Сообщение о лидерах якобинцев марат дантон робеспьер

Обновлено: 30.06.2024


С самого начала французская буржуазия и ее политические представители стремились заключить сделку с оппозицией. Они опасались, что массы не остановятся на отмене феодальных привилегий аристократии, а предпримут наступление на саму собственность.

В то время как политические вопросы в правительстве затягивались, угроза контрреволюции снова подтолкнула массы к действию. Герцог Брунсвикский, возглавлявший вторгшиеся армии, издал манифест, угрожавший местью, если королю и королеве будет причинен какой-либо вред.

Это была не пустая угроза.

По всей Франции группы роялистов, хорошо снабженные деньгами и оружием, ждали сигнала, чтобы нанести удар по революции в ее тылу. Уже в 1791 и 1792 годах произошли восстания роялистов в Перпиньяне, Арле, Лозере, Виварии, Иссинго и Вандее.

Уверенный в успехе король, наконец, устроил то, что было равносильно парламентскому перевороту, отправив в отставку министерство жирондистов 13 июня 1792 года. Были подготовлены все условия для монархического переворота.

Несомненно, вступление австрийской и прусской армий в Париж в сопровождении эмигрантов-роялистов предвещало бы бойню в таких масштабах, что последующий революционный террор выглядел бы как чаепитие.

Однако вскоре положение революции снова было спасено.

Под давлением масс правительство отстранило короля и приняло ряд прогрессивных законов. Всеобщее избирательное право для мужчин было, наконец, завоевано. Земли эмигрантов конфисковывались для продажи небольшими партиями, хотя на практике большинство из них продавалось богатым.

Тем не менее августовское восстание стало важным поворотным моментом.

Своими действиями массы показали, что они потерпят не что иное, как коренное и отраслевое преобразование общества. Старая основа для компромисса была разрушена. Умеренные жирондисты были вынуждены прервать тайные переговоры с королем. Все формы правления, партии и институты были брошены в плавильный котел.

Подъем якобинцев

Какими бы мрачными ни были эти события, их можно понять только в свете ужасной опасности, нависшей над революционным Парижем. Более поздний опыт контрреволюционного Термидора в 1794 году и Белого террора, последовавшего за побежденной революцией 1848 года и Парижской коммуной 1871 года, показывает, какой кровавой бойни можно было ожидать, если бы реакция восторжествовала.

В отличие от бесчисленных жертв термидорианского террора, убитых без суда, по крайней мере, якобинцы импровизировали трибуналы, перед которыми заключенным аристократам давали шанс защитить себя. И это не было полной формальностью, как утверждалось. В то время как 1 465 заключенных были убиты, 1 335 были оправданы – факт, который вряд ли упоминается авторами, стремящимися изобразить парижан как кровожадных монстров.

Сентябрьские массовые убийства представляли собой отчаянный акт самообороны революционного Парижа, спонтанную акцию, призванную вселить ужас в сердца врагов.

Казнь короля и противостояние якобинцев и жирондистов

Под влиянием августовского восстания и сентябрьских массовых убийств жирондисты, которые в любом случае были формальными республиканцами, проголосовали вместе с якобинцами за отмену монархии.

Отвергнув тактику затягивания жирондистов, Конвент небольшим большинством голосов проголосовал за казнь. Революция сожгла все мосты.

По словам Дантона:

Поражение аристократии и свержение монархии августовским восстанием 1792 года, кристаллизовали классовые противоречия внутри революционного лагеря. По мере продвижения революции, наиболее колеблющиеся элементы Конвента резко сдвинулись вправо, в то время как якобинцы под давлением масс переместились влево. Открытый раскол стал неизбежным.

Это отражало усиление классовой войны.

Движение достигло своего пика с 31 мая по 2 июня 1793 года.

В зал для дебатов Конвента вторглась масса людей, требовавших изгнания депутатов-жирондистов. Это восстание ознаменовало решительную победу революции: триумф наиболее революционного крыла, основанного на плебейских массах в Париже, против реакционной буржуазии и ее агентов-жирондистов.

Окончательная победа революции и террор

Выход масс на сцену был вызван отчаянной ситуацией для революции, которую можно сравнить только с самыми мрачными годами Гражданской войны в России после 1917 года, когда советское правительство подверглось нападению 21 иностранной армии и когда на одном из этапов большевики контролировали только лишь территорию вокруг Петрограда и Москвы.

Испанская армия пересекла Пиренеи. Пруссаки вторглись с востока. Тулон был вероломно сдан англичанам. В регионе Вандея началось кровавое восстание, угрожавшее Нанту. Жирондисты устраивали восстания в провинциях на стороне контрреволюции. Марсель и Лион также сдались врагу.

Французская революция, особенно в ее кульминационный момент 1793–1794 годов, была великой войной за социальное освобождение, которую французский народ вел вопреки невероятным обстоятельствам. Они противостояли могущественным и многочисленным врагам, как внутри, так и снаружи. Против них были выставлены великие державы Европы. И все же, несмотря ни на что, им удалось отстоять революцию.

Такая победа была бы немыслима, если бы не концентрация власти в руках наиболее решительных и дерзких элементов революционной демократии. Комитет общественной безопасности, созданный Конвенцией, действовал как передний край войны против внутренней реакции.

До тех пор, пока террор был направлен против агентов старого режима и врагов революции, он играл необходимую и прогрессивную роль в контексте крайне опасной ситуации на внутреннем фронте.

Без сомнения, эксцессы были, например, в Нанте и Лионе, при печально известном Жозефе Фуше, который позже стал агентом термидорианской, бонапартистской и даже роялистской реакции и миллионером с титулом герцога Отранто.

В любом случае террор был лишь одной из черт непримиримой войны, развязанной революцией. Гораздо важнее была невероятная и беспрецедентная мобилизация всей нации, которая и была секретом успеха, который казался невозможным.

Чтобы убедить народ сражаться, якобинцы пошли на уступки требованиям масс. Конституция 1793 года была первой по-настоящему демократической конституцией – прямым завоеванием масс в борьбе. Неважно, что эта конституция в сложившихся условиях так и не была в действительности введена в действие. На практике массы уже навязали свою собственную прямую революционную демократию.

Партия якобинцев на вершине

Под давлением масс якобинцы довели буржуазную революцию до ее пределов и в некоторой степени даже за них, вторгнувшись в частную собственность. Это ни в коем случае не являлось социалистической тенденцией в якобинизме, твердо стоявшей на почве буржуазной собственности, а лишь желанием примирить полупролетарские слои, часть которых, несомненно, хотела пойти дальше.

Вершина революции и ее упадок

Эти меры получили восторженное одобрение масс, став ключом к военной победе.

И какая это была победа?

Мир никогда прежде не видел зрелища народа, поднявшегося с оружием в руках. Подмастерья, пахари, кузнецы, рабочие бросились откликаться на призыв, и изумленная Европа смотрела, как эта оборванная армия необученных добровольцев продолжала наносить поражение за поражением хорошо подготовленным полкам Англии, Пруссии, Австрии и Испании.

То, что перевернуло чашу весов, помимо умелого командования, было, прежде всего, моральным духом революционного солдата.

К концу 1793 года враг был практически вытеснен с французской территории. Революция торжествовала на всех фронтах. Феодальные повинности были окончательно отменены без какой-либо компенсации. В июне 1793 года Конвент принял жизненно важный закон, который произвел настоящую аграрную революцию, вернув крестьянам всю землю, отнятую у сельских общин. Торжество крестьянина было полным. Власть аристократии была сломлена.

Но как раз в тот момент, когда революция достигла своего пика, она начала отступать.

С революционной диктатурой якобинцев буржуазная революция достигла пика и вышла за свои пределы. Идти дальше означало бы угрожать буржуазной собственности. Это не входило в планы Робеспьера и других якобинских лидеров.

Буржуазная революция отличается от социалистической революции так же, как капиталистическая система отличается от социализма. Законы движения, управляющие капитализмом, не зависят от сознательной воли правящего класса. Капитализм как бы регулирует сам себя посредством слепой игры рынка. Следовательно, для его воплощения не требуется сознательной и научной программы.

Напротив, яростные страсти и революционная энергия, необходимые для свержения старого режима, никогда не могли бы быть вызваны обращением к ценностям рынка, морали грабителей денег и отвратительной реальности наемного рабства для многих.

Социалистическая революция может быть осуществлена только сознательной деятельностью масс, борющихся за свое самоосвобождение. Напротив, буржуазная революция, по сути, передача власти от одного привилегированного меньшинства к другому, всегда должна основываться на иллюзиях. Английские буржуа XVII века считали себя избранниками Божьими, борющимися за установление правления святых на земле. Их французские эквиваленты почти 150 лет спустя апеллировали к разуму и говорили о свободе, равенстве и братстве. Но при конкретном развитии производительных сил эти идеальные формы могли быть наполнены, в конечном счете, только капиталистическим содержанием.

Победа якобинства, наиболее последовательного и революционного крыла мелкой буржуазии, столкнула лидеров революции с противоречиями между стремлениями пробужденных городских масс и объективными пределами буржуазной революции. Само якобинство было уничтожено этим противоречием.

Крах якобинцев

Часть из якобинцев, что были вокруг Дантона и Десмулена, хотели остановиться, сосредоточив огонь на продолжающемся терроре.

Другая фракция, группировавшаяся вокруг Эбера и Ру, представляла крайнее плебейское левое крыло якобинизма, основанное на Парижской коммуне. Это крыло одержало верх и поддерживало террор и реквизиции, которые они рассматривали как оружие против богатых. Растущая сила ярости после падения жирондистов начала пугать лидеров якобинцев, подталкивая Робеспьера и Дантона к временному и нестабильному союзу.

С другой стороны, когда угроза контрреволюции была устранена, имущие классы, включая теперь значительную часть крестьянства, отреагировали на годы бурь. Богатые требовали порядка и защиты от парижан. Средние слои – жаждали тишины и покоя, чтобы продолжить работу по обогащению самих себя. Внутри Конвента бывшие сторонники жирондистов, колеблющийся центр, запуганные и молчаливые в предыдущий период, стали беспокойными.

Робеспьер пытался балансировать между фракциями и группами. Но неизбежно он выступил в пользу имущих классов.

К началу 1794 года массы были измотаны четырьмя долгими годами боев. Продолжающийся крах бумажной валюты, длинные очереди, нехватка хлеба и общая бедность резко контрастировали с коррупцией в высших эшелонах власти. Правда, Робеспьер все еще жил в столярном доме на улице Сент-Оноре, а Сен-Жюст обедал куском хлеба и несколькими ломтиками сосисок, все еще сидя за своим столом.

Недовольство было распространено среди парижской бедноты и рядовых якобинцев. Они контролировали клуб Кордельеров и старую базу Дантона, а также открыто говорили о праве на восстание. Но классовый баланс сил уже решительно изменился против них.

Поскольку власть была сосредоточена в руках Комитета общественной безопасности, независимо функционирующие секции представляли потенциальную угрозу власти якобинцев. Поэтому они предприняли шаги по подчинению 40 000 революционных секций Комитету общественной безопасности, который начал чистку против левых, тем самым подорвав базу поддержки масс.

В марте 1794 года Хеберт и 19 его последователей были внезапно арестованы и казнены. Массы, измученные и дезориентированные, на этот раз не смогли отреагировать.

Это событие в целом рассматривалось как конец революции.

Хотя Робеспьер попытался уравновесить это ударом по правым якобинцам, казнив Дантона и его сторонников, маятник начал необратимо качаться вправо.

Как только страх перед парижанами был устранен, баланс сил внутри Конвенции быстро изменился. Часть якобинцев перестала поддерживать Робеспьера, тем самым оставив его в изоляции. Раскол отразился и на самом Комитете общественной безопасности

Государственный переворот 9-го Термидора (27 июля) 1794 года был неизбежным результатом. Почувствовав волну недовольства, охватившего теперь все классы, фракция недовольных якобинцев восстала против Робеспьера.

Однако в ночь на 10-е Термидора Робеспьера спасли и доставили в Парижскую коммуну. Но этот шаг лишь отсрочил неизбежное. На этот раз массы не отреагировали ни на что, и относительно небольшие силы, которыми командовал Конвент, смогли снова захватить Робеспьера и его сторонников, и немедленно казнить их без суда.

Подытог

За несколько лет Франция прошла путь от абсолютной монархии через конституционную монархию к буржуазной республике.

После июля 1794 года она вернулась к директории, бонапартизму и, наконец, после поражения Наполеона при Ватерлоо в 1815 году – к абсолютной монархии.

Французская революция ознаменовала решающую социальную и политическую трансформацию: сокрушение власти аристократии, радикальное очищение авгиевых конюшен феодализма и распределение земли миллионам мелких крестьянских собственников. Несмотря на все превратности политической надстройки, основные социальные завоевания революции остались.

Якобинец – это участник политической партии (Якобинского клуба) времен Великой французской революции.

якобинец это

Зарождение движения

Якобинский клуб был образован депутатами Национального собрания из бретонской фракции. Проводили они свои заседания в стенах монастыря святого Якова в Париже. Отсюда и пошло название партии якобинцев. Своих последователей они имели и в провинции, где было создано много более мелких клубов. Дата снования – июнь 1789 года. Якобинский клуб был одним из самых влиятельных в то время и оказал огромное влияние на развитие и движение французской революции.

якобинцев диктатура

Состав клуба

В него входили три крыла, или фракции:

1. Правое, возглавляемое Дантоном, адвокатом и будущим министром юстиции Франции.

2. Левое, лидером которого был известный врач и журналист радикальных взглядов Марат, ярый сторонник развязанного якобинцами террора.

3. Центр – во главе стоял Максимилиан Робеспьер, блестящий оратор и адвокат по профессии.

Таким образом, якобинец – это один из участников революционного движения, подавляющее большинство которых были хорошо образованными людьми.

В самом начале своего возникновения якобинцы были за введение в стране конституционной монархии. Выступая в Конвенте, они отстаивали единство государства, укрепление национальной безопасности, но при этом призывали к жесткому внутреннему террору по отношению к противникам Франции и тем, кто пытается расколоть государство изнутри.

лидер якобинцев

Максимилиан Робеспьер – лидер якобинцев

Он родился в семье потомственных юристов. Рано потеряв мать и отца, бросившего семью, Робеспьер воспитывался дедом по материнской линии, пивоваром, который хотел сделать из него рабочего, будучи уверенным, что профессия адвоката достатка не принесет. Но учителя мальчика, видя его талант к учебе, обратились за помощью к влиятельным лицам города, и Робеспьер получил стипендию, которая дала ему возможность обучения в парижском лицее. После окончания учебы он возвращается в родной город и погружается в политическую жизнь. Благодаря прекрасному ораторскому искусству Робеспьер избирается в число депутатов Генеральных штатов от своего города и возвращается в Париж.

Блестящие речи молодого провинциала вскоре привлекают внимание, к словам Робеспьера начинают прислушиваться.

политика якобинцев

С начала революционных событий во Франции он принимает в них самое деятельное участие, выступает за разрешение заниматься общественной деятельностью актерам, гугенотам и евреям, за отмену рабства в колониях и за вето на смертную казнь во Франции.

Со времени создания Якобинского клуба Робеспьер становится одним из его основных лидеров. После свержения монархии и объявления Франции независимой и неделимой республикой он занимает одно из ведущих положений в Национальном Конвенте.

Политика якобинцев после прихода к власти

В Национальном Конвенте основными противниками Якобинского клуба были жирондисты. Якобинец – это член радикального политического клуба, а значит, ему не по пути с теми, кто настроен менее решительно. Жирондисты были против казни короля, боясь, что она откроет путь террору в стране. Не отличаясь ораторскими талантами и организованностью, борьбу за власть они проиграли. В 1793 году, после обвинительной речи в Конвенте Робеспьера, они были преданы суду и казнены.

После прихода к власти якобинцев диктатура их партии приобрела особенно грозный размах. Был создан Комитет общественного спасения. Возглавил его Робеспьер. Во все части страны отправлялись уполномоченные для действий на местах. Все силы якобинцы бросили на отражение интервенции и решение экономических проблем. За спекуляцию была введена смертная казнь, принудительно изымались хлеб и зерно, были установлены твердые цены на наиболее важные продукты.

В короткие сроки благодаря решительным действиям якобинцев удалось создать боеспособную французскую армию и устранить угрозу интервенции. Экономические же реформы положения не улучшили. Среди самих якобинцев начался раскол. Буржуазия была недовольна жесткой политикой, народ требовал дальнейших реформ. Робеспьер, пытаясь удержать власть в стране с помощью террора, вскоре сам стал его жертвой. Он и его ближайшие соратники были казнены в 1794 году. После этого диктатура якобинцев пала.

якобинец это

Заключение

Слово имеет еще одно значение. Якобинец – это вольнодумец или человек, мыслящий революционно. В XVIII-XIX веках это слово было довольно популярным. В настоящее время оно редко употребляется.


Якоби́нцы (фр. Jacobins ) — участники Якобинского клуба (club des Jacobins), французского политического клуба эпохи революции, — установившие свою диктатуру во Франции в 1793—1794 годах.

Клуб образовался в июне 1789 на базе бретонской фракции депутатов Национального собрания и получил своё название от места проведения заседаний клуба в доминиканском монастыре святого Якова на улице Сен-Жак в Париже. Якобинцами считались члены самого клуба, а также члены провинциальных клубов, тесно связанных с основным. Клуб имел громадное влияние на ход французской революции 1789 г.: революция росла и развивалась, падала и исчезла в связи с судьбой этого клуба. Во время своего правления якобинцы провели ряд радикальных реформ и развернули массовый террор. Партия якобинцев включала:

  • правое крыло, лидером которого был Дантон,
  • центр, возглавляемый Робеспьером,
  • левое крыло, во главе с Маратом (а после его смерти Эбером и Шометтом).

До 1791 года члены клуба были сторонниками конституционной монархии. Якобинцы (преимущественно сторонники Робеспьера) участвовали в Конвенте, где выступали за единство страны, укрепление национальной обороны перед лицом контрреволюции и жёсткий внутренний террор; к 1793 году стали в нём наиболее влиятельной силой. Свергнув жирондистов 2 июня 1793 года, позже расправившись с эбертистами и дантонистами, якобинцы имели сильное влияние на умы парижан вплоть до падения Робеспьера в результате переворота 9 термидора (27 июля 1794 года). После гибели вождей якобинцев, преследований якобинцев термидорианцами и поднявшими голову после Термидора - роялистами, Якобинский клуб был закрыт в ноябре 1794 года. Девизом "Общества друзей республики единой и неделимой" (официальное название Якобинского клуба) был девиз "Vivre libre ou mourir" - "Жить свободно или умереть".

Начиная с XIX века термин употребляется не только для обозначения членов клуба и их союзников, но и как название радикального политического течения.

Содержание

История клуба

Зарождение

Колыбелью Якобинского клуба был Бретонский клуб, то есть совещания, устроенные несколькими депутатами третьего сословия Бретани по прибытии их в Версаль на Генеральные штаты ещё до их открытия.



На самом деле политическим идеалом тогдашнего якобинского клуба была конституционная монархия, как её понимало большинство Национального собрания. Они называли себя монархистами и признавали своим девизом закон.

Организация клуба

С точностью дата открытия клуба в Париже — в декабре 1789-го или январе следующего года — не известна. Устав его был составлен Барнавом и принят клубом 8 февраля 1790 г.

Не известно (так как сначала не велись протоколы заседаний), когда стали принимать в число членов посторонних, то есть не-депутатов.

Когда число членов разрослось, организация клуба значительно усложнилась. Во главе стоял председатель, избиравшийся на месяц; при нём было четыре секретаря, двенадцать инспекторов, и, что особенно характерно для этого клуба, четыре цензора; все эти должностные лица избирались на три месяца: при клубе было образовано пять комитетов, указывающих на то, что самый клуб принял на себя как бы роль политического цензора по отношению к Национальному собранию и Франции — комитеты по представлению (цензуре) членов, по надзору (Surveillance), по администрации, по докладам и по переписке. Сначала заседания происходили три раза в неделю, затем ежедневно; публика стала допускаться на заседания лишь с 12 октября 1791 г., то есть уже при Законодательном собрании.



Некоторые из его членов носили известные имена: врач Кабанис, учёный Ласепед, литератор Мари-Жозеф Шенье, Шодерло де Лакло, живописцы Давид и Карл Верне, Лагарп, Фабр д'Эглантин, Мерсье. Хотя с большим наплывом членов умственный уровень и образование прибывающих понижались, однако парижский Якобинский клуб до конца сохранил две первоначальных черты: докторальность и некоторую чопорность по отношению к образовательному цензу. Это выразилось в антагонизме по отношению к клубу Кордельеров, куда принимались люди без образования, даже безграмотные, а также в том, что самое вступление в Якобинский клуб обусловливалось довольно высоким членским взносом (24 ливра ежегодно, а при вступлении ещё 12 ливров).

Отпадение фельянов

Из-за бегства короля и его задержания в Варенне в клубе произошли разногласия, вызвавшие раскол между членами клуба; более умеренные из них во главе с Барнавом, Дюпором и Александром Ламетом в большом числе вышли из клуба и основали новый, под названием Клуб фельянов. Приверженцы этого направления составили потом правое крыло в Законодательном собрании. Между тем по образцу парижского Якобинского клуба стали возникать подобные клубы в других городах и даже в деревнях: их было около тысячи; все они вступили в переписку и сношения с парижским, признавая себя его филиалами (affiliations).



Отпадение жирондистов



После ухода фельянов из Якобинского клуба в последнем в начале 1792 года возник новый раскол; в нём выделились две партии, которые позже боролись в Конвенте под названиями жирондисты и монтаньяры; сначала эта борьба выглядела как соперничество двух вождей — Бриссо и Робеспьера.

Разногласие между ними и их приверженцами особенно ярко обнаружилось в вопросе об объявлении войны Австрии, за что выступал Бриссо. Личные отношения и соперничество партий ещё более обострились, когда Людовик XVI согласился сформировать министерство из людей, близких к кружку депутатов Жиронды.

Свержение монархии. Радикализация клуба

Восстание 10 августа, приведшее к свержению монархии, останется непонятным тому, кто не знает деятельности Якобинского клуба с 28 июня по 10 августа.

Участие в Национальном Конвенте





С другой стороны, Якобинский клуб отстаивает правительственную, то есть свою политику и слева, то есть против крайних революционеров, очагом которых продолжает быть клуб кордельеров, но которые нередко переносят борьбу в заседания самого Якобинского клуба. Хотя составленная якобинской партией в конвенте конституция 1793 г. нашла себе горячих защитников в Якобинском клубе, она вовсе не соответствовала настоящей цели главных вождей этой партии. Якобинцы провели и отстаивали её для того, чтобы устранять конституцию, составленную Жирондинцами на почве непосредственного народовластия. Якобинская конституция была несколько умереннее в этом отношении, но все же и она предоставляла верховную власть народным массам — а это вовсе не входило в планы Якобинцев. Представляя собой меньшинство в стране, они не желали выпустить власть из своих рук. Захват власти якобинцами вытекал не только из их положения: он был следствием их политического темперамента и условием для осуществления их политических идеалов.

Только с помощью неограниченной власти они могли удовлетворить своей злобе против ниспровергнутого революцией порядка и связанных с ним интересов людей; только с помощью кровавого деспотизма они могли навязать Франции свою социальную программу. Наступил тот кризис в истории революции, который разбивает её на две противоположные по духу половины — эпоху стремления к свободе, перешедшей в анархию, и эпоху стремления к централизации власти, перешедшей в террор. В этой перемене фронта революции Якобинский клуб сыграл выдающуюся роль, подготовляя кризис, внушая партии и конвенту соответствующие меры и отстаивая новую программу в Париже и в провинциях через свои разветвления. Самый клуб действовал большей частью под внушением Робеспьера.

Диктатура якобинцев и террор



В ночь на 2 июня 1793 года десятки тысяч вооружённых парижан и отряды национальной гвардии окружили Конвент. Жерла пушек были направлены в зал, где заседали депутаты. Под угрозой расстрела на месте, депутаты Конвента приняли решение об удалении из его состава жирондистов. Многие из них были позднее арестованы, часть — казнена. Власть перешла к якобинскому клубу и к его вождям — Робеспьеру, Марату, Дантону. С новой силой заработали чрезвычайные суды — революционные трибуналы. Летом 1793 года был убит Марат.

9 октября 1793 года был взят Лион. Конвент принял декрет, по которому Лион должен был быть разрушен. Почти всех оставшихся в городе людей вывезли из Лиона и расстреляли.

9 термидора. Агония клуба

Роспуск клуба

Роль Якобинского клуба во французской революции

Политическое течение

Политическое революционное течение радикального толка — якобинизм — пережило Якобинский клуб и продолжает жить в истории.

См. также

Примечания

Литература

(кроме вышеупомянутых газет Якобинского клуба):

Художественная литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Политические группировки периода Французской революции
  • История XVIII века
  • Революционеры Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Якобинцы" в других словарях:

ЯКОБИНЦЫ — Члены политического клуба, образовавшегося в 1780 г. и собиравшегося в монастыре ордена Якова, откуда и пошло это название; учение их, состоящее в демократической тирании, было причиной превращения их имени в нарицательное название ярых… … Словарь иностранных слов русского языка

ЯКОБИНЦЫ — в период Французской революции кон. 18 в. члены Якобинского клуба, оставшиеся в его составе после выхода из него в 1792 жирондистов. Вожди якобинцев: М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Дантон, Л. А. Сен Жюст и др. В период якобинской диктатуры (1793… … Большой Энциклопедический словарь

ЯКОБИНЦЫ — ЯКОБИНЦЫ, в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен Жюст и др. 11 ноября 1794 клуб… … Современная энциклопедия

Якобинцы — в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 г. жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен Жюст и другие. 11 ноября 1794 г. клуб… … Исторический словарь

Якобинцы — (Jacobin), в период Французской революции члены знаменитого Якобинского клуба, основанного на базе Бретонского клуба; открылся после созыва Генеральных штатов в 1789 г. Назван по месту заседаний в быв. Якобинском (доминиканском) монастыре в… … Всемирная история

Якобинцы — ЯКОБИНЦЫ, в период Французской революции конца 18 в. члены Якобинского клуба в Париже, оставшиеся в его составе после выхода из клуба в 1792 жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж.П. Марат, Ж. Дантон, Л.А. Сен Жюст и др. 11 ноября 1794 клуб… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

якобинцы — в период Французской революции конца XVIII в. члены Якобинского клуба, оставшиеся в его составе после выхода из него в 1792 жирондистов. Вожди: М. Робеспьер, Ж. П. Марат, Ж. Дантон, Л. А. Сен Жюст и др. В период якобинской диктатуры (1793 94)… … Энциклопедический словарь

Якобинцы — политическая партия во Франции, в эпоху Великой Французской Революции 1789 г., получившая свое название от клуба, находившегося в монастыре св. Якова. Якобинская партия по своему социальному составу и политической программе была не однородна, она … Исторический справочник русского марксиста

Якобинцы — в период Великой французской революции члены Якобинского клуба (См. Якобинский клуб), выражавшие интересы революционно демократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейскими массами; они представляли собой оставшуюся … Большая советская энциклопедия

ЯКОБИНЦЫ — в период Французской буржуазной революции конца 18 века члены Якобинского клуба, остававшиеся в его составе после выхода из этого клуба в окт. 1792 жирондистов (с этого времени стал широко употребляться термин Я. ); реально же размежевание Я. и… … Советская историческая энциклопедия

Почему якобинцев так называли? Кто из их лидеров погиб на гильотине? Как они повлияли на историю России?

Фото Кто такие якобинцы? Почему ими восхищался Ленин?

Якобинцы – участники политического Якобинского клуба времен Великой французской революции. Свое название они получили по имени монастыря святого Якова в Париже, где собирались участники клуба. Они отличались от других партий непримиримой революционностью и жестокостью.


Кадр из игры Assassin’s Creed Unity о Великой французской революции. Фото: Wikimedia

С июня 1793 по июль 1794 года они фактически возглавляли революционную Францию. Этот период называется Якобинской диктатурой. Она запомнилась казнями и террором и завершилась тем, что на гильотину отправились сами ее лидеры.

Именно с якобинцев и их революционных методов брал пример Владимир Ленин во время Русской революции.

Раскол умеренных сил

Французская революция началась в мае 1789 года. 14 июля пала Бастилия, затем власть взяло в свои руки Национальное собрание из представителей буржуазии (третьего сословия), просвещенного дворянства и духовенства. Оно отменило привилегии и провозгласило равенство всех граждан, в том числе короля, перед законом. Страна начала трансформироваться из абсолютной в конституционную монархию. Это процесс завершился в сентябре 1791 года принятием Конституции.


Картина Жак Луи Давида "Клятва в зале для игры в мяч 20 июня 1789 года" - рождение Национального собрания. Фото: Wikimedia Все это время политическая жизнь в стране и ее столице бурлила. Первоначально в парижский монастырь св. Якова приходили все яркие политики. Однако вскоре от него откололось умеренное крыло, где был дворянин и отец революции Мирабо, глава армии генерал Лафайет, идеолог третьего сословия католический аббат Сийес, мэр Парижа и астроном Байи, математик Кондорсе, молодой дворянин Талейран. Они образовали свой клуб. Со смертью Мирабо в апреле 1791 года он утратил влияние.

В Якобинском клубе остались так называемые конституционалисты – более свободолюбивое, но все еще не радикальное крыло революционеров. Среди них были братья Ламет, Барнав, Дюпор.


Все изменила неудачная попытка короля Людовика XVI бежать из страны в июне 1791 года. Революционно настроенные граждане поняли, что глава государства не разделяет революционных идей новой страны и не готов мириться с ограничением собственной власти. Это привело к политическому кризису, который завершился расстрелом антимонархической демонстрации на Марсовом поле.

Конституционалисты покинули якобинцев и образовали собственный Клуб фельянов. В него перешло и большинство провинциальных ячеек якобинцев. Возрождать Якобинский клуб пришлось немногим оставшимся в нем радикалам, лидером которых стал Максимилиан Робеспьер.

Кровавые радикалы

Робеспьер изначально провозгласил самые радикальные лозунги. Он требовал окончательного свержения короля и установления республики. Когда он стал лидером якобинцев, к ним перешли убежденные республиканцы из клуба кордельеров. Среди них были журналист Жан Поль Марат, оратор Жорж Дантон и лидер восстания 14 июля 1789 года Камиль Демулен.


Жорж Дантон. Фото: Wikimedia

Радикальные якобинцы стали подтачивать неустойчивое правительство, требуя низвергнуть короля. Эти настроения вылились в восстание 10 августа 1792 года. Монарх был свергнут, в стране установилась республика. В сентябре по стране прокатились первые массовые репрессии, венцом которых стали расправы в парижских тюрьмах. Их подогревали в том числе якобинцы.

Тогда же открылся Национальный Конвент – новый верховный орган власти. Из более чем 700 депутатов от всех регионов страны почти 400 составляло так называемое болото – колеблющиеся законодатели, не знавшие, кому отдать свой голос. На противоположных флангах заседали умеренная республиканская партия жирондистов и радикальная – монтаньяров (якобинцев). Первая была особенно сильна в провинции, вторая – в Париже.


Казнь Людовика XVI. Фото: Wikimedia В январе 1793 года Конвент большинством голосов (380 против 310) осудил Людовика XVI к смерти на гильотине. Это стало победой монтаньяров над жирондистами. Со временем их конфликт лишь обострялся. Жирондисты обвиняли якобинцев в том, что они стремятся к диктатуре. Те отвечали, что жирондисты предают революцию и хотят восстановления старого порядка.

Большой террор

Восстание 31 мая – 2 июня 1793 года положило конец этому противостоянию. Тысячи парижских санкюлотов (челяди) окружили Конвент и арестовали жирондистов. Многие их лидеры были казнены. Обновленный Конвент принял новую Конституцию. В ответ жирондистка Шарлотта Корде зарезала лидера якобинцев Марата.


Жак Луи Давид "Смерть Марата". Фото: Wikimedia Это убийство спровоцировало Якобинский террор по всей стране. Якобинцы сформировали правительство и взяли всю власть в свои руки. Они мобилизовали все ресурсы страны на отпор врагам революции – Австрии, Пруссии, Испании, Англии. Была введена всеобщая мобилизация и продразверстка.

По стране прокатилась невиданная до этого волна террора. Осенью 1793 года были жестоко подавлены жирондистские восстания в Лионе, Марселе, Тулоне, Бордо. На подавление мятежного региона Вандея послали революционные "отряды смерти", которые уничтожали всех на своем пути. Были казнены королева Мария-Антуанетта, бывший мэр Парижа Байи, конституционалист Барнав, поэт Андре Шенье, любовница Людовика XV мадам Дюбарри, герцог Филипп Эгалите, лидеры жирондистов Верньо, Жансонне, Бриссо, супруги Ролан. Химика Лавуазье казнили с формулировкой “Республике не нужны ученые”.


Подавление восстания в Лионе, декабрь 1793 года. Фото: Wikimedia Раскол в стане революционеров продолжался. Самых рьяных из них во главе с Эбером стали называть эбертисты или “бешеные”. Более умеренное крыло сформировалось вокруг Дантона и Демулена. Робеспьер решил не церемониться ни с теми, ни с другими. 24 марта 1794 года он расправился с эбертистами, а 5 апреля на гильотину пошли дантонисты.


При чем здесь Ленин?

История якобинцев – это история всей французской революции, т.е. постепенная радикализация протеста. Если сначала они требовали ограничения власти короля, то затем его свержения, потом смерти, а в конце и вовсе установления тотальной революционной диктатуры и подмены Бога высшим существом. Усиливающийся вихрь революции сметал все на своем пути, в том числе и тех революционеров, кто не успевал за ним. Потому и стали говорить, что революция пожирает своих детей.


Готовность идти до конца, не разбирая средств, - именно это привлекало Ильича в якобинцах. Он прямо писал, что они довели до конца революционную идею, “дойдя до республики полной свободы”. “Буржуазно-демократическая революция была доведена до конца революционным народом, на короткое время вырвавшим власть в лице якобинцев ”, - писал он.

Ленин рассматривал Якобинский террор не как тупиковый этап Великой французской революции, но как ее вершину. Именно по французским лекалам он совершил свой переворот 25 октября 1917 года и устроил Красный террор. Ленин победил в Гражданской войне именно потому, что не останавливался перед кровью и террором ради победы революции. Этому он научился у якобинцев.

Читайте также: