Сообщение о ложках 3 класс

Обновлено: 25.04.2024

Ложка является самым древним инструментом, предназначенным для черпанья из какой-либо ёмкости жидкого и рассыпчатого содержимого. Она похожа на лопаточку. Один конец – черенок. Второй – черпак, он расширен, имеет овальную форму с углублением. До того, как появилась жидкая пища, люди ели руками. Точно возникновение ложки в истории не датируется.

Начало ложечной истории

Как столовый прибор ложки стали известны в Древнем Египте и на территории Междуречья (Ближний Восток). Египтяне резали их из дерева. Помимо дешёвого материала, использовали слоновую кость, полудрагоценные камни, благородные металлы. В Японии и Китае были найдены древние ложки из фарфора.

У греков, как и других жителей морских побережий, часто употреблялись раковины двухстворчатых ракушек. В период расцвета античной цивилизации научились делать предметы домашнего обихода, в том числе и ложки, из бронзы, серебра и золота. Ими пользовалась аристократия.

На землях древних славянских поселений археологи обнаружили ложки из дерева, рога, кости. В Древней Руси первыми отлитыми серебряными ложками снабдили в 998 году по повелению князя Владимира воинов его дружины.

Ложки средних веков: путь к металлу; сословный отпечаток

Средневековье оставило образцы ложек из латуни, олова, меди и их сплавов. В 15 веке они были на столах богатых горожан, мещан, служителей церкви. Большие разливные ложки-черпаки из олова были увесисты и требовали сноровки. Из-за мягкости металла они быстро покрывались вмятинами, становились непривлекательными и отправлялись на переплавку. Такая ложка упоминается в сказке Андерсена: из неё были отлиты 24 оловянных солдатика, а 25-ый из-за недостатка металла вышел одноногим.

В бедных городских и деревенских домах ели деревянными ложками, вытесанными из разных пород дерева: липы, груши, вяза, дуба, кедра.

При дворах королей и вельмож была утварь из серебра и золота, хрусталя и хризолита. Она стала гравироваться, отмечаться вензелями, геральдическими оттисками или начертаниями мастеров-изготовителей. Например, в музеях Англии есть ложки короля Эдуарда I (XIII век) с маркой парижской мастерской Fleur-de-lis.

В эпоху Ренессанса в странах Европы стали популярны как подарок апостольские ложки. На них изображались апостолы церкви Христа, реже – сам Иисус.

Поиски формы

На протяжении веков внешний вид ложки менялся. В Древнем Риме они имели длинную ручку и овальный черпак. Европейцы средних веков ели круглыми ложками с короткой ручкой, ими удобно было зачерпывать не только похлёбку, но и кашу.

С 14 века от круглых ложек стали отказываться. Они хоть и были ёмкими, но требовали широко открывать рот. Черпак стали делать овальным, а ручку более длинной.

Современный вид ложки отмечается с 1760 года. У неё плоская ручка, а черпающая часть в месте соединения с черенком пошире, а к противоположному краю сужается.

К концу 18 века повсеместно стали пользоваться металлическими ложками из бронзы и олова. Они перестали быть предметом роскоши. Оловянная ложка была за голенищем у каждого солдата. А в семьях горожан не пользовались одной ложкой, передавая её друг другу, а клали каждому члену семьи.

Новые материалы и разнообразие видов

В 1825 году немецким врачом и экспериментатором Э. Гейтнером был получен сплав из меди, никеля и цинка. Новый металл напоминал серебро, позже его стали называть немецким серебром, аргентаном, мельхиором. Ложки из этого материала были очень красивы и в то же время доступны, в отличие от чистого серебра. Их производство было налажено Гейтнером в Саксонии.

С середины 19 века начала свой путь к массовому потребителю ложка из алюминия. Металл, открытый датским химиком Г. Эрстедом, был лёгким и имел ценное свойство не ржаветь. Поначалу он был очень дорогим и доступным очень богатым людям. Но в 20 веке в результате низкой затратности производства алюминиевая ложка стала даже дешевле деревянной.

Её постепенно вытеснили столовые принадлежности из нержавеющей стали. Ложки из нержавейки намного прочней и эстетичней.

  • самая большая – столовая, или суповая, – для первых горячих блюд;
  • ложка поменьше – для бульонов;
  • десертная, или фруктовая, – для десертов;
  • маленькая и ещё меньше – соответственно для чая и кофе;
  • самая маленькая – для соли и специй.

Многоликая ложка, достойная музея

В конкретных случаях используют ложки с зубчиками по краям – для извлечения мякоти цитрусовых.

Не используются каждым, а лишь теми, кто готовит или раздаёт блюда, соусная, барная ложки. Первая имеет массивную длинную ручку и черпак с жёлобом, чтобы удобно полить блюдо соусом или подливой. У барной ложки длинная тонкая витая ручка, необходимая для смешивания коктейлей в высоком стакане.

Единственным музеем, посвящённым истории столовой ложки, стал открытый в 2015 году во Владимире частный музей Татьяны Пискуновой. Он экспонирует более 15 тысяч образцов со всего мира. Скромное место в нём занимает и пластмассовая ложка как неизбежная дань современным технологиям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: показать широкие возможности русской деревянной ложки для

интеграции различных видов деятельности обучающихся, их музыкального и всестороннего развития, проявления их творческой активности.

- расширять музыкально-теоретические представления обучающихся

о русской ложке, знания о приёмах игры;

- закреплять знания о длительности нот.

- развивать у детей слух и чувство ритма;

- развивать мелкую моторику и произвольную сферу.

- формировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

- пропагандировать русскую музыкальную культуру и искусство.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовности к организации взаимодействия и эстетическому восприятию.

Познавательные: использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений и музицировании; активное участие в деятельности.

Коммуникативные: развитие умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать.

Регулятивные: освоение начальных форм рефлексии; принятие цели, следование предложенному плану; контроль и оценка своих действий и действий одноклассников с учетом предложенных критериев.

Тип урока: закрепление пройденного, усвоение новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический.

1. Организационный момент.

а) Музыкальное приветствие .

Здравствуйте ребята, здравствуйте. ( 2р под музыкальное сопровождение )

Здравствуйте Светлана Николаевна (2р под музыкальное сопровождение)

Настроенье ваше сегодня каково? (1р под музыкальное сопровождение Настроенье ваше сегодня ( 1р под музыкальное сопровождение делают жест или ритмично, спокойно хлопают )

и настроение

Обычное, спокойное самочувствие

б) Настрой на урок (Дыхательная гимнастика. Распевка.)

Садитесь. Скажите, чему мы учимся на каждом уроке?

( Мы учимся слушать музыку и правильно петь )

А чтобы легко и правильно петь, что необходимо сделать?

(Распевку. Дыхательную гимнастику.) Слайд с нотами

1. Всем дарю букет цветов, кто понюхать их готов?

Представили в руке букет, медленно вдохнули через нос аромат. Задержали секунду и медленно выдохнули ртом (3 раза)

2. Взяли свечку. Глубоко вдохнём, выдуваем воздух ровно

Чтобы пламя покачалось долго, плавно и спокойно.

Глубоко вдохнули и медленно подуем (3 раза)

3. Быстро шарик надуваем, замираем, и спускаем

Медленно спускается и снова надувается

Глубокий вдох, разводим руками, задержали и очень медленно выдыхаем, опуская руки. (2 р)

И закончим наш настрой на урок музыкальной распевкой. (Под фонограмму)

2. Определение темы. План урока.

- Что мы сейчас делали? (Готовили голоса и дыхание к исполнению песни.)

- Для чего? Зачем? (Чтобы красиво и правильно петь)

- А какую песню мы изучаем? ( Русские ложки. )

- Как вы думаете, а какая сегодня тема урока, если мы изучаем эту песню? (Русские ложки.)

- Значит, что мы будем делать на уроке?

(продолжение разучивания и исполнение песни)

- Мы песню будем только петь? (будем сопровождать игрой на ложках)

- Мы знаем все приёмы игры на ложках?

- Какая вторая цель будет перед нами стоять?

( Продолжить учиться играть на деревянных ложках)

Посмотрим по какому плану мы будем работать?

1. Настрой на урок

2. Определение темы

4. Изучение нового материала

10. Домашнее задание.

- Если мы выполним все пункты, то прочитаем слово. Какие пункты мы уже выполнили?

- Вспомним для чего служит деревянная ложка?

( Ложкой можно есть, можно подарить красивую ложку)

- Действительно, сегодня деревянная ложка – просто расписной сувенир, хотя изначально использовалась, как предмет домашнего быта. Что ещё вы знаете о деревянных ложках? (Ответы)

- А как мы используем ложки на занятиях музыки?

На ложках можно играть различные ритмы.

- Что я вам сегодня приготовила к уроку? (Ложки, тарелки, задания)

- Сегодня на столы я положила вам тарелочки. На расписных - лежат ложки, чёрные тарелочки – пустые. За правильные ответы вы берёте ложки из

общей тарелки и кладёте в свою. После урока посмотрим, кто как поработает и поставим себе оценку за активность и качество исполнения игры, песни и

попевок. А пока оцените свою работу на первых двух этапах. Как вы правильно выполняли упражнения в 1 этапе, как были активны на втором. Инструкции по оцениванию на каждом столе. Прочитайте её

(Работали активно, пели, играли правильно берём ложку, старались, не всегда получалось – нет. )

- Деревянная ложка – любимый русский народный музыкальный инструмент. Она относится к шумовым ударным инструментам. Выразительность звучания ложек позволила им прочно закрепиться в этом качестве. В дальнейшем русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые уникальные возможности этого предмета.

- Что мы делали? (Повторили знакомые приёмы игры)

- У кого не было ошибок, возьмите по ложке. Я прикреплю свою ложку с буквой к 3 пункту плана.

4. Изучение новых приёмов

Слайды с текстом описания и фото выполнения приёмов

- Сегодня мы познакомимся ещё с 4 приёмами. Внимание на экран. Прочитаем как называется приём и как надо его выполнять.

Посмотрим у кого он лучше получится.

- Что нового мы узнали? ( Называют новые приёмы)

- У кого получились все приёмы возьмите по 2 ложки, у кого не все -1 ложку,

- Прочтите следующий пункт. (физкультминутка)

Напомните мне слова. Галки, вороны

Проговорим их хором. Все ли вы здоровы?

Одна галка не здорова. Себе ножку наколола.

А ворона подлетела, полечить её хотела.

- Мимо дети пробегали, всех пернатых распугали

1. Кто быстрее построится. (Строятся) Очко получает______

Потянитесь, поклонитесь и друг другу улыбнитесь.

- Проверяют ноты. Оценивают . Прикрепляют на доску

- Проверяют ноты. Оценивают . Прикрепляют на доску

3. Конкурс командиров. Найти строчки своей птицы.

(Выходят с выбранными нотами к доске, прикрепляют)

- Почему вы так решили? Ворона летит, торопится на помощь и ровно машет крыльями, поэтому восьмые ноты

Галка прихрамывает, поэтому ритм не ровный 1-2, 1-2.

- Осталась строчка с нотами с 2 флажками, что это за ноты? (шестнадцатая, дети быстро бегут, а это самая короткая нота).

Галка Ворона Дети

- Командиры встают к командам. Какая команда дружнее и артистичнее исполнит эти игровые движения с пением, получает очко. Для оценки выберем творческое жюри.

- Какие правила безопасности надо соблюдать во время движения? (Делать мелкий шаг, соблюдая дистанцию, во время движения проговаривать слова и играть ложками)

Игра: все поют и играют на ложках, командиры инсценируют 3-4 строчки, все инсценируют 5 строку выполняя бег мелкими шагами. Члены жюри дают оценку, подсчитывают баллы команд, подводят итог.

6. Прослушивание музыкального произведения. Вокально-хоровая работа.

- Что за произведение мы прослушали, какая музыка по характеру, какие инструментызвучали? ( весёлая, задорная, плясовая, быстрая, народная)

- Где мы можем услышать такую музыку? (на праздниках, ярмарках)

- Ещё раз прослушаем, и представим весеннюю ярмарку, на которой скоро звучит эта музыка.

- Повторим слова 1 куплета. Повторяют слова под сопровождение

- 2 куплет Михаил поёт один и подыграет себе на ложках. (Поёт солист)

- Повторим слова 3 куплета. Повторяют слова под сопровождение

- 4 куплет поёт Марина. (Поёт солист)

- Повторим текст 5 куплета. Чем он отличается от 1?

- Песня какая? (весёлая, звонкая)

- Передадим её настроение. Споём весело и звонко. Выходим для исполнения песни, берём ложки. Солисты вперёд.

- Мы сможем использовать в песне новые приёмы? Почему? (Ещё плохо умеем их выполнять)

7. Подведение итогов. Рефлексия. Д/з. Слайд – алгоритм

- Мы всё выполнили. Осталось подвести итог оценить себя и получить домашнее задание. По очереди встаём и заканчиваем любую из фраз

Я узнал (ла)……. Мне было интересно…..

Для меня стало новым…. Мне было не понятно….

- Посчитайте и запишите в свои оценочные листы на столах количество. Поставьте себе оценки, как мы себя оцениваем. (Работал активно, пел и играл правильно – 5; одна, две ошибки – 4; больше – 3)

Выставляется последняя ложка. Вот такие красивые росписи можно сделать на ложках, а мы завершаем наш урок, все пункты плана выполнены, какое слово получилось? ВЫ МОЛОДЦЫ

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 13 февраля 2022 г.

Рассказ "Рождение предмета: пуговица, зеркало, тетрадь, ложка", 3 класс

Ответы на вопросы учебника "Окружающий мир 3 класс 2часть", Плешаков, стр. 45

УМК "Школа России"

Тема "Природные богатства и труд людей". Задание для домашней работы

Выберите у себя дома какой-нибудь из предметов (например, пуговицу, ложку, тетрадь) и попробуйте изучить и коротко описать рождение этого предмета: какие природные богатства и оборудование были использованы для его изготовления, люди каких профессий трудились.

Рождение предмета "Пуговица" для 3 класса

Большая часть пуговиц производится из пластмассы. Для их получения используют специальные полиэфирные смолы, которые являются продуктом химических реакций. Используются кислоты и спирты. Здесь трудятся химики.

Из полиэфирной смолы штампуют пуговицы. Для этого используются специальные штамповочные станки. На них трудятся штамповщики.

Затем в пуговицах просверливаются отверстия. Это также делается на станках, на которых работают сверлильщики.

Окончательная обработка пуговицы производится в специальных барабанах. Там пуговица шлифуется. На этих барабанах работают станочники.

Используются природные богатства: кислоты, спирты.

Трудятся: химики, штамповщики, сверлильщики, станочники.

Рождение предмета "Зеркало" для 3 класса

Для изготовления зеркала нужно приготовить стекло. Для этого потребуется песчаный кварц, доломит, сода, стеклянные осколки. Большую их часть добывают в карьерах. Эти материалы переплавляют в специальных печах. Этим занимаются плавильщики.

Из жидкого стекла получают стеклянную пластину, которую полируют и нарезают по размерам. Этим занимаются стекольщики.

На подготовленное стекло наносят тонкий отражающий слой оксида серебра.

Используются природные богатства: кварц, доломит, сода, оксид серебра.

Трудятся: работники добывающей промышленности, плавильщики, стекольщики.

Рождение предмета "Тетрадь" для 3 класса

Для изготовления тетради нам потребуется бумага. Её получают из древесины, которую добывают лесорубы.

Древесину на целлюлозно-бумажном комбинате перерабатывают в бумагу. Этим занимаются работники разных специальностей: прессовщик, сушильщик, резчик, оператор станков.

Бумагу нарезают на листы нужного размера и переплетают. Этим занимается переплётчик.

Для соединения листов используют металлические скрепки. Для их получения требуется металлическую руду переработать в сталь, вытянуть проволоку. Этим занимаются металлурги.

Используются природные богатства: древесина, железная руда.

Трудятся: лесорубы, работники бумажной промышленности, переплётчик, металлурги.

Рождение предмета "Ложка" для 3 класса

Ложки делают из различных материалов, мы рассмотрим производство ложки из стали.

Для получения стали требуется расплавить железную руду. Её добывают на карьерах. Из руды получают чугун, а потом сталь. Сталь отправляется в формовочный цех, где из неё на специальных прессах получают ложки и наносят на них рисунок. Процесс этот автоматический.

Используются природные богатства: железная руда.

Трудятся: работники добывающей промышленности, металлурги, прессовщики, операторы автоматических станков.

История ложки: происхождение и эволюция

В европейской культуре без ложки никто не может обойтись. Ее производят из разных материалов. Размер и форма столового предмета зависит от его назначения: кофейная, чайная, десертная. Мы сразу понимаем, чем будем есть то или иное блюдо, и даже не задумываемся, кто этот предмет изобрел и когда он приобрел привычный для нас внешний вид.



История и эволюция ложки

Одно известно точно, что ложка появилась гораздо раньше вилки. Ею можно есть как твердую, так и жидкую пищу, а вилкой – только твердую.



Древний мир

Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо них удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл.

Раскопки подтвердили, что в Древнем Египте использовали столовые приборы еще в пятом веке до нашей эры, – были найдены похожие изделия из камня. Древние греки изготовляли ложки из перламутровых раковин. Археологи находили подобия столовых предметов из рогов животных и рыбьих костей, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Во время расцвета римско-греческой цивилизации появились бронзовые и серебряные приборы, используемые для поедания пищи.



Средневековье

На Руси ложки стали применять на несколько столетий раньше, чем в остальных странах Европы. В летописях упоминается заказ князя Владимира (Х век) мастерам на изготовление ложек из серебра для всей своей дружины. К этому времени на Руси деревянные ложки уже использовались повсеместно. В некоторых семьях умельцы сами себе изготавливали приспособления для поедания пищи. Но в большинстве случаев пользовались продукцией мастеровых-ложкарей. В качестве материала применялись: осина, клен, береза, липа, слива, яблоня. Это были простые и практичные изделия. Резными и расписными они стали гораздо позже.



Эпоха Возрождения

В XV веке, кроме бронзы и серебра, стали изготавливать столовые предметы из меди и латуни. Металл по-прежнему считался привилегией богатых людей, бедные пользовались деревянными изделиями.



Эпоха Просвещения

Петр Первый ходил в гости со своими столовыми приборами. Следуя его примеру, на Руси закрепился обычай: собираясь в гости, брать с собой ложку. В XVIII веке, когда был открыт алюминий, первые столовые приборы из этого металла подавались только уважаемым гостям, остальные ели с помощью серебряных приспособлений. В этом же столетии круглые ложки обрели привычный и удобный овальный вид. Кроме того, закрепившаяся мода пить чай стала причиной производства столовых приборов разных размеров. К этому времени относят появление чайных ложек, а немногим более – и кофейных.

Мода в одежде на длинные рукава тоже сыграла свою роль в преобразовании столовых приборов – возникла необходимость в более длинной ручке, что сделало этот предмет похожим на современный.


XIX век

Немец Э. Гейтнер первым в Европе (1825 г.) стал выпускать столовые приборы из сплава меди, цинка и никеля, он назвал его аргентаном. Сплав стоил дешевле серебра, поэтому его стали применять для своей продукции многие европейские фабриканты. Сегодня такие ложки называют мельхиоровыми, и они до сих пор не утратили своей популярности.


ХХ, XXI век

Открытие нержавеющей стали в начале прошлого века стало переломным моментом в истории столовых приборов. Теперь этот металл лег в основу 80% всех ложек на планете. Хром, вошедший в состав изделия, уберегает его от коррозии.

Сегодня ложки производят из различных металлов и сплавов, но столовое серебро по-прежнему остается в почете.



Интересные факты



Люди верили и в другие приметы, связанные со столовым прибором:

  • положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу;
  • ложка упала со стола – ждите в гости женщину, нож уронили – придет мужчина;
  • лишний столовый прибор оказался на столе во время семейного обеда – будет гость;
  • нельзя стучать по столу ложкой – придет беда;
  • тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.

Столовый предмет играл свою роль и в студенческой жизни прошлого. В XIX веке молодые люди, получающие образование в Казанском университете, перед каждым экзаменом клали чайные ложки под шкаф, чтобы успешно пройти испытания. Трудно сказать, какой смысл вкладывался в данную примету, но студенты верили, что она работает. В Кембриджском университете ложка использовалась по другому поводу: из дерева вырезали грандиозный столовый прибор размером почти в человеческий рост и дарили самому отсталому студенту в знак утешения.


Знаменитый мастер сюрреализма Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника. Он придавал большое значение дневному сну, но не хотел тратить на него слишком много времени. Засыпая в любимом кресле, художник держал в руках столовый предмет. Когда он падал, Дали просыпался от звука. Этого времени ему хватало, чтобы восстановить силы для продолжения работы.

Такой небольшой предмет, как ложка, имеет длинную историю и является незаменимым атрибутом нашей жизни.

В следующем видео вас ждет история ложки в картинках.

Читайте также: