Сообщение о любой станции московского метрополитена

Обновлено: 20.05.2024

Московский метрополитен – не просто система общественного транспорта. Подземка столицы – это настоящий музей истории, архитектуры и искусства. Со своими арочными потолками, грандиозными люстрами и мраморными стенами станции московского метро считаются одними из самых красивых в мире. Вот наиболее интересные станции, которые вы обязательно должны посетить.

1. Комсомольская

Уникальный дизайн этой станции посвящен борьбе русского народа за независимость. Восемь больших потолочных мозаик из смальты и драгоценных камней изображают ключевые моменты истории страны. Бронзовые люстры и мраморные аркады подчеркивают элегантность сталинского ампира.

2. Площадь Революции

На этой уникальной станции находится 20 уникальных бронзовых скульптур (на самом деле их больше, но часть фигур в арочных проходах повторяется). Считается, что эти статуи могут исполнять желания. Именно здесь "живет" пес, чей нос помогает студентам на экзаменах, и матрос, у которого постоянно воруют наган на удачу.

3. Киевская

Стены этой светлой мраморной станции украшены богатыми фресками и мозаиками, изображающими отношения России и Украины со времен XVII века до событий 1917 года. Богатое оформление в стиле барокко напоминает настоящий дворец.

4. Новослободская

Ее отличительной особенностью являются цветные витражи в пилонах станции. Каждая панель из цветного стекла окружена замысловатой латунной рамкой и подсвечена изнутри.

5. Маяковская

Прекрасный образец сталинской архитектуры довоенных времен – триумф технологии и искусства. На этой станции впервые была использована авиационная сталь для отделки колонн. Многочисленные мозаики, расположенные в нишах сводчатого потолка, изображают популярные советские темы.

6. Театральная

Спроектированная, как дань искусству, эта красивая станция облицована рельефными пилонами и белым мрамором, спасенным из разрушенного Храма Христа Спасителя. Центральный зал украшен хрустальными светильниками. Сводчатый потолок украшен фарфоровыми рельефами, изображающими танцоров и музыкантов из семи советских республик.

7. Новокузнецкая

Мозаики, барельефы и литые бронзовые портреты изображают солдат Красной Армии и герои Отечественной войны. Оригинальные торшеры и мраморные скамейки, взятые из Храма Христа спасителя, подчеркивают роскошь станции. Потолок в центре зала украшен гигантскими люстрами.

8. Таганская

Стрельчатые ниши с керамическими панно на военную тему. В центральной части этих панелей изображены профили героев советской армии: моряков, танкистов и летчиков. Своеобразный крестовый свод пололка напоминает боярские палаты.

9. Арбатская

Эта станция олицетворяет любовь советской власти к барокко. Арочные потолки украшены керамическими букетами, декоративными люстрами из позолоченной бронзы и глазурованной плиткой. Пол станции выполнен из разноцветных гранитных плит, которые образуют своеобразный узор ковра.

10. Славянский бульвар

Эта современная станция не уступает в оформлении более ранним. Вдоль стен платформ стоят металлические деревья, оканчивающиеся фонарями. Стены украшены орнаментом из металлических ветвей и листьев и отделаны зеленым гранитом, благодаря чему станция становится похожа на настоящий бульвар.

Если вы захотите насладиться красотой станций московской подземки, приходите сюда рано утром или поздно вечером, чтобы избежать столпотворения. Заодно сделаете много классных фотографий.

Московское метро — подлинная хвалебная ода социализму. Красота станций славится на весь мир, а их роскошный декор должен повидать каждый посетитель этого уникального подземного города.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Первая линия метро была открыта в 1935 году, хотя планы строительства существовали еще до революции.

Первый план был отвергнут, однако в 1912 году было одобрено второе предложение. Первая мировая война, за которой последовала революция, задержали строительство, и оно началось лишь в 1931 году.

Каждый день московское метро перевозит в среднем 8,1 миллиона пассажиров, иными словами, это самая протяженная и напряженно работающая система метро. Не пропустите это поразительное творение рук человеческих - это и художественная галерея, и музей.

Наиболее интересные станции московского метро

Для отделки станции был применен серебристый, отливающий голубизной итальянский мрамор. Это единственная станция на первой очереди, открытой в 1935 году, для облицовки которой использовались импортные материалы. Своды центрального тоннеля обработаны кессонами квадратной формы, в то время как своды путевых тоннелей покрыты лепным рисунком. Путевые стены облицованы глазурованными плитками. В двухнедельный срок были уложены 3 тысячи квадратных метров мрамора, оштукатурено 20 тысяч квадратных метров, облицовано плитками несколько тысяч квадратных метров, не говоря уже об окраске, освещении и т.д.

Изначально на станции было двадцать арок, в каждой из которых установили по четыре скульптуры, представляющие историю Страны Советов - от революционных крестьян, рабочих и матросов до счастливых детей новой эпохи.

По проекту в нижних кессонах главного свода должны были расположиться фарфоровые барельефы с изображениями физкультурников, но в итоге приняли другую концепцию, и главной темой в оформлении станции стали народный танец и игра на музыкальных инструментах. Барельефы, изображающие танцующих и музицирующих представителей народов СССР в национальных одеждах, были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Из одиннадцати республик, входивших в 1938 году в состав СССР в барельефах представлены только семь: Грузия, Армения, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Россия. Неохваченными остались Таджикистан, Туркмения, Азербайджан и Киргизия.

Предлагалось несколько решений: надо было либо выключить на время канализацию и через водосток на Арбатской площади спустить сточные воды в Москву-реку, либо на протяжении 100 м будущего тоннеля переложить канализацию в металлические трубы. Моссовет отклонил оба варианта. Спустить нечистоты в Москву-реку хотя бы на несколько дней - в санитарном отношении недопустимо. Переложить коллектор на протяжении 100м - значит разрыть всю улицу и закрыть движение, по крайней мере, на несколько недель. Инженером Кульбахом был предложен оригинальный способ -перекладку коллектора производить не в специальных траншеях, а в тех же, в которых сооружались стены тоннеля. Работа была выполнена с высочайшей точностью и аккуратностью, коллектор, на протяжении 40 метров переложенный в металлические трубы, не пострадал. Улица все время была открыта для движения.

Строительство станции было закончено в рекордные сроки, и уже 31 января 1935 года она была отделана и сдана. В отделке станционного зала использованы белый, желтый, серый мрамор, черная керамическая плитка.

Долгое время на станции сохранялись последние на Московском метрополитене стрелочные интервальные часы. К сожалению, недавно они были демонтированы.

Вопреки распространенному мнению при облицовке станции не использовали мрамор от разрушенного храма Христа Спасителя, отделка должна была быть нарочито скромной: метлахская плитка (потом ее заменили уральским мрамором коелга), на полу - асфальт (вместо него в 1950-е годы положили в шахматном порядке красные и черные плиты выборгского гранита). Однако для того, чтобы построить новую станцию метро, на этом месте была снесена древняя московская церковь Сошествия Святого Духа, которая появилась еще до того, как вместо белогородских стен разбили бульвары.

В одном из первоначальных проектов на станции предусматривался выход на внутреннюю сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили по-другому: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом станции.

Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-1939 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

За все 75 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик.

Для украшения интерьера и удобства пассажиров в простенках между колонными секциями установили скамейки, оформленные ажурной ковкой в стиле модерн. Над ними смонтированы 12 витражей авторства Зураба Церетели. Тема оформления - Москва и малые города России, по которым любят путешествовать москвичи: Ростов, Новгород, Палех, Переславль-Залесский, Боголюбово, Ярославль, и фонари с кронштейнами в стиле модерн.

После открытия станции некоторые пассажиры высказывали недоумение по поводу оформления витражей. Дело в том, что практически на всех витражах изображены церкви и соборы, но ни на одном их куполе нет креста. Через несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты появились - кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их можно наблюдать на витражах до сих пор.

Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами, а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течение первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для Ставки Верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались для работы и как узел связи. Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха. Кроме того, этот состав закупоривал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.

«. Вся масса грунтов опиралась лишь на деревянное крепление штольни, механическая прочность которой, естественно, не была рассчитана на такую непомерную нагрузку. Кровля штолен начала садиться, вся масса пород на станции пришла в движение, отдельные элементы крепления начали выбывать из строя. Транспортные штольни сверху и с боков сдавило настолько, что по ним с трудом проходила даже небольшая вагонетка.

Положение было очень серьезное. Стойки диаметром в полметра ломало, как спички. Там, где стойки уцелели, их вдавило в деревянные лежаны, на которые они опирались. Пробив лежаны, стойки вошли в твердую почву штольни. Это создало впечатление, что почву начинает пучить.

. Над нами проходила площадь, важный узел города. Над станцией были проложены магистрали водопровода, канализации, освещения, телефона. Серьезная осадка на поверхности могла повредить подземные сооружения и в какой-то мере отразиться на жизни города. Если на угольных разработках можно было оставить недоконченную выработку и перейти на новый участок пласта, то здесь было иначе. Станция представляла звено в общей цепи перегонов, и перенести ее на новую территорию было невозможно.

Совершенно ясна была необходимость остановить какими-то мерами дальнейшую деформацию и осадку. Для этого пришлось временно заложить бутовой кладкой участки транспортных штолен. В этой стадии работ станция превратилась в аварийный участок.

Ценой неимоверных усилий, в жесточайшей борьбе с подземной стихией, станция была построена в срок, хоть и в усеченном виде - без центрального зала. В память о сложностях при строительстве и героизме строителей у вестибюля на углу Никольской улицы установлена скульптура, посвященная метростроевцам.

И через 40 лет, с применением передовых строительных технологий и материалов, потребовалось в сумме семь с половиной лет, чтобы построить то, от чего пришлось отказаться в тридцатых. Плывун остался плывуном, проходка была необыкновенно сложной. Для строительства наклонных эскалаторных тоннелей грунт был заморожен на глубину до тридцати метров. Работы с ювелирной аккуратностью проводились без прекращения движения поездов.

Самая красивая станция Московского метрополитена еще на стадии строительства стала самой необычной. Ее первый проект выполнил Сергей Михайлович Кравец, который был тогда главным архитектором Метропроекта. Грунт под площадью Маяковского казался достаточно устойчивым, чтобы применить принципиально новую, каркасную металлическую конструкцию. Она позволяла, несмотря на глубокое заложение станции, заменить громоздкие и тяжелые пилоны, которые использовались обычно, на стройные металлические опоры. Пространство станции словно открывалось - получалось не соединение приземистых нефов, а огромный колонный зал.

Без критики, конечно, не обошлось: Душкина обвиняли в том, что никак не учтен замысел сделать станцию - памятник Маяковскому. Эту оплошность впоследствии исправили, установив в глухом торце бюст поэта работы скульптора Кибальникова.

Второй выход был открыт 2 сентября 2005 года - вместе с новым подземным вестибюлем. Автор проекта Галина Мун бережно подошла к вторжению в архитектурное пространство шедевра Душкина. Новый подземный вестибюль, расположенный на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком, архитектурно и композиционно перекликается со станцией. Свод кассового зала украшен мозаиками художника Ивана Лубенникова. Основная тема - та же, что и на самой станции - небо. В мозаиках Дейнеки небо лазорево-чистое и прозрачное, служит лишь фоном к изображению, здесь же небо само является смыслом композиции - ночь со звездами, день, радуга. Купол пересекают несколько с детства всем знакомых цитат Маяковского. Стены и колонны вестибюля и коридоров облицованы мрамором, пол выложен гранитом.

Из речи Сталина 7 ноября 1941 года

Интересные воспоминания о строительстве станции оставила архитектор Надежда Быкова, жена одного из авторов проекта станции Ивана Таранова:

Из воспоминаний архитектора Надежды Быковой

Самые красивые станции московского метро

Станция Маяковская

В нее весь мир влюбился еще в 1939 году. Да не где-нибудь, а на выставке в суровой Англии. Наши воссоздали отсек станции в натуральную величину. А чтобы добиться глубины, применили хитрость — зеркала, и иностранцы словно оказались внутри зала.

Говорят, что архитектор Душкин, работая над эскизами, зачитывался Маяковским. Поэтому станция получилась под стать его стихам — металлическая и ступенчатая. Для укрепления опор потолка использовали нержавеющую сталь. Она была дефицитом. Есть легенда, что пожертвовали фрагментами первого дирижабля Циолковского.

Главная красота под многочисленными куполами. В обрамлении светильников сверкают мозаики по эскизам Дейнеки: летят самолеты над Кремлем, замирает в прыжке лыжник, дымят трубы заводов.

Площадь Революции

За каждой скульптурой — реальный прототип. Например, матроса-сигнальщика звали Олимпий Рудаков. Скульпторы и предположить не могли, что обычный матрос затем дослужится до капитана 1 ранга и даже будет вальсировать через 15 лет в Англии с Елизаветой II в день ее коронации.

Все фигуры сидят, стоят на коленях или сгибаются под сводами арок. В Советском Союзе зло шутили на эту тему. Мол, так народ и живет: или на коленях перед властью, или сидя в тюрьмах.

Чего не стоит делать на станции:

Театральная

Театральная — фарфоровое чудо столичной подземки.

По задумке, станция должна вызывать ассоциации с театром: колонны — это кулисы, между ними занавес. Но это для тех, у кого богатая фантазия.

Главная красота — под потолком. В кессонах (внутри ромбов) масштабные барельефы: фруктовые венки, музыканты и танцоры разных национальностей. Есть грузины, армяне, украинцы, белорусы в народных костюмах. Фигуры отливали на Ленинградском фарфоровом заводе, когда в мире технологии изготовления таких гигантских скульптур из глазурованного фарфора еще не было.

Театральная — как предвкушение роскошной Москвы с Кремлем, Большим театром и Московской опереттой, к которым она и ведет.

Комсомольская

Комсомольскую строили всем иностранцам на зависть. Чтобы сходили с поездов, проходили в метро и замирали от изумления. Поэтому и высота Комсомольской кольцевой почти в 2 раза больше стандарта — 9 метров. А сама она посвящена независимости России и победе над фашизмом.

Над проектом трудился Алексей Щусев — архитектор Мавзолея. Автор исторических панно из смальты — Павел Корин (он оформлял Марфо-Мариинскую обитель). Когда работал над Комсомольской, вспоминал речь Сталина 7 ноября 1941 года о непобедимости русского духа.

Постепенно вырисовывались Невский, Пожарский, Донской, Суворов, Кутузов, офицеры у Рейхстага. Но этого показалось мало. На своды добавили изображения оружия: от древнерусских бердышей (топоров с лезвием-луной) до советских винтовок.

Над станцией — три вокзала: Ярославский, Казанский, Ленинградский.

Рекомендуем экскурсии в Московском метро

Новослободская

  • придумавший орнаменты художник Павел Корин — уроженец Палеха, потомственный иконописец,
  • есть версия, что орнаменты для витражей он придумал, побывав на выставке в Грановитой палате и увидев узоры на старинной парче,
  • делали витражи латвийские мастера из стекол, которые хранились в Домском соборе Риги.

Белорусская

На потолке лепной орнамент с колосьями и растительными венками. На своде центрального зала 12 мозаичных панно. В них советская жизнь белорусского народа и герб БССР. Арки станции тоже необычные, их орнамент выполнен из мраморного оникса.

Станция могла исчезнуть. В 2001 году здесь произошел взрыв. Неизвестный спрятал сумку, в которой была бомба, под мраморную скамью. Обошлось без человеческих жертв, у станции частично разрушилась каменная облицовка.

Киевская

На Киевской спряталась Франция столетней давности. Она не внутри, а снаружи.

Гимар придумал образ парижского метро 1900-1910 годов. Павильоны стильные. Кажется, что это не металлические трубы, а зеленые лианы с однотонными цветами и непонятными животными сплелись в виде ограды или арки. Московская конструкция — один в один, есть даже надпись на французском и стилизованные фонари. Аналоги стоят в Монреале, Лиссабоне, Мехико, Чикаго.

Внутри на Киевской кольцевой — все о дружбе российского и украинского народов. На стенах мозаики из смальты. Интересно не только рассматривать, но и узнать о них подробнее — каждая дополнена мраморным свитком с описанием.

Арбатская

Арбатская похожа на нарядный и бесконечный тоннель. Это одна из самых протяженных и красивых станций метро в Москве. Длиннее только Воробьевы горы.

По ней стоит пройтись 220 м ради дизайна в стиле барокко. Белоснежные арки богато декорированы лепниной: гирляндами из фруктов, цветочными композициями, картушами, венками.

Сверху бронзовые люстры. Они гармонично сочетаются с красным мрамором, которым облицован низ пилонов. На контрасте с белоснежными стенами смотрится эффектно.

Воробьевы горы

Воробьевы горы — станция, смотровая площадка и выставочный зал одновременно.

Место для дежурного по станции похоже на капитанский мостик.

Римская

На Римской мы закономерно попадаем в Рим с его историей и легендами. Все дело в архитекторах из Италии: Андреа Куатрокки и Джампаоло Имбриги.

Коротко остриженная Мадонна с младенцем поражает демонстративно выпяченной грудью и то ли уставшим, то ли равнодушным видом. По задумке автора, она будто разбита и заново склеена из кусков.

17 необычных музеев Москвы для всей семьи – интересно будет всем

Тропарево

Станция Тропарево — образец футуристического дизайна. Одни ругают ее за минимализм от терминалов до перрона, другие видят фаллические символы, третьих возмущают деревья из металла и стекла.

Раскидистые деревья, они же люминесцентные светильники, действительно, единственные украшения просторного зала. В роли листьев — лампы-ромбы, развешанные на ветках. Почти под каждым деревом скамейка — нестандартная, в форме знака вопроса. Светильники отражаются в зеркальных панелях путевых стен.

Наземный павильон станции тоже нестандартный. Напоминает холм или раковину, которая выросла из-под земли, а некоторые видят в нем блоху с панцирем.

Рассказовка

Пока не открыли Рассказовку, самой литературной станцией Московского метро была Достоевская. Туда стекались все поклонники творчества писателя, особенно иностранные туристы.

Путевые стены украшены гигантскими торцами книг. Алые колонны на платформе стилизованы под ящики библиотечной картотеки. На них написаны имена авторов и названия произведений.

Главное — это реальная онлайн-библиотека. Сканируете QR-код выбранной книги и скачиваете бесплатно себе на телефон.

Здесь из метро стоит выйти наружу. Потому что рядом со станцией поставили необычную скульптуру — Писатель и Метростроевец. Первый сидит на лавочке и читает книгу. Но когда обходишь скульптуру, оказывается, что лавочка — это рельсы, и на них спиной к писателю облокотился строитель.

Савеловская

Савеловская претендует на статус самой фотогеничной и интересной станции метро в Москве.

Это черно-белое кино Московского метро. Именно она лидирует по количеству снимков, которые выкладывают из столичной подземки в соцсетях.

Здесь упор — не на пафосность и дороговизну, а на идею. Белый минимализм в облицовке зала, плюс стены в виде необлицованных тюбингов — чугунных элементов крепления. В итоге — стильный результат.

Новопеределкино

  • Линия: Солнцевская
  • Год открытия: 2018
  • Архитекторы: Евгений Леонов и специалисты латвийского архитектурного бюро United Riga Architects
  • Награды: победитель конкурса на лучший дизайн станции Московского метрополитена 2019

На станции Новопеределкино самое восхитительное — вестибюль с кассами. Заходишь в обычное метро, а попадаешь под своды палат в древней Москве.

На создание совершенно необыкновенной станции латвийских специалистов вдохновила архитектура столичного кремля. Все современно: узорчатые плафоны сделаны из перфорированного металла, благодаря подсветке меняют цвет.

По мнению москвичей, это самая красивая среди новых станций метро Москвы.

Выбрать 14 самых красивых станций Московского метрополитена было непросто. Всего их — 230, каждая пятая станция — объект культурного наследия. Смотрели ли вы когда-нибудь на Московское метро как на музей под землей? Какие станции стоит посмотреть в Москве? Напишите в комментариях. Мы с удовольствием побываем на них.




Многие из них стали яркими памятниками архитектуры. В оформлении станций того времени искусство соцреализма соединилось с тайной подземелья. В рельефах, мозаиках и фресках подземных залов, наземных вестибюлей оживали герои революции и войны, идеализированные сцены мирного созидания и социалистического строительства.









Читайте также: