Сообщение о лютеранстве история 7 класс

Обновлено: 16.05.2024

Лютеранская Церковь возникает в процессе Реформации XVI века. Средневековый немецкий богослов и церковный деятель Мартин Лютер (1483 – 1546) был одним из тех верующих, которые особенно остро переживали вопрос о своем спасении. После долгих и мучительных размышлений он пришел к основанному на Священном Писании выводу: никакими собственными усилиями и стараниями человек спастись не может. Человека спасает Сам Бог во Христе. Спасает без всяких предпосылок и условий, лишь по Своей бесконечной милости.

Мартин Лютер (1483 – 1546)

Это его открытие потрясло и вдохновило многих его современников. Внутри западной средневековой Церкви стремительно формируется партия его сторонников, которые желают обновить церковное вероучение и проповедь. Сам Лютер не стремился к отделению от существующей Церкви и созданию новой. Его единственной целью было, чтобы в Церкви – какими бы ни были ее внешние структуры, традиции и формы – свободно звучала весть о спасении. Однако в силу исторических причин раскол оказался неизбежен. Одним из его следствий стало возникновение лютеранских Церквей.

Поместные лютеранские Церкви, каждая из которых является независимой, наиболее распространены сейчас в Германии, Скандинавии, Балтии, США. Много лютеран в Латинской Америке и Африке. Всего в мире около 75 млн. лютеран. Большинство лютеранских Церквей объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию. Лютеранская Церковь находится в полном церковном общении с реформатской (кальвинистской, пресвитерианской) и с целым рядом других протестантских Церквей, сохранивших верность традиционным принципам Реформации. Лютеранские богословы ведут заинтересованный и плодотворный диалог с представителями Православия.

Руководитель Отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии епископ Мартин Шиндехютте (слева) и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриарха Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион на двухсторонних богословских собеседованиях в декабре 2012 года

Огромен вклад лютеранской Церкви в развитие богословия, в мировую и российскую культуру. Альбрехт Дюрер, Иоганн Себастьян Бах, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Вильгельм Кюхельбекер, Пауль Тиллих, Дитрих Бонхёффер – вот лишь некоторые знаменитые имена.

Экономическое благополучие и политические успехи современного Запада многие исследователи связывают именно с этикой Реформации, ценящей трудолюбие, ответственность, честность, следование долгу, заботу о ближних, умение твердо стоять на своих ногах, но осуждающей излишнюю роскошь.

Лютеранская Реформация

Начало лютеранской Реформации в Германии

Считается, что лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Вскоре в 1520 Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. Позднее уже целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпеере в 1529 и получили название протестантов. Однако в том же году в результате Марбургского диспута обнаружились противоречия внутри протестантского лагеря между лютеранами и кальвинистами. В 1530 лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага. Тогда лютеранские князья Саксонии и Гессена в 1531 году образуют Шмалькальденский союз. Смерть Мартина Лютера становится удобным поводом для развязывания Шмалькальденской войны, в результате которой лютеране терпят поражение. В 1548 следует Аугсбургское временное постановление — временное перемирие с католиками, которое закрепляет основные догматы католической церкви, делая незначительные уступки протестантам (необязательность целибата для пасторов и разрешение причастия под двумя видами). За Аугсбургским Интеримом последовал Лейпцигский, подписанный Филиппом Меланхтоном. Однако деятельность герцога Морица позволила заключить Аугсбургский мир (1555), легализовавший лютеран в Священной Римской империи.

Лютеранская Реформация в Скандинавии и Прибалтике

Тем временем в 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия (включая Выборг).

В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.

В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В том же году шведское лютеранство пустило свои корни в Эстонии.

Контрреформация

Завершившийся в 1563 году Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.

Религиозные войны XVII века

XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.

Подарок короля

Сегодня церковь святого Иоанна в Гродно выглядит такой, какой она была 100 лет назад после ремонта 1912 года. Но кирхе, памятнику архитектуры республиканского значения, уже более двух веков. В 1793 году польский король Станислав Август Понятовский пожаловал под корчму дом с землей на Городнице немцам-лютеранам, работавшим на королевских мануфактурах. Эту корчму и перестроили позднее в кирху.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Вормсский эдикт

Избранный в 1519 году император Карл поддержал католический Рим. Вормсским эдиктом 1521 Лютера объявили еретиком. Запрещалось издание, распространение и чтение его трудов. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый покровительствовал Лютеру, скрыв его от преследования в уединенном имении. Пользуясь удобной возможностью, Лютер занялся переводом Нового Завета.
Война с французами отвлекла внимание императора от внутригосударственных проблем, благодаря чему новое движение приобретало массовый характер. В отсутствие основателя движения, протестантов Виттенберга возглавил Меланхтон. В 1521 году он доступным языком изложил и издал систему учения протестантизма. В 1522 Лютер публикует немецкий перевод Нового Завета. Монахи покидали монастыри, заводили семьи, устраивались на мирскую работу, женились священники. Лютеру пришлось успокаивать радикальных сторонников реформ в Виттенберге. Протест перерос в народное восстание, начались т.н. Крестьянские войны.

Одна из четырех уцелевших, отданная лютеранам

Такой была лютеранская кирха до ремонта в начале 21-го века. Во Вторую мировую храм чудом уцелел, утратив главный шпиль. А гродненские лютеране, как и все советские немцы, подверглись преследованиям и были выселены в Сибирь и Казахстан. После освобождения Гродно в 1944 году в кирхе разместили архив. И лишь в 1995 году власти передали здание в безвозмездную аренду возрожденной лютеранской общине.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Дальнейшее противостояние лютеран и реформатов в Германии

В 1640 году курфюрстом Бранденбурга стал Фридрих Вильгельм I. Сын кальвинистской принцессы Елизаветы Шарлотты Пфальцской, он получил образование в Нидерландах. Став правителем, Фридрих Вильгельм поощрял иммиграцию на подвластные ему земли гугенотов, преследования которых возобновились во Франции в XVII веке (в итоге к началу XVIII они составляли четверть населения Берлина). Курфюрст пытался и законодательно примирить лютеран с реформатами, для чего он в том числе издал Эдикт о толерантности (de:Toleranzedikt (Brandenburg)). С другой стороны, начались преследования ревностных лютеран, например известный гимнограф Пауль Герхардт был отстранён от своей должности в столичной церкви и отправлен в провинцию.

Преемники Фридриха Вильгельма продолжили его курс, и в 1817 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии, что вызвало формирование движения старолютеран и эмиграции их из Германии, в том числе в Северную Америку и Россию.

В самой же Германии уния постепенно распространялась на территории, вновь включаемые в состав Германской империи. Современная Евангелическая церковь Германии, крупнейшее объединение протестантских деноминаций в ФРГ, является унионистским объединением лютеран и реформатов.

Возрожденная из небытия

Так выглядит зал кирхи в Гродно сейчас. А в 90-х храм был в аварийном состоянии. Принявший приход в 2009 году пастор Владимир Татарников рассказывал, что был в отчаянии. В советское время мебель и люстры из храма забрали в партийные кабинеты, вместо органа — проем в стене. На башне с часами не хватало 16-метрового шпиля, штукатурка обвалилась. Была утрачена вся информация о внутреннем убранстве.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Второй Шпейерский рейхстаг

Оригинальные витражи гродненской кирхи

Эти витражи на боковых стрельчатых окнах и старинный часовой механизм — все, что осталось из аутентичного интерьера гродненской кирхи. Остальные окна из цветного стекла были сделаны недавно, как, например, круглый узор с изображением Розы Лютера с сердечком и крестом. Чтобы воссоздать старый центральный витраж нужны документы и фотографии, которые, возможно, находятся в Польше и Германии.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Аугсбургское исповедание

Белорусско-немецкое культурное наследие

В 2012 году тогдашний посол ФРГ в Минске Кристоф Вайль побывал в Гродно и принял участие в торжественном богослужении, посвященном 100-летнему юбилею реконструкции местного лютеранского храма. Правительство Германии выделило 120 тысяч евро для восстановления прежнего вида кирхи, как объекта белорусско-немецкого культурного наследия.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Шмалькальденский союз и нюрнбергский религиозный мир

В 1531 году лютеранские князья, во главе с Саксонским и Гессенским, и свободные города, в ответ на религиозную политику императора Карла V, заключили на съезде в Шмалькальдене военный союз. К нему быстро начали присоединяться новые члены. Положение императора становилось критическим ввиду нападения турок. В 1532 году в Нюрнберге он заключил первый религиозный мир с протестантами на условиях сохранения за последними секуляризованного имущества до разрешения религиозного конфликта на соборе или рейхстаге. Князьями обещана помощь императору в борьбе против турок.

Помогали всем миром

Организацией помощи кирхе занимался немецкий фонд Густава Адольфа — Союз членов евангелическо-лютеранской церкви. Из Германии привезли люстры и скамейки. Нужный по размеру и звучанию орган постройки 1960 года нашли во Франкфурте-на-Майне. С доставкой инструмента помог Deutsche Bank Schenker. Реставрацию фасадов, установку нового главного шпиля и 9 крестов организовали власти и меценаты Гродно.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Смерть Лютера и Шмалькальденская война

В 1546 году скончался Лютер. Смерть была неожиданной и тяжелой. Через несколько месяцев император Карл V при поддержке папы Павла III начал решительную военную кампанию против вассалов Шмалькальденского союза. Император настаивал, что война ведется не по религиозным, а по политическим мотивам, против сепаратизма своих вассалов. После серии сражений, 24 апреля 1547 года в битве при Мюльберге императорские войска наголову разбили войска Шмалькальденского союза. По Виттенбергской капитуляции многие земельные владения проигравших перешли к союзникам Карла V.

Новая жизнь церкви святого Иоанна

Привезенный из Германии орган изменил жизнь лютеранского прихода и всего Гродно. Его звучание привлекло в общину новых людей. В кирхе проходят концерты и фестивали органной и камерной музыки, собирающие любителей прекрасного.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Аугсбургский Интерим

Успех католиков был недолгим. В 1548 году по поручению Карла V составлен компромиссный для сторон Аугсбургский Интерим, по которому лютеране должны признавать католическое богословие и иерархию, при этом дозволяя священникам оставаться женатыми, удержать секуляризованные земли, причащаться под двумя видами. На деле интерим не был воспринят ни католиками, ни протестантами. Император попытался принудить вассалов к принятию интерима силой, но потерпел неудачу.

Когда пойдут старинные часы?

Теперь главная забота гродненских лютеран — востановить старые церковные часы. Их механизм был установлен в кирхе в 1913 году. Сейчас он не действует, а на главной башне с новым шпилем остались только ржавые цифреблаты.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Пассауский договор и Аугсбургский религиозный мир

Общественное недовольство политикой императора в Германии воспользовалась Франция, опасавшаяся усиления могущества Карла V. В 1551 году лютеранские князья составили против императора тайный союз. Решающую роль в нём сыграл Мориц Саксонский, лютеранин, действовавший в Шмалькальденской войне на стороне Карла V. Саксонский герцог преследовал личные интересы, будучи далек от вопросов веры. Объединив силы, лютеранские князья объявили императору войну. Союзники заручились финансовой поддержкой Франции, за что князья уступали ей немецкие города, обещали избрать императором французского монарха или его ставленника. Застигнутый врасплох выдвинувшимися лютеранскими и французскими войсками, император Карл V заключил в 1552 году мирный договор в Пассау на условиях протестантских князей. По договору интерим был отменен, провозглашена свобода аугсбургского исповедания, амнистированы протестанты, изгнанные во время Шмалькальденской войны. Лютеране получили религиозную свободу. Аугсбургским сеймом 1555 года подтверждены условия мира, а право устанавливать веру предоставлялось князьям. Вера вассала определяла веру его подданных, политические права католиков и протестантов уравнивались. Германия раскололась на преимущественно лютеранский Север и католический Юг.

Как одна семья

Небольшая гродненская община лютеран встречает Рождество как одна семья. Потомков местных немцев в ней почти не осталось. Но к празднику прихожане обязательно готовят традиционные немецкие угощения — штолен (кекс с изюмом и пряностями) и глинтвейн, а богослужения проходят с обязательными вкраплениями немецкого языка. В канун Рождества состоится концерт детей из воскресной школы при кирхе.


Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации

Итоги религиозной борьбы и Тридцатилетняя война

Аугсбургский религиозный мир, узаконивший протестантизм, не принёс немцам мира. Религиозное единство католической Европы было разрушено. Не прекращались споры о новом учении внутри лагеря протестантов и столкновения с католиками. В 1606-1607 гг. в городе Донаувёрт произошло нападения горожан-протестантов на католических монахов. По императорскому указу город был захвачен, жителей стали насильно обращать в католичество. Князья противоборствующих лагерей поочередно создали военные союзы.
Религиозный конфликт наконец вылился в масштабную войну, продлившуюся с 1618 по 1648 год. Военный конфликт начался как междоусобица немецких князей, но впоследствии затронул всю Европу, выразив недовольство влиянием Габсбургов. Германия перенесла национальную катастрофу. Число погибших в Тридцатилетней войне превзошло все войны прошлого, в относительном выражении. Более всего пострадало мирное население Европы. Голод и эпидемии, вызванные боевыми столкновениями, опустошили империю и вызвали невиданный упадок. Так, в южной части страны погибли две трети населения.
В 1648 году заключен Вестфальский мир. Среди прочего признано равноправие кальвинизма и лютеранства; подтверждена религиозная свобода князей в своих землях, кроме владений Габсбургов; провозглашена веротерпимость.

В год Лютера

С 31 октября лютеранская община гродненцев включилась в празднование 500-летнего юбилея Реформации. В кирхе пройдут праздничные богослужения, музыкальные встречи, на которые приглашены органисты и хоры из Германии. Немецкие и белорусские дети обменяются своими рисунками, выйдет книга гродненских историков о вкладе лютеран в инфраструктуру Гродно и всей Беларуси.

Распространение протестантизма в европейских странах

Швеция.
Король Густав Ваза, восприняв взгляды проповедников братьев Петерсон, взял курс на Реформацию. В 1527 году государственной религией Швеции становится лютеранство. Влияние протестантизма распространяется на подконтрольную шведам Финляндию.
Дания.
Последовательное усиление протестантов привело к объявлению лютеранства в 1536 году государственной религией при короле Кристиане III. Протестантизм воспринимает подвластная датскому монарху Исландия и Норвегия.
Пруссия.
Страной владел Тевтонский орден. В 1525 году гроссмейстер ордена Альбрехт Ансбахский принимает протестантизм, и обращает земли ордена в герцогство.
Прибалтика.
В 1561 году Готхард Кетлер, предводитель того же ордена в Ливонии, основывает из орденских владений герцогство. Шведский протестантизм распространяется в Эстонии.

Дробление протестантских движений. Кальвинизм

Индия

В XVIII веке лютеранский миссионер Бартоломей Цигенбальг проповедует в Индии.
XX век.
Сегодня лютеране представляют экуменический актив планеты, занимая видное место во Всемирном совете церквей. В 1992 году в финском Порвоо представители 12 либеральных лютеранских и англиканских общин заключили унию.

Кол-во блоков: 40 | Общее кол-во символов: 40072
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Тра­диционной да­той на­ча­ла Ре­фор­ма­ции в Ев­ро­пе счи­та­ет­ся 31.10.1517 года, ко­гда Лю­тер, ка­то­лический мо­нах-ав­гу­сти­нец и профессор Вит­тен­берг­ско­го университета, вы­ве­сил на две­рях церкви Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге свои 95 те­зи­сов про­тив зло­упот­реб­ле­ний ин­дуль­ген­ция­ми. Ка­то­лической док­три­не (см. Ка­то­ли­цизм), со­глас­но ко­то­рой для спа­се­ния ду­ши в чис­ле дру­го­го тре­бо­ва­лось со­вер­ше­ние бла­го­чес­ти­вых дел, Лю­тер про­ти­во­пос­та­вил уче­ние о спа­се­нии толь­ко ве­рой (лат. sola fide). Ни­кто из греш­ных лю­дей, со­глас­но Лю­те­ру, не в со­стоя­нии вы­пол­нить все за­по­ве­ди, дан­ные Бо­гом, ни­ка­кие тру­ды не спо­соб­ны ис­ку­пить че­ло­ве­че­ские гре­хи. Их ис­ку­пил Сам Иисус Хри­стос че­рез му­че­ни­че­скую смерть на Гол­го­фе. Тем са­мым ста­ло воз­мож­но оп­рав­да­ние греш­ных лю­дей пе­ред Бо­гом: от­ны­не че­ло­век, ис­крен­не ве­рую­щий в Трои­цу и, в ча­ст­но­сти, во Хри­ста как сво­его Ис­ку­пи­те­ля, по­лу­ча­ет оп­рав­да­ние, а с ним и веч­ное спа­се­ние. Пре­сле­до­ва­ния Лю­те­ра со сто­ро­ны ка­то­лической Церк­ви, об­ви­не­ние его в ере­си вы­зва­ли со­чув­ст­вие оп­по­зи­ци­он­ных пап­ст­ву сил и спро­во­ци­ро­ва­ли дви­же­ние за ре­фор­му Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Ока­зав­шись пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью обос­но­вать свою по­зи­цию, Лю­тер под­верг пе­ре­смот­ру многие по­ло­же­ния средневекового ка­то­ли­циз­ма, не на­хо­див­шие, по его мне­нию, обос­но­ва­ния в Биб­лии. Фак­ти­че­ски был про­воз­гла­шён при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния над Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем и от­верг­ну­та по­сред­ни­че­ская роль Церк­ви в де­ле спа­се­ния.

Рас­про­стра­не­нию Лютеранства спо­соб­ст­во­ва­ла и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность, од­на­ко у лю­те­ран она все­гда бы­ла ме­нее ак­тив­ной, чем у других про­тес­тан­тов. В XIX веке мис­сио­нер­ст­вом за­ни­ма­лись в основном пие­ти­сты (мис­сио­не­ров го­то­вил университет Гал­ле). Мис­сио­не­ры ра­бо­та­ли в Ин­дии, Аф­ри­ке, Ост-Ин­дии и Ки­тае. Осо­бен­но эф­фек­тив­ной их дея­тель­ность ока­за­лась в Ин­дии, Эфио­пии, Ин­до­не­зии, Тан­за­нии и Ке­нии, где воз­ник­ли мно­го­чис­лен­ные, ди­на­мич­но рас­ту­щие церк­ви.

В 1923 году об­ра­зо­ва­на Все­мир­ная лю­те­ран­ская кон­вен­ция (ВЛК). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны церк­ви - чле­ны ВЛК со­труд­ни­ча­ли в ока­за­нии по­мо­щи по­стра­дав­шим в хо­де вой­ны в Ев­ро­пе. В 1947 году ВЛК бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на во Все­мир­ную лю­те­ран­скую фе­де­ра­цию (ВЛФ). 90% всех лю­те­ран при­над­ле­жат к церк­вам - чле­нам ВЛФ. Об­щее их чис­ло (2008) - свыше 70 млн. человек.

Круп­ней­шим объ­е­ди­не­ни­ем кон­сер­ва­тив­ных лю­те­ран яв­ля­ет­ся соз­дан­ный в 1993 году Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, в ко­то­рый вхо­дят 30 церк­вей-чле­нов (2007). Они объ­е­ди­ня­ют около 3,45 млн. человек. В 1993 году бы­ла ос­но­ва­на Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция, ве­ду­щую роль в ко­то­рой иг­ра­ет Лю­те­ран­ская цер­ковь - Вис­кон­син­ский си­нод. По не­офи­ци­аль­но­му пра­ви­лу ка­ж­дая вновь воз­ник­шая лю­те­ран­ская цер­ковь мо­жет счи­тать­ся за­кон­ной толь­ко при ус­ло­вии её при­зна­ния од­ним из трёх объ­е­ди­не­ний (ВЛФ, Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция). В начале XXI века про­дол­жа­ет­ся рост чис­ла лю­те­ран в Азии, Аф­ри­ке и Латинской Аме­ри­ке, спад - в Ев­ро­пе и Северной Аме­ри­ке.

Мно­гие лю­те­ран­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в эку­ме­ническом дви­же­нии (см. Эку­ме­низм), яв­ля­ют­ся чле­на­ми Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. Важ­ное ме­сто в жиз­ни лю­те­ран­ских церк­вей за­ни­ма­ют со­ци­аль­ное слу­же­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность, в т. ч. осу­ще­ст­в­ляе­мые совместно с пред­ста­ви­те­ля­ми других про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций.

Лю­те­ран­ст­во в Рос­сии

В конце 1950-х годах боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев су­ме­ло вер­нуть­ся в Ле­нин­град­скую область. В Нар­ве и Пет­ро­за­вод­ске бы­ли соз­да­ны при­хо­ды Эстонской церк­ви с бо­го­слу­же­ни­ем на финском язы­ке. В 1977 году за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на об­щи­на в городе Пуш­кин. С рас­па­дом СССР Ин­гер­ман­ланд­ская лю­те­ран­ская цер­ковь - Цер­ковь Ин­грии ста­ла са­мо­стоя­тель­ной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лю­те­ра­не ста­ли ак­тив­но по­мо­гать сво­им еди­но­вер­цам в Рос­сии.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Лютеранство в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды ко­то­рой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эстонской лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Осо­бен­но­сти ве­ро­уче­ния

Основные прин­ци­пы Лютеранства и про­тес­тан­тиз­ма в це­лом сво­дят­ся к 3 по­ло­же­ни­ям: ис­клю­чи­тель­ный ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­сколь­ку толь­ко че­рез Сло­во Бо­жие че­ло­век при­хо­дит к ве­ре; дос­ти­же­ние спа­се­ния лич­ной ве­рой; свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от­ри­ца­ние ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ка для спа­се­ния че­ло­ве­ка.

По­ни­ма­ние Пре­свя­той Трои­цы, Ии­су­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия, ро­ж­дён­но­го от Де­вы Ма­рии, уче­ние о рае и аде в Лютеранстве сов­па­да­ют с об­ще­хри­сти­ан­ски­ми взгля­да­ми (ка­то­лическое уче­ние о чис­ти­ли­ще от­вер­га­ет­ся). В Лютеранстве де­ла­ет­ся ак­цент на ис­ку­пи­тель­ном под­ви­ге Ии­су­са Хри­ста. Лю­те­ра­не при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ци­он­но­го для западного хри­сти­ан­ст­ва уче­ния об ис­хо­ж­де­нии Свя­то­го Ду­ха (c Filioque). Лютеранство при­зна­ёт уче­ние о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию, но, в от­ли­чие от каль­ви­низ­ма, от­вер­га­ет пре­до­пре­де­ле­ние к осу­ж­де­нию. Пол­но­стью от­ри­ца­ет­ся в лю­те­ран­ской тео­ло­гии уча­стие сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка в спа­се­нии: спа­се­ние - дар Бо­га, ко­то­рый ни­чем нель­зя за­слу­жить - ни ас­ке­зой, ни мо­лит­вой, ни до­б­ры­ми де­ла­ми, т. е. при­ни­ма­ет­ся прин­цип Бо­жия мо­нер­гиз­ма (в от­ли­чие от пра­во­слав­но­го си­нер­гиз­ма - при­зна­ния со­ра­бот­ни­че­ст­ва Бо­га и че­ло­ве­ка в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка). Спе­ци­фи­че­ски лю­те­ран­ским, хо­тя и вос­хо­дя­щим к по­ле­ми­ке блж. Ав­гу­сти­на с Пе­ла­ги­ем (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во), яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние все­го со­дер­жа­ния Биб­лии на За­кон (то, что Бог тре­бу­ет от лю­дей) и Еван­ге­лие (то, что Бог обе­ща­ет лю­дям).

Пас­то­ры во мно­гих лю­те­ран­ских церк­вах из­би­ра­ют­ся и ос­та­ют­ся в са­не по­жиз­нен­но. Кан­ди­да­ты в пас­то­ры долж­ны иметь специальное об­ра­зо­ва­ние и при­зва­ние к слу­же­нию. В конце XX - начале XXI века в ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских церк­вах рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка ру­ко­по­ло­же­ния в пас­то­ры жен­щин, а за­тем - и воз­ве­де­ния их в епи­скоп­ское дос­то­ин­ст­во. В Рос­сии един­ст­вен­ной про­тес­тант­ской Цер­ко­вью (по­ми­мо ме­то­ди­стов), при­знаю­щей жен­ское свя­щен­ст­во, яв­ля­ет­ся ЕЛЦ. В наи­бо­лее ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских со­об­ще­ст­вах по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка бла­го­сло­ве­ния т. н. од­но­по­лых бра­ков. В 2005 году по­сле ре­ше­ния Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ской церк­ви Шве­ции о до­пус­ти­мо­сти та­ких бла­го­сло­ве­ний ряд кон­сер­ва­тив­ных пас­то­ров вы­шли из под­чи­не­ния ар­хи­епи­ско­па церк­ви Шве­ции; РПЦ ра­зо­рва­ла все кон­так­ты с этой Цер­ко­вью.

В Лютеранстве от­сут­ст­ву­ет еди­ный тип цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: в различных церк­вах при­сут­ст­ву­ют епи­ско­паль­ные, пре­сви­те­ри­ан­ские и кон­гре­га­цио­наль­ные фор­мы. Гла­ва­ми церк­вей мо­гут быть ар­хи­епи­ско­пы, епи­ско­пы, ге­не­раль­ные су­пер­ин­тен­дан­ты или пре­зи­ден­ты. Де­ла­ми церк­вей управ­ля­ют си­но­ды, в со­став ко­то­рых вхо­дят как свя­щен­но­слу­жи­те­ли, так и ми­ря­не. Ка­ж­дая Цер­ковь соз­да­ёт своё ка­но­ническое пра­во, но не счи­та­ет его един­ст­вен­но вер­ным и то­ле­рант­но от­но­сит­ся к ка­но­ническому пра­ву других церк­вей.

Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка

В ли­тур­гии центральное ме­сто от­во­дит­ся Ев­ха­ри­стии (ес­ли она со­вер­ша­ет­ся в этот день), но важ­на и про­по­ведь Сло­ва Бо­жия. По­ют­ся гим­ны, чи­та­ют­ся мо­лит­вы и от­рыв­ки из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, стро­го оп­ре­де­лён­ные на ка­ж­дый день. Зна­чительная часть служ­бы от­во­дит­ся об­ще­му хо­ро­во­му пе­нию. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на национальных язы­ках. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом оп­рав­да­ния толь­ко ве­рой от­вер­га­ют­ся цер­ков­ные мо­лит­вы за умер­ших и не при­зна­ёт­ся воз­мож­ность за­ступ­ни­че­ст­ва свя­тых пе­ред Бо­гом. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­жи­га­ют­ся све­чи, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся ла­дан. Пас­то­ры и епи­ско­пы на­де­ва­ют осо­бые об­ла­че­ния (в скандинавских церк­вах об­ла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей очень близ­ки к ка­то­ли­че­ским). В церк­ви име­ет­ся ал­тарь, одоб­ря­ет­ся на­ли­чие жи­во­пис­ных изо­бра­же­ний. По­кло­не­ние мо­щам и ико­нам от­вер­га­ет­ся. Ис­поль­зо­ва­ние в лю­те­ран­ской ли­тур­гии ор­гá­на ле­жит в ос­но­ве свя­зан­ной с Лютеранством бо­га­тей­шей музыкальной тра­ди­ции (И. С. Бах и др.).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лютеранство. Идеи Мартина Лютера Выполнил учитель истории и обществознания Гр.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лютеранство. Идеи Мартина Лютера Выполнил учитель истории и обществознания Гр.

Мартин Лютер (1483-1546 гг.) родился в Саксонии, окончил университет, в 1512.


К 1519 г. кардинально разошелся во взглядах с католической церковью и сформул.

К 1519 г. кардинально разошелся во взглядах с католической церковью и сформулировал свою позицию в программных произведениях, которые благодаря развитию книгопечатания получили широкую известность. В 1521 г. он отверг требования отречься от своего учения, за что императором был осужден как еретик, а годом раньше папа отлучил его от церкви. Во время Крестьянской войны (1524-1526 гг.) Лютер не только не поддержал восстание, но и выступил с резким его осуждением, призвав власти к его подавлению. Последние годы жизни тяжело болел и скончался в 1546 г.


95 тезисов об индульгенциях

95 тезисов об индульгенциях

Соотношение духовной и светской власти.

Соотношение духовной и светской власти.

Сама эта концепция не была новой, она была сформулирована еще в труде А. Авре.

Государство. М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятель.

Государство. М. Лютер считал, что государство есть создание разума, и деятельность христианского государства не может расходиться с интересами христианской церкви. Необходимость государства обусловлена греховной природой человека. Если бы человеческое общество состояло исключительно из истинных христиан, то это означало бы отсутствие необходимости в государстве, законах, наказаниях. Но так как христианский мир далек от этого, то и возникает потребность в государстве. При этом институты государственной власти освящены божественным авторитетом, поэтому подданные не имеют права на сопротивление власти.

Право.

Право. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от це.

Право. Этим высказыванием М. Лютер не только освободил светскую власть от церкви, но и мирское (гражданское) право от опеки канонического права. Однако он предупреждал, что мирское право не может учесть всего многообразия общественных коллизий, и поэтому не должно возводиться в абсолют. Светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, имуществом и вещами.


О лютеранстве слышали многие из нас. Некоторые даже знают, что это вероисповедание имеет давнюю историю, относится к христианской религии и распространено в Германии и скандинавских странах. Но в чем его суть?

Почему лютеранство носит такое название и чем оно отличается от основных догматов христианской церкви?

Что такое лютеранство?

Спустя три года после публикации тезисов – Лютера отлучили от католической церкви, после чего в Германии началось мощное реформаторское движение. Оно продолжалось и после смерти богослова, сопровождаясь войнами между католиками и протестантами.

Несмотря на то что в 1563 году на Тридентском соборе лютеранство было признано расколом церкви, со временем оно распространилось по многим странам Европы, а затем и по всему миру.

Кто такие лютеране?


Лютеранами называют сторонников учения Мартина Лютера. На сегодняшний день его религию исповедуют свыше 85 миллионов человек. Исторические и географические препоны не позволяют им соединиться в общую церковь, поэтому вероучение до сих пор разделяют между собой несколько церковных объединений.

Самой крупной деноминацией лютеран считается Церковь Швеции, в которую входят почти 7 миллионов человек. В России лютеранство существовало с XVI века до 1938 года, затем было полностью уничтожено, но спустя 10 лет восстановилось в Латвии, где стало первой лютеранской церковью Советского Союза.

Что исповедуют лютеране?

Как и другие христиане, лютеране верят в единого истинного Бога, существующего в трех ипостасях, и чтят Библию, однако признают всего лишь два таинства – Причастие и Крещение.

В основе вероучения лежат пять постулатов, которые сформулированы посредством кратких лозунгов.

Читайте также: