сохранения за последними секуляризованного имущества до разрешения религиозного конфликта на соборе или рейхстаге. Князьями обещана помощь императору в борьбе против турок.
Помогали всем миром
Организацией помощи кирхе занимался немецкий фонд Густава Адольфа — Союз членов евангелическо-лютеранской церкви. Из Германии привезли люстры и скамейки. Нужный по размеру и звучанию орган постройки 1960 года нашли во Франкфурте-на-Майне. С доставкой инструмента помог Deutsche Bank Schenker. Реставрацию фасадов, установку нового главного шпиля и 9 крестов организовали власти и меценаты Гродно.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Смерть Лютера и Шмалькальденская война
В 1546 году скончался Лютер. Смерть была неожиданной и тяжелой. Через несколько месяцев император Карл V при поддержке папы Павла III начал решительную военную кампанию против вассалов Шмалькальденского союза. Император настаивал, что война ведется не по религиозным, а по политическим мотивам, против сепаратизма своих вассалов. После серии сражений, 24 апреля 1547 года в битве при Мюльберге императорские войска наголову разбили войска Шмалькальденского союза. По Виттенбергской капитуляции многие земельные владения проигравших перешли к союзникам Карла V.
Новая жизнь церкви святого Иоанна
Привезенный из Германии орган изменил жизнь лютеранского прихода и всего Гродно. Его звучание привлекло в общину новых людей. В кирхе проходят концерты и фестивали органной и камерной музыки, собирающие любителей прекрасного.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Аугсбургский Интерим
Успех католиков был недолгим. В 1548 году по поручению Карла V составлен компромиссный для сторон Аугсбургский Интерим, по которому лютеране должны признавать католическое богословие и иерархию, при этом дозволяя священникам оставаться женатыми, удержать секуляризованные земли, причащаться под двумя видами. На деле интерим не был воспринят ни католиками, ни протестантами. Император попытался принудить вассалов к принятию интерима силой, но потерпел неудачу.
Когда пойдут старинные часы?
Теперь главная забота гродненских лютеран — востановить старые церковные часы. Их механизм был установлен в кирхе в 1913 году. Сейчас он не действует, а на главной башне с новым шпилем остались только ржавые цифреблаты.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Пассауский договор и Аугсбургский религиозный мир
Общественное недовольство политикой императора в Германии воспользовалась Франция, опасавшаяся усиления могущества Карла V. В 1551 году лютеранские князья составили против императора тайный союз. Решающую роль в нём сыграл Мориц Саксонский, лютеранин, действовавший в Шмалькальденской войне на стороне Карла V. Саксонский герцог преследовал личные интересы, будучи далек от вопросов веры. Объединив силы, лютеранские князья объявили императору войну. Союзники заручились финансовой поддержкой Франции, за что князья уступали ей немецкие города, обещали избрать императором французского монарха или его ставленника. Застигнутый врасплох выдвинувшимися лютеранскими и французскими войсками, император Карл V заключил в 1552 году мирный договор в Пассау на условиях протестантских князей. По договору интерим был отменен, провозглашена свобода аугсбургского исповедания, амнистированы протестанты, изгнанные во время Шмалькальденской войны. Лютеране получили религиозную свободу. Аугсбургским сеймом 1555 года подтверждены условия мира, а право устанавливать веру предоставлялось князьям. Вера вассала определяла веру его подданных, политические права католиков и протестантов уравнивались. Германия раскололась на преимущественно лютеранский Север и католический Юг.
Как одна семья
Небольшая гродненская община лютеран встречает Рождество как одна семья. Потомков местных немцев в ней почти не осталось. Но к празднику прихожане обязательно готовят традиционные немецкие угощения — штолен (кекс с изюмом и пряностями) и глинтвейн, а богослужения проходят с обязательными вкраплениями немецкого языка. В канун Рождества состоится концерт детей из воскресной школы при кирхе.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации
Итоги религиозной борьбы и Тридцатилетняя война
Аугсбургский религиозный мир, узаконивший протестантизм, не принёс немцам мира. Религиозное единство католической Европы было разрушено. Не прекращались споры о новом учении внутри лагеря протестантов и столкновения с католиками. В 1606-1607 гг. в городе Донаувёрт произошло нападения горожан-протестантов на католических монахов. По императорскому указу город был захвачен, жителей стали насильно обращать в католичество. Князья противоборствующих лагерей поочередно создали военные союзы.
Религиозный конфликт наконец вылился в масштабную войну, продлившуюся с 1618 по 1648 год. Военный конфликт начался как междоусобица немецких князей, но впоследствии затронул всю Европу, выразив недовольство влиянием Габсбургов. Германия перенесла национальную катастрофу. Число погибших в Тридцатилетней войне превзошло все войны прошлого, в относительном выражении. Более всего пострадало мирное население Европы. Голод и эпидемии, вызванные боевыми столкновениями, опустошили империю и вызвали невиданный упадок. Так, в южной части страны погибли две трети населения.
В 1648 году заключен Вестфальский мир. Среди прочего признано равноправие кальвинизма и лютеранства; подтверждена религиозная свобода князей в своих землях, кроме владений Габсбургов; провозглашена веротерпимость.
В год Лютера
С 31 октября лютеранская община гродненцев включилась в празднование 500-летнего юбилея Реформации. В кирхе пройдут праздничные богослужения, музыкальные встречи, на которые приглашены органисты и хоры из Германии. Немецкие и белорусские дети обменяются своими рисунками, выйдет книга гродненских историков о вкладе лютеран в инфраструктуру Гродно и всей Беларуси.
Распространение протестантизма в европейских странах
Швеция.
Король Густав Ваза, восприняв взгляды проповедников братьев Петерсон, взял курс на Реформацию. В 1527 году государственной религией Швеции становится лютеранство. Влияние протестантизма распространяется на подконтрольную шведам Финляндию.
Дания.
Последовательное усиление протестантов привело к объявлению лютеранства в 1536 году государственной религией при короле Кристиане III. Протестантизм воспринимает подвластная датскому монарху Исландия и Норвегия.
Пруссия.
Страной владел Тевтонский орден. В 1525 году гроссмейстер ордена Альбрехт Ансбахский принимает протестантизм, и обращает земли ордена в герцогство.
Прибалтика.
В 1561 году Готхард Кетлер, предводитель того же ордена в Ливонии, основывает из орденских владений герцогство. Шведский протестантизм распространяется в Эстонии.
Дробление протестантских движений. Кальвинизм
Индия
В XVIII веке лютеранский миссионер Бартоломей Цигенбальг проповедует в Индии.
XX век.
Сегодня лютеране представляют экуменический актив планеты, занимая видное место во Всемирном совете церквей. В 1992 году в финском Порвоо представители 12 либеральных лютеранских и англиканских общин заключили унию.
Кол-во блоков: 40 | Общее кол-во символов: 40072
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31.10.1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви Всех Святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Католической доктрине (см. Католицизм), согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны католической Церкви, обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения.
Распространению Лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.
В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После 2-й мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек.
Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет, в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.
Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении (см. Экуменизм), являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.
Лютеранство в России
В конце 1950-х годах большинство финнов- ингерманландцев сумело вернуться в Ленинградскую область. В Нарве и Петрозаводске были созданы приходы Эстонской церкви с богослужением на финском языке. В 1977 году зарегистрирована община в городе Пушкин. С распадом СССР Ингерманландская лютеранская церковь - Церковь Ингрии стала самостоятельной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лютеране стали активно помогать своим единоверцам в России.
Помимо Церкви Ингрии, консервативное Лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.
Особенности вероучения
Основные принципы Лютеранства и протестантизма в целом сводятся к 3 положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.
Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в Лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами (католическое учение о чистилище отвергается). В Лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа. Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа (c Filioque). Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению. Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение - дар Бога, который ничем нельзя заслужить - ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т. е. принимается принцип Божия монергизма (в отличие от православного синергизма - признания соработничества Бога и человека в деле спасения человека). Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блж. Августина с Пелагием (см. Пелагианство), является разделение всего содержания Библии на Закон (то, что Бог требует от людей) и Евангелие (то, что Бог обещает людям).
Пасторы во многих лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Кандидаты в пасторы должны иметь специальное образование и призвание к служению. В конце XX - начале XXI века в либеральных лютеранских церквах распространилась практика рукоположения в пасторы женщин, а затем - и возведения их в епископское достоинство. В России единственной протестантской Церковью (помимо методистов), признающей женское священство, является ЕЛЦ. В наиболее либеральных лютеранских сообществах получила распространение практика благословения т. н. однополых браков. В 2005 году после решения Евангелическо-лютеранской церкви Швеции о допустимости таких благословений ряд консервативных пасторов вышли из подчинения архиепископа церкви Швеции; РПЦ разорвала все контакты с этой Церковью.
В Лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.
Богослужебная практика
В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии оргáна лежит в основе связанной с Лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
К 1519 г. кардинально разошелся во взглядах с католической церковью и сформулировал свою позицию в программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. В 1521 г. он отверг требования отречься от своего учения, за что императором был осужден как еретик, а годом раньше папа отлучил его от церкви. Во время Крестьянской войны (1524-1526 гг.) Лютер не только не поддержал восстание, но и выступил с резким его осуждением, призвав власти к его подавлению. Последние годы жизни тяжело болел и скончался в 1546 г.
95 тезисов об индульгенциях
Соотношение духовной и светской власти.
Государство. М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.
Право. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.
О лютеранстве слышали многие из нас. Некоторые даже знают, что это вероисповедание имеет давнюю историю, относится к христианской религии и распространено в Германии и скандинавских странах. Но в чем его суть?
Почему лютеранство носит такое название и чем оно отличается от основных догматов христианской церкви?
Что такое лютеранство?
Спустя три года после публикации тезисов – Лютера отлучили от католической церкви, после чего в Германии началось мощное реформаторское движение. Оно продолжалось и после смерти богослова, сопровождаясь войнами между католиками и протестантами.
Несмотря на то что в 1563 году на Тридентском соборе лютеранство было признано расколом церкви, со временем оно распространилось по многим странам Европы, а затем и по всему миру.
Кто такие лютеране?
Лютеранами называют сторонников учения Мартина Лютера. На сегодняшний день его религию исповедуют свыше 85 миллионов человек. Исторические и географические препоны не позволяют им соединиться в общую церковь, поэтому вероучение до сих пор разделяют между собой несколько церковных объединений.
Самой крупной деноминацией лютеран считается Церковь Швеции, в которую входят почти 7 миллионов человек. В России лютеранство существовало с XVI века до 1938 года, затем было полностью уничтожено, но спустя 10 лет восстановилось в Латвии, где стало первой лютеранской церковью Советского Союза.
Что исповедуют лютеране?
Как и другие христиане, лютеране верят в единого истинного Бога, существующего в трех ипостасях, и чтят Библию, однако признают всего лишь два таинства – Причастие и Крещение.
В основе вероучения лежат пять постулатов, которые сформулированы посредством кратких лозунгов.
Читайте также: