Сообщение о ложках 3 класс
Обновлено: 25.04.2024
Ложка является самым древним инструментом, предназначенным для черпанья из какой-либо ёмкости жидкого и рассыпчатого содержимого. Она похожа на лопаточку. Один конец – черенок. Второй – черпак, он расширен, имеет овальную форму с углублением. До того, как появилась жидкая пища, люди ели руками. Точно возникновение ложки в истории не датируется.
Начало ложечной истории
Как столовый прибор ложки стали известны в Древнем Египте и на территории Междуречья (Ближний Восток). Египтяне резали их из дерева. Помимо дешёвого материала, использовали слоновую кость, полудрагоценные камни, благородные металлы. В Японии и Китае были найдены древние ложки из фарфора.
У греков, как и других жителей морских побережий, часто употреблялись раковины двухстворчатых ракушек. В период расцвета античной цивилизации научились делать предметы домашнего обихода, в том числе и ложки, из бронзы, серебра и золота. Ими пользовалась аристократия.
На землях древних славянских поселений археологи обнаружили ложки из дерева, рога, кости. В Древней Руси первыми отлитыми серебряными ложками снабдили в 998 году по повелению князя Владимира воинов его дружины.
Ложки средних веков: путь к металлу; сословный отпечаток
Средневековье оставило образцы ложек из латуни, олова, меди и их сплавов. В 15 веке они были на столах богатых горожан, мещан, служителей церкви. Большие разливные ложки-черпаки из олова были увесисты и требовали сноровки. Из-за мягкости металла они быстро покрывались вмятинами, становились непривлекательными и отправлялись на переплавку. Такая ложка упоминается в сказке Андерсена: из неё были отлиты 24 оловянных солдатика, а 25-ый из-за недостатка металла вышел одноногим.
В бедных городских и деревенских домах ели деревянными ложками, вытесанными из разных пород дерева: липы, груши, вяза, дуба, кедра.
При дворах королей и вельмож была утварь из серебра и золота, хрусталя и хризолита. Она стала гравироваться, отмечаться вензелями, геральдическими оттисками или начертаниями мастеров-изготовителей. Например, в музеях Англии есть ложки короля Эдуарда I (XIII век) с маркой парижской мастерской Fleur-de-lis.
В эпоху Ренессанса в странах Европы стали популярны как подарок апостольские ложки. На них изображались апостолы церкви Христа, реже – сам Иисус.
Поиски формы
На протяжении веков внешний вид ложки менялся. В Древнем Риме они имели длинную ручку и овальный черпак. Европейцы средних веков ели круглыми ложками с короткой ручкой, ими удобно было зачерпывать не только похлёбку, но и кашу.
С 14 века от круглых ложек стали отказываться. Они хоть и были ёмкими, но требовали широко открывать рот. Черпак стали делать овальным, а ручку более длинной.
Современный вид ложки отмечается с 1760 года. У неё плоская ручка, а черпающая часть в месте соединения с черенком пошире, а к противоположному краю сужается.
К концу 18 века повсеместно стали пользоваться металлическими ложками из бронзы и олова. Они перестали быть предметом роскоши. Оловянная ложка была за голенищем у каждого солдата. А в семьях горожан не пользовались одной ложкой, передавая её друг другу, а клали каждому члену семьи.
Новые материалы и разнообразие видов
В 1825 году немецким врачом и экспериментатором Э. Гейтнером был получен сплав из меди, никеля и цинка. Новый металл напоминал серебро, позже его стали называть немецким серебром, аргентаном, мельхиором. Ложки из этого материала были очень красивы и в то же время доступны, в отличие от чистого серебра. Их производство было налажено Гейтнером в Саксонии.
С середины 19 века начала свой путь к массовому потребителю ложка из алюминия. Металл, открытый датским химиком Г. Эрстедом, был лёгким и имел ценное свойство не ржаветь. Поначалу он был очень дорогим и доступным очень богатым людям. Но в 20 веке в результате низкой затратности производства алюминиевая ложка стала даже дешевле деревянной.
Её постепенно вытеснили столовые принадлежности из нержавеющей стали. Ложки из нержавейки намного прочней и эстетичней.
- самая большая – столовая, или суповая, – для первых горячих блюд;
- ложка поменьше – для бульонов;
- десертная, или фруктовая, – для десертов;
- маленькая и ещё меньше – соответственно для чая и кофе;
- самая маленькая – для соли и специй.
Многоликая ложка, достойная музея
В конкретных случаях используют ложки с зубчиками по краям – для извлечения мякоти цитрусовых.
Не используются каждым, а лишь теми, кто готовит или раздаёт блюда, соусная, барная ложки. Первая имеет массивную длинную ручку и черпак с жёлобом, чтобы удобно полить блюдо соусом или подливой. У барной ложки длинная тонкая витая ручка, необходимая для смешивания коктейлей в высоком стакане.
Единственным музеем, посвящённым истории столовой ложки, стал открытый в 2015 году во Владимире частный музей Татьяны Пискуновой. Он экспонирует более 15 тысяч образцов со всего мира. Скромное место в нём занимает и пластмассовая ложка как неизбежная дань современным технологиям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока: показать широкие возможности русской деревянной ложки для
интеграции различных видов деятельности обучающихся, их музыкального и всестороннего развития, проявления их творческой активности.
- расширять музыкально-теоретические представления обучающихся
о русской ложке, знания о приёмах игры;
- закреплять знания о длительности нот.
- развивать у детей слух и чувство ритма;
- развивать мелкую моторику и произвольную сферу.
- формировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- пропагандировать русскую музыкальную культуру и искусство.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовности к организации взаимодействия и эстетическому восприятию.
Познавательные: использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений и музицировании; активное участие в деятельности.
Коммуникативные: развитие умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать.
Регулятивные: освоение начальных форм рефлексии; принятие цели, следование предложенному плану; контроль и оценка своих действий и действий одноклассников с учетом предложенных критериев.
Тип урока: закрепление пройденного, усвоение новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический.
1. Организационный момент.
а) Музыкальное приветствие .
Здравствуйте ребята, здравствуйте. ( 2р под музыкальное сопровождение )
Здравствуйте Светлана Николаевна (2р под музыкальное сопровождение)
Настроенье ваше сегодня каково? (1р под музыкальное сопровождение Настроенье ваше сегодня ( 1р под музыкальное сопровождение делают жест или ритмично, спокойно хлопают )
и настроение
Обычное, спокойное самочувствие
б) Настрой на урок (Дыхательная гимнастика. Распевка.)
Садитесь. Скажите, чему мы учимся на каждом уроке?
( Мы учимся слушать музыку и правильно петь )
А чтобы легко и правильно петь, что необходимо сделать?
(Распевку. Дыхательную гимнастику.) Слайд с нотами
1. Всем дарю букет цветов, кто понюхать их готов?
Представили в руке букет, медленно вдохнули через нос аромат. Задержали секунду и медленно выдохнули ртом (3 раза)
2. Взяли свечку. Глубоко вдохнём, выдуваем воздух ровно
Чтобы пламя покачалось долго, плавно и спокойно.
Глубоко вдохнули и медленно подуем (3 раза)
3. Быстро шарик надуваем, замираем, и спускаем
Медленно спускается и снова надувается
Глубокий вдох, разводим руками, задержали и очень медленно выдыхаем, опуская руки. (2 р)
И закончим наш настрой на урок музыкальной распевкой. (Под фонограмму)
2. Определение темы. План урока.
- Что мы сейчас делали? (Готовили голоса и дыхание к исполнению песни.)
- Для чего? Зачем? (Чтобы красиво и правильно петь)
- А какую песню мы изучаем? ( Русские ложки. )
- Как вы думаете, а какая сегодня тема урока, если мы изучаем эту песню? (Русские ложки.)
- Значит, что мы будем делать на уроке?
(продолжение разучивания и исполнение песни)
- Мы песню будем только петь? (будем сопровождать игрой на ложках)
- Мы знаем все приёмы игры на ложках?
- Какая вторая цель будет перед нами стоять?
( Продолжить учиться играть на деревянных ложках)
Посмотрим по какому плану мы будем работать?
1. Настрой на урок
2. Определение темы
4. Изучение нового материала
10. Домашнее задание.
- Если мы выполним все пункты, то прочитаем слово. Какие пункты мы уже выполнили?
- Вспомним для чего служит деревянная ложка?
( Ложкой можно есть, можно подарить красивую ложку)
- Действительно, сегодня деревянная ложка – просто расписной сувенир, хотя изначально использовалась, как предмет домашнего быта. Что ещё вы знаете о деревянных ложках? (Ответы)
- А как мы используем ложки на занятиях музыки?
На ложках можно играть различные ритмы.
- Что я вам сегодня приготовила к уроку? (Ложки, тарелки, задания)
- Сегодня на столы я положила вам тарелочки. На расписных - лежат ложки, чёрные тарелочки – пустые. За правильные ответы вы берёте ложки из
общей тарелки и кладёте в свою. После урока посмотрим, кто как поработает и поставим себе оценку за активность и качество исполнения игры, песни и
попевок. А пока оцените свою работу на первых двух этапах. Как вы правильно выполняли упражнения в 1 этапе, как были активны на втором. Инструкции по оцениванию на каждом столе. Прочитайте её
(Работали активно, пели, играли правильно берём ложку, старались, не всегда получалось – нет. )
- Деревянная ложка – любимый русский народный музыкальный инструмент. Она относится к шумовым ударным инструментам. Выразительность звучания ложек позволила им прочно закрепиться в этом качестве. В дальнейшем русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые уникальные возможности этого предмета.
- Что мы делали? (Повторили знакомые приёмы игры)
- У кого не было ошибок, возьмите по ложке. Я прикреплю свою ложку с буквой к 3 пункту плана.
4. Изучение новых приёмов
Слайды с текстом описания и фото выполнения приёмов
- Сегодня мы познакомимся ещё с 4 приёмами. Внимание на экран. Прочитаем как называется приём и как надо его выполнять.
Посмотрим у кого он лучше получится.
- Что нового мы узнали? ( Называют новые приёмы)
- У кого получились все приёмы возьмите по 2 ложки, у кого не все -1 ложку,
- Прочтите следующий пункт. (физкультминутка)
Напомните мне слова. Галки, вороны
Проговорим их хором. Все ли вы здоровы?
Одна галка не здорова. Себе ножку наколола.
А ворона подлетела, полечить её хотела.
- Мимо дети пробегали, всех пернатых распугали
1. Кто быстрее построится. (Строятся) Очко получает______
Потянитесь, поклонитесь и друг другу улыбнитесь.
- Проверяют ноты. Оценивают . Прикрепляют на доску
- Проверяют ноты. Оценивают . Прикрепляют на доску
3. Конкурс командиров. Найти строчки своей птицы.
(Выходят с выбранными нотами к доске, прикрепляют)
- Почему вы так решили? Ворона летит, торопится на помощь и ровно машет крыльями, поэтому восьмые ноты
Галка прихрамывает, поэтому ритм не ровный 1-2, 1-2.
- Осталась строчка с нотами с 2 флажками, что это за ноты? (шестнадцатая, дети быстро бегут, а это самая короткая нота).
Галка Ворона Дети
- Командиры встают к командам. Какая команда дружнее и артистичнее исполнит эти игровые движения с пением, получает очко. Для оценки выберем творческое жюри.
- Какие правила безопасности надо соблюдать во время движения? (Делать мелкий шаг, соблюдая дистанцию, во время движения проговаривать слова и играть ложками)
Игра: все поют и играют на ложках, командиры инсценируют 3-4 строчки, все инсценируют 5 строку выполняя бег мелкими шагами. Члены жюри дают оценку, подсчитывают баллы команд, подводят итог.
6. Прослушивание музыкального произведения. Вокально-хоровая работа.
- Что за произведение мы прослушали, какая музыка по характеру, какие инструментызвучали? ( весёлая, задорная, плясовая, быстрая, народная)
- Где мы можем услышать такую музыку? (на праздниках, ярмарках)
- Ещё раз прослушаем, и представим весеннюю ярмарку, на которой скоро звучит эта музыка.
- Повторим слова 1 куплета. Повторяют слова под сопровождение
- 2 куплет Михаил поёт один и подыграет себе на ложках. (Поёт солист)
- Повторим слова 3 куплета. Повторяют слова под сопровождение
- 4 куплет поёт Марина. (Поёт солист)
- Повторим текст 5 куплета. Чем он отличается от 1?
- Песня какая? (весёлая, звонкая)
- Передадим её настроение. Споём весело и звонко. Выходим для исполнения песни, берём ложки. Солисты вперёд.
- Мы сможем использовать в песне новые приёмы? Почему? (Ещё плохо умеем их выполнять)
7. Подведение итогов. Рефлексия. Д/з. Слайд – алгоритм
- Мы всё выполнили. Осталось подвести итог оценить себя и получить домашнее задание. По очереди встаём и заканчиваем любую из фраз
Я узнал (ла)……. Мне было интересно…..
Для меня стало новым…. Мне было не понятно….
- Посчитайте и запишите в свои оценочные листы на столах количество. Поставьте себе оценки, как мы себя оцениваем. (Работал активно, пел и играл правильно – 5; одна, две ошибки – 4; больше – 3)
Выставляется последняя ложка. Вот такие красивые росписи можно сделать на ложках, а мы завершаем наш урок, все пункты плана выполнены, какое слово получилось? ВЫ МОЛОДЦЫ
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
воскресенье, 13 февраля 2022 г.
Рассказ "Рождение предмета: пуговица, зеркало, тетрадь, ложка", 3 класс
Ответы на вопросы учебника "Окружающий мир 3 класс 2часть", Плешаков, стр. 45
УМК "Школа России"
Тема "Природные богатства и труд людей". Задание для домашней работы
Выберите у себя дома какой-нибудь из предметов (например, пуговицу, ложку, тетрадь) и попробуйте изучить и коротко описать рождение этого предмета: какие природные богатства и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились.
Рождение предмета "Пуговица" для 3 класса
Большая часть пуговиц производится из пластмассы. Для их получения используют специальные полиэфирные смолы, которые являются продуктом химических реакций. Используются кислоты и спирты. Здесь трудятся химики.
Из полиэфирной смолы штампуют пуговицы. Для этого используются специальные штамповочные станки. На них трудятся штамповщики.
Затем в пуговицах просверливаются отверстия. Это также делается на станках, на которых работают сверлильщики.
Окончательная обработка пуговицы производится в специальных барабанах. Там пуговица шлифуется. На этих барабанах работают станочники.
Используются природные богатства: кислоты, спирты.
Трудятся: химики, штамповщики, сверлильщики, станочники.
Рождение предмета "Зеркало" для 3 класса
Для изготовления зеркала нужно приготовить стекло. Для этого потребуется песчаный кварц, доломит, сода, стеклянные осколки. Большую их часть добывают в карьерах. Эти материалы переплавляют в специальных печах. Этим занимаются плавильщики.
Из жидкого стекла получают стеклянную пластину, которую полируют и нарезают по размерам. Этим занимаются стекольщики.
На подготовленное стекло наносят тонкий отражающий слой оксида серебра.
Используются природные богатства: кварц, доломит, сода, оксид серебра.
Трудятся: работники добывающей промышленности, плавильщики, стекольщики.
Рождение предмета "Тетрадь" для 3 класса
Для изготовления тетради нам потребуется бумага. Её получают из древесины, которую добывают лесорубы.
Древесину на целлюлозно-бумажном комбинате перерабатывают в бумагу. Этим занимаются работники разных специальностей: прессовщик, сушильщик, резчик, оператор станков.
Бумагу нарезают на листы нужного размера и переплетают. Этим занимается переплётчик.
Для соединения листов используют металлические скрепки. Для их получения требуется металлическую руду переработать в сталь, вытянуть проволоку. Этим занимаются металлурги.
Используются природные богатства: древесина, железная руда.
Трудятся: лесорубы, работники бумажной промышленности, переплётчик, металлурги.
Рождение предмета "Ложка" для 3 класса
Ложки делают из различных материалов, мы рассмотрим производство ложки из стали.
Для получения стали требуется расплавить железную руду. Её добывают на карьерах. Из руды получают чугун, а потом сталь. Сталь отправляется в формовочный цех, где из неё на специальных прессах получают ложки и наносят на них рисунок. Процесс этот автоматический.
Используются природные богатства: железная руда.
Трудятся: работники добывающей промышленности, металлурги, прессовщики, операторы автоматических станков.
В европейской культуре без ложки никто не может обойтись. Ее производят из разных материалов. Размер и форма столового предмета зависит от его назначения: кофейная, чайная, десертная. Мы сразу понимаем, чем будем есть то или иное блюдо, и даже не задумываемся, кто этот предмет изобрел и когда он приобрел привычный для нас внешний вид.
История и эволюция ложки
Одно известно точно, что ложка появилась гораздо раньше вилки. Ею можно есть как твердую, так и жидкую пищу, а вилкой – только твердую.
Древний мир
Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо них удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл.
Раскопки подтвердили, что в Древнем Египте использовали столовые приборы еще в пятом веке до нашей эры, – были найдены похожие изделия из камня. Древние греки изготовляли ложки из перламутровых раковин. Археологи находили подобия столовых предметов из рогов животных и рыбьих костей, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Во время расцвета римско-греческой цивилизации появились бронзовые и серебряные приборы, используемые для поедания пищи.
Средневековье
На Руси ложки стали применять на несколько столетий раньше, чем в остальных странах Европы. В летописях упоминается заказ князя Владимира (Х век) мастерам на изготовление ложек из серебра для всей своей дружины. К этому времени на Руси деревянные ложки уже использовались повсеместно. В некоторых семьях умельцы сами себе изготавливали приспособления для поедания пищи. Но в большинстве случаев пользовались продукцией мастеровых-ложкарей. В качестве материала применялись: осина, клен, береза, липа, слива, яблоня. Это были простые и практичные изделия. Резными и расписными они стали гораздо позже.
Эпоха Возрождения
В XV веке, кроме бронзы и серебра, стали изготавливать столовые предметы из меди и латуни. Металл по-прежнему считался привилегией богатых людей, бедные пользовались деревянными изделиями.
Эпоха Просвещения
Петр Первый ходил в гости со своими столовыми приборами. Следуя его примеру, на Руси закрепился обычай: собираясь в гости, брать с собой ложку. В XVIII веке, когда был открыт алюминий, первые столовые приборы из этого металла подавались только уважаемым гостям, остальные ели с помощью серебряных приспособлений. В этом же столетии круглые ложки обрели привычный и удобный овальный вид. Кроме того, закрепившаяся мода пить чай стала причиной производства столовых приборов разных размеров. К этому времени относят появление чайных ложек, а немногим более – и кофейных.
Мода в одежде на длинные рукава тоже сыграла свою роль в преобразовании столовых приборов – возникла необходимость в более длинной ручке, что сделало этот предмет похожим на современный.
XIX век
Немец Э. Гейтнер первым в Европе (1825 г.) стал выпускать столовые приборы из сплава меди, цинка и никеля, он назвал его аргентаном. Сплав стоил дешевле серебра, поэтому его стали применять для своей продукции многие европейские фабриканты. Сегодня такие ложки называют мельхиоровыми, и они до сих пор не утратили своей популярности.
ХХ, XXI век
Открытие нержавеющей стали в начале прошлого века стало переломным моментом в истории столовых приборов. Теперь этот металл лег в основу 80% всех ложек на планете. Хром, вошедший в состав изделия, уберегает его от коррозии.
Сегодня ложки производят из различных металлов и сплавов, но столовое серебро по-прежнему остается в почете.
Интересные факты
Люди верили и в другие приметы, связанные со столовым прибором:
- положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу;
- ложка упала со стола – ждите в гости женщину, нож уронили – придет мужчина;
- лишний столовый прибор оказался на столе во время семейного обеда – будет гость;
- нельзя стучать по столу ложкой – придет беда;
- тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.
Столовый предмет играл свою роль и в студенческой жизни прошлого. В XIX веке молодые люди, получающие образование в Казанском университете, перед каждым экзаменом клали чайные ложки под шкаф, чтобы успешно пройти испытания. Трудно сказать, какой смысл вкладывался в данную примету, но студенты верили, что она работает. В Кембриджском университете ложка использовалась по другому поводу: из дерева вырезали грандиозный столовый прибор размером почти в человеческий рост и дарили самому отсталому студенту в знак утешения.
Знаменитый мастер сюрреализма Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника. Он придавал большое значение дневному сну, но не хотел тратить на него слишком много времени. Засыпая в любимом кресле, художник держал в руках столовый предмет. Когда он падал, Дали просыпался от звука. Этого времени ему хватало, чтобы восстановить силы для продолжения работы.
Такой небольшой предмет, как ложка, имеет длинную историю и является незаменимым атрибутом нашей жизни.
В следующем видео вас ждет история ложки в картинках.
Читайте также: